Столкновение американского военного корабля с сухогрузом. Почему эсминцы ВМС США идут на таран . Большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов"

В Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина - человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота. Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье стало известно, что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу столкнулся с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN, суда такого типа имеют носовой бульб - выступающая часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии - для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину, как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что, в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн отметил: несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald - эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности - SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решении морских споров с Филиппинами .

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal - судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина - более 220 м, однако его экипаж составляет лишь 21 человека. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации 9 лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование, - и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили, что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса о том, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул: «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как „Я спал“ или „Я был на суше“.

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил, что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. „В отсутствие боевых действий в море, боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо - ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи“, - подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает FT, в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск „ошибок в расчетах“, что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H (»Ашот-7») протаранило российский разведывательный корабль «Лиман». В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщило, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 августа 2017 года в районе Малаккского пролива эсминец ВМС США DDG-56 John S. McCain столкнулся с танкером Alnic MC. Военный корабль получил повреждения кормы, десять его моряков числятся пропавшими без вести.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию аварий, произошедших с 2000 года с надводными кораблями ВМС США в результате навигационных ошибок.

Всего сообщалось о шести таких инцидентах (включая столкновение 21 августа). Два из них привели к человеческим жертвам.

13 июля 2000 года близ острова Оаху в Гавайском архипелаге (США) десантный транспорт-док LPD-9 Denver в ходе учений по дозаправке в море столкнулся с судном-заправщиком T-AO-202 Yukon. Оба судна получили серьезные повреждения, пострадавших не было. Виновным в аварии был признан экипаж Denver.

22 июля 2004 года в Персидском заливе авианосец CV-67 John F. Kennedy столкнулся с неопознанным дау (арабским парусным рыболовецким судном). В результате судно сразу затонуло, на его борту, предположительно, находились до 15 человек. На борту авианосца никто не пострадал, но в результате резкого маневра, предпринятого, чтобы избежать столкновения, были повреждены два самолета. По итогам расследования инцидента командир авианосца, капитан (аналог российского звания "капитан 1 ранга") Джон Миллер был отстранен от командования и переведен на преподавательскую, а затем - на штабную работу.

12 августа 2012 года в Ормузском проливе эсминец DDG-78 Porter столкнулся с танкером Otowasan, следовавшим под флагом Панамы, и получил пробоину в правом борту. Пострадавших не было. Командир корабля, коммандер (капитан 2 ранга) Мартин Арриола был впоследствии отстранен от командования.

9 мая 2017 года в международных водах близ берегов Республики Корея ракетный крейсер CG-57 Lake Champlain столкнулся с небольшим южнокорейским рыболовецким судном 502 Nam Yang. Пострадавших не было. Столкновение произошло в условиях плохой видимости. Как сообщили представители ВМС, экипаж корабля подавал положенные звуковые сигналы, однако рыбаки не успели вовремя изменить курс.

17 июня 2017 года у южного побережья Японии американский эсминец DDG-62 Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел ночью в хорошую погоду. Сухогруз врезался в правый борт корабля, эсминец получил серьезные повреждения, в том числе пробоину ниже ватерлинии. Погибли семь американских моряков, которых затопило в машинном отделении. Травмы получили трое, в том числе командир корабля, коммандер Брюс Бенсон.

Согласно результатам расследования, опубликованным властями США 17 августа 2017 года, виновными в происшествии были признаны находившиеся на вахте моряки эсминца, которые в нарушение Международных правил предупреждения столкновений судов (COLREGS-72) не предоставили преимущества двигавшемуся справа торговому судну. После аварии корабль отправили на длительный ремонт.

Непредсказуемость поведения кораблей Седьмого флота ВМС США становится угрозой для международного судоходства. Ракетный эсминец ВМС США "Джон Маккейн " сегодня утром столкнулся с танкером восточнее Сингапура. По сообщению пресс-службы флота, эсминец получил повреждения в кормовой части, десять матросов пропали без вести, пятеро членов экипажа получили ранения. "Джон Маккейн" сохранил ход, но утратил боеспособность. Президент США Дональд Трамп назвал инцидент "очень плохим".

Судно Alni MC повреждено в районе форпика, на семь метров выше ватерлинии, никто из членов команды не пострадал. Начато расследование инцидента. Власти Сингапура и Мьянмы ведут поисково-спасательные операции.

