Проект концепции развития педагогического образования. Концепция педагогического образования

Транскрипт

1 Концепция поддержки развития педагогического образования Введение Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов. Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 педагогических, в 2012 году- 167 вузов, в том числе 48 - собственно педагогических. План приема на обучение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации по УГС «Образование и педагогика» в 2012 году составлял более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим образованием в 2012 году - 133,1 тысячи специалистов. Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки

2 неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных 42,86%. В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники. При этом значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу (рис.1). Рисунок 1. Динамика изменения ориентации на работу в школе студентов педагогических вузов (в %, 2007 год) 1. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.), поэтому можно выделить три группы проблем, решение которых является предметом рассмотрения Концепции: 1 В. Собкин, О. Ткаченко, Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы, РАО, Москва, 2007

3 проблемы входа в профессию, к которым можно отнести: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования. проблемы подготовки, к которым можно отнести: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы), слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах проблемы удержания в профессии, к которым можно отнести: отсутствие прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям. Основная цель программы состоит в повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования и преодоление «двойного негативного отбора». Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно:

4 повышение качества обучения студентов, получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий); построение образовательных программ педагогического бакалавриата как профилизации «универсального бакалавриата»; изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования, практическая подготовка, усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся, за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства. Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования; повышение эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования; разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание

5 общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ. В ходе реализации Концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки, в качестве ключевых элементов которой могут быть названы: 1. Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. 2. Прикладной педагогический бакалавриат, как основная модель подготовки педагогических кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций СПО и школ, программа которого предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент. 3. Программы педагогической подготовки для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности. 4. Универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату Liberal Arts) в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе к результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки. 5. Магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования. 6. Практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании. 7. Введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта педагога, упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество подготовки. Общественнопрофессиональная аккредитация основных образовательных программ

6 подготовки педагогических кадров на основе результатов независимого квалификационного экзамена выпускников таких программ. 8. Сопровождение начинающих педагогов, обеспечивающее их профессиональное сопровождение и профессиональное развитие. 9. Система стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих студентов (в том числе школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений. Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику) студентов непедагогических вузов (в том числе органами управления образованием и учреждениями общего образования. Создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств. 10. Самостоятельная педагогическая деятельность студентовпрактикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю. Реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько этапов: В гг. Реализация пилотных проектов в вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы. В гг.

7 Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы. Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий. Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ. В «дорожную карту» реализации Концепции предлагается включить следующие мероприятия: гг. 1. Разработка и проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования. 2. Разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным трудоустройством. 3. Организация методической поддержки разработки и реализации программ развития педагогических вузов и их филиалов, имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного мониторинга. 4. Разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат), магистратуру (включая профессиональную магистратуру) и аспирантуру. 5. Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы

8 практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. 6. Разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т.ч. выпускников) на работу в сфере общего образования, а также для использования разработанных моделей при аттестации педагогов. 7. Конкурсная поддержка организации региональных школьноуниверситетских партнерств и другие формы сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров. 8. Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с профессиональным стандартом педагога. 9. Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в течение первых трех лет работы. 10. Реализация пилотных проектов в вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии гг. 11. Проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования и результатов трудоустройства выпускников педагогических программ. 12. Разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских университетов, трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования. 13. Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и

9 повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям. 14. Реализация моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования, с обязательной интернатурой и гарантированным трудоустройством. 15. Открытие сетевых гибких программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника, с обязательной практикой в общеобразовательной организации, для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки. 16. Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при аттестации. 17. Доработка профессионального стандарта учителя с учетом возможного использования при проектировании образовательных программ педагогической подготовки, при проведении аттестации, отражение в нем возможных вариантов развития педагогической карьеры в сфере общего образования. 18. Проведение конкурса пилотных площадок для отработки новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы «педагогической интернатуры». 19. Проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку доклада о состоянии педагогического образования. 20. Создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе результатов пилотных проектов. 21. Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы.

