Пётр Сахаров: «Нам важно сознавать свою принадлежность к Вселенской Церкви. Петр Сахаров. Почему я стал католиком Смотреть что такое "Пётр Сахаров" в других словарях

Са́харов, Пётр Дми́триевич - (род. 25 января , Москва) - российский учёный-востоковед, литургист, журналист, христианский публицист, переводчик.

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения (в частности, Tantum ergo), а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга, Поля Бошана, Ж.-М. Люстиже , Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда . Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пётр Сахаров" в других словарях:

    Андрей Дмитриевич (1921 1989) российский мыслитель и ученый. Отец Дмитрий Иванович Сахаров преподаватель физики, автор известного задачника и многих научно популярных книг. Мать Екатерина Алексеевна Сахарова (урожденная Софиано). Начальное… … Новейший философский словарь

    Андрей Дмитриевич (1921 89), физик теоретик, общественный деятель. Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике,… … Современная энциклопедия

    - (1921 89) российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике … Большой Энциклопедический словарь

    Знаменитый этнограф собиратель, археолог и палеограф 1830 50 х годов; родился 29 августа 1807 г. в Туле. Отец его Петр Андреевич, тульский священник, поместил сына в местную духовную семинарию, которую тот и окончил 21 августа 1830 г. Из… … Большая биографическая энциклопедия

    Дмитриевич (1921 89) российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам,… … Политология. Словарь.

    Андрей Дмитриевич (1921 89), советский физик и общественный деятель. Его работы в области ЯДЕРНОГО СИНТЕЗА стали основополагающими в создании советской водородной бомбы. Будучи искренним защитником гражданских прав, в 1970 г. Сахаров создал… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Советский генетик. Окончил МГУ (1926). Ученик Н. К. Кольцова. В 1927‒48 работал в институте экспериментальной биологии (в дальнейшем институт цитологии, гистологии и эмбриологии), с… …

    Советский патофизиолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1936). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. Ученик А. Б. Фохта. Заведующий кафедрами общей патологии медицинских… … Большая советская энциклопедия

    - (17 апреля 1934, Воротынск, Калужская область 23 января 1999, Москва), российский режиссер, народный артист РСФСР (1980). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1959), с 1958 режиссер киностудии «Мосфильм». Дебютировал сказочным фильмом «Снежная… … Энциклопедия кино

    Сахаров (1898 5.11.1917) матрос. Сахаров родился во Владимирской губернии. В 1915 году был призван в армию на фронт. В октябре 1917 года был отпущен в отпуск домой. Находясь проездом в Москве, принял активное участие в… … Википедия

    САХАРОВ - Гавриил Петрович (род. в 1873 г.), известный патолог. Окончив мед. факультет Московского ун та в 1899 г., был оставлен при кафедре общей патологии Московского ун та, где работал до 1910 года в должностях сначала ассистента, а позднее прозектора.… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Сахаров. "Кефир надо греть" :История любви, рассказанная Еленой Боннэр Юрию Росту , Рост Юрий Михайлович. Книга о жизни и любви двух выдающихся людей сложилась из бесед Елены Боннэр и Юрия Роста. На протяжении…

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Пётр Са́харов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

христианский публицист, исследователь, переводчик

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пётр Дми́триевич Са́харов (род. 25 января , Москва) - российский учёный-востоковед, литургист, журналист, христианский публицист, переводчик.

Биография

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения, а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга , Поля Бошана , Ж.-М. Люстиже , Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда . Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии .

Напишите отзыв о статье "Сахаров, Пётр Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

  • ЖЖ-автор - Пётр Сахаров в «Живом Журнале »

