Живые удочки. Тема: дифференциация согласных ц, ч Задания на различие букв с и ц

Классы: 1, 2

Цель: учить дифференцировать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.

Задачи:

Коррекционноразвивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие
  • Развивать артикуляционную моторику
  • Развивать навык анализа и синтеза при чтении
  • Расширять словарный запас, совершенствовать навыки словоизменения.

Коррекционно-обучающие:

  • Учить дифференцировать звуки [ч] - [ц]
  • Закреплять понятия “твердый - мягкий звук”
  • Отрабатывать навык чёткого выполнения инструкции

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к родному языку
  • Совершенствовать навык самостоятельной работы

Демонстрационный материал: лента букв, предметные картинки, магнитная доска, магниты, мяч, жетоны.

Раздаточный материал: зеркала, буквы Ч и Ц на карточках, рабочие тетради с заготовленными кругами, распечатки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационная часть, сообщение цели занятия

Учащимся предлагается послушать ряд слов и определить какой общий звук встречается во всех словах.

Ряд 1. Очки, чашка, удочка, мяч, черепаха - [ч]

Ряд 2. Цапля, огурец, яйцо, ножницы, пуговица - [ц]

После того как дети дадут правильный ответ, сообщается цель занятия:

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч] и [ц].

2. Основная часть

Актуализация знаний:

Детям предлагается дать характеристику звуков [ч] и [ц].

[ч] – согласный, мягкий, глухой

[ц] – согласный, твёрдый, глухой

Затем учащимся предлагается найти на ленте букв Ч и Ц и обратить внимание на цвет.

Ч написана на зелёном фоне, т.к. этот звук всегда мягкий, а Ц на синем, т.к. этот звук всегда твёрдый.

Артикуляционная гимнастика:

Предлагается рассмотреть артикуляцию звуков перед зеркалом и выполнить ряд упражнений, помогающих правильному произнесению этих звуков.

Для [ч]: “Улыбка – трубочка”, “Качели”, “Чашечка”, “Маляр”.

Для [ц]: “Заборчик”, “Почистим нижние зубки”, “Киска сердится”.

Дифференциация [ч] - [ц] в слогах:

Повторение на слух слоговых цепочек. Дети повторяют цепочки индивидуально, по очереди.

ЧА – ЧА – ЦА
ЦУ – ЦУ – ЧУ
ЧИ –ЧИ – ЦЫ
ЦЕ – ЦЕ – ЧЕ
ЦУ – ЧУ – ЦУ
ЧУ – ЦУ - ЧУ

Дифференциация [ч] - [ц] в словах:

Определение наличия звуков [ч], [ц] в словах.

1. У детей карточки с буквами Ч и Ц.

Инструкция: послушайте слово и поднимите букву Ч, если услышите в слове звук [ч] или букву Ц, если услышите звук [ц]. Если в слове есть оба звука, необходимо поднять обе буквы.

Слова: полотенце, песочек, причесал, цыган, пальчик, часовой, акация, черёмуха, прицеп, молодец, молодчина, горчица, целый, качели, цветочки.

2. Работа в тетради (на странице заранее нарисованы два кружка с буквами Ч и Ц).

Инструкция: послушайте слово и нарисуйте лучик тому солнышку, чей звук вы услышали. Если в слове два звука [ч] или [ц], нужно нарисовать сразу два лучика. Если есть и звук [ч], и звук [ц], нужно нарисовать по лучику каждому солнышку.

Слова: кирпичи, мечта, лужица, курица, песочница, перечница, горячий, цапля, отличница, ученица.

7 - [ч], 7 - [ц].

Упражнения на словоизменение. Игра в мяч.

Ученикам предлагается выйти из-за парт и встать в круг.

Инструкция: - Я буду бросать вам мяч и называть слово, в котором есть звук [ц]. Вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ц] в нём появился звук [ч].

Слова: палец, заяц, лисица, кольцо, перец, водица, мизинец, курица, птица, огурец, конец, птенец, крыльцо, страница.

