Смотреть что такое "ПДВ" в других словарях. Предельно допустимые выбросы в атмосферу Что такое предельно допустимый выброс загрязняющих веществ

Предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и разрабатывать проект ПДВ. ПДВ – это предельно допустимый выброс, то есть количество выбросов, не превышающее гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Проект ПДВ включает такие разделы как «Общие сведения о предприятии», «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы», «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Расчёты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам предельно допустимых выбросов», «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», «Контроль за соблюдением нормативов на предприятии». Раньше срок действия нормативов ПДВ соответствовал сроку действия проектной документации и составлял 5 лет. (согласно п.12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2015 г. N 414 и п.1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г)

Предприятиям, не спешащим получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух грозят штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Активное развитие промышленности за последние десятилетия привело к появлению новых задач у представителей служб контроля над экологической обстановкой в стране. Большинство химических заводов и предприятий ежегодно сбрасывают тонны производственных отходов, отравляющих окружающую среду. Зачастую объемы существенно превышают требования ПДВ в экологии.

Понятие о ПДВ для экологии

Предельно допустимые выбросы – некий уровень для различных типов побочных продуктов производства, соблюдение которого не способно нанести значимого вреда экологии. Неконтролируемый сброс отходов в реки и продуктов горения в воздух способен существенно подорвать баланс экосистем, привести к негативным климатическим последствиям и навредить здоровью человечества.

Все страны с развитой химической промышленностью определяют свои требования ПДВ для всех типов выбросов в соответствии с требованиями экологии.

Показатели ПДВ зависят не только от разновидности отходов, но и от местоположения предприятия, окружающей инфраструктуры и имеющейся экологической обстановки. Поэтому для всех площадок требуется индивидуальная разработка технической документации по контролю над степенью загрязнения природы и экологией.

Каждый регион также определяет свои нормы ПДВ. За создание проектов, имеющих юридическую силу, отвечают территориальные органы исполнительной власти. Во всех случаях документы содержат сведения о допустимых разовых и суточных показателях сброса отходов, уровнях токсичности для экологии.

В стандартном нормативе выбросов ПДВ рассчитаны значения более чем для 600 типов различных элементов. На его основе создаются региональные документы.

Кроме допустимых веществ, в нормативе указан список веществ, категорически запрещенных к выбросу.

В настоящее время в него входят 38 позиций. Необходимо периодически сверяться со стандартными нормами, поскольку время от времени в них вносятся определенные изменения.

Разработка проекта ПДВ

Все владельцы юридически зарегистрированных источников сброса вредных для экологии веществ обязаны предпринимать необходимые действия для создания собственных документов и соблюдать рассчитанные показатели ПДВ.

Итог разработки – утвержденный приказ с приложенными показателями и разрешение на сброс отходов. Без норматива осуществлять выброс загрязняющих веществ запрещено и уголовно наказуемо, при несоблюдении установленных значений предусмотрены административные меры.

При условии отсутствия изменений технологий производства нормативы действуют на протяжении 5 лет или 1 года, в зависимости от экологической обстановки местности. В крупных городах чаще всего необходимо ежегодное обновление документации. Определение норм осуществляется на основе федеральных постановлений и законов правительства РФ.

Необходимые документы

Для создания норматива ПДВ потребуется ряд некоторых документов:

  • справка, содержащая информацию о сфере производства, количестве работников, структуре предприятия;
  • реквизиты производства;
  • свидетельство о государственной регистрации и номер ИНН;
  • договоры на снабжение теплом (при центральном отоплении) или справка о другом способе, на снабжение электричеством и водой;
  • ситуационная карта-схема 1:2000;
  • свидетельство о праве владения землей или договор с арендодателем;
  • информация о приеме водяных сбросов и утилизации отходов;
  • описание установок и схемы производственного процесса;
  • применяемое сырье, химические свойства и нормы расхода;
  • паспорта на устройства для очистки и кондиционирования воздуха;
  • справка об имеющемся транспорте;
  • предыдущий экземпляр приказа и разрешения (если ранее оформлялись).