Отрывок, характеризующий Сахаров, Пётр Дмитриевич

– О, это было давно, когда назвали его... Теперь это уже не имеет значения. А когда-то оно звучало немного по-другому. Это значило – МЫ-ТЕ-У-РА, что означало – близкие к свету и знаниям, хранящие их и живущие ими. Но потом слишком много «незнающих» стало искать нас. И имя изменилось. Многие не слышали его звучания, а многих это и не волновало вовсе. Они не понимали, что, даже ступая сюда, они уже соприкасались с ВЕРОЙ. Что она встречала их уже у самого порога, начинаясь с имени и понимания его... Знаю, это не твоя речь, и тебе, наверное, трудно её понять, Изидора. Хотя твоё имя тоже относится к таковым... Оно значимо.
– Ты забыл, что для меня не важен язык, Север. Я чувствую и вижу его – улыбнулась я.
– Прости, ведающая... Я запамятовал – кто ты. Желаешь ли узреть то, что дано только знающим, Изидора? У тебя не будет другой возможности, ты больше не вернёшься сюда.
Я лишь кивнула, стараясь удержать, готовые политься по щекам злые, горькие слёзы. Надежда быть с ними, получить их сильную, дружескую поддержку умирала, даже не успев хорошенько проснуться. Я оставалась одна. Так и не узнав чего-то очень для меня важного... И почти беззащитная, против сильного и страшного человека, с грозным именем – Караффа...
Но решение было принято, и я не собиралась отступать. Иначе, чего же стоила наша Жизнь, если пришлось бы жить, предавая себя? Неожиданно я совершенно успокоилась – всё наконец-то стало на свои места, надеяться больше было не на что. Я могла рассчитывать только на саму себя. И именно из этого стоило исходить. А какой уж будет конец – об этом я заставила себя больше не думать.

Выдающийся деятель культуры Дона конца XIX - начала XX века Харитон Иванович Попов был не только основателем Донского музея, но и организатором исторической науки на Дону и исследований истории Войска Донского. Об этом свидетельствует комплекс документов личного происхождения, сосредоточенных в фонде 55 Государственного архива Ростовской области (фонд Х. И. Попова). Часть этих документов относятся к одному из наиболее заметных донских историков начала прошлого столетия Павлу Петровичу Сахарову, чьи труды по ранней истории донского казачества вызывали большой интерес на Дону.

Одной из важнейших сторон его работы была подготовка большого комплексного труда по истории Дона, своего рода метанарратива в рамках истории региона, претендовавшего на исключительное культурно-историческое значение в масштабах России и сопредельных территорий Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. Такая задача ставилась властями Области войска Донского. Так, в 1908 году, во время пребывания на посту войскового наказного атамана генерал-лейтенанта А. В. Самсонова, войсковые власти обратились к историку В. О. Ключевскому с просьбой о написании истории Дона. В ответном письме атаману от 17 июня 1908 года В. О. Ключевский назвал «отсутствие хорошо обработанной истории» донского казачества «прискорбным пробелом русской историографии». Ссылаясь, однако, на занятость, историк писал, что не может взять на себя эту сложную работу. Но при этом советовал «начать дело разборкой и приведением материалов по истории Войска, извлечённых как из местных, так и из столичных архивов» .

Таким образом, выдающийся источниковед В. О. Ключевский подчёркивал необходимость самой тщательной поисковой и археографической работы как предварительного условия для создания большого исследования по донской истории. Вскоре после этого, 12 октября 1908 года, в Комиссию по собиранию материалов для составления истории войска Донского поступило заявление студентов-историков Харьковского университета П. П. Сахарова и В. С. Попова. Они предлагали свои услуги по сбору источников, относящихся к донской истории. В заявлении студенты указывали: «Мы… обладаем некоторою подготовкою для занятий по донской истории, как то: знакомство с печатными пособиями по истории донского казачества, с опубликованными источниками и со многими рукописными, не говоря... об источниках общей русской истории, в сборниках которых вкраплены многие сведения о прошлом донских казаков…» . Комиссия под председательством А. А. Кириллова, в состав которой входили И. Т. Семёнов, Х. И. Попов, И. В. Тимощенков, З. И. Щелкунов и И. М. Добрынин, решила принять помощь студентов .

Сохранилось несколько писем П. П. Сахарова к Х. И. Попову. Переписка с маститым старшим коллегой, основателем и заведующим Донским музеем и статским советником, позволяет полнее представить черты личности и характера автора писем. П. П. Сахаров извещал Х. И. Попова о ходе своей работы по снятию копий с документов, делился впечатлениями по поводу наиболее интересных, по его мнению, находок. Иногда он просил помощи в организации доступа в отдельные архивы. В письме от 14 июля 1909 года он писал о желательности проникновения «...в святая святых Государственного Главного Архива в Петербурге -до зарезу нужно было бы взглянуть на десятки фолиантов Кабинетских дел Петра Великого -там булавинщина, а попутно колонизация, экономика и быт -письма Долгорукого-усмирителя. В архив доступ очень труден, но Таубе при связях его и желании может устроить» . Письмо свидетельствует о способности П. П. Сахарова организовать поисковую работу нескольких донских студентов, с которыми он работал в архивах. Оно также свидетельствует о широте его исторических взглядов, стремлении освещать не только событийную историю, но и разные стороны жизни и быт казаков. В этом же письме П. П. Сахаров сообщал о нахождении им трёх дел с упоминанием об участии донских казаков в Полтавской битве. В одном из дел, писал он Х. И. Попову, «поминается ещё Павел Кочет - это новый для нас начальник отряда» . Он обращал тем самым внимание на возможную родственную связь этого атамана с известным С. Кочетом, который в 1705 году был атаманом донской зимовой станицы.

