Бесплатное второе высшее образование. Второе высшее образование в России — как получить бесплатно Можно ли получить два высших юридических образования

Согласно российскому законодательству, граждане нашей страны имеют право единожды получить высшее образование за счёт бюджетных ассигнований. На платной основе количество полученных высших образований не ограничено. Поэтому, если вы решились получить два высших образования одновременно, знайте, одно из них вам могут предоставить бесплатно. За второе придётся платить - рассчитывайте свои финансовые возможности

Вариант 1: после получения результатов ЕГЭ поступить очно сразу на два факультета как в один вуз, так и в разные. Но здесь есть сложности. Во-первых, вряд ли вам удастся посещать все пары и, скорее всего, возникнут проблемы со сдачей сессии. Во-вторых, заканчивать будете в один год. Писать один диплом для многих сложная задача, а тут сразу два. Поэтому лучше воспользоваться вариантом вторым.

Вариант 2: поступить одновременно на очное и заочное. Так вы практически исключите сложности с посещаемостью. Оканчивать учёбу будете точно не в один год, т.к. на заочном бакалавры учатся на год дольше. Да и в принципе нагрузка будет не такой сильной.

Вариант 3: как правило, первый год обучения в вузе для студентов серьёзный стресс. Приходится привыкать к новой обстановке и правилам. Поэтому некоторые студенты советуют отучиться первый курс на одном факультете, адаптироваться к студенческой жизни и на следующий год поступать на ещё одно направление.

Окончив первый курс, я решил как-то использовать свои многочисленные результаты и поступил на заочку менеджмента, баллов хватило на бюджет. С поступлением проблем не было. Поскольку мой аттестат находится в вузе, я просто сделал его заверенную копию и отнёс в приёмную комиссию. Не жалею. Сессия заочки проходит во время семестра на основном месте учёбы, приходится изрядно прогуливать пары в течение 2-3 недель. Однако общие предметы, вроде философии, БЖД и иностранных языков можно перезачесть, если они уже сданы. Из-за этого объём сессии может сильно сократиться, - рассказывает студент УрФУ Павел Карпов.

Вариант 4: можно поинтересоваться, есть ли в вузе программы двух дипломов. Например, УрФУ предлагает получить после четырёх лет обучения два диплома бакалавра экономики - УрФУ и НИУ ВШЭ. Сначала студент в течение трёх лет обучается в УрФУ, а последний курс - в НИУ ВШЭ.

Считается, что сегодня для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно дополнять свое образование. Безусловно, это так: изменения происходят каждый день - и это касается практически любой деятельности, от уборки офиса до высшего менеджмента. И если вы будете отставать от тенденций, обозначенных вашей сферой занятости, вы наверняка останетесь за бортом.

Но, если вы только начинаете свою карьеру, наличие второго высшего образования может стать неплохим бонусом. Еще один плюс обладания дополнительным дипломом - в том, что вы можете выбирать из двух специальностей (а в начале пути, как показывает практика, очень важно иметь альтернативу). Или можно работать на стыке усвоенных дисциплин - тогда вы будете поистине незаменимым специалистом и наверняка займете свою нишу.

И ещё: получение второго высшего образования - отличный выход для тех, кто по каким-то причинам не смог обучаться тому, о чем мечтал всю жизнь. Так было у меня: результаты ЕГЭ по обществознанию, которое я сдавала «про запас», оказались впечатляющими, и поэтому платному обучению журналистике я предпочла бесплатное социологическое образование. Желание быть журналистом никуда не исчезло, но и социология по мере учебы захватывала все больше. Поэтому я стала искать возможности освоить обе профессии - и вскоре нашла их.

Важный факт - второе высшее нельзя получить на бюджетной основе. Поэтому, если вы обучаетесь по программе высшего образования или уже имеете диплом, государство не будет финансировать ваше обучение, как бы хорошо вы ни сдали экзамены.

