Какое историческое событие было до нашей эры. Счет лет в истории

Чтобы не затеряться во времени, следует знать, что в древности каждый на-род измерял его по-своему. Для измерения нужно иметь точку, от которой начи-нается отсчёт. Древние народы за начало отсчёта брали сбор урожая или какое-нибудь значительное событие, например, стихийное бедствие. Они говорили: «на десятый год после того, как погасло солнце» или «через год после того, как содрогнулась земля».

Древние народы обозначали года именами правителей: «шестой год царство-вания великого царя Хаммурапи», «третий год второй тирании Писистрата».

Большинство народов современного мира ведёт летоисчисление от рождения Иисуса Христа. Считается, что это случилось более двух тысяч лет назад. Время, прошедшее от этого события, называется нашей эрой (н а), предыдущее время именуется до нашей эры или сокращенно — до н. э.

Следует быть внимательным, поскольку высказывания «это случилось 3000 лет назад» и «это случилось за 3000 лет до н. э.» очень отличаются друг от дру-га. Это не одно и то же: в 3000 г. до н. э. образовалось Аккадское царство в Меж-дуречье; а 3000 лет назад на тех же землях, где когда-то был Аккад, расцветало, набирая силу, совсем другое царство — Ассирийское. Так что, уважаемые путе-шественники во времени, если хорошо не владеть хронологией, можно попасть совсем не туда, куда собираешься.

Отсчёт времени: до нашей эры, наша эра

Как же правильно определить, сколько лет назад произошло определённое событие? Нужно воспользоваться очень простым правилом.

Чтобы определить время, которое прошло от определённого события, следу-ет сложить количество лет, прошедших до нашей эры, и количество лет, про-шедших после начала нашей эры.

Это правило иллюстрирует простая формула:

К = К1 + К2 ,

где К — искомое время,

К1 — количество лет до нашей эры,

К2 — количество лет после начала нашей эры.

Примечание. От начала нашей эры прошло ров-но столько лет, каким числом обозначен год, в ко-тором ты живешь.

Итак, например: 3000 г. до н. э. + 2015 г. н. э. = 5015 лет назад образовалось Аккадское царство.

Необходимо также знать, что счёт лет до нашей эры ведётся в обратном по-рядке. Например, за 100 годом наступает 99-й, потом 98-й, 97-й, 96-й и т. д. Так обозначаются года, оставшиеся до начала нашей эры. За первым годом до н. э. наступает 1-й г. н. э., или просто 1-й год, потом 2-й, 3-й,... 2006-й.

Традиционно столетия и тысячелетия в истории обозначают римскими цифрами, о которых вы уже слышали на уроках математики. Но поскольку вы пользуетесь ими не каждый день, то вот вам таблица-памятка, которая поможет не «затеряться» во времени.

Столетие — это сто лет.

Тысячелетие — это десять столетий, то есть тысяча лет.

Таблица. Римские цифры

9 — IX Материал с сайта

13 — XIII

>>История: Счет лет в истории

2. Счет лет в истории

1. Историческая хронология.

Обращаясь к изучению прошлого , легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории.

Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени". Десять лет образуют десятилетие. Сто лет складываются в столетие, или век. Тысяча лет составляет тысячелетие. Все эти обозначения периодов времени используются в исторической хронологии.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

2. Календарь.

Название "календарь " происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту маленькую добавочную частичку "примерно 1 час". Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

3. Наша эра.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Вся история онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по истории , домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по истории 5 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Подсчитайте, сколько лет, полных веков и полных тысячелетий про­должается наша эра.

При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и ка­кое - позже, на сколько лет позже.

Вы знаете, что боль­шие отрезки времени считают годами, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков - тысячелетие.

События истории Древнего мира произошли много ве­ков и даже тысячелетий тому назад.

1. Измерение времени по годам. Представление о про­должительности года сложилось у древних земледель­цев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.

Первыми в истории человечества определили продол­жительность года (365 суток) жители Древнего Егип­та - страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием.

2. Как в древности считали года? В разных странах по- разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, вто­рой - вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным был счёт лет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира - Рима. Год основания свое­го города римляне считали первым, следующий - вторым и так далее.

3. Счёт лет, которым мы пользуемся. Этот счёт лет воз­ник давно и связан с почитанием Иисуса Христа - осно­вателя христианской религии.

Сказания о жизни и мучительной казни Иисуса Христа создавались около двух тысяч лет назад. В те времена по­читатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознёс­шийся после смерти на небо. Подробнее об этом вы може­те прочитать в § 56.

Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа, распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Иисуса. «Пусть год Его рождения будет первым годом, - рассуждал он, - следующий - вторым и так далее». Он сумел высчитать год рождения Иисуса Хри­ста. Это был 753 год от основания города Рима. В нашем летосчислении Рождество Христово является точкой отсчёта для всех исторических дат.

Первое упоминание о Москве

Рождение А. С. Пушкина


«Линия времени».

Например, мы говорим: первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году; Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. К этим словам верующие люди добавят: от Рождества Христова.

Счёт лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

В нашей стране он был введён царём Петром I (Первым) триста лет назад.

Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы назы­ваем наша эра (а пишем сокращённо н. э.). Продолжается наша эра более двух тысяч лет.

Рассмотрим «линию времени» на рисунке. Условимся, что время движется слева направо. Поперечной раздели­тельной чертой отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, знаменитое восстание рабов под пред­водительством Спартака началось за 73 года до нашей эры. Этот год мы называем 73 годом до нашей эры и по­мещаем на «линии времени» слева от разделительной черты.

Какой год был следующим за 73 годом до нашей эры? Рассмотрим рисунок «Счёт лет до нашей эры».

Представим себе, что какое-нибудь событие - война, ос­нование города, наводнение - произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1 году до нашей эры.

Если другое событие произошло ещё на один год рань­ше, то есть за 2 года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2 году до нашей эры».

Наконец, если третье событие произошло ещё раньше, за три года до нашей эры, мы говорим, что оно произошло в 3 году до нашей эры.

На «линии времени» видно, что за 3 годом до нашей эры шёл 2 год до нашей эры. А за 2-м - 1-й. Точно так же за 73 годом до нашей эры шёл 72 год до нашей эры.

Подведём итоги и сделаем выводы

Почему представление о временах года (сезонах) и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше?

Какой существовавший в древности счёт лет - у егип­тян или у римлян - удобнее? Чем?

Что называется «нашей эрой»? Какие сложности могут возникнуть при работе с датами событий, происшедших до нашей эры?

73. Севан
маек


ДРЕВНИЙ ВОСТОК

СРЕДИ ЗЕМНОЕ МОРЕ

Аккад ВАВИЛ01
Мегиддо о ЕРУСАЛИМ


Почему необходимо знать, как ведётся счёт лет в истории?

1. Историческая хронология. Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война.

Без дат нет истории.

Историки выстраивают исторические события в опре- елённой последовательности во времени. Эта последо-

вательность образует хронологию. Слово «хронология» в переводе с древнегреческого языка означает «наука о времени». Десять лет образуют десятилетие. Сто лет складываются в столетие, или век. Тысяча лет со­ставляет тысячелетие. Все эти обозначения отрезков (периодов) времени используются в исторической хро­нологии.

Счёт времени нужен не только для историков. В по­вседневной жизни мы ведём счёт дням, неделям, меся­цам, годам по календарю.

2. Календарь. Календарь - это система отсчёта боль­ших промежутков времени. Название «календарь» про­исходит от латинского слова « календариум», означающе­го «долговая книжка». Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмеча­ли смену дня и ночи, чередование времён года. С по­явлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счёт вёлся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и со­отнести с определёнными промежутками времени. Пер­вый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

Все народы считали время по-разному. Учёным пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам кален­дарю.

В основу современного календаря положен солнеч­ный год. Солнечный год - это продолжительность од­ного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он состав­ляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно точно учесть эту маленькую до­бавочную частичку «примерно 1 час». Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает неболь­шую неточность в измерении времени. Не случайно сей­час предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

3. Наша эра. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведётся отсчёт времени. Главной точкой отсчёта времени по нашему современному кален­дарю считается условный год рождения Иисуса Христа. С этого года начинается современный календарь.

Это летосчисление называется христианским, или на­шей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращённо н. э. Таким обра­зом, мы живём в нашей эре и ведём счёт годам нашей эры. Всё, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращённо до н. э.).

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Летосчисление»). Во многих христианских государствах отсчет времени долго велся от сотворения мира (по древней еврейской и затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира. Наша (новая) эра - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства - религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях : Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Линия времени»). Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части - периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

Записи в тетрадях : «Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». Задание - сосчитать:

    Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

    Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

    Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

    Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

    Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» (по материалам электронной энциклопедии). Примечание: в зависимости от количества времени учитель может провести игру в сокращенном варианте (представленные в этой игре задания не зависимы друг от друга). Задание - расположить картинки на ленте времени:

    характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

    характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

    характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).