Понятие открытой и закрытой гипотезы. Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез. Способы доказательства гипотез. Гипотезы: две категории

В науке, следственной практике, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предложения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

I. Гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях, каких- либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке.

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.

· Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека.

Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. В случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.

· Частная гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества. Среди множества проблем, связанных с подготовкой длительных космических полетов, наиболее серьезной и наименее решенной, как отмечают, является проблема сосуществования человека с вирусами в замкнутом пространстве кораблей. Поэтому очень важным аспектом биологических работ является исследование в области вирусологии; и превращение гипотез в научно обоснованные теории будет иметь большое научное и практическое значение.

Гипотезы в области вирусологии мы называем частными, а не общими, потому что они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов - вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

· Единичная гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений.

Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипотезы людей строят рабочие гипотезы , т.е.предположения, выдвигаемые чаще всего в начале исследования явления и не ставящие еще задачу выяснения его причин или закономерностей. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную систему результатов наблюдения и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления. Работа академика И.П.Павлова ярко характеризует способы и цели построения рабочей гипотезы.

В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями. Версии бывают общие, объясняющие все преступление в целом; частные, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления; и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников и т.д.

Способы подтверждения гипотез

1. Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления, или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления.

2. Основной способ подтверждения гипотез- выведение следствий и их верификация.

В процессе верификации большая роль принадлежит экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности недорого.

Указанные 2 способа являются прямыми способами превращение гипотезы в достоверное знание.

3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после его заключения об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно - категорическое умозаключение.

Итак, гипотеза является формой развития и естественных, и общественных наук.

Дедуктивные умозаключения. Непрямые (косвенные) выводы. Их виды

К ним относятся:

· Рассуждения по правилу введения импликации;

· Сведение к абсурду;

· Рассуждение «от противного» (противоречащего)

1. Рассуждения по правилу введения импликации. Правило вывода сформулировано так:

Данное правило читается так: «Если из посылок гамма (г) и посылки а выводится заключение в, то из а следует в». Это правило вывода имеет и другое название: «теорема о дедукции». Здесь «г» может быть и пустым множеством посылок. Пример рассуждения студента. Пусть «Г» содержит следующие посылки:

· Я сдал экзамен на отлично

· Я сдал экзамен по педагогике на отлично

· Я сдал экзамен по математике на отлично

Заключение в означает: «я получу повышенную стипендию». То, что записано над чертой, будет содержательно прочитано так: «если я сдал экзамены по педагогике, математике, логике на «отлично» и успешно выполнил всю порученную мне общественную работу, то из этого следует последует заключение: « я получу повышенную стипендию». То, что записано под чертой, можно прочитать так: «я сдал экзамены по педагогике, логике и математике на «отлично»:- заключение: «если я успешно выполню всю порученную мне общественную работу, то я получу повышенную стипендию».

2. Правило сведения к абсурду. Это правило иначе называется правилом введения отрицания. Г,а/-в;а/-в

Читается так: « если из посылок Г и посылки а выводится противоречие, т е в и не в, то из «одних Г выводится отрицание а». метод сведения к абсурду широко применяется в мышлении, как в научном так и в обыденном.

В классической 2-х значной логике метод сведения к абсурду выражается в виде формулы: а=а-F, где F, -противоречие или ложь. Эта формула говорит о том, что суждение а надо отрицать (ложным) если из а вытекает противоречие.

3.рассуждение от противного. Доказательство «от противного» применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства. Методом «от противного» нередко доказываются математические теоремы.

Итак, мы рассмотрели правила непрямых выводов и убедились, что они широко применяются в мышлении.

Термин «логика» происходит от греческого слова, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность»

Используется как для

· Обозначения совокупности правил, которым подчиняется мышление, которое отражает действительность

· Так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется

· Для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).

Мышление изучается не только логикой, но и ряд других наук: психология кибернетика, педагогика и др. при том каждая наука изучает мышление в определенном аспекте. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира,исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой.

