Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы). Изучаем буквы в действии!: Буква Ш - занятие Обучение грамоте звук ш буква

Ирина Марикуц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»

План - конспект

занятия по обучению грамоте .

Подготовительная группа .

Тема :

Звук и буква “Ш” .

Цель : Закрепление правильного произношения звука “ш” в слогах , словах, фразах, связной речи.

Программное содержание :

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова , подбора слов к схемам, определения места звука в слове .

Закрепление понятий : звук , буква , слово, предложение.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов .

Совершенствование навыков чтения слов и предложений.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание интереса к родному языку, к нормам литературного произношения, воспитание языкового чутья.

Оборудование :

схемы, буквы , наборное полотно, таблица, карандаши, картинки, чистый лист.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов» .Дети подбирают слова на последний звук заданного слова .

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя »

Возьмите листочки и напишите в ряд буквы , с которых начинаются эти слова (Картинки :ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

Назовите буквы , которые вы написали.

Как считаете, какая буква лишняя и почему .

Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

Что вы слышите?

Какой звук слышится в шуме листьев?

С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука .

Произнесли звук тихо , громче, снова тихо.

Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки ? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук , который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод : Звук «ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

Найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой .

Чем отличается звук от буквы ? Звук «ш» обозначается буквой «ша» . Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш» .

Физминутка «Кузнечики» .

6. Звуковой анализ слова «шапка» .

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

Сколько звуков ?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук .

7. «Буквы заблудились »

Что можно составить из букв ? (слово)

Давайте из этих букв составим слово . А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

А что можно составить из слов?

Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф» .

А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу» .

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и» , а произносим звук «ы» . Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

А какое еще словосочетание пишется через «и» ? (жи)

Чтение слов.

Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее» ?

(Ветка, лиса, роза, лейка) . (Шнурок,штора, сани, шторм) .

11. Игра «Найди вторую половину слова»

Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия .

С какой буквой познакомились ? Что узнали о звуке «ш» ? Какое правило запомнили?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звук и буква Ш

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш] , буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш .

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  1. Орг.момент:

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– вы хотите все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II. 1. Введение в тему. (3 мин.)

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

2. Артикуляционная гимнастика. (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка», «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш . (2 мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами» . (2 мин)

Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги в теремках, а дети по очереди читают (ша, шу, шо) .

Молодцы, встаем в круг.

11.Физкультминутка « Мышонок» (2 мин.)

  1. Д/И «Телеграф» (3 мин)

На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, на столе стопка картинок.

Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам, где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в каждом слове и поместите картинки на нужную строчку. Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание, посмотрите мышонок принес разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие). Давайте мы по очереди возьмем волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III. Итог (1 мин)

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.


Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте

«Буква Ш,ш, звук [ ш ] .»

Учитель Журавлева О.Л.

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II .Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III .Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

зорька)

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу кА пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

Чай чу

IV .Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ ш ] .

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

(школа)

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Са ш а по ш ел в ш колу. Светило солны ш ко.Са ш а, как взрослый, вы ш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ ш ])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

О тветить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.


Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).

Демонстрационный материал: игрушка «Фотоаппарат», панно букв, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).

Раздаточный материал: кубики средней величины для конструирования, индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов; тетради в клетку, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Педагог. К нам в детский сад пришло письмо. Жители городка Буквинска обращаются к вам, ребята, с просьбой о помощи.

Педагог читает письмо:

Дорогие ребята, мы, жители Буквинска, просим помочь вас осуществить наши архитектурные планы по строительству букв-домов. Подскажите нам, пожалуйста, какие буквы можно сконструировать из двух деталей, а какие буквы – из трёх деталей? Сконструируйте буквы по вашему выбору, сфотографируйте получившиеся буквы-дома

и пришлите, пожалуйста, нам свои фото по почте.

Дети конструируют буквы из двух деталей («У», «О», «Э», «Т»), из трёх деталей («А», «Я», «Н», «К»).

Педагог фотографирует конструкции домов игрушечным фотоаппаратом.

2. Педагог. Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.

Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться

у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.

Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.

3. Педагог. Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке. Этот звук живёт в слове-отгадке такой загадки:

Зима ушла за тридевять земель.

Над лугом загудел мохнатый…(шмель).

(И. Гамазкова.)

С какого звука начинается слово шмель? (Со звука [ш].)

4. Артикуляция звука.

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка

за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.

Педагог даёт задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш].

Характеристика звука. Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.

Педагог. Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.

5. Звуко-буквенный анализ слова «шмель».

Дети обозначают звуки с помощью фишек.

6. Определение позиции звука [ш] в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.

Педагог демонстрирует картинки с изображением этих предметов.

7. Работа над слогом.

Ша – шо – шу, Шо – шу – ша Шу – ша – шо, Шо – шу – ша,

Я письмо пишу. Каша хороша. Всё будет хорошо. Шёл он не спеша.

8. Физкультминутка.

Шмель

На лужайке, на ромашке Я с ромашками дружу.

Шмель летал в цветной рубашке. Тихо по ветру качаюсь,

Шу-шу-шу-шу, жу-жу-жу, Низко-низко наклоняюсь.

9. Составление схемы предложения: «Шмель летал в цветной рубашке».

Педагог. Определите количество слов в предложении. Назовите первое слово.

Какое слово идёт потом. Изобразите графически схему предложения, обозначив слова

Короткими линиями, а предлог треугольником. Придумайте предложение со словом

«летал».

10. Слова-паронимы.

Педагог. Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но

Сначала предупредил своих друзей:

Я буду петь наоборот Вы можете похохотать

И веселить лесной народ. И ошибки исправлять.

С другом мы играли в чашки, Петухи, затеяв шпоры,

Пили чай из белой шашки. Грозно поднимают споры.

Вылезла из норки шишка, Мы с сестрой посуду шили

На неё упала мышка. И наряды куклам мыли.

А как правильно? А как правильно?

(И. Лопухина.)

11. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Темп произнесения

Предложения убыстряется только до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять

Фразу.

12. Знакомство с буквой.

Показ буквы, рассматривание её. Педагог читает при этом стишок:

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев.)

Размещение буквы на панно букв по адресу: второй

Этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Педагог. Найдите все буквы «Ш» в тетради и нарисуйте букву «Ш» по клеточкам.

Итог.

Педагог. С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового

Узнали про эту букву и звук?