Федеральный закон об образовании (статья №34) гласит, что любой обучающийся имеет право одновременно осваивать несколько профессиональных образовательных программ. Но вот как это осуществить технически?..

Слушатель

Мало кому известно, что, помимо студентов, в университетах могут обучаться так называемые слушатели - люди, которые по тем или иным причинам не могут предоставить оригиналы документов об образовании и зачисляются на курс как бы «авансом». Важная особенность такого статуса - он предоставляется только на заочном или дистанционном отделении (возможно, где-то можно стать слушателем и на «очке» - но это, скорее, исключение из правил). При этом слушатели точно так же ходят на пары, пишут тесты и сдают экзамены.

Поэтому лучше всего не начинать получать второе высшее в тот же год , что первое: велика вероятность, что возникнут проблемы с получением диплома. Да и в психологическом плане это может быть очень сложно: все-таки в школе - иной формат обучения, и, став студентом, нужно привыкнуть к новым правилам, влиться в коллектив. Важно и наладить взаимодействие с преподавателями, ведь именно от них зависит, какие последствия будут у ваших прогулов. А прогулы, увы, случатся точно, потому что, даже получая образование заочно, порой необходимо присутствовать в учебном заведении - и это время может совпадать со временем основных занятий.

Я поступила во второй институт, едва закончив первый курс, и вскоре поняла, что сделала ошибку: моё обучение могло бы длиться на один-два года меньше, будь у меня больше уже освоенных дисциплин (их можно перезачесть - этим занимается ученая часть нового вуза). В общем, лучше всего доучиться хотя бы до третьего курса по первой специальности, чтобы приступать к освоению второй.

Кстати, о поступлении. В каждом вузе свои правила приема студентов на второе высшее. Однако обычно для тех, кто желает получать параллельное образование, не доучившись до третьего курса в основном институте, чаще всего устраивают самый обычный отбор - с результатами ЕГЭ и вступительным экзаменом (не факт, что он необходим - это зависит от специальности). Напомним, что результаты ЕГЭ в России действуют 4 года . Утешает в данной ситуации только то, что на заочное отделение конкурс обычно в разы меньше, чем на очное.

Тех же, кто решает поступать на второе высшее после начала третьего курса основного института обычно зачисляют только по результатам вступительных испытаний .

К слову, в некоторых вузах (в их числе - НИУ ВШЭ и МГУ) существуют программы параллельного образования в рамках одного университета, по итогам которой выпускник может получить два диплома. Однако круг специальностей обычно ограничен.

Параллельное заочное обучение на первых порах тоже может быть сложным и непривычным. Особенно - во время экзаменационных сессий. Конечно, сессии на очных и заочных отделениях обычно не совпадают по времени: это сделано для удобства преподавателей. Но иногда экзамены в двух институтах все же могут накладываться друг на друга - в этом случае придется запастись крепким кофе и «Новопасситом». Но этот период, как показывает практика, быстро заканчивается. И нет ничего лучше, чем праздновать окончание сразу двух сессий!

В общем, для того, чтобы обучаться в двух вузах одновременно, нужно иметь устойчивую психику, бешеную трудоспособность и невероятное желание знать все и сразу. Но выпускников с двумя высшими образованиями работодатели обычно ценят и охотно берут и на стажировки, и на открытые вакансии. И, к тому же, такие студенты экономят главный ресурс современного человека - время , которое в будущем можно потратить не на сидение за партой, а на путешествия, семью или что-нибудь еще.

А еще параллельное высшее - это очень интересно. Здорово, когда ты можешь выйти за рамки профессии, предложить что-то новое, поэкспериментировать, применяя методы одной профессии в другой. Нередко работы, сделанные для одного вуза, были полезны мне для выполнения заданий в другом. Кстати, очень кстати будет как можно раньше вычислить зону ваших научных интересов: тогда все наработки за годы учебы смогут пригодиться вам в написании дипломных работ в обоих вузах. А потом, возможно, и при написании магистерской диссертации - если вы вообще соберетесь ее писать.

