В науке, следственной практике, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предложения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.
I. Гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях, каких- либо явлений или событий природы, общества и мышления.
Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке.
Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.
· Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека.
Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. В случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.
· Частная гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.
Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества. Среди множества проблем, связанных с подготовкой длительных космических полетов, наиболее серьезной и наименее решенной, как отмечают, является проблема сосуществования человека с вирусами в замкнутом пространстве кораблей. Поэтому очень важным аспектом биологических работ является исследование в области вирусологии; и превращение гипотез в научно обоснованные теории будет иметь большое научное и практическое значение.
Гипотезы в области вирусологии мы называем частными, а не общими, потому что они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов - вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.
· Единичная гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений.
Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства общей, частной или единичной гипотезы людей строят рабочие гипотезы , т.е.предположения, выдвигаемые чаще всего в начале исследования явления и не ставящие еще задачу выяснения его причин или закономерностей. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную систему результатов наблюдения и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления. Работа академика И.П.Павлова ярко характеризует способы и цели построения рабочей гипотезы.
В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями. Версии бывают общие, объясняющие все преступление в целом; частные, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления; и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников и т.д.
Способы подтверждения гипотез
1. Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления, или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления.
2. Основной способ подтверждения гипотез- выведение следствий и их верификация.
В процессе верификации большая роль принадлежит экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности недорого.
Указанные 2 способа являются прямыми способами превращение гипотезы в достоверное знание.
3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после его заключения об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно - категорическое умозаключение.
Итак, гипотеза является формой развития и естественных, и общественных наук.
Дедуктивные умозаключения. Непрямые (косвенные) выводы. Их виды
К ним относятся:
· Рассуждения по правилу введения импликации;
· Сведение к абсурду;
· Рассуждение «от противного» (противоречащего)
1. Рассуждения по правилу введения импликации. Правило вывода сформулировано так:
Данное правило читается так: «Если из посылок гамма (г) и посылки а выводится заключение в, то из а следует в». Это правило вывода имеет и другое название: «теорема о дедукции». Здесь «г» может быть и пустым множеством посылок. Пример рассуждения студента. Пусть «Г» содержит следующие посылки:
· Я сдал экзамен на отлично
· Я сдал экзамен по педагогике на отлично
· Я сдал экзамен по математике на отлично
Заключение в означает: «я получу повышенную стипендию». То, что записано над чертой, будет содержательно прочитано так: «если я сдал экзамены по педагогике, математике, логике на «отлично» и успешно выполнил всю порученную мне общественную работу, то из этого следует последует заключение: « я получу повышенную стипендию». То, что записано под чертой, можно прочитать так: «я сдал экзамены по педагогике, логике и математике на «отлично»:- заключение: «если я успешно выполню всю порученную мне общественную работу, то я получу повышенную стипендию».
2. Правило сведения к абсурду. Это правило иначе называется правилом введения отрицания. Г,а/-в;а/-в
Читается так: « если из посылок Г и посылки а выводится противоречие, т е в и не в, то из «одних Г выводится отрицание а». метод сведения к абсурду широко применяется в мышлении, как в научном так и в обыденном.
В классической 2-х значной логике метод сведения к абсурду выражается в виде формулы: а=а-F, где F, -противоречие или ложь. Эта формула говорит о том, что суждение а надо отрицать (ложным) если из а вытекает противоречие.
3.рассуждение от противного. Доказательство «от противного» применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства. Методом «от противного» нередко доказываются математические теоремы.
Итак, мы рассмотрели правила непрямых выводов и убедились, что они широко применяются в мышлении.
Термин «логика» происходит от греческого слова, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность»
Используется как для
· Обозначения совокупности правил, которым подчиняется мышление, которое отражает действительность
· Так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется
· Для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
Мышление изучается не только логикой, но и ряд других наук: психология кибернетика, педагогика и др. при том каждая наука изучает мышление в определенном аспекте. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира,исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой.
Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики и процесса познания. Познание есть диалектический процесс отражения действительности в сознании людей возникающий и развивающийся на основе общественно- исторической практики. («разбирать каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным»).
Познание осуществляется в 2-х основных формах:
1. в форме чувственного познания
2. в форме абстрактного мышления.
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления, которые и являются формами чувственного познания. Путем чувственного познания, отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие- форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета, или класса однородных предметов (трапеция).
Суждение - форма мышления, в котором что-либо утверждается и отрицается о предметах, их признаках и отношениях («наступила весна», и «прилетели грачи»).