После выполнения всех работ заказчику выдается ряд документов:

  • заключение о результатах анализа загрязняющих выбросов;
  • протокол экспертизы Центра гигиены;
  • заключение СЭС РосПотребНадзора;
  • протокол с нормами ПДВ;
  • разрешение на сброс.

Измерение и определение ПДВ

Измерение показателей предельно допустимых выбросов для всех отдельных предприятий производится так, чтобы они не приводили к созданию приземных показателей выше стандартных ПДВ для жителей и экологии. А также при расчете учитывается общая совокупность производственных мощностей, количество вредных выбросов и перспективное развитие промышленности в конкретной местности.

В зависимости от сезона, нормы ПДВ дополнительно могут меняться, что особенно актуально для котельных, когда потребление тепла и электричества наиболее велико. ПДВ определяются для всех труб индивидуально и для производства в целом.

Для расчета предельно допустимых выбросов разработаны специальные формулы, учитывающие множество факторов, среди которых:

  • размеры трубы;
  • скорость движения газов;
  • объем выбросов за промежуток времени;
  • показатель высоты горения под трубой;
  • ландшафтный показатель (для равнин = 1);
  • скоростное число падения конкретного вещества;
  • отличие температур сбросов и окружающего воздуха;
  • климатический коэффициент (зависит от типа климата).

С учетом приведенных параметров определяются дополнительные показатели выбросов ПДВ, способные привести к превышению ПДК при неблагоприятных метеоусловиях.

Сроки расчета ПДВ

Весь срок работ от измерения и до утверждения разрешения на сброс отходов занимает от 6 до 9 месяцев. Процесс проходит по определенным правилам.

Изучение источника

На первом этапе производятся замеры и спектральный анализ выбрасываемых газов, после чего выдается заключение о фактическом составе выбросов. Дополнительно получают заключение Центрального УГМС о региональном типе климата, состоянии экологии и накопленных концентрациях вредных веществ в районе предприятия и производственных площадей.

В этот период специалисты рассчитывают все требуемые показатели предельно допустимых выбросов с учетом ранее полученной технической информации. Затем проект передают на согласование и утверждают с владельцем предприятия. Работа занимает период от 20 рабочих дней и зависит от числа источников, количества выбросов, токсичности, экологии и других дополнительных факторов. Некоторые владельцы самостоятельно инвентаризируют выбросы, а затем отдают результаты анализа в дальнейшую работу. Это дешевле, но занимает более длительное время.

Согласование

На третьем этапе проектная документация подлежит рассмотрению в Центре гигиены и экологии сразу после оплаты выставленного счета. Стандартный срок выполнения – 60 рабочих суток. Затем проверка Роспотребнадзора в течение 2 недель – 1 месяца. И в заключение экспертиза Росприроднадзора для подписания приказа, утверждающего проект.

Разработка методик снижения отходов

На этом этапе рассматриваются способы оптимизации производственных процессов, при использовании которых вредное влияние на экологию при неблагоприятных метеоусловиях можно снизить. Затем проект передают на согласование в Департамент Природопользования. Срок рассмотрения – от 1 месяца.

Выдача разрешения

На последнем этапе готовая документация передается в Департамент Росприроднадзора для подписания и выдачи разрешения на сброс отходов.

Стоимость заказа – от 80000 рублей за 1 производственную площадку. Цена во многом зависит от площади, количества труб и других источников сброса вредных веществ. Однако полученное разрешение избавит заказчика от возможных неприятностей с законом и уголовных санкций.

Податок на додану вартість є обов"язковим до сплати для будь-якого підприємства, що займається виробництвом,

Наданням послуг. У даній статті ми поговоримо про податкові ставки, об"єкти оподаткування, системі розрахунку ПДВ і важливості заповнення податкової декларації.