10 22. Реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического образования. 23. Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения) или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагогипсихологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.). 24. Разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре. 25. Разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей: при работе с младшим возрастом не ниже бакалавра, при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями (психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т.п.) не ниже магистра.


ПРОГРАММА кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Иванова Владимира Николаевича Приоритетом государственной политики в сфере образования

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ Представляем для общественного обсуждения разработку концептуальных основ совершенствования и развития педагогического образования в России, выполненную на основе результатов исследований

ПРОЕКТ Концепция развития педагогического образования Костромской области до 2020 года Концепция развития педагогического образования Костромской области является стратегическим документом, определяющим

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Органы государственной власти субъектов Российской

Модернизация образовательных стандартов и прикладной бакалавриат Основные направления государственной политики в сфере образования в последние годы разработка и внедрение ФГОС, обеспечивающих большую гибкость

Основные подходы к модернизации педагогического образования России В.А. Болотов г. www.hse.ru 1 Цели программы модернизации (2014 г.): «Изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы

Программа модернизации педагогического образования в РФ: основные идеи, результаты и перспективы реализации. Алтыникова Н.В., к.пед.наук, проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВПО «НГПУ» (по материалам

Модернизация педагогического образования: новые модели подготовки и повышения квалификации педагогов Герасёв А.Д., ректор ФГБОУ ВПО «НГПУ» Модернизация педагогического образования в РФ Впервые: профессиональный

Золотарева Н.М., Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО г. Москва 24 ноября 2015 г. Общее количество педагогических работников 207 тыс. человек: Преподавателей

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б. Соболев ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Резолюция Всероссийского форума педагогических колледжей 12 13 ноября 2015 года Москва 12-13 ноября 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией образования

Проект Предложения по обновлению педагогического образования для общеобразовательной школы Настоящие предложения подготовлены экспертной группой Минобрнауки России по выработке комплекса мер по модернизации

План работы ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» на 2016-2017 учебный год Черняховск 2016 План работы ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» на 2016-2017 учебный год: - утвержден на заседании ученого совета

2 Важным для развития и интеграции в международную библиотечную сеть стал переход на современное программное обеспечение. Автоматизированная система «Руслан» поддерживает большинство современных библиотечно-информационных

Системные результаты и эффекты проекта «Модернизация системы педагогического образования России»: академический бакалавриат, исследовательская магистратура, 2014-15 гг. Анатолий Каспржак Институт образования

1 предоставляемых услуг и эффективностью деятельности руководителя структурных подразделений: информационное и мониторинговое сопровождение со стороны административно-правового управления и управления

Проект «МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. КРАСНОЯРСКА» Валерий Анатольевич Ковалевский, доктор медицинских наук, профессор, и.о. ректора Красноярского государственного

Основные тренды в области ВО Сентябрь 2013 А.Б.Соболев Программные документы Указы Президента РФ от 07 мая 2012 Закон об образовании в РФ Программа «Развитие образования» на 2014-2020 (ГПРО РФ) Программа

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2013 г. N 1426-р 1. Утвердить план реализации в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов программы Российской Федерации "Развитие " на 2013-2020 годы. 2. Минобрнауки России

Приложение к постановлению администрации МР «Усть-Куломский» от 29 декабря 2017 года 2375 П Л А Н мероприятий («дорожная карта») по кадровому обеспечению отрасли «Образование» в МО МР «Усть-Куломский»

Модель подготовки педагогических кадров в контексте модернизации педагогического образования в Российской Федерации Алтыникова Н.В., к.пед.наук, проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВПО «НГПУ» Модернизация

Публичная декларация целей и задач министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на 2016 год ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ 1. К 2018 году средняя заработная

УДК 378:7 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА КАК СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2015 О.П. Шабанова 1, М.Н. Шабанова 2 1 докт. пед. наук, профессор кафедры художественного образования и истории

УТВЕР] Заместител! Правительства РоМмйбкрй Фёд^га^ии годец "28 "мая 2014 г. З241п-П8 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Настоящая