Затем предлагается “Игра наоборот”, когда называется слово со звуком [ч], а дети должны изменить его так, чтобы появился звук [ц]. Слова используются предыдущие.

Письменная работа.

Детям выдаются распечатки с заданиями.

Инструкция: прочитайте слова и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Затем вставьте пропущенные буквы в предложения. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.

1. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.

По. та, ули. а, ру. ей, пти. а, ве. ер, при. еп, у. ени. а.

2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.

П. ёлы сидят на. ветах.

У маль. ика удо. ки.

Сестри. ы пили горя. ий.ай.

У ласто. ки было. етыре птен. а.

Проводится проверка. Затем детям предлагается записать одно из четырёх предложений, на выбор, в свою тетрадь.

Итог занятия

Учитель благодарит учащихся за хорошую работу, акцентирует внимание на том, что на занятии было названо очень много слов со звуками [ч] и [ц]. В заключении проводится небольшой конкурс. Детям предлагается придумать, как можно больше слов со звуком [ч], затем со звуком [ц]. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. После подсчёта жетонов определяется победитель.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов./ М. Владос, 2003 г.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ М. Владос, 1995 г.

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок. .
Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше -
Очень больно колется.
(Кактус)

Осторожные.
Смолк над лесом гром гремучий
Целых три часа назад.
Но грибы на всякий случай
Из-под зонтиков глядят.
(В. Орлов)

Выучить наизусть стихотворение.

Пчела.
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается -
Это ей не нравится.
(К. Быкова)

Первый червяк.


Повела курица цыплят учить червяков искать.
- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка.
Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.
- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.
- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.
После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

(По М. Петрову)

Желаем успеха!

Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе сдетьми по формированию правильного звукопроизношения, который направлен на умение различать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту образования.

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Дифференциация звуков у логопатов проводится с опорой на анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный,кинестетический. Использование этих анализаторов определяется характером нарушения.

У многих логопатов замены обусловлены нечеткостью фонематических процессов и представлений о звуках. У большинства ведущим нарушением является слуховая дифференциация. Поэтому работу по дифференциации звуков логопед начинает с опоры на более сохранное зрительное восприятие, кинестетические ощущения и тактильные, которые получаем от органов артикуляции во время произношения звуков.

Использование кинестезии при дифференциации аффрикатов часто требуется предварительная работа по развитию и уточнению кинестетических ощущений с опорой на тактильные и зрительные ощущения у ребенка. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи. В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, мес-то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизноси-тельной дифференциации.

К числу довольно распространённых взаимозамен относится смешение аффрикатов: [ц] - [ч], [ч] - [щ].

Причин возникновения нарушений произношения звуков [ч] и [щ] несколько. Первая — едва различимая на слух общая составляющая этих звуков: звук [ш], входящий и в звук [ч], и в звук [щ]. Вторая — едва ощутимое движение кончика языка вверх и касание боковых зубов при произнесении звука [ч].

Звуки [ч] и [ц] — смычные, каждый из этих звуков образуется путем слияния двух звуков: для звука [ч] — это [т + ш], а для звука [ц] — это [т + с].

Смешивая эти звуки, дети просто не чувствуют разницу в произношении, которая приводит к тому, что вместо двух звуков ребенок произносит только один.

Одна из главных причин подобных нарушений лежит в нарушении или снижении слуха, что препятствует различению звуков в спонтанной речи (фонематическое восприятие). Причина может крыться и в нарушении подвижности языка, в неправильном прикусе или посадке зубов. Обычно в таких случаях ребенок знает, как правильно произносить звуки, но не может их произнести без стоматологического или ортодонтического лечения.

