Когда фрегат адмирал горшков вступит в строй. Фрегат «Адмирал Горшков»: Когда лучшее не враг хорошему. Оружие и носитель

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига - фрегат « Адмирал Горшков » , головной сторожевой корабль 2 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года. Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего.

Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению. Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат "Адмирал флота Касатонов" >>

Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением. И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле - нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки».

« В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии », - говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. - Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек.

Тихоокеанский флот >>

Корабли проекта 22350 - серия многоцелевых фрегатов дальней морской зоны. Они были разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) в первой половине 2000-х годов.

«Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922 - бортовой номер 431) заложен 26 ноября 2009 года, выведен из эллинга 30 октября 2014-го и спущен на воду 12 декабря того же года. Ходовые испытания начнутся в конце 2018 года.

«Адмирал флота Головко» (заводской номер 923) заложен 1 февраля 2012 года, спуск на воду ожидался в 2017-м, однако до сих пор о нем не сообщалось.

«Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) заложен 14 ноября 2013 года.

Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны - они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям ».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.

Черноморский флот >>

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом - слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время - предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

«Горшков» станет базовым для дальнейшего развития фрегатов серии 22350. Он представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного вооружения. Постоянным местом приписки для него станет Северный флот. Подобные фрегаты в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ России. Всего к 2025 году в планах передать флоту шесть боевых кораблей подобных проектов.

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность - 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены. «Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада СССР, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» - радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами «Оникс» . Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

"Убийца" авианосцев >>

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка - М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 000 метров.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы - до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27. В перспективе его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый конструкторским бюро «Камов».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны (ПВО) большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска, который осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории.

Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты 9М96 с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

ЗРК «Полимент-Редут» получит три типа ракет, унифицированных с наземным комплексом С-350 «Витязь» . Все ракеты нового поколения создаются с активными головками самонаведения, с инерциальными системами управления и обладают очень высокими маневренными характеристиками для поражения всего спектра атакующих объектов.

В состав ЗРК входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными решетками. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР. Дальность обнаружения целей достигает 200 км.

Новая система защиты будет сопоставима с американской Иджис* . Сочетание ракет разной дальности и возможностей современной РЛС позволяет системе «Полимент-Редут» выполнять роль одновременно 3-ех разных комплексов ПВО: контролировать все эшелоны полетов - ближний, средний и дальний. ЗРК обеспечивает кораблю многоуровневую защиту и сокращает время реакции на атаку с воздуха, а вертикальный пуск ракет позволяет поражать цели в любом направлении.

Видео о новом оружии России >>

P.S. 20 марта 2017 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» завершилась ревизия фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» . Фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

В период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.

Для завершения госиспытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты Северной верфи, а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - флагманский корабль проекта 22350. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство ОКРов носят масштабный характер. «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и последующие фрегаты серии - «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» , строительство которых продолжается на Северной верфи, - станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе. Значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

«Северная верфь» планирует передать ВМФ России фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Об этом сообщил врио гендиректора судозавода и вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев журналистам 29 марта 2017 года в Петербурге.

«Адмирала Горшкова» должны передать в июне этого года, корабль прошел ревизию, сейчас в Балтийске отрабатывает задачи. Оружие испытано на 80-90%. Он уже прошел 45 000 миль», - сказал Пономарев.

По его словам, фрегат «Адмирал Касатонов» планируется направить на швартовые испытания в конце 2017-начале 2018 года. «Весь комплекс испытаний планируется провести в 2018 году, передать - в конце следующего года», - отметил он. Сдача фрегата «Адмирал Головко», сказал Пономарев, намечена на 2019 год. Кроме того, по его информации, в настоящее время в производстве на верфи находится четвертый корпус корабля данного проекта.

