Игры на тему орфография. Игры со словарями_методическое пособие для учителей и учащихся. Игровые задания на уроках русского языка

Цели :

  • расширить знания школьников о словарях,
  • показать их многообразие и назначение каждого,
  • закрепить навыки работы со справочной литературой,
  • научить составлять мини-словарики.

Ход игры

  1. Узнать слова по определениям
  2. Объяснить значения и происхождения слов
  3. Составить определения
  4. Объяснить значения фразеологизмов
  5. Назвать омонимы

Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

(Ответы)

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Есть “Орфографический словарь (показ) он помогает нам правильно написать слово.

Словарь ударений (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари “Толковые (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”

Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет

  1. Красящая жидкость для писания (чернила)
  2. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
  3. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
  4. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
  5. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
  6. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
  7. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
  8. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
  9. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
  10. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
  11. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
  12. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

1-я команда

“ Жил да был бутерброд с колбасою “

“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

2-я команда

“ Испек рассыпчатый пирог”

“Нужно выселить лягушку”

“ У лукоморья дуб зеленый ”

Ответы

1-я команда

Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)

2-я команда

Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”

Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

1-я команда

“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

2-я команда

“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать

Предварительные итоги.

Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)

Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.

  1. И колючий зверек, и прическа (Ежик)
  2. И монета и верхушка дерева (Крона)
  3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
  4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
  5. Огромная змея и часть саней (Полоз)
  6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
  7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
  8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
  9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
  10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

Правильный ответ балл.

Подведения итогов. Награждения.

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
  2. Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
  3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
  4. Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
  5. Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
  6. Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96
Сегодня в яблочном магазине наряду с приложениями развлекательного характера немало обучающих программ и программ призванных проверять (если вы школьник или студент), либо освежить в памяти (если давно уже закончили образовательное учреждение) ваши знания, как по математике, так и по русскому языку. Так давайте же сегодня окунемся в правила великого и могучего русского языка и оценим свою грамотность благодаря программе «Орфография, игра-тест на знание русского языка» от компании Appscraft. Почему для обзора мы выбрали именно ее? Ответ в названии. Это не просто тест, как уверяют разработчики, а игра тест, значит, проверять свои знания будет, по крайней мере, не скучно. Чтож, выясним это и оценим, в свою очередь, насколько она хороша и стоит ли вообще нашего времени и внимания.
Проверка знаний построена интересным образом. Она разделена на 17 уровней, названия которых соответствуют определенным этапам жизни практически любого человека. Первый этап – детский сад. Затем школа от первого до одиннадцатого класса, ну а далее уже высшее образование, начиная от абитуриента и заканчивая академиком. Это так называемый режим «Кампания».



Каждый уровень состоит из двадцати вопросов, вернее заданий, где нужно из нескольких вариантов слов выбрать единственно правильный. Всего два вида заданий, где вы либо выбираете правильный вариант написания слова, либо правильный вариант постановки ударения. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Для того чтобы перейти на следующий уровень нужно получить оценку не меньше «4-» и при этом уложиться в отведенное на это время. Чем выше уровень, тем меньше дается времени на обдумывание ответов.


Игра содержит несколько режимов. С основным режимом «Компания», вы уже познакомились. Другие два – это «Одиночная игра» и «Игра вдвоем». В одиночной игре нет разделения на уровни. Здесь вы просто отвечаете на двадцать вопросов и получаете за это оценку. Игра вдвоем представляет собой соревнование, где каждый игрок по очереди отвечает на 20 одинаковых вопросов, после чего выставляются отметки, и выводится информация о допущенных ошибках.



Результаты своих стараний можно увидеть в разделе «статистика обучения». Здесь вы узнаете, сколько раз вы получали ту или иную отметку, свой средний балл и пять ошибок, совершаемых вами чаще всего.


В AppStore в комментариях к данному приложению, есть много гневных высказываний по поводу ошибок в ответах. Особенно много шума было вокруг слова «кошелёчек». По мнению разработчиков, оно должно писаться через букву «и», то бишь «кошилёчек», что не есть правильно. Спешу вас успокоить – эту ошибку они исправили и на этом, видимо, успокоились, а зря. Помимо вышеупомянутого слова в данной программе есть и другие недочеты, а также слова, варианты правильных ответов к которым зачастую вызывают сомнения. Особенно это касается постановки ударений. Например, слово «исчерпать». Как видно на скриншоте ниже мой вариант ответа, где ударение падает на второй слог, зачеркнут. Как оказалось, правильно произносить это слово с ударением на последнем слове. Засомневавшись, я естественно отправилась за пояснением, нажав на одноименную кнопку внизу экрана, которая перенаправила меня в Яндекс словари. Согласно одному источнику, правда на моей стороне, согласно второму - ударение можно ставить как на второй, так и на третий слог. Получается и я права и разработчики.



