Исследование РБК: сколько стоил сирийский поход «Адмирала Кузнецова. Готовимся? Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" идет к берегам Сирии В бой идут «Адмиралы»

Для подведения итогов первого в истории российского ВМФ боевого похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» к берегам Сирии с применением палубной авиации по целям террористов есть по меньшей мере два повода.

6 января начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов сообщил, что Россия приступает к сокращению группировки в Сирии. Первыми зону конфликта покидают «Адмирал Кузнецов» с кораблями и судами сопровождения Северного флота. 15 января, когда авианосец еще находился в Восточном Средиземноморье, исполнилось три месяца с начала похода.

О составе авиакрыла крейсера ничего официально не сообщалось. Однако сосчитать самолеты и вертолеты на его борту оказалось возможным по видеоматериалам, снятым как российскими журналистами, так и западными операторами, главным образом военными.

Крыло облегченного состава

Как и предсказывал «ВПК» («МиГ с гаком»), «Кузнецов» вышел в поход с авиакрылом очень облегченного состава. На борт приняли 10 истребителей Су-33 из «старого» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) морской авиации Северного флота (из них восемь были модернизированы, получив возможность наносить удары по наземным и надводным целям) и всего четыре машины из недавно сформированного 100-го ОКИАП: три истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также 18 вертолетов различных типов. По неподтвержденным официально данным, строевых МиГов было всего три, четвертый принадлежал корпорации «МиГ» и был испытательным. Таким образом, подтвердилось, что «сидящий» в Ейске 100-й ОКИАП фактически оказался неготовым к походу.

Как тут не вспомнить должностных лиц, обещавших министру обороны, что строящийся в Ейске наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный (НИТКА) будет готов к концу 2016 года. Такого доклада до сих пор не сделано. В то же время незаслуженно обижен вниманием аналогичный комплекс в крымских Саках. Кто мешал готовить на нем пилотов 100-го ОКИАП даже в период, когда авианосец шел к берегам Сирии? Ведь они могли перелететь на борт позднее уже освоенным маршрутом над Каспием, Ираном и Ираком.

Самолеты 279-го ОКИАП прибыли на авианосец в июле после прохождения подготовки на комплексе в Саках. Там, по официальным данным, отрабатывали необходимые навыки всего семь летчиков на МиГах, в том числе трое строевых из «сотки». Злые языки говорили, что это были комполка и два комэска, остальные – гражданские испытатели из корпорации «МиГ» и военные из морской авиации. Почему в это время 100-й ОКИАП оставался в Ейске – вопрос.

15 октября корабельная ударная группа (КУГ) Северного флота в составе ТАКР «Петр Великий», ТАВКР «Адмирал Кузнецов», двух больших противолодочных кораблей и судов обеспечения вышла в море. По логике ее должны были сопровождать одна-две многоцелевые АПЛ, но о них никогда не сообщается – «закон жанра».

По данным ВМС Норвегии, уже 18 октября начались тренировочные полеты истребителей Су-33 с борта авианосца над северо-восточной частью Атлантики. Российская сторона в полном соответствии с международными правилами уведомила о проведении 19–21 октября летных учений над международными водами Атлантики близ юго-запада Норвегии. 21 октября КУГ вошла в Ла-Манш, при этом на палубе авианосца всегда находилось дежурное звено из двух истребителей. К 27 октября корабли Северного флота преодолели Гибралтар и вошли в Средиземное море. С 27 по 29 октября КУГ пополнила все запасы с судов обеспечения.

1 ноября возобновились полеты самолетов Су-33 и МиГ-29КР с борта авианосца, на сей раз над Средиземным морем. Все действия российской КУГ проходили под пристальным вниманием базовой патрульной авиации НАТО, а также кораблей альянса.

Заинтересованные страны были заранее проинформированы о намерении провести 9 ноября учения наших палубников к юго-востоку от острова Родос. В извещении говорилось, что полеты авиации ВМФ России будут проходить согласно заявленным координатам в греческой зоне управления воздушным движением (УВД) над международными водами Восточного Средиземноморья и в связи с этим изменяются шесть авиатрасс для гражданских воздушных судов. Боевые самолеты должны были находиться в постоянном контакте с греческими диспетчерами центров УВД и летать с включенными транспондерами, подчеркивалось в документе. Аналогичные предупреждения выдавались на периоды с 10 по 15 и с 17 по 22 ноября.

9 ноября Минобороны РФ сообщило, что за КУГ попыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, предположительно «Валрус». 10 ноября, по заявлению Пентагона, российская палубная авиация начала совершать ознакомительные полеты над территорией Сирии, что означало – в дальнейшем она будет использована для боевого применения по целям террористических организаций. К этому времени вовсю развернулась битва за Восточный Алеппо.

Потери не боевые – от неумения

14 ноября Минобороны РФ признало факт потери истребителя МиГ-29КР. По официальным данным, он при заходе на посадку упал в море в нескольких километрах от авианосца. Летчик катапультировался и был подобран вертолетом поисково-спасательной службы. По одной из неофициальных версий, у истребителя попросту закончилось топливо, пока решали, куда его посадить, в то время как была возможность отправить его на авиабазу «Хмеймим». В итоге утопили исправный самолет.

