Логопедическое занятие для детей с родителями на тему "Звук и буква Н"" (старшая коррекционно-развивающая группа). Тема: Звуки н, нь и буква Н. план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Звуки н нь старшая группа

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.

Тема: «Звуки Н - НЬ». Буква Н.

Цель: уточнение произношения звуков Н - Нь, знакомство с буквой Н.

Коррекционные задачи:

Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).

Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.

Развивающие задачи : развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

Воспитательные задачи : воспитание навыков самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.

Ход занятия

Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»

II . Работа по теме

1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.

Цель: формирование звукового анализа, синтеза.

Одежда - Кольцо - Диван - Пушка - ОКНА

3 1 3 5

Жук - Овощи - Бинокль - Флаги - КОНИ

- Назвать третий звук в получившихся словах.

2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.

Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

НЬ - губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

Н - согласный, звонкий, твердый

НЬ - согласный, звонкий, мягкий

3. Выделение звуков Н - НЬ из слогов. Работа с сигналами.

Цель : развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.

НИК - НАР - НОД - ВЫМ - НЕФ - БЕНЬ - ПУН

МНА - КТУ - РНЕ - БНО - СНЯ - ПРО - ДНЫ

АСНЬ - ЫМН - УПР - ИБН - ИЗНЬ - ОЛП- ЮВН

4. Выделение звуков Н - НЬ из рассказа.

Цель: развитие памяти, фонематическоговосприятия.

Н ин апошла в зоопарк. Девочка приготовила гостин цы для животных. Обезьян ке - бан ан , н осорогу - ан ан ас, а слон у - кон фету.

Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н - Нь вы услышите в рассказе

Кто запомнил слова и сможет их повторить?

В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)

А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)

- Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.

5. Формирование звукового анализа

Цель : развитиемышления, звукового анализа, фонематического восприятия.

Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук - Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.

- Нина проверит, как Вы выполнили задания.

(Индивидуальный подход)

СОСНА - ЕЛКА НИТКА - ИГОЛКА ЗОНТ - ПЛАЩ

КНИГА - ТЕТРАДЬ ЛИМОН - ЯБЛОКО ДЫНЯ - АРБУЗ

6. Физминутка

Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.

- «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»

Хлопаем в ладошки - А когда скажу «Вставай»

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест - опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?

- Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Налево - направо снять - надеть короткий - длинный

Верхний - нижний веселый - грустный высокий - низкий

Высушить - намочить старый - новый опустить - поднять

- Какой звук повторялся во всех ваших словах?

7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.

А) Стоят два ровненьких столбца

И держатся за руки.

Им вместе весело всегда

Они не знают скуки.

Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).

В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)

Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)

Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.

Г) Работа по слоговой таблице.

- Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок

(Индивидуальный подход)

Написать в тетради слово, которое обозначает: (индивидуальное задание каждому ученику)

- предмет для шитья

- предмет для чтения

- южный фрукт

- ночное небесное светило

- название посуды

- короткий гольф

Д) - К какому слову предмету подходит данное слово признак?

Полная ………… (луна) Новая ………(книга)

Пустой ……. (стакан) Синий ……….(носок)

Тонкие …… (нитки) Вкусный …….(банан)

Е) Составить предложения из 4 - 5 слов с получившимися словосочетаниями. Выбрать схему своего предложения, начертить в тетради. (Схемы предложений начерчены на доске).

(Индивидуальный подход)

Ночью светит полная луна.

Пустой стакан стоит на столе.

Тонкие нитки купили в магазине.

У Кати есть новая книга.

Бабушка связала синий носок.

Дети ели вкусный банан.

Ж) - Нина внимательно смотрела, как Вы работаете на занятии, и приготовила Вам конвертик с сюрпризом. Откройте его и посмотрите, что там находится. (Геометрические фигуры).

Составьте из геометрических фигур мордашку, которая подскажет нам, какое настроение у Вас и у нашей гостьи.

Посчитайте, сколько цветов вы использовали, и узнаете, какую оценку Вы получили.

III . Итог занятия.

Цель - познакомить детей со звуком и буквой Н.

Задачи:

Образовательные: научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам; учить выделять Н в слогах, словах; дать понятие «согласные»; продолжать учить определять первый и последний звук в слове.