Основные характеристики проекта 22350:

Водоизмещение - 4500 тонн

Длина.....135 м

Ширина.....16 м

Скорость.....до 29 узлов

Дальность плавания.....4500 миль

Автономность.....30 суток

Экипаж.....180-210 человек

Главная энергетическая установка:

ГТДА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение: 130-мм артиллерийская установка А-192

Ракетное вооружение: Зенитный ракетный комплекс «Редут»; пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ»

Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет-НК»

Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

* Иджис (англ. Aegis combat system; от англ. aegis - эгида, мифический щит или защитный доспех Зевса и Афины) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС). Представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты SM-2 (от англ. standard missile 2) и более современные SM-3 (от англ. standard missile 3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУС.

К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея, Австралии и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента ЕвроПРО.

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.


Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. ().



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25.07.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


http://forums.airbase.ru).


Рисунок СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://paralay.com).


Конструкция : корабль длиннополубачной архитектуры, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Физические поля корабля минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (stealth) снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой

Двигательная установка : дизель-газотурбинная установка типа CODAG, 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р, включающих в себя:

2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., размещены в носовом машинном отделении; установки совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина, ).

2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;
Частота вращения коленвала - 1000 об/мин

Редуктор РО55Р - обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины. Система управления "Метель-55".

Разработка дизель-газотербинной установки начата в 1993 г. Межведомственные испытания ГТД М90ФР проведены в 2006 г. и межведомственные испытания установки М55Р проведены в 2008 г. Совместным предприятием ЗАЛ "Турборус" по состоянию на начало 2013 г. решалась задача локализации производства агрегатов в России ().


Энергетика - 4 х дизельгенератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля :

Вооружение :

пр.22350
пр.22356
ПКР 2 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" - установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР
аналогично
ЗРК 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
Темп стрельбы - 1 ЗУР/сек
ЗРК "Риф-М" (боекомплект 32 ЗУР) или ЗРК "Штиль-1" (боекомплект 36 ЗУР)
ПЗРК 2 х "Игла-М"
Артиллерия 1 х 130 мм артиллерийская установка с СУ 5П-10 "Пума" с новой моделью антенного поста.

Летом 2012 г. разработка установки А-192М прекращена, начата разработка артиллерийской установки ОКР "Картаун".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки . Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.

аналогично
Вспомогательное вооружение 2 х 14.5 мм пулеметы на установках МТПУ
аналогично
ЗРАК / АК 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
аналогично
Торпедные аппараты 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса
аналогично
РБУ -
Постановка помех 2 х ПУ КТ-308-05
8 х ПУ КТ-216 / комплекс
аналогично
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27 аналогично
Прочее


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


130-мм артиллерийская установка А-192М на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Оборудование :
пр.22350
пр.22356
БИУС Сигма-22350
Сигма-Э22356
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК
5П20К () "Полимент", 2 ФАР / 4 антенные решетки - РЛС установлена на головном фрегате осенью 2012 г., но закрыта деревянными крышками
нет
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод")
"Фрегат-М2ЭМ"
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BAND STAND ??
"Минерал-МЭ"
Навигационные РЛС 3-4 шт
аналогично
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки Серийный вариант системы 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером (справа на рис. - см.ниже) разработки и производства НИИ "Полюс". Слева на рис. (см.ниже) - ТВ-система. На головном корабле (зав.№921) установлен опытный образец для артиллерийской системы А-192М. ().
аналогично
РЛС кормовых артиллерийских установок
Прочие средства наблюдения Оптико-электронная система
Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201М
МТК-201МЭ
Навигационная инерциальная система
ГАК "Заря-3", по неподтвержденным данным на головной СКР зав.№921 установлен ГАК "Звезда"
"Заря-МЭ-03"
Буксируемая ГАС "Виньетка-М" "Виньетка-ЭМ"
Электронное противодействие комплекс РЭБ "Просвет-М" (2 х ПУ КТ-308
8 х ПУ КТ-216)
комплекс РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Комплекс спутниковой связи "Центавр-НМ" (на кормовой надстройке)
Обще-эксплуатационная система управления
Прочее


РЛС обнаружения и целеуказания 5П27 "Фурке" (http://www.npo-prz.ru).


Анленный пост РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума" и РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума", РЛС 5П27 "Фурке" и антенны РЛС с ФАР 5П20К под деревянными крышками на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные почты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенный пост СУО артиллерии 5П-10 "Пума" для фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (из архива Vova-r, http://forums.airbase.ru).