Ранее (17 июня) возле берега японской префектуры Сидзуока произошло столкновение эсминца "Фицджеральд" ВМС США и филиппинского контейнеровоза ACX Crystal (длиной 222 метра и водоизмещением 29 тысяч тонн). Капитан ACX Crystal заявил, что эсминец не реагировал на его предупредительные сигналы. В результате инцидента погибли семеро американских матросов. "Фицджеральд" получил пробоину ниже ватерлинии и был частично затоплен. Итоги расследования показали, что столкновение с филиппинским судном произошло из-за ошибок экипажа американского корабля. Три старших офицера ВМС США уволены в связи с утратой доверия.

Американский эсминец Fitzgerald после столкновение с торговым судном. 17 июня 2017

Очевидно, гражданским морякам от этого не легче. И официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин сегодня выразила озабоченность китайской стороны в связи с угрозой безопасности судоходства в Южно-Китайском море.

Навигация методом "исключительности"

В азиатских проливах одновременно встречаются десятки кораблей и судов разных стран. Это не хаотичное, а вполне упорядоченное правилами движение (как на автомагистрали). И торговое судно Alnic MC (под флагом Либерии) с 12 тысячами тонн мазута в танках планово направлялось в порт Сингапура. Через полтора часа после восхода солнца не заметить его в море сложно даже невооруженным глазом - 183 метра в длину и 32 метра в ширину (водоизмещение - свыше 30 тысяч тонн). Тем более яркая отметка присутствовала на экранах радаров американского эсминца "Джон Маккейн". Неужели в море стало настолько тесно - и одновременно отказали глаза и РЛС?

Американский ракетный эсминец "Джон Маккейн" класса Arleigh Burk (длиной около 150 метров, водоизмещение 6630 тонн) спущен на воду в 1992 году, имеет развитый комплекс ракетного вооружения, систему управления Aegis, в состав которой входят достаточно эффективные РЛС для обнаружения воздушных и надводных целей. Экипаж корабля - 337 человек, и просто невероятно, что на вахте никого не насторожило опасное сближение с танкером.

Разумеется, большому кораблю маневрировать сложнее, но пространства в море предостаточно. Известно, что зона циркуляции двух кораблей опасна, но правила судоходства это учитывают. Надо просто их соблюдать. Все же статистика американских таранов - из области психологии с примесью идеологии "исключительности". Регулярные столкновения боевых кораблей ВМС США с гражданскими судами выглядят закономерными в силу пренебрежения международными правилами и "второсортными" странами и людьми.

Эсминец ВМС США "Джон Маккейн" после столкновения с торговым судном. 21 августа 2017

Напомним: летом прошлого года в Средиземном море американский эсминец "Грейвли" преднамеренно сблизился с российским СКР "Ярослав Мудрый " на дистанцию 60 метров по левому борту и пересек курс движения сторожевого корабля по носу на опасном расстоянии в 180 метров. В тот раз молитвами Маккейна все обошлось, а сегодня ВМС США получили хорошего пинка.

Молитва вместо правил

Вероятно, вахтенные эсминца "Джон Маккейн" все видели, но полагали, что филиппинские моряки во всех случаях обязаны пропустить "гегемонов". Здесь вспоминается анекдот про американский авианосец, который требовал от испанского маяка уступить дорогу. Однако количество подобных ситуаций в реальности уже переходит в нешуточные последствия столкновений - только в двух последних инцидентах погибли 17 военных моряков. А смелые рейды того же "Джона Маккейна" в Южно-Китайском море вблизи спорного архипелага Спратли и рифа Мисчиф вызывают серьезное недовольство КНР - возможно, чреватое большими потерями ВМС США.

Возможно, играет роль магия имени. Известно, что эсминец "Джон Маккейн" назван в честь деда и отца сенатора-республиканца Джона Маккейна. Все три Маккейна предпочитали смотреть на мир через прицел. И все же в сложной обстановке целесообразнее соблюдать международные правила навигации, а не молиться, как это делает сенатор Маккейн. Море ошибок не прощает.

Американское аналитическое издание The National Interest отмечает: "Одним из недостатков эсминцев типа "Арли Берк" является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется восемь устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует".

Как выясняется, надводных угроз у эсминца сколько угодно, включая "незаметные" крупнотоннажные контейнеровозы и танкеры.

Как жить, куда спрятать корму ВМС США?

По меньшей мере семеро американских военных моряков погибли и трое получили ранения в результате трагического инцидента, произошедшего 17 июня 2017 года в 2 часа 30 минут по местному времени (20 часов 30 минут 16 июня мск) у берегов Японии в 56 морских милях к юго-западу от порта Йокосука.