«Утверждено» Ученым советом МГИМО (У) МИД России Председатель Совета Ректор А.В. Торкунов Протокол 12/09 от «17» марта 2009 г. ПОЛОЖЕНИЕ о магистерской подготовке (магистратуре) в МГИМО (У) МИД России

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональный стандарт педагога-психолога: итоги апробации и приоритеты применения» Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный

О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами Левитская Алина Афакоевна Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания,

Порядок внедрения профессионального стандарта «Педагог» в Красноярском крае. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального

Компетентностная модель проектирования и апробации основной профессиональной образовательной программы «Педагог-исследователь (методист)» Никитина Э.К., руководитель Департамента педагогики ИППО МГПУ Основные

Министерство и науки Республики Казахстан Модернизация педагогического Республики Казахстан Астана 2015 год Цель и задачи модернизации педагогического Цель Повышение качества педагогического Республики

«Новые кадры московского образования» Механизмы развития кадрового потенциала сферы образования столицы. Москва быстро развивающийся, динамично живущий город, привлекающий инновации и реализующий их в

Тета, которые будут составлять диссертационную комиссию. Как правило, диссертационная комиссия включает научного руководителя докторанта, штатного преподавателя кафедры или факультета и ещё одного преподавателя

Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Техникум строительства и городского

Приложение 1 к Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года Современное состояние системы начального профессионального и среднего профессионального

МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ Валерий Анатольевич Ковалевский, д.м.н., профессор и.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

21.02.2012 г. Столичное образование: итоги 2011 года; задачи и ожидаемые результаты на 2012 год. Доклад министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины Предпосылки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Кандалакшский индустриальный колледж»

Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края О задачах по развитию среднего профессионального образования Батютина Наталья Анатольевна, начальник отдела 16 января 2019 года

У ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2013 г. 1426-р МОСКВА 1. Утвердить план в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов программы Российской "Развитие " на 2013-2020.

НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Реализация подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «Армавирского государственного педагогического университета» Галустова

ПРОГРАММА кандидата на должность ректора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Зимина Алексея Александровича Рязань, 2016 Видение РГУ имени С.А. Есенина: ведущий классический университет,

Проект КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации 1. Общие положения Концепция развития инклюзивного

Стратегия формирования и проблемы развития регионального социально-педагогического кластера: система взаимодействия «вуз колледж» А.А. Фёдоров, ректор, Москва, 2015-06-18 1 ФЦПРО 2016 2020: стратегемы

РЕЗОЛЮЦИЯ областного совещания работников образования «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Саратовской области» г. Саратов 18 августа 2009 г. Обсудив

Нормативный правовой контекст развития среднего профессионального образования Федеральный закон от 29.12.2012 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» Закон Тверской области от 17.07.2013 60-ЗО «О

Психологическая наука и образование Psychological Science & Education 2014. Т. 19. 3. C. 5 10 2014, vol. 19, no. 3, pp. 5 10 ISSN: 1814-2052 ISSN: 1814-2052 ISSN: 2311-7273 (online) I SSN: 2311-7273 (online)

Современные формы подготовки по рабочим специальностям и специалистов среднего звена: дуальное образование Системный проект АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных

Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Иркутской области Цель и задачи программы

Система непрерывного педагогического образования И. В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования «Комплексная программа повышения профессионального

«Разработка моделей целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки»» Г.А.Папуткова, д.п.н., проф., проректор НГПУ им.к.минина 22.06.2017 г. 1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

Дошкольное образование Доступность и качество Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж»

Волжский муниципальный Вестник 2 (316) 13 января 2015 г. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ - внедрение механизмов с руководителями дошкольного в части установления

Минобрнауки России Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Золотарева Н.М. Стратегия развития системы профессионального образования Российской Федерации 22

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») Утверждена 27.09.2011 г. Финансирование 1,5 трл. руб. Москва

Приложение 1 к Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы Целевые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Целевые индикаторы

Организация методического сопровождения реализации ФГОС СПО (практика по ТОП-50 в ФУМО УГС «Электроника, радиотехника и системы связи») Бозрова И.Г., заместитель директора по ОУП ГБПОУ "Колледж связи 54"