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики и процесса познания. Познание есть диалектический процесс отражения действительности в сознании людей возникающий и развивающийся на основе общественно- исторической практики. («разбирать каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным»).

Познание осуществляется в 2-х основных формах:

1. в форме чувственного познания

2. в форме абстрактного мышления.

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления, которые и являются формами чувственного познания. Путем чувственного познания, отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие- форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета, или класса однородных предметов (трапеция).

Суждение - форма мышления, в котором что-либо утверждается и отрицается о предметах, их признаках и отношениях («наступила весна», и «прилетели грачи»).

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Пример: все металлы -простые вещества. Литий- металл. Литий простое вещество.

Первые 2 суждения называются посылками, третье суждение называется заключением.

Абстр. мышление является формой обобщенного отражения действительности.

С помощью форм чувственного познания мы познаем вещи и их свойства (видим, что цветок красный, слышим, что шумит море). Абстр. мышление позволяет нам из одних знаний получать другие (симптом-болезнь).

Обобщая полученные знания, люди посредством абстр. мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними.

Мышление - высшее проявление сознания. Сознание и абстр. мышление носит активный характер: познав объективные закономерности, человек, человек использует их в своих интересах. Активность мышления проявляется, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, в научной, художественной и другой фантазии. Абстр. мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека.

Таким образом, подведя итоги по выше сказанному следует отметить:

1. объектом изучениялогики является мышление

2. само мышление - очень сложный процесс и деятельность, которое присуще только человеку.

Логика - наука о законах и формах правильного мышления. Выясним, что понимается под логической формой и логическим законом

Будучи одинаковыми по своей логической структуре, гипотезы различаются по содержанию и выполняемым функциям.

По функциям в познавательном процессе различают следующие виды:

1) описательная гипотеза – это предположение о присущих объекту свойствах. Она отвечает на вопрос, что представляет собой данный объект или какими свойствами обладает данный объект. Например, гипотеза о том, какой будет Москва в XXII в.

Описательные гипотезы могут выдвигаться в целях выявления структуры объекта, описания механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, демографы обсуждают гипотезу, каким будет национальный состав России в ближайшем столетии, а социологи прогнозируют изменения функций семьи в ближайшие десятилетие.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого либо объекта. Например, гипотеза о существовании снежного человека или гипотеза существовании лохнесского чудовища;

2) объяснительная гипотеза – это гипотеза о причинах возникновения объекта исследования. Гипотезы этого рода должны ответить на вопросы: "Почему произошло данное событие?", "Каковы причины возникновения данного явления?".

Примерами таких предположений могут являться гипотезы о том, почему Янтарная комната до сих пор не найдена, почему вымерли мамонты.

В зависимости от объекта исследования различают следующие виды:

  • 1) общая гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Это фундамент построения основ любого научного знания. Они, обобщая различные научно-исследовательские программы, содержат в себе выдвижение предположений о связи между методологическими, теоретическими и фактическими основаниями этих программ. В этом выражается их синтетическая роль: единого теоретического основания для этих программ еще не создано, но предположение о нем может быть сформулировано. Проверка сводится в данном случае к фактическому подтверждению и поиску того понятийного аппарата, который бы ввел подтверждение в русло логического доказательства. Например, гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию;
  • 2) частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни. Например, гипотезы в области вирусологии являются частными, поскольку они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а зачастую даже не всех вирусов, а только ряда их разновидностей. Или другой пример, гипотеза, выдвигаемая о местонахождении библиотеки Ивана Грозного, или гипотеза о том, где может находиться Янтарная комната, вывезенная фашистами во время Второй мировой войны из Екатерининского дворца.

Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов, и если оно недоступно по каким-то причинам непосредственному восприятию или опытному познанию, то исследование этого явления принимает форму гипотезы.

Наряду с терминами "общая гипотеза" и "частная гипотеза" используется термин "рабочая гипотеза".

Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое на первых порах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальные объяснения.

Рабочая гипотеза позволяет группировать факты наблюдения; описывать явления; давать их сравнительную характеристику; сопоставлять их свойства; осуществлять попытку объяснения этих свойств; выдвигать предположения о том, каковы общие и специфические черты этих явлений.

Рабочая гипотеза – отправной пункт дальнейшего исследования. Она должна дать обоснование для обобщения и формулировки более общих гипотез. Судьба рабочей гипотезы двояка. Нс исключено, что она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Однако она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Наряду с понятием "гипотеза" в научном познании и в практике используется понятие "версия".

Версия – одна из возможных гипотез, объясняющих появление, форму осуществления, последствия того или иного факта, события, явления.

Версии, как и гипотезы, могут быть общими и частными.

Общая версия – это предположение, объясняющее явление в целом, все его грани и особенности. Например, общая версия в судопроизводстве – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на несколько взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какой вид преступления совершен? участники преступления? обстоятельства совершения преступления? где совершено преступление? когда совершено преступление? и т.д.

Частная версия это предположение об одной из граней, сторон, обстоятельств исследуемого явления, факта, события.

Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении интересующего явления или о месте нахождения лица, причастного к данному явлению; о мотивах совершения данного деяния и т.п.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом. Знания, полученные с помощью частных версий, могут выступать в качестве основы для построения общей версии. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий.

Кроме общих и частных гипотез, рабочих гипотез и версий можно выделить также особую группу – научные гипотезы.

Научная гипотеза – это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы

стать научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • 1) быть единственным аналогом объяснения данного процесса, явления;
  • 2) давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;
  • 3) быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Так, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов и явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, определяющую целый ряд направлений в физике.

Таким образом, гипотеза является формой развития научного знания. С точки зрения логической структуры, она не сводима к какой-то одной форме мышления, понятию, суждению, умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.

  • Правила деления
  • 1. Деление должно быть соразмерным.
  • 2. Деление должно производиться только по одному основанию.
  • 4. Деление должно быть непрерывным.
  • § 1. Суждение как форма мышления
  • § 2. Простые суждения
  • 3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
  • Классификация категорических суждений
  • § 4. Логические отношения между суждениями Простые суждения
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений I u о, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
  • 1. Эквивалентные - это суждения, которые принимают одни и те значения, т.Е. Одновременно являются либо истинными, либо ложными.
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений, кото­рые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одно­временно ложными.
  • 3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
  • § 2. Непосредственные умозаключения
  • 1. Превращение.
  • 2. Обращение.
  • 3. Противопоставление предикату.
  • § 4. Умозаключения из суждений с отношениями
  • §3. Простой категорический силлогизм Состав простого категорического силлогизма
  • § 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы
  • § 2. Разделительно-категорическое умозаключение
  • § 3. Условно-разделительное умозаключение
  • 1. Метод сходства
  • 2. Метод различия
  • 5. Метод остатков
  • § 2. Виды аналогии
  • § 3. Условия состоятельности выводов по аналогии
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
  • § 4. Способы доказательства гипотез
  • 1. Вывод из двух частных посылок.
  • 2. Вывод по 1-й фигуре, в которой большая посылка - частное суждение.
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

    Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

    характерные черты гипотезы:

    (1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

    (2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

    (3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

    Виды гипотез

    В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

    1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

    (1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

    Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

    (2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

    2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

    (1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

    (2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

    Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

    Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

    § 4. Способы доказательства гипотез

    Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    (2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами (рис. 52).

    Рис. 52

    В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.

    Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.

    Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по каче­ству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).

    Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются моду­сами простого категорического силлогизма.

    Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:

    АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,

    модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му прави­лу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общи­ми правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:

    1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ

    2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО

    3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ

    4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ

    Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма

    Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.

    Правила 1-й фигуры:

    1. Большая посылка - общее суждение.

    2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суж­дением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отри­цательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвер­дительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.

    Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распре­делен).

    Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показыва­ют, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицатель­ные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познаватель­ное значение и широкое применение в рассуждениях.

    1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаклю­чения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судеб­ной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явле­ний, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и дру­гие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.

    Например:

    Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)

    H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)

    Правила 2-й фигуры:

    1. Ббльшая посылка - общее суждение.

    2. Одна из посылок - отрицательное суждение.

    Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицатель­ным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.

    Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае преди­кат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.

    Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.

    2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдель­ный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подве­ден под общее положение. Этот случай исключается из числа пред­метов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава пре­ступления в данном конкретном случае, для опровержения положе­ний, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.

    Например:

    Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)

    H.(S) не является подстрекателем (Р)

    Правила 3-й фигуры:

    1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    2. Заключение - частное суждение.

    1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.

    Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, отно­сящихся к одному предмету. Например:

    Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач

    обнаружение следов преступления (Р)

    Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)

    Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)

    В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.

    4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Од­нако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характер­но для естественного процесса рассуждения. Например:

    Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)

    Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)

    Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)

    Такой ход рассуждения представляется в известной мере искус­ственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обыч­но по 1-й фигуре:

    Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____

    Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотрен­ное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, прави­ла и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.

    Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым прави­лам фигур.

    Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

    Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

    Типы гипотез

    Научные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях.

    Эмпирические - выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

    Виды гипотез

    Описательные, рассматриваются причины и возможные следствия; предположения о возможных свойствах, характере связи между элементами изучаемого объекта.

    Объяснительные, в них анализируются возможные следствия, исходящие из причин.

    По уровню анализа:

    Теоретические;

    Статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;

    Эмпирические – описывают характер взаимосвязи эмпирических признаков.

    По отношению к задачам:

    Основные – раскрывают основные связи между объектом;

    Второстепенные.

    По степени научной обоснованности:

    Рабочие – служат в качестве исходных предположений;

    Первичные – выдвигаются на начальных этапах исследования;

    Вторичные – выдвигаются на основе проверки первичных.

    Варианты экспериментальных гипотез

    Контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

    Третья конкурирующая – гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

    Точная – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

    Гипотеза о максимальной величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимаетmax(min) значение.

    Гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного изменения зависимой переменной с постепенным изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

    Гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы может быть использован факторный эксперимент, но вторая независимая является при этом контрольной;

    Комбинированная – предположение об отношениях между определенным сочетанием двух независимых переменных, с одной стороны, и зависимой с другой; проверяется в факторном эксперименте.

    Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

    В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпири­ческие предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

    Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодо­ления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инст­рументом совершенствования теоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Фейерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается). Напомню, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опроверже­ния гипотезы в следующем исследовании.

    Нас интересует второй тип гипотез - предположения, выдвигаемые для реше­ния проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. Гипотезы пер­вого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обо­снованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип - научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнару­женных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основан­ные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание - в интуиции исследователя: «А почему бы не так?» Третий тип - эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотноситель­но какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Класси­ческим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же - для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора). Вместе с тем основная особенность любых экспери­ментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще го­воря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содер­жанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:

    А) явления;

    Б) связи между явлениями;

    В) причинной связи между явлениями.

    Проверка гипотез типа А - попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.

    Эти гипотезы проверяются в ходе измери­тельного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между про­цессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных пере­менных.

    Исследователи различают научные и статистические гипотезы.

    Научные гипоте­зы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипо­теза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернатив­ной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй- о принятии утверждения Н0 - об отсутствии различий [Гласс Дж., Стенли Дж., 1976].

    После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные ста­тистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регист­рируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр ха­рактеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, из­менчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

    Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а ста­тистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество стати­стических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения ос­новной - экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза - первична, статистическая - вторична.

    Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео­ретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

    Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наибо­лее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя - «генератора идей».

    Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непосредственно прове­рить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выво­дятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содер­жательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро­ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее част­ные следствия не подтверждаются в эксперименте.

    Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны:

    гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.