План конспект урока чтения. План и конспект урока по литературному чтению. VI. Домашнее задание.(слайд)

Любовь Шарыгина
План-конспект урока литературного чтения (второй класс)

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова»

Класс 2

Тип урока Урок открытия нового знания

1. Развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

2. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения .

3. Достичь понимания текста на уровне содержания и на уровне смысла.

4. Вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Формирование учебных мотивов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Ребята, посмотрите на поговорки и объясните о чем они.

Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете?

Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?

Назовите жанр устного народного творчества?

Какие бывают виды сказок?

На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал?

Чему учит сказка?

Дети занимают свои места

Отвечают

(потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.)

(сказка)

(волшебные, о животных, бытовые)

(добру, честности, порядочности и т. д.)

Метапредметные (УУД) :

регулятивные :

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

Эмоционально-положительный настрой на урок , создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные :

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2. Постановка учебной задачи. Пробное действие.

На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино) Картинка Буратино.

А кто это буратино,объясните. Кто уже знает что это?

О буратино

Это полено, которое ожило

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Определять и формулировать цель деятельности на уроке ;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке ;

Определять последовательность действий на уроке .

3.«Открытие» новых знаний.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок.

Конечно же необходимо отметить неиссякаемый вклад Толстого в отечественную детскую литературу . Именно Алексеем Николаевичем была переведена, дополнена и написана замечательная сказка на русском языке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» .

Личностные :

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

Оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей) .

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Работать по плану ;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Осуществлять самоконтроль;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Основная часть урока

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, прочитайте название, скажите свое мнение

Чтение по цепочке

Высказывают свое мнение.

Выполняют задание Предметные :

Уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные :

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

5. Заключительная часть урока .

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник,

Любитель взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак, и плут,

Скажите как его зовут?

Буратино проводит конкурс знатоков : «Кто это? Узнай героя по описанию» СЛАЙДЫ

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)

2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)

5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

8. “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок” (Пьеро)

9. “Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина)

10. “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом” (Пудель Артамон)

Буратино проводит викторину : Кому принадлежат эти предметы? СЛАЙД

4 Полено (Джузеппе)

3 Сачок (Дуремар)

1 Костыль (Базилио)

6 Азбука (Буратино)

2 Плетка (Карабас-Барабас)

5 Черный бант (Артемон)

Библиотекарь : проводит блиц-опрос «Герои и предметы сказки в загадках»

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Кто проказника-мальчишку

Из полена смастерил

И купил мальчишке книжку,

Чтобы в школу он ходил? (Папа Карло.)

Как зовется тот учебник,

Нам не трудно угадать :

Нужен всем он детям в школе,

Это что за балаган?

Зазывалы тут и там,

А у кассы – мамы, дети :

«Дайте нам скорей билетик!»

Тут не школа, тут игра,

Пьесу смотрит детвора.

Это что за балаган?

Отвечай скорее нам! (Театр кукол.)

Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еще несчастен он…

Отчего же? – Он влюблен! (Пьеро.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

А сейчас открываем тетради и рисуем буратино, каким вы его представляете

буратино

Метапредметные (УУД)

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Рефлексия. Итог урока .

Молодцы, ребята сегодня все отлично поработали на уроке ,и настроение у ваяя я тоже думаю отличное. У вас на партах лежат смайлике, у кого отличное настроение покажите мне смайлик, у кого грустное, а у кого его совсем нет?

До свидание!

Личностные :

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Класс: 3.

Цель: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама», умение познавать глубину произведения. Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные – умение анализировать текст, определять жанровую принадлежность текста, контролировать уровень осмысления, глубину познания, расширить ассоциационные пространства, а именно – сравнение с другим произведением, чувственные ассоциации.

2. Развивающие: умение сравнивать, систематизировать, делать выводы, развивать критическое мышление, коммуникативные умения; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления текста

3. Воспитательные - развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Планируемые результаты:

Предметные : знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапредметные :

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.

Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ.

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения, инсценирование частей литературного произведения.

Оборудование:

1. Аудиозапись.

2. Компьютер, мультимедийный проектор , экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама».

3. Костюмы или элементы костюмов для проведения иинсценирования.

4. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы.

План урока:

Этап урока

Время

Краткое содержание этапа

УУД

Организационный этап

1-2

мин

Учитель настраивает учащихся на сотрудничество, задает эмоциональный фон урока.

Включение в учебный процесс.

Коммуникативная

Компетентность.

Артикуляционная разминка

2-3

мин

Учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие безошибочного, выразительного чтения.

Предметные учебные действия.

Проверка Д/3

2-3

мин

Сравнение иллюстрации в учебнике и детских работ.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Актуализация знаний

5-6

мин

Частично-поисковая деятельность, практическая работа.

Предметные учебные действия.

Физ. минутка

1-2

мин

Отдых учащихся под музыку.

Правила и культура взаимодействия.

Работа над содержанием

8-9

мин

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, «выборочное» чтение.

Предметные учебные действия.

Инсценирование текста

8-9

мин

Дети разбиваются на группы, готовят инсценировку текста, выступают перед другими

учащимися.

Все группы участвуют в обсуждении результатов работы.

Формирование умения работать в группе, оценивать работу других по заданным критериям.

Социальная компетенция.

Подведение итогов

5-6 мин

Учащиеся оценивают результат своей деятельности на уроке

Формирование самооценки, анализа выполненной работы.