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.


АННА ВАСИЛЬЕВА


Магистр других наук


Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. "На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста",— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. "Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)",— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

"Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный".

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. "Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры".

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет


Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа "Коперник", которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела


Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", основанный в 2009 году. Цель института — "воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке".

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. "Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста",— рассказывает директор по коммуникациям института "Стрелка" Александр Острогорский.

"Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе",— отметил Острогорский.

При этом поступить в "Стрелку" не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. "Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен",— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. "Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады",— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. "График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться",— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Билайна", "Северстали", "Ингосстраха", "Ростелекома", "Вимм-Билль-Данна", "Макдоналдса", Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее


Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

"Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем". При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом",— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. "Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить".

"Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям".

В обход закона


А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

"Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась". По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Российские законы об образовании не запрещают параллельное освоение образовательных программ. Это могут быть как разные направления подготовки в одном и том же вузе, так и обучение в двух вузах, никак не связанных между собой. Кроме того, если есть желание параллельно с «вышкой» получить среднее специальное образование, поступив в колледж – студент также имеет полное право это сделать.


Поступать в два вуза можно как в один год, так и «со сдвигом». Часто студенты, понимающие, что хотят расширить свою образовательную траекторию, подают документы на второе высшее на 3-4 курсе. В таком случае еще одно образование получать несколько проще – многие общеобразовательные предметы (например, история, концепции современного естествознания, информатика и т.д.) в «университете № 2» могут перезачесть.

Какие формы обучения можно совмещать

Законодательных ограничений по форме обучения при параллельной учебе в двух вузах нет. Однако на практике одновременно получать два очных образования практически нереально – занятия проходят в одно и то же время, посещаемость контролируется, загрузка рассчитана на то, что студенты отдают учебе большую часть своего времени.


Поэтому комбинация «очное + очное» встречается довольно редко, обычно в одном из следующих случаев:


  • речь идет об учебе на двух направлениях подготовки в одном университете и программы частично пересекаются;

  • студент поступает на второе высшее на последних курсах, когда в расписании уже довольно много времени отведено на самостоятельную работу и подготовку диплома, а в новом вузе при этом можно перезачесть часть предметов.

Как правило, при учебе в двух вузах совмещают:


  • очное обучение в одном месте с заочным или вечерним в другом,

  • вечернюю (очно-заочную) форму с заочной,

  • два заочных обучения.

Одновременно учиться в двух вузах может оказаться сложным, если сроки сессий в них совпадают. Нагрузка, которая падает на заочника в сессию, очень высока, зачеты и экзамены могут проходить практически ежедневно и «лавирование» между двумя учебными заведениями может оказаться затруднительным.


Дистанционное обучение, подразумевающее гибкий график освоения программы, обычно может «подстраиваться» под темп, который задает сам студент, поэтому может сочетаться с учебой любой формы.

Можно ли учиться в двух вузах на бюджете

В соответствии с российскими законами об образовании, человек может получать неограниченное количество высших образований, но на бюджетной основе это можно сделать всего один раз.


Поэтому получить два высших образования за государственный счет невозможно. Вне зависимости от того, учитесь вы одновременно или поступаете во второй вуз после окончания первого, второе образование вы будете получать за свой счет.


Бесплатной в таком случае может быть только или же техникум (наличие диплома об окончании вуза не отменяет права на бесплатное получение среднего профессионального образования).


Как быть с документами при параллельной учебе в двух вузах

При приеме документов в вуз можно подать в приемную комиссию как оригинал аттестата о среднем образовании, так и его копию. Однако для того, чтобы быть зачисленным в ряды студентов, обычно требуется сдать в университет оригинал аттестата.


У этой проблемы есть два пути решения. Один можно назвать «неофициальным»: в некоторых вузах при приеме на коммерческое обучение (чаще вечернее ) могут удовольствоваться нотариально заверенной копией аттестата. Возможно ли это – лучше всего выяснить в приемной комиссии учебного заведения.