15 ноября министр обороны объявил, что палубные истребители Су-33 начали летать с авианосца на боевое применение. Правда, не уточнил, с какого дня. Тогда же военное ведомство распространило видеоролик с кадрами взлета самолетов с боевой нагрузкой с палубы авианосца и их возвращения без боезапаса. Одновременно удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям террористов нанес фрегат «Адмирал Григорович» Черноморского флота. По данным МО РФ, самолеты Су-33 уничтожили в провинции Идлиб крупное бандформирование группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещенная в РФ).

26 ноября западные СМИ сообщили, что восемь Су-33 и два МиГ-29КР находятся на авиабазе «Хмеймим». Присутствие там только пары МиГов заставило предположить, что с оставшейся на корабле машиной не все в порядке. По версии источника «ВПК», она, возможно, была приведена в нелетное состояние при посадке на палубу еще до авиапроисшествия 14 ноября.

4 декабря показали работу с авианосца новейших разведывательно-ударных вертолетов Ка-52К «Катран», предназначавшихся ранее для «Мистралей». По оценкам СМИ, их на борту было четыре.

На следующий день Минобороны сообщило о падении в море при посадке на авианосец истребителя Су-33. Причиной, по версии ведомства, стал обрыв троса. Известно, однако, что с некоторых пор на корабле есть своего рода «черный ящик», контролирующий работу тормозных машинок – система «Топаз-М», записи с которой должна изучить госкомиссия. Кроме того, ведется видеофиксация каждого взлета и посадки. Поскольку есть и другая версия: летчик просто не попал на нужный курс, «Топаз-М» и система объективного видеоконтроля должны рассудить, кто прав.

В любом случае потеря самолетов двух типов по существующей практике должна была повлечь приостановку полетов остальных боевых машин до выяснения причин происшедшего.

Все точки над i расставят соответствующие комиссии Минобороны.

НИТКА преткновения

«Адмирал Кузнецов» не вполне оправдал свою миссию – 100-й ОКИАП, несмотря на реляции должностных лиц, и не по вине командования полка оказался не готов к решению задач по предназначению. Законный вопрос: ответит ли за это кто-нибудь?

По официальным данным Минобороны, за два месяца боевой работы в походе «Адмирала Кузнецова» летчики морской авиации выполнили 420 вылетов, из них 117 – ночью. Это означает (исходя из примерного состава авиакрыла), что на каждый из МиГов и Су (если речь шла только о них) пришлось от 30 до 40. При этом не уточнялось, сколько вылетов совершалось с палубы авианосца, а сколько с авиабазы «Хмеймим», откуда они также работали.

Неясно, вошли ли в указанную лукавую статистику вертолеты или речь идет только о самолетах. Скорее всего верно последнее, поскольку в результате поражены 1252 объекта террористов, что примерно соответствует числу поднимаемых самолетами этих типов авиационных боеприпасов, способных работать по земле. А может, правы американцы, сообщившие о 152 боевых эпизодах, когда самолеты работали с палубы?

В любом случае от похода авианосца есть положительный эффект. Палубники получили боевое крещение. Впервые отработана операция загрузки авиационного боезапаса в море.

Предполагается, что по возвращении в Североморск авианосец будет отправлен в ремонт и на модернизацию. Но куда и когда? Первый претендент на проведение работ – Объединенная судостроительная корпорация. На ее 35-м судоремонтном заводе (СРЗ – филиал центра судоремонта «Звездочка», входящего в состав ОСК) «Адмирал Кузнецов» готовился к дальнему походу. К маю в Мурманск обещают подогнать и док, способный принять авианосец. Но у ОСК внезапно появился «рыночный» конкурент в лице 82-го СРЗ. Его неоспоримое преимущество – наличие плавучего дока ПД-50, рассчитанного как раз на корабли класса «Адмирал Кузнецов». Так что борьба за контракт предстоит нешуточная.

Будем надеяться, что условия тендера Минобороны обеспечат конкуренцию. В любом случае бюрократические процедуры требуют времени, притом что на сами работы отводится два года. А это значит, авианосец не скоро вновь выйдет в Мировой океан и летчики 100-го ОКИАП «встанут на крыло». Хотя в небе над Сирией все они еще могли и должны были быть.

Возникает несколько вопросов. Выполнено ли обещание ввести в эксплуатацию НИТКА в Ейске? Если нет – где учить палубников? И как долго будет простаивать НИТКА в Саках, на котором командование авиации ВМФ России планирует выполнить модернизацию в 2017–2018 годах? Но 2017-й уже начался, а на объекте так и не появилась комиссия, которая определила бы объем работ, не назначены исполнители, не определены источники финансирования.

А ведь ответственным подрядчиком могла стать Объединенная судостроительная корпорация, эта задача ей вполне по силам. Да и о чем можно говорить, если почти за три года, как НИТКА в Крыму стал российским, в содержание полигона, по данным ветерана комплекса Александра Санникова, не вложено ни копейки. Пока НИТКА оставался украинским, такое положение дел было объяснимо. А сейчас? Разве такой судьбы для комплекса ждали?

Подпишитесь на нас

После сирийского похода флагман Северного флота встанет на капремонт и модернизацию с учетом критики потенциального противника

Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России . Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы - они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.

Кроме того, по словам представителей альянса, у России не хватает подготовленных пилотов, которые могут выполнять взлет-посадку на палубу авианосца. В результате эксперт WSJ Эрик Вертхайм делает вывод о том, что «российский флот не имел опыта участия в боевых действиях в последние годы. ...И флотилия российских военных кораблей в Средиземном море необходима для демонстрации силы в поддержку сирийского режима. Однако российская группировка также явно обозначила пределы использования военной силы».