Поняття ПДВ

Податок на додану вартість непрямий. Він перераховується до бюджету держави продавцем, але на виході оплачується споживачем. ПДВ врахований в ціні будь-якого товару і його завжди оплачує останній покупець.

Складові ПДВ

Зрозуміти суть ПДВ для "чайника" буде простіше, якщо розібратися в поняттях податкового кредиту та зобов"язання, різниця між якими і є фактичною сумою для сплати в казну держави:

  • Податковий кредит - це сума, на яку можна зменшити податкове зобов"язання у цьому звітному періоді, так як вона вже сплачена раніше.
  • Податкове зобов"язання - загальна сума податку за звітний період. Наприклад, продавець хоче реалізувати товар вартістю 10000 у.о. з націнкою 15%, тобто за 11500 у.о. Ставка ПДВ для нього - 20%, тобто податок становить 2300 у.о.

Документальне оформлення розрахунків за товари та послуги відбувається за допомогою податкових накладних. Крім них є ще один важливий документ - рахунок-фактура, що виписується у двох примірниках: один призначається для продавця, інший - для покупця. Якщо ви купуєте товар, то реєструєте свою рахунок-фактуру в книзі покупок, якщо продаєте, то в книзі продажів.

Розрахунок ПДВ для "чайника" буде нескладний, якщо зберігати всю податкову документацію. За відсутності, неправильному оформленні або втраті рахунки-фактури від продавця ви не маєте права на податковий кредит, що означає переплату ПДВ, так як вам нема чого відняти з податкового зобов"язання.

Розрахунок

Облік ПДВ для "чайників" починається з реєстрації рахунків-фактур у книзі продажів і книзі покупок. Різниця між податковим зобов"язанням і загальною сумою податкового кредиту за звітний період - це ПДВ до сплати. Якщо ретельно вести бухгалтерську документацію, то дуже просто розрахувати ПДВ. Для "чайників" проводки можуть становити більшу складність, тому записи повинен виробляти професіонал, так як на їх підставі відбувається підсумковий розрахунок податку в кінці звітного періоду.

Ставка податку на додану вартість залежить від діяльності, яку здійснює підприємство, а також від його річного грошового обороту. Пояснимо розрахунок ПДВ на прикладі виробництва і реалізації жіночих суконь на території РФ, ПДВ для якої становить 18%. Виробник закупив тканину і фурнітуру на суму 20000 руб., А також заплатив ПДВ 3600 руб. Він отримав рахунок-фактуру, яку вніс до книги покупок. 3600 руб. - Це податковий кредит в даному випадку.

З вихідних матеріалів було вироблено 10 суконь, які планується реалізувати за ціною 3500 руб. кожне, тобто загальна націнка на товар складе 15000 руб. Податкове зобов"язання вважається таким чином: (3500 * 10) * 18/100 = 6300 руб. Формула обов"язкового до сплати ПДВ для "чайника" проста: з податкового зобов"язання віднімається податковий кредит. У нашому прикладі необхідно зробити наступне: 6300-3600 = 2700 руб. Підприємець повинен сплатити ПДВ у розмірі 2700 руб., Так як 3600 руб. він уже вніс, коли набував тканину і фурнітуру.

Платники податків та об"єкти оподаткування

Індивідуальні підприємці, організації та особи, що транспортують товари через кордон держави, є платниками податків ПДВ. Що це таке для "чайників"? Це означає, що з"ясувати, чи будете ви платити податок на додану вартість, можна наступним чином: необхідно визначити свій статус у відповідності з Податковим кодексом країни, де зареєстровано ваше підприємство.

Об"єктами оподаткування в РФ є наведені нижче операції:

Податкові ставки в РФ

ПДВ для "чайників" (2014) - це 3 ставки: 0%, 10% і 18%, що визначаються залежно від роду діяльності підприємства. Податком на додану вартість в розмірі 0% обкладається реалізація наступних товарів, послуг чи робіт:

  • Зобов"язання, що виконуються організаціями нафтопродуктів, природного газу.
  • Послуги міжнародного перевезення товарів.
  • Надання залізничного рухомого складу.
  • Реалізація товарів, які вивезли за митною процедурою експорту.

