Алексиевич светлана александровна личная жизнь. Биография светланы алексиевич. Известные работы писательницы

Нобелевский комитет проголосовал за вручение премии Светлане Алексиевич единогласно. «Это выдающийся писатель, большой литератор, который создал новый литературный жанр, выйдя за рамки обычной журналистики», — объяснила решение комитета секретарь Шведской королевской академии наук Сара Даниус, которая и объявила имя лауреата.

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске. Ее отец белорус, а мать украинка. Позже семья переехала в Белоруссию, где мать и отец работали сельскими учителями. В 1967 году Светлана поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске, а окончив его, работала в районных и республиканских газетах, а также в литературно-художественном журнале «Неман».

В 1985 году вышла ее книга «У войны не женское лицо» — роман о женщинах-фронтовичках. До этого произведение пролежало в издательстве два года — автора упрекали в пацифизме и развенчании героического образа советской женщины. Общий тираж книги достиг 2 млн экземпляров, по ней было поставлено несколько десятков спектаклей. Вышедшая в том же году книга «Последние свидетели» также была посвящена войне — с точки зрения женщин и детей. Критики называли оба произведения «новым открытием военной прозы».

«Я складываю образ своей страны из людей, живущих в мое время. Я хотела бы, чтобы мои книги стали летописью, энциклопедией поколений, которые я застала и вместе с которыми иду. Как они жили? Во что верили? Как их убивали и они убивали? Как хотели и не умели быть счастливыми, почему у них это не получалось», — рассказывала Светлана Алексиевич в одном из интервью.

Ее очередной летописью стал роман об афганской войне «Цинковые мальчики», вышедший в 1989 году. Для сбора материала писательница четыре года ездила по стране и общалась с бывшими воинами-афганцами и матерями погибших солдат. За это произведение ее подвергли жесткой критике со стороны официальной прессы, а в Минске в 1992 году даже был организован символический «политический суд» над писательницей и книгой.

«Ее техника — мощная смесь красноречия и бессловесности, описывающая некомпетентность, героизм и печаль, писала газета The Telegraph после того, как «Чернобыльская молитва» была опубликована в Великобритании. Из монологов своих героев писательница создает историю, к которой читатель действительно может прикоснуться, будучи на любом расстоянии от событий».

Последняя на данный момент книга писательницы «Время секонд хэнд» вышла в 2013 году.

Ее книги были изданы в 19 странах мира, по ним были поставлены спектакли и фильмы. Кроме того, Светлана Алексиевич стала лауреатом множества престижных премий: в 2001 году писательнице была вручена премия Ремарка, в 2006-м — Национальная премия критики (США), в 2013-м — Премия критики немецких книготорговцев. В 2014 писательница была награждена Офицерским крестом ордена Искусств и литературы.


Главную идею своих книг Светлана Алексиевич сформулировала так: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить».

Женщины становились лауреатами Нобелевской премии по литературе 13 раз. Первой эту награду получила шведская писательница Сельма Лагерлеф, а последней на данный момент — уроженка Канады Элис Манро в 2013 году.

Светлана Алексиевич стала первым с 1987 года автором, получившим Нобелевскую премию по литературе, которая пишет в том числе и на русском языке. Чаще всего премия доставалась авторам, пишущим на английском (27 раз), французском (14 раз) и немецком (13 раз) языках. Русскоязычные писатели получали эту престижную награду пять раз: в 1933 году Иван Бунин, в 1958-м Борис Пастернак, в 1965-м Михаил Шолохов, в 1970-м Александр Солженицын и в 1987-м Иосиф Бродский.

Советская и белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. ЛауреатНобелевской премии по литературе 2015 года.

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами страдания и гуманизма

Светлана Алексиевич родилась в западноукраинском городе Станиславе (ныне -Ивано-Франковск, Украина). Отец - белорус, мать - украинка. Позже семья переехала в Белоруссию. В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области. Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» («Припятская правда») в Наровле. В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ, начала работу в «Маяке коммунизма» - районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973-1976 годах работала в «Сельской газете», в 1976-1984 годах - руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман». В 1983 году принята в Союз писателей СССР.

