Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе. Конспект занятия - беседы на тему "Про правду и ложь" по произведениям В.А. Сухомлинского (средняя группа) Воспитательный час: «Правда

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о таких качествах, как правдивость и лживость.

Согласитесь, иногда мы попадаем в ситуацию, когда нелегко сказать правду.

Давайте припомним такие случаи. Если вы в чем-нибудь виноваты и боитесь признаться в этом, пытаетесь свалить вину на другого. Вдумайтесь, ведь в этом случае ложь идет рука об руку с трусостью.

Бывает, что вы стесняетесь сказать правду другу, потому что не хотите его обидеть или огорчить. Но «горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь» — помните эти слова.

♦ Попадали ли вы в ситуацию, года стеснялись сказать другу правду, боясь его обидеть? Расскажите об этом.

Случается, что вы говорите неправду, чтобы оправдать свою леность. Например, не выполнили задание, а сказал воспитательнице, что забыли о нем. Или опоздали в детский сад, потому что проспали, а свалили все на неисправный будильник.

В народе про ложь говорят: «Кто врет, тот в сеть попадет». В самом деле, одна ложь, как за веревочку, тянет за собой другую, другая — третью.

Послушайте стихотворение.

Никого не красит ложь!

Никого не красит ложь!

Если хоть разок соврешь,

Друга можешь потерять,

Будешь врать опять, опять.

Знают взрослые и дети:

Ложь затягивает в сети.

Нелегко их разорвать —

Лучше никогда не врать!

Недаром замечено: «Людям ложь вредна, а себе еще вреднее».

Послушайте, какая история приключилась с маленькой Катей.

Однажды к Катиной бабушке зашла в гости ее приятельница. Она принесла вафельный торт. Бабушка достала из буфета конфеты, печенье, вскипятила чайник и расставила на столе красивые новые чашки с золотым ободком и большими ярко-синими цветами.

Бабушка позвала гостью и Катю к столу. Они беседовали, пили чай. А потом бабушка пошла проводить свою старинную подругу, а внучке захотелось еще полакомиться шоколадными конфетами.

Девочка встала на стул, потянулась через весь стол к вазочке с конфетами и нечаянно задела рукой красивую чашечку из сервиза. Та упала на пол и разбилась на мелкие осколки.

Катя была очень испугана и огорчена. Сначала она подумала, что может быть попробовать папиным клеем склеить чашку, но от этой мысли пришлось отказаться — чашка разбилась на мелкие осколки. Тогда Катя собрала их с пола, завернула в старую газету и спрятала сверток за диван.

«Когда пойду гулять, возьму сверток с собой и незаметно его выброшу», — подумала девочка.

А чтобы бабушка ничего не заметила, Катя помыла оставшиеся чашки, вытерла их полотенцем и убрала в буфет.

Скоро бабушка вернулась и заметила, что внучка навела порядок на столе.

— Умница, — похвалила она девочку, — помогла мне, а то я устала и хочу прилечь отдохнуть.

Катя ни словом не обмолвилась о разбитой чашке. Когда за ней зашли подруги, девочка убежала с ними гулять, а про сверток с осколками и забыла.

Прошло несколько дней. Ни бабушка, ни мама не заметили, что одной чашки в буфете не хватает. Но вот бабушка вздумала делать уборку, заглянула за диван, чтобы вытереть пыль, и обнаружила сверток с осколками разбитой чашки.

— Катя! — позвала она девочку. — Что это такое? Кто разбил чашку? Уж не ты ли?

— Нет, нет, бабуля! Это не я! — громко закричала девочка.

— Если не ты, тогда кто же? Ведь кроме тебя дома никого не было, — продолжала задавать неприятные вопросы бабушка.

— Это, наверное, Мурка! Я видела, как она прыгнула с подоконника на стул и хвостом зацепила чашку.

Катя соврала еще раз. Ведь говорят, что одна ложь тянет за собой другую.

— Мурка? — удивилась бабушка.

А серая пушистая Мурка, бабушкина любимица, не подозревая, что ее в чем-то обвиняют, терлась спинкой о Катины ноги и ласково мурлыкала.

— Ну, хорошо! — согласилась с Катей бабушка. — Пусть Мурка разбила чашку, но не могла же кошка завернуть осколки в газету!

— Я увидела осколки на полу и убрала их, а в мусорное ведро выбрасывать не стала, чтобы не огорчать тебя, — объяснила Катя.