В принципе, хотя заявления WSJ и звучат не слишком приятно для уха российского обывателя, тем более военного, во многом они справедливы. Хотя, после таких «открытий» сразу хочется спросить: ну и что? О проблемах нашего авианесущего крейсера «Кузнецов» известно всем и давным-давно, в том числе в НАТО. А вы, господа, не допускаете, что у российского Минобороны на данный момент есть свой, особый резон в необходимости его присутствии у берегов Сирии?

Причем, я не говорю о том, что заявлялось нашими военными официально: «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах мирового океана». Нахождение где-либо авиносной группировки любой из стран - всегда «обеспечение присутствия» и «демонстрация военной силы». Дело здесь может быть совсем в другом.

Во-первых, это - возможность в условиях реального похода потренировать летчиков выполнять взлет-посадку с корабельной палубы, отработать полеты над безориентирным морским пространством и многое другое, что не возможно сделать на земле. А во-вторых, - и это главное - в условиях боевых действий «протестировать» реальные возможности единственного российского авинесущего крейсера, с целью планов его дальнейшей модернизации, а так же перспектив развития (или напротив - не развития) авианосного флота в России.

Дело в том, что дискуссия – нужны нам авианосцы, или не нет – возникает в среде российских военных аналитиков с периодичностью раз в три-четыре года и затухает по мере изменения военно-политической ситуации в мире. В экспертных кругах на этот вопрос нет единого ответа. Одни доказывают: авианосцы жизненно необходимы для флота любой страны, которая считает себя великой державой. Другие говорят: время авианосцев ушло. Сейчас эпоха высокоточного оружия, которое можно размещать даже на небольших катерах.

К тому же авианосцы, кроме того, что сами имеют огромные размеры, так еще требуют для своей охраны и обслуживания большого количества кораблей обеспечения. На одном авианосце сосредоточено множество боевых самолетов, боеприпасов, авиационного топлива из-за чего он становится большой удобной мишенью - нельзя складывать такое количество яиц сразу в одну корзину.

Долгое время среди военных специалистов превалировала такая точка зрения: авианосцы – не самая необходимая вещь для обороны страны. Это – оружие нападения, но не защиты. Значит они нужны лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма, претендуя на роль участника военного конфликта вдали от своих собственных берегов. Россия – держава сухопутная, ее основные интересы сосредоточены внутри евразийского континента, нападать она ни на кого не собирается, а потому авианосные корабли для России – это скорее символ демонстрации мощи державы, ее военных амбиций. А так как стоит этот символ крайне дорого, наличие его в системе вооружений не обязательно. (Для понимания: американский авианосец «Джеральд Форд» стоил порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов его авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый).

При этом США сегодня имеют более десятка авианосцев, каждый из которых размером с небольшой город. Потому Штаты способны одновременно развернуть в различных точках мирового океана 6-7 и более авианосных ударных группировок (АУГ), а мы со всех свои флотов наскребаем лишь одну, так как у России один авианосец, да и тот наполовину крейсер.

Этот факт у ряда российски политиков и военных обычно вызывает острое воспаление чувства патриотизма. В этом случае вполне здравый довод – Россия ни на кого нападать не собирается, и к роли мирового жандарма не стремиться, так зачем ей авианосцы – сразу вдруг перестает работать. Буквально пару лет назад среди военных в очередной раз вспыхнули жаркие споры. Некоторые адмиралы предлагали вместо 10 запланированных атомных подводных ракетных крейсеров за те же деньги построить пять авианосцев – по одному каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для них взять из состава ВВС, как они утверждали, «без ущерба для боевой готовности».

Однако, предлагавшие все это, видимо забыли, что корабли такого класса у нас раньше строились только в Николаеве, на Украине. Если пытаться строить их в Северодвинске на «Севмаше», то это значит парализовать выполнение всех остальных заказов на десятки лет. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва уместится корпус одного авианосца.

Другая проблема, с которой придется столкнуться – авиационная группировка. Те, кто предлагал вместо 10 подлодок сделать 5 авианосцев должны учитывать, что укомплектовать собрать сразу пять полков палубной авиации – такая задача оказалась непосильной даже мощному советскому ОПК.

К примеру, техпаспорт авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» устанавливал, что на нем могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) (которых там никогда не было, так как их производство было остановлено, а вся документация по «вертикалкам» в смутные 90-е продана американцам) и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имелось 24 самолета Су-33 (Су-27К) (к концу 2005 года их оставалось 22: один был потерян в катастрофе в июне 1996-го, другой – в катастрофе в сентябре 2005-го). Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре гораздо меньше самолетов. Сейчас ситуация не улучшилась.

Не выдерживало критики и предложение пересадить летчиков ВВС на палубные самолеты. Любой военный знает, что палубный летчик – это штучный специалист. В России их меньше, чем космонавтов. Подготовка и поддержание их летных навыков стоит очень дорого и требует дорогой учебной инфраструктуры на берегу, которой у России долгое время не было, и ее приходилось арендовать в тогда еще украинском Крыму.