Эскадренный миноносец 7-го флота ВМС США USS Fitzgerald ("Фитцджеральд") столкнулся с тяжелым груженым контейнеровозом ACX Crystal, направлявшимся под флагом Филиппин из Нагои в Токио.

По словам командующего американским 7-м флотом вице-адмирала Джозефа Окойна, в результате столкновения эсминец "Фитцджеральд" получил серьезную пробоину ниже ватерлинии. В результате несколько отсеков по правому борту, где и находились погибшие моряки, оказались затоплены. И лишь благодаря слаженным действиям экипажа военный корабль удалось удержать на плаву. Однако ему теперь требуется длительный ремонт, который возможно займет несколько месяцев. Из 20 членов экипажа контейнеровоза, в состав которого входили граждане Филиппин, никто не пострадал, и судно сумело добраться до пункта назначения.

В настоящее время "Фитцджеральд" уже отбуксирован в Йокосуку, а премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу в связи с гибелью американских военных.

Учения военно-морских сил США в японской Окинаве. Фото: Lcpl. Christian J. Robertson/Zuma/TASS

Почему произошло столкновение?

Обращает на себя внимание, что водоизмещение филиппинского торгового судна составляет около 29000 тонн, что более чем в три раза превышает водоизмещение американского эсминца. При этом эксперты утверждают, что столь серьезную пробоину "Фитцджеральд" мог получить только в результате удара бульбом - выступающей ниже ватерлинии носовой части судна, что, по сути, сравнимо с таранным ударом, который широко использовался греками и римлянами в морских сражениях античности.

Среди вероятных причин случившегося рассматривается либо отказ соответствующих технических устройств, предназначенных для предотвращения столкновений, которыми оснащены даже гражданские сухогрузы, не говоря уже об американских военных кораблях, либо человеческий фактор. Иными словами, чья-то халатность. Притом второе, по всей видимости, куда вероятнее.

Как заявил военный аналитик CNN, контр-адмирал ВМС США Джон Кирби, до недавнего времени также исполнявший должность официального представителя Госдепа, после тщательного расследования инцидента все виновные должны понести заслуженное наказание. Мало сомнений в том, что в конечном итоге крайними окажутся члены экипажа филиппинского контейнеровоза, которых уже обвиняют в отклонении от курса и совершении резкого маневрирования. Так или иначе, американцы никогда не были замечены в публичном признании собственных ошибок. Вместе с тем окончательные выводы о причинах случившегося пока явно преждевременны. Стоит лишь отметить, что командир "Фитцджеральда" Брайс Бенсон, который оказался в числе госпитализированных с ранениями, принял командование эсминцем около месяца назад, 13 мая 2017 года. До этого он являлся командиром американского тральщика, также принадлежавшего к 7-му флоту и базировавшегося в японском порту Сасебо на острове Кюсю, вблизи от берегов Южной Кореи.

Как "Фитцджеральд" оказался в Японии?

Сам же корабль ВМС США "Фитцджеральд" принадлежит к классу эсминцев с управляемым ракетным оружием (УРО) "Арли Бёрк", которые считаются одними из наиболее надежных и массовых современных военных кораблей, оснащенных многофункциональной боевой системой "Иджис" и несущих крылатые ракеты "Томагавк". Всего с 1991 по 2017 год в строй введено 64 корабля данного типа. Еще по меньшей мере 7 эсминцев данного класса будут введены в строй в ближайшие три-четыре года. "Фитцджеральд" принадлежит к самой первой серии эсминцев УРО "Арли Бёрк" и находится в строю с октября 1995 года. Запланированный срок эксплуатации составляет 35 лет. Стоимость такого боевого корабля оценивается более чем в 1 миллиард долларов.

В состав 7-го флота США эсминец УРО "Фитцджеральд" вошёл в 2004 году. С этого времени он базируется в Йокосуке и выполняет задачи по обеспечению безопасности Японии и Южной Кореи - основных американских союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, входя в состав авианосной ударной группы авианосца ВМС США "Джордж Вашингтон". Предполагается, что в случае эскалации конфликта на Корейском полуострове ударная группа 7-го флота должна первой нанести удар по КНДР. В момент столкновения с контейнеровозом эсминец находился на штатном боевом дежурстве. В течение последних двух месяцев с момента очередного обострения ситуации и угроз Вашингтона Пхеньяну число таких боевых дежурств и количество американских кораблей в регионе увеличилось. Так, в апреле 2017 года к корейским и японским берегам приблизилась ударная группа во главе с авианосцем "Карл Винсон".