С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Белоруссии.Среди своих учителей Алексиевич называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Поэт Владимир Некляев сказал, что если вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то всё творчество Алексиевич - из документальной книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни».

Первая книга Алексиевич «У войны не женское лицо» была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на записях рассказов женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне, была впервые опубликована в журнале «Октябрь» в начале 1984 года (в журнальном варианте), ещё несколько глав вышли в том же году в журнале «Нёман». Советские критики обвинили автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году книга вышла отдельным изданием одновременно в нескольких издательствах, общий тираж к концу 1980-х достиг 2 млн экземпляров.

Одни критики называют Алексиевич «блестящим мастером художественно-документальной прозы», другие характеризуют творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику.

До 2015 года Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них - премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», а также премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и имени Гердера. В 2013 году Светлана Алексиевич стала лауреатом Международной премии мира немецких книготорговцев; получила золотую медаль белорусского конкурса «Брэнд года-2013».

В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила канадская писательница Элис Манро.

В 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время». Светлана Алексиевич - первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Впервые за полвека премия была присуждена писателю, преимущественно работающему в жанре документальной литературы; при этом впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту

Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов на тот момент)

Светлана Алексиевич (день рождения 31 мая, 1948 году) - русскоязычная писательница и журналистка из Белоруссии , награждённая Нобелевской премией за творчество в литературе.

Факты биографии детских и юношеских лет

Появилась на свет Светлана Александровна Алексиевич на украинской земле в городке Станислав (сейчас это Ивано-Франковск). Когда папу Александра уволили со службы, семейство перебралось в Белоруссию. Там родители устроились в школу учителями. Как рассказывает сама писательница, её детские годы прошли на хуторе в Винницкой области.

По окончанию среднего образования в 1965 году работала репортёром. Тогда для поступления в университет на журналистику требовался стаж работы по соответствующей специальности. С 1967 года Светлана Алексиевич успешно учится в университете. За период учёбы не раз ей присуждали звание лауреата всесоюзных и республиканских конкурсов среди студентов.

Дальнейшая биография

После университета её распределили в Брестскую область, в районную газету города Берёза. Спустя год она перебралась в республиканскую «Сельскую газету». С 1976 года стала возглавлять один из отделов журнала «Нёман», в котором проработала восемь лет.

Большое влияние на творчество Светланы Александровны Алексиевич оказали произведения Алеся Адамовича в жанре романа-свидтельства. Этот новый жанр «соборного романа» или «эпически-хоровой прозы» был придуман и разработан А. Адамовичем. Его необычный стиль указал начинающему литератору свою дорогу в художественной публицистике.

Творчество

Первая книга была написана ещё в 1976 году, но её набор рассыпали. Она называлась «Я уехал из деревни» и повествовала от лица деревенских жителей, которые уехали жить в город. Произведение не опубликовали, а Светлану Алексиевич обвинили в антиправительственных и антипартийных взглядах.

Известное произведение «У войны не женское лицо», вышедшее в 1984 году в журнальном варианте, составлено по воспоминаниям женщин - участниц войны. На сегодняшний день тираж этой книги достиг двух миллионов. В 1985 году вышла в печать книга «Сто недетских рассказов», написанная по воспоминаниям людей, переживших войну ребёнком. Она часто издавалась и многократно отмечена критикой.

В 1989 году была напечатана книга «Цинковые мальчики», написанная словами несчастных женщин, потерявших своих сыновей в Афгане. Для написания произведения Светлана Алексиевич 4 года собирала материалы, съездила на афганскую войну. За эту работу автора судили.

В 1993 году вышла в свет книга «Зачарованные смертью». Она повествует о людях, не нашедших своё место в современном мире без социалистической идеи. О тех, кто решил покончить жизнь самоубийством. Через четыре года издана книга «Чернобыльская молитва», составленная из записей разговоров с очевидцами Чернобыльской аварии. Весь тираж зарубежных изданий превысил 4 миллиона, произведение получило три большие премии.

Книги

1. Время секонд хэнд.

2. Зачарованные смертью.

3. Последние свидетели (сто недетских рассказов).

4. Последние свидетели. Соло для детского голоса.

5. У войны не женское лицо.

6. Цинковые мальчики.

7. Чернобыльская молитва. Хроника будущего.

