В.Новиков. Чистый звук (Анатолий Жигулин). Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка»

Анатолий Жигулин родился 1 января 1930 в с. Подгорное Воронежской области. Отец будущего поэта Владимир был выходцем из крестьян, почтовым служащим. Длительное время он страдал открытой формой чахотки.

Поэтому основные заботы о трёх детях лежали на плечах матери, женщины образованной и любившей поэзию. Она часто читала детям стихи. И пела им песни. Мать была правнучкой участника Отечественной войны 1812 поэта-декабриста Владимира Федосеевича Раевского, принадлежавшего к радикальному крылу Рылеева .

В доме деда, куда переехала семья Жигулиных в 1937 году, уцелела библиотека семьи Раевских, в том числе и фамильные альбомы нескольких поколений. Дом вместе с библиотекой сгорел во время бомбардировок Воронежа в 1942, но вся семья уцелела. Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне, семья была разъята, и поэтому не участвовавший в войне по малолетству Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина.

Мальчик подрастал в условиях нарастающего сталинского террора. Другая, ростовская, ветвь семьи Раевских, была либо истреблена в годы гражданской войны, либо погибла в застенках чека. Поэтому родители боялись рассказывать ему о том, что по матери он происходит из древнего и свободолюбивого дворянского рода. Однако пытливый мальчик листал тома библиотеки и фамильные альбомы, из которых узнавал о славных деяниях своих предков. Как эстафету, воспринял мальчик слова своего прапрадеда в письме из Сибири дочери, что он передаёт своё дело в её руки и через неё - в руки потомства и требует помнить о муках людей, угнетённых рабством, и о том, «…Кто их сковал железною рукой, И заклеймил и рабством и позором». Проникновенные слова позднее поэт посвятил не только родителям, но и своей родословной в стихотворении .

Стольники и воеводы… Генерал… И декабрист У него в лихие годы - Путь и страшен, и тернист

Уже ретроспективно Жигулин воспринял свою судьбу, как естественное продолжение судьбы Раевских. И на новом витке истории события повторяются:

И легко мне с болью резкой Было жить в судьбе земной. Я по матери - Раевский. Этот лебедь - надо мной.

В старших классах Толя начинает писать стихи, пока, в основном, это изложенные в стихах школьные сочинения. Но постепенно его строки набирают силу, и весной 1949 в воронежской газете появляется первая публикация. Толе Жигулину 19 лет, и он собирается поступить в лесотехнический институт. Почему в лесотехнический? Это было тяжкое послевоенное время, в семье было ещё двое младших: брат и сестра и нужно было получать профессию дома. К тому же отлично учившийся юноша любил и технику, и природу.

Зимой 1946 группа воронежских школьников - старшеклассников, совершила лыжный поход по Воронежской области в родную деревню одного из участников похода, Юрия Киселёва. В числе участников похода был и Борис Батуев, сын второго секретаря Воронежского обкома партии. Опухшие от голода колхозники потрясли неординарного юношу. Слишком явной была разница между оглушительной пропагандой и реальной жизнью. Это подтолкнуло Бориса углублённо заняться изучением истории революции. Прочитанным Борис делился со своими ближайшими друзьями. Под влиянием Бориса они пришли к выводу, что Сталин извратил ленинизм, и что необходимо начать борьбу за восстановление ленинского облика партии, причём исключительно мирными средствами.

Так была создана в 1947 КПМ - Коммунистическая Партия Молодёжи, куда в качестве члена бюро вступил в 1948 и Толя. Вскоре хорошо конспирированная организация насчитывала около 60 человек. Вовлечение в организацию велось по многоступенчатой схеме, однако, несмотря на это, в сентябре 1949, когда члены КПМ из школьников превратились в студентов, начались аресты. Следствие велось 9 месяцев и сопровождалось жестокими избиениями и многочасовыми бессонными допросами. Тщательная конспирация позволила уберечь от ареста половину участников движения, но остальные получили полной мерой. В июне 1950-го решением Особого совещания Жигулин был осуждён к 10-ти годам лагерей строгого режима. Пребывание в тюрьме во время предварительного следствия, жизнь в тайшетском лагере и на Колыме подробно описаны в широко известной повести Жигулина «Чёрные камни» и в его многочисленных стихах.

Справедливо отмечено в одной из статей, посвящённых поэту, что тема Гулага, тема неволи - это тот фундамент, на котором построено всё творчество Жигулина.

Нужно отметить, что ведущие члены КПМ оказались несравненно выше по своему уровню, чем большинство населения страны в понимании происходившего. В 1962, когда Жигулин принёс Ал. Твардовскому своё стихотворение , Твардовский выразил сомнение в верности того, что школьники могли назвать Сталина «живым богом на земле» и решили бороться со сталинским режимом.

Быть может трепетно, но ясно Я тоже знал в той дальней мгле, Что поклоняются напрасно Живому богу на земле. Вина! Она была, конечно Мы были той виной сильны. Нам, виноватым, было легче, Чем взятым просто без вины.

Таков был пресс тоталитарной власти, сталинская диктатура вселяла такой ужас, что людям, жившим в советской действительности (даже Твардовскому !) трудно было представить себе, что кто-то может восстать против этой власти.

Другие будущие славные поэты России, Борис Чичибабин и Наум Коржавин , также получили свой «срок», и получили они его не за участие в антисталинском кружке, а только за стихи. Однако, тема сталинских лагерей нашла достойное и полное поэтическое отражение только в творчестве Анатолия Жигулина, «последнего певца колымских лагерей» по выражению одного из критиков.

В 1954 Жигулину удаётся выйти на свободу по амнистии, а в 1956 наступила полная реабилитация. В 1960 он закончил лесотехнический институт, но ещё за год до этого в Воронеже в 1959 вышла первая, тоненькая книжка его стихов [«Огни моего города»], а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов «Рельсы». В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы. С этого времени Жигулин жил в Москве и вёл жизнь профессионального литератора. В 1964 в Воронеже тиражом всего в 3 тысячи вышла книжка стихов Жигулина, вызвавшая восторженный отклик со стороны прессы. Борис Слуцкий в журнале «Юность» писал, что «В Воронеже вышла книга замечательных стихов. Её написал Анатолий Жигулин». Ещё выразительнее отозвался об этой книжке в журнале «Новый мир» известный литературный критик В. Лакшин: «Эта книга попадёт к вам в руки разве что по счастливой случайности - она издана в местном издательстве тиражом всего в три тысячи экземпляров. А жаль! Открыв её, вы услышали бы голос, исполненный достоинства и спокойной сосредоточенности».

Важной вехой в жизни поэта стало его знакомство в 1961 с Твардовским . Следует отметить большое влияние на поэзию Жигулина наряду с творчеством Кольцова , Клюева и Есенина творчества Твардовского .

В некоторых даже поздних стихах поэта всё ещё угадывается влияние Есенина . Вот, например, строки из стихотворения «Храм белел сквозь чёрные деревья…» :

Лето, лето! Молодость и сила. И слеза живицы на сосне. Слава Богу, - всё когда-то было. И осталось памятью во мне.

Жигулин был по природе очень добрым человеком. Таким он и остался, несмотря на все ужасы его лагерной жизни. Да и потом ему приходилось нелегко. Выйдя из неволи, в какой-то мере он оказался человеком надломленным, и несколько раз попадал в психиатрическую больницу. И это тоже нашло своё отражение в его пронзительно-искренней поэзии:

Ничего не могу и не значу. Словно хрустнуло что-то во мне. От судьбы получаю впридачу Психбольницу - К моей Колыме.

Жизнь в лагерях не только оставила глубокий след в его жизни, но и в его поэтическом творчестве. Настолько, что некоторые его стихотворения повторяют до мелочей опыт его лагерных злоключений.

Всю жизнь Жигулин возвращался к лагерной теме, считая своим долгом рассказать о том, что видел и испытал. Даже в застойное время он отвергал здесь компромиссы.

Бунтарь и справедливец, Жигулин - тонкий лирик есенинского толка. Изумительна его любовная поэзия, с её тихой меланхолической прелестью. Не зря столько прекрасных песен создано на его стихи.

Вот стихотворение, посвящённое жене:

*** Ирине Она одна меня поймёт. Друзья давно в могиле. Давно ушли от всех невзгод, Отжили, отлюбили… А мне дана ещё судьба О них поведать миру. Писать стихи, сходить с ума Над горестною лирой. Писать который год подряд И верить доброй сказке, Что рукописи не горят И не тускнеют краски… Мой верный друг - моя жена. Хоть верьте, хоть не верьте - Она до смерти мне нужна, И даже после смерти. Она простит мои грехи, Развеет боль сомнений И сохранит черновики Моих стихотворений. (1980)

© Эллан Пасика , Мельбурн (из статьи «Праведник слова»)

ЖИГУЛИН, Анатолий Владимирович (р. 1.I.1930, Воронеж) - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1963. Окончил Воронежский лесотехнический институт (1960). Печатается с 1949. Раннюю лирику Жигулина (сборники «Рельсы», 1963; «Память», 1964; «Полярные цветы», 1966) определили суровые жизненные впечатления: работа на лесозаготовках и рудниках Крайнего Севера. Жигулин пишет о людях, которые сохраняют достоинство в трудных условиях. С середины 60-х годов выявляется близость поэзии Жигулина к традициям И. А. Бунина , С. А. Есенина и А. Т. Твардовского . Приметы его стиля - ясность, сдержанная интонация, нередко окрашенная светлой печалью. Основной жанр - короткое лирическое стихотворение, философский пейзаж, преимущественно осенний. Основная художественная коллизия - сопоставление «равнодушной» и вечной природы и преходящей жизни человека, пронизанной тревогой и болью, - выражает напряжённость психологической жизни современника, ощущающего органическую связь с природой и миром.

Соч.: Огни моего города, Воронеж, 1959; Прозрачные дни, М., 1970; Свет предосенний, М., 1972; Полынный ветер, М., 1975; Стихотворения, М., 1976; Горящая береста, М., 1977.

Лит.: Абрамов А., Деловито, честно, всерьёз, «Новый мир», 1963, № 10; Слуцкий Б. , В Воронеже вышла книга…, «Юность», 1965, № 4; Аннинский Л., Проба истины, «Наш современник», 1970, № 3; Голубков Д., Душа - победительница, «Мол. гвардия», 1971, № 7; Михайлов Ал., О родине, о России, «Москва», 1971, № 8; Михайлов О., Строгая мера, «Наш современник», 1971, № 10; Марченко А., Дар «долгой» памяти, «Лит. газета», 1974, 6 марта; Лазарев В., Чувство пути. Заметки о поэзии А. Жигулина, «Наш современник», 1978, № 2.

Л. А. Аннинский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 9. - М.: Советская энциклопедия, 1978












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: постановка учебной задачи

Цель деятельности учителя : создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. Регулятивные : формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют её на протяжении всего урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка М., “ЛадКом” – 2013; аудио приложение к учебнику, раздаточный материал.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.

Сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 2). Вам светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С. Дрожжина “Родине”)

– Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

3. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

  • “Свеча” - глубоко вздохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
  • “Погаси свечу” - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
  • “Проколотая шина” - вдох через нос и медленный выдох на звук “с”.
  • “Надоедливый комар” - продолжительный выдох на звук “з” с хлопком в конце.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

(Слайд 3). “Братские могилы”

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, чему посвящен урок? (Учащиеся выдвигают предположения.)

(Слайд 4). Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь......
  • Мы сможем поразмышлять....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

(Слайд 6. Слова автора читают учащиеся) “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

(Слайд 7). В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”

Первичное чтение стихотворения. Организует прослушивание текста из аудио приложения, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. (Слайд 8).

Работа с толковым словарём.

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.

– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого

– Как можно его озаглавить?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

– Найдите слова - антонимы.

Физкультминутка (Слайд 9).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)

– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край)

– О чём упоминает поэт в строчке: “И низкий холмик со звездой...”? (Слайд 10. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Разбор языковых средств.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

Работа по карточкам.

Проводит работу в парах. Раздаёт карточки с заданиями: 1 - 2, 3 - 4.

* – карточка для сильных учащихся.

– Вспомните изученные ранее произведения С. А. Есенина и постарайтесь восстановить стихотворение поэта, вставляя подходящие, на ваш взгляд эпитеты.

И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

Черёмуха (душистая)
Развесившись стоит.
А зелень (золотистая)
На солнышке горит.

*Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.

Синее небо, цветная дуга
Тихо (степные) бегут берега
Тянется дым, у (малиновых) сёл
Свадьба ворон облегла частокол.

– Сравните есенинские эпитеты с эпитетами А.В. Жигулина. (Эпитеты А.В. Жигулина в стихотворении “О, родина!” Неяркие, блёклые. А у С.А. Есенина наполнены удивительными красками)

– Подумайте, почему такие блёклые определения у А.В. Жигулина и яркие – у С.А. Есенина? (Слайд 11. С.А. Есенин - поэт рязанский. Поэт края, богатого палитрой, сочной природой. А.В. Жигулин - поэт воронежский. Природа этого края богата плодами земли, а не красками природы. Поэтому эпитеты “неяркие”, как пишет сам поэт).

Самостоятельная работа.

– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”

– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

VII. Домашняя работа.

VIII. Рефлексия. Итог урока. Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

(Слайд 12. Тихо звучит музыка). С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Что вспомнили? Чему научились?

Проводит упражнение “Украсить торт”.

  • Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.
  • Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет.
  • Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Урок литературного чтения по теме «А. В. Жигулин «О, Родина!»»

Цели:

Познакомить с жизнью и творчеством А.В.Жигулина;

Обучить выразительному чтению стихотворений;

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: выставка книг Жигулина, портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, мультимедийный проектор, презентация показа слайдов, карточки со стихами других поэтов.

Ход урока

    Организационный момент

    Эмоциональный настрой на урок

Представьте, что ваша ладошка - это зеркало, посмотрите на неё и улыбнитесь. А теперь поздоровайтесь друг с другом и улыбнитесь, и давайте попробуем сохранить это радостное чувство в течение всего урока.

    Прослушивание песни «Здравствуй, Родина», определение темы и целей урока.
    Белые птицы над Белою Русью
    Радость от встреч, расставания с грустью
    Светлые лица, родные морщинки
    В детство свое не забыты тропинки
    Небо как море, озера как небо
    В стужу тепло нам от запаха хлеба
    Припев:
    Здравствуй, солнышко мое ласковое
    Здравствуй, утро ты мое радостное
    Здравствуй, облачко легкокрылое
    Здравствуй, родина моя милая

II . Работа по теме урока

1.Работа в группах по карточкам «Разбор стихов разных поэтов»:

б) передать смысл произведения;

в) ответить на вопрос «Можно ли включить их в наш раздел, почему?

2. Знакомство с автобиографией А.В.Жигулина (презентация)

А.В.Жигулин родился 1 января 1930 года в Воронеже в крестьянской семье. Отец работал почтовым служащим и страдал открытой формой чахотки. Поэтому детьми (их кроме Анатолия в семье было ещё двое - младшие брат и сестра) занималась в основном мать. Она любила поэзию и часто читала детям стихи). Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне и не участвовавший в войне по малолетству Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина.

III . Физкультминутка

IV . Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением «О, Родина!»

    Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. (Учитель использует аудиоприложение к учебнику)

Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

Какие чувства испытывает поэт? (нежность, любовь к Родине)

    Словарная работа:

«Проселки» - грунтовая дорога между небольшими поселками
«Перелески» - небольшой редкий лес, отделенный полянами
«Жнивьё» - поле, где сжали злаки
«Я взором трепетным ловлю» - поэт с волнением смотрит на картину, которая расстилается перед ним.

    Анализ стихотворения А.В. Жигулина

Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?

Закройте глаза. Я сейчас прочитаю строки, а вы скажите мне, кому бы вы посвятили эти строки?

В тебе одной – и утешенье
И исцеление мое….

(Образ матери. Мама любит своего ребенка, защищает и оберегает его от всех бед и несчастий).

В чем поэт находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и творить? (В родине, как в матери)

Вспомним пословицы, где рядом стоят слова «Родина» и «мать».

Родина мать – умей за неё постоять.

V . Работа в группах «Проба пера» (на листочках дано начало стихотворения, дети сочиняют продолжение)

Я возьму карандаш, нарисую ……

VI . Рефлексия

Вы все знаете, что символом России является белоствольная берёза. Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый. Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

Тема урока: А.В. Жигулин «О, Родина!»

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина.

Задачи урока:

1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное, развивать память, речь, мышление.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Оборудование: учебник, чистые листочки для каждого ученика

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: словесные

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и цели урока.

Какой раздел мы начали изучать? (Родина)

Сегодня наш урок это путешествие по страницам устного журнала, который так и называется « Родина».

Проведем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

Подумай, запиши, обсуди в команде.

Послушайте вопрос и подумайте, как бы вы на него ответили:

На столах у вас есть маленькие листочки, возьмите и запишите на них ответ на мой вопрос.

Обсудите в своей команде. То есть каждый из вас проговаривает ответ на этот вопрос. Начнет участник под №3 , работаем по часовой стрелке.

Есть кто в команде не согласен с ответами участников?

Давайте обсудим: Что мы называем, словом Родина?

Отвечает стол № участник под №

Спасибо! Молодцы!

III . Проверка домашнего задания

    Открываем первую страницу нашего журнала, она называется « Истоки ».

(Название пишу на доске)

Рассказ учителя:

Слово родина произошло от древнего слова po д которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Со словом Родина связано много слов, прочитайте слово на доске и объясните, что оно обозначает. С места по цепочке.

На доске

Po дить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич - родственник, член рода.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Родина - это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ - нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

    Чтение детьми наизусть стихотворения С.Д. Дрожжина « Родине» (часть в начале урока, часть в конце урока или на переменах)

Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»

На доске части пословиц (читаю), соедините их и объясните смысл.

Родина – мать, 3 что соловей без песни.

Человек без Родины, 1 во сне снится.

На чужбине родная землица 2 умей за нее постоять.

Молодцы! Спасибо!

IV . Изучение нового материала.

Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.

Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».

1.- Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.

Стихотворение А.В. Жигулина читает учитель.

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

В тебе одной - и утешенье,

И исцеление моё.

Анатолий Владимирович Жигулина родился 1 января 1930 году в Воронеже в крепостной семье, после Вов он поступил в Воронежский политехнический институт, так как время было не спокойное мы говорили на окр. Мире об этом времени. Его арестовали и отправили в Сибирь строить железную дорогу. Основная тема его творчества были произведения о Родине.

2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

(чтение стихотворения вслух по частям, про себя, вслух)

Прочитайте первую строфу

Как вы об этом догадались?

Как вы думаете, что значит «Любить без памяти »? (любить очень сильно).

Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной )

О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

О чём говорит слово шорох , что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу )

Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

Почему ржавый крест ? (Церковь старая, заброшенная)

Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

Жнивьё – это …солома, оставшая, в поле на корню….

Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?

Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

Физкультурная пауза.

Выразительное чтение стихотворения детьми с.138 про себя, вслух.

Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?

Послушайте стихотворение:

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

И о нашей Родине написано немало стихов.

Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)

Послушайте небольшой материал об Аксубаево.

Аксубаево расположено на берегу реки Малая Сульча. Статус поселка городского типа получил из- за большой численности населения. Проживают в основном русские. Татары, чуваши. Есть достопримечательности, знаменитые люди. Краеведческий музей, который хранит для нас историю Аксубаево и который вы вчера посетили.

Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего поселка? Почему?

Чем вы дорожите в поселке, что считаете ценным?

Чем вы можете помочь своему родному поселку, чтобы он стал ещё краше?

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?

Домашнее задание.

Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….» Делаем запись в тетради. С.138 выразительно читать, по желанию можно наизусть.

Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Е. Синицына.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию -

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию -

Нет России другой.

Молодцы! Всем спасибо!!

А.В. Жигулин в стихотворении "О, Родина!" обращается к Родите, которую он любит. Он считает, что в ней одной он найдет "и утешение, и исцеление". "О биды и прощенья" пройдут, потому что он на Родине.
Образ России - один из главных в поэзии Жигулина. И это стихотворение помогает нам понять традиционный облик России, ощутить настоящую силу и красоту природы.
Он показывает Родину, как нечто святое, и дает нам это понять словами "И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой..." Родина для поэта ассоциируется с церковью и умершим товарищем.
Смысл стихотворения "О, Родина!" заключается в огромной любви поэта к Родине. Читая это стихотворение читатели и сами проникаются любовью к Родине. Автор считает смыслом своей жизни, а так же источником жизненной энергии Родину.

В стихотворении Бориса Слуцкого "Лошади в океане" говорится о лошадях, которых перевозят на корабле во время войны. Произошло несчастья, мина пробила днище корабля. Люди сели на шлюпки, плоты, а лошадям места не хватило, и она поплыли. Автор говорит: "Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края" . Лошади обессилив потонули, оставив укор тем, кто бросил их в океане.
Стихотворение вызывает в читателях чувство жалости, тревоги, слезы невольно наворачиваются на глаза, нам жалко лошадей.
Смысл этого стихотворения : Необходимо человечно относиться и к животным, иметь чувство сострадания. Помните! "Мы в ответе за тех, кого приручили!" .Лошади тоже страдают, они достойны были лучшей участи. Автору их жаль " Рыжих, не увидевших земли".  Он кажется нам впечатлительным человеком (это стихотворение написано о реальных событиях, которыми Слуцкий был шокирован), искренне любящим животных.