Рефлексия

2-3 мин

Учащиеся высказывают свое отношение к уроку

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Домашнее задание

1-2 мин

Учитель поясняет домашнее задание

Прогнозирование.

Конспект урока:

    Организационный момент (слайд №1 музыка)

Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: Мне тепло и спокойно.

2. Артикуляционная разминка

На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

На экране : …Улыбкой ясною природа (слайд №2)

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитайте выразительно.

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

    Проверка д\з.

Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама».

Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Давайте ответим на вопросы № 1 после текста в учебнике на стр. 143.

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

«Остановись, мгновенье…»

Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

Выставка детских рисунков у доски.

    Актулизация знаний.

К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (читает ребенок)

Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

-Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

Как звали главного героя этого рассказа?

Какая семья была у Артема?

Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

(с. 137-138) чтение по ролям отрывка «Разговор мальчика с мамой»

С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя, когда вы в первый раз пошли в школу.

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обязательно дождалась) (слайд №3)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)

Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

(Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

(Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

Давайте вспомним произведение Л.Толстого, где автор рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок )

Как звали главного героя? (Филиппок )

    Физ. минутка (слайд №4 музыка).

Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню ? (Анна Герман «Колыбельная».)

6. Работа над содержанием.

Как учительница встретила Артема в школе?

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

Почему? Какие пословицы знаете ?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

(слайд №5)

Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

    добрая

    умная

    заботливая

    ароматная

    трудолюбивая

    переживающая

    внимательная

    душевная

( Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

    Работа в группах. Инсценирование частей текста.

Вспомните, какой текст мы можем инсценировать? (В литературном произведении должны быть герои, действие, диалог). Используются элементы костюмов: платок, кепка и др.

Дети делятся на группы и инсценируют части текста:

    Разговор мальчика с мамой.

    Встреча со «страшными» животными.

    Артем на первом уроке.

    Учительница и мальчик.

    Сын вернулся домой.

Группы выступают. Дети читают текст «по ролям», используя элементы театрализации.

Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

(слайд №7)

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

- Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

- Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

- У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

- Я прогоню быка.

Артём не поверил.

- Да. А ты не мама!

- Мама!...Сейчас я тебе мама!

- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

- Я ещё. Я тебе ещё мама!...

Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

Давайте предоставим слово нашим исследователям

8. Подведение итогов

В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили. (Вопросы написаны на доске).

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка (слайд №9)

Проверьте свои ответы . Кто допустил ошибки?

Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране. (слайд №10)

9. Рефлексия

Закончите фразу.

На уроке…

Я понял…

Мне понравилось…

Я узнал…

Я хочу…

Выставление оценок.

10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

План-конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки[ г], [г’], буквы Г, г, звуки [д], [д’], буквы Д, д. Различие слово - слог. Заклички»

2013 г. Урок по системе Л.В. Занкова.

Цель: познакомить со звуками и буквами, которые их обозначают, учить отличать слог от слова.

Задачи:

1. Учить отличать слог от слова.
2.Знакомство с закличками - жанром русского народного творчества.
3. Развивать речь, мышление, память, внимание.
4. Прививать любовь к чтению.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю. Тетрадь по чтению к «Азбуке» №2.

1. Работа над темой.

1) Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами Г, г.

Сегодня мы продолжаем путешествие по зоопарку. (слайд 2)

Загадка. По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (гусь)

Как гогочет гусь? (Га-га-га)

Назвать первый звук в ловах. Какой он?

К гусю в вольер заглянул - бегемот. Почему? Ведь мы его встретили в вольере с буквой б? (слайд 3)
- Чем похожи звуки [г] и [г’]?
- Знакомство с буквой. (слайд 4)
- Назвать слова в которых есть звуки [г] и [г’].
- На что похожа буква г? (слайд 5-6)

Буква «Г» вот красота!

Это «Б» - без живота.

Чтение слогов и слов (слайд 7)

га гора
го голова
гу Галина
ги много
гы грибы

Чтение слов, деление на слоги, ударение.
Чем слог отличается от слова? Какое слово лишнее?
Печатание 2 столбика в тетради. В каком слове можно сделать ошибку?

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте прямо, не шумите.
Все в порядок приведите.

2) Знакомство со звуками [д] и [д’], буквами Д, д.

С нами по зоопарку путешествует … (слайд 8)

Загадка. Ежик вырос в 10 раз, получился… (дикобраз)

А кто поселился с дикобразом?

Загадка. В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись … (дятел) (слайд 9)

Что общего в словах дикобраз и дятел? Какой это звук?

Кому послал телеграмму дятел? Какой 1 звук? Чем похожи звуки [д] и [д"]? Чем отличаются? (слайд 10)

Знакомство с буквой. (слайд 11)

Назвать слова, в которых есть эти звуки.

Чтение слогов и слов. (слайд 12)

до дом
да дым
ды дуб
ду дог
ди год

Дополнить слоги до слов. Чем похожи слова 2 столбика? Какое слово лишнее?

2.Закрепление.

Работа с учебником с. 44

1) Знакомство с закличками. (слайды 13-15)
Первую закличку учим на уроке.
Подчеркнуть в закличках буквы Г, г, Д, д.

2) Работа со схемами. Раскрашивание схем слов гуси, гриб, диван.

3) Подчеркни слова, дополни слоги до слов:

Дым доро гу гол во вы была жу жил зима

3. Итог. (слайд 16)

Что нового узнали на уроке?