Боевые посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадры видео с испытаний, ).


Модификации :
пр.22350 - базовая модель СКР / фрегата для ВМФ России.

пр.22356 - фрегат, экспортный вариант, по состоянию на конец 2011 г. не реализован. 04.07.2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о готовности производственных мощностей для строительство экспортной версии фрегата пр.22356 ().


пр.22350М - значительно модернизированный вариант фрегата - изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).


Предположительно эскиз фрегата прп.22350М - ранее считалось, что это изображение одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер". Кадр видеоролика с сайта концерна "Моринформсистема-Агат", http://www.concern-agat.ru/).


Стоимость одного корабля проекта по данным СМИ составляет около 18 млрд. руб. (ист - ЦАСТ ).

Статус : Россия


СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 после спуска на воду, октябрь 2010 г. (автор фото - М.Либерман, http://forums.airbase.ru).


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 26 мая - на стапеле №4 ССЗ "Северная верфь" прошла неофициальная внутризаводская закладка корабля пр.22350 зав.№1005 - началась заготовка металла для корпуса корабля и сборка закладной центральной секции корабля.

2011 г. осень - первая установка А-192 изготовлена ПО "Арсенал" и проходит испытания на полигоне перед установкой на головной СКР пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков".


Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 17.10.2011 г. (фото из архива пытливый808, http://forums.airbase.ru).



Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 25.01.2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" . Справа - стапель №3 - СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №3 - заводской №922 СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №4 - заводской №923 СКР "Адмирал Головко" пр.22350, закладка. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.22350 - 8 единиц.

2012 г. 2 апреля - устами пресс-службы "Северной верфи" озвучены планы по достройке первых СКР пр.22350 - на головном корабле проекта в мае 2012 г. начнутся швартовые испытания, сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. (ранее ожидалась сдача в ноябре 2012 г.). Первый серийный корабль пр.22350 будет передан ВМФ в ноябре 2014 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, май 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на "Северной верфи", г.Санкт-Петербург, 30 мая 2012 г. (фото - А.Акентьев, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 14 ноября - согласно опубликованной фотографии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" находящегося в достройке у стенки "Северной верфи" в Санкт-Петербурге на корабле установлены антенные посты РЛС типа "Фрегат" и СУ артиллерийского огня "Пума". РЛС с ФАР пока не установлена, РЛС типа "Монолит" не установлена, а так же отсутствует артиллерийская установка главного калибра и, вероятно, еще ряд систем БРЭО и вооружения.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Касатонов" в строительстве на "Северной верфи", 14 ноября 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину ноября 2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 25 апреля - в СМИ сообщается со ссылкой на старшего строителя головного заказа №921 Кирилла Мадзюту, что выход корабля на заводские ходовые испытания ожидается в 2013 г. В акватории Финского залива испытают главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи. Затем для продолжения ЗХИ фрегат перейдет в Балтийск, а завершатся испытания на Северном флоте.

2013 г. 31 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что начаты швартовные испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В ходе швартовных испытаний, которые проводятся у достроечной стенки верфи, будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. В первую очередь на фрегате будут проверять работу механического оборудования - дизель-генераторов, компрессоров, холодильных машин, кондиционеров, насосов, главной энергетической установки корабля. Особое внимание будет уделено навигационному оборудованию и комплексу связи, необходимым для выхода корабля в море. Начало первого этапа заводских ходовых испытаний фрегата намечено на середину осени 2013 года ().

2013 г. 24 декабря - ходовые испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" начнутся в первой половине 2014 г. после установки на корабль главной артиллерийской системы - А-192. Представитель завода "Арсенал" сообщил СМИ, что установка будет поставлена на ССЗ в первых числах 2014 г. ().


Вывод из эллинга первого серийного фрегата "Адмирал флота Касатонов" пр.22350, ОАО "Северная верфь", 30.10.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. - в конце года завершен первый этап ходовых испытаний головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350. По неофициальной информации корабль поставлен для ремонта ГЭУ на "Северную верфь".