Так что вопросов относительно того, иметь, или не не иметь в составе ВМФ авианосцы, очень много и по сей день. Вполне возможно, что на большую часть из них будет получен ответ после того, как корабли российской АУГ в Средиземном море выполнят поставленные ей задачи и вернутся в порты приписки. Итоги этого похода наверняка будут тщательно проанализированы с учетом приоритетов развития концепции дальнейшего строительства российского флота, особенно авианосного.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны у России не было своих авианосцев. А после ее окончания в качестве трофея СССР достался недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» и линейный крейсер «Зейдлиц», который тоже был в стадии переоборудования в авианосец. Главком ВМФ Кузнецов просил тогда Сталина завершить работы и принять их на вооружение. Но Сталин отказал – помешали амбиции победителя. «Цеппелин» использовали как мишень и потопили на Балтике, а «Зейдлиц» разрезали на металл.

Только в 1953 году главком ВМФ Кузнецов наконец добился, чтобы началось проектирование авианосца, оснащенного палубными штурмовиками «Ту-91». Но в 1955 году затонул линкор «Новороссийск» и Хрущев уволил 52-летнего адмирала, наказав его не столько за гибель линкора, сколько за «авантюризм в программах строительства флота».

Под авантюризмом подразумевались именно авианосцы. Так как советская пропаганда клеймила их как оружие агрессии. Продолжалось это довольно долго. Только в 1968 году снова было принято решение об их строительстве, после чего появились наши первые авианесущие крейсеры: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Но все равно авианосцами их старались не называть. Во-первых, потому что это слово все еще вызывало стойкую аллергию. Во-вторых, в отличие от американских, на которых единственной ударной силой было авиакрыло более чем из 100 самолетов, наши корабли имели их порядка 30-40, зато были напичканы еще и ракетами, и зенитками, и противолодочным оружием, и торпедами… В-третьих, все они спускались на воду на Черном море - и обозначение «авианесущий крейсер» давало им возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход по которому авианосцам был запрещен по Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

К теме в очередной раз вернулись в 1982 году, и снова генералы попытались ее зарубить. Теперь им противостоял главком ВМФ Горшков:

Если на сухопутных театрах вы требуете истребительное прикрытие войск и их боевых порядков, то почему вы отказываете флоту иметь истребительное прикрытие своих кораблей? А как же нам его иметь, если не «возить» за собой? Мы считаем закономерным и необходимым строительство полноценных авианесущих кораблей, в чем наш флот и страна недопустимо отстали. Сколько можно спорить?!

Горшков тогда победил. Закрывая совещание, Устинов сказал: «Корабль будем строить». Этим кораблем стал «Адмирал Кузнецов».

Сначала его заложили как тяжелый авианесущий крейсер «Рига», затем, когда скончался генсек, переименовали в «Леонид Брежнев». Потом стали ругать брежневский застой - и кораблю дали имя «Тбилиси». А когда развалился Союз, его назвали «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Корабль спустили на воду в 1985-м, а приняли на вооружение в 1995 году. В декабре 1995-го он в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов.

При этом уже самый первый его поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами. В биографии флагмана российского ВМФ, к сожалению, было много аварийных ситуаций. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, а потому он чаще ремонтировался, чем ходил в море. К тому же, в качестве топлива «Кузнецов» использует мазут и объем его топливных резервуаров такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было дорогим удовольствием.

Такое удовольствие могла себе позволить только очень богатая страна. Так СССР когда-то имел на вооружении семь авианесущих кораблей. Но с упадком страны, ее авианосный флот тоже пришел в упадок. Денег на поддержание этих кораблей у реформаторов не нашлось. Корабли ржавели, их списывали, пускали на металлолом, или продавали.

Авианесущий крейсер «Новороссийск» в 90-х ушел на металлолом в Южную Корею. Китаю достались противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них был переоборудован в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. Такая же судьба ожидала ТАВКР «Варяг». Его в конце 90-х тоже продали в Китай, где, как утверждалось, его тоже хотели переделать в парк развлечений. Но потом выяснилось, что покупатели его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем «Ляонин».

Еще один ТАВКР «Адмирал Горшков» в 2013 году продали Индии. Долго переделывали под требования покупателя, испытывали и теперь в составе индийского флота он называется «Викрамадитья».

На сегодня единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по словам наших военных, нуждается в капремонте и серьезной модернизации. Возможно поэтому, находящийся сейчас у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» стал настоящим героем соцсетей. Фотоколлажи обильно дымящего крейсера обошли весь мир, дав блогерам повод поупражняться в остроумии.

Хотя, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. А своего последнего слова «Кузнецов», в том числе у берегов Сирии, еще не сказал. И тут напомню: когда на пресс-конференции в середине октября журналисты спросили Владимира Путина, означает ли отправка «Кузнецова» к берегам Сирии, подготовку некого решающего наступления на «твердыни террористов», Путин ответил: «Сейчас я вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнется…».

Так что гадать о том, какие конкретно боевые задачи, кроме официально заявленных, поставлены флагману Северного флота «Адмиралу Кузнецову»в нынешнем походе к берегам Сирии, расспрашивать военных бессмысленно - у них об таком говорить не принято. Одно известно точно: по возвращении из сирийского похода, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» ждет как минимум трехгодичная пауза – он будет поставлен на ремонт и модернизацию, начало которых, по информации Минобороны, запланировано уже на 2017 год.

