Мероприятия для детей о георгиевской ленточке. Клубный час "георгиевская ленточка". Как появилась георгиевская лента

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Не за горами празднование Дня Победы. Многочисленные жители страны повесят георгиевские ленточки не только на грудь, но и на сумки, машины, и даже вплетут в волосы вместо лент. А вы в курсе, что означает георгиевская лента? Откуда она появилась, обозначение полос и расцветки? Вот об этом я сегодня и хочу вам рассказать.

Как появилась георгиевская лента

История ее появления начинается еще в 18 веке. Национальными цветами Российской Империи считались белый, оранжевый (желтый), черный. Этими оттенками был украшен Герб страны. 26.11.1769 г. Екатериной II был установлен орден Святого Георгия Победоносца. В его состав входила лента, получившая наименование «Георгиевская» в честь этого ордена, который жаловали за военные заслуги генералам и офицерам.

В 1807 году утвердили еще одну медаль – знак заслуги Военного Ордена. Эта награда также была посвящена святому Георгию Победоносцу. Неофициальное название – Георгиевский Крест. С 1913 года унтер-офицеров и солдат удостаивали Георгиевской медалью.

Все эти награды получали вместе с Георгиевской ленточкой. Если по каким-либо обстоятельствам кавалеру не вручали орден, он получал Георгиевскую ленточку.

В начале 19 века появляются Георгиевские штандарты. После того, как в 1813 году Морской Гвардейский экипаж получил эту награду, моряки принялись носить Георгиевскую ленточку на своих головных уборах. За отличия ленты жаловали целым воинским подразделениям по постановлению Императора Александра II.

После Октябрьской революции 1917 года все царские медали были отменены большевиками. Но и после этого ленточкой награждали за заслуги.

В послереволюционный период самыми уважаемыми знаками отличия считались «За великий Сибирский поход» и «За ледяной поход». В эти награды входили Георгиевские ленточки.

Что означают цвета и полосы

Георгиевская лента по статуту имела две полоски желтого цвета и три – черного. Хотя сразу же вместо желтого оттенка применялся оранжевый.

Еще Екатерина Великая, учреждая расцветку ленты, опиралась на значение желтого цвета как знака огня, а черного – как символа пороха. Еще черную расцветку интерпретируют как дым, но сущности это не меняет. Поэтому, пламя и дым олицетворяют военную славу и солдатскую доблесть.

Есть еще одна версия. Я уже говорила, что выбрали в частности эту цветовую гамму (золотой, черный), как и у гербового флага России.

В геральдике принято символизировать черный оттенок с трауром, землей, печалью, покоем, смертью. Золотой оттенок символизирует силу, справедливость, почтение, могущество. Поэтому, цветовая гамма Георгиевской ленты соединила в себе уважение к героям и участникам битвы, сожаление по ее жертвам, восславление мужества и силы бойцов, ценой жизни которых восстановилась справедливость.

Еще одна версия гласит, что цветовая символика этих оттенков связана с ликом Георгия Победоносца, где он побеждает змея.

Также существует соображение, что полоски на Георгиевской ленте олицетворяют кончину и возвращение к жизни Георгия Победоносца. Он трижды встречался со смертью, и дважды был воскрешен.

Следует отметить, что по поводу обозначения цветов спорят и по сей день.

Символ

Георгиевская лента сделалась символом Победы 9 мая 1945 года. Указом Президиума ВС СССР от этого числа была введена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Именно этой ленточкой обтянута колодка медали.

Медаль присваивали не только за особенные заслуги, но и всем участникам боевых действий. Этой чести удостоились даже те, кто выбыл со службы по причине ранения, и переведенные на другую работу.

Приблизительное количество награжденных – в пределах 15 миллионов человек.

Орденом славы удостаивали только за личные заслуги. Командующие, труженики тыла, разработчики боевой техники такой чести не удостаивались. Медалью награждали только простых солдат на основании статута ордена:

  • Личный захват в плен немецкого офицера.
  • Личное уничтожение миномета или пулемета на позиции противника.
  • Захват вражеского знамени, игнорируя собственную безопасность.
  • Выполнение военной задачи из танкового оружия, находясь при этом в горящем танке.
  • Оказание помощи раненым в ряде боев под огнем неприятеля с риском для жизни.
  • Уничтожение гарнизона ДЗОТа (окопа, ДОТа, блиндажа) не взирая на опасность.
  • Снятие или захват сторожевого дозора (поста, секрета) противника в ночное время.
  • Уничтожение склада неприятеля с военным имуществом во время ночной вылазки.
  • Спасение знамени в минуту опасности от захвата противником.
  • Создание прохода в неприятельском заграждении из проволоки во время боевых действий.
  • Когда раненный солдат снова возвращается на поле боя.