Повний список об"єктів оподаткування викладений у ст. 164 НК РФ. ПДВ у розмірі 10% платять при реалізації продовольчих товарів:

  • м"яса, птиці, морепродуктів, риби;
  • яєць;
  • солі, цукру;
  • зерна, круп
  • макаронних виробів;
  • молокопродуктов;
  • хлібобулочних виробів;
  • овочів;
  • дитячої та діабетичного харчування.

10% стягується при реалізації таких дитячих товарів:

  • одягу та взуття;
  • ліжок і матрацев;
  • подгузніков;
  • колясок;
  • канцелярського приладдя.

Книжкова продукція освітнього характеру, пов"язана з наукою чи культурою, а також періодичні друковані видання обкладаються ПДВ у розмірі 10%. Це не відноситься до поліграфічної продукції еротичного чи рекламного характеру. Медичні товари: препарати та вироби медичного призначення також входять до числа товарів, які обкладаються ПДВ у розмірі 10%.

У всіх інших випадках застосовується податкова ставка 18%. Якщо мова йде про товари, що ввозяться на територію РФ, то вони обкладаються податком на додану вартість у розмірі 10% або 18%.

Податкові ставки в Україні




Ставки ПДВ в Україні сьогодні такі: 0%, 7% і 20%. Ставка ПДВ 0% застосовується в наступних випадках:

  • операції вивезення товарів з території України у митному режимі експорту;
  • поставка товарів для заправки морських суден територіальних вод інших держав, а також суден ВМС України;
  • поставка товарів для заправки або змісту повітряних суден, що виконують міжнародні рейси або входять до складу ВПС України;
  • міжнародні перевезення пасажирів, багажу і вантажів різними видами транспорту.

Повний список об"єктів оподаткування зі ставкою 0% викладений у ст. 195 ПК України. Податком на додану вартість в розмірі 7% обкладаються товари медичного призначення. У всіх інших випадках застосовується ставка ПДВ 20%. У ст. 196 ПК України перераховані операції, які не є об"єктами оподаткування. ПДВ для "чайників" 2013 і 2014 років не підлягав серйозним законодавчим змінам. У 2015 році можливе зниження основної ставки до 17%.

Сплата податку та звітність

Реєстрація рахунків-фактур є основою для розрахунку ПДВ до сплати. Податковий кредит та податкове зобов"язання здійснюються лише за наявності цих документів. Важливо, щоб рахунки-фактури були правильно оформлені, інакше вони є недійсними. У Росії ПДВ відраховують до бюджету після закінчення звітного періоду - кварталу, в Україні - щомісяця. У платника податків є 20 днів на оформлення документів, що відображають ПДВ. Що це таке для "чайників": декларація, яка здається в податкове управління. На її основі проводиться камеральна податкова перевірка.

Відшкодування податку

Якщо податкове зобов"язання менше, ніж податковий кредит, то здійснюється Платник податків заявляє податковому органу суму до відшкодування, яка визначається при проведенні камеральної перевірки. Якщо порушень немає, то через 7 приймає рішення про відшкодування коштів. Протягом 5 днів після прийняття рішення про нього повідомляється платнику податків у письмовому вигляді. Необхідну суму повертає територіальний орган федерального казначейства протягом робочого тижня.

Якщо в ході камеральної перевірки виявляються порушення, то складається акт, який відправляється на розгляд керівнику податкового відділу. Він або його заступник виносять рішення про наявність податкового правопорушення і притягнення платника податків до відповідної відповідальності. Варто відзначити, що заявлена до повернення сума може бути відшкодована в рахунок погашення недоїмки, боргів і штрафів по федеральних податків.