РБК пытался подсчитать расходы на поход крейсера по , которая не учитывает регулярные выплаты, например зарплату военным, инфраструктурные затраты, поддержание и ремонт техники и иные постоянные статьи расходов, которые не связаны с военными операциями.

Боевые вылеты

Наибольшей «материальной ценностью» на борту «Адмирала Кузнецова» является его авиагруппа. По сведениям военного ведомства, на авианесущем крейсере находятся до 12 самолетов Су-27 и Су-33 и 24 вертолета Ка-27. Эти данные не учитывают использование истребителей МиГ-29 палубных модификаций К и КУБ, указывает военный эксперт Илья Крамник со ссылкой на источники в Минобороны. По его словам, в состав авиакрыла «Адмирала Кузнецова» входят четыре МиГ-29, 12 палубных истребителей Су-33, ударные вертолеты Ка-52К «Катран» (морская модификация Ка-52 «Аллигатор»), а также около десяти вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Официальных данных о фактическом составе авиагруппы на корабле Минобороны не сообщало.

По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, «летчики российской морской авиации за время операции в Сирии 420 боевых вылетов с кораблей авианесущей группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Генерал добавил, что 117 вылетов были совершены ночью.

Как сообщили РБК в Минобороны, в ходе операции палубная авиация поразила 1252 объекта террористов. Вертолеты, базирующиеся на корабле, совершили более 750 вылетов. Вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-52 выполняли поисково-спасательные, авиационно-транспортные и разведывательные задачи, уточнили в ведомстве. Новейшие боевые Ка-52 корабельной модификации, отметили в Минобороны, в боевых действиях не участвовали, а проводили испытательные полеты

Эксперты, опрошенные РБК, затруднились оценить стоимость боевого применения палубной авиации, поскольку неизвестны продолжительность и дальность полетов. Однако затраты на вылет палубного истребителя по расходу топлива и боеприпасов сопоставимы с использованием истребителя сухопутного базирования, рассказал РБК экс-командующий ВВС генерал армии Петр Дейнекин. С этим мнением согласен военный летчик, попросивший не называть его имени. «Сложности есть только для пилота», — рассказал собеседник РБК.

По словам главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, из-за ограничений взлетной полосы крейсера самолеты , что ограничивает радиус их применения. Таким образом, Су-33 и МиГ-29 могли совершать вылеты только в пределах ближнего радиуса. О боевом применении вертолетов военное ведомство не сообщало.

Стоимость 420 боевых вылетов палубной авиации составляет примерно 1,5 млрд руб. — по на каждый вылет, рассказывали ранее РБК военные эксперты. В Минобороны не смогли предоставить комментарий по этому вопросу.

Потерянные крылья

«Главное в этой операции — обучение летного состава, применение палубной авиации в реальной боевой обстановке», — оценивает результаты похода директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, полученный экипажами кораблей и летчиками в походе опыт полностью оправдывает любые затраченные на операцию средства.

С ним согласен военный эксперт Виктор Мураховский. По его мнению, перед корабельной группировкой в первую очередь стояла задача проверить боеспособность и эффективность авианосного крейсера в боевой обстановке. «Задача была выполнена успешна, нанесено несколько десятков ударов по объектам в Сирии», — резюмирует Мураховский. Он указывает, что сопутствующие потери соизмеримы с потерями американской палубной авиацией. «Оба самолета потеряны из-за неисправности техники, организационных проблем», — считает эксперт. Несмотря на это, настаивает Мураховский, опыт использования авиакрыла в бою оправдывает такие потери.

Общую стоимость похода авианесущей группы в Минобороны не раскрыли, ссылаясь на секретность этой информации.

"Интерфакс" | Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" Северного флота РФ в сопровождении боевых кораблей, как ожидается, в субботу отправится в дальний поход - в Средиземное море, сообщил "Интерфаксу" информированный источник. "Корабельная авианосная группа с крейсером "Адмирал Кузнецов" отправляется в дальний поход", - сказал он. Планируется, что "Адмирал Кузнецов" войдёт в состав постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море. Дальний поход единственного российского авианосца продлится 4-5 месяцев.

В составе авиакрыла "Адмирала Кузнецова" - новейшие истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также самолёты Су-33. Кроме того, для "Адмирала Кузнецова" готовили боевые вертолеты Ка-52К "Катран" (корабельная версия Ка-52 "Аллигатор"). В предыдущие годы авианосец несколько раз выполнял задачи в восточном Средиземноморье. Оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море насчитывает около 10 кораблей.

"Адмирал Кузнецов" был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в 1982 году. Корабль может нести свыше 50 летательных аппаратов. В составе его вооружения - также крылатые противокорабельные ракеты "Гранит", зенитный ракетный и ракетно-пушечный комплексы "Клинок" и "Каштан", автоматическая корабельная артиллерийская установка, а также система противолодочной обороны.

Россия значительно усиливает военное присутствие у берегов Сирии, направляя в Средиземное море "Адмирала Кузнецова", сообщил ранее "Интерфаксу" военный эксперт, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. "Впервые в истории новой России мы планируем применять палубную авиацию не в ходе учений, а в боевой обстановке", - сказал Л.Ивашов, в прошлом начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ. "Видимо, будут поднимать самолеты, и они будут выполнять какие-то задачи. Еще не было такого прецедента, чтобы корабельную авиацию использовали против берега", - сказал агентству бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко об авиакрыле "Адмирала Кузнецова".