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Пример: все металлы -простые вещества. Литий- металл. Литий простое вещество.
Первые 2 суждения называются посылками, третье суждение называется заключением.
Абстр. мышление является формой обобщенного отражения действительности.
С помощью форм чувственного познания мы познаем вещи и их свойства (видим, что цветок красный, слышим, что шумит море). Абстр. мышление позволяет нам из одних знаний получать другие (симптом-болезнь).
Обобщая полученные знания, люди посредством абстр. мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними.
Мышление - высшее проявление сознания. Сознание и абстр. мышление носит активный характер: познав объективные закономерности, человек, человек использует их в своих интересах. Активность мышления проявляется, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, в научной, художественной и другой фантазии. Абстр. мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека.
Таким образом, подведя итоги по выше сказанному следует отметить:
1. объектом изучениялогики является мышление
2. само мышление - очень сложный процесс и деятельность, которое присуще только человеку.
Логика - наука о законах и формах правильного мышления. Выясним, что понимается под логической формой и логическим законом
Будучи одинаковыми по своей логической структуре, гипотезы различаются по содержанию и выполняемым функциям.
По функциям в познавательном процессе различают следующие виды:
1) описательная гипотеза – это предположение о присущих объекту свойствах. Она отвечает на вопрос, что представляет собой данный объект или какими свойствами обладает данный объект. Например, гипотеза о том, какой будет Москва в XXII в.
Описательные гипотезы могут выдвигаться в целях выявления структуры объекта, описания механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, демографы обсуждают гипотезу, каким будет национальный состав России в ближайшем столетии, а социологи прогнозируют изменения функций семьи в ближайшие десятилетие.
Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого либо объекта. Например, гипотеза о существовании снежного человека или гипотеза существовании лохнесского чудовища;
2) объяснительная гипотеза – это гипотеза о причинах возникновения объекта исследования. Гипотезы этого рода должны ответить на вопросы: "Почему произошло данное событие?", "Каковы причины возникновения данного явления?".
Примерами таких предположений могут являться гипотезы о том, почему Янтарная комната до сих пор не найдена, почему вымерли мамонты.
В зависимости от объекта исследования различают следующие виды:
- 1) общая гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Это фундамент построения основ любого научного знания. Они, обобщая различные научно-исследовательские программы, содержат в себе выдвижение предположений о связи между методологическими, теоретическими и фактическими основаниями этих программ. В этом выражается их синтетическая роль: единого теоретического основания для этих программ еще не создано, но предположение о нем может быть сформулировано. Проверка сводится в данном случае к фактическому подтверждению и поиску того понятийного аппарата, который бы ввел подтверждение в русло логического доказательства. Например, гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию;
- 2) частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни. Например, гипотезы в области вирусологии являются частными, поскольку они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а зачастую даже не всех вирусов, а только ряда их разновидностей. Или другой пример, гипотеза, выдвигаемая о местонахождении библиотеки Ивана Грозного, или гипотеза о том, где может находиться Янтарная комната, вывезенная фашистами во время Второй мировой войны из Екатерининского дворца.
Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов, и если оно недоступно по каким-то причинам непосредственному восприятию или опытному познанию, то исследование этого явления принимает форму гипотезы.
Наряду с терминами "общая гипотеза" и "частная гипотеза" используется термин "рабочая гипотеза".
Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое на первых порах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальные объяснения.
Рабочая гипотеза позволяет группировать факты наблюдения; описывать явления; давать их сравнительную характеристику; сопоставлять их свойства; осуществлять попытку объяснения этих свойств; выдвигать предположения о том, каковы общие и специфические черты этих явлений.
Рабочая гипотеза – отправной пункт дальнейшего исследования. Она должна дать обоснование для обобщения и формулировки более общих гипотез. Судьба рабочей гипотезы двояка. Нс исключено, что она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Однако она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.
Наряду с понятием "гипотеза" в научном познании и в практике используется понятие "версия".
Версия – одна из возможных гипотез, объясняющих появление, форму осуществления, последствия того или иного факта, события, явления.
Версии, как и гипотезы, могут быть общими и частными.
Общая версия – это предположение, объясняющее явление в целом, все его грани и особенности. Например, общая версия в судопроизводстве – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на несколько взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какой вид преступления совершен? участники преступления? обстоятельства совершения преступления? где совершено преступление? когда совершено преступление? и т.д.
