Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.)

Привет посмотри это то
1. Историческая хронология.

Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории.
Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени". Десять лет образуют десятилетие. Сто лет складываются в столетие, или век. Тысяча лет составляет тысячелетие. Все эти обозначения периодов времени используются в исторической хронологии.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

2. Календарь.

Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту маленькую добавочную частичку "примерно 1 час". Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

3. Наша эра.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

4. Лента времени.

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

>>История: Счет лет в истории

2. Счет лет в истории

1. Историческая хронология.

Обращаясь к изучению прошлого , легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории.

Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени". Десять лет образуют десятилетие. Сто лет складываются в столетие, или век. Тысяча лет составляет тысячелетие. Все эти обозначения периодов времени используются в исторической хронологии.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

2. Календарь.

Название "календарь " происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту маленькую добавочную частичку "примерно 1 час". Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

3. Наша эра.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Вся история онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по истории , домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по истории 5 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

История, как и любая другая наука, придерживается точности и требует подтверждения всем своим суждениям. Для исчисления (как, например, в математике) и для любых отсчетов требуется своя линия. История же требует времени и пространства, являясь при этом гуманитарной наукой. Для ученого-историка мерами исчисления являются пространство (что? где?) и время (когда?). Для него, как ни для кого другого, отсчет времени (а именно четкое указание даты) является самым приоритетным. Это опорная точка в определении всех иных факторов. Как следствие этого, хронологическое построение событий становится первым и немаловажным заданием в работе историка. Он выстраивает известные и изучаемые им события в четкую линию. Такая «линия времени» имеет свое направление, как в математике свое направление имеют оси координат. А что обозначает стрелка на линии как наука, продемонстрирует сейчас сама.

Часовая, или хронологическая, последовательности

Если бы история заключалась в простом перечислении событий, даже в таком случае были бы необходимы механизм упорядочивания и правила хранения этих данных. Но у исторической науки куда более важная миссия - исследовать, истолковать, определить связь различных событий. Ведь все в истории имеет свои определенные причины и влечет за собой те или иные следствия. А вот здесь самым значительным критерием нашей науки становится возможность сделать правильные выводы как для настоящего, так и для будущего.

Когда наука только зарождалась, хронология относилась к математике, а также, как ни странно, к астрономии. Но ближе к XVIII веку, хронология по иронии судьбы попадает в разряд гуманитарных наук, но по сути своей остается точной наукой. Таким образом, понятие «линия времени», будучи по своей сути математическим понятием, попадает в историческую науку, требуя в то же время от ученых хороших знаний по математике.


Что обозначает стрелка на линии времени?

Поскольку время никогда не останавливается, т. е. бежит или течет (как кому больше нравится), оно не может быть оконченным, оно всегда продолжается до бесконечности (по крайней мере, мы этого конца не знаем и не можем знать). Как и в математике, линия времени по истории представляет собой ось координат, где бесконечность и обозначается стрелкой. Но есть еще одна трудность, представляющая один из камней преткновения: как изначально вести счет лет в истории? Линия времени не имеет не только конца, но и начала также. Да и где же его искать? В сотворении мира, с начала правления монарха или основания города, с момента первых письменных источников, святых книг или даже от происшедшего катаклизма или другого события? Или же можно избрать любой условный момент для начала отсчета?


С какой точки начинается летоисчисление?

В разные эпохи разные народы избирали для себя свой способ определения начала летоисчисления. Европейская же цивилизация избрала для себя началом рождение Иисуса Христа. И хотя, согласно этому, весь мир в любом уголке знает, какое сегодня число, месяц и год, существуют народы, которые помнят и ведут параллельный отсчет времени по древним национальным традициям.

Известно, что существовало более двухсот эр в мире, которые не имеют ничего общего в своем происхождении. Самые известные из них идентифицируются сегодня по своему названию: например, византийская, антиохийская, александрийская эры.