На прошлой неделе стало известно, что малые ракетные корабли "Серпухов" и "Зеленый Дол" Черноморского флота, оснащенные крылатыми ракетами "Калибр", направлены на основе плановой ротации в состав постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море. Кроме того, состав соединения пополнил малый ракетный корабль Черноморского флота "Мираж" с крылатыми ракетами "Малахит". "Мираж" предназначен для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. 19 августа корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов" выполнили три пуска крылатых ракет "Калибр" из восточной части Средиземного моря по террористам на территории Сирии.

Интересный и весьма подробной обзор боевого похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии.

Праздник тщеславия: "Кузнецов" принял МиГи и бомбит ИГИЛ

.
Первая запись, касающаяся новой смешанной авиагруппы (с МиГами) в моём журнале датирована 16.05.2015 ( ссылка 1 ). Приурочена она была к крайней постановке авианосца в док (ПД-50) 82 СРЗ и носила, скорее, эмоциональный, нежели практический характер, ибо 14 МиГ-29К(УБ) уже были в наличии, чего нельзя было сказать о лётном опыте их пилотов, если не предположить, что пилотировать их будут лётчики-испытатели. Но мечта на то и мечта ...

1. "Кузнецов" и "Пётр Великий" на пути к Ла-Маншу, 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

Потом (как будто ради издёвки над общественным мнением) начались бесконечные "пойдёт ‒ не пойдёт" ссылка 2 , ссылка 3 ), и длилось это безобразие не менее полугода, хотя даже ёжику было понятно, что присутствие двух мощнейших кораблей ВМФ России (по косвенным данным ТАРКР "Пётр Великий" тоже собирался в поход) в точке Мирового океана, где решаются судьбы мира, жизненно необходимо как Российской Федерации, так и её Военно-морскому флоту. По мере сил обстановку нагнетали некоторые гости журнала, которые давали 99,99 % за то, что "Кузнецов" с МиГами в Сирию не пойдёт. Всё это время я бился головой в стену непонимания, пытаясь пробить её и доказать обратное.

В конце концов, здравый смысл восторжествовал.

В целом, наряду с предсказанием ракетных атак 3М14 из акватории Каспийского моря по территории Ближнего Востока (ссылка 4 ) и с борта ПЛБ "Ростов-на-Дону" по территории, контролируемой ИГИЛ (ссылка 5 ), с учётом состоявшейся БС КАГ "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море с МиГ-29К(УБ) на борту (пусть и с задержкой в 10 месяцев), включения в состав КАГ "Петра Великого" и "Североморска" (ссылка 6 ) и работы Су-33 по берегу (ссылка 7 ), мой статус "прорицателя" плавно перешёл из разряда "совпадение" в разряд "система". Как бы кто к этому не относился, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы напомнить о своих скромных достижениях тем, кто в курсе, и дать знать тем, кто не в курсе. Сейчас, когда я в очередной раз лишился стабильного дохода (проклятие, тяготеющее надо мной последние несколько лет), любая реклама (самореклама) будет совсем не лишней.

Smoke on the water

Шельмование "Кузнецова" западными СМИ сродни шельмованию Олимпиады в Сочи. Вот заголовок статьи из британской Daily Mail: It"s Putin"s Russian rustbucket! How the 30-year-old ageing aircraft carrier that sailed menacingly close to Britain is in a "very poor condition" and frequently plagued by breakdowns (ссылка 8 ) − "Это путинское русское ржавое корыто! О том, что 30-летний стареющий авианосец, который прошёл угрожающе близко от Британии, находится в "очень плохом состоянии" и часто страдает от поломок". И далее в тексте: Belching black smoke, the ageing aircraft carrier Admiral Kuznetsov sailed menacingly close to Britain yesterday in a provocative manoeuvre − " Изрыгая чёрный дым , стареющий авианосец "Адмирал Кузнецов" прошёл вчера угрожающе близко от Британии [рефрен] в провокационном манёвре".

"Кузнецову" вообще-то не 30, а 26 − цветущий возраст для авианосца, если за ним ухаживают. А за ним ухаживают − я не раз говорил, что он даже базируется в 35 судоремонтном заводе. А эти писатели из Daily Mail − они что, дефектоскопию проводили на предмет ржавчины? Это вряд ли. Что касается возраста, то в британском флоте есть ПЛАРБ S28 "Вэнгард", которой 23 года (невелика разница), есть 7 фрегатов типа 23 "Дюк" в возрасте от 22 до 25,5 года (тоже невелика), есть наконец четыре ПЛА типа "Трафальгар", самой младшей из которых 25 лет, самой старшей реально 30. Как там у них со ржавчиной?

Что касается дыма, то если бы в отечественных интернет-ресурсах не муссировали эту тему (невзначай подыгрывая нашим недоброжелателям), я бы даже не обратил на него внимания. У корабля не атомная и не газотурбинная, а самая что ни на есть котлотурбинная энергетическая установка, которая, хочешь не хочешь, временами будет выдавать радикальный чёрный дым. Но вот на первом фото, размещённом ниже, дым вполне приличной консистенции, на втором − да черноват, но не в этом главное. Главное в том, что в 35 СРЗ "Кузнецова" поставили на ход и он дошёл до Сирии, насколько известно, без единой поломки. У него вообще, кроме самой первой БС (23.12.95-22.03.96), с ГЭУ всё было более-менее в порядке.