Дифференциация конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

  1. предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
  2. этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ц необходимо обратить внимание на его произнесение: звук [ц] образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с]. При произнесении звука [ц] губы раздвинуты в улыбке, зубы сомкнуты или сближены (зубы размыкаются при произнесении звука [ц] в прямых слогах (ца, цо...)), кончик языка сначала упирается в нижние резцы (примерно как для звука [с]): язык вогнут и приподнят. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом (около альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. Когда происходит выдох, передняя часть языка размыкается с нёбом, кончик языка отскакивает от нижних резцов. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука поднеся ладонь к губам, можно почувствовать умеренный толчок холодной воздушной струи, голосовые складки не дрожат. Звук [ц] — твердый, глухой.

Звук [ч] образуется путем последовательного произнесения звуков [т’] и [щ]. При произнесении звука [ч] происходит смена двух артикуляций: сначала кончик языка опущен, прикасается к нижним резцам. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому нёбу. В следующий момент происходит разрыв смычки, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее ар-тикуляции звука [щ]. Граница между элементами артикуляции не улавливается на слух. Губы выдвинуты вперед и округлены, нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость, голосовые связки разомкнуты. Выдох производится резким толчком теплой струи воздуха.



Звук [щ] — протянутый (долгий) мягкий шипящий звук: [ш’-ш’-ш’]. При произнесении звука [щ]: губы вытянуты вперед и округлены; язык широкий, поднят к верхним альвеолам, кончик языка свободен, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, передняя часть спинки языка прогибается, средняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед; сильная, теплая воздушная струя проходит по середине языка через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие, например, звук ц и не имеющие его (да, ца, во, ны, цы, лу, цо, цу). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук [ц].

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

  1. Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  2. Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется задан-ный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков ц и ч исключаются слова со звуком ч и другими сходными звуками. Примерные картинки: заяц, отец, лук, леденец, цапля, парта, лопата, курица, цветок.
  3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются.

    Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.

  4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
  5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа поставить черточку. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, то он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или записывается слово) справа.

4. Определение места звука в слове : в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения . Дается, например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук. По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Для дифференциации звуков предлагаются следующие виды занимательных игр и упражнений:

1. «Поймай звук в ладошки»
Хлопните в ладошки, если услышите звук [ч]. Логопед произносит сначала звуки [ч, ц, ч, ц, ц, ч], затем слоги: ЧА, ЦО, ЦА, ЧО, ЧА, ЦА, ЧУ, ЦУ и, наконец, слова: цапля, цветок, почка, чайка, курица, почта, огурец, калач.

2. «Две шеренги»
Дети должны разложить картинки на парте так, чтобы с одной стороны оказались картинки на звук [Ч], а с другой - на звук [Щ].

3. «Звукоед»
Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т.к. этот звук проглотил старичок Звукоед, например: вра_, ле_, гра_, лу_, пла__ и т.д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

4. «Вставьте пропущенный звук»
Логопед произносит слово, но вместо заданного звука хлопает в ладоши. Дети должны заменить этот неречевой звук речевым [ч] или [щ].
Например: чайка- хлопок - айка, борщ - бор - хлопок.

5. «Добавлялки»
Подскажите последний слог со звуками [ч] или [щ]:
- добавьте слог - ча- или -ща-: ку..., гу..., пи.., да..., пу...., добы..., ро..., све... ;
- добавьте слог - чи- или -щи-: встре..., пла.., зада.., ре..., ме.., хво.... ;
- добавьте слог - чик- или -щик-: бан.., пла..., зай.., пон..., кладов.., маль..., тансов..;

6. «Шифровальщики»
Я называю слово, а вы на партах выкладываете буквы, соответствующие звукам Ч или Щ, которые услышите в этом слове.Рисунок из букв на партах: Щ Ч, Ч, Ч, Щ.

7. «Радисты»
На корабле сломалась рация, и отважный капитан никак не может получить или передать позывные на землю. Повторяйте по очереди за мной то, что услышите, а ваши пальчики обеих рук перебирают по столу «кнопки рации». (Пальцы работают, как при игре на пианино.)