Если придерживаться «буквы закона», то в соответствии с законом РФ «О высшем и послевузовском образовании» при параллельном обучении в двух вузах (или на двух специальностях в одном и том же университете) человек учится по одной из программ «на общих основаниях», а по второй – в статусе не студента, а «слушателя». Для зачисления слушатели предоставляют в вуз заверенную копию аттестата, к которой прилагается справка о том, что они учатся в другом вузе – и подписывают с учебным заведением договор на оплату обучения.


Отказать в приеме на этих условиях вуз не может – право на получение второго высшего образования одновременно с первым и статус слушателя закреплены 18 статьей закона «О высшем и послевузовском образовании». И все аккредитованные высшие учебные заведения обязаны его придерживаться.

Чем отличается слушатель от студента

Отличия в статусе между студентом и слушателям носят скорее юридический характер, вопросов обучения это не затрагивает. Слушатели в том же объеме осваивают курс, проходят практику, защищают курсовые и дипломные работы, на «общих основаниях» получает диплом (в нем, кстати, тоже не будет указаний на «особый» статус).


При этом студент имеет право самостоятельно выбирать, в каком из двух вузов он будет числиться студентом, а в каком – слушателем с оплатой обучения.



Статус может меняться и в процессе учебы. Например, если человек уже в процессе учебы в коммерческом вузе «прошел» конкурс на бюджет в другом вузе – он вправе написать в своем первом месте учебы заявление о переводе в статус слушателя и стать студентом-бюджетником. А если он завершил обучение в том вузе, где лежит оригинал аттестата, но продолжает освоение программы в другом в другом – «вуз № 2» становится его единственным местом учебы, и ничто не препятствует переводу его в статус студента, обучающегося на контрактной основе.


Таким образом можно учиться в двух вузах одновременно совершенно законно, имея в одном из них статус студента, в другом - слушателя.

Необходимость получения образования неоспорима. Оно является залогом успеха и карьерного роста. Высокая конкуренция на рынке труда заставляет молодых специалистов (и не только) получать дополнительные знания в смежных профессиональных областях. Вчерашние выпускники образовательных учреждений и специалисты со стажем хотят получить второе высшее образование. «Сколько учиться?» - вопрос, который волнует каждого из них.

Кто и зачем получает второе высшее образование?

Существует множество причин, по которым люди получают второе образование. Это или банальная привычка учиться, или жизненная необходимость, или просто от нечего делать («пусть будет»). Если обратиться к статистике, то 61% студентов, получающих второе высшее образование, являются работающими специалистами. Подвигло их к этому желание подняться по карьерной лестнице. Ведь зачастую для построения успешной карьеры нужно иметь знания в смежных областях работы. В число остальных 39% входят те, кому не по душе оказалась первая профессия, кто работает не по специальности, кто надеется на повышение зарплаты и т. д. Например, бухгалтер может получить второе высшее педагогическое образование, поняв, что цифры - это не его призвание, или желая воплотить детскую мечту. Люди стремятся благодаря второму диплому кардинально поменять свою жизнь.

Какую форму обучения лучше выбрать?

Можно выбрать любую: очную, заочную, вечернюю или очно-заочную. Все зависит от намеченных целей и возможностей человека. Чаще всего на дневном отделении обучаются те, кто еще не имеет никакого опыта работы. Вечерняя форма подразумевает под собой трех-четырехдневную в неделю учебу. Время занятий обычно - с шести до девяти. Во время комбинированного обучения занятия проходят как в дневное время, так и в вечернее. Наиболее привлекательная форма получения диплома о высшем образовании - заочная.

Многие желающие получить диплом не могут посещать занятия по разным на то причинам: по состоянию здоровья, из-за территориальной расположенности вуза и т. д. Решить эту проблему можно, получив второе высшее образование дистанционно.