Как видите, мои дорогие читатели, орденом награждали именно тех, кто ежедневно подвергал жизнь опасности и действительно старался сделать все во имя великой победы.

Как носили ленту

Носили ленту по-разному. Все зависело от класса кавалера. Было возможно три варианта:

  • На шее.
  • В петлице.
  • Через плечо.

Представляете, какую гордость испытывали обладатели этой награды? Также интересен тот факт, что воины, получившие эту награду, также от казны получали пожизненное вознаграждение. После кончины награжденных, ленточка переходила к их наследникам. Но награды могли лишить, если был совершен какой-либо поступок, пятнавший репутацию Георгиевского кавалера.

Георгиевская лента в наши дни

Каждый год 9 мая мы видим эту ленточку у многих людей в знак почтения к павшим героям войны. Эта акция возникла в 2005 году. Ее создатель – Наталья Лосева, работающая в «РИА Новости». Это агентство в тендеме с РООСПМ «Студенческая община» являются организаторами акции. Она финансируется местными и областными властями, поддерживается СМИ и бизнесменами. Волонтеры раздают ленточки всем желающим.

Цель праздника – выразить уважение и признательность ветеранам, павшим на поле боя. Когда мы носим Георгиевскую ленточку, это значит, что мы помним о ВОВ и гордимся нашими доблестными предками. Ленточка распространяется бесплатно. Чаще всего мы ее видим и носим именно во время празднования Дня Победы.

Как видите, дорогие читатели моего блога, история и значимость Георгиевской ленты важны и сегодня. А вы носите этот знак Победы во время праздника? Поделитесь статьей со своими друзьями. Ну и, конечно же, не забывайте подписываться на обновления блога.