Что такое эра?

Любое летоисчисление ведется от точки отсчета - эры (что означает в переводе с латыни - исходное число). Каждый народ в древности создавал для себя свою собственную систему отсчета времени, опираясь на самое важное и наиболее запоминающееся для себя событие. Такие эры могли длиться от нескольких до тысячи лет.

Таким исходным числом христианская церковь закономерно посчитала рождение Иисуса Христа, акцентировав внимание на том, что начался новый, качественно другой период в развитии общества и человека. Это ознаменовало начало европейской цивилизации. Но какую систему мы сейчас ни рассматривали бы, а в этой точке начала летоисчисления получается на линии времени здесь начинает свой отсчет линия в плюсовом своем значении. И ведется он от нуля до бесконечности по стрелке, представленной нам как линия времени. До нашей эры же остались «темные времена», древняя эпоха, время язычников, неведения и страха. А линия со стрелкой уводит от исходной точки летоисчисления в противоположную сторону, ведя свой отсчет от нуля и до бесконечности.


И что такое «наша эра»?

Любопытным является тот факт, что введено наше летоисчисление не с начала нашей эры, а намного позже. Считается, что внедрение эры от Рождества Христова произошло только в 525 году, при Папе Римском его монахом Дионисием. Звучало оно как «от Года Господа». Сегодня мы говорим проще: наша эра. Некоторые историки начало процесса вычисления даты рождения Христа, а также определения дня празднования Пасхи, относят уже к III веку.

Какая бывает линия времени по истории?

Кому-то покажется такой вопрос некорректным, потому что линия всегда остается прямой линией. Но вот, как ни странно, теория линейности времени не единственная во взглядах ученых. Есть целый ряд моделей времени. Как доказал ХХ век, пространство может преломляться, искажаться, округляться и т. д. То же самое можно сказать и о времени. Линия времени может становиться кругом, спиралью, параболой и т. д. Например, всем известная фраза, что «все в этом мире повторяется», и есть подтверждением, что время движется по кругу (циклическое время). Если же к этому кругу добавить понятие «прогресс», то круговое движение превращается в спираль, то есть движение по кругу с поступательным прогрессом. Но есть и теории, где прогресс истории вообще отсутствует.



Философия истории

С развитием современной науки проблема времени стала ключевым вопросом философии истории, определив целый ряд концепций истории. Не вдаваясь в подробности и детали, стоит отметить, что любое мировоззрение формирует свое видение «линии времени». Это касается как древних мифологических взглядов, религиозных верований, так и современного христианского и а также многих философских теорий современности, затрагивающих проблематику понимания времени.

Но вместе с этим философские взгляды отдаляют простых граждан от повседневного понимания нашей жизни. Они интересны и полезны для ученых, но становятся опасной игрушкой в руках человека, ищущего простого счастья. Такие увлечения могут спровоцировать неправильное толкование и употребление, а отсюда и и применения. Изучать такие теории необходимо основательно и обдуманно. А для счастья достаточно понимать, что линия времени прямая и ровная.

УРОК. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

Основная задача урока - подготовить учащихся к пониманию счета лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Формируется представление о том, что древнейшие календари возникли в связи с потребностями земледельческого хозяйства.

В учебном материале урока нет ярких описаний, сведения о возникновении христианской эры (нашей эры) не связаны со знакомыми учащимся фактами, отрывочны; счет лет до нашей эры выглядит как «обратный» и противоречит жизненному опыту детей. Все это требует от учителя особенно тщательной подготовки и собранности на уроке.

План изучения : 1. Возникновение счета времени по годам. 2. Происхождение и сущность нашего летосчисления.

Вводная часть урока посвящена тому, как важно, изучая историю, уметь назвать год, в который произошло то или иное событие. Учитель проверяет, помнят ли учащиеся даты по истории первобытного общества (в учебнике их не менее шести:

«Когда появились на Земле древнейшие люди? Когда люди стали такими как люди нашего времени?» И т. д.).

