Смоленская крепость: западный щит России. Смоленский кремль и его история Высота смоленской крепостной стены

И рассматривая тему в федеральных масштабах, я неожиданно для себя узнала, что в Смоленской области в деревне Флёново тоже стоит терем-теремок, заслуживающий моего внимания. Так родилась идея съездить и посмотреть! Ехали через Рославль. Дорога заняла около 4,5 часов:)

И сторико-архитектурный комплекс "Теремок" (а кроме кружевного домика, который мы ехали посмотреть, там оказалось ещё куча всего интересного!) открыт с 10.00 до 17.00, в пятницу чуть меньше - до 16.00, а вот в понедельник спускают цепных собак, - и никакой сказки.

Теремок стоит в бывшем имении княгини Марии Тенишевой. Кто такая? - спросите вы. Русская аристократка, собирательница предметов искусства, меценатка и великая просветительница. Её портреты писали Репин, Серов, Врубель, Коровин. Её вокальным мастерством восхищался сам Петр Ильич Чайковский. Рерих называл её усадьбу "художественным гнездом", а злые языки говорили, что она подражает Савве Мамонтову. Тенишева была очень заметной фигурой своего времени. Современники называли её "гордостью России".

Вот например, как часто вас рисовали? Княгиню Тенишеву - часто! И хотелось бы думать, что из искреннего восхищения. Покажу четыре её самых знаменитых портрета. Хотя у одного только Репина их около десятка:)

Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»:

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. Кроме того, наскучили мне репинские неискренность и льстивость: "Вот так... Как хорошо... Какая красивая поза..."

Ай да Репин! Ай да сукин сын! :)))))
Портрет его авторства. Один из (1896 год).

А это работа Валентина Серова (1898 год). Судя по лицу Тенишевой, он её не то, что по-репински мучил, он её реально истязал:)))

К приходу Константина Коровина, княгиня уже смирилась со своей тяжкой долей "вечно позировать" (1899 год).

Самый интересный и необычный, на мой взгляд, портрет Марии Тенишевой в образе Валькирии авторства Врубеля (1899 год). Для справки: Валькирия - героиня скандинавских мифов, которая реет на крылатом коне над полем битвы, подбирает павших воинов и отправляет их в Небесный чертог.

Однажды князь Тенишев подарил жене на день рождения целую усадьбу, выкупив её у Екатерины Святополк-Четвертинской (подружки княгини). И Мария Клавдиевна превратила этот уголок земли в настоящую русскую сказку! Правда, сохранилось не так много - усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Главное украшение усадьбы Теремок был построен по проекту русского художника Сергея Малютина в 1901 году. К слову, Малютин - автор росписи первой русской матрёшки и иллюстраций к сказкам Пушкина: «Руслан и Людмила», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке».

В сказочном теремке всё обязано быть сказочным:) Всё - до мельчайших деталей. На стенах, дверях, ставнях, карнизах - повсюду диковинные звери, волшебные цветы и хитрые узоры.

Княгиня Тенишева и сама очень неплохо рисовала, увлекалась художественной эмалью и мечтала возродить эту технику в России. Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Теремке они тоже представлены. Одна - прямо на старом кирпичном фундаменте:) Сходство с медведем-единоросом случайное.

Вообще нас не покидало ощущение сказочности этого места. Казалось, вот откроем мы дверь, а оттуда как понесутся коньки-горбунки, жар-птицы, ковры-самолёты, сапоги-скороходы, медведи-мозгоеды... "Открыть дверь" нам разрешили за 50 р. с человека. Чтобы беспрепятственно фотографировать, надо было отдать ещё 200 р. Тут откуда-то вылезла волшебная жаба и запретила мне сорить деньгами. В результате я сделала всего три кадра.

В Теремке каждая вещица - особенная. Читаешь имена авторов, и диву даёшься. Мир фантазий Врубеля, Малютина, Васнецова и многих других...

Недалеко от Теремка, на высоком холме - храм Святого Духа в стиле древнерусских традиций: многоярусные "кокошники", ступенями уходящие в небо, небольшая луковичная главка, но самое впечатляющее - это лик над входом. Он огромен. В солнечных лучах - восхитительно спокоен, в сумерках - немного зловещ, он будто "живой"!

Мозаичное панно «Спас Нерукотворный» на фасаде храма выполнил Николай Рерих, друживший тогда с княгиней Тенишевой.