Стратегические векторы развития МБИ до 2020 г. 15 декабря 2014 Общие положения Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Международный банковский институт» (АНО ВПО «МБИ»)

Российская Федерация Р е с п ублика ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 февраля 2015 года 39-П г. Петрозаводск О внесении изменений в постановление Правительства от 20 июня

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В.Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Тема: «Педагог Открытой школы» Цель: обеспечение условий для развития кадрового потенциала региональной системы образования. Суть проекта взращивание (подготовка) педагогов и руководителей, готовых к деятельности

Содержание: Преамбула 3 Состояние и основные направления перехода на уровневую 3 систему подготовки в Российской Федерации Состояние уровневой подготовки в университете. Внутренние и 6 внешние вызовы Цели

РЕЗОЛЮЦИЯ Проект ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

Доклад заместителя Председателя Правительства Республики Комиминистра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальи Михальченковой «О подготовке кадров в системе профессионального образования

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 февраля 2013 г. N 55-рп ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 20 г. ПАСПОРТ федерального проекта «Учитель будущего» 1. Основные положения

Концепция развития образования является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны. Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику. В соответствии с настоящей Концепцией разрабатывается План мероприятий по ее реализации. Образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - современный педагог, компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности.

Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, в них воспитание человека и гражданина - по сути, и есть главная цель школы. Эта же цель отражена и в «Законе об образовании», где в первом же абзаце сказано, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Однако на практике об этом чаще всего забывают и на первое место ставят предметные успехи. Школа оценивается по тому, как она обучает физике, химии, иностранным языкам и т.д. И очень редко (практически никогда) она оцениваться по тому, что дала детям в духовном и нравственном становлении, какого она воспитала человека и гражданина.

Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа, в ходе которого фиксируются основные цели, условия воспитания, его механизмы и пр. Вместе с тем понятно, что современное воспитание менее всего способно адекватно отражать в себе постоянно меняющиеся условия жизни, и в настоящее время предлагает больше вопросов, чем может дать конкретных ответов в соответствии с теми или иными современными требованиями жизни.

Немаловажную роль играет само определение понятия воспитания. Анализ концепций воспитания, созданных в последние годы, показал, что большинство из них рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. При этом акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью конкретных психолого-педагогических средств. Стержнем современных школьных концепций воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Хотя здесь имеется достаточно большой разброс в определении того, что воспитывается - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность, направленность на успех и т. д.

Из текстов концепций видно, что большинство авторов разделяет задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности. Наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями концепций являются следующие:

  • - реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
  • - создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
  • - всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • - социализация личности гражданина страны;
  • - формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
  • - становление социально активной жизнестойкой личности;
  • - формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
  • - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
  • - возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. образовательные концепции воспитание учитель

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно-ориентированные компетенции.

Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью - педагогической реальностью. Объектом его профессиональной деятельности является целостный педагогический процесс, следовательно, учитель новой формации должен уметь действовать в системе «человек - человек» («педагог - учащийся»). Чрезвычайно важно, осознание учителем роли гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, вытекающего из современных теоретических исследований - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Переход на 12-летнюю модель обучения требует от современного учителя инновационного, творческого типа мышления, характеризующегося созданием объективно нового продукта и возникновением новообразований в ходе самой деятельности.

Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что учитель должен:

  • 1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);
  • 2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе - педагогического;
  • 3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку учителя.

Список литературы:

  • 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
  • 2. Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года.
  • 3. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.
  • 4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.
  • 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000

Сегодня общественность страны обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Это первый, очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает Минобрнауки РФ.

Редакция «АО» предложила представителям вузов и учреждений ДПО, реализующих программы подготовки и переподготовки педагогов, ответить на ряд вопросов.

  1. Какова ваша оценка проекта документа? Необходимы ли доработка и уточнение отдельных его положений?
  2. Какие меры, по вашему мнению, будут способствовать повышению социального статуса учителя и престижа его профессии в обществе?
  3. Близка ли вам точка зрения: не только обучение, но и воспитание должно быть целью работы преподавателя? Какими нравственными качествами должен обладать педагог нового времени?