Коррекционно - развивающие: развивать фонематические процессы; учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их; развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику, развивать психические процессы.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога и ответы других детей.

Оборудование: предметные картинки на Н (в начале слова - нос, насос, в конце слова - банан, батон, пион, пингвин, барабан, стакан, Карлсон, бидон, диван); красные и синие кружки, палочки Кюзнера.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто придумает слова на звуки А, У, И .

2. Игра «Третий лишний»

Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)

Огурец, помидор, лимон

Яблоко, батон , груша

Хлеб, молоко, бидон

Банан , тыква, дыня

Апельсин , капуста, картошка

3. Игра «Запомни - повтори»

Я буду произносить слова, а вы запомните их и повторите.

Лимон, батон, бидон

Лимон, бидон, батон

Апельсин, лимон, банан

Бидон, лимон батон

Бидон, лимон, батон

Батон, лимон, апельсин

4. Сообщение нового

Какой последний звук слышится во всех этих словах?

Артикуляционная характеристика звука

Когда мы произносим Н губы растянуты в улыбке, кончик языка стукает по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

Фонетическая характеристика звука

Если воздух не выходит свободно изо рта, а встречает на пути преграду - язык и зубы, значит это согласный звук. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.

Горлышко «дрожит», значит звук Н - звонкий.

5. Игра «Хлопай, не зевай»

(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)

Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман - банан - банам - панам

Милон - лиман - лимон - нимол

Дивам - тиван - видан - диван

6. Физкультминутка

Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Руками, как крыльями.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Приседают.

Тоже не сидится.

Целый день сегодня Встают по кругу и машут руками

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку Бегут по кругу

Улететь хотят

Развитие мелкой моторики

Шла уточка бережком («идут» двумя пальчиками по столу)

Шла серая по крутому. (переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (загибают безымянный и большой палец)

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Закрепление звука в слогах

Звуковой анализ слогов АН, ИН.

Послушайте внимательно, какой слог я произнесу.

Сколько звуков я произнесла?

Какой звук первый?

Какой звук последний?

Игра «Живые слоги»

(Двое детей выходят к доске и становятся живыми слогами. Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.)

Назовите получившийся слог.

Это слог АН.

Назовите, кто звук А?

А кто звук Н?

8. Закрепление звука в словах

(Выделение звука Н в словах лимон, диван, нос, насос, пион.)

Выделите звук Н в словах следующим образом.

Бидон. В слове бидон звук Н находится в конце слова. В слове «бидон» - два слога.

9. Дидактическая игра «Наоборот»

- Верхний, а наоборот как будет? - Нижний.

высушить-… намочить

веселый-… грустный

короткий-… длинный

налево-… направо

снять-… надеть

высоко-… низко

под-… над

10. Закрепление звука в предложении

Составление предложений по односюжетным картинкам. Например: «Пингвин_________рыбу» (ловит)

«Обезьяна________банан» (ест)

11. Упражнение «Составь предложение»

Кот, спать, окно, на, Васька.

Сидеть, на, диван, Наташа.

Дети, гора, с, кататься.

Нина, деревня, ехать, в.

Антон, линейка, на, класть, книга.

Ботинки, с, ноги, снимать.

12. Игра «Составь букву»

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

Дети собирают букву Н из счетных палочек.

11. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.


Цель: закрепить навык произношения звуков «Н, НЬ»; развивать фонематический слух; познакомить с буквой.
Задачи:
Обучающие - научить выделять звук «Н» и «НЬ» в слове на слух; научить
определять место звуков Н-НЬ в словах.
Коррекционно – развивающие - развивать фонематический слух, расширять словарь, продолжать учить звуковому анализу слогов; правильно и четко артикулировать.
Воспитательные - развивать интерес к уроку, учить внимательному отношению к слову

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: Кукла Незнайка, три макета деревенских домика с разноцветными крышами (красной, синей, зеленой), печатные буквы, предметные картинки (носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника и т. д.).