Правила подання декларації з ПДВ в РФ і в Україні

В кінці звітного періоду кожним підприємством, зареєстрованим в податковій інспекції, здається декларація з ПДВ. Для "чайників" відзначимо: у Росії звітним періодом вважається квартал, а в Україні - місяць. Квартальний період для звіту використовується тільки в тому випадку, якщо обсяг оподатковуваних операцій за останні 12 місяців не перевищує суму в 300 000 грн. Протягом двадцяти днів, наступних за останнім днем податкового періоду, декларацію необхідно надати відповідним органам. Сплата відрахувань в Україні має відбуватися протягом тридцяти днів після закриття звітного періоду, а в Росії - протягом двадцяти.

Подання податкової декларації в Україні може здійснюватися особисто платником податків, передаватися в електронному вигляді або пересилатися поштою як цінний лист з обов"язковим повідомленням. У Росії з 01.01.2014 року декларацію з ПДВ можна подавати лише в електронному вигляді по телекомунікаційних каналах зв"язку. Вибрати оператора електронного документообігу можна на регіональних сайтах ФНС. З ним необхідно укласти договір, отримати кошти криптозахисту і посилену кваліфіковану електронний підпис, який буде використовуватися для засвідчення рахунків-фактур і декларацій.

Заповнення декларації з ПДВ має здійснюватися у суворій відповідності з формою, встановленою на дату її подачі.

Експортний ПДВ

Компанії РФ, які просувають свою продукцію за кордон, мають пільгу від держави - це 0% ставка ПДВ, так як повну суму податку за будь-який товар завжди платить кінцевий покупець (в даному випадку - іноземний споживач, але в казну своєї держави). Експортний ПДВ для "чайників": компанія, що надає товари або послуги за кордон, може відшкодувати ПДВ, сплачений раніше, при витратах на сировину, виробництво, роботу, так як він часто перевищує ПДВ, записаний у книзі продажів.

Для цього компанія-експортер повинна підтвердити правомірність прийняття нульової ставки ПДВ, факт експортної операції і обгрунтованість відшкодованої суми податку. До податкової інспекції необхідно надати документи:

  • декларацію з ПДВ;
  • рахунки-фактури та копії накладних;
  • контракт з іноземним партнером;
  • митну декларацію, що підтверджує відправку товару за граніцу;
  • копії документів, що підтверджують отримання товару в іншій країні;
  • заяву на відшкодування ПДВ.

Після цього податковий орган проводить камеральну перевірку і приймає рішення про можливість повернення заявленої суми. Якщо в якомусь документі виявляться неточності або помилки, це загрожує не тільки відмовою у відшкодуванні необхідної суми, але й нарахуванням штрафу. Для повернення грошових коштів важливо дотримуватися термінів і правила подачі документів, а також своєчасно реагувати на запити податкової інспекції, якщо необхідна буде додаткова інформація про діяльність компанії.

ПДВ для держави

ПДВ є податком, який платить кожен. Продавець завжди включає його в ціну реалізованого продукту, щоб повернути свої кошти, які він уже перерахував до бюджету. Таким чином, ПДВ - це значні та постійні надходження в казну держави. Нульова ставка ПДВ для компаній-експортерів робить привабливим розвиток зовнішньоекономічних відносин, а це стимулює приплив валюти в бюджет і стабілізує платіжний баланс країни.

Система формування та сплати ПДВ досить проста, більш докладно про це можна почитати в Податковому кодексі. У статті написано все про ПДВ, для "чайників" цієї інформації цілком достатньо, щоб зрозуміти суть розглянутого податку, а також правила його розрахунку, відрахувань у скарбницю і формування відповідної документації.

Поділися в соц мережах:


Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Разрабатывается на основании Закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха". "Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТа 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" в соответствии с "Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТом 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

ПДВ. Предельно допустимые выбросы. Предельно допустимый выброс (проект ПДВ) - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Основной задачей проекта нормативов ПДВ является разработка оптимальных мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин. При этом для каждого источника выделения вредных веществ в атмосферу должен быть установлен такой ПДВ, чтобы суммарная предельная концентрация указанных веществ с учетом фонового загрязнения не превышала санитарных норм.

