Воспитательная работа с одаренными младшими школьниками. Работа с одаренными детьми в младшем школьном возрасте. Уважение интересов и возможности каждой семьи

Младший школьный возраст -- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • -исследовательский;
  • -частично-поисковый;
  • -проблемный;
  • -проективный;

Формы работы:

  • - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • - консультирование по возникшей проблеме;
  • - дискуссия;
  • - игры.

Очень важны: -интеллектуальные марафоны;

  • -различные конкурсы и викторины;
  • -словесные игры и забавы;
  • -проекты по различной тематике;
  • -ролевые игры;
  • -индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • -высокая продуктивность мышления;
  • -легкость ассоциирования;
  • -способность к прогнозированию;
  • -высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров.

Учитель должен быть:

  • -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • -профессионально грамотным;
  • -интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • -владеть современными педагогическими технологиями;
  • -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • -иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • -стимулировать познавательные способности учащихся;
  • -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети - вундеркинды.

Вундеркинды -- дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни -- напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, -- упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество -- они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое - одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.

Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность -- познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Баландина Е.Г.

учитель начальных классов МБОУ Школа № 41 «Гармония» г.о. Самара

Аннотация: В статье рассматривается значимость выявления одарённых детей, организация работы с одарёнными детьми, формы работы с одарёнными детьми, описываются положительные стороны выявления одарённых детей, затрагиваются вопросы развития детской одарённости.

Ключевые слова: одарённость, феномен одарённых детей, системно - деятельностный подход , умственная одарённость.

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов .

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

ОДАРЁННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

О феномене одарённых детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности". И тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним .

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей .

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности .

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.

Основными формами работы с одаренными детьми в нашей школе являются:

Предметная неделя.

Предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство, поиск дополнительной информации к уроку.

Организация исследовательской работы и проектной деятельности.

Конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины.

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».

Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше в этом помогают уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Дети, начиная с первого класса, принимают участие в межшкольной конференции «Первые шаги в науку». Самые младшие участники – первоклассники. Конечно, им еще помогают взрослые: учителя, родители. А вот ребята 4 класса уже справляются самостоятельно. На протяжении несколько лет в нашей школе проходит городской тур международной олимпиады «ИнтеллекТ». В 2016 году прошёл межрегиональный тур этой олимпиады. Наши ребята являются активными участниками этого мероприятия. Не раз мы гордились их победами! Не нужно говорить, какая подготовка проводится с детьми до этого в классе и дома: индивидуальные занятия учителем с одаренным ребенком, дифференцированный подход во время урока, индивидуальное домашнее задание. Если такая работа будет носить систематический характер, то результат будет. Одаренные ребята имеют отличные результаты и во всероссийских играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок». Замечательно, что учащиеся сами интересуются о дате проведения конкурса, вовлекают и других детей.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества.

Таким образом, работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список литературы:

    Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников:. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

    Панов В.И. Если одаренность - явление, то одарённые дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

    Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Организация работы с одарёнными детьми

Организация внеурочной работы с одарёнными детьми

Подготовила учитель

начальных классов

Архипова Н.П.

декабрь 2018 год

Организация работы с одаренными детьми

Организация внеурочной работы с одаренными детьми

Детское время должно быть временем радости,

временем мира, игр, учёбы и роста. Жизнь детей должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт.

(Конвенция о правах ребёнка).

Согласно ФГОС образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность для учащихся, в том числе для одаренных и талантливых детей. Внеурочная деятельность одаренных учащихся в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.

Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников заключается в следующем:

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность способствует в полной мере реализации требования ФГОС .

Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Творческая мастерская.

Творческая мастерская - это форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей одаренных детей.

Творческая мастерская как форма внеурочной деятельности имеет очень большое значение. Её основными целями и задачами является создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

Творческая мастерская для одаренных детей - это особая креативная среда, в которой, каждый ребенок может ощутить радость созидания.

Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

По определению Инны Алексеевны Мухиной «мастерская - это такая форма обучения детей, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности».

Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Факультативные занятия.

В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения.

Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Факультативы выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них - предметно-повышающая функция. Одаренные учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Вторая функция - это мотивирующая функция. На факультативных занятиях возникает потребность в поиске, познании, творчестве и это формирует устойчивую познавательную мотивацию к дальнейшему развитию.

Для факультативов, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Предметные кружки.

Кружок - это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке. Занятие в кружках для одаренных детей младшего школьного возраста обеспечивают формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету, развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки.

Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.

Такие интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии. Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку в баллах. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?». Сюжетные викторины - более интересны. В этих играх включается воображение, применяются элементы театрализации. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».

Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Научно-практические конференции .

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы

носит тематический характер. В процессе подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся умение публичного выступления. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Олимпиады.

Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам.

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Литература.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. ТОО «Динамит», 1996.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.

4. Одаренные дети и педагогические условия их развития.

5. Работа школы с одарёнными детьми.

Людмила Сурикова
Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Л. В. Сурикова

(Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина)

[email protected]

Работа с одарёнными детьми в начальной школе .