Личная жизнь

По признанию писательницы, личная жизнь её сложилась как у многих, не очень счастливо. «Всё время печаль, ожидание чего-то…». Главное для неё сохранить внутри себя равновесие и дружелюбие к миру. В настоящее время писательница пишет книгу о любви. Она замечает, что любить людей ей становиться всё труднее.

Светлана Алексиевич взяла на воспитание дочку рано ушедшей из жизни сестры. Других детей в семье Светланы Алексиевич нет. В интервью с писательницей о личной жизни она предпочитает не распространяться. Даже в биографии, написанной самой Светланой Алексиевич, нет сведений о её личной жизни.

Последние два года Светлана Алексиевич живёт у себя на родине в городе Минске, хотя здесь её произведения не печатают и судят. По словам писательницы, ей хочется пожить дома, где все друг друга понимают на знаковом уровне. До этого она долго эмигрировала. Была в Италии, Германии, Франции, Швеции. Личная жизнь писательницы за границей – тайна за семью печатями.

О Нобелевской премии

В октябре этого года Светлане Алексиевич присудили Нобелевскую премию. Её творчество назвали многоголосным, её произведения стали памятником страдания и мужества. Сообщение о вручении Нобелевской премии Светлане Алексиевич было воспринято по-разному как в России, так и в Белоруссии. Многие думают о политической мотивации в выборе претендента. Не смотря ни на что, это знаменательный факт в биографии Светланы Алексиевич.

О России, о Крыме, о Путине

При вручении Нобелевской премии Светлана Алексиевич подчеркнула, что о культуре России она ничего плохого сказать не может. Театр, балет, ...- замечательный «русский мир», который она принимает. «Мир Берии, Сталина, Путина… - это чуждый мне мир, я не люблю его», - говорит писательница.

Она называет современную Россию ямой, бездной, имеющей ядерное оружие, сумасшедшие геополитические идеи и полную безграмотность в международном праве. Всё это внушает ей ощущение поражения.

Писательница осуждает политику России в отношении к Украине. Светлана Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт, который произошёл в Крыму, говорит, что страшно, когда люди убивают друг друга. Она объясняет это тем, что за последние двести лет люди очень много воевали и жили очень плохо, всё это она откровенно отражает в своём творчестве.

Светлана Алексиевич – активная антисоветчица, известная своим осуждением внутренней и внешней политики российского главы Путина.

Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». «У коммунизма был безумный план, – рассказывает автор, – переделать “старого” человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип – homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его “совком”. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители».

Социализм кончился. А мы остались.

Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны – войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее. Книгу Светланы Алексиевич судили «за клевету» – самым настоящим судом, с прокурором, общественными обвинителями и «группами поддержки» во власти и в прессе. Материалы этого позорного процесса также включены в новую редакцию «Цинковых мальчиков».

Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны – не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.

Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет - самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

«Последние свидетели» - это подвиг детской памяти.

Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику «Голоса Утопии». Изданы пять книг, в которых «маленький человек» сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш ХХ век.

Главной техногенной катастрофе XX века – двадцать лет. «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключённых из прежних изданий по цензурным соображениям.

Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны - не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Вторая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, в 2015 году получившей Нобелевскую премию по литературе «за многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». В «Последних свидетелях» – воспоминания о Великой Отечественной детей, самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, оказалась еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом в книге «У войны не женское лицо». «Последние свидетели» – это подвиг детской памяти. Как и остальные книги цикла, публикуется в новой авторской редакции.

Светлана Александровна Алексиевич (1948) - советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась Светлана Алексиевич 31 мая 1948 года в городе Станиславе Западной Украины (ныне Ивано-Франковск). Мать ее была украинкой, а отец белорусом. Все свое детство Светлана провела в селе в Винницкой области. Позже они переехали в Белоруссию. Бабушка по линии отца и дедушка по линии матери погибли на фронте, также двое братьев отца Светланы пропали без вести в годы войны. Ее отец был единственным, кто вернулся с фронта. Родители Светланы Алексиевич были учителями в сельской школе.

Светлана окончила школу в селе Копаткевичи Петриковского района Гомельской области в 1965 году.