Реестр СКР / фрегатов пр.22350 :

№пп проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 921 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель Д.Ю.Силантьев (на апрель 2013 г. - Кирилл Мадзюта)
01.02.2006
план декабрь 2009 г. (2009 г.)

29.10.2010

план - февраль 2009 г. (2006 г.)

план - 2011 г. (2009-2010 г.г.)

план - ноябрь 2012 г. (2011 г.)

план - ноябрь 2013 г. (02.04.2012 г.)

план - декабрь 2014 г. (лето 2014 г.)

план - до конца 2016 г. (2016 г.)

план - первая половина 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - конец июля 2017 г. (25.01.2017 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с доведением ЗРК "Редут" ()

план - 2017 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Балтийский флот. 01.02.2012 г. появилась информация о том, что корабль после завершения испытаний будет базироваться на Северном флоте
02 "Адмирал флота Касатонов" пр.22350 922 26.11.2009
план - 2011 г. (2009 г.)

план 2012 г. (2010 г.)

прогноз - июнь-июль 2013 г. (24.03.2013 г.)

30.10.2014 г. выведен в спусковой док
спуск на воду - декабрь 2014 г.

план - 2012 г. (2009 г.)

план - ноябрь 2014 г. (2010 г., 02.04.2012 г.)

план - 2018 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Черноморский флот. В декабре 2014 г. появилась информация о том, что корабль планируется базировать на Северном флоте

2011 г. - сформирован корпус.
- 2011 г. поставлены дизель-генераторы АДГ-1000НК (4 шт).
- 2013 г. начало - после завершения испытаний планировалось поставить ДГТА М55Р ().

03 "Адмирал Головко" пр.22350 923 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель - А.В.Никотин ()
план 2011 г. (2010 г.)

26.05.2011 г. (начало резки металла)

план 26.11.2011 г. (19.06.2011 г.)

01.02.2012 г.

план 2013 г. (19.06.2011 г.)

план - конец 2015 г. (2014 г.)

план - 2016 г. (20.02.2015 г.)

план - 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - 2014 г. (19.06.2011 г.)

план - 2019 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Северный флот (информация от Главкома ВМФ 01.02.2012 г.)

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.

Закладка корабля планируется на 01.02.2012 г., но работы на корабле начнутся позже (инф. от января 2012 г.).

04

"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

(по состоянию на 2011 г. была информация о возможном названии - "Адмирал Юмашев")

пр.22350 924 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) план - лето 2012 г. (01.02.2012 г.)

план - 14.11.2013 г. (30.07.2013 г.)

14.11.2013 г.

- план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

05 нет данных пр.22350 925 ?
ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
06 нет данных пр.22350 926 ? ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
07 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - -
08 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2020 г. (07.02.2012 г.) озвучено газетой "Коммерсантъ" 07.02.2012 г., сомнительно
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Источники :
Готовимся строить атомные надводные корабли - Андрей Фомичев. Сайт http://flotprom.ru , 2012г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru , 2012 г.
Машиностроительный завод "Арсенал" ликвидирует отставание по производству орудий морской артиллерии. Сайт http://flotprom.ru , 2011 г.
На выставке "Евронаваль-2010" представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата. Сайт http://www.flot.com , 2011 г.
Фрегат 22350. Сайт http://paralay.com , 2010 г.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Сайт

Сторожевой корабль дальней морской зоны / фрегат

Проект 22350 разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. Конкурс на строительство серии кораблей проекта объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (дополнительно к двух уже строящимся кораблям).

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Доводка и испытания корабля затянулись - летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата проекта.

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 22350 (http://www.severnoe.com/)

Фрегаты проекта 22350 являются самыми крупными надводными кораблями строительство которых начато в России после распада СССР.

Проект 22350 в ВМФ России

На строительство шести кораблей проекта по состоянию на 2017 г. подписаны контракты между ОСК и Министерством обороны России. Четыре корабля заложены на ССЗ "Северная верфь". В 2018 г. ожидается приёмка Флотом двух кораблей - головного "Адмирал флота Советского Союза Горшков" и первого серийного "Адмирал флота Касатонов". Ожидается, что первые два корабля будут нести службу на Северном флоте. Остальные законтрактованные корабли должны быть переданы ВМФ России до 2025 г.