Требования высших учебных заведений

Для поступающих на обучение не существует возрастных ограничений. В любом возрасте можно получить второе высшее образование. Сколько учиться, будет зависеть от многих критериев, в том числе от того, насколько первая специальность и вторая, желаемая, отличаются друг от друга.

Основанием для зачисления является диплом о первом высшем образовании. Стоит заметить, что некоторые вузы устанавливают ограничения. Они принимают лишь тех студентов, которые окончили государственные или аккредитованные коммерческие вузы.

Что касается срока обучения, то при полном перепрофилировании из-за большого количества специальных предметов он может быть увеличен.

При поступлении с учебным учреждением заключается договор, где прописаны сроки, условия обучения, перечень изучаемых предметов и условия оплаты.

Основной трудностью является график обучения, ведь чаще всего люди, получающие второе высшее образование, уже где-то работают. Для таких студентов порой имеется возможность обучаться по индивидуальным планам. Но чаще всего учебные заведения придерживаются стандартных программ.

Второе высшее образование: сколько учиться?

Граждане, уже имеющие на руках один диплом, могут быть зачислены как на первый, так и на последующие курсы. При этом вуз самостоятельно решает, какое количество испытаний и в какой форме будет сдавать абитуриент, желающий получить второе высшее образование.

Сколько учиться, в основном зависит от полученной специальности при первом обучении. Если содержание учебных дисциплин кардинально отличается, то период обучения может достигать и пяти лет.

Также подготовка в вузе может осуществляться по сокращенным образовательным программам. Данное решение принимается учебной частью и зависит от того, какие предметы и в каком объеме человеком были ранее пройдены. При этом срок освоения программы не может быть менее 1,5 года.

В каких случаях увеличивается срок получения образования?

Срок обучения может быть увеличен на год в двух случаях. Во-первых, при разработке индивидуального учебного плана по комбинированной и заочной формам.

Во-вторых, за счет предоставления Он может быть предоставлен при наличии медицинских показаний или в иных исключительных случаях.

Как можно уменьшить срок обучения

При расчете сроков обучения учитываются уже изученные и сданные в ходе первого образования дисциплины. Данный процесс называется перезачетом. Он включает в себя признание и включение в новый академический перечень ранее полученных оценок.

Кроме того, возможность сокращения срока обучения зависит от способностей студента. Существует возможность досрочной сдачи экзаменов. По правилам такое согласие может быть дано конкретным учебным заведением. Для этого необходимо написать заявление на имя ректора, после чего индивидуальный учебный план будет изменен.

Дистанционное высшее образование

Второе высшее образование дистанционное подразумевает под собой традиционную форму обучения, но на расстоянии. То есть, как и при поступлении в обычный институт, можно выбрать как очную, заочную, так и комбинированную форму обучения.

Оно проходит на протяжении всего семестра. Чаще всего зачисление проводится дважды в год: перед началом очередного полугодия. Но встречаются и такие вузы, в которых нет привязки к семестру.

Наиболее популярные направления при получении второго высшего образования

В настоящее время среди множества направлений наиболее востребованными остаются юриспруденция, педагогика и экономика. В соответствии со спросом существует довольно большое количество предложений.

Получить, например, второе высшее стремится большая часть поступающих. Это связано с тем, что повседневная жизнь сталкивает нас с проблемами, при которых бы знание прав и законов упростило их решение. Поэтому и число учреждений, выпускающих дипломированных юристов, увеличивается с каждым годом.

Второе высшее никогда не теряло своей популярности, а уж на фоне появившихся перспектив для стало еще более востребованным. Каждый может выбрать другой профиль по своему усмотрению.

Второе высшее образование в Москве еще меньше десяти лет назад было редкостью. Сегодня же, согласно статистике, 20% специалистов уже получили второй диплом, а 6% на пути к его защите. Это еще раз говорит о желании наших граждан развиваться и идти вперед.