— Ох, Катя, Катя, — тяжело вздохнула бабушка. — Лучше скажи правду, не сваливай свою вину на Мурку. Ведь говорят же люди: «Правда что шило — в мешке не утаишь».

Но Катя упрямо настаивала на своем:

— Это Мурка чашку разбила, а не я. Вот и все!

— Ну Мурка, так Мурка, — наконец согласилась бабушка. — Тогда придется ее наказать, чтобы в другой раз не прыгала с подоконника на стул. Ишь, прыгунья нашлась!

Бабушка взяла Мурку на руки, отругала ее за разбитую чашку:

— Ах ты, разбойница! Мою любимую чашку разбила. Ну-ка, уходи за дверь!

Бабушка вынесла кошку за дверь квартиры.

На лестнице в подъезде было неуютно и холодно, и Мурка стала громко и обиженно мяукать — проситься в квартиру. Но бабушка, казалось, не обращала на это внимание.

Кате стало очень жаль Мурку. Ведь она ни в чем не виновата! Из-за вранья кошке приходится мерзнуть в подъезде.

Прошло минут двадцать. Наконец девочка не выдержала и, подойдя к бабушке, призналась:

— Бабуля! Это я разбила чашку, а Мурка здесь ни при чем. Она не виновата. Пусти, пожалуйста, Мурку домой.

Бабушка молча открыла дверь, и кошка вошла в квартиру.

— Прости, Мурка, — сказала бабушка, погладила свою любимицу и налила ей молока в блюдце. — А тебе, внучка, я так скажу: жаль, конечно, красивую чашку, но что ж поделаешь, в жизни всякое бывает. Ты ведь разбила ее нечаянно... Хорошо, что нашла в себе силы и сказала правду. Плохо, что сначала врала, изворачивалась, да еще и свалила все на Мурку. Запомни, Катюша, как люди о правде-то говорят: «Правда чище ясна месяца, дороже золота».

♦ Как бы вы поступили на месте Кати?

♦ Как вы думаете, почему соврала Катя?

♦ Зачем девочка свалила свою вину на кошку?

♦ Подумала ли она о том, что бабушка накажет Мурку?

♦ Как вы считаете, поверила бабушка Кате или нет?

♦ Как вы думаете, почему Катя в конце концов сказала бабушке правду?

♦ Всегда ли вы говорите своим родителям, друзьям, воспитателям правду?

♦ Если нет, то почему лжете?

♦ Сколько раз соврала Катя? Когда?

♦ Как вы думаете, связаны ложь и трусость, правдивость и смелость? Приведите примеры, расскажете случаи из вашей жизни.

♦ Как вы думаете, связаны ли лень и ложь? Приведите примеры.

Послушайте историю о мальчике Яше.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда воспитательница попросила его прочесть стихи, он не смог сказать ни строчки.

Чтобы воспитательница Анна Анатольевна его не ругала, Яша соврал, что потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети стали собираться на прогулку, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

— Так вот же листок со стихами! — воскликнула она.

— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.

♦ Бывали ли подобные случаи с вами?

♦ Что вы можете сказать об этом мальчике? Правдивый он или лживый? Как бы вы поступили на месте Вали?

Ложь связана и с другим человеческим недостатком — жадностью.

Попробуйте сами придумать историю, в которой бы ложь и жадность были связаны. Например, девочка попросила что-то у подруги, а та солгала, что такой вещи у нее нет.

Послушайте стихотворение.

Про Свешу и кассеты

У подружки просит Света:

— Дай мне видеокассету.

— Ну, конечно же, бери

И мультфильмы посмотри!

У Антоши просит Света:

— Дай, пожалуйста, кассеты

«Приключенья Мумми-Троллей»,

Фильм про пуделя и колли.

У Сережи просит Света:

— Дай мне новую кассету

Про медведя и лису.

— Ладно, завтра принесу!

Но когда попросят Свету

Принести друзьям кассету,

Света очень недовольна,

Света морщится невольно:

— Не могу найти кассету,

Видно, затерялась где-то...

♦ Как вы думаете, Света на самом деле не может отыскать кассету, или ей не хочется давать ее друзьям?

♦ Нравится ли вам характер Светы? Почему?

♦ Почему девочка солгала?

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Мама дала вам деньги на покупку пакета молока, а вы потратили их на мороженое. Как вы объясните маме, что не купили молоко?

1. Скажете правду.

2. Скажете, что молока в магазине не оказалось.

3. Скажете, что потеряли деньги.