С Уважением, Екатерина Богданова


Автор: Дьяченко Валерия,
ученица 4 класса ДМБОУ «Гимназия 1», г.Бийска
Руководитель: Нижегородцева Аксана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия 1», г.Бийска
Исследовательская работа
«Георгиевская ленточка»
Актуальность
В мае 2015 года в России будут праздновать 70-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».
Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент.
Раздавали ленты у метро,
Люди брали их, на грудь крепили,
Кто на сумочки, кто на автомобили.
Раздавали ленты у метро…
Ленту Ветерану подарили,
Он её прижал к своей груди,
А в глазах, вдруг, слёзы проступили.
Что в минуты эти пронеслось
В памяти героя и солдата?
Может, вспомнил вражеский налёт,
Может девушку из медсанбата?..
Сколько было пройдено дорог,
И в жару и в лютые морозы…
От воспоминаний по щекам
Всё катились и катились слёзы.
Старенький, поношенный пиджак,
Тросточка и сгорбленные плечи.
В ту войну он грудью защищал
Наши с вами будущие встречи,
Наши поцелуи под луной,
Наше счастье в маленькой квартире,
Чтобы жили с вами мы сейчас
И спокойно по земле ходили.
И у нас такого права нет -
Забывать геройский подвиг дедов!
Сколько жизней унесла война,
Прежде чем досталась им победа?!
Сколько их погибло за страну,
Даже не оставив своё имя!
Раздавали ленты у метро,
Ленты цвета пламени и дыма.
Да, такую ленту можно часто увидеть в День Победы! Оранжевые и чёрные полосы – что они обозначают? Почему именно эта лента стала символом Победы? Все эти вопросы не давали мне покоя. Я решила провести исследование и рассказать об этом одноклассникам.
Я поставила перед собой цель: исследовать, почему Георгиевская лента стала символом Великой Победы; познакомить учащихся гимназии с символикой и историей Георгиевской ленты.
Задачи:
- узнать историю Георгиевской ленты
- беречь память о защитниках нашей Родины
Методы исследования
1.Опрос у взрослых.
2.Изучение научной, энциклопедической литературы
3.Поиск информации по локальной сети интернет.
Гипотеза
Можем предположить, что Георгиевская ленточка служит для украшения.
Теоретическая часть
1.1.Святой Георгий Победоносец
Изучив, литературу по данной теме я узнала. Святой Георгий Победоносец – покровитель всех защитников Отечества. Георгий жил в 1-м веке, он вырос в христианской семье, поступил на службу в римское войско. Он был мужественным, бесстрашным в сражениях, отважным воин. Георгий был настоящим защитником, совершал чудеса героизма и подвиги. Самый известный его подвиг – победа над змеем, пожиравшим людей и разоряющим их дома. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Этот подвиг Георгия изображен на гербе Москвы (слайд с гербом Москвы). В те времена убивали верящих в Христа. Георгий не отказался от своей веры, был замучен и убит.
Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, утверждённого в начале 18-ого века как орден за доблесть, проявленную в реальном бою. Георгиевская лента и орден св. Георгия были вновь утверждены как символы воинской чести и доблести в 1992 году. Гео́ргиевская ле́нта - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награжденного Георгиевский флагом.
Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии. Цвета ленты - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
1.2. Георгиевская ленточка в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.
За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Иван Никитович Кожедуб сбил 62 самолета противника. Первыми в годы войны звания Героя были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.
В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена Зоя Космодемьянская (посмертно). Комсомолка Зоя добровольно вступила в специальный партизанский отряд. Она дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года, при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны и не назвала своего имени.
Акция «Георгиевская ленточка»
В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. Целью данного мероприятия, по мнению инициаторов проекта, является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».
Масштабы акции имеют довольно большой территориальный характер. В 2005 году было распространено 800 тыс. ленточек; в 2006 году было распространено 1,2 млн ленточек; В 2007 году было распространено около 10 млн. лент по всему миру.
Однако далеко не все жители России поддерживают акцию. Был создан сайт za-lentu.ru, который выступает в защиту Георгиевской ленты и считает акцию крайне неуважительной по отношению к символу Победы. В первую очередь, противников акции возмущает использование ленты в коммерческих целях, неуважительное привязывание её на одежду, на сумки и даже на домашних животных. Участники акции рассматриваются некоторыми представителями СМИ, как фашисты или люди, не уважающие и не ценящие ветеранов ВОВ. Моральный аспект данной дилеммы крайне сложен, и, как мне кажется, каждый человек сам решает для себя: либо ленточка – дань уважения, олицетворения нашей благодарности, либо неправомерное использование части военной награды.
Практическая часть
Анкетирование
Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу. Среди одноклассников, я провела социологический опрос: «Что для тебя значит Георгиевская ленточка?». Было опрошено 21 респондент, из которых 18 ответили в различных формулировках – символ Победы над фашистской Германией; 2 – затрудняюсь ответить; 1 – не знаю.
Из вышеизложенного следует, что в целом в нашем классе за Георгиевской ленточкой закрепилась устойчивая ассоциация с Победой нашего народа в Великой Отечественной войне.
Наши дела
Ежегодно наш класс активно принимает участие в акции «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом является Георгиевская ленточка. Благодаря моей исследовательской работе, ребята расширили знания о георгиевской ленте. Теперь к нашим традиционным мероприятиям добавились такие дела как: поздравление ветеранов, возложение цветов к памятнику Неизвестного Солдата, поздравление жителей города с праздником 9 мая и конечно же акция «Георгиевская ленточка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я пришла к такому выводу, что Георгиевская лента - это многовековой символ Победы, элемент наградного комплекта за особые боевые заслуги в боевых действиях.
Моя гипотеза не подтвердилась георгиевская лента – это не украшение, а выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.
..Майский день красив необычайно-День Победы празднует страна!Может это вовсе не случайно-Что весной закончилась война?
Неслучайно в этот день чудесный,В память о героях давних лет,-Распустились нынче повсеместноЛепестки георгиевских лент.
Список использованной литературы.
Научно-популярное издание. Всё обо всём. ООО «Издательство Астрель» 2005
Детский журнал «Филиппок»
Большая энциклопедия «Россия», 2008г - Москва ЗАО Олма Медио Групп
Полная энциклопедия «История России »,2008г-Москва, ООО «Эксмо»

Интернет-ресурсы:
1. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
2. http://superclass80.ucoz.ru/publ/1-1-0-6
3. http://www.v-kn.ru/content/view/298/109/
4. http://www.flagcenter.ru/news/5/
5. http://www.youtube.com/watch?v=oL3NZmG6sfk6. http://www.statesymbol.ru/news/20050420/39596492.html7. http://genefis-gbr.ru/view.php?id=342
8. http://www.marsiada.ru/624/lica/718/5022
9. http://www.chaskor.ru/p.php?id=6023

Пояснительная записка.
ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА.
Георгиевская лента - это не просто кусок материи,
который можно беспечно привязывать везде. Георгиевская
лента - это многовековой символ, олицетворяющий
подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых
рукопашных схватках. Это элемент награды, за которую
многие отдавали собственную жизнь.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта : познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль 2015 г. (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Цель проекта:
Формирование представлений о Великой Отечественной войне, уважения к военной истории России, патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников;
- воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- воспитывать будущих защитников Отечества;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса к истории своей страны и семьи;
- формирование любви к Родине;
- формирование гражданской позиции;
- проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям, оказание посильной помощи.
- реализация детского творчества и таланта.
Продукт проектной деятельности
Составление совместно с родителями альбома «Они сражались за родину»; «Дети войны»
Продуктивная деятельность выставка рисунков «Война глазами детей »; аппликация «Георгиевская лента»
Изготовление цветов.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный:
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Создание презентаций для просмотра
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Основной :
Проведение с детьми бесед о войне;
. Рисование по теме;