Что касается "провокационного манёвра", то Ла-Манш является международными водами, хоть британцы и называют его English Channel. Нам что, из-за этого надо было идти огородами вокруг Ирландии. Шли бы они сами ...


2. " Изрыгая чёрный дым " :) "Кузнецов" проходит Ла-Манш (фото с dailymail.co.uk)

3. "Адмирал Кузнецов" на пути в Северное море (фото Dover Marina с dailymail.co.uk)

Су-33 в роли штурмовика

Официальных сообщений на сей счёт мне не попадалось, но хотелось бы верить (и я верю), что дела обстоят именно так, как утверждает коллега naval_flanker , а именно: перед походом часть Су-33 были оборудованы системой (специализированной вычислительной подсистемой) СВП-24-33 ("33" − моя фантазия, навеянная предыдущими модификациями, адаптированными к конкретным ЛА) производства компании "Гефест и Т" (г. Жуковский Московской обл.) (ссылка 9 с подачи balbesus ). Как вариант: использование "Гефеста" (неофициальное войсковое наименование модернизированного самолёта Су-24М) в качестве лидировщика, ведущего в плотном строю группу Су-33 без СВП.

О том, что Су-33 работают по берегу, стало ясно (в контексте) из видеорепортажа 15.11.2016 телеканала "Россия 1" о встрече ВВП с руководством ВС России. Шойгу тогда сказал: "Впервые в истории российского ВМФ... задействован ТАВКР "Адмирал Кузнецов", и сегодня с этого крейсера начали работать самолёты Су-33" (ссылка 10 ). Наконец, в том же репортаже (08:29) была показана приготовленная к подвеске фугасная авиабомба ФАБ-500, которая плохо подходит для "умной" СУВ МиГ-29К(УБ), предназначенной для управления высокоточным оружием, таким как КАБ-500, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-38 и, возможно, каким-то более современным.

Кроме того, 17.11.2016 официальный представитель Минобороны России генерал-майор И. Конашенков сообщил, что боевикам террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" нанесен серьёзный урон в ходе массированного огневого удара в минувший вторник (15.11). Как рассказал Конашенков, удар был нанесён палубными истребителями Су-33 из состава авиагруппы крейсера "Адмирал Кузнецов" (ссылка 11 ).

Наконец, в репортажах центральных телеканалов не раз говорилось об использовании вооружения с лазерным наведением Х-29Л, КАБ-500Л), которые могут использовать носители с простейшими коллиматорными прицелами для выдачи предварительного целеуказания при использовании наземной подсветки целей. Никакой ереси тут, вроде, нет − главное пустить ракету или сбросить бомбу в нужном направлении, а там она сама наведётся на отражённую от цели подсветку.


4. Фугасная авиабомба ФАБ-500 на палубе "Кузнецова" (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Небоевые потери

Потеря первого самолёта произошла при следующих обстоятельствах (в версии Газета.ru): "Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес по сравнению с Су-33, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвёт посадочные тросы аэрофинишёра... Это и произошло в ходе выполнения полётов 13 ноября 2016 года. В тот день с крейсера взлетело три МиГ-29К... Первый истребитель произвёл посадку без замечаний. Второй зацепился за второй трос аэрофинишёра, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвёртый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолёта. Некоторое время посадка самолётов на авианосец была в принципе невозможна. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29К. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишёров в порядок, руководитель полётов дал команду пилоту третьего самолёта уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолёта в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо... При этом за штурвалом машины находился опытнейший лётчик — начальник службы безопасности полётов авиации СФ" (ссылка 12 ).

Сколько именно времени потребовалось для приведения аэрофинишёров в порядок доподлинно неизвестно. Не исключено, что МиГ-29К в режиме ожидания полностью выработал аварийный остаток топлива, обеспечивающий повторный заход на посадку (предположим, что при выполнении полётного задания основной запас топлива был полностью израсходован). В этом случае мы имеем типичное чрезвычайное происшествие, вызванное отказом бортового оборудования БЧ-6.

Вторая потеря (Су-33, 05.12.2016, по другим данным − 03.12.2016) представляет из себя кальку с лётного происшествия 05.09.2005 (Су-33, б/н 82), когда самолёт совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишёра, лётчик убрал газ, в этот момент трос порвался, и самолёт медленно скатился по угловой палубе за борт.

С одной стороны − просто совпало, с другой − с аэрофинишёром надо что-то делать (будет сделано − не извольте беспокоиться). Главное, как верно отметил Д. Песков, что в обоих случаях лётчики остались живы и здоровы. Палубные лётчики − наш главный капитал на ТАВКР, а самолёты... Их у нас и без того избыточное количество − 20 Су-33 и 23 МиГ-29К(УБ) (итого 43 ), в то время как 11435 может принять максимум (в ангар и на палубу) 36 машин (ссылка 13 ). Переживём.

Представляет интерес материал РИА Новости, касающийся аварийности в ВМС США (ссылка 14 ). Он, конечно же, нуждается в доработке и корректировке (так заклинивание электроспуска "Вулкан-Фаланкса" с последующим расстрелом авиагруппы никак нельзя отнести к лётным происшествиям), но и без этого статья достаточно хороша.