При разработке проекта проводится первичная оценка источников загрязнения . На данном этапе определяются возможные источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов. Выявляются объекты, попадающие в нормативную санитарно-защитную зону предприятия. На основании полученных данных с заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на разработку и согласование тома ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

    Перечень документов, необходимых для разработки проекта ПДВ

    Общие вопросы при разработке проекта ПДВ

    Порядок разработки проекта ПДВ

    Согласование проекта ПДВ

    Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

    Нормативно-законодательная документация для проекта ПДВ

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ.

    Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

    Реквизиты предприятия.

    Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.

    Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

    Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

    Справка о расходе сырья и материалов за год.

    Перечень технологического оборудования.

    Описание технологического процесса (подробно).

    Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.

    Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.

    Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

    Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

    Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установлениеследующих нормативов выбросов:

    технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

    предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух

Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Ростехнадзором.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Ростехнадзором.

Под предельно допустимымвыбросом (ПДВ) следует понимать:

    норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферыпри условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

    норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.

    ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

    независимое действие веществ;

    суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;

    сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;

    антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

    превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);

    наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

    проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и

    данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВи лимита ВСВ следует учитывать:

    физико-географические и климатические особенности местности;

    расположение промышленных площадок;

    расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;

    перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;

    значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е. Сi + Сiф меньше или равно ПДКi или

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации ("iIIгр.с), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования, их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд должны удовлетворять следующему условию:

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКiмр. При отсутствииустановленных максимальных разовых концентраций допускаетсяпроизводить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКiсс как

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

    Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.

    Район, для которого требуется определить значение фона.

    Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.

    Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.

    Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).

    Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ.

При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

    проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;

    собственно разработку нормативов ПДВ;

    получение Разрешения на выброс.

При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.

При использовании инструментального методаинвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.

Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

    Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.

    Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.

    Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.

    Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.

    Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.

ПДВ. Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия).

К третьей группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют Ф критерию по всем отдельным ингредиентам и группам суммации. Удовлетворение Ф критерию является свидетельством крайне низкого уровня приземной концентрации рассматриваемого вещества в сравнении с ПДК.

Ко второй (II) группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых могут для части (или всех) отдельных ингредиентов и групп суммации не удовлетворять Ф критерию, но во всех случаях приземные концентрации рассматриваемого вещества с учетом фона не превышают ПДК и нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются на уровне фактических выбросов.

К первой (I) группе сложности относятся проекты предприятий, для которых хотя бы по одному веществу (с учетом фона) выбросы не соответствуют предельно допустимым нормативам.

Проекты первой группы сложности выполняются в полном объеме с разработкой всех разделов.

Проекты второй группы сложности выполняются не в полном объеме. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся коII группе сложности освобождаются от:

А) разработки мероприятий по регулированию выбросов:

    При наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию,

    а также в случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;

б) необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля в случае если:

    Смах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,

    максимальная приземная концентрация Смах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.

Для веществ, удовлетворяющих Ф критерию, расчеты приземных концентраций не проводятся.

Проекты третьей группы сложности выполняются в сокращенном варианте. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которыхотносятся к III группе сложности, освобождаются от:

    разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и

    необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля.

В этом случае для обоснования отнесения проекта к третьей группе сложности в состав проекта включают:

    письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями и

    расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.

Поскольку все вещества удовлетворяют Ф критерию, расчеты приземных концентраций вообще не проводятся.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ (проект ПДВ) .

В структуру проекта ПДВ входят следующие разделы:

В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

(1) общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
(2) количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
(3) числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
(4) сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;
(5) величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

1. Введение.

Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

2. Общие сведения о предприятии В этом разделе приводят:

    Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

    Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

3. Характеристика предприятия как источника атмосферы

В состав раздела входят:

    Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

    Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

    Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

    Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.

    Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.

    Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

    Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.

    Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.

    Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.

4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ.

Состав раздела включает:

    Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.

    Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.

    Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.

    Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме: ПЛАН мероприятий по снижению выбросов

    Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.

    Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам

    Приведено уточнение размеров санитарно-защитной зоны.

    Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.

    Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.

5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

Состав этого раздела должен содержать:

    План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (см. раздел 14.4).

    Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ (см. раздел 14.4).

    Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).

    Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.

    План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

    Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ

6. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ). При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

    контроль непосредственно на источниках выбросов;

    контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

    При контроле за соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.

    В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.

    План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)

    Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы:

Контрольные значения приземных концентраций вредных веществ для контроля нормативов ПДВ (ВСВ) на ___________ 200_ год

7. Приводятся предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованные выбросы (лимиты) устанавливаются территориальными органами Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзором по г.Москве. ПДВ и ВСВ устанавливаются для каждого конкретного стационарного источника выбросов и юридического лица в целом или его отдельных производственных

До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в Ростехнадзор по г. Москве на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора.

Для получения соответствующего Заключения проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) малого предприятия следует представлять в Роспотребнадзор административного округа по месту нахождения предприятия. Проекты нормативов ПДВ объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения Заключения в Роспотребнадзор по г. Москве.

Проект нормативов ПДВ представляется в Отдел нормирования Ростехнадзора г. Москве после предварительного внесения платы за поведение экспертизы в соответствии с "Временным порядком оплаты государственной экологической экспертизы в г.Москве от 12.08.93 г.Оплата и рассмотрение проекта нормативов ПДВ в отделе нормирования и заключений проводится в зависимости от группы сложности проекта и экспертных работ с учетом количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ.

Для согласования и утверждения разработанных нормативов ПДВ и получения Разрешения на выброс индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормированияРостехнадзора по г. Москве следующие документы:

    Заявку (письмо, заявление) природопользователя с просьбой о согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ.

    Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу предприятия - природопользователя, заверенный организацией разработчиком нормативов ПДВ и утвержденный природопользователем.

    Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приложением расчетов выбросов, ситуационным планом, климатическими и фоновыми характеристиками объекта, справкой по расходу сырья, материалов и топлива, заверенной природопользователем.

    План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на текущий период времени, утвержденный природопользователем.

    Заполненные бланки Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Для получения (продления) Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу при наличии действующих нормативов ПДВ индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормирования Ростехнадзора по г. Москве следующие документы:

    Заявку (письмо) предприятия - природопользователя о продлении сроков действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу не позднее, чем за 30 дней до его истечения.

    Технический отчет по продлению разрешения на выброс по установленной форме.

    Заполненный бланк Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

    План-график контроля на текущий период.

Отдел нормирования рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение о согласовании проекта нормативов ПДВ и выдачи Разрешения на выброс или отклоняет их, отправляя на доработку.

Результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ оформляются Заключением. Заключение подписывается экспертом и начальником отдела нормирования и разрешений. При выявлении в проекте отступлений от экологических требований, действующих норм и правил проект возвращается предъявителю проекта на доработку для устранения замечаний Заключения. При соответствии материалов проекта требованиям нормативно-методической документации предъявителю проекта выдается письмо о согласовании за подписью руководителя Ростехнадзора по г. Москве. Проекту присваивается номер, производится его регистрация в журнале учета.

В следующих случаях допускается согласовывать проект нормативов ПДВ с условиями:

    при необходимости заключения в установленный срок договора на разработку ПДК (ОБУВ);

    при подтверждении экспертизой отсутствия технических решений по сокращению выбросов до нормативного уровня (при условии, что Смах < ПДК без учета фона).