Иной раз удивляешься тому, что оказывается всю жизнь произносишь слово неправильно. Вот, например слово «предвосхитить» всегда и всюду слышим и произносим с ударением на последнем слоге, а нужно на предпоследнем.


К недочетам приложения можно отнести частое повторение слов. С одной стороны это даже хорошо, особенно если в повторяющемся слове как раз и допускается ошибка. Волей-неволей запомнишь его правильное написание или правильную постановку ударения. Но здесь они повторяются в хаотичном порядке и зачастую те, в которых меньше всего сомневаешься и ошибаешься. Бывает и так, что в самих вариантах ответов есть два абсолютно одинаковых. А бывает, что оба одинаковых ответа правильные, выбираешь любой и ошибаешься. Вот посмотрите на скриншот ниже и все поймете.


Мало кто из нас может похвастаться стопроцентными знаниями русского языка, и я в том числе, но раз разработчики взялись за такое нужное и благородное дело, то орфографические и фонетические ошибки здесь просто недопустимы, иначе какой смысл в таких приложениях?

Плюсы: Интересная реализация системы прохождения и старая добрая пятибалльная система оценок. Симпатичное оформление в виде школьной доски. Возможность вспомнить, то, что забыл и узнать, то чего не знал либо сомневался.
Минусы: Ошибки в словах и частое их повторение. Одинаковые слова в вариантах ответов.
Выводы: С удовольствием бы назвала это приложение полезным и занимательным, как для школьников, так и для взрослого поколения, если бы не грамматические ошибки. Они здесь абсолютно недопустимы! Разработчики, пожалуйста, доведите до ума свое творение, и будет всем счастье!

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

  • ИГРА в Новейшем философском словаре:
    разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных …
  • ИГРА в Словаре постмодернизма:
    - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных …
  • ИГРА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см.: Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, …
  • ИГРА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - см. азартные игры …
  • ИГРА в Большом юридическом словаре:
    - см. Азартные игры …
  • ИГРА в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ИГРА
    ЧИСТАЯ - см. ЧИСТАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - практика заключения сделок с учетом всего самого нового объема информации, получаемой от брокеров и аналитиков рынка до …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА КРИВОЙ ДОХОДНОСТИ - получение прибыли от использования изменений в соотношении краткосрочных и долгосрочных процентных …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА БИРЖЕ - проведение спекулятивных операций на бирже посредством удачной скупки и продажи ценных бумаг и других объектов биржевой торговли …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    ДЕЛОВАЯ - см. ДЕЛОВАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ - см АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    АКТИВАМИ - получение дешевого доступа к активам путем покупки ценных бумаг, текущая рыночная цена которых не отражает реальную стоимость активов …
  • ИГРА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных …
  • ИГРА в Большом энциклопедическом словаре:
    вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с …
  • ИГРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИГРА в Энциклопедическом словарике:
    вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, …
  • ИГРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, мн. игры, игр, играм, ж.1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные …
  • ИГРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    игра", и"гры, игры", и"гр, игре", и"грам, игру", и"гры, игро"й, игро"ю, и"грами, игре", …
  • ИГРА в Словаре эпитетов:
    О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, …
  • ИГРА в словаре Анаграмм.
  • ИГРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -"ы, мн. "игры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, …
  • ИГРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дело и Каспарова, и …
  • ИГРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: представление, …
  • ИГРА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: представление, …
  • ИГРА в Словаре синонимов Абрамова:
    забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср. . См. забава, шалость || …
  • ИГРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. б) Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных …
  • ИГРА в Словаре русского языка Ожегова:
    создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее …
  • ИГРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    игры, мн. игры, ж. 1. только ед. Действие по глаг. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра …
  • Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?

1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфичиский Орфографический славарь словарь.

  • Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!

2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.







7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.

1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на конверте написал, побежал по следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый

4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?

1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
2. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.

Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.

Ф. Кривин

арбуз , берёз ка, бород ка, верблюд , вяз кий, глаз , гриб ки, дожд ь, дорож ка, ёж , жид кий, загад ка, заряд ка, игруш ки, изумруд , ког ти, круж ка, лёд , лод ка, мёд , мяг кая, назад , нож ка, обрез ки, ошиб ка, подготов ка, посад ка, рез кий, рыб ка, слад кий, сторож , трав ка, труб ка, уз кая, упаков ка, флаж ки, хлеб , холод , чаш ка, чертёж , шарф , шуб ка, ягод ка.