Он же (с сыновьями) работал и над внутренней отделкой храма. Роспись называлась арица небесная на берегу Реки Жизни ". Увы, эти фрески не сохранились. Только чёрно-белое фото 1911 года. Источник фото: rossiyanavsegda.ru.

Вот что писал о Царице поэт Волошин: "Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развертывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий облачный день и студеные воды будничной реки жизни. Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер».

Восточные мотивы интерьера заметил не только Волошин, в итоге храм Святого Духа так и не был освящён. Колокольню тоже построить не успели - Первая мировая не дала. В храме была усыпальница князя Тенишева, но в 1923 году её разорили, тело князя привязали к лошади и таскали по полям (как говорят старожилы). В храме организовали склад, зерно ссыпали с грузовиков прямо через окна, чем нанесли окончательный и непоправимый вред росписям Рериха:(

"Памяти князя Вячеслава Николаевича Тенишева. 1843-1903 гг.".

В 1919 году княгиня Мария Тенишева эмигрировала во Францию. Последние годы жизни она прожила в полном нищебродстве под Парижем - в местечке Вокрессон. Её не стало 14 апреля 1928 года.

В некрологе художник Иван Билибин написал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Недалеко от сказочного Теремка стоит памятник хозяйке. Княгиня точно прогуливается по усадебным дорожкам, встречая гостей.

Хозяйский дом был уничтожен немцами во время Великой Отечественной войны. Каким он был, можно судить по "кукольному домику" в яблоневом саду:)

А это тот самый Дом культуры, сохранивший фундамент дома Тенишевых. нынешний его адрес: Талашкино, ул. Парковая, 14. Талашкино граничит с Флёново, имение располагалось на территории сразу двух населённых пунктов.

Во Флёново сохранилось ещё две колоритные постройки: сельско-хозяйственная ремесленная школа (деревянное здание с колоннами) и общежитие для школьников (небольшой домик по соседству с ней).

К слову, в субботний день на территории музея свадеб было немерено! Я полюбопытствовала, выездная церемония бракосочетания на сказочной поляне перед Теремком стоит 7000 рублей.

Все свадьбы были "цветными": на тропинках толпились жёлтые, бирюзовые и красные. Со стороны это было не столько эстетичным, сколько смешным:) "Цепи кованные, а мы к вам пришли!" :))

И даже не смотря на всю эту свадебную суету, модные девайсы, гробоподобные лимузины, звон бутылок и трёхбуквенное эхо, в усадьбе множество уголков, где "цапля серая - в камыши", где "ели рвутся в небо, где быль живет и небыль", где точно остановилось время. Красота.

Мы и не подозревали, что цапли могут раскачиваться на верхушках высоченных деревьев (всё как-то в небе или на воде их раньше заставали).

Цапля нервная, но гордая!

Из сказочного Флёново мы отправились в город-герой Смоленск - а это ещё 20 километров пути.

"Маршрут выходного дня" был спонтанным, поэтому гостиницу бронировали накануне вечером (букинг форева!) - апартаменты в самом центре на ул. Большой Советской 18/18, 1500 рублей за ночь на двоих, в распоряжении - кухня с микроволновкой, холодильником, стиральной машиной, посудой и всем-всем необходимым. Пешеходная улица начинается сразу за углом:) Парковка бесплатная. В общем, кого не напугало и заинтересовало, пишите в личку - дам точные координаты. Номер очень аскетичный, но при этом двухэтажный:)))

Смоленская крепостная стена (1596-1602 гг.) - самое крупное оборонительное сооружение в то время на Руси. В плане крепость имела вид неправильной замкнутой фигуры. Протяженностью 6,5 км, Смоленская крепостная стена охватывала город площадью около 2,7 кв. км.

В состав крепости входило 38 прясел и столько же башен. Средняя величина прясел между башнями примерно 158 м., ширина - от 5,2 до 6 м. Высота стен — в среднем от 13 до 19 м. вместе с зубцами. Ширина боевой площадки смоленской стены 4-4,5 м.

Среди 38 башен: 16 многогранных (круглых), 13 глухих прямоугольных башен и 9 прямоугольных с воротами. Главными воротными башнями были в северной части крепости -- Фроловская (Днепровская) башня, в южной части - Молоховская.

Кроме двух главных проездных башен Смоленская крепость имела 7 дополнительных воротных башен, которые для парадных въездов в город не предназначались. Они имели так называемый проезд «коленом» и были предназначены для внутреннего использования. Авраамиевская, Еленинская, Лазаревская, Крылошевская башни располагались на восточной стороне города, а Копытенская, Пятницкая и Пятницкая водяная - на западной. Отличаясь друг от друга размерами, эти башни внутри были почти одинаковыми, но одни из них имели два яруса, а другие — три. Часть их (Лазаревская, Авраамиевская, Еленинская и Копытенская) сохранились до наших дней. Сильно выступающие вперед по отношению к стенам, эти башни — почти квадратные в плане. Каждая из них снабжена двумя широкими арочными проемами, один из которых находится на тыльной стороне, а другой - на боковой, обращенной к полю.

В толще стены, непосредственно у воротных башен Федор Конь выложил также узкие сводчатые лестницы, которые в Росписном списке 1665 г. именуются каменными всходами. Эти всходы давали возможность подниматься и в верхние ярусы башен, и на боевые площадки примыкавших к ним стен. Поверхность боевой площадки имела кирпичную выстилку.

Низ крепости выложен из правильных, хорошо отесанных прямоугольных блоков белого камня длиной от 92 до 21 см. и высотой от 34 до 20 см., а вверху - из хорошо обожженного красного кирпича, размеры которого 31х15х6 см. Вес кирпича в сухом состоянии составлял 6,5 - 7,5 кг.

Техника кладки стены полубутовая. Стена состоит как бы из двух вертикальных стенок, пространство между которыми заполнено бутом (кирпичный бой, осколки белого камня, булыжники и даже ядра, залитые известковым раствором).

Вся крепость была подведена под дубовую кровлю. Кровли глухих и воротных башен, как и кровли двух главных башен крепости были деревянными, видимо в две доски. С высокими шатрами смоленские башни изображены и на гравюре Вильгельма Гондиуса. Дозорных вышек, как это имело место на Фроловских и Молоховских воротах, эти башни не имели.

Впервые в истории военно-оборонительного строительства Смоленская крепостная стена была снабжена 3 ярусами боя: подошвенным, средним и верхним. Важной особенностью крепости Смоленска является второй (средний) ярус боя. Подошвенный и средний бои располагались в сводчатых нишах, устроенных в кладке. Верхний - в зубцах, поставленных по внешнему краю верхнего боевого хода.

Смоленская Крепостная стена (Смоленский кремль) была построена в 1595-1602 годах во время правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Архитектором данного сооружения является Фёдор Конь.

Смоленская Крепостная стена в народе называется Смоленским кремлем. Когда-то она имела множество зданий и сооружений и являлась важным стратегическим объектом, главной целью которого была защита города от нападений. До нашего времени сохранилась только малая стена Смоленского кремля.


Сейчас взору туриста открываются лишь сохранившиеся фрагменты стен и несколько башен Смоленского кремля. Тот факт, что до наших дней сохранилась лишь часть Смоленской крепостной стены , построенной в конце XVI века, только придает памятнику древней подлинности.

Каменные стены уже в момент постройки могли противостоять артиллерийским ударам противника. Если не брать во внимание предназначение крепости, а рассматривать ее в качестве культурной ценности, можно утверждать, что Смоленская крепостная стена исключительно красива. Зодчий Федор Савельевич Конь имел опыт строительства такого рода сооружений, но в этом проекте он превзошел самого себя. Смоленский кремль — это самое необычное строение из всех работ Фёдора Коня, которое имело шестикилометровые стены и 38 башен, причем ни одна из башен не повторялась по своей конструкции и была единственной в своем роде.


Очень жаль, что до наших времен сохранились не все башни Смоленской крепостной стены, а только 17 из них. Общая длина оставшихся стен — около 3 километров. Это следствие войн, проходивших на территории . Согласно рассказам старожилов, первые башни были разрушены польскими феодалами, затем на эти земли претендовал Наполеон, а еще четыре башни пострадали в ходе стычек с немецкими войсками во время Второй мировой войны. Несколько оставшихся башен Смоленского кремля местные жители разобрали для восстановления разрушенных во время войны домов. В 1960 годах огромные участки Смоленской Крепостной стены разрушали рабочие, освобождая место для новых улиц разрастающегося города Смоленска. И только спустя 10 лет, когда исторический Смоленск не требовал больше перепланировки, Смоленскую стену оставили в покое. Все, что удалось сохранить, стоит в первозданном виде, внешние изменения обусловлены лишь небольшими реставрационными работами.


Башни Смоленской крепостной стены (Смоленского кремля).

Одной из самых популярных башен Смоленской крепостной стены среди тех, что открыты для туристов, является Громовая башня, которая имеет ряд других наименований – Кунинская, Топинская, Тупинская башня. В народе говорят о том, что такое название башня получила от сильного раската грома во время грозы, разбушевавшейся прямо над ней. Есть еще одна версия происхождения названия «Громовая», ее связывают с причудливостью строения самой башни. Она угрожающе выдвинута вперед из стены, что делает ее неприступной и грозной, как гром.


В наши дни в Громовой башне расположился музей «Смоленск – щит России», где представлены экспонаты военного снаряжения, оружия середины XIV века. Также можно увидеть небольшой макет, который отображает историю крепости, начиная от возведения фундамента – по нему можно проследить воплощение в жизнь грандиозного проекта Ф.Коня. На верхнем ярусе Громовой башни Смоленского кремля расположена смотровая площадка, на которой днем можно увидеть незабываемую панораму города, а вечером с этой площадки можно не только полюбоваться огнями ночного Смоленска, но также послушать рок-группы, классические оркестры и других популярных исполнителей, которые часто устраивают свои концерты прямо на этой площадке.


Еще одна открытая башня Смоленской Крепостной стены – это башня Орел. С этой башни открывается чудный вид на внутренний двор крепости, а также отсюда есть проход до башни Веселухи. Во время этой прогулки по Смоленской крепостной стене вы сможете ощутить на себе все величие и мощь этой постройки. Такие чувства обусловлены незабываемым видом по обеим сторонам стены. С одной стороны это живописный двор, а с другой открывается вид на глубокие овраги, среди которых имеется овраг «Чертов ров», в котором была построена горнолыжная трасса.


Башня Орел Смоленской крепостной стены названа так еще в первые годы после постройки. Ходит легенда о семействе орлов, которые свили свое гнездо прямо на вершине этой башни и долгие годы жили там, пока первая военная стычка не спугнула птиц и не вынудила улететь вместе с молодым потомством в более безопасные места. Однако, не смотря на то, что орлы здесь давно не живут, эта башня Смоленской крепостной стены по-прежнему носит свое изначальное имя.

Смоленская крепость, называемая также кремлём, — одно из самых мощных оборонительных сооружений в России, сохранившееся не целиком, а фрагментарно, так как большая часть крепости была разобрана в XIX веке из-за утраты стратегического значения. Протяжённость стен крепости составляла 6 с половиной километров, толщина стен — 5 метров.

Город Смоленск известен с 863 года. В 1127 году стал центром Смоленского княжества после того, как Ростислав, сын киевского князя Мстислава, получил Смоленск себе в удел. После монгольского нашествия Смоленское княжество занимает позицию "буфера" между двумя возвысившимися великими княжествами — Московским и Литовским. А после заключения в 1385 году Кревской унии между Королевством Польским и Великим Княжеством Литовским Смоленск присягает польскому королю Ягайло. В свою очередь литовский князь Витовт в 1395 году взял Смоленск, воспользовавшись происходившей там княжеской междоусобицей. В 1401 году рязанский князь Олег отбил Смоленск у Витовта, казнил всех бояр-сторонников Литвы и посадил на смоленском престоле Юрия Святославича. Однако в 1404 году Смоленск снова перешёл к Литве после сдачи города боярами. По московско-литовскому договору 1449 года Московское государство отказывалось от Смоленска.

Однако всё оказалось не так просто. Уже в 1514 году, после двух неудачных попыток осады, русские войска взяли Смоленск и начали продвижение вглубь Литовского государства, вскоре однако потерпев поражение под Оршей. В 1522 году было заключено московско-литовское перемирие, по условиям которого Смоленская земля отошла к Москве, и город Смоленск стал западным пограничным форпостом Русского государства. В 1595-1602 годах, по указу Бориса Годунова, зодчий Фёдор Конь построил в Смоленске каменную крепость, сохранившуюся до наших дней. Необходимость строительства мощной и обороноспособной крепости в Смоленске была продиктована её пограничным положением, — тем более, что на границе с самым опасным соседом — Речью Посполитой — мощным восточноевропейским государством, образовавшимся после заключения в 1569 году Люблинской унии между Польшей и Литвой.

Однако уже в 1611 году, после двухлетней осады, Смоленск был взят поляками, а в 1618 году, по Деулинскому перемирию, отошёл к Польше. Смоленская крепость теперь стала восточным форпостом Речи Посполитой. Но ненадолго — в 1654 году Смоленск уже окончательно отошёл к России.


Смоленская крепость, как я уже сказал, сохранилась по фрагментам, находящимся ныне в разных районах города. По их расположению можно проследить целостную линию крепости, которая в прошлом опоясывала город по периметру, как видно на карте ниже (карта взята с просторов интернета):

Для начала показываю два сохранившихся фрагмента в северной части крепости. Этот участок стены тянулся вдоль берега Днепра.

2. Вид со стороны Днепра, то есть снаружи крепостной стены.

3. А это вид изнутри. На заднем плане видно, что дом из красного кирпича стоит вплотную к крепостной стене.

4. В этом месте фрагмент крепостной стены стоит между домами, будучи приспособленным под ресторан "Смоленская крепость" и музей русской водки.

5. У ворот крепостная стена в продольном сечении спускается к земле под наклоном.

6. В 1811-1812 годах в крепостную стену была "встроена" церковь Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой также "Одигитрия", то есть "Путеводительница". По обе стороны от купола стоят две колокольни. В прошлом церковь была надвратной.

7. Волкова башня замыкает данный сохранившийся участок крепости.

8. Чуть поодаль стоит Красная башня:

9. Обернувшись, можно увидеть другой фрагмент крепости сверху, на холме, над частным сектором. В этом кадре видна башня Веселуха, получившая своё название по давнему месту отдыха смолян. Именно фото этой башни с близкого расстояния вы видите на заглавном кадре.

10. Наверх, среди частных домов, поднимается улица Тимирязева, вымощенная булыжником:

11. Выйдя наверх, она тянется вдоль крепостной стены. Очень странно видеть по соседству мощную крепостную стену и частные деревянные дома с бабушками, обсуждающими сбор урожая. Такое я нигде, кроме Старой Ладоги, не видел.

12. Позднякова башня. За деревьями находится Духовная семинария.

13. Пройдя ещё немного, я увидел в крепостной стене ворота и зашёл внутрь крепости. Точнее, наоборот, — вышел наружу. :)

Эта, частично отреставрированная часть крепости абсолютно не посещается туристами. Судя по следам от костров, смоляне ходят сюда на пикники. А в момент моего пребывания в этом месте там, кроме меня, не было вообще никого, что меня удивило.

14. Башня Орёл:

15. Отсюда открывается живописный вид на овраги и склон холма, спускающийся к Днепру:

16. Вид крепости с внешней стороны. За деревьями немного видна Позднякова башня:

17. В бойницу виден Успенский собор:

18. Авраамиева и Заалтарная башни. В Авраамиевой башне, как я вижу, использован тот же конструкторский приём, что и в Орешке и Старой Ладоге — ворота имеют Г-образную форму, с целью невозможности попадания прямой наводкой во внутренние ворота.

19. А это снова башня Орёл. Только вид изнутри:

20. Авраамиева и Заалтарная башни с внутренней стороны:

21. Лестница внутри Авраамиевой башни. Залезать не стал, — лестница крутая, и за плечами тяжёлый рюкзак. :)

22. По названию "Заалтарная башня" нетрудно догадаться, что рядом находится какой либо крупный храм. Действительно, — рядом находился Авраамиев монастырь (давший название и соседней башне), от которого ныне сохранился лишь собор Преображения Господня, видный в правой части кадра.

Крепость тянется дальше в южную сторону, но туда я, к сожалению, не пошёл. Зато сходил к южной её части, расположенной в центре города. Крепостные стены здесь находятся в в Лопатинскому саду — смоленском парке культуры и отдыха. Народу здесь значительно больше.

23. Громовая башня стоит отдельно:

24. Рядом стоит памятник Фёдору Коню — строителю Смоленской крепости:

26. А затем снова начинается крепостная стена и тянущийся вдоль неё ров. На заднем плане видна Копытенская башня:

28. Ещё одни ворота:

29. Налево уходит ещё один земляной вал, оставшийся от Королевского бастиона — польских построек 1630-х годов.

30. Виды стены с внутренней стороны:

В общем, Смоленская крепость, названная Борисом Годуновым "Ожерельем земли русской" представляет собой, на мой взгляд, интереснейший образец русского фортификационного зодчества. Честно говоря, меня особенно удивила северо-восточная часть крепости, где рядом с такой мощной и имеющей богатую историю крепостной стеной идёт повседневная жизнь, — бабушки обсуждают сбор урожая (об этом я уже упоминал), рядом с башней находится спортивная площадка. При этом заезжих туристов нету. Хотя к соседству с крепостной стеной местные смоляне, разумеется, привыкли. :)

Каменная Смоленская крепость не первая подобная постройка в городе, и даже не последняя. Еще в XII веке смоленский князь Ростислав Мстиславич обнес город деревянной стеной. В XV веке, когда Смоленск входил в состав Великого княжества Литовского, город был обнесен высоким земляным валом, на котором в середине XVI века Иван Грозный возвел деревянную крепость. Сегодня от деревянных сооружений ничего не осталось, только фрагменты Литовского вала в южной части крепости.

После постройки в 1602 году современной каменной крепости в Смоленске еще дважды возводили земляные укрепления замкнутой формы: в XVII веке поляки построили пятигранную Королевскую крепость на месте взорванного ими же участка во время осады города в 1609-1611 годах (существует поныне в ЦПКиО «Лопатинский сад»), а в XVIII веке в начале Северной войны Петр I построил на правом берегу Днепра, напротив главного моста, каменно-земляной кронверк, полностью разобранный в 30-е годы XIX века.

Каменную крепость в Смоленске строили по указу царя Федора Иоановича в 1596-1602 годах силами всего Государства Московского, так как в 1603 году истекало перемирие с Речью Посполитой. Впервые в отечественной истории был использован труд почти 30 тыс. наемных рабочих. За 6 лет возвели крепостные стены до 18 м. высотой и 38 башен, высотой от 22 до 33 м. (в основном трехярусных). Толщина стен - до 6 м. Общая длина крепости по боевому периметру составила 6,5 км. Более мощной стены не было на Руси ни тогда, ни сейчас. Строил крепость «городовых дел мастер», уроженец Смоленщины Федор Конь.

В XVII в. во время русско-польских войн крепость выдержала три осады, общей продолжительностью более 3 лет, и ни разу никто не смог взять ее с боя (в 1609-1611 годах осаждали ее поляки, а в 1633-1634 и в 1654 годах - русские войска). В августе 1812 года стены крепости выдержали двухдневный штурм и артиллерийский обстрел армией императора Наполеона. В ноябре того же года, отступая из Смоленска, Наполеон приказал заминировать и взорвать крепостные башни. 5 ноября на воздух взлетели 9 башен, остальные были отбиты и разминированы Донским казачьим корпусом атамана М.И. Платова.

К сожалению не войны, а мирное время разрушило Смоленскую крепость. В 1820-30-х годах ее разбирали на камень и кирпич для восстановления разрушенных войной зданий, а в 1930-е годы - для расширения новых площадок во время активного сталинского строительства (кирпич при этом снова шел в дело). Так до сегодняшнего дня сохранились 18 башен и 9 фрагментов стены, общей протяженностью почти 3,5 км. Эти фрагменты встречающиеся в разных частях города. Самый протяженный участок, длиной более 1,5 км., расположен в восточной части города вдоль ул. Жукова и ул. Тимирязева от Никольских ворот на юго-востоке до башни Веселуха на севере.

У башни Орел вы совершенно свободно можете подняться на крепость и прогуляться на участке от Авраамиевской воротной башни до Веселухи. Только здесь Вы поймете всю мощь и величие Смоленской крепости, которые усиливаются панорамным эффектом, так как с обеих сторон восточный участок стены ограничен глубокими (до 30 м.) оврагами. На склоне внешнего оврага «Чертов ров» проложена горнолыжная трасса с бугельным подъемником. Особенно впечатляющий вид на город и его окрестности, на Успенский собор и крепость, открывается с верхней площадки башни Орел, на которую очень легко подняться.