Иногда ложь связана не только с жадностью, леностью или трусостью, но и с хвастовством. Когда человек хвастается, он старается преувеличить свои умения, знания или успехи. Ему хочется выглядеть значительней, интересней в глазах окружающих.

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебный молоток

«Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». «Какая правильная пословица! — думал Дима, возвращаясь домой из детского сада. — Зачем я только соврал ребятам и Анне Анатольевне, что сумею сделать ящичек для новогодних поздравлений? Сам не знаю зачем? Кто меня за язык тянул? Ведь я ни гвоздей, ни молотка в руках не держал и лобзиком никогда не выпиливал, да у меня и лобзика нет. Вот у Бори есть. Боря бы легко смастерил такой ящичек. Но ведь это Боря, а не я».

Что же произошло в тот день в детском саду? А произошло вот что.

Анна Анатольевна сказала:

— Ребята! Мне вот какая мысль пришла в голову: сделать небольшой деревянный ящичек, похожий на почтовый, только поменьше, прикрепить его к стене и опускать в него открытки и письма с новогодними поздравлениями.

Маша — подружка Димы — тут же подняла руку и сказала:

— Анна Анатольевна, этот ящичек можно яркими рисунками и наклейками украсить.

— Верно, Машенька! Но кто из ребят возьмется сделать ящичек?

Воспитательница внимательно посмотрела на ребят.

В этот момент Дима вдруг вскочил и выпалил:

— Анна Анатольевна! Поручите это мне! Я сумею!

— Сумеешь? — с некоторым сомнением переспросила воспитательница. — Ты любишь мастерить?

— Очень люблю! — горячо воскликнул мальчик. — Я дома все время что-нибудь мастерю.

Сказав так, он краем глаза покосился на Машу. Диме хотелось произвести на нее впечатление. Вот поэтому, может быть, Дима и соврал.

Ребятишки окружили Диму. Многие смотрели на него с уважением: еще бы — взяться за такое трудное и ответственное дело!

Придя домой, Дима призадумался: «Как же сделать новогодний ящичек?» Думал он, думал и решил сходить к другу Боре в соседний подъезд и попросить его помощи.

Дверь Диме открыла Борина мама.

— Димочка! Ты корью болел? — спросила она мальчика.

— Нет, не болел, — ответил Дима. — А что?

— Да вот Боря корью заболел, а эта болезнь заразная, так что лучше тебе с ним сегодня не видеться. Ты приходи в другой раз, когда он совсем выздоровеет.

— Хорошо, — согласился Дима. — Вы Боре, пожалуйста, привет передайте и скажите, чтобы быстрее поправлялся.

Очень грустный Дима побрел домой.

«Жаль... Значит Боря не сможет мне помочь», — думал мальчик.

Прошло несколько дней, и как-то Анна Анатольевна спросила Диму:

— Дима, ну как наш ящичек?

Дима опустил голову и покраснел. Ему было стыдно. Но делать нечего, пришлось снова соврать.

Недаром ведь говорится, что одна ложь, как за ниточку, тянет другую.

— Ящичек почти готов, — бодро ответил он. — Скоро я его принесу.

— Молодец! — похвалила мальчика воспитательница.

А Машенька стояла рядом и тихо сказала:

— Дима, я уже нарисовала несколько картинок с шариками, елочкой и Дедом Морозом, чтобы украсить ящичек. Я их завтра принесу. Хорошо?

— Хорошо, — согласился мальчик.

«Что же мне делать? Что делать? — напряженно думал он. — Может быть, признаться во всем? Сказать ребятам и Анне Анатольевне правду, пока не поздно. Нет, нет! — тут же отверг эту мысль Дима. — Это очень стыдно. Ребята меня засмеют! А Машенька не захочет дружить с таким вруном и хвастунишкой.

А может быть, попробовать самому смастерить ящичек? Вдруг получится? Пойду-ка я в выходной в папин сарай, где хранятся инструменты, и примусь за дело.

Жалко, конечно, что папа в командировке, а то бы он помог мне, но ничего, сделаю ящичек сам».

В сарае Дима нашел гвозди, молоток, небольшую пилу и кусок фанеры.

Но как сделать ящичек? Мальчик пробовал и так и эдак, но ничего у него не получалось.

Тогда Дима сел на табуретку, сгорбился и тяжело вздохнул.

— Что вы вздыхаете, молодой человек? — услышал он чей-то голос.

Дима огляделся по сторонам. Никого!

