Задания для импровизации для детей. Импровизация детская. Подготовка к игре

Халецкая Светлана Петровна, ГБОУ Гимназия № 148 им. Сервантеса, Санкт-Петербург

Г. А. Товстоногов был убежден, что импровизация должна стать ведущим принципом театрального творчества, и утверждал, что дар импровизации или природную к ней склонность можно и необходимо воспитывать. Когда дети начинают играть, им не нужен драматург, режиссер - все происходит спонтанно, легко, автоматически. В каждом из нас заложен дар импровизатора. А для будущих актеров это изначальная основа и суть их мастерства. Слова великого режиссера стали импульсом для написания данной работы, где я поделюсь опытом занятий по импровизации в детском театральном коллективе.

Театральная энциклопедия дает толкование понятия импровизации как сценической игры, не обусловленной точным драматическим текстом и не подготовленной на репетиции.

Как развивать дар импровизации у юных артистов? Каковы условия, способствующие возникновению импровизационного самочувствия, и что же именно является стимулом для возникновения импровизации? Думается, что таким пусковым механизмом, прежде всего, является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода. Игра, в которой импровизационное действие переведено в мир воображения, - это интенсивный способ познания мира. Как форма поведения она способна определять и совершенствовать творческие возможности ребенка и является одним из наиболее эффективных инструментов освоения культуры и формирования сознания. В современной педагогике и психологии театральные или ролевые игры являются интенсивным обучающим инструментом в работе с детьми. Известно, что в атмосфере игры легче усваиваются родной и иностранные языки, основы математики, музыкальной грамотности, физической культуры, пластики и т. д. В нашем случае игра – импровизация – основа обучения студийцев актерскому мастерству.

Навыки участия в упражнениях-импровизациях направлены на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса.
Для начинающих существует комплекс упражнений «Приготовишки»,
благодаря ему ребята учатся делать первые шаги из мира реального в мир вымысла, пытаются оплодотворить своим воображением знакомые бытовые предметы и придумать для них новые роли. Нужно сказать, что упражнения со стулом таят в себе неограниченные возможности для развития ассоциативного мышления.

Вот примеры некоторых заданий:
1.Цепочка ассоциаций «на что похож стул?» Первый участник предлагает свой вариант, например тачка. Второй повторяя первую ассоциацию, добавляет свою, например стиральная машина и т.д. до последнего участника. Здесь непременно должен присутствовать соревновательный момент. Участник, забывший при повторении одно из звеньев цепочки, выбывает.

2.Усложняем действием ассоциативную цепочку. Теперь нужно выйти из полукруга, назвать свою ассоциацию и обращаться со стулом, как с тем предметом, на который он похож, например с холодильником. Каждый следующий участник должен повторить ассоциацию и действие с предметом и добавить свой вариант. Условия соревнования те же.

3.Меняем положение стула, например, вверх ножками, на боку, спинкой к зрителям, или вообще на столе. Нужно найти и совершить действие, оправдывающее положение стула. Стул вверх ногами, потому, что его вытирают или ремонтируют, или красят.

4.Придумать и оправдать действием, где стоит стул? У кабинета зубного врача, в музее, в магазине и т.д.

5.Одини из участников принимает какую-либо позу на стуле. Предположим, встает на него и поднимает руки вверх, или садится, наклоняется и опускает руки вниз, или встает на колени и прячет голову под стул и т.д. Нужно найти действие, оправдывающее эту позу. Стою на стуле, потому что меняю перегоревшую лампочку, сижу, наклонившись, потому, что завязываю шнурки, голова под стулом – собираю рассыпавшиеся бусы.

Далее подключаются задания по словесной импровизации, где дети учатся говорить один и тот же текст (скороговорку) в разных ситуациях: на морозе, с кашей во рту, в сонном состоянии, догоняя автобус и т.д., рассказать скороговорку на «собачьем», «коровьем», «лягушачьем» языке. Далее задание предполагает рассказ скороговорки с историей. Например, скороговорку «Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила. Ей без мыла было мило» предлагается рассказать от имени мамы, Милы или мыла, рассказать как очень смешную или очень грустную историю, как отчет следователя, как сплетню, как страшилку и т.д.

Более сложный тип словесной импровизации это импровизация на какую-нибудь необычную тему, например «Собачий футбол» или «Лягушка-певица», когда студиец по сигналу руководителя начинает рассуждения вслух на предложенную тему. Каждый из присутствующих должен быть готов продолжить.