- (1) Разработка новых подходов к развитию педагогического образования - своевременный ответ на реалии жизни.

Концепция предполагает подготовку носителей новой идеологии и технологии. По сути, это педагоги-профессионалы, мировоззрение которых становится точкой опоры и механизмом трансформации в образовании. На наш взгляд, подготовка таких профессионалов предполагает усиление не только их прикладной, практической направленности. Создавать интеллектуальный потенциал общества в лице сегодняшних учеников может педагог, который обладает культурой мышления, ценностным отношением к учению как образу жизни. Профессионализм такого уровня формируется в процессе освоения фундаментальных научных дисциплин. В проекте концепции говорится о широкой общегуманитарной подготовке бакалавров первых двух курсов, после завершения которой, избрав педагогическую специализацию, они направляются на продолжительную практику в школу. Насколько реалистично ожидать качественно новой идеологии и технологии от человека, который, покинув стены школы, едва войдя в пространство научного знания, тут же вернулся в мировоззренческое русло своих вчерашних школьных наставников?

- (2) Профессионал, результатом деятельности которого является рост интеллектуального потенциала страны, заслуживает самого высокого материального вознаграждения и общественного признания. Нужны гранты, направленные на поддержку стажировок, повышения квалификации, переподготовки педагогов. Большое значение для закрепления учителей в регионах имеет обеспечение их семей жильем, социальными льготами. Считаю важным вернуться к славной российской традиции - отношению к специалистам сферы образования как к педагогической интеллигенции, носителям культуры и просвещения.

- (3) Обществом ставится перед педагогом очень ёмкая задача - способствовать развитию интеллекта, личности, мировоззрения молодого поколения. Нравственные качества профессионала подобного уровня неоспоримо высоки. Ценностное отношение к своей работе, желание действовать на благо общества и светлого будущего своих учеников, оптимизм - вот некоторые штрихи к портрету настоящего педагога.

- (1) Несомненным достоинством обсуждаемого документа является то, что в нем заявлена позиция Минобрнауки РФ по вопросам реформирования системы педагогического образования. Позитивным моментом считаем акцентуацию педагогических вузов на практической работе, организуемой совместно с колледжами и школами. Авторами документа предложены разнообразные варианты дифференциации программ бакалавриата и магистратуры, что также немаловажно.

Вместе с тем ряд позиций проекта не вполне прояснен. Из поля зрения выпала самая главная ступень образования - дошкольное детство. Проблемы, поднятые как стержневые, касаются только процесса профессиональной подготовки педагогов, но не затрагивают формирования образовательного пространства и самого процесса сопровождения подготовки педагогических кадров. Не вполне понятны критерии и содержание вводимого универсального бакалавриата, не прописана возможность повышения квалификации самих работников высшей школы.

Проект концепции нуждается во всестороннем профессиональном обсуждении, серьезной экспертизе и доработке.

- (2) Большинство проблем в системе образования носит не педагогический, а социальный характер. Их практическое решение связано не только с педагогическими инновациями, но и с изменением целого ряда условий, одно из которых - повышение социального статуса педагога и уровня его жизни.

Большинство педагогов подчеркивает, что укрепление их профессионального статуса зависит не столько от материальных ресурсов, сколько от переориентации информационной среды на позитивный образ учителя.

- (3) Уверены, целью работы любого из преподавателей российских вузов является не просто обучение студента современным инновационным технологиям, но, в первую очередь, воспитание полноценной гармоничной личности, гражданина-патриота своей страны. Поэтому на педагогические вузы ложится особая миссия - формирование современной педагогической элиты. Общество заинтересовано в новом педагоге, который отчетливо видит смысл и цель своей деятельности, ориентирован на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучающихся.

- (1) Проект концепции является своевременным документом. Система образования в целом и подготовка педагогических кадров в частности за последнее время претерпели существенные изменения: переход на уровневую систему подготовки, изменение перечня педагогических образовательных программ, модернизация содержания и технологий обучения. Это объективно приводит к необходимости решения проблем по всей линии педагогического фронта.