Вдруг мальчик услышал, как кто-то негромко постукивает: тук-тук, тук-тук, тук-тук. Дима перевел взгляд на рабочий столик и остолбенел: над ним приплясывал папин молоточек! Сам собой! Он то взлетал над столом, то опускался и забивал в доску гвоздики. А в руках его никто не держал. Вот чудо-то!

— Волшебный молоток! — воскликнул Дима.

— Да, молодой человек, вы правы. Я самый настоящий волшебный молоток. Я хочу вам помочь. Ведь, насколько я понимаю, вы попали в сложное положение.

— Да уж! — ответил Дима и честно рассказал волшебному молоточку все.

— Видите, молодой человек, все ваши неприятности начались с того, что вы один раз соврали. А потом уж одна ложь потянула за собой другую. Я помогу вам смастерить ящичек, но обещайте мне, что никогда больше не будете лгать. Если же хитрая ложь потянет вас за язычок, вы его лучше прикусите. И помните: если соврете, новогодний ящичек тут же рассыплется — ведь гвоздики, которые его скрепляют, волшебные!

— Хорошо, — согласился Дима. — Я обещаю, что больше не буду лгать.

— Замечательно! — воскликнул волшебный молоточек. — Тогда за дело! Берите куски фанеры, держите их, а я стану забивать гвоздики.

Откуда ни возьмись, на столе появились маленькие блестящие гвоздики. Дима брал в руку гвоздик, а молоток сам забивал его и даже напевал при этом веселую песенку:

Поработаю часок.

Слышишь мой веселый стук?

Я волшебный молоток,

Я стучу: тук-тук, тук-тук.

Я волшебный молоток.

Я тебе, малыш, помог.

Я трудился, что есть сил —

Быстро ящик смастерил!

И в самом деле, ящик скоро был готов. Он получился очень красивым! Дима поблагодарил волшебный молоточек, бережно убрал его в коробку с инструментами и побежал домой.

На другой день мальчик принес ящичек в детский сад и показал ребятам. Все хвалили Диму. Ведь ящичек вышел на славу!

— Неужели ты сам его сделал и тебе никто не помогал? — удивленно спросила Анна Анатольевна.

— Мне помогал волшебный молоточек, — правдиво ответил мальчик.

Ребята, окружавшие Диму, засмеялись, ведь они думали, что он шутит. А Машенька достала красивые яркие картинки и обклеила ими ящичек.

♦ Что предложила сделать Анна Анатольевна?

♦ Кто взялся смастерить ящичек?

Конспект занятия.

Разработала, воспитатель

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Задачи:

1. Учить детей говорить правду.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.

Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь

обходить стороной.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Введение в тему:

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

· Чтение воспитателем сказки «Две сестры»:

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для лжи свое сердце

(Как это? Что значит?), то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Что-то новое узнали о правде и лжи?

Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

3. Сообщение темы: Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи.

4. Работа по теме: - Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол.

Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»

(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)

Комментарий детей о том, что одели и почему.

Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

· Игра «Подбери по смыслу слова», с комментированием каждого слова:

Правда Ложь

Искренность Лицемерие

Прямота Криводушие

Правдивость Предательство

Честность Обман

Откровенность Вранье

Истина Измена

Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

· Вопросы:

1. Что значит быть честным?

2. Как вы думаете, что легче сказать – правду или ложь?

3. Что чаще вы говорите – правду или ложь?

4. Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь?

5. Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

6. Как бы вы повели себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; сломал новую машину? Как вы об этом рассказали бы?

7. А у вас были такие ситуации, когда вы обманывали?

8. Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?

· Предъявление ситуаций: Как бы вы поступили в таких ситуациях?

«Я разбил красивую чашку из дорого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, но она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность».

«Во 2 классе я получила двойку по русскому языку . Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела».

· Обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи:

«Красива ложь, да от правды не уйдешь»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет»

«Говоришь правду – правду и делай»

«Ложь искривляет, правда исправляет»

«Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает»

· Пересказ рассказа А. Ульянова «Кто разбил графин?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Что может произойти с героями этого рассказа?

Первичное чтение рассказа воспитателем.

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тёте. В Казани, в квартире тёти, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тётя.

Кто разбил графин, дети? – спросила она.

Не я, не я, - говорил каждый.

Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тётей, в чужой квартире; ему, самому младшему, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца. Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

Я тётю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тёте Ане и что она, наверное, простит его».

Вопросы: Понравился рассказ? Почему? Как называется рассказ?

Кто главный герой? Что с ним произошло?

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Как, вы думаете, что чувствовал