Ща - ща - ща
ча - ща - ча
щи - чи - щи
щу - чу - чу
че - ще - че
ащ - ач - ач
оч - ощ - оч
ищ - ич - ич
эщ - эщ - эч
ущ - уч - ущ
ач - оч - ущ

ча—ца - ча
чо—цо - цо
чу—чу - цу
чи—цы - чи
че—це - це
цы—чи - чи
ач—ац -ач
еч—ец - ец
оц—оч - оц
уц—уч - уч
яц—яч - яц

ца—ча—ща
цы—чи—щи
що—чо—цо
ще—че—це
ац—ач—ащ
яц—яч—ящ
ащ—ач—ац
ящ—яч—яц
цо—чо—що
це—че—ще
щу—чу—цу

оц—оч—ощ
иц—ич—ищ
ощ—оч—оц
ищ—ич—иц
цу—чу—щу
ща—ча—ца
щи—чи—цы
уц—уч—ущ
ец—еч—ещ
ущ—уч—уц
ещ—еч—ец

8. Игра «Испорченный телефон»
Если услышишь по телефону правильное название картинки, подними зеленый кружок, если картинка названа неправильно - подними красный кружок:
МЯЩ, МЯЧ, ОБРУЩ, ОБРУЧ, ЧУКА, ЩУКА

9. Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].

10. Соедините картинки с буквой ч и щ.

11. Найдите буквы щ, ч, ц и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ

12. Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).

13. Чтение слогов с буквами ч, щ:

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ

14. Запишите слова с ш и щ в два столбика: ..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.

15. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в словах:
овца—куча—гуща цепь—чей—щель лицо—плечо—ещё
целина—четыре—щетина зацепка—чётко—щепка цапля—чайка—ищейка
цирк—чирк—щит овца—бахча—борща цемент—чехол—щегол

17. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в предложениях.
Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На улице дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

18. Следующая шифровка : прочитать словосочетания, вставить пропущенные буквы Ч или Щ. Списать словосочетания, выделяя буквы и звуки:
Мо...ный тяга, ...у...ка на крю...ке, про...ная...етина, при...епки в я...ике, пти...ий...ебет, ве....и для у...а...ихся, мо...ёная уло...ка, ...ие...ики на поло...ке, Людо...кин пла..., хи...ник в...а...ёбе, ...ерда...ное поме...ение, ве...ер в у...или...е

19. Впишите пропущенные буквы Ч - Ц - Щ:
Роща
Весной в ро__у прилетело много пти__. Всех приметней гра__и и сквор__ы. __ёрные и проворные. Хлопо__ут пти__ы в __а__е. Тре__ат су__ья и вето__ки. Это пти__ы делают жили__е. Лу__исто светит солн__е. Весело __ебе__ут пти__ы. Пти__ы выводят птен__ов. Птен__ам нужна пи__а — жу__ки, __ервя__ки, гусени__ы. Пти__ы и__ут пи__у не только в ро__е. Летают и на поля.

20. Прочитайте и перескажите текст.
Рачок-мореход
После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились за днище рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:
— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.
Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать — ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.
«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».
В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испытать в плаванье.
(По Г. Снегирёву)

Литература

1. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. - Изд. 5-е. - Ростов н\д: Феникс, 2006. - 445с.
2. А.С. Герасимова, О. С. Жучкова, В.Г. Кузнецова Уникальная методика развития речи дошкольника. - СПб.: Издательский Дом «Нева» М. : ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 688с.
3. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет \ авт. - сост. Е.А. Лапп. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.

Цели:

1. Формировать у учащихся умение различать согласные Ц. Ч в устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, предметные картинки: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы; перфокарты, фишки, таблицы для мнемонического приема.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеригзуйте эти звуки. В чем разница их артикуляции?

Игра «Кто больше».

Проведем игру «Кто больше». Вы должны придумать слова, сначала со звуком Ч, затем со звуком Щ. Победит тот» кто придумает больше слов и наберет больше фишек.

III . Знакомство с новой темой.

1 Отгадывание загадок, выделение первых звуков в словах-отгадках.