Конструкция корабля

Корабль выполнен по длиннополубачной архитектуре, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов ("stealth") снижена радиолокационная и оптическая заметность корабля.

Двигательная установка

Главная энергетическая установка - дизель-газотурбинная установка типа CODAG включающая два дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р состоящих из:
- 2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина);
- 2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;

Энергетика корабля обеспечивается 4 х дизельгенераторами АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля

Экипаж - 186 чел Длина - 135 м Ширина - 16 м Осадка - 4,5 м Водоизмещение стандартное - 3900 т Водоизмещение полное - 4500 т Скорость полного хода - 29 уз Скорость экономического хода - 14 уз Дальность плавания экономическим ходом - 4000 миль Автономность - 30 сут

ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://mil.ru)

Вооружение

Ракетный комплекс - универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" с 2 х 8 установками вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР "Оникс" 3М55 / П-160; ЗРК самообороны: 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса "Редут-Полимент", боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР); 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК "Палаш" с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340; 2 х ПЗРК типа "Игла-М"; Артиллерийское: ◊ 1 x 130-мм установка А-192М с системой управления 5П-10 "Пума"; 2 х 14,5-мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ; Торпедный комплекс - 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК"; Комплексы постановки помех: 2 х ПУ КТ-308-05 8 х ПУ КТ-216 / комплекс ПК-10 Вертолет - Ка-27ПС

◊ Система управления артиллерийским огнем 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером; Гидроакустический комплекс "Заря-3"; Комплекс РЭБ "Просвет-М".

Модификации:

Проект 22350 (2018 г.) - серия кораблей для ВМФ России.

Проект 22356 (проект) - проект экспортной модификации фрегата.

Проект 22350М (проект) - проект модернизации фрегата.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Проект 22350 (сторожевой корабль дальней морской зоны/фрегат) разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР был объявлен ВМФ 28 февраля 2005 года, в котором приняло участие три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод «Янтарь» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».

Контракт на строительство головного корабля проекта 22350 был подписан с ССЗ «Северная верфь» 21 октября 2005 года.

В рамках Государственной программы закупки вооружений до 2020 года, 17 марта 2011 года «Северная верфь» и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ «Северная верфь» признан единственным поставщиком СКР проекта 22350 для ВМФ России.

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн).

Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (технология «стелс») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что понижает его радиолокационную и оптическую заметность.

Основные характеристики фрегата проекта 22350: Водоизмещение полное 4500 тонн. Длина 130 метров, ширина 16 метров, осадка 4,5 метра. Скорость хода 29 узлов.

Двигатели: Дизель-газотурбинная энергетическая установка М55Р общей мощностью 65000 лошадиных сил.

Установка М55Р состоит из:

форсажной газовой турбины М90ФР производства ЗАО «Турборус»,

маршевого дизельного двигателя 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод»,

редуктора РО55Р производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект»,

системы автоматического управления, разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора».

Мощность: 2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с., 2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с.

Дальность плавания 4000 морских миль. Мореходность без ограничений. Экипаж составляет от 180 до 210 человек.

Вооружение:

Артиллерия: 1x1 130-мм АУ А-192М.

Ракетное вооружение: до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»); ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96Е или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях); 2 ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение: до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НКЭ»), 2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК».