Проведение игр-состязаний;
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц о Родине);
Рассматривание картин;
Создание альбомов;
Просмотр презентаций;
Разучивание песен военной тематики;
Прослушивание музыкальных произведений о войне.
НОД «9 мая – День Великой Победы».
3 этап. Итоговый:
Развлечение военно-патриотическая игра «Зарница»,
Посещение "Музея оружия"


Результат проекта:
Проект «Георгиевская ленточка» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети познакомились и узнали происхождение Георгиевской ленточки. 91% родителей с огромным желанием приняли участие во всех мероприятиях, организуемых в группе. Пробудился интерес к истории своей страны и семьи; сформировалась любовь к Родине; сформировалось проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям.
Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов.

воспитатель Максимцева Алла Анатольевна, МАДОУ «Детский сад № 173» г.о. Самара

Цель: Воспитание ценностного отношения к Родной стране.
Задачи: Развитие познавательного интереса у ребенка к истории страны. Формирование нравственного сознания ребенка.

Воспитатель: В мае месяце наша страна отмечает великий праздник. Кто знает, как он называется?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на груди пристегнут особенный бант.
Люди нашей страны, готовясь к празднику «9 мая» пристегивают на грудь такие же банты. Эта лента — символ. Бант из ленты, в которой чередуются черные и желтые полосы называется «Георгиевской лентой». Как вы думаете, почему ленту называют «Георгиевской лентой»?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого. Это было очень давно. Об этом существует много легенд, сейчас мы совершим с вами виртуальное путешествие. Легенда называется «Чудо Георгия о Змие»:

«В некоем городе правил царь. Город, которым он правил процветал. Но недалеко от города в болоте поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал жителей города.
Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение на болоте, и войско не смогло даже близко подойти к Змию.
Чтобы избежать гибели, жители города были вынуждены приносить в жертву Змию своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий. Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие. Георгий вышел на бой со Змием, одержал победу, избавил девушку и весь город от неминуемой гибели.
Так добро победило зло. Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик».
Изображения святого Георгия встречались издревле на монетах и печатях. Сегодня его изображения можно увидеть в музеях, на иконах в соборах и на гербе города Москва.

Воспитатель: На темно-красном фоне изображен всадник на коне в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. В руке у него копье. Это Георгий Победоносец. На других изображениях Георгий как луч солнца в золотом плаще с золотым копьем.
Физкультминутка:

1,2,3,- мы теперь богатыри.

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо

Не в морях не в небесах

Не пропущен будет враг

Мы шагаем дружно в ногу

Пусть уходит враг с дороги.

Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам. Перед ребенком белый лист бумаги. На белом листе бумаги восемь цветных полосок.
Воспитатель: Выберите полоску, цвет которой, по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….

Дети: (делают свой выбор)

Воспитатель: Выберите полоску цвет, которой, по вашему мнению, может символизировать радость, доброту, свет, победу ….

Дети: (делают свой выбор)

Воспитатель: Расположите на листке полоски так, чтобы черная полоска
располагалась внизу (Змий), а желтая — сверху (Георгий в золотом плаще). Можно сказать о том, что эти полоски символизируют фразу «Добро победило зло»?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям продолжить рисунок из полосок и приклеить их.

Продемонстрировать георгиевскую ленту, предложить сравнить со своей.

Воспитатель: Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».
И еще давно был придуман орден, на котором был изображен Св. Георгий. Он вручался человеку, который совершил большое доброе дело,– героический поступок или какой-то подвиг. Это была исключительная воинская награда. Вешали этот орден на георгиевскую ленту.

Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, — Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.

Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны и ожесточенных боев за свободу нашей родины, был учрежден орден Славы трех степеней. Желто-черная расцветка ленты обозначала черный цвет- порох, а желтый цвет – огнь и украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки за воинскую доблесть. В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?
Дети: (ответы детей)

Воспитатель : Вы можете взять эти ленточки и повязать их себе на одежду, в память о людях, которые победили врага и защитили нашу Родину.
Воспитатель прикрепляет детям ленточки.
Звучит Музыка. Занятие заканчивается чтением стихотворения.