План урока:

Вводная часть
- Организационный момент
- Повторение пройденных звуков и букв
Основная часть
- Переход к новому материалу
- Артикуляция и характеристика звуков
- Самостоятельное выделение звука
- Динамическая пауза
- Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ
- Составление буквы из счетных палочек
- Звуковой анализ слогов
Итог урока

Ход урока:

Вводная часть

1 Организационный момент
Ребята, сегодня в нашу деревню из трех домов приехал Незнайка.

2 Повторение пройденных звуков и букв.
Давайте мы расскажем Незнайке про эти необычные домики с крышами разных цветов в нашей деревне звуков.
Какие звуки живут в домике с красной крышей? (Дети отвечают: А, О, У, Э, И, Ы) Учитель выставляет буквы в домик.
А какие звуки живут в домике с синей крышей? (Согласные твердые: М, П, Т, К) Выставляются буквы.
Какие звуки живут в домике с зеленой крышей? (Согласные мягкие звуки: МЬ, ПЬ, ТЬ, КЬ)

Основная часть
1 Переход к новому материалу
Незнайка привез много гостинцев в нашу деревню звуков. Учитель выставляет картинки и называет предметы, утрированно выделяя звук «Н и НЬ»

Носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника.

Какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Дети: Н и НЬ)

2 Характеристика звуков и артикуляция
Учитель показывает, как произносятся звуки, и объясняет место и способ образования звуков.
Дети самостоятельно произносят звук
Дается характеристика:
«Н» звук согласный, твердый, звонкий
«НЬ» согласный, мягкий, звонкий

3 Самостоятельное выделение звука
Ребята помогите Незнайке разнести подарки по домам.
В какой домик отнесет Незнайка подарки-картинки, с зеленой крышей или с синей?
Каждый из вас возьмет по одной картинке назовет предмет и угадает, какой звук в этом слове «Н» или «НЬ» и отнесет в нужный домик.
Предлагаются картинки: ножницы, нитки, коньки, нож, телефон, носки, лимон, стакан, книга, батон, банан, пион, линейка.
(Каждый ребенок берет по две картинки и вкладывает в нужный дом)

4 Динамическая пауза

Хлопаем в ладоши –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?

5 Д/И «Найди место звуку»
Незнайка был очень аккуратный и хотел, чтобы каждый находился не только в своем домике, но и на своем месте, в своем окошке.
Давайте поможем нашему другу. Если звук Н или НЬ находится в начале слова, мы картинку разместим в первое окошко, т. е. в начало; если в середине, то во второе окошко, т. е. в середину; если звук в конце, то в третье окошко, т.е. в конец.
Те же самые картинки размещаются в нужное окошко.

5 Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ.
Учитель: Ребята, звук «Н» обозначается буквой Н.(Показывает на карточке.)
Посмотрите и подумайте на что похожа буква Н. (При затруднении предложить свои варианты)

Н похожа На Насест.
Есть, где курочкам присесть.

Н похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно –
Носим мусор куда нужно.

Из каких элементов состоит буква?
(Дети объясняют: из двух длинных и одной короткой)

6 Составление буквы из счетных палочек

7 «Выложи слоги из звуков»
Незнайка принес нам звуковые пеналы, чтобы мы поиграли в игру.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из фишек-звуков эти слоги и повторяете, что у вас получилось.
Логопед предлагает: АН, ОН, УН, НИ, ЫН, НЫ.
(На следующем занятии можно предложить звуко-буквенный анализ)

8 Итог
Логопед задает вопрос:
Ребята, а имя Незнайки на какой звук начинается? (НЬ)
Значит, в каком домике поселиться наш гость? (В домике с зеленой крышей)
А где находится звук НЬ в слове Незнайка? (В начале)
Значит, из какого окошка с нами попрощается Незнайка?(Из первого)
Правильно ребята, вы все сегодня были хорошими помощниками Незнайки!

Самоанализ:
Хотелось бы отметить, что занятия, где проводилась сюжетная линия и сказочные герои оправдывают свои цели, так как дети с удовольствиям выполняют задания, и этот прием позволяет большее время концентрировать внимание. Благодаря этому приему, наглядностям дети познакомились, усвоили, запомнили звук и букву Н и научились дифференцировать по твердости и мягкости звуки Н-НЬ. Поставленные мною задачи были выполнены, но инертность в выполнении заданий из-за первичного диагноза
детей, к сожалению, увеличило время занятия.