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 921) для Северного флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 01 февраля 2006 года. Спуск на воду состоялся 29 октября 2010 года. 31 июля 2013 года «Северная верфь» приступила к швартовным испытаниям фрегата, которые проводятся у достроечной стенки верфи. В ходе испытания будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. 18 ноября 2014 года новейший фрегат , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота будет проходить заводские ходовые испытания. По сообщению от 12 декабря , которые должны завершиться до конца месяца. Войдет в состав Северного флота ВМФ России. По сообщению от 05 января 2015 года по завершении новогодних и рождественских праздников (ЗХИ) в морских полигонах Балтийского флота. По сообщению от 20 мая . 07 сентября после перехода из Балтийска прибыл в Кронштадт. По сообщению от 11 сентября в Балтийском море заводских ходовых испытаний. 22 сентября главную военно-морскую базу Балтийского флота г. Балтийск и взял курс в Белое море для прохождения государственных испытаний. По сообщению от 24 сентября проливов М. Бельт, Б. Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак, соединяющих Балтийское море с Северным и вышел в северо-восточную часть Атлантического океана. 30 сентября и прибыл в Беломорскую военно-морскую базу Северного флота в город Северодвинск. 19 октября в Белое море для проведения завершающих этапов государственных испытаний технических средств и вооружения. 30 сентября корабль прибыл в Северодвинск из Балтийска и временно вошел в состав сил Беломорской военно-морской базы Северного флота. По сообщению от 02 ноября в рамках испытаний в Белом море комплекс стрельб из универсальной корабельной 130-мм артиллерийской установки по морским мишеням. По сообщению от 25 ноября ракетные стрельбы из универсального корабельного ракетного комплекса в Белом море. По сообщению от 25 декабря первый этап испытаний бортовых систем вооружения, которые проходили на морских полигонах боевой подготовки Северного флота в Белом море и в Архангельской области. По сообщению от 24 февраля 2016 года из универсальной артиллерийской установки А-192 в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. По сообщению от 05 марта в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море очередную серию испытаний авиационно-технических средств корабля. По сообщению от 20 марта 2017 года на заключительный этап государственных испытаний. По сообщению от 04 июня для выполнения очередной фазы Государственных испытаний. 29 сентября экипаж корабля тестирование систем авиационно-технического комплекса в рамках завершающей фазы испытаний. 08 октября в Североморске была посадка вертолета Ка-31 на вертолётную площадку корабля. По сообщению от 26 декабря во время прохождения вблизи территориальных вод Великобритании и Северном море его фрегат типа 23 класса «Duke» Королевского флота Великобритании. 26 июня 2018 года на Северной верфи государственная комиссия под председательством капитана I ранга Виктора Иванова приемный акт государственных испытаний фрегата. 28 июля 2018 года в Санкт-Петербурге торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России. По сообщению от 08 сентября в главную базу Северного флота – город Североморск. 18 сентября из главной базы Северного флота – Североморска – в Баренцево море для отработки плановых задач курса боевой подготовки. По сообщению от 02 октября плановые задачи боевой подготовки в Баренцевом море. По сообщению от 04 декабря в полигоны боевой подготовки Северного флота для выполнения задач боевой подготовки. По сообщению от 23 января 2019 года экипаж успешно базовую подготовку и сдал первую задачу курса боевой подготовки надводных кораблей – «Подготовка корабля к бою и походу».

Бортовой номер 417. В настоящее время имеет бортовой номер 454

Первый серийный фрегат проекта 22350 (заводской номер 922) для Черноморского флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 26 ноября 2009 года. 30 октября 2014 года на «Северной верфи» . 12 декабря .

Приказом главнокомандующего ВМФ первому серийному кораблю присвоено имя «Адмирал Флота Касатонов». Первый заместитель главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов являлся родоначальником офицерской династии трех поколений, посвятивших свою жизнь службе в Военно-Морском Флоте России.

Второй серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» (заводской номер 923) для Северного флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 01 февраля 2012 года.

Третий серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» был заложен на ССЗ «Северная верфь» 14 ноября 2013 года. Фрегат назван в честь адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова (22.08.1894 - 11.10.1967), занимавшего высшие командные должности в Главкомате ВМФ СССР и внесшего выдающийся вклад в строительство и развитие военно-морского флота страны.

По сообщению от 26 января 2019 года из главной базы Северного флота – Североморска в Баренцево море для отработки комплекса учебно-боевых задач. 26 февраля в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. По сообщению от 01 апреля тренировка по комплексной обороне корабля от атак средств воздушного нападения противника. 03 апреля в Беломорскую военно-морскую базу Северного флота в Северодвинск.