Аннотация. Каждый ребёнок одарён . Чтобы он в жизни мог проявить свой талант, его нужно найти и вытащить наружу. Задача учителя - помочь маленькому человеку и направить его в нужном направлении.

Ключевые слова : талант, одарённость , школа , начальная школа , ребёнок.

Значительные преимущества будут за

теми государствами, которые сумеют

как можно раньше опознать творческие

личности и создать самые благоприятные

условия развития их потенциалов.

К. Тейлор (американский психолог)

Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы .

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть , разглядеть способности ребёнка . Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье . Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником , им неинтересна работа на уроке , они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех , кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность » ?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая , гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно . Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно ; в классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных детей говорят , что в них есть «Искра Божья» , но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей .

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты :

Выявление одаренных детей ;

Развитие творческих способностей на уроках;

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,

конкурсы, исследовательская работа );

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей .

Из опыта работы знаю , что одаренные дети любознательны , настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу , используя различные тесты.

В моем классе много талантливых детей.

Павлов Никита серьезно занимается спортом. Он посещает детскую спортивную школу , участвует в соревнованиях, второй является членом общешкольной команды для участия в городской военно-спортивной игре «Патриот» и имеет множество грамот. В классе он отвечает за спортивную работу , проводит утреннюю зарядку, сам формирует команду, готовит к соревнованиям и является неизменным капитаном. Я думаю, что в дальнейшем он достигнет высоких результатов, если будет серьезно заниматься.

У Чаплыгиной Марии великолепные артистические данные. Она чудесно читает стихи, серьёзно занимается балетом, посещая школу искусств . На всех конкурсах и в школе , и в городе она занимает призовые места. К тому же девочка ещё и хорошо учится и занимается спортом. И на всё у неё хватает времени. Она стала участником Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, победителем в школьном «Живая классика» и др.

Махонин Матвей талантлив во всем. Он отлично учится, занимается в спортивной школе . Ежегодно мальчик участвует в различных конкурсах художественного творчества : «Дорога глазами детей» , «Вместо елки новогодний букет» , «Природа вокруг нас» и других и занимает призовые места : лаурят школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» , победитель регионального интеллектуально-познавательного конкурса, посвящённого 870-летию г. Ельца «Юные знатоки родного края» в номинации «История моей малой родины» , диплом победителя в 1 онлайн-олимпиаде по русскому языку»Русский с Пушкиным», 1 место в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» , лаурят 2 степени региональной олимпиады по информатике и т. д. А 28 марта на XI открытом конкурсе чтецов «И вечная природы красота» , посвящённом памяти С. Н. Коновалова, С. В. Макарова Матвей занял 1 место.

Полевой Борис плохо учится, но руки у него золотые. Он посещает кружок «Сказка своими руками» , и работы его получаются великолепные. На уроках технологии он является помощником учителя и оказывает помощь детям в работе . В областной акции детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» Борис занял 1 место. Мальчик стал победителем Регионального конкурса «Юные знатоки родного края» в номинации «Улицы моего грода»

Лысоченко Полина очень любит животных. В нашем классе в живом уголке жила морская свинка. Назвали мы ее Фросей. И только Полина добросовестно и самоотверженно ухаживала за ней. Через некоторое время они уже не могли жить друг без друга. Сейчас Фрося является членом семьи Лысоченко. В настоящее время она готовит исследовательский проект о жизни, повадках морских свинок на примере своей любимицы. Девочка убеждена, что каждое живое существо обладает разумом и умеет любить по-настоящему. Надо только, чтобы люди, находившиеся рядом, оставались людьми в полном смысле этого слова.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработана система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока . На решение таких заданий я отвожу 5-7 минут и требую обязательно подробного объяснения. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задания.

На всех этапах урока я стараюсь использовать индивидуально-дифференцированный подход. Для способных детей я предлагаю более сложные задания, использую карточки, опережающие задания, работу в парах и группах . Эти дети являются консультантами на уроках и вне уроков.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города , через интернет, путем самообразования.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу . Часто провожу различные мероприятия, в которых учащиеся могут проявить себя. Огромную помощь мне оказывают коллективы музея ремесел, станции юных техников, детской библиотеки, где мы частые гости. В этом году учащиеся побывали на чудесных праздниках «Осенние посиделки» , «Лапти-лапоточки» , празднике рояльной гармошки, участвовали в конкурсах, проводимых детской библиотекой, где заняли призовые места.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей , становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы постоянно участвуем во всероссийских олимпиадах : «Русский медвежонок» , «Кенгуру» , «Эрудит» .

Работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков : выполняем нестандартные задания, создаем исследовательские работы , проекты. Сейчас у нас в работе несколько проектов в различных областях.

Немаловажным считаю и создание условий для всестороннего развития личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой , то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию , убеждаю детей в том, что «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант – это 1 % способностей, а 99% труда» .

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе и вне школы , занимались дополнительно физкультурой и спортом дома.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносит вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.