Следующий вид упражнений это игра- импровизация на ассоциации. Мы называем ее «Шерлок Холмс». Присутствующие загадывают «преступника», а сыщик имеет право задать каждому по одному вопросу на ассоциацию типа «если бы этот человек был цветком, то каким? Птицей, рыбой, животным и т.д.» По совокупности ответов сыщик должен вычислить «преступника».
Ассоциативная цепочка со стулом может проводиться на какую-либо другую тему. Предположим, тема «Школьные принадлежности». Дети сидят в полукруге. Первый участник изображает какой-либо школьный предмет: линейку, ластик, тетрадку, пенал, карандаш…Второй должен повторить показ первого участника и добавить свой предмет и так до последнего участника. Выбывает тот, кто забыл или не правильно показал одно из звеньев цепочки.

Упражнения на импровизацию с музыкой предполагают небольшие этюды на оправдание пространства соответствующего характеру музыки, сочинение необычного танца, например с подушкой, с чемоданом, со шваброй.
Сказка-импровизация – определенный этап в обучении, так как в показе студийцы участвуют все вместе. Берем любую знакомую сказку, например «Теремок». На отдельных листочках выписываем всех героев сказки, включая деревья, ведра, речку и т.д. Дети тянут бумажки с ролями. Ведущий читает сказку, все герои «оживают». Сюжет может меняться по ходу представления, обрастая новыми подробностями и шутками.

В заключении хочется сказать, что навыки участия в упражнениях-импровизациях способствуют укреплению межличностной коммуникации, стимулируют проявление спонтанного поведения, учат управлять процессами восприятия, развивают эмоциональный интеллект.

Галина Дмитриевна
Игры - Этюды - Импровизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Составила и Разработала : воспитатель Эргеева Г. Д.

г. Ефремов, Тульская обл.

МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

Цель :

Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых литературных форм и элементов ИКТ (сопровождение этюдов музыкальным фоном ) . Развивать творческие способности детей дошкольного возраста .

Задачи :

обучающая - открыть ребёнку мир словесного искусства, умение слушать и понимать литературные произведения.

развивающая - развитие интереса к словесным импровизациям ; развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Адресная направленность : этюды- импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей , в качестве дополнения к традиционным физульт-минуткам или заменить их; а также в свободной организованной деятельности детей .

Организация работы : Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд ) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы» .

Особенности организации работы : В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями :

Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ , чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;

Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

Для правильной организации этюдов – импровизаций с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы :

Включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса;

Индивидуальные особенности детей с ОВЗ ;

Максимальная активность детей ;

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;

Подготовленность и заинтересованность воспитателей;

Сопровождение этюдов- импровизаций художественным словом и элементами ИКТ (аудиозаписями) .

1. Осенние листья

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» . О. Кисилева

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Литстья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Н. Нищева

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго :

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

3. Игра в снежки

Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка» .

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

4. Игра с камушками

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу» .

5. Сосулька

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки : руки над головой. Третья и четвертая строчки : уронить расслабленные руки и присесть.

6. Шалтай-болтай

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне. (Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

7. Петрушка

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны» .

8. Кукушонок кланяется

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку» . Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака :

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что,- она спросила,- не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

10. Жадный пес

Воспитатель читает стихотворение Василия Квитка :

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам -

Гам-гам-гам!

Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

11. Страшный зверь

Воспитатель читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь» .

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки -

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится.

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул :

Храбрый мальчик крикнул :

А дети, исполняют роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.

12. Король Боровик

Воспитатель читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи. (В. Приходько)

13. «Снежинки»

Воспитатель читает стихотворение :

Снежинки, снежинки на землю летят,

Искриться их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки пора вам опять

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят

И падают прямо на щеки ребят.

Дети, выполняют движения, импровизируя .

Артикул: L-162

Продолжительность: 60-90 мин. Количество игроков: 2-4 Возрастные ограничения: 5+ Размеры: 24х37х6 Вес: 0.65 кг.

«Импровизация» — игра для тех, кто хочет отлично провести время в веселой и творческой атмосфере с пользой для самообразования.

Наш совет: в любой непонятной ситуации — импровизируй !