Указывал он также на то, что дело 1632 года, в котором шла речь об отказе Войска Донского от присяги царю Михаилу Фёдоровичу и которое вызывало большой интерес у историков, могло иметь нетрадиционное рассмотрение. Это дело, писал П. П. Сахаров, «устанавливает семейный быт на Дону этак для Смутного времени» . Письмо свидетельствует о глубоком знании П. П. Сахаровым проблем донской истории.

Настойчиво и в то же время деликатно П. П. Сахаров разрешал с Х. И. Поповым очень непростой финансовый вопрос. Как фактический руководитель коллектива студентов-переписчиков он нашёл серьёзные аргументы в пользу необходимости повышения им оплаты за труд. Особенно это касалось работы в архиве Министерства юстиции, где чтение документов затрудняли «гниль, туманность и гадкие почерки» и где мог, помимо него, работать только В. С. Попов «при своём умении и больших уже сведениях по истории края» .

Как настойчивый и трудолюбивый студент П. П. Сахаров стал известен руководителям московских архивов. Поэтому, когда он обратился к управляющему Московским архивом Министерства юстиции Д. Я. Самоквасову с просьбой о допуске к работе в архиве одного из нанятых им переписчиков, известный архивист пошёл навстречу студенту.

Делился П. П. Сахаров с Х. И. Поповым планами своей научной работы. В письме от 14 июня 1909 года он спрашивал о возможности публикации своего труда по истории колонизации и быта донских казаков. Он предлагал опубликовать первую часть работы, которая включала «XVI век, Смуту и об Азове» , или рассказ о событиях 1637-1641 годов, когда Войско Донское взяло Азов и держало его в своих руках.

Архивные поиски, о которых П. П. Сахаров сообщал в своих письмах 1909 года Х. И. Попову, помогли ему написать под руководством профессора Д. И. Багалея выпускное исследование «Заселение Донского края в связи с условиями местного быта, по напечатанным и архивным материалам». Этот труд получил золотую медаль Харьковского университета, а рукопись его хранится в Ростовском областном музее краеведения. На основе этого труда в разных номерах «Донских областных ведомостей» была сделана публикация под названием «К вопросу о происхождении донского казачества и о первых подвигах донцов в защиту родины и веры на службе у первого русского царя Ивана Васильевича Грозного». Несколько позже, в 1914 году, в «Записках Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы» вышел в свет его труд «Происхождение донского казачества».

Комплексный и глубокий анализ ситуации на Дону накануне выборов в 4-ю Государственную Думу, проделанный в исключительно обстоятельном исследовании Б. С. Корниенко, позволил последнему сделать вывод об идейной близости между П. П. Сахаровым и Х. И. Поповым. Оба они, по его мнению, представляли так называемый «Правый Дон», стоявший на позициях русского национализма, а П. П. Сахаров подводил под эти идеи историческую основу . Как отмечал Б. С. Корниенко, «национализм» П. П. Сахарова и Х. И. Попова отличался от другого направления национализма на Дону, так называемого «казачьего» национализма. На позициях последнего стояли идеологи казачьей обособленности и самостоятельности донской журналист С. А. Холмский и публицист-историк Е. П. Савельев. И если П. П. Сахаров и Х. И. Попов подчёркивали самую тесную связь между Россией и Доном на протяжении столетий казачьей истории, то С. А. Холмский и Е. П. Савельев были их идейными противниками и подчёркивали историческую обусловленность и необходимость самостоятельности Дона. Это в целом верное положение, высказанное Б. С. Корниенко, может быть дополнено тем, что по своим идейным позициям П. П. Сахаров оказывался близок не только к русскому национализму, но и к либеральному народничеству, что проявилось в формировании им концепции промыслово-трудового происхождения донского казачества в XVI веке за счёт выходцев из русских земель с включением в него тюркского элемента.