Неугасима память поколения

Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,

Пусть мир будет в мире везде и всегда

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58»
Миасский городской округ
Воспитание гражданских чувств

Воспитатель II категории: Е.В. Дьячкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «История Георгиевской ленточки»
Цель: Воспитание ценностного отношения к Родной стране.
Задачи: Развитие познавательного интереса у ребенка к истории Страны.
Формирование нравственного сознания ребенка.

Предварительная работа:
1 Занятие проводится в группе. Устанавливается оборудование для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыки.
2. Рассматривание альбома «Награды героев»

Оборудование:
ТС для воспроизведения музыки.
Электронная презентация: Парад
Георгиевская лента
Георгий Победоносец.
Орден Св. Георгия
Ордена Славы
Георгиевские ленточки по количеству детей.
Материалы: Бумага, клей, кисточка, полоски цветной бумаги.
Литературный ряд: Легенда «Чудо Георгия о Змие»
Музыкальный ряд: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы»
Ход занятия.
Дети заходят в группу. Садятся на стулья полукругом около экрана. На экран демонстрируется иллюстрация «День Победы»
У воспитателя на груди «Георгиевская лента»

Воспитатель: В мае месяце наша страна отмечает великий праздник. Кто знает, как он называется?
Дети: Праздник Победы- «9мая»

(Слайд 1) Парад

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на груди пристегнут особенный бант.
Люди нашей страны, готовясь к празднику «9 мая» пристегивают на грудь такие же банты. Этот бант не похож на украшение. Эта лента - символ.

(Слайд 2) «Георгиевская лента»

Воспитатель: Бант из ленты, в которой чередуются черные и желтые полосы называется «Георгиевской лентой».
Вам интересно узнать, почему ленту называют «Георгиевской лентой»?
Дети: (ответы детей)

Воспитатель: История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого. Это было очень давно. Об этом существует много легенд, я расскажу вам одну из них:
Легенда называется "Чудо Георгия о Змие"
«В некоем городе правил царь. Город, которым он правил процветал. Но недалеко от города в болоте поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал жителей города.
Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение на болоте, и войско не смогло даже близко подойти к Змию.
Чтобы избежать гибели, жители города были вынуждены приносить в жертву Змию своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий.
Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие.
Георгий вышел на бой со Змием, одержал победу, избавил девушку и весь город от неминуемой гибели.
Так добро победило зло.
Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик».
Изображения святого Георгия встречались издревле на монетах и печатях. Сегодня его изображения можно увидеть в музеях, на иконах в соборах и на гербе города Москва (можно продемонстрировать иллюстрации).

(Слайд 3) «Георгий Победоносец».

Воспитатель: На темно-красном фоне изображен всадник на коне в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. В руке у него копье. Это Георгий Победоносец. На других изображениях Георгий как луч солнца в золотом плаще с золотым копьем.
Всадник поражает копьем черного Змия (Змий это зло)
Георгий Победоносец - символизирует свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами (Это добро) …
Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам. Перед ребенком белый лист бумаги. На белом листе бумаги восемь цветных полосок.
Воспитатель: Выберите полоску цвет которой, по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Выберите полоску цвет, которой, по вашему мнению, может символизировать радость, доброту, свет, победу ….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Расположите на листке полоски так, чтобы черная полоска
располагалась внизу (Змий), а желтая - сверху (Георгий в золотом плаще). Можно сказать о том, что эти полоски символизируют фразу «Добро победило зло»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям продолжить ритм полосок и приклеить их.
На экран демонстрируется «Георгиевская лента». Воспитатель предлагает сравнить ленты.
Воспитатель: Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».
И еще давно был придуман орден, на котором был изображен Св. Георгий. Он вручался человеку, который совершил большое доброе дело – героический поступок – конкретный подвиг.
"тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы".
Это была исключительная воинская награда. Вешали этот орден на георгиевскую ленту.

(Слайд 4) орден Св. Георгия.
Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.

(Слайд 5) ордена Славы
Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны и ожесточенных боев за свободу нашей родины, был учрежден орден Славы трех степеней. Желто-черная расцветка ленты обозначала черный цвет- порох, а желтый цвет – огнь и украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки за воинскую доблесть.
В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»
А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вы можете взять эти ленточки и повязать их себе на одежду, в память о людях, которые победили врага и защитили нашу Родину.
Воспитатель прикрепляет детям ленточки.
Звучит Музыка. Занятие заканчивается чтением стихотворения.

Неугасима память поколения
Войны не хотим мы нигде, никогда,
И память тех, кого так свято чтим,
Пусть мир будет в мире везде и всегда!
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.