Игра “Импровизация” Детская — для детей с богатым воображением старше 5 лет и для тех кто хочет его развить. Игра вызывает огромный интерес. Очень увлекателен сам процесс игры, где дается возможность импровизировать и проявлять себя.

Цель игры. Провести свои игральные фигуры по полю, выполняя определенные задания, отгадывая слова различными способами, получая за это очки. Перед началом игры, игроки договариваются о продолжительности игры. Оптимальное время игры от 60 до 90 минут.

Комплект:

  • Игровое поле,
  • 56 карт с заданиями (32 с картинками и 24 с конкретными заданиями),
  • 4 деревянные фигурки,
  • 4 фишки, один кубик,
  • указание.

Игрокам будет необходим лист и карандаш.

Карты. Карты с картинками (32 шт.) – на каждой карте есть картинка и слово к ней. Карты (24 шт.) –на каждой карте указано задание, которое игрок должен выполнить при вытягивании данной карты.

Игровое поле . Поле состоит из ходов, на котором передвигаются деревянные фигурки и из ходов с очками, где игроки будут перемещать свои игральные фишки, согласно своим постижениям. Ход „Рисование ”, ход „Описание ”, ход „Пантомима ”, ход „Буква ”- то ходы, при попадании на которые определяется способ выполнения задания.

Ход „Описание ”. При попадании деревянной фигурки на этот ход, игрок должен в течение определенного времени, в рамках одной минуты (можно запустить секундомер на мобильном телефоне), объяснить остальным игрокам задание, указанное на карте. Во время объяснения, слово может быть описано любыми словами, кроме слов, которые содержатся в самом задании или их однокоренными. Игроки не имеют право использовать иностранный язык. Объясняющий игрок, может только говорить „да” или „нет”, чтобы помочь остальным игрокам в отгадывании слова.

Ход „Рисование
. При попадании деревянной фигурки на этот ход задание (слово) должно быть нарисовано. Объясняющий не должен разговаривать или жестикулировать. В рисунке не должны присутствовать буквы или цифры. Выполняющий задание, с кивком головы, может помочь остальным, дав понять насколько озвученная версия близка к правильной.

Ход „Пантомима ”. Задание должно быть объяснено при помощи жестов, звуков или напева в течение одной минуты. Объясняющий может имитировать звуки животных, шум ветра или напевать песню, без слов, которая ассоциируется с заданием. Объясняющий, может указывать на предметы из своего окружения или части своего тела. С кивком головы, объясняющий игрок, может подсказать остальным, дав понять насколько озвученная версия близка к верной

Ход „Буква ”. При попадании на этот ход игрок вытягивает одну карточку из стопки карт с заданиями 24 шт. Карта кладется лицом наверх, так, чтобы остальные игроки увидели задание. Теперь игроки должны сказать слово на эту букву, соответствующее заданию.

Ход „Вредина ” при попадании деревянной фигурки на этот ход, сам игрок ничего не делает, а остальные игроки должны переместить свои фишки на один ход назад, тем самым потеряв 5 очков из своего актива.

Ход „Улыбка ” – при попадании деревянной фигурки игрока на этот ход, этот игрок передвигает свою фишку на один ход вперед, тем самым получая 5 очков, без выполнения задания.


Начало игры.
Игроки выбирают по одной деревянной фигурке и фишке одного цвета и ставят их на поле в определенные для них места. Деревянная фигурка ставится на ход СТАРТ , а фишка ставится перед ходами с очками того же цвета. Карты кладутся рядом с полем рубашкой вверх. Игроки бросают кубик. Кому выпадет большее число тот и начинает игру первым. Первый игрок бросает кубик и передвигает свою деревянную фигуру на столько ходов, сколько попало на кубике. Остальные, ходят по часовой стрелке. При попадании деревянной фигурки на ходы „Описание ”, „Рисование”, „Пантомима”, „Буква” — игроку становится понятно, каким образом должно быть выполнено задание, после чего он вытягивает одну карточку из стопочки с заданиями, так, чтобы остальные игроки не видели задания. Просмотрев задание, указанным на карточке – напротив способа выполнения задания, игрок откладывает карточку в сторону, теперь в его расположении 15 секунд, чтобы обдумать, как лучше выполнить задание. Он должен максимально ясно выполнить задание, так, чтобы остальные игроки бы его отгадали. Если в течение одной минуты, кто-то из игроков отгадает слово, тогда объясняющий и игрок отгадывающий передвигают свои фишки вперед на один ход, т.е. получают одно очко. Если никто из игроков не успеет отгадать, тогда это карточка возвращается обратно в стопку и игру продолжает следующий игрок. Если кто-то в процессе игры нарушит правила, тогда он должен вернуть свою фишку назад на одно очко.

Особые условия. Когда деревянная фигурка игрока доходит хода „Финиш”, игрок должен вернуть ее назад на ход „Старт” и продолжить игру, если, не закончилось договоренное время, и остались еще карточки с заданиями.

Конец игры: По истечению договоренного времени игра останавливается. Игрок с наибольшими очками становится победителем.


Игры-импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей, в качестве альтернативы традиционным физульт-минуткам,; а также в свободной деятельности, для развития воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры импровизации для детей.

Я - КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК

Педагог. Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас - кленовый листочек.

Дети открывают глаза.

Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял. Имитируют движения листочка по желанию. Каждый выполняет по-своему.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Листочки плавно и бесшумно падали на землю.

Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин... Листочки, разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца.

Дети делают произвольные движения.

Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком. Во время игры звучит специально подобранная мелодия.

ПОДСНЕЖНИК

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы - корни растения - подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника.

Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих.

Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху.

Дети соединяют руки, изображая бутон.

Используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

БАБОЧКА

Педагог. Ребята, помните, мы сегодня на прогулке видели бабочку-лимонницу? Она была такая красивая, желтая-желтая, маленькая.

Вы знаете, зачем она прилетела к нам на участок? А для того, чтобы пригласить нас в чудесную страну цветов. Вы хотите там побывать?

Но, чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «Раз, два, три - в страну цветов неси!»

Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза в левую и 3 раза хлопнуть в ладоши и открыть глаза. Все готовы?

Тогда отправляемся.

Дети произносят слова, выполняют оговоренные движения под музыку.

Вот мы и в стране цветов, и стали все мы бабочками. Расправили бабочки крылья. Ах, какие мы красивые! Любуются собой, друг другом. Здесь и лимонницы, и капустницы, и крапивницы, и адмиралы... Разглаживают лапками крылышки, умываются утренней росой. Ой, какая холодная!

Дети разводят руки в стороны, любуются собой, рассматривают друг друга, восхищаются. Умываются, моют глаза, лицо, «усики».

Вот и подготовились к полету. Огляделись вокруг. Сколько здесь кругом цветов! (Вырезанные из бумаги, лежат на полу.) Какой приятный аромат! Глубоко вдохнули, расправили крылья и легко вспорхнули. Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхают бабочки.

Дети оглядываются вокруг, рассматривая воображаемые цветы. Вдыхают воздух, разводят в стороны руки и имитируют полет бабочек.

Садимся на цветы, сложили крылья на спине. Пьем нектар. (Имитируют.) Ах, какой он сладкий, ароматный, приятный. Наелись и напились вдоволь. Как хорошо! Тепло! Как греет солнышко! Подставим правый и левый бочок, крылышко, спинку.

Дети греются на солнышке, сидя на цветах.

Ой, похолодало, солнышко спряталось за большую черную тучу. Какой сильный ливень начался. Скорее разлетайтесь, бабочки, и прячьтесь от дождя, кто под навес, кто в щелки, кто под листву деревьев!

Дети прячутся.

Холодно бабочкам, прижимаются друг к другу, крылышками машут на ветру. Скорее бы солнышко выглянуло! А вот и оно! Как сразу стало тепло и светло! Вылетели бабочки и снова стали летать, прохладной дождевой водой умываться. Теперь нам пора домой возвращаться, а полетим мы домой на спинке у большой бабочки.

ГРИБОЧКИ

Педагог. Ребята, закройте глазки, представьте, что вы - грибочки. Вы спрятались в травку, вставать совсем не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивы1e шляпки, порадовались солнышку!

Дети закрывают глаза. Присели на корточки, прижались друг к другу. Медленно поднимаются, смотрят вверх, встали во весь рост, показывают руками шляпки, поворачиваются в одну сторону, в другую.

Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке.

Дети показывают друг другу руки ладошками вверх, делая фонарики.

Но вот туча набежала, дождик закапал: кап-кап-кап.

Дети звукоподражают.

Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.

Дети опускают руки, прижимают к телу.

Но вот он кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.

Дети улыбаются, садятся на корточки.

Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли глазки, прижались друг к другу и заснули.

Дети закрывают глаза, прижимаются друг к другу.

СТРЕКОЗА

Действия большой стрекозы выполняет воспитатель.

Педагог. Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером. Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду - одно яичко, постоит над водой, окунет – еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела. (Касается каждого ребенка рукой, превращая в яйцо. Тот, в свою очередь, садится на корточки, опускает голову.) Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них вылупились личинки. (Обхватывают руками колени. Покачиваются, сидя на корточках.)Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползли. Они были очень прожорливы и быстро хватали свою добычу челюстями.

Дети делают захватывающие движения руками, как будто стараются кого-то обнять.

Затем кладут себе в рот и проглатывают.

Дети выполняют загребающие движения поочередно каждой рукой. Делают глотательные движения.

Так проходили дни.

Настала пора личинкам превращаться в стрекоз. Ухватились они крепкими лапками за стебель тростника и начали карабкаться вверх.

Выползли личинки из воды и стали выбираться из тесной одежды, которая держится крепко и трудно от нее освободиться, как из скафандра. Последние усилия - и вот на тростнике молодые стрекозы.

Дети имитируют движения вылезания, как из тесной одежды.

Погрелись они на солнышке и стали расправлять свои крылышки.

Дети шевелят растопыренными пальцами. Небольшие Движения руками вверх-вниз. Машут руками с растопыренными пальцами.

Расправили свои крылышки, а лететь боятся. Надо сделать специальную зарядку для крыльев. Сначала ими надо немного пошевелить. Затем ими часто помахать. Теперь хорошенько расправить и помахать.

Можно лететь. Закружились стрекозки над рекой. Потом взмыли высоко-высоко и полетели.

Дети «летают». Кого воспитатель коснется, тот и «летит», куда он скажет.

Весь день до вечера на лугу резвились. Устали и решили отдохнуть. Одна села на малиновый куст, другая - на лист яблони, третья - на забор.

Можно сделать цветы из бумаги и разбросать в разных местах комнаты.

Сели отдохнуть, да так и проспали до самого утра. Так и прожили стрекозки все лето без забот и хлопот на лугу.

ПТИЦЫ

Метод привлечения: через рассматривание картин с изображением разных птиц и цветов, через наблюдение за ними на участке.

Педагог. Ребята, представьте себе, что вы - птички. Закройте глазки и присядьте - птички отдыхают на ветке и спит. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.

Дети закрывают глаза и приседают. Открывают глазки, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянутся.

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на травку возле ручейка, попили водички. Снова полетели и опустились на птичий двор.

Дети взмахивают руками и бегают по залу. Приседают и наклоняют голову.

Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: и важный - преважный индюк, и гордый петух, куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка кряква, и гусь-задира.

Дети наклоняют головы. Имитируют движения птиц: медленно ходят по залу с поднятой головой (петух), цыплята бегают, семенят. Курица ходит неторопливо. Идут вперевалку (утка), вытягивают шею, руки отводят назад. Бегают по залу.

Погостили птички у них и полетели домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.

Дети приседают, руки отводят назад за спину, закрывают глаза.

А теперь откроем глазки и снова станем детьми и нарисуем того,

кого видели на птичьем дворе.

Дети открывают глаза. Встают. Рисуют.

КАПЕЛЬКИ

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки - большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись.

Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза «спят».

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали.

Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки.

Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться.

Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

ТОПОЛИНЫЕ ПУШИНКИ

Педагог. Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна.) А какое время года идет за весной? (Лето.)

А знаете ли вы, что в самом начале лета бывает все белым-бело? А почему? А это потому, что с тополей облетает пух. Вот сейчас я превращу вас волшебной палочкой в тополиные пушинки.

Мы легкие, воздушные пушинки и летим на землю плавно, купаемся в воздушных волнах и постепенно садимся на землю.

Дети разбегаются в разные стороны, садятся на корточки.

Вдруг поднялся теплый, легкий ветерок. Он нежно собирает нас в небольшую кучку и поднимает вверх над землей.

Дети собираются в небольшую кучку, встают с корточек на носочки и поднимают руки вверх.

Но мы, пушинки, любим свободу, и поэтому мы разлетаемся в разные стороны и кружимся в легком танце.

Дети разбегаются, кружатся.

Как это приятно - летать над землей. Наверное, люди завидуют нам, что мы, вот так просто, можем подняться вверх. Нежный ветерок закружил нас в хороводе.

Дети собираются в хоровод и выполняют произвольные движения.

Ему очень нравится с нами играть, резвиться. Но он не может оставаться больше с нами, ему нужно лететь в другие места, быть может, к другим пушинкам. Но мы не обижаемся на него, ведь он обязательно вернется. До свидания.

Дети машут руками, прощаются.

А мы летим к земле, чтобы опять подняться в небо.

Дети постепенно садятся на корточки.

В ходе упражнения играет легкая, тихая музыка.

СНЕЖИНКИ

Педагог. Ребята, хотите отравиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и я вас сейчас превращу в снежинок, котopыe очутились на облаке. Оно такое легкое, мягкое, пушистое, белое-белое. Раз, два, три - глаза открыть.

Педагог касается до них рукой (волшебной палочкой), дети закрывают и открывают глаза, встав в круг.

Вот мы и очутились на снежном облаке. Но вдруг от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад покружились. Молодцы!

Дети собрались вместе, образуя снежное облако. Кружатся в разных направлениях. Плавно покачивают туловищем и руками в разные стороны. Кружатся. Выставляют ноги вперед-назад, поднимают руки вверх, кружатся.

Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны.

Бегут врассыпную, на носочках.

Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сyrробы, и уснули. Молодцы!

Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.

А теперь нам пора возвращаться в группу. Опять закройте глазки. Раз, два, три - глаза открыть. Вот мы снова превратились в ребят и очутились в нашей группе.

Снежинки

Тихо падают снежинки, Дети выполняют пружинку, руки в стороны. Встают в

Легкий ветер rонит их. хоровод, кружатся все отдельно.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются. Разводят руки в стороны, немного приседают.

Собрались в комок пушистый, Наклонившись вперед, в полуприседе,

На ветру качаются. собираются в кучку. Медленно машут руками.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись. Садятся на корточки. Разбегаются. Кружатся, суетятся,

По замерзшему асфальту бегают.

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки, Кувыркаются. Лежа на спине, поворачиваются с боку на бок.

Веселятся и резвятся, Прыгают, бегают.

Радуясь зиме.

Вначале воспитатель предлагает детям посмотреть на улицу, какая погода. Затем спрашивает, хотели бы они быть снежинками.

Тогда закрывайте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова и коснусь до вас волшебным пером, вы превратитесь в снежинки.

Раз, два, три - в снежинки превратились мы.

Дети открывают глаза. Звучит нежная, плавная музыка, и дети выполняют движения в соответствии с текстом. В конце опять предложить детям закрыть глазки и сказать волшебные слова, касаясь их волшебным пером.

Раз, два, три - вот опять ребята мы.


Ольга Малахова
Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Добрый день уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее, всё складывается и получается.

В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с максимальным количеством нестандартных ситуаций. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре и продуктивной деятельности, на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Тема моего мастер – класса: «Импровизация в игре, как форма развития детской инициативы и самостоятельности». Актуальность данной темы заключается в следующем:

Готовить сегодня ребенка к жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

Познакомить с видами игр – импровизаций;

Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

Ознакомьтесь с основными этапами мастер-класса:

теоретический, практический, заключительный.

I.Теоретический этап (5 мин)

Импровизация - это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Он выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

Воспитательные возможности импровизаций в игре усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Импровизация в игре универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности. Наконец, импровизация в игре является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством игр - импровизаций.

Для реализации цели я определила ряд задач:

Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.

Накапливать и обогащать эмоциональный опыт в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности.

Совершенствовать у детей умение интерпретировать эмоциональные состояния: весёлый, грустный, злой, удивленный и др.

Создать условия для проявления инициативы в импровизации и продуктивной деятельности.

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками (организация совместных игр-импровизаций с участием детей, родителей, сотрудников).

Для правильной организации игр - импровизаций учитываю следующие принципы:

2. Ежедневное включение игр-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе импровизацию в движениях, в мимике, в интонационной речи, в пластике, в музыкально-двигательной импровизации.

В игре-импровизации используются такие формы организации:

Совместная игровая деятельность взрослых и детей

Самостоятельная детская деятельность в игре-импровизации

Игры-импровизации на праздниках, развлечениях

Мини-игры импровизации в ООД

Приемы развития игр-импровизаций:

1. Чистоговорки, стихи, потешки, попевки и прибаутки

3. Постановка вопроса

4. Импровизация диалога в стихах

5. Упражнения на развитие дикции.

Классификация игр - импровизаций:

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Кубик настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизации - это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук, осанка, поза, походка. Среди них: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Среди них игры: «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые развивают умение сопереживать, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, и выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т. д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т. д.). К ним относятся игры: «Перепревращения», «Театр слова».

Темброво-имитационные представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т. д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т. д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

В результате игр - импровизаций дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры – импровизации обогатился эмоциональный опыт. Дети более открыто стали проявлять инициативу в импровизации и продуктивной деятельности.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть м. кл.

Я представлю вашему вниманию игры-импровизации и упражнения, которые можно будет включать во все виды деятельности. Такие включения могут заранее планироваться или импровизироваться.

II.Основной этап (практическая часть)

Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с упражнения – «Вопрос-ответ». Для проведения этого упражнения, я прошу выйти 5 человек. Предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

1. Дидактическое упражнение «Вопрос-ответ» (2 мин)

1. Зачем ты вешаешь шторы?

2. Зачем ты рисуешь квадратики?

3. Для чего ты собираешь яблоки?

4. Зачем ты занимаешься актерским мастерством?

5. Для чего ты фотографируешь слона?

6. Зачем ты смотришь телевизор?

7. Какое у тебя настроение?

8. Для чего ты варишь кашу?

9. Что ты ждешь от сегодняшнего дня?

10. Зачем ты катаешься на лыжах? Упражнение используется для психологической настройки на работу, на сплочение группы.

Участники встают в круг, водящий бросает мяч участнику, задавая вопрос, на который тот должен ответить тем, что первое пришло ему в голову.

Замечательно, продолжим импровизировать. Следующая игра – речевая импровизация. Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

2. Дидактическое упражнение (2 мин)

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: да-да-да

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ла-ла-ла

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ба-ба-ба. Упражнение используется для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи

Следующая игра называется «Театральная разминка»

3. Игра «Театральная разминка» (3 мин)

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Жесты и, конечно, мимика.

Что такое мимика, друзья? (Выражение лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас

И за это благодарю я вас! Игра учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику, жесты, движения, голос. Способствует обогащению эмоциональной сферы.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

В следующей игре участвуют все присутствующие,

попрошу всех встать.

4. Игра «Как живешь?» (2 мин)

Условия игры: Я буду задавать вопросы, а вы быстро будете отвечать на них: «Вот так!», сопровождая ответы жестами. Делаем все четко и быстро:

Как живешь? - Вот так!

Как плывёшь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Вдаль глядишь? - Вот так!

Ждёшь обед? - Вот так!

Машешь вслед? - Вот так!

Утром спишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так! Игра развивает быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами. Следующая игра у нас будет проходить с бусами.

5. Игры с бусами:

Упражнение «Бусы и шкатулочка» (2 мин)

Жили-были бусы в шкатулочке. (ладошки обоих рук складываются).

Шкатулочка была закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят. (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь. (Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)

6. Упражнение «Узоры» (2 мин)

Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и скучали.

(бусы лежат на ладони).

Но вот нечаянно их кто-то уронил

(бусы бросить на пол).

Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошёл и ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или морское животное!». Бусы обрадовались, что они стали такими необычными.

Мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры превратились наши бусы. На что похоже? На цветок (Как называется твой цветок? Где растет? Как пахнет) Это упражнение на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

Следующая игра называется «Эмоции»

7. Дидактическая игра «Эмоции» (3 мин)

Условия игры: По кругу участники один за другим вытягивают карточки и изображают эмоции: удивления, скромности, спокойствия, хитрости, злости, удовольствия, веселья, страха, волнения, застенчивости, усталости, скуки, печали, грусти, обиды, безразличия, любопытства. Рассказывают короткие рассказы из жизни, когда им пришлось испытать данные эмоции. Игра знакомит детей с различными проявлениями эмоций людей, развивает умение выражать собственные эмоции. Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.

Благодарю всех за активное участие!

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

III.Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, по две маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть видов игр-импровизаций, надеюсь вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять представленный опыт в своей деятельности.