Длинным клювом тонким - Когда лежу на месте

Схватит лягушонка, Не раскрывая рта,

Капнет с клюва капля, Во мне, скажу по чести,

Кто же это...? (ЦАПЛЯ) Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето?

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я... (ЧЕМОДАН).

Итак, сегодня вы учитесь различать звуки Ч, Ц.

Охарактеризуйте эта звуки.

2 Уточнение артикуляции звуков. В чем различие артикуляции этих звуков?

3 Сопоставление звуков, с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Первой букве Буква Ц -

В слове чтение - Внизу крючок.

Букве Ч, Точно с краником бачок.

Мое почтение.

IV.

1 Дифференциация Ч, Ц в слогах.

а) Прочитайте слоговые цепочки по слоговой таблице. Повторите их,



ЧА-ЦА-ЧА ЦА-ЧА-ЦА
ЧА-ЦА-ЧА-ЦА ЦА-ЧА-ЦА-ЧА

б) Прослушайте слоги, запишите:

первую букву каждого слога:

ЧА, ЦА, ЧО, ЧУ, ЦО, ЦЫ, ЧИ, ЦЕ, ЧЕ

последнюю букву, каждого слога:

АЧ, АЦ, УЧ, УЦ, ОЦ, ЫЦ ОЧ, ИЧ, ИЦ, ЕЦ, ЕЧ.

Подсчитайте каких букв больше.

2 Дифференциация Ч, Ц в словах.

а) «Буква потерялась». Найдите букву.

МОЛОДЕ..., КУЗНЕ…, СОЛН...Е, ПОСЛОВИ...А, ...ИРК, ...АШКА, БО...КА, О...КИ, ...ЕРЕПАХА, МЯ...ИК, ЗАДА...А, РУ...КА, ТУ...КА, У...ЕНИК.

б) Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено? Запишите названия картинок. Подчеркните буквы Ч, Ц разными пастами.

Картинки: огурец, палец стручочки, цепи, сморчок, ножницы.

Прочитайте слова, каких букв больше, Ч или Ц.

в) Измените слово так, чтобы полнился звук Ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица-уличный, овца-овечий (овечка).

РУКАВИЦА - ЛУКОВИЦА - ПТИЦА -

КОЛЬЦО - ЛИЦО - СИНИЦА -

ОГУРЕЦ - ВОДИЦА - ТЕПЛИЦА -

ЦВЕТОК - УЛИЦА - ЩИПЦЫ -

Прочитайте слова.

г) Прослушайте слова, Определите наличие и место звуков Ч, Ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом, под схемой напишите соответствующее слово.

Образец: ___ цч __

солн, це поч, ка

Горчица, волчица, учительница, молочница, чертежница, летчица

(1 ученик у доски). Все сверяют написанное с записью на доске.

3

а) Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица.

Черная курица.

Крошечная царапина.

Узорчатое полотенце.

Отличная оценка.

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Снесла курочка....

Летом целый день печет....

Лисица охотилась на....

Среди колокольчиков стрекочут....

Аленушка печалится о.... Иванушке.

Из маленького цыпленка вырастет большая ….

Прочтите предложения. Найдите главные члены.

Логопедическая физминутка.

4

Составьте рассказ по опорным словам.

ЦЕЛАЯ ОХАПКА, РЮКЗАЧКИ, УДОЧКИ, УДАЧНАЯ ПРОГУЛКА, ПЕЧЕНАЯ КАРТОШКА, ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КУЗНЕЧИКИ, БАБОЧКА.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №52

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Ц.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Ц в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: сигнальные, карточки, матитофонная запись, предметные карточки: огурцы, туча, платочек, меч, очки; перфокарты.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляций?

Игра «Превращение слов - волшебная цепочка».

Я назову слово, со звуком «Ц» или «Ч», а вы должны продолжить - придумать слово, начинающееся с того звука, которым заканчивалось слово произнесенное мной и чтобы в этом слове был звук «Ц».