В связи с резким увеличением количества американских военных кораблей в регионе высказывали свои опасения представители целого ряда государств на недавней международной конференции по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая проходила в начале июня 2017 года в Сингапуре. Однако янки на то и янки, что им все словно с гуся вода, и в стремлении поддерживать собственное мировое господство они готовы поступиться, в том числе и безопасностью гражданского судоходства. Здесь нельзя не вспомнить известный рассказ о том, как американская эскадра чуть не врезалась в скалы, отказавшись менять курс по требованию якобы встречного судна другой страны. При этом в ходе переговоров в эфире американцы явно упивались собственной важностью и исключительностью, что в итоге их чуть не сгубило, так как от них требовали изменить курс не с чужого судна, а с находившегося поблизости маяка.

Ситуация в акватории Черного моря у берегов Турции, где российское исследовательское судно «Лиман» потерпело крушение. Фото: Lefteris Pitarakis/AP/TASS

Что сгубило "Лиман"?

Нельзя не отметить, что несмотря на современные средства морской навигации столкновения кораблей продолжают происходить с завидной регулярностью. Здесь нельзя не вспомнить инцидент двухмесячной давности с российским разведывательным кораблём "Лиман", который затонул 27 апреля 2017 года в Чёрном море недалеко от пролива Босфор в результате столкновения с шедшим под флагом Того скотовозом "Youzarsif H", который перевозил несколько тысяч овец из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. Все 78 членов экипажа "Лимана" были спасены экипажем скотовоза и подоспевшей турецкой береговой охраной. Причины столкновения до сих пор расследуются. Однако уже достоверно известно, что в момент столкновения «Лиман» находился на якоре, притом капитан "Youzarsif H" был дважды проинформирован о том, что по курсу у него находится корабль, но не принял попыток предотвратить столкновение. Команде "Лимана" в свою очередь не хватило времени для того, чтобы сняться с якоря и уйти с курса.

Стоит отметить, что после гибели "Лимана" появились публикации, в которых небезосновательно утверждалось, то могла иметь место спланированная диверсия. Во-первых, вызвали серьезные вопросы отслеженные, благодаря сайту marinetraffic.com, маневры, которые в условиях густого тумана совершал скотовоз "Youzarsif H" до того, как протаранил российский корабль. При этом всем находившимся на тот момент в акватории Босфора судам было предписано либо встать на якорь, либо лечь в дрейф во избежание чрезвычайных ситуаций до улучшения видимости. Во-вторых, гибель "Лимана" выглядит как явный успех НАТО. Данный корабль постоянно осуществлял наблюдение за военно-морскими силами альянса, проводившими учения в Чёрном море. Так, в начале февраля 2017 года именно "Лиман" контролировал ход самых крупных манёвров альянса в черноморском регионе "Sea Shield-2017", в которых принимали участие 14 боевых кораблей из США, Канады, Испании, Турции, Румынии и Болгарии. Насколько информация о возможном преднамеренном таране "Лимана" может соответствовать действительности, мы утверждать не беремся, но в любом случае она имеет право на существование.

От автора блога. Именно такой вывод можно сделать после обнародования результатов расследования столкновения американского эсминца «Фицжеральд» с контейнеровозом «АСХ Кристалл». Рано или поздно подобное столкновение должно было случиться и лично меня удивляет, что оно случилось так поздно.

Четырнадцатого января 2019 года американский сайт новостей ВМС «Нэви Таймс» опубликовал целых две большие и подробные статьи (раз и два) о результатах расследования инцидента с эсминцем«Фицджеральд». Полтора года эти материалы оставались секретными, и после ознакомления с ними становится понятно почему - они выставляют американский флот далеко не в самом приглядом виде.

Семнадцатого июня 2017 года эсминец «Фицджеральд» столкнулся у берегов Японии с контейнеровозом«ACX Кристал», шедшим под филиппинским флагом. Корабль получил тяжёлые повреждения и не ушёл на дно только благодаря решительным действиям команды. Семь членов экипажа погибли, трое (в том числе командир корабля) получили ранения. Контейнеровоз отделался поцарапанной краской.