Журналистская деятельность

Журналистская биография Светланы Алексиевич начинается в 1972 году, после окончания университета (БГУ, факультет журналистики), когда она становится сотрудником районной газеты "Маяк коммунизма" в Брестской области. С 1973 по 1976 годы - работает журналистом в белорусской "Сельской газете", а с 1976 по 1984 годы - руководителем отдела очерка и публицистики журнала "Нёман".

Творчество

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

Первая книга Светланы Алексиевич "Я уехал из деревни" была подготовлена в печать в 1976 году. Книга представляла собой собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город. Однако книга эта так и не вышла в печать, по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии БССР набор книги был рассыпан. Писательницу обвинили в критике жесткого паспортного режима и "непонимании аграрной политики" партии. Позднее сама Алексиевич сочла свой труд чрезмерно "журналистским" и отказалась от публикации.

С 1983 года - член Союза писателей СССР.

В 1983 году была написана документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участницами Великой Отечественный войны "У войны не женское лицо", принесшая Алексиевич известность. В 1985 году повесть была опубликована, это была первая опубликованная книга Светланы Алексиевич.

Книги Алексиевич образуют цикл, который она сама определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека».

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.

Документальные фильмы по сценариям Светланы Алексиевич.

«Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979), режиссёр Ричард Ясинский
«У войны не женское лицо» (совместно с Виктором Дашуком) - цикл из семи документальных телефильмов (1981-1984, Беларусьфильм), режиссёр Виктор Дашук. «Родительский дом» - (Белорусское телевидение, 1982), режиссёр Виктор Шевелевич
«Портрет с георгинами» - (Белорусское телевидение, 1984), режиссёр Валерий Басов
«Солдатки» - (Белорусское телевидение, 1985), режиссёр Валерий Басов
«Говорю о времени своём» - (Белорусское телевидение, 1987), режиссёр Валерий Жигалко
«Прошлое ещё впереди» - (Белорусское телевидение, 1988), режиссёр Валерий Жигалко
«Эти непонятные старые люди» (Беларусьфильм, 1988), режиссёр Иосиф Пикман
Цикл «Из бездны» (сценарий совместно с Мариной Голдовской), режиссёр Марина Голдовская (OKO-media, Австрия-Россия)
«Люди войны» (1990)
«Люди блокады» (1990)
Афганский цикл - документальные кинофильмы по книге «Цинковые мальчики» (сценарий совместно с Сергеем Лукьянчиковым), режиссёр Сергей Лукьянчиков, Беларусьфильм
«Стыд» (1991)
«Я из повиновения вышел» (1992)
«Крест» - (1994, Россия). Режиссёр Геннадий Городний
«Дети войны. Последние свидетели», режиссёр Алексей Китайцев, сценарий Людмилы Романенко по книге «Последние свидетели». В фильме принимает участие Светлана Алексиевич. Студия МБ Групп, Москва, 2009. Фильм награждён специальным призом Открытого конкурса документального кино «Человек и война» (Екатеринбург, 2011).
Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич
«На руинах утопии» (1999, Германия)
«Россия. История маленького человека» (2000, NHK, Япония), режиссёр Хидея Камакура.
«Дверь» (Ирландия, 2008), режиссёр Хуанита Уилсон - короткометражный фильм по мотивам книги «Чернобыльская молитва».
«Голоса Чернобыля» - драматический фильм по книге «Чернобыльская молитва».

Театральные постановки

Спектакль по книге «Чернобыльская молитва», Женева, 2009

Жизнь и работа за рубежом

С 2000 по 2013 год начинается новый этап в биографии Светланы Алексиевич: она переезжает в Италию, позднее живет и работает над своими книгами во Франции и Германии. В 2013 году она снова вернулась на родину и в настоящее время живет в Беларуси.

Среди многочисленных наград, ореденов и премий Светланы Алексиевич - Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984), Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984), Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание, Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). А также награждена Нобелевской премией по литературе (2015) - «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время»

Книги Светланы Алексиевич как документальную прозу, литературную журналистику, документальные монологи, романы-оратории, репортаж, романы-свидетельства. САма же писательница определяет жанр, в котором пишет как «историю чувств».

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, немецкий, польский, французский, шведский, китайский, норвежский и другие языки. Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров.