Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. Рубакин. Самообразование и личные особенности читателя Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». (Н.Рубакин)

Выбранное мною высказывание отражает проблему самообразования как одного из способов получения образования и его значимости для индивида. Автор высказывания, русский писатель Н.Рубакин, говорит нам о том, что очень важной составляющей образования служит самостоятельный путь получения знаний. Ведь не только обучение помогает человеку стать образованным, но и человек осознанно, через собственные усилия и труд может добиться образования, что сделает его социально полезным и существенно облегчит пребывание в обществе.

Приведу теоретическое обоснование. В своем высказывании автор обращается прежде всего к образованию. Образование - это познавательный процесс человека, направленный на получение знаний, умений и навыков либо их совершенствование. Данная деятельность имеет огромную роль для человека, ведь её целью является становление личности, приобщение индивида к достижениям цивилизации, ретрансляция и сохранение культуры. Также образование выполняет немаловажные функции такие, как экономическая(обеспечивает общество квалифицированной рабочей силой), социальная, которая позволяет индивиду успешно функционировать в социуме, и культурная, направленная на сохранение и передачу культурного опыта. Существует два основных пути получения образования: самообразование и обучение. Обратимся к самообразованию. Это получение знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи обучающих лиц. Важно иметь мотивацию и желание для того, чтобы познавать мир своими усилиями. Но именно при самообразовании у человека намного крепче откладывается вся полученная информация.

Обратимся к конкретным примерам. Ярким примером стремления стать образованным, добиться чего-то в какой-то определенной научной деятельности именно путем самообразования является герой Базаров из произведенения И.Тургенева «Отцы и дети». С детства развитие собственной личности, расширение кругозора становится для Базарова главной целью. Он упорно трудится, самостоятельно постоянно познает что-то новое в области медицины, по утрам ходит на прогулки и проводит там эксперименты. Его желание, увлечение, усердный самостоятельный осознанный труд сделали его настоящей личностью, достаточно умным, сведущим и образованным человеком, имеющим свои собственные взгляды и мировоззрение.

Приведу ещё один пример. Многие исторические личности были весьма успешны и уважаемы в своей деятельности благодаря самообразованию. Сталин постоянно повышал свой уровень образованности благодаря прочтению книг. Обычно он читал несколько сотен страниц в день. Он постоянно занимался самообразованием, что сделало его достаточно эрудированным во многих сферах. Он всегда считался очень интересным собеседником.

Таким образом, я поняла, что каждый человек может развиваться и постоянно совершенствовать свои знания путем самообразования, к тому же для этого в нашем мире существует множество способов и условий. Никогда не нужно прерывать самообразовательный процесс, ведь образованию нет совершенства и предела, и именно оно делает из вас интересную, социально-полезную личность.

Мы живём в удивительный век. Ещё никогда в истории не было так просто учиться самостоятельно. Идея самообразования становится всё более массовой и популярной, а потребность в нём – всё более насущной.

Когда каждая минута на счету, особенно ощутимы преимущества обучения онлайн. Мы отобрали 16 бесплатных ресурсов для самообразования на русском языке, где вы найдёте курсы, лекции и мастер-классы из любой области знаний. Планируйте график занятий, и помните: «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования» - Н. Рубакин.

Академия Арзамас

Некоммерческий просветительский проект Арзамас ориентирован на гуманитарные знания и предлагает курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии. Здесь вы можете в любое время слушать и читать лекции, подготовленные учёными, на интересующую вас тему. Все курсы бесплатные. Заходите на Арзамас и узнавайте о самых интересных вещах в мире.

Артхив

Здесь можно узнавать о последних новостях арт-мира, консультироваться с экспертами, обсуждать творчество, создавать свои подборки произведений искусства, делиться ими и вдохновляться. Художники, коллекционеры, арт-дилеры и просто ценители живописи по достоинству оценят возможности ресурса Артхив .

Теории и практики

Платформа для обмена знаниями. Здесь вы найдёте бесплатные и платные курсы, тренинги, лекции, мастер-классы и статьи во всех областях знаний. Отличную среду для всех, кто движим желанием узнавать что-то новое или хочет делиться знаниями, предлагает ресурс Теории и практики .

ПостНаука

Платформа, на которой уже опубликовано более 3500 материалов, из них почти 2000 –видео о достижениях фундаментальной науки и современных технологиях. Все авторы материалов – эксперты в своей научной дисциплине. Среди них более 800 учёных из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты и представители зарубежной науки. Если вас интересуют исследования от первого лица, добро пожаловать на ПостНауку .

4brain.ru

На этом сайте собраны интересные методики развития таких навыков, как хорошая память, внимание, скорочтение, умение считать в уме, ораторское мастерство. Материалы изложены в курсах, лекциях, книгах и статьях. Платная подписка открывает доступ к специальным упражнениям, 150+ играм, тестам, кейсам и возможности отслеживать учебный прогресс в личном кабинете интеллектуального клуба 4brain.ru .

Моноклер

В центре внимания Моноклера – человек, всё, что его окружает, волнует, мучает и вдохновляет. Это информационное пространство призвано помочь каждому лучше понять себя и своё место в мире через актуальные материалы мировой и российской науки и культуры в области психологии, нейронауки, социологии, философии, литературы, культурологии, урбанистика и др. Публичные лекции и статьи учёных о культуре, человеке и обществе ждут вас сайте Моноклер .

Универсариум

Эта открытая система электронного образования предоставляет возможность получить качественное образование от преподавателей ведущих отечественных университетов. Обучение построено по принципу прохождения модулей, составляющих курс, общая длительность которых может составлять 7-10 недель. В конце каждого модуля предусмотрен проверочный тест. Чтобы приступить к занятиям, нужно пройти лёгкую регистрацию. Некоторые курсы доступны в любое время, другие же стартуют с указанной даты. Количество образовательных материалов на сайте постоянно растёт. На данный момент 38 лекций и 136 бесплатных курсов из всех областей знаний ждут вас на платформе Универсариум .

Лекториум

Лекториум – платформа с массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК), подготовленными ведущими российскими вузами, первое в России профильное издательство МООК и крупнейший открытый архив видеолекций на русском языке. Здесь вы найдёте учебные материалы в самых разных областях – робототехника, литература, астрофизика, история, география, логистика, генетика, теория вероятностей, инженерное дело и др. Коллекция курсов постоянно пополняется, а доступ к материалам Лекториума бесплатный.

Стэпик

Каждый зарегистрировавшийся пользователь может начать обучение на образовательной платформе Стэпик или создать собственные уроки с помощью конструктора бесплатных открытых онлайн-курсов. У студентов есть возможность вести совместные обсуждения и задавать вопросы преподавателям. Две годовые онлайн-программы профессиональной переподготовки – «Анализ данных» и «Основы программирования», – подготовленные преподавателями СПбАУ РАН, а также десятки курсов по математике, статистике, информатике, естественным, общественным и гуманитарным наукам предлагает вам Стэпик .

Учи Новое

Этот образовательный проект приглашает экспертов из разных областей делиться знаниями, создавая свои курсы на сайте, а также желающих узнавать новое с помощью онлайн-занятий, вебинаров или мастер-классов. Проект пока ещё находится в статусе «бета», но уже около 70 курсов и лекций по иностранным языкам, кулинарии, искусству и дизайну, предпринимательству, алгебре и рекламе можно найти на платформе Учи новое .

Lingvist

Lingvist – это новое программное обеспечение для изучения языка, основанное на математической оптимизации и статистическом анализе. Программа адаптируется к каждому студенту, оптимизируя время, потраченное на изучение и позволяя выучить язык в кратчайшие сроки. Высокие технологии помогают сделать процесс обучения быстрым, удобным и эффективным. Регистрируйтесь и овладевайте языками бесплатно на сайте Lingvist .

Busuu

60-миллионное сообщество позволяет практиковать свои языковые навыки с носителями языка со всего мира. В рамках курса вы можете отослать свою письменную работу на проверку носителю языка, а в свою очередь проверить упражнения, выполненные студентами, изучающими русский. Языковые курсы от начального до среднего уровня можно проходить последовательно либо выбирать актуальные для себя темы. Бесплатный вариант обучения включает флеш-карточки и правку упражнений носителями языка. Премиум курсы от 5,41 долларов в месяц предлагают расширенные возможности изучения языков на Busuu .

Хекслет

Хекслет – платформа для обучения программированию от самых основ до практики и первой работы. Ресурс предлагает десять бесплатных курсов. Но для полноценного обучения необходимо оформить платную подписку. С ней вы получите полный доступ ко всем курсам, гарантированные ответы на свои вопросы и доступ к дополнительным практическим упражнениям. Задания выполняются в браузере, проверяются автоматически и не нужно ничего устанавливать дополнительно, чтобы учиться на Хекслете .

EduMarket.Ru

EduMarket.Ru называет себя «порталом №1 на рынке дополнительного профессионального образования» и предлагает крупнейший каталог программ обучения для карьеристов. Курсы и обучающие программы удобно искать по тематическим фильтрам, условиям оплаты, виду обучения и др. Среди бесплатных онлайн-курсов предлагают: эффективные продажи, макроэкономика, основы проектного управления, управление рисками для предпринимателей, основы финансов. Всего 22 675 программ и курсов (1 770 бесплатных) вы найдёте в базе образовательных программ EduMarket.Ru .

ИНТУИТ

Автор обращает внимание на то, что человеку, чтобы стать по-настоящему образованным, нужно заниматься самообразованием. На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул, что получать образование человеку следует только для себя, а не для других.

Одно из основных качеств человека, которое отличает его от животного, является способность получать образование. Само по себе образование — это процесс воспитания и обучения, посредством которого происходит передача накопленных знаний, опыта, ценностей, установок, чаще всего, приобретаемых в коллективе… Самообразование — это индивидуальное приобретение знаний и совершенствование уже существующих умений человеком, заинтересованным в результат своей учебной деятельности. Главное отличие образования как неотъемлемого элемента жизни личности от самообразования состоит в том, что образование — это процесс, происходящий зачастую «из-под палки» (в первую очередь, школьное), потому что человека заставили, хотя, на самом деле, он этого, может быть, вовсе не желал, в то время как самообразование предполагает наличие активной внутренней мотивации человека, его побуждений, интересов, желания приобретать все новые и новые знания и умения, развивать себя, свой внутренний мир. Кроме того, предполагается, что образование — это конечный процесс, выключающий в себя несколько этапов: дошкольное и школьное образование, среднее специальное, высшее и тому подобные. Чаще всего, он носит общий характер, дает только определенный — средний уровень знаний, недостаточный для развитого информационного общества. Самообразование — процесс, который не ограничен временными рамками, он может длиться всю жизнь, а может и не начинаться вообще, может носить спонтанный характер, а может развиваться по четко структурированному плану… Таким образом, посредством образования человек усваивает уже готовую информацию наравне с другими, в одно время, в одном месте со всеми, а посредством самообразования человек самостоятельно получает знания, которые бывают доступны не каждому.

Можно привести массу примеров, подтверждающих пользу и необходимость самообразования. Так, например, Петр Первый был приверженцем самообразования: он сам учился на голландских верфях строить корабли, сам пытался разобраться в географии и мореплавании, лично занимался просветительской деятельностью, производя рецепцию европейского стиля жизни общества, их порядков и обычаев, вводя подобные в Российском государстве, самостоятельно постигал азы руководства армией в Азовских походах, Северной войне и даже занимался изучением экономики. Он хотел разбираться во всем, с жадностью поглощал знания и на протяжении всей жизни не переставал учиться. Таким образом, благодаря своему умению получать знания индивидуально, то есть заниматься самообразованием, он смог стать одним из умнейших людей России эпохи 18 века и поистине Великим государственным деятелем, известным почти во всем мире.

Но самым ярким, на мой взгляд, примером человека, умеющего своими силами добывать знания, был Альберт Эйнштейн. Он, являясь от природы одаренным ребенком, использовал эту возможность: он ни на секунду не переставал заниматься самообразованием, постоянно изучая физические и математические законы, теории… Бытует мнение, что будущий Нобелевский лауреат прогуливал занятия в университете, однако в это время он не просто без дела шатался по городу, а вникал в последние открытия ученых, пытался самостоятельно разобраться в сложных формулах. Так, гений физики и математики именно благодаря самообразованию был признан одним из умнейших людей на Земле, он смог сделать прорыв в точных науках, подарив миру знаменитую Теорию Относительности.

В заключение хочется сказать: если люди перестанут заниматься самообразованием, мир остановится в развитии. В любом случае процесс индивидуального получения знаний приводит к развитию личности, при этом совершенно не обязательно становиться Ломоносовым, Эйнштейном или Софьей Ковалевской. Я считаю, самое важное в жизни человека — это постоянное развитие, стремление к самосовершенствованию через процесс получения образования, который «добывается только путем самообразования».

В информационном обществе огромные возможности представляет для самообразования и Интернет не исключение.
разделиться на группы
Групповые задания + оценочные листы работы групп. 5-7 мин. (Приложение 3)
Первая группа знакомится с познавательным порталом
www.clow.ru (материалы о народах России и её столице, об истории человечества)
www.webdeti.net (материалы о космосе, организме человека, спорте, технике, истории и науке).
www.potomu.ru (детская энциклопедия онлайн.
www.what-this.ru (материалы о человеке, науке, выдающихся учёных).
Сегодня для вас выпускают и различные диски DVD-диски, например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия » это особая мультимедийная энциклопедия: на диске собраны не только статьи, но и множество красочных иллюстраций, видео, музыка и др.

Вторая группа Работа с текстом «Самообразование и самоорганизация» на с. 63. Вы должны письменно составить алгоритм работы над самообразованием и определить её результаты. Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что поможет в этом деле?

I этап

1. Оценка ситуации.
2. Постановка цели.
3. Пути достижения поставленной цели.
4. Выбор средств достижения цели.

II этап

Сами действия по достижению цели.

На этом важно:

  • Периодическая оценка результатов деятельности;
  • Сравнение результатов с поставленной целью;
  • Замена средств достижения цели, определение новых путей и подбор более подходящих способов.

Третья группа В чём преимущества и
недостатки электронных книг?

Четвёртая группа Опиши иллюстрацию на с. 53. Составь рассказ на тему «Как учились в земской школе». Воспользуйся планом.

Пятая группа рассказать о Никитинской библиотеке

Работа в паре В приведенном тексте найди лишние буквы.

  • Зачеркни лишние буквы.
  • Прочитай, что получилось.
  • Напиши полученную фразу.

Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна!

Результаты работы

Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности.

Подведя итог работе в группах сформулируйте вопросы о самообразовании человека (кубик Блума)
- Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что поможет в этом деле?
- Как вы думаете, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии «Библиотека для самообразования»?
- Максим пришёл в читальный зал и обратился к библиотекарю: «Мы сейчас проходим тему о том, как человек изучает природу. Что вы мне посоветуете?»
- Можно ли сказать, что Максим занялся самообразованием? Поясните свой ответ.
Выразите своё отношение к проведённому уроку, используя следующие фразы:

Я понял(а)…
- я узнал(а) о..
- я не согласен (на) с…

Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
- Что запомнилось больше всего?

Самое время прослушать астрологический прогноз. Для этого вам нужно открыть дневники.
Представителей всех знаков зодиака ждет благоприятная ситуация в области обществознания в среду 16 января. Пригодится ранее приобретенный опыт подготовки домашнего задания: прочесть. пересказать параграф 7 и ответить на вопросы.
Стрельцам, Козерогам и Водолеям следует обратить особое внимание на задание № 1-2 «в классе и дома» стр. 64
Девам, Рыбам и Близнецам будет полезно пообщаться с людьми старшего возраста и составить рассказ на тему «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь?»
Ракам, Скорпионам и Львам стоит задуматься над вопросом «Чем в самообразовании может помочь Интернет?»
У Тельцов, Весов и Овнов возможно появление интересных идей в ходе выполнения творческого задания составить рекламу библиотеки.

На счет «три» поднимите вверх руку с количеством пальцев, соответствующим вашей оценке урока.

Спасибо за работу!

Отрывок из книги Рубакина Н.А. «Как заниматься самообразованием», 1962

Всякий желающий, кто бы он ни был, где бы он ни жил, какими бы способностями ни обладал, может сделать из себя, своими собственными усилиями и разумно организованным трудом, действительно образованного, сведущего и понимающего человека - общественно полезного работника.

Самому добиваться образования - это и значит заниматься самообразованием. Этим делом надо заниматься всякому человеку, без всякого исключения. Будь он в школе или вне школы. Будь он старым или молодым, мужчиной или женщиной. Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Все люди - самоучки, если не в одном, так в другом. Всякий человек наверное самоучка хоть в чем-нибудь: иной учится на доктора, а из него выходит законовед, а законоведению пришлось ему обучаться самоучкой. Иной учится на инженера, а из него выходит финансист. Иной учился слесарному делу, а из него вышел писатель. Вот и выходит, что каждый человек - наверное самоучка хоть в чем-нибудь, да иначе и быть не может. Ведь всякий человек дополняет и дополняет свои школьные знания весь свой век. Иные школьные знания не пригодились ему и поэтому отбрасываются им в сторону, а другие знания, нужные для жизни, всякий из нас копит сам своими средствами - как может и умеет. А все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, - это залезает в голову всего крепче…

Работа над самообразованием не так трудна, как это кажется. Да она и приятна. Кто бы вы ни были, она не представляет и для вас, какую бы вы подготовку ни имели и какие бы условия жизни вас ни окружали, никаких действительно непреодолимых трудностей. Еще 500 лет тому назад сказано: с распространением знаний и идей не в силах справиться ни огонь, ни меч, ни голод, ни подлость.

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще обширнее. Как бы они ни были глубоки, - они могут стать еще глубже.

Читатель, работающий над самообразованием, имеет право сказать: вперед и вверх дорога для всех открыта, и, идя по этой дороге, никто не останется без помощи и поддержки, без советов и указаний, на какой бы ступени умственного развития он ни стоял. Пусть каждый взбирается на ту высоту знания, понимания, настроения и активного отношения к жизни, какую он сам сделает для себя доступной путем борьбы и самодеятельности. Дело теперь за самим читателем.

Мы верим в человека, в современного культурного человека, который потому самому может сделаться еще культурнее, что вокруг него уже существуют, уже созданы и постоянно создаются коллективным трудом человечества бесконечно многочисленные средства для саморазвития и вырабатываются бесконечно разнообразные методы, способы, приемы, ведущие к той же цели. Не верить в такую возможность подняться все выше и выше - это то же, что отрицать всю современную культуру.

Но и не в вере самая суть дела. Всякую веру можно считать только тогда разумной и вообще справедливой и правильной, когда она подтверждается фактами. Наша вера в полную возможность для всякого желающего сделаться образованным человеком тоже основана на фактах. Перед нами прошли тысячи людей, не только стремившихся к свету, но и требовавших его от жизни, - требовавших властно и настойчиво и в конце концов действительно получивших его. Нет, даже не только «получивших», а взявших, именно взявших его с бою. Действительно наше только то, что взято нами с бою, - и этого уже не так легко отнять у нас. Мы видели крестьян, сделавшихся писателями, учеными, виднейшими общественными деятелями, народными представителями, фабрично-заводских рабочих, замечательных борцов и организаторов. Мы видели поэтов, складывавших свои бодрые и смелые песни около машин и станков, философов, записывавших свои заветные думы на портняжном станке или на сапожном табурете.

И, вспоминая все эти наши встречи и знакомства - очные и заочные, мы, на основании многочисленных фактов, считаем себя вправе сказать с уверенностью и определенностью: всякий человек, кто бы он ни был, в конце концов, правда иной раз хотя и не без усиленной борьбы, а все-таки может встать на свою дорогу. Но ведь у кого в душе уже теплится, - не скажем даже «горит», - этот огонек стремления к свету и на простор, - тот уже не серенький и не средний, тот выше среднего. Такому остается только раздувать свое собственное пламя и превратить его в источник света для себя и для других.

Одно из крайне интересных и важных наблюдений, которые можно сделать чуть не на каждом шагу, заключается в следующем: ищущие не только ищут, но нередко и опускают быстро руки, сопровождая это опускание рук избитыми и изъезженными афоризмами: «ничего не поделаешь», или «наше время прошло», или еще «сила солому ломит» и т. п. Но почему же опускаются руки, и к тому же очень быстро? Очевидно, искатели не умеют осуществлять своих стремлений и, пускаясь в работу над самим собою, сначала «с места в карьер», скоро натыкаются на те или иные препятствия, главным образом на внутренние, от них самих, от их личности зависящие, - эти последние оказываются страшнее внешних. На эту сторону дела необходимо обратить особое внимание, чтобы выяснить первый, в сущности самый трудный шаг в деле самообразования.

Вопрос о воле и борьбе в смысле расширения внешних возможностей работы над самообразованием сама жизнь уже разрешила на практике миллионами способов. Правда, препятствий к самообразовательной работе всегда и везде много. Но почему же миллионы людей все-таки с ними справляются? И уже справились. И никакие, даже самые страшные, темные силы не могли остановить того, чего требовала жизнь… И прежде всего успевает тот, кто не унывает.

Каждому из нас совершенно необходимо научиться сильно хотеть. От хотения рождаются силы. Если кто добивается знаний еще слабо - это показывает: он их еще не очень-то сильно хочет.

Необходимо верить в свои силы, в свое дело и в его правоту. Преуспевают именно те, кто в себя верит и кто рассуждает примерно так:

«Все люди - люди, а я тоже человек. Смогли другие- смогу и я. Если имеются силы на это у других людей - почему бы и мне не поискать их у меня самого? Ведь иной раз бывает и так: силы-то имеются, но где-то внутри припрятываются и лежат там неподвижно и не дают себя знать. Но придет время, появится порыв в душе да придут подходящие благоприятные обстоятельства, - вот и проснутся скрытые силы. Ведь проявились же они у многих и многих людей и иногда даже на старости лет. Загляну-ка и я внутрь самого себя - авось и я найду там свою силу, собственную. Стану-ка я искать в себе самом и способностей каких-нибудь и к чему-нибудь. Давно сказано: ищи - и найдешь» [Д. Ф.: да, «Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7) ].

Но как узнать, до каких же пределов каждый человек может развертывать свои силы?

Это лучше всего выясняется на ходу самой работы: за нее необходимо взяться, иначе говоря, испробовать свои силы на деле. Не следует бояться даже такой работы, какая иной раз кажется и непосильной. Без пробы никто даже и не смеет сказать о себе: «Это выше моих сил». Попробуй, и лишь затем говори. Не следует без пробы думать: «Я не способен». Всякие способности, в том числе и умственные, дело до некоторой степени наживное. Сообразительность, смекалка, память, внимательность, наблюдательность и разные другие умственные способности развиваются, растут, крепнут от работы и во время работы.

У иных людей память бывает очень хорошей, а у других слабой. Иные люди особенно хорошо заучивают стихи и отдельные слова, а другим это удается плохо. Есть такие люди, которые с трудом заучивают разные цифры, например года, а другим особенно легко запоминать ход рассуждений, мыслей, но вот отдельные события (факты) запоминаются ими плохо. Есть и такие люди, которые хотя легко и быстро запоминают, но скоро и легко и забывают. А иной выучивает с трудом, но зато долго помнит. Из этих примеров и видно, что память бывает разных сортов.

Разумеется, нельзя не принимать в расчет разные качества памяти при выборе для себя книг. Например, человеку с плохой памятью бесполезно указывать толстую книгу со множеством фактов и цифр.

Вот еще пример этому: иной человек очень хорошо замечает все, что у него перед глазами, а другой почти ничего не замечает из того, что творится вокруг него. Почему так? Глаза хорошие и у этого человека, но он постоянно ходит да ходит со своими думами и в них-то всегда и погружен. Поэтому такой человек бывает не очень-то внимателен к другим людям и ко всему окружающему.

Бывает различен и склад ума вообще, то есть понятливость, умение обдумывать. Иному человеку вынь да положь, он только тогда и поймет, когда посмотрит, пощупает и попробует. А иные люди бывают догадливые, все понимают с полслова и даже без слов, по намекам. А иные должны до всего доходить рассуждениями. Все это тоже разные сорта способностей.

…Попробуем теперь, опираясь на этот принцип (индивидуализации самообразования. - Сост.), устранить и некоторые практические трудности, встречающиеся на пути в такой работе.

Одна из них и, думается нам, одна из главных, так как она останавливает многих и многих, заключается в недоверии к самому себе со стороны людей, принимающихся за самообразовательную работу, - недоверии к своим силам и способностям. Такие самонедоверчивые люди то и дело говорят себе: «Что я могу для себя сделать? Жизнь моя так сложилась, что я вышел вот каким, не больно-то талантливым». Другие же прямо решают: «Я неспособный, я глупый». Или: «Время для такой работы уже прошло для меня, - память ослабла, ум завял, жизнь заедает, свежесть души утеряна» и т. д.

На основании нашей переписки с тысячами читателей в течение десятков лет, на основании многих сотен примеров, свидетелями которых мы были, фактов, которые видели, признаний, которые мы слышали… мы позволяем себе сказать таким людям: неправда! Ни для кого не может пройти время для самообразовательной работы. Нет таких способностей и даже неспособности, которых нельзя бы было пустить в ход и использовать. Нет таких сил, даже самых маленьких и ничтожных, которые не помогли бы даже скромному от скромных хоть немного расширить, углубить, возвысить, украсить свою жизнь…

Если я чего-нибудь действительно страстно хочу, тогда у меня и способности являются, потому что весь я горю этим желанием. Кислое настроение, предвзятые убеждения в том, что моя попытка во всяком случае окончится неудачей, уж, разумеется, не могут способствовать самой работе. Каждый человек к чему-нибудь да способен. Не о способностях нужно говорить, а о каких именно и к чему именно способностях . Не забудем, что гимназическое начальство признало когда-то неспособным и Белинского. К числу таких был сопричислен гг. педагогами и Глеб Успенский… Миллионы людей числятся и даже сами себя считают неспособными потому, что делают почему-либо то дело, к которому они действительно непригодны, и не делают того, к чему несомненно способны . Эта, в сущности, банальная истина, не так банальна, как кажется, если взглянуть на нее с точки зрения исследования способностей. Нередко, например, способными людьми называются люди с хорошей памятью: такие быстро впитывают в себя отовсюду и факты, и идеи, и делаются богатыми ими. Но присмотритесь к этой самой памяти - и окажется, что память памяти рознь: есть люди, которые превосходно запоминают все, что придется, но вместе с тем плохо систематизируют, плохо обобщают и обсуждают. Такие люди в одном смысле - люди способные, но они же в другом смысле (как не умеющие ни в чем ориентироваться) мало чем отличаются от дураков. Если они возьмутся за рассуждения или за чтение философских книг, они их запомнят, не поняв. Тип зубрил тоже всем известен.

Другие люди, напротив, отлично запоминают ход рассуждений, а из фактов - только те, которые именно их иллюстрируют, но совершенно неспособны запоминать вообще разбросанных пестрых фактов, формул, годов. Читатель этого последнего типа лишь с величайшим трудом может читать книги, бесконечно пестрящие фактами. Чему же тут удивляться, что такой читатель легко может счесть себя неспособным, если схватится на первых же порах за такую книгу, которая не подходит к складу его памяти? И, действительно, к этому чтению такой книги он не способен. Но тот же самый читатель поймет и запомнит книгу по той же самой всеобщей истории и химии, если попавшаяся ему книга преподнесет эти же самые науки в виде рассуждений, то есть в той форме, которая именно свойственна складу ума этого читателя в наибольшей степени. То же самое явление наблюдается при выборе книг с точки зрения эмоций, т. е. чувств читателя.

Вывод отсюда ясен: при работе над своим самообразованием вопрос о неспособности упраздняется, если работающий над самообразованием построит эту свою работу на принципе индивидуализации чтения и станет искать книгу не только хорошую, а книгу подходящую, подходящую к индивидуальности данного читателя. Каждый человек по любому вопросу может найти книгу, которая даст ему знания в той именно форме, которая именно ему, этому читателю, необходима.

Таким образом, вопрос о размерах способностей сам собой отпадает и во всяком случае отодвигается на задний план, теряет свое устрашающее значение. Вместо него выступает следующий вопрос - вопрос действительно громадной, практической важности. Это вопрос о возможно полном использовании своих наличных способностей. Жалеть и плакаться о том, что я не имею больше того, что у меня есть, дело по существу действительно праздное и ни к чему не ведущее. Чего не дано, того и не дано - не природу же проклинать за это. Но вот если я не сумел использовать того, что я действительно уже имею, и не сделал никакой попытки развить наличность своих сил, - это уже настоящее преступление и против общества, в котором я живу, и против самого себя, пострадавшего от такого преступления.

Принимаясь за дело, следует рассчитывать главным образом на самого себя. Без собственных усилий никто никогда своей цели не добивается. Никакая помощь со стороны не может заменить своих собственных усилий. Лишь для некоторого ускорения и успешности работы бывает иной раз полезна помощь.

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг . Книга и вообще чужие слова - это только средство - они вроде как искорки, зажигающие в нашей душе то, что там успело уже накопиться до этого времени: в чьей душе еще ничего не накоплено, там нечему и загораться, - на того книга и не подействует. Кто сам и по-своему еще не передумал чужих или книжных дум, тот и не должен считать их своими. Запомнить - это совсем не то, что усвоить. Кто сам не пережил и не перечувствовал чего, на того никакая книга не подействует и в этом смысле. Кто сам не хочет, того не научит хотеть никто иной со стороны. Вот почему нам никто не поможет, если мы сами себе не поможем.

Помощь самообразовательной работе может выражаться со стороны главным образом лишь общим руководством. Если она будет очень детальна, то самообразование перестанет быть таковым . Детальное руководство дается в школе, а не вне школы, и главным образом детям, а не взрослым. Чем скорее отучается человек ходить на чужих помочах, тем лучше: надо научиться путем самообразовательной самостоятельной работы брать от книги и из науки не то, что другие указывают, а то, что нужно самому. Чужие указания - не более как совещательный голос.

Указания пусть будут указаниями, а решают дело и дают тот или иной результат все-таки наша самодеятельность и труд. Облегчить и упорядочить самообразовательную работу, разумеется, можно. Но работать, работать и еще работать все-таки должно.

Многие не знают, как приступить к работе по самообразованию и в чем заключается ее первый шаг.

В этом отношении нет и не может быть никаких правил, одинаковых для всех. Каждый должен вести свою работу на свой образец, но при этом всегда нужно, по возможности, применяться к своим личным качествам и к обстановке своей жизни.

Начинайте с того, что вам интересно и что важно для вашей жизни. Только тогда вы сделаете много, когда ваша самообразовательная работа будет для вас интересна и внесет кое-что новое и важное в вашу жизнь. Великое дело во всякой работе - ее систематичность . Но еще важнее - ее интересность, увлекательность, любовь к ней, - словом, настроение, эмоции работы… Цель определяется тою совокупностью знаний, которая необходима каждому человеку, желающему сделаться образованным. Что касается до путей, то они определяются личными свойствами, интересами, желаниями, стремлениями, обстановкой жизни каждого читателя особо.

«Делай, что можешь; старайся сделать возможно больше» - вот принцип работы. То же можно сказать не только об изучении каждого отдельного вопроса, отдельной области жизни, но и относительно выполнения всей общеобразовательной программы.

Не следует забывать при этом, что все отвлеченные и общие указания нуждаются также в приспособлении их к каждой отдельной индивидуальности.

При такой постановке работа над самообразованием приобретает очень определенный смысл и цель. Вместе с тем определяются и размеры и характер работы для достижения такой цели.

Многим читателям можно дать такой совет: начинайте ваше самообразование с того конца, который для вас имеет практическое значение. Берите хотя бы книжку, касающуюся непосредственных ваших профессиональных занятий. Не в том самая суть дела, какую вы книжку возьмете, а в том, что вы передумаете, читая ее.

Но какую бы книгу вы ни читали, ставьте прежде всего самому себе вопрос: действительно ли все понятно вам в той книге, которую вы читаете? Отделяйте непонятное от понятного, познанное от непознанного, достоверное от недостоверного, точное от неточного, то, что есть, от того, что кажется. Идите в глубину, прежде всего в глубину. Тогда перед вами сам собой возникнет целый ряд вопросов. Любая книжка наведет вас на мысли о целом ряде явлений, происходящих и в вас и вокруг вас.