Однако отдельные положения концепции требуют доработки и уточнения. В новом законе об образовании определен особый статус педагогических работников в обществе. Следовательно, и система их подготовки, и условия реализации образовательных программ должны быть специфическими. Это касается, в том числе, и особого статуса педагогических вузов. Поддерживая в целом идею нелинейности траекторий обучения, считаем, что основой содержания качественной подготовки педагогов должны стать специализированные педагогические программы, предполагающие комплексную фундаментальную предметную, психолого-педагогическую и информационную подготовку. Следует акцентировать перечень ключевых проектов, способных выступить в качестве точек роста, обеспечивающих реальную модернизацию содержания и технологий педагогического образования. Важно комплексное решение проблем отбора абитуриентов, мотивированных к педагогическому труду.

- (2) Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя позиционируется как одна из самых почетных и ответственных. С другой - ее социальная привлекательность и престижность за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня.

Проблему следует решать комплексно - путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, образовательных организаций высшего образования, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Необходима реализация системы сопровождения студента в период обучения в колледже или вузе, осуществление материального стимулирования, оказание комплексной (организационно-методической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов. Только согласованные действия позволят решить проблему «двойного негативного отбора» и обеспечить приток в образовательные организации грамотных, инициативных, инновационно мыслящих молодых учителей.

- (3) Воспитательная функция современного педагога неотделима от обучающей и развивающей. Сегодня учитель должен быть личностью, носителем нравственных идеалов, примером доброты, чуткости, справедливости, патриотизма. К сожалению, эти существенные обстоятельства не в полной мере учтены в проекте концепции, рассматривающей педагогическое образование несколько сужено - как услугу, в которой доминируют категории качества, стандарты профессиональной деятельности, сертификация. Такой подход может оказать существенное негативное влияние на качество профессиональной подготовки учителя и результаты его педагогического труда.

- (1) Позитивным является сам факт появления проекта концепции. Это свидетельствует об актуализации проблем педагогического образования.

Перечень проблем, решение которых является предметом рассмотрения документа, на наш взгляд, можно дополнить. В раздел «проблемы входа в профессию» можно внести:

  • недостаточный и зачастую низкий уровень освещения в СМИ функций и особенностей педагогической профессии;
  • отсутствие системы поддержки педагогических династий;
  • недостаточность федеральных целевых программ, решающих системные проблемы в образовании.

В раздел «проблемы подготовки» добавить:

  • отсутствие комплексов учебных заведений, в состав которых входят педагогический институт с аспирантурой, а также школа с дошкольным, начальным, средним и старшим уровнями образования;
  • отсутствие взаимодействия студентов отечественных педагогических вузов со студентами зарубежных вузов, готовящих учителей.

Раздел «проблемы удержания в профессии» дополнить такими позициями, как:

  • упрощение процедуры аттестации учителей (только соответствие высшей квалификационной категории должно оцениваться независимыми экспертами, всем другим - самим образовательным учреждением);
  • федеральные целевые программы, решающие вопросы жилья для учителей, учебно-методической, материальной, информационной, технической оснащенности педагогической деятельности.

- (2) К таким мерам можно отнести ежегодное проведение съездов учителей на федеральном и региональных уровнях; запрет на учебную нагрузку, превышающую норму одной ставки, - при сохранении требования к размеру заработной платы учителя как среднему по экономике в регионе; введение школьной формы учителя; реализацию федеральных целевых программ «Жилье учителю» и «Кабинет учителя».

- (3) Нравственные качества педагога нового времени, несомненно, будут связаны с социальными, политическими и экономическими отношениями в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Однако есть непреходящие педагогические ценности, которые должны служить ориентирами для всех, кто выбрал профессию учителя. Это, прежде всего, педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере в силы и возможности каждого ребенка, и профессиональная честь педагога.

В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.

При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
  • развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
  • реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.

Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.

Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
  • внедрение новых ФГОС ДО;
  • создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
  • повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.

За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.

Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
  • модернизация нормативно-методической базы;
  • распространение на все регионы лучших практик работы.

Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.