Хочется в заключение привести замечательные слова В. А. Сухомлинского : «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Литература :

1. Использование элементов самостоятельной работы в процессе формирования способностей одаренных младших школьников // История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. Под ред. Р. С. Бозиева и А. В. Овчинникова - М Педагогика, 1998 -С 77-78

2. Обучение одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной школе Англии и США// Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета - М Прометей, 1999 - С 158-164.

3. Педагогическая основа обучения одаренных детей // Высшее педагогическое образование России : традиции, проблемы, перспективы тезисы международной научно-практической конференции. Часть П. - М, 1997 - С 84-87

4. Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно - практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 -С 94-95

5. Развитие творческих способностей одаренных младших школьников // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга. Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции - Йошкар-Ола МГПИ, ЧД 1998 - С 133 -134

6. Современный зарубежный опыт обучения и воспитания одаренных детей // Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М,1998 -С 197-199

7. Характерные черты умственной одаренности детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей "Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе ". - Выпуск Ш. М. Промели, 1998 - С 129-130

«Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время»

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми в современной системе образования становится все более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.
Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений. С образовательной точки зрения целью системы работы с одаренными является достижение оптимального соответствия условий конкретной образовательной среды нуждам определенной социальной группы.
Одним из важнейших направлений Государственной образовательной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодого поколения, для развития его потенциала в интересах России, на обеспечение конкурентоспособности страны и укрепления ее национальной безопасности является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей.

В озвученной в послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа», работе с одаренными и талантливыми детьми уделено особое внимание.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев его сформированности и методики выявления; в – третьих, как она проявляется и формируется на уроках.

В соответствии с этим мы выяснили, что существует несколько определений понятия «одаренность» . Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность.

Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями». (Толковый словарь Ушакова. Д.Н.Ушаков. 1935-1940). В словаре Ожегова данное слово объясняется как « одаренность – то же, что и талантливость» (Толковый словарь Ожегова. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова 1949-1992).

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать, что одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Дидактические подходы к обучению

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.

До сих пор нерешенным остается вопрос о том, как выявить одаренных детей. Прежде всего, не упустить время. Выявление одаренности детей очень важно для построения педагогической системы, ориентированной на развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Следует отметить, что разработаны такие тесты, с помощью которых успешно выявляются одаренные дети. Основой методики диагностики одаренности послужила модель американского ученого Джозефа Рензулли, который рассматривает одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, мотивации и креативности. Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди "обычных" людей, общаться и работать с ними.

Необходимо помнить, что мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в традиционной массовой школе. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В Давыдов), проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.) использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов) использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:

интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
– творческую – легкость генерирования идей,способность предлагать качественно разные,неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
– академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка(очень часто в ущерб другим учебным предметам);
– художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
– социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
– психомоторную (т.е. спортивную) –характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими(моторными, сенсорными и когнитивными способностями).

Таким образом, работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

Учет успешности детей в каком либо виде деятельности;

Индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;

Формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Диагностирование одаренных детей проводится ежегодно психологической службой школы и педагогами для своевременного выявления и создания оптимальных организационно-педагогических условий для развития учащихся.

Разумеется, что в данном процессе необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета. Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.

Взаимосвязь факторов одаренности и внешней среды

Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.

В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьми можно разделить на три части:

1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковое портфолио.

На наш взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Что касается разноуровневой технологии, она предполагает незримого подразделения детей на одаренных, продвинутых и обычных. Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроках и занимаются по особой программе.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

    включает в себя интегрированную межкультурную работу;

    оказывает содействие социальному и культурному развитию;

    через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;

    придает учебному процессу динамичность и привлекательность;

    проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;

    проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень

    положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Но это требует от учителя определенной этапности в работе:

А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);

Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;

В-ученики сами определяют и решают проблему.

Фактически, такая организация деятельности реализует теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:

Соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;

Умение распознать признаки одаренности;

Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;

Доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;

Эмоциональная стабильность;

Умение координировать свои действия с действиями родителей.

Способность к самоанализу;

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация.

Традиционно наиболее распространенными формами работы с одаренными детьми являются Всероссийская олимпиада и научная конференция школьников. Данные мероприятия имеют сложившиеся традиции проведения и занимают особое место в ряду интеллектуальных состязаний. Данные интеллектуальные состязания – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

Метод проектов включает в себя исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение, в котором учащиеся ставят и решают собственные задачи, завершающиеся созданием продукта их труда.

Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений;

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники; марафоны, вечера и т. д.

Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- олимпиады (школьные, районные, областные, межрегиональные);
- научно-практические конференции;
- элективные курсы;
- работа по индивидуальным планам;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей то учитель, работающий с высоко- интеллектуальными детьми, в глазах.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

Представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Окружающим присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных

Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия, меня любят, я привлекателен как человек

Цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

Он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;

Создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;

Предоставляет учащимся обратную связь;

Использует различные стратегии обучения;

Уважает личность;

Способствует формированию положительной самооценки ученика;

Уважает его ценности;

Поощряет творчество и работу воображения;

Стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

Проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.