Учитель чертит «линию времени»: он проводит мелом линию от одного края доски до другого и стрелку, указывающую направление движения времени (см. пособие, рис. 6).

Рис. 6. "Линия времени"

«Чем ближе к дверям класса, тем ближе к нашим дням,- говорит он -и откладывает на «линии» текущий, 1977 год. - Слева или справа от этой даты нужно отложить дату Октябрьской революции?» Отметив на «линии» 1917 год, учитель спрашивает: «Скольким годам равен отрезок между двумя зарубками на «линии»?» (60 годам.)

Откладывается еще одна дата (например, первое упоминание в летописи о Москве или год нашествия Наполеона на Россию), после чего работа с «линией» временно прекращается.

1. В глубокой древности первобытные охотники и собиратели заметили, что на смену теплому сезону приходят холода, а затем через много дней вновь становится тепло. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона, ибо знали, что в зависимости от времени гЬда меняется количество зверей и плодов в лесах. С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной"года. «Как вы думаете, почему?»- может спросить учитель.

Задание : Придумайте фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года. Покажите, к чему это может привести. Задание способны выполнить немногие ученики, обладающие развитым воображением. Приведем пример ответа ученика:

«В одной стране жило племя земледельцев. Они не знали-о существовании времен года. Осенью, когда осталось несколько дней до снега, они вспахали и засеяли поле. Всходы замерзли. Среди зимы снег растаял - наступила оттепель, почва стала влажной. Земледельцы решили засеять поле. Так и сделали. Но тут снова стало холодно, и ничего не выросло.

Весной хотели опять посеять, но решили, что снова наступят холода. Дождались жары, посеяли, но все засохло. Многие дети в племени погибли от голода...»

Вопросы : Почему этот рассказ фантастический? Какие знания, которыми обладали древние земледельцы, помешали бы им вести себя подобно героям рассказа?

Древние земледельцы отмечали смену времен года праздниками.

- Ныне стоит сентябрь, - говорит учитель. - Ночи становятся все длиннее, а дни короче. В конце декабря день начнет увеличиваться. Солнце как будто родится заново: оно станет давать больше тепла и света. Это явление природы заметили древние земледельцы. Они праздновали «рождение» солнца, желая ускорить наступление тепла. Какой праздник отмечают в эти же зимние дни верующие в наше время? Почему древние земледельцы обожествляли солнце, а племена охотников и собирателей нет?

Другой праздник в конце зимы, когда природа пробуждается после зимней спячки и словно оживает. Древние славяне праздновали наступление весны. В эту пору куры вновь начинали нестись, коровы - давать молоко. Поэтому ранней весной творог и яйца были любимыми блюдами и подавались ч как лакомство на праздничный стол. Какой весенний праздник, когда природа, как бы воскресает, отмечают верующие в наше время? (Христианские рождество и пасха - это те же древние земледельческие праздники; переосмысленные церковью в соответствии с мифом о рождении и воскресении Иисуса Христа. См.: Алмазов С. X., Питерский П Я. Ираздники православной церкви. М., 1962 )

Учитель подчеркивает, что у древних земледельцев возникло представление о годе: они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам: люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Учащиеся, как правило, не знают, как возникло наше летосчисление, и даже не задумываются над тем, что в основе его лежит определенная точка отсчета. Поэтому желательно на примере древнеегипетской и римской эры показать, что в любом летосчислении такая точка отсчета обязательна.

В древнем Египте (Новые историко-географические понятия необходимо выделить («Египет - одна из древнейших стран мира, к изучению которой вы скоро приступите...» - скажет, например, учитель) ) каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй - вторым и т. д. Когда царь умирал, вновь наступал первый год, второй, третий. В чем неудобство подобного счета лет? Учащиеся понимают, что отсутствие непрерывного счета приводило к путанице. Иным было летосчисление, придуманное римлянами: год основания города Рима они считали первым, следующий - вторым и т. д. Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

Вопросы: Какой счет лет существовал в древности у египтян? Какой у римлян? Какой счет лет удобнее? Чем?