Создание сети школ , реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:

  • создание не менее 200 инновационных школ;
  • отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
  • поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
  • создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.

Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
  • создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
  • создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
  • реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
  • реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.

Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности , выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:

  • развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
  • реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
  • совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
  • разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.

Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:

  • реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
  • создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
  • модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
  • формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
  • создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.

По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:

  • мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
  • сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
  • переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.

В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.

Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).

В документе указаны основные риски по реализации Программы :

  1. Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
  2. Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
  3. Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).

Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.




Система педагогического образования Профориентация и допрофессиональная подготовка через систему педагогических классов, авторских профориентационных лагерей, проведение олимпиад по педагогике и психологии, дней открытых дверей профессиональных учебных заведений, приглашение учащихся старших классов для участия в мероприятиях Костромского государственного университета в рамках внеаудиторной деятельности, участие студентов в профориентационной работе в школе. Подготовка учителей в учреждениях среднего профессионального образования (ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области», ОГБОПОУ «Галичский педагогический колледж Костромской области»). Подготовка учителей на педагогических специальностях и за счет дополнительного к высшему профессиональному образованию на классических университетских специальностях в ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Повышение квалификации педагогов и профессиональная переподготовка (ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»). Послевузовское педагогическое образование в аспирантуре и докторантуре» ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова».


Проблемы Низкая мотивация на педагогические профессии Слабо работает существующая система целевых договоров на подготовку педагогов Затруднена адаптация студентов к требованиям, предъявляемым на начальном этапе профессионального образования Существуют проблемы в профессиональном образовании (переход на ФГОС, недостаточная реализация деятельностного подхода…) Слабо функционирует система привлечения, закрепления, профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов Отсутствует системное взаимодействие между заинтересованными организациями в качественном педагогическом образовании Нет обоснованного прогноза потребностей в педагогических кадрах в области Нет серьезного анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием.






Ключевые заинтересованные стороны государство, осуществляющее нормативно-правовое регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования и государственный заказ на подготовку специалистов; региональные и муниципальные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое и организационное регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования на региональном и муниципальном уровнях и формирующие региональный (муниципальный) заказ на подготовку специалистов; учреждения социальной и образовательной сферы, выступающие работодателями и заказчиками выпускников, а также потенциально другие институциональные учреждения, куда может трудоустроиться выпускник педагогического направления в соответствии с полученной специализацией; школьники, абитуриенты, их родители; обучающиеся по программам допрофессиональной подготовки, всех форм и уровней профессионального образования, программам повышения квалификации и переподготовки; сотрудники образовательных организаций; общественные объединения и организации, включая социальные группы, творческие союзы, научные учреждения и т.п., заинтересованные в социальном партнерстве.


Основные направления и механизмы развития педагогического образования Обеспечение успешного входа в профессию Разработка и реализация программы профессиональной ориентации на педагогические профессии Разработка системы поддержки и нормативно-правового обеспечения деятельности педагогических и психолого-педагогических классов в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, на базе организаций среднего профессионального образования и КГУ им. Н.А.Некрасова Развитие системы целевой контрактной подготовки учителей на программах бакалавриата и магистратуры за счет средств федерального и регионального бюджетов. Создание региональной системы стимулов для поступления на педагогические направления подготовки выпускников школ с результатами ЕГЭ выше средних по региону. Разработка способов учета личных достижений школьников при поступлении на педагогические направления подготовки. Развитие системы профессиональной переподготовки, подготовки в магистратуре специалистов различных направлений для работы в образовательных организациях для обеспечения многоканального входа в педагогическую профессию специалистов различных направлений. Создание проекта, направленного на формирование уважительного общественного мнения о педагогической профессии с использованием возможностей средств массовой информации региона, общественных, образовательных организаций.