на «Ц» - Цветок - красавец - цвет - танцор - рубец - царство - огурец -царевич -частица.

на «Ч» - Чижик - ключ - час - счет - ткачи.

Продолжим работу над звуками.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков Ч, Ц в слогах.

а) Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности:

цу-чу-цу чу-цу-цу-чу цо-чо-цо-чо

чу-цу-чу цу-чу-чу-цу чо-цо-чо-цо

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Ч, во вторую - с буквой Ц:

ЧА, ЦУ, АЧ, УЦ, ЧУ, ЧИ, ЕЧ, ЦЕ, ОЦ, ЦА, ЯЧ, ЯЦ, ЧРЕ, ЦВЕ, ЧПЕ, ЧВЕ. ЦВЕ, ЧТЕ, ЧТИ, ЧМО, АЧА, АЦА.

Подсчитайте, каких слогов больше.

2. Дифференциация Ч и Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

МЯЧ, МОЛОДЕЦ, СИТЕЦ, КОЛОДЕЦ, СКВОРЕЦ, ПТЕНЕЦ, МЕЛЬНИЦА, ОТЧЕСТВО, ПЛАЧ, ГРАЧ, СВЕРЧОК, КУРОЧКА, ЧУРКА, ЦАРАПАТЬ, БОРЩ, ДВОРЕЦ, ПЧЕЛКА.

б) Закончить слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА:

Ули..., да..., мелыни..., зада.., кру..., столи..., ку..., пти..., больни..., красави....

Прочтите слова.

в) Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц:

…ерта, ...епь, …веты, …ерешня, вра…, доще…ка, по…тальон, яй…о, ножни…ы, вето…ек.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Дополнить предложения, используя картинки.

В огороде поспели... (ОГУРЦЫ)

На солнце надвигалась темная... (ТУЧА)

Света подарила бабушке красивый... (ПЛАТОЧЕК)

Дети играли в... (МЯЧ).

Дедушка, потерял... (ОЧКИ)

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

б) Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц:

волчица, играть, волчата, с кусты, из, выскочили, зайцы

цапля, переходить, кочки, с, кочку, на

пчелы, полететь, гречишное, на, поле

пчелы, садиться, цветы, акация, на

листочки, у, были, птенцы, четыре

гнездо, ласточка, на, было, чердак

Прочтите предложения. Последнее предложение разберите графически (1 ученик у доски).

Логопедическая физминутка

4. Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Недоу...енный хуже неу…ёного.

Хо…ешь есть кала…и - не сиди на пе…и.

Чего себе не хо…ешь, того и другому не делай.

Не разбивши яй…а, не сделаешь я…ни...у.

Поговорка - …вето…ек, послови…а - ягодка.

Прочитайте пословицы, объясните их значение. Подсчитайте количество букв Ч, Ц.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 53.

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы,печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает, цикады;

Слово для объяснения: цикады.

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;

в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.



Заданно 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слове третьего столбика разделите на слоги.

Огур... паль... красави... кала... вра... москви... умель... уда... стрель... ту... щип... рукодельни... гра... от... сквор...

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица-... луковица-... страница-... кольцо-... крыльцо-... птица-... огурец-... лицо-... синица-... пуговица-... водица-... теплица-... цветок - ... улица - ... щипцы - ... .

Задание 7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра - ... - ... коса -... - ... вода-...-... . куры-...-... земля-...-... лук-...-... лик-...-... лиса-...-...

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквыч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.



Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, .летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вста.аляя пропущенную букву ч илиц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., то..ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...енр..„ный, ...ыплято...ки, вол…и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка,...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а)Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б), бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

Задание 4 . Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквыч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила... .Среди колокольчиков стре­кочут... .... Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет...число. Из маленького цыпленка вырастет большая....



Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишитеих Под­черкните буквы ч,ц

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, Птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - ц в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание I. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркнитеих разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя..ки - это добы...-ей. Не разоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уничтожают...ервяков и гусени... . Берегите пти.,.1

Двад.. .ать один день сидела кури.. .а на яй.. .ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули.. .у.Там она их у.. .ила искать.. .ервя.. .ков.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе.. .ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на.. .нут выво­дить птен...ов.