2. «От какого события мы ведем счет лет? - ставит учитель вопрос. - Со времени какого события прошло 1977 лет?» Дать ответ учащиеся обычно не могут. Учитель побуждает их осознать, что и в нашем летосчислении существует некая точка отсчета. Предвидя возможную ошибку, он предлагает задание : «Иногда пятиклассники считают, что мы ведем счет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Опровергните это утверждение».

Учитель рассказывает, что счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Христос. Сказания о Христе создавались около 2 тыс. лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась в разных странах. А один из верующих (Создателем христианской эры считается настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый (VI в.). В его время церковники пользовались диоклетиановой. эрой, по которой счет лет велся с момента захвата императорской власти в Риме Диоклетианом. Поскольку этот император преследовал христиан, Дионисий решил заменить диоклетианову эру христианской. На основе евангельских легенд он «установил» год рождения Христа ) предложил вести счет лет от рождения Христа. «Пусть год рождения Христа будет первым годом, - говорил он, - следующий - вторым и т. д.» Этот человек «высчитал», будто Христос родился в 753 г. от основания Рима. Такой счет лет постепенно был принят во многих странах (Но далеко не во всех. Другие системы летосчисления применяются, Например, в Турции, Иране, Афганистане, в Индии и Шри Ланке, в арабских странах, Эфиопии, Нигерии и Судане. См.: Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970, с. 188-190, с. 212 ).

Что произошло с точки зрения верующих 1977 лет назад?

Родился Христос, - отвечают учащиеся.

А что на самом деле произошло в этот год?

Шел 753-й год от основания Рима,- объясняет учитель, - ничего существенного в этот год не произошло, но в нашем летосчислении этот год принято считать первым.

Для религиозных людей рождение Христа, в которого они верили, - очень важное событие. Но почему мы до сих пор пользуемся этим счетом лет? Может быть, правильнее было бы вести счет лет от Октябрьской революции? (Какой в таком случае был бы ныне год в нашей стране?) В соответствии с учебником учитель объясняет, почему мы сохранили традиционный счет лет.

Вопросы : Какой счет лет - древнеегипетский или древнеримский - напоминает наш счет? Чем?

Далее учитель говорит, что «время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой» (стр. 31). На «линии времени» отмечается начало нашей эры. В сознании учащихся закрепляется тот факт, что наша эра продолжается немногим менее двух тысяч лет.

Наиболее сложная часть объяснения начинается с задания: «Докажите на фактах, что люди жили и до нашей эры». Учащиеся понимают, что даты, относящиеся к жизни первобытных людей, надо отметить на «линии» слева от начала нашей эры.

«В древности было восстание рабов под предводительством Спартака,- продолжает учитель. - Оно началось за 74 года до нашей эры. Где на «линии» надо поместить эту дату?»

Вызванный ученик определяет место даты. Учитель знакомит класс с ее написанием (74 г. до н. э.) и предлагает задание : «Подсчитайте, сколько лет назад началось это восстание?» После ответа полезно разъяснить, как надо решать задачи подобного типа.

Понимание того, чем вызван «обратный» счет лет для событии, происшедших до нашей эры (почему, скажем, за 74 годом до н. э. следует 73-й, а не 75-й), с трудом Дается не только слабым, но и средним ученикам. Учитель должен быть готов к тому, что часть учеников может не усвоить на данном уроке материал.

Объяснение может быть проведено следующим образом:

Если какое-нибудь событие произошло за один год до нашей эры, то мы говорим, что оно произошло в 1 году до нашей эры. Учитель отмечает эту дату на «линии времени» и продолжает: «Если другое событие произошло за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2 году до нашей эры» (делается запись на «линии»). Если третье событие произошло за три года до нашей эры, мы говорим, что оно произошло в 3 году до нашей.эры» (делается запись).

Таким образом, учащимся важно понять: если какое-нибудь событие произошло в таком-то году до н. э ., это означает, что оно произошло за такое же число лет до н. э . Время на «линии» движется по направлению к нынешнему году. Поэтому за 3 г. до н. э. шел 2 г. до н. э. И т. д.

Сущность счета лет до нашей эры становится ясной лишь при выполнении различных упражнений . Решаются «Дополнительные задачи» (стр. 32).

Учитель помогает вызванным ученикам:

Прочти условие 1-й задачи. Какие годы в ней упомянуты? (30 г. до н. э. и 30 г. н. э.) Отметь эти годы на «линии времени». Что требуется узнать в задаче?

Прочти условие 3-й задачи. Отметь на «линии времени» год, в который был поставлен придорожный столб. Отметь год, в который столб перевезли в музей. И т. д.

Следует объяснить: если необходимо высчитать, сколько лет назад произошло событие, надо считать назад от отметки, на «линии» - «1977 г.». Если же необходимо узнать, за сколько лет до нашей эры оно произошло, то надо также считать назад, но уже от отметки «начало н. э.».

Домашнее задание : учебник, стр. 30-32. Задачи учебника (стр. 32). Составить самостоятельно одну задачу по типу задач учебника.

История Древнего мира

Онлайн учебник по истории для 5 класса

Глава 1. Как жили люди в древности

    Был ли в самом начале у мира исток?
    Вот загадка, которую задал нам Бог,
    Мудрецы толковали о ней, как хотели, -
    Ни один разгадать её толком не смог.

    Персидский поэт Омар Хайям


Родовая община. Современный рисунок

    Расскажите о том, как жили, во что одевались и чем занимались наши далёкие предки.

§ 1. Как ведётся счёт лет в истории

Как начался современный отсчёт времени. В древности не было единого календаря, но 2 тысячи лет назад произошло событие, от которого люди начали вести свой календарь. Этим событием стало рождение Иисуса Христа.

Основанная им религия - христианство - распространилась по всему миру. В странах, где христиане составляли большинство, Рождество Иисуса начали отмечать как праздник. Старые календари здесь были отменены, а новый отсчёт повели от даты рождения Христа. Время, прошедшее от года его рождения до наших дней, люди стали называть нашей (новой) эрой, сокращённо - н. э. Наша эра длится уже более 2 тысяч лет.


Счёт лет до новой эры. О чём-либо случившемся до Рождества Иисуса мы говорим, что это произошло до нашей (новой) эры, сокращённо - до н. э. А как узнать, сколько лет прошло от события, произошедшего до Рождества Христова, по настоящее время? Для этого надо к дате, когда оно произошло, прибавить дату, которая сейчас значится на календаре.

Одна из первых в истории надписей, сделанная в Древней Индии

Например, как узнать, сколько времени прошло с возникновения письменности, если известно, что она появилась в III тысячелетии до н. э.? Надо к этой дате прибавить 2 тысячелетия. Получается, что письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад. Ну а как узнать, в каком тысячелетии до н. э. люди научились обрабатывать железо, если мы знаем, что это произошло приблизительно 3 тысячи лет назад? Для этого от трёх тысяч лет надо отнять две тысячи. Получается, что это произошло в I тысячелетии до н. э.

Подведём итоги

В настоящее время в большинстве стран мира счёт лет ведётся от Рождества Иисуса Христа.

    «Время - вечный образ, движущийся от числа к числу».

    Древний мудрец Платон

Вопросы и задания

  1. Когда начался современный отсчёт лет в истории?
  2. Что и на сколько произошло раньше: появление письменности или начало обработки железа?
  3. Люди научились земледелию 8 тысяч лет назад. В каком веке до н. э. это произошло?