Педагогические классы нормативное обеспечение деятельности классов допрофессиональной подготовки; поддержка педагогов, работающих в педагогических классах; поддержка системы подготовки педагогов, их методического сопровождения и координации деятельности педагогических классов в рамках договоров о сотрудничестве: педагогический класс – педагогический колледж – университет; проведение областной олимпиады для учащихся педагогических классов




Повышение качества подготовки кадров в профессиональных учебных заведения Разработка и внедрение образовательных программ педагогического образования разного уровня в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога. Приведение системы педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования. Создание системы многовекторной траектории обучения и гибких программ педагогической подготовки для разных категорий обучающихся. Организация педагогический подготовки студентов непедагогических направлений, развитие системы подготовки заинтересованных специалистов в рамках магистерских программ и программ профессиональной переподготовки. Изменение содержания программ, технологий обучения и воспитания педагогических кадров для усиления мотивационной, практической, технологической подготовки будущих педагогов. Формирование системы стажировок студентов в образовательных организациях и материального стимулирования их работы. Разработка проектов сетевого педагогического образования с участием учреждений профобразования, базовых общеобразовательных организаций, школ- партнеров и базовых кафедр педагогической направленности в школах. Формирование практики поиска, отбора и поддержки одаренных студентов, ориентированных на работу в образовательных организациях. Создание системы общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ педагогического образования различных уровней. Согласование образовательных программ профессиональной подготовки учителей с работодателями.


Удержание в профессии Содействие в трудоустройстве выпускников педагогических направлений подготовки. Внедрение системы корпоративного сопровождения профессионального развития молодых учителей. Разработка системы стимулирования молодых педагогов с целью закрепления их в образовательных организациях. Создание системы независимой профессиональной сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.


Научно-исследовательская и организационная деятельность Проведение анализа потребности региона в педагогических кадрах до 2020 года и формирование регионального заказа на подготовку педагогических кадров. Создание единой региональной информационной базы, системы тематических Интернет-ресурсов регионального и муниципальных уровней в сфере мониторинга и поддержки профессионального образования. Формирование и систематическое обновление открытого банка профилей педагогических профессий и должностей. Проведение анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием. Выявление основных факторов, негативно влияющих на результативность педагогического образования (проведение научно обоснованного исследования состояния педагогического образования в регионе). Разработка компетентностной модели педагога, востребованного в образовательных организациях региона. Определение функций ключевых заинтересованных сторон в качественном педагогическом образовании. Разработка системной модели регионального педагогического образования. Описание элементов и этапов непрерывного педагогического образования включая допрофессиональное, профессиональное дополнительное образование. Разработка системы взаимодействия департамента образования и науки Костромской области, муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, педагогических колледжей, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» для реализации согласованных действий в системе подготовки педагогических кадров (разработка системы нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, определяющих зоны ответственности и структуру взаимодействия). Разработка дорожных карт реализации концепции.


Ключевыми элементами изменений педагогического образования являются: мотивация (профориентация, отбор лучших, восстановление положительного образа Учителя, стимулы); образовательные программы (ФГОС, Профессиональный стандарт педагога, гибкие образовательные маршруты); технологии обучения (деятельностные, практико ориентированные, индивидуализированные); практики (базовые школы, школы-партнеры, стажировочные площадки, базовые кафедры); проекты (проектная деятельность, внедрение, экспертиза); среда (инновационная инфраструктура и социальные инициативы, корпоративное сопровождение); допуск (профессиональный экзамен и сертификация); результат (предметные и надпредметные компетенции, педагог-универсал, закрепление в профессии).


Предполагаемые результаты реализации Концепции Построение инновационной системной модели педагогического образования со следующими характеристиками: конкурентноспособное, нелинейное, многовекторное и многоканальное, открытое, индивидуализированное, компетентностное, деятельностное, практикоориентированное. Определение структуры, содержания взаимодействия и функций ключевых заинтересованных сторон системы непрерывного педагогического образования в регионе. Этапное создание элементов системы непрерывного педагогического образования на основе взаимодействия ключевых заинтересованных сторон. Поддержка инициатив, связанных с реализацией инновационных программ педагогического образования. Подготовка компетентных педагогических кадров, их трудоустройство и закрепление в образовательных организациях региона. 100% кадровое обеспечение системы общего образования педагогическими работниками, получившими педагогическое образование или прошедшими переподготовку, повышение квалификации по данному направлению в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.