Столкновение имело суровые последствия. Командиру «Фицджеральда» и трём офицерам были выдвинуты обвинения в халатности, опасном управлении кораблём и непреднамеренном убийстве. Когда месяцем позже, 21 августа 2017 года, однотипный с «Фицджеральдом» эсминец «Джон Маккейн» столкнулся в Малаккском проливе с нефтяным танкером, адмирал Скотт Свифт, командующий Тихоокеанским флотом ВМС США, ушёл в отставку - потому что два подобных инцидента подряд - это как-то чересчур. Но, как выясняется сейчас, то были ещё цветочки. Потому что длившееся почти полтора месяца расследование вскрыло царившую на борту эсминца «атмосферу всеобщей халатности, попустительства и разгильдяйства»(так было указано в отчёте).

Электронная навигационная система корабля не работала, и её не только не собирались чинить, а вовсе наоборот - разобрали на запчасти, чтобы наладить другое оборудование, показавшееся экипажу более важным. Более того, на «Фицджеральде» с 2015 года не было штурмана! Кто и как прокладывал в таких условиях курс корабля, остаётся только гадать - очевидно, этим занимались в свободное от основных обязанностей время другие офицеры с использованием старых добрых бумажных карт. В свете этой информации не стоит вопрос, почему произошло столкновение, - приходится лишь удивляться, отчего оно не произошло раньше. Самое страшное, что о ситуации с навигационной системой и штурманом знали и непосредственное начальство, и высокое командование в Штатах - но за два года никто и пальцем о палец не ударил.

А вот так выглядел после инцидента «ACX Кристал»

Но и это не всё. В боевом информационном центре корабля (БИЦ, или CIC - Combat Information Center, как называют его американцы) творилась настоящая катастрофа. Контр-адмирал Брайан Форд, проводивший расследование, описывает, что центр был больше похож на студенческое общежитие, а не на отсек боевого корабля. Всюду валялись объедки, грязная одежда и бытовые принадлежности. В помещении стоял запах мочи - оказалось, большинству операторов было лень ходить до гальюна, и они справляли нужду в бутылки из-под газировки, которые потом оставляли под пультами. Доска для оперативной информации была покрыта посторонними надписями и рисунками. Половина оборудования не работала. Пульт одного из радаров, например, был заклеен скотчем, чтобы никто зря не тыкал в кнопки, «потому что он всё равно не включается» - при этом о неисправности радара даже не удосужились доложить куда следует, и сколько времени он пребывал в таком состоянии никто не помнил. Впрочем, те неисправности, о которых докладывали, попросту не устранялись. Некоторые заявки на ремонт, как обнаружил Форд, «висели» незакрытыми больше полугода.

Однако даже если бы БИЦ работал как положено, это бы не сильно помогло. Сигнальщики на мостике«Фицджеральда» непосредственно перед столкновением испытывали сложности с тем, чтобы уследить за обстановкой - у берегов Японии близ крупного порта движение всегда оживлённое. Но несмотря на это, они не запрашивали у БИЦ помощи в отслеживании окружающих судов - хотя именно для этого он предназначен. А знаете почему? Держитесь за стулья крепче - потому что вахтенный офицер, младший лейтенант Сара Коппок, испытывала личную неприязнь к операторам БИЦ и избегала общения с ними! Лейтенант Натали Комбс, командир БИЦ, впрочем, всё равно была в это время занята бумажной работой. Да, прямо на вахте, а что такого? Подобное поведение неудивительно - офицеры «Фицджеральда» вообще не отличались высоким профессионализмом. Когда во время расследования инцидента их заставили пройти тест по основам судовождения, средний результат составил 59%. На «отлично» тест не прошёл никто, результаты выше 80% показали лишь три офицера из двадцати двух.

Один из отсеков «Фицджеральда» после столкновения

Завершающий аккорд - система управления рулевым устройством эсминца на мостике глючила ещё с 2016 года. Иногда она просто отказывалась принимать команды, и вправить ей мозги можно было только перезагрузкой, которая длится несколько минут. Это при том, что судьбу корабля при маневрировании часто решают секунды. В БИЦ есть система дистанционного управления, позволяющая при необходимости«перехватывать штурвал» у коллег с мостика, но она - угадайте, что? Правильно, не работала и была частично разобрана на запчасти.

По словам флотского командования, из происходящего «были сделаны надлежащие выводы » и «в настоящий момент ситуация на Тихоокеанском флоте существенно улучшилась». А вот публиковать подобные материалы, по их мнению, журналистам не следовало, поскольку это «может навредить интересам Соединённых Штатов и усугубить страдания семей погибших». Кто бы сомневался…