Письма Х. И. Попову 1909 года из фонда 55 ГАРО отражают начальную стадию формирования П. П. Сахарова как знающего и заинтересованного исследователя истории Дона. Жизненный путь П. П. Сахарова сложился, однако, так, что ему не довелось в советский период публиковать свои труды . В 1957 году им была написана интересная рукопись, посвящённая историографии вопроса о происхождении донского казачества. Она не опубликована до сих пор и хранится в Ростовском областном музее краеведения. Там же хранится ещё одна его рукопись, посвящённая походу казаков атамана Ермака в Сибирь . В жизни П. П. Сахарова были ссылка в Среднюю Азию за службу в Добровольческой армии в 1919 году, долгое проживание в Майкопе, где он скрывался от властей, и возвращение в Ростов-на-Дону в период хрущёвской оттепели. С ним в это время, на закате его жизни, встречались ростовские историки и краеведы, в том числе А. П. Пронштейн и Б. В. Чеботарёв, хорошо его знавшие. Актуализация проблематики ранней истории донского казачества на рубеже прошлого и нынешнего столетий вызвала усиление интереса к жизни и трудам П. П. Сахарова - оригинального исследователя донского прошлого.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 622.

2. Генерал-лейтенант барон Ф. Ф. фон Таубе - войсковой наказной атаман в 1909-1911 гг.

3. Корниенко Б. С. Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909-1914). СПб. : Изд-во Европ. ун-та, 2013.

4. О жизненном и творческом пути П. П. Сахарова см: Мининков Н. А. Павел Петрович Сахаров - историк донского казачества // Казачий сб. № 3. Ростов н/Д, 2002. С. 216-320.

5. Об этой статье см.: Маркедонов С. М. Несостоявшаяся полемика: (неопубл. рукоп. П. П. Сахарова как источник по истории дон. ист. науки XX в.) : материалы и тез. Оренбург, 2000. С. 103-107; Мининков Н. А. Неизвестная страница историографии похода Ермака: ростовская рукоп. // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв. Новосибирск, 2005. С. 56-66.

ПУБЛИКАЦИИ П. П. САХАРОВА В ДОНСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ

А. Сахаров (редактор)

ПЁТР ВЕЛИКИЙ (Том 1)

(Романовы. Династия в романах - 4)

Пётр I Алексеевич Великий - первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего Петра шло довольно медленно. Предание заставляет трехлетнего ребёнка рапортовать отцу, в чине полковника; в действительности, двух с половиной лет он ещё не был отнят от груди. Мы не знаем, когда началось обучение его грамоте Н.М. Зотовым, но известно, что в 1683 г. Пётр ещё не кончил учиться азбуке. До конца жизни он продолжал игнорировать грамматику и орфографию. В детстве он знакомится с «экзерцициями солдатского строя» и перенимает искусство бить в барабан; этим и ограничиваются его военные познания до военных упражнений в с. Воробьёве (1683). Осенью этого года Пётр ещё играет в деревянных коней. Все это не выходило из шаблона тогдашних обычных «потех» царской семьи. Отклонения начинаются лишь тогда, когда политические обстоятельства выбрасывают Петра из колеи. Со смертью царя Федора Алексеевича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. 27 апреля толпа, собравшаяся перед красным крыльцом Кремлёвского дворца, выкрикнула царём Петра, обойдя его старшего брата Иоанна; 15 мая на том же крыльце Пётр стоял перед другой толпой, сбросившей Матвеева и Долгорукого на стрелецкие копья. Легенда изображает Петра спокойным в этот день бунта; вероятнее, что впечатление было сильное и что отсюда ведут начало и известная нервность Петра, и его ненависть к стрельцам.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление вручено было царевне Софье. Партия Петра отстранена была от всякого участия в государственных делах. Наталья Кирилловна во всё время регентства Софьи приезжала в Москву лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр отучился переносить какие-либо стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина «ума малого», по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына. С самого начала мы видим Петра окружённым «молодыми ребятами народу простого» и «молодыми людьми первых домов»; первые в конце концов взяли верх, а «знатные персоны» были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку «озорников», данную им Софьей.