Частная версия – это предположение об одной из граней, сторон, обстоятельств исследуемого явления, факта, события.
Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении интересующего явления или о месте нахождения лица, причастного к данному явлению; о мотивах совершения данного деяния и т.п.
Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом. Знания, полученные с помощью частных версий, могут выступать в качестве основы для построения общей версии. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий.
Кроме общих и частных гипотез, рабочих гипотез и версий можно выделить также особую группу – научные гипотезы.
Научная гипотеза – это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы
стать научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
- 1) быть единственным аналогом объяснения данного процесса, явления;
- 2) давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;
- 3) быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.
Так, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов и явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, определяющую целый ряд направлений в физике.
Таким образом, гипотеза является формой развития научного знания. С точки зрения логической структуры, она не сводима к какой-то одной форме мышления, понятию, суждению, умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.
§ 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
характерные черты гипотезы:
(1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний.
(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений.
(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.
Виды гипотез
В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1)описательные и (2)объяснительные.
(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:
Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроцедурных особенностей его деятельности, определенияфункциональных характеристик объекта.
(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.
2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.
(1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.
(2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.
Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин«рабочая гипотеза».
Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
§ 4. Способы доказательства гипотез
Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
(2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.
Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения и исключения всех ложных версии, на основании чего утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
В посылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые называют фигурами (рис. 52).
Рис. 52
В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылках.
Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъекта в меньшей посылке.
Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по качеству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).
Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются модусами простого категорического силлогизма.
Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:
АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,
модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му правилу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общими правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:
1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ
2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО
3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ
4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ
Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма
Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.
Правила 1-й фигуры:
1. Большая посылка - общее суждение.
2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.
Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суждением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отрицательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвердительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.
Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распределен).
Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показывают, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познавательное значение и широкое применение в рассуждениях.
1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаключения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судебной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явлений, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и другие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.
Например:
Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)
H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)
Правила 2-й фигуры:
1. Ббльшая посылка - общее суждение.
2. Одна из посылок - отрицательное суждение.
Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицательным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.
Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае предикат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.
Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.
2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдельный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подведен под общее положение. Этот случай исключается из числа предметов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава преступления в данном конкретном случае, для опровержения положений, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.
Например:
Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)
H.(S) не является подстрекателем (Р)
Правила 3-й фигуры:
1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.
2. Заключение - частное суждение.
1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.
Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, относящихся к одному предмету. Например:
Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач
обнаружение следов преступления (Р)
Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)
Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)
В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.
4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Однако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характерно для естественного процесса рассуждения. Например:
Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)
Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)
Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)
Такой ход рассуждения представляется в известной мере искусственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обычно по 1-й фигуре:
Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)
Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____
Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)
Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, правила и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.
Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым правилам фигур.
Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Типы гипотез
Научные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях.
Эмпирические - выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.
Виды гипотез
Описательные, рассматриваются причины и возможные следствия; предположения о возможных свойствах, характере связи между элементами изучаемого объекта.
Объяснительные, в них анализируются возможные следствия, исходящие из причин.
По уровню анализа:
Теоретические;
Статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;
Эмпирические – описывают характер взаимосвязи эмпирических признаков.
По отношению к задачам:
Основные – раскрывают основные связи между объектом;
Второстепенные.
По степени научной обоснованности:
Рабочие – служат в качестве исходных предположений;
Первичные – выдвигаются на начальных этапах исследования;
Вторичные – выдвигаются на основе проверки первичных.
Варианты экспериментальных гипотез
Контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;
Третья конкурирующая – гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;
Точная – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
Гипотеза о максимальной величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимаетmax(min) значение.
Гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного изменения зависимой переменной с постепенным изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;
Гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы может быть использован факторный эксперимент, но вторая независимая является при этом контрольной;
Комбинированная – предположение об отношениях между определенным сочетанием двух независимых переменных, с одной стороны, и зависимой с другой; проверяется в факторном эксперименте.
Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.
Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Фейерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается). Напомню, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.
Нас интересует второй тип гипотез - предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип - научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание - в интуиции исследователя: «А почему бы не так?» Третий тип - эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же - для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора). Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления;
Б) связи между явлениями;
В) причинной связи между явлениями.
Проверка гипотез типа А - попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.
Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Исследователи различают научные и статистические гипотезы.
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй- о принятии утверждения Н0 - об отсутствии различий [Гласс Дж., Стенли Дж., 1976].
После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.
Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной - экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза - первична, статистическая - вторична.
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя - «генератора идей».
Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны:
гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.