Отделом нормирования Ростехнадзора по г. Москве может быть дано предписание надоработку проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в следующих случаях:

    при выявлении неполноты учета источников выделений, выбросов, ингредиентов;

    при установлении факта несоответствия (превышения) фактических выбросов над согласованным проектом нормативов ПДВ (ВСВ) по данным производственного или государственного контроля;

    при обнаружении в проекте неверных сведений о расходе и типе используемого сырья и материалов, чистого времени работы оборудования, о расположении ближайшей жилой застройки, других объектов с повышением требованиями к качеству атмосферного воздуха;

    переутверждения вышестоящими органами методов расчета и замеров концентрации;

    изменения экологической обстановки в городе или фоновых концентраций загрязняющих веществ.

В-первых трех случаях принимается решение о мере ответственности и оформляется соответствующее предписание, устанавливается срок для проведения доработки (корректировки) проекта (до 3-х месяцев).

В других случаях Отдел нормирования направляет в адрес предприятия уведомление о необходимости и сроках доработки проекта.

Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет до 5 лет.

Проекты нормативов ПДВ, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки, что и при первом представлении, т.е. в течение 30 дней.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:

    изменении экологической обстановки в регионе,

    появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды,

    изменении технологии или производственной программы предприятия.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается сроком на один год.

Действие Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может быть аннулировано или приостановлено Ростехнадзором по г. Москве.

Основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может являться:

    Превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля.

    Нарушение "Правил эксплуатации установок очистки газа", приводящее к превышению установленных нормативов выбросов.

    Невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий.

    Превышение установленных годовых лимитов выбросов.

    Неуплата предусмотренных природоохранных платежей.

Для установления временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу Ростехнадзор по г. Москве по согласованию с органами Роспотребнадзора по г. Москве или ее административному округу:

    определяет возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

    представляет их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации (г. Москвы);

    устанавливает временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который разрабатывается и реализуется предприятием - природопользователем.

Нормативы предельно допустимых выбросов микроорганизмов и биологических веществ в атмосферу утверждаются органами Роспотребнадзора по г. Москве или ее административному округу.

Предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются Разрешениями на выбросы. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает:

    определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ;

    проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;

    проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, оказывающих влияние на соблюдение нормативов ПДВ.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами Ростехнадзора, осуществляющими государственный контроль.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха" (96-ФЗ - 1999 г.)

Ст. 1. Основные понятия.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

- загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

- предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

- временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

    технические нормативы выбросов;

    предельно допустимые выбросы.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, . разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение.

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Ст. 30. Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Ст. 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, глава 8:

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штрафа на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОЕКТА ПДВ.

    Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха", 04.05.1999г № 96-ФЗ.

    ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.

    ГОСТ 17.2.1.01-76. Атмосфера. Классификация выбросов по составу.

    ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метрологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения.

    ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., издательство стандартов, 1979, 14 с.

    ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.

    ГОСТ. 17.2.3.01-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен с 01.01.79 г. Издательство стандартов, 1979, 4 с.

    СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика.

    СНиП 245-71. Строительные нормы проектирования промышленных предприятий.

    ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.

    ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1.Санкт-Петербург, ВНИИОПЗД, 1991. 98 с.

    РД 50-210-80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления ПДВ вредных веществ промышленными предприятиями.

    РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Новосибирск, 1986. Ленинград, 1987.

    Методические указания по расчету количественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу от основного технологического оборудования предприятий пищеконцентратной промышленности, Гипропищепром, м., 1993.

    Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. Гидрометеоиздат, 1986.

    Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности. Новосибирск, 1987.

    Методы расчета выделения вредных веществ в атмосферный воздух технологическим оборудованием на предприятиях химической промышленности. М., Химия, 1982.

    Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. НИИАТ, 1998.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм (по величинам удельных показателей). Санкт-Петербург, " Интеграл", 1999г.

    Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды, 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (на основе удельных выделений). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Москва 1989 г.


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию...".

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.


Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

    Существует два метода определения нормативов ПДВ:
  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).
По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ... в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий..." (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.
Ноябрь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.