Презентация геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица. Презентация по географии на тему "Геологическое летоисчисление" (8 класс). Геологическая история кайнозойской эры

Геологическая история ЗемлиЗемля образовалась около 4,5 млрд лет
назад из протопланетного диска -
массы газа и пыли, оставшихся от
образования Солнца, которая и дала
начало Солнечной системе.

Геологический этап планеты Земля начался около 2,5 млрд лет назад с формирования земной коры, океанов и континентов, газовой оболочки плане

Геологический этап планеты
Земля начался около 2,5 млрд
лет назад с формирования
земной коры, океанов и
континентов, газовой
оболочки планеты.

Различают абсолютный и относительный геологический возраст

Для установления абсолютного возраста используют соотношение содержания изотопов радиоактивных химических элементов (урана, тория, кали

Для установления
абсолютного возраста
используют соотношение
содержания изотопов
радиоактивных химических
элементов (урана, тория,
калия, и др.) и продуктов их
радиоактивного распада в
горных породах

Возраст молодых в геологическом смысле пород подсчитывают по содержанию в породах радиоактивного изотопа углерода С14 – так называемый ра

Возраст молодых в геологическом
смысле пород подсчитывают по
содержанию в породах радиоактивного
изотопа углерода С14 –
так называемый радиоуглеродный
анализ.
Из-за относительно короткого
периода полураспада С14
радиоуглеродныйй метод применим
лишь для отложений, абсолютный
возраст которых не превышает 60
тыс. лет.

Абсолютный возраст показывает длительность существования геологического образования в годах (тыс.лет, млн.лет, млрд.лет)

Для установления относительного возраста используют стратиграфический (по изучению последовательности залегания слоев) и палеонтологич

Для установления
относительного возраста
используют
стратиграфический (по
изучению
последовательности
залегания слоев) и
палеонтологический методы

Ненарушенное горизонтальное залегание слоев осадочных горных пород

Считается, что
самым молодым при
таком залегании
будет слой 3, самым
древним – слой 1
(согласно
геологической
последовательности
отложения слоев)

Тонкая, гофрированная слоистость в известняке из
кладки Римского акведука. Скорость напластования
известняков in situ была равна 1 мм/год. Над образцом
приведена сантиметровая линейка

Палеонтологический метод основан на изучении ископаемых организмов и растений, захороненных в толщах пород

Ископаемые организмы и животные (руководящие виды)

Руководящие ископаемые - представители флоры или фауны, свойственные определённому геологическому периоду. Они не встречаются ни в более

древних, ни в более
молодых породах.

Палеонтологический метод служит для определения возраста пород в основном в комплексе с другими методами (стратиграфическим и радиоизото

Палеонтологический
метод служит для
определения возраста пород в
основном в комплексе с
другими методами
(стратиграфическим и
радиоизотопным).

Возраст пород и геологических процессов дается в соответствии со шкалой геологического времени (геохронологической шкалой). На геологиче

Возраст пород и геологических
процессов дается в
соответствии со шкалой
геологического времени
(геохронологической шкалой).
На геологических документах
возраст обозначается
латинскими буквами с
цифрами индексами –
например, PZ, D3 – C1, QIII и т.п.

Геологическая история мезозойской и палеозойской эр

Геологическая история кайнозойской эры

Четвертичный период (Q)

Это самый короткий геологический период,
но именно в нем сформировалось
большинство современных форм рельефа,
долин рек и произошло множество
существенных событий в истории Земли (с
точки зрения современной истории),
важнейшие из которых - ледниковые эпохи
и появление человека. Последняя эпоха
четвертичного периода – голоцен (QIV) время образования пойм и русел
современных рек, формирования почв.

Класс: 8

Цель и задачи урока : формирование мировоззрения у школьников о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

УМК: География. Россия.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2010.

Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.

Тип урока: комбинированный.

Формы проведения: беседа, объяснение учителя, сообщение учеников, работа с картами, схемами, геохронологической таблицей.

Термины и понятия: геология, палеонтология, геохронология, эры, периоды, радиоактивные элементы, абсолютный и относительный возраст горных пород, стратиграфия.

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка знаний.

  1. Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).
  2. Чем объясняется разнообразие рельефа страны?
  3. Почему горы расположены на востоке и юге страны?
  4. Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?
  5. Назовите и покажите высшую и низшую точку России.
  6. Проверка контурных карт.

II. Изучение нового материала.

На доске записываются вопросы:

Что необходимо знать о земной коре?

Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.

Методы исследования геологов:

Палеонтологические;

Радиологические;

Стратиграфические.

Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.

Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Иркутской области? Тайшетского района?

Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

III. Закрепление. Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

IV. Домашнее задание: п.14, выучить термины, ответить на вопросы № 5 и 6, с.70 учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края”, “Полезные ископаемые Тайшетского района” (для одарённых учащихся).

V. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.

VI. Мониторинг урока.

Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.

Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.

Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Литература

  1. География. Россия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.И. Алексеев. М.: Просвещение, 2010.
  2. Ф.Дьёлафэ. Археология. М.: АСТ. Астрель, 2002.
  3. А.М.Берлянт. Планета Земля. Большая серия знаний – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
  4. Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А. Историческая геология: Учебник. – М.: Академия, 2006.
  5. Сизов А.В. Демонстрационный мультимедийный материал по исторической геологии, палеонтологии, стратиграфии, учении о фациях и палеогеографии. ИГУ. Геологический факультет, 2005.
  6. Фадеева М.А. Динозавры-охотники. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
  7. Яковлева И. Палеонтология в картинках. М.: Детская литература, 1977.

«Проверено» _________________

Краткосрочный план урока географии 8.2.1.1.

Урок №

Класс 8

дата

Тема урока:

Геологическое летоисчисление

Цель:

Изучить особенности геологического летоисчисления

Учебно- воспитательные задачи:

Формировать знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород. Выявить структуру геохронологической таблицы. Формировать навыки и умения работы с геохронологической таблицей. Развивать аналитическое мышление, умение высказывать собственное мнение.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:

Воспитывать активную жизненную позицию

Тип урока

Изучение нового материала

Формы

Фронтальная, коллективная, групповая индивидуально-обособленная

Методы

Словесный, наглядный, репродуктивный

Модули

Новые подходы, РКМ, ИКТ, ОдО, РОиТ, ЛУ, ВО

Оборудование и

наглядные

пособия:

Физическая карта, тектоническая карта, геологическая карта, геохронологическая таблица ПК – презентация «Геологическое летоисчисление»

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут назвать:

1. Этапы развития Земли: планетарный и геологический.

2. Методы определения возраста горных пород.

3. Эры развития Земли

Большинство учащихся будут уметь

Пользоваться геохронологической таблицей.

Соотносить эры-периоды-продолжительность

Некоторые учащиеся смогут

Рассуждать о закономерностях геологических процессов, работать с геохронологической таблицей

Работа с терминами и понятиями

Геология, тектоника, земная кора, литосфера, эры, периоды, складчатости, плиты и платформы, рельефообразование

Географические объекты:

Русская платформа, Туранская плита, Гондвана, Лавразия

Ход урока.

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока 7-10 мин

    Организационный момент. Организация оптимальных условий для учебной деятельности. Проверка посещаемости учащихся.

    Активизация познавательной деятельности

    Как называется страна в которой мы живем

    На каком материке находится Казахстан

    В какой части материка Евразия находится Казахстан

    С какими государствами граничит Казахстан

    Какие формы рельефа преобладают в Казахстане

    В какой части Казахстана расположены горы

    Назовите самую высокую вершину Казахстан

    Назовите самую низкую точку Казахстан

    Какие крупные равнины вам известны.

    Какие горные массивы есть в Казахстане

    Просмотр видеоролика «история земли за 5 мин»

    Постановка проблемной ситуации:

- Случаен ли облик земной поверхности нашей страны, ее природа?

-Всегда ли они были такими?

-Если нет, то как и почему они изменились?

-Как ученые доказали, что природа постоянно изменялась, развивалась?

На эти вопросы нам предстоит ответить. Будьте внимательны.

Прием «Пасс» - мяч

ПК - видеоролик

Середина урока 20-25 мин

1. Вступление «О том, что природа Земли не всегда была такой, какой видит ее человек, люди догадывались, встречаясь с окаменелостями, растении и животных, которых теперь не существует, раковинами. Постепенно сформировалась наука о древней жизни –палеонтология. А как называют ученых, занимающихся этой наукой?

Много лет учение всего мира изучают сохранившиеся остатки животных и растений, встречающихся в строго определенных слоях горных пород. Это означает, что развитие природы неразрывно связано с геологическим развитием, поэтому их надо рассматривать в единстве. В настоящие время ученые восстановили картину прошлого Земли, создав геохронологическую таблицу.

Определение возраста горных пород позволяет установить относительное и абсолютное время, прошедшее с какого- то момента или события в истории Земли. Если залегание горных пород не нарушено, то каждый слой моложе того, на котором он залегает. Самый верхней слой образовался позднее всех лежащих ниже. Время в течение которого накапливалась каждая группа пород, названо эрой. Название эры отражает относительное время

А как определяют абсолютный возраст горных пород?

Абсолютный возраст – это время прошедшее с момента образования горной породы. Его определяют по радиоактивным элементам – например уран. Скорость его распада известна и остается всегда неизменной (уран распадается на гелий и свинец, гелий засеивается, свинец – остается) по количеству свинца определеяют возраст горной породы

Вывод : Горные породы – свидетели эволюции жизни

2. Работа с геохронологической таблицей стр 34-35

Индивидуальная работа переходящая в групповую: учащиеся записывают все что знают по этой теме, или могут извлечь из таблицы:

Какие графы в ней выделяются?

Прочтите название периодов каждой эры от самых древних до молодых.

Какая эра в истории Земли была самой продолжительной?

Какие периоды были наиболее продолжительными?

Какой период самый короткий?

Какие происходили изменения в природе каждой эре?

Как называется эра и период в которой мы живем?

Обмениваются корзинами, читают обсуждают,.

3. Групповая работа

1. группа – Архейская и протерозойская эра

2 группа – Палеозойская эра

3 группа – Мезозойская эра

4 группа –Кайназойская эра

Используя карты атласа, геохронолигическую таблицу и текст учебника ответь на вопросы и выполни задания на контурной карте:

    Какие периоды охватывает эра

    Продолжительность эры

    Какое горообразование проходило

    Какие территории охватывает эра

    Обозначить территории где встречаются данные породы

    Какие полезные ископаемые встречаются

Защита проектов, обсуждение, распределение баллов в группе: 1,2,3,4.

1.Допалеозойские породы (кристаллические породы: сланцы, гнейсы – с. Тянь – Шань, Мугоджары, Улытау, Кокшетау).

2.Палеозойские осодочные и изверженные породы (известняк, глинистый сланец, песчаник – с. Тянь – Шань, Жетысуский Алатау, Тарбагатай, Алтай; интрузии – медь, марганец, железо, олово, вольфрам, золото).

3. Мезозойские породы (Каратау, Предуральсоке плато, Илейская, торгайская впадина).

4.Кайнозойские горные породы (на всей территории Казахстана):

А. палеогеновые – котловинах: Шуйская, Илейская, Жайсанская, равнинах – Устирта, Приаралья, плато Торгай.

Б. неогеновые предгорья высокогорных районов: песчанистые глины, суглинки.

В. Антропогеновые – всюду.

Взаимооценивание- коментарий

Прием «Корзина идей»

Учебник

стр 34 – 35

ФО, взаимооценивание

Конец урока 7-10 мин

Индивидуальная работа – тест

    Выполните тестовую работу

1.Сколько эр выделяют в развитии нашей Земли?

А) 6; Б) 5; В) 3; Г) 4

2.Сколько периодов выделяют в развитии Земли?

А)12; Б) 14; В) 6; Г) 10

3.Какая эра в истории Земли была самой продолжительной?

А) Палеозойская; Б) Протерозойская; В) Архейская

4.Первые организмы возникли в:

А) почве; Б) воздухе; В) воде.

5. Когда на Земли появились млекопитающие?

А) Протерозой; Б) Палеозой; В) Мезозой.

6.Появление примитивных птиц – это время:

А) Протерозой; Б) Палеозой; В) Кайназой.

7.В какую эру и период на Земле сформировались первые пустыни?

А) Палеозой; Б) Кайнозой; В) Мезозой;

Г) Девонский; Д) Пермский; Е) Юрский

8.Когда появился первый человек?

А) Кайнозойская эра; Четвертичный период;

Б) Палеозойская эра; Пермский период;

В) Кайнозойская эра; Палеогеновый период

9.Древнейшая складчатость на земле сформировалась в:

А) Архейскую эру; Б) Протерозойскую эру;

В) Палеозойскую эру.

10.Выберите полезные ископаемые, которые сформировались первыми на Земле?

А) Нефть; Б) Железная руда; В) Каменный уголь.

Взаимопроверка

1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6- б, 7-г, 8-а, 9-а, 10-б

Выставление оценок

13 – 14 – «5»

12 – 10 –«4»

9 – 7 – «3»

Рефлексия «Лодки в море»

Дифференциация - Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание - Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техник безопасности.

Размышления

Были ли цели урока/ обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мною? Выдерживалось ли время обучения? Какие отступления были от плана урока и почему?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учётом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учётом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?