Состав авиагруппы

Данные по самолётам − от коллеги Polikarpoff с forums.airforce.ru ( ссылка 15 ) и автора блога (в части подтверждения некоторых б/н), по вертолётам − от charly015 с подачи коллеги milinfolive (Военный Осведомитель) . Источники :

1 1-й канал Время 15.11.2016 youtube.com
2 ТВ Звезда 04.12.2016 tvzvezda.ru
3 Россия 1 Вести в 20:00 15.11.2016 vesti.ru
4 1-й канал Время 09.12.2016 tvtalkshow.ru
5 Сайт газеты ВС РФ "Красная звезда" 27.11.2016 (ссылка с подачи milinfolive )

Су-33 - 62 1 2 3 , 66 1 , 67 2 утрачен, 71 , 76 1 2 , 77 , 78 1 3 , 84 3 , 85 , 88 2
МиГ-29КУБ − 50? , 52 2
МиГ-29К − 41 , 47 2 , 49 4
Ка-52К 2? борта 5
Ка-27ПС − 52,55, 57,60; Ка-27ПЛ − 32; Ка-29 − 23, 75; Ка-31 − 90

Итого замечено : 10 Су-33 , 4-5 МиГ-29К(УБ) , 1-2 Ка-52К , 1 Ка-31 , 2 Ка-29 и 5 Ка-27 = 23-25 ЛА минус 2 утраченных = 21-23 ЛА.


5. Су-33. Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

6. МиГ-29К(УБ). Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Аккомпанемент

15.11.2016, когда самолёты и вертолёты из авиагруппы "Кузнецова" начали работать по берегу (информация из программы "Вести в 20:00" телеканала "Россия 1"), они оказались не единственными ангелами мести за злодеяния бандитского халифата на территории Сирии. СКР "Адмирал Григорович", головной корабль пр. 11356 для ЧФ, отстрелялся по крайней мере тремя ракетами 3М14 комплекса "Калибр-НК". Одновременно произошло ещё более удивительное событие − залп комплекса БРАВ "Бастион", вооружённого, казалось бы, противокорабельными ракетами "Оникс", по наземным целям.

Оказывается ещё в феврале я пропустил сообщение газеты "Известия", к публикациям которой отношусь критически (на сей раз придраться там практически не к чему), о том, что "Бастион" научили стрелять по суше за счёт дополнительных блоков в системе наведения, благодаря которым в дополнение к противокорабельному мы получили ещё и высокоточный наземный комплекс с точностью наведения в несколько метров (ссылка 16 ).

Воистину, наши ракетостроители творят чудеса ("Редут" − досадное исключение из правила).

Заключение

Подводить итоги БС "Кузнецова" ещё рано − она в самом разгаре. Однако я бесконечно рад, что боевая служба состоялась, и КАГ благополучно дошла до Сирии в столь представительном составе (впервые с 2005 г.). Стоит напомнить, что американские авианосцы редко имеют в охранении более 3-4 крейсеров и эсминцев, но куда их "Тикондерогам" и "Бёркам" до "Петра Великого" (и это ещё до модернизации, в ходе которой он должен получить 80 "Ониксов" и "Калибров" вместо 20 "Гранитов"). А шикарные дальнобойные БПК с дальностью действия ПЛУР в 50 км?! Жаль только, что КАГ у нас одна, но это дело поправимое.

Что касается роли ТАВКР в Битве за Сирию, то, как правильно заметил коллега Алексей Ермаков , подвижки в Алеппо начались после его прибытия на ТВД (ссылка 17 ). Не исключено, что у нас просто не хватало самолётов, чтобы предотвратить снабжение и попытки деблокирования Алеппского котла, а наращивать группировку обычным путём (через Иран и Ирак) было не с руки (вывели − так вывели). Прибытие морем значительного количества ударных самолётов (до двух эскадрилий) в данном случае стало выходом из затруднительного положения.

Главной же особенностью этой БС, без сомнения, является тот факт, что Россия наконец-то получила многоцелевой авианосец, главным и, наверное, единственным недостатком которого является отсутствие самолёта ДРЛО, которое, тем не менее, можно компенсировать дальним воздушным патрулём Су-33 − 2 часа патрулирования на расстоянии 250 км от корабля (А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея, 2003, стр. 89) с дальностью обнаружения АУГ противника 350 км (ссылка 18 ), итого 600 км, что очень близко к возможностям "Хокая".


7. Корабельная авианосная группа на пути к Ла-Маншу (не виден "Североморск"), 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

8. "Кузнецов" на пути к Ла-Маншу − чёрный дым?! , 20.10.2016 (фото AFP/Getty Images с dailymail.co.uk)

9. Ка-52К над палубой "Кузнецова" у берегов Сирии (скриншот из выпуска новостей ТВ "Звезда" от 04.12.2016)

10. "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

11. Номенклатура авиагруппы "Кузнецова"; 52 − это, конечно, перебор (максимум 46, либо вертолёты за счёт самолётов) ; перед фонарём Су-33 − оптико-локационная станция ОЛС-27К с красным защитным колпаком (как подсказывают коллеги , компьютерная графика , рендер из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

12. Залп "Григоровича" − корабль движется, интервалы между пусками неск. сек., поэтому кажется, что ракеты 3М14 были выпущены из трёх разных ПУ, в то время как на 11356 она одна (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

13. Чудо техники: ПКРК "Бастион" стреляет по берегу (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

14. Прямое попадание в объект военной инфраструктуры ИГИЛ (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

http://navy-korabel.livejournal.com/147183.html - цинк