В 1683-1685 гг. из приятелей и добровольцев организуются два полка, поселённые в сёлах Преображенском и соседнем Семеновском. Мало-помалу в Петре развивается интерес к технической стороне военного дела, заставивший его искать новых учителей и новых познаний. «Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных» является при Петре учитель-иностранец, Франц Тиммерман. Сохранившиеся (от 1688 г.?) учебные тетради Петра свидетельствуют о настойчивых его усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости; те же тетради показывают, что основания всей этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра.

Единственным крупным, и неудачным, вмешательством матери в личную жизнь юноши была женитьба его на Е.Ф. Лопухиной 27 января 1689 г., раньше достижения Петром семнадцати лет. Это была, впрочем, скорее политическая, чем педагогическая мера. Софья женила царя Иоанна тоже тотчас по достижении семнадцати лет; но у него рождались только дочери. Сам выбор невесты для Петра был продуктом партийной борьбы: знатные приверженцы его матери предлагали невесту княжеского рода, но победили Нарышкины, с Т. Стрешневым во главе, и выбрана была дочь мелкопоместного дворянина. Вслед за ней потянулись ко двору многочисленные родственники («более 30 персон», говорит Куракин). Такая масса новых искателей мест, не знавших притом «обращения дворового», вызвала против Лопухиных общее раздражение при дворе; царица Наталья скоро «невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви» (Куракин).

Этим, так же как и несходством характеров, объясняется, что «изрядная любовь» Петра к жене «продолжилась разве токмо год», а затем Пётр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше; с Яузы он переселился со своими кораблями на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.

Участие Петра в государственных делах ограничивалось, во время регентства Софьи, присутствием при торжественных церемониях. По мере того как Пётр подрастал и расширял свои военные забавы, Софья начинала все более тревожиться за свою власть и стала принимать меры для её сохранения. В ночь на 8 августа 1689 г. Пётр был разбужен в Преображенском стрельцами, принёсшими весть о действительной или мнимой опасности со стороны Кремля. Пётр бежал к Троице; его приверженцы распорядились созвать дворянское ополчение, потребовали к себе начальников и депутатов от московских войск и учинили короткую расправу с главными приверженцами Софьи (кн. В.В. Голицын, Сильвестр, Шакловитый). Софья была поселена в монастырь, Иоанн правил лишь номинально; фактически власть перешла к партии Петра. На первых порах, однако, «царское величестве оставил своё правление матери своей, а сам препровождал время своё в забавах экзерциций военных».

Правление царицы Натальи представлялось современникам эпохой реакции против реформационных стремлений Софьи. Пётр воспользовался переменой своего положения только для того, чтобы расширить до грандиозных размеров свои увеселения. Так, манёвры новых полков кончились в 1694 г. Кожуховскими походами, в которых «царь Федор Плешбурской» (Ромодановский) разбил «царя Ивана Семеновского» (Бутурлина), оставив на поле потешной битвы 24 настоящих убитых и 50 раненых.

Расширение морских забав побудило Петра дважды совершить путешествие на Белое море, причём он подвергался серьёзной опасности во время поездки на Соловецкие острова. За эти годы центром разгульной жизни Петра становится дом нового его любимца, Лефорта, в Немецкой слободе. «Тут началось дебошство, пьянство такое великое, что невозможно описать, что по три дни, запершись в том доме, бывали пьяны и что многим случалось оттого и умирать» (Куракин). В доме Лефорта Пётр «начал с домами иноземскими обходиться и амур начал первый быть к одной дочери купеческой» (А. Монс). «С практики», на балах Лефорта, Пётр «научился танцевать по-польски»; сын датского комиссара Бутенант учил его фехтованию и верховой езде, голландец Виниус - практике голландского языка; во время поездки в Архангельск Пётр переоделся в матросский голландский костюм. Параллельно с этим усвоением европейской внешности шло быстрое разрушение старого придворного этикета; выходили из употребления торжественные выходы в соборную церковь, публичные аудиенции и другие «дворовые церемонии». «Ругательства знатным персонам» от царских любимцев и придворных шутов, так же как и учреждение «всешутейшего и всепьянейшего собора», берут своё начало в той же эпохе.

(1957-01-25 ) (62 года)

Пётр Дми́триевич Са́харов (род. 25 января , Москва) - российский учёный-востоковед, литургист, журналист, христианский публицист, переводчик.

Биография

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения, а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга , Поля Бошана , Ж.-М. Люстиже , Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда . Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии .

Напишите отзыв о статье "Сахаров, Пётр Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сахаров, Пётр Дмитриевич

– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…