Поговорка-...вето...ек, послови...а-ягодка.

Не разбивши яй. ..а; не сделаешь яи.. .ни.. .у.

Задание 9. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 10. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами б и д.

Задание 11. К данным словам добавьте приставку до. Напишите слова парами.

О б р а з е ц: брать - добрать,

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 12, Спишите предложения, дописывая недостающие элемен­ты букв б и д.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквыб ид:

Бравыйсолоат. Соооная оулочка.

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о; .о.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок; се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.и.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквыб и в.

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.роеай.умагу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупр едите л ь н ы и д и к т а н т I

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.

Задание 16.

Письмо по памяти


Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв п- т

Торопыжка.

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой то, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п», - ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек. Образец. Логопед: «Две... три... три... две... три» и т. д. (запись: III II III II II III)

б) По палочкам пропишите соответствующие буквы.

О б р а з е ц: п, т, п, п, т.

Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда).

О бр аз е ц: Логопед: «Два...три;..три...два» и т.д.

(запись: 2, 3, 3, 2ит.д.)

б) Под цифрами запишите соответствующие буквы.

Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т).

2а-3а Зу-2у-3у и2-и3 о3-о2-о3

и -Зи 2е - Зе - 2е 3у – 2у – 3у

3а-2а-За За - 2а1-За аЗ - а2 а2 - аЗ-а2

2о-3о 2о-Зо - 2о о2 - оЗ о3-о2-о3 Зу-2у Зу-2у-3у у3-у2 у2-у3-у2 2и-3и 2и-3и-2и и2-и3 и3--и2-и3 Зе - 2е Зе - 2е - Зе еЗ - е2 е2 - еЗ - е2

Расшифруйте звуковые сочетания.

ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2у3 ЗоЗ

За2 2а3 2и3 Зо2 Зе2 Зё2 Зю2

2е3 2я3 Зя2 Зи2

Расшифруйте слова.




Задание 4.



Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т.




Задание 7. Зрительный диктант.

Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты.

Слуховой диктант

Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся.

Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный, попутный.

Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания

а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная;

б) Тачка, пачка, тара, пара

Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.

Мо...ок ни...ок …ус…ой...акет час...ь.. .оля...лохой … ос…у…ок...ачка ва...ы...равый бо...инок мес...о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла..ком на...исал на лис...ке...янули се...и

Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т.

Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву.

Улетают птицы. Лампа Коптила. Поезд отправился.

Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы п и т.

Етрова...аня. ...онева... олина. ...ле...нёва...а…ьяна. ...ихонов...оля. ...имошенко...авел...етухова...амара...ихомиров...оля...ре...ьяков Вик...ор...о...ова...олина

Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка;

Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер;

Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок.

Подчеркните букву т.

Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт).

Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву т.

Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем.

Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву т

На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.

(В. Степанов) (И.Токмакова)

Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т.

Нас...у...ила...ра...цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...очки -...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс...орхнул и с...ря...ался за кус...ик. Над полями с...ели...ся гус...ой...уман.

Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т.

Дерево...ряче... корни в земле,

Искры...ая.ся в...ё...лой золе.

В жёлуде с...елом с...ря...ан дубок.

В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок.

(О.Дриз)

Ушки с...рис...ани...аля..., Кораблю.. .рис.. .а.. .ь веля.... ...рис...аю… к зас...аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.-.ти.

(А. Пушкин)

Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами п и т - в третью.

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.

Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз.

В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза.

Задание 22. Письмо по памяти.

Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями.

Труд кормит, а лень портит.

Не спеть ли нам про степь.

От топота копыт пыль по полю летит.

Потянул ветерок, воду морщит, рябит.

Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили.Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами; пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед проситих списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти.

Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться.

На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку.

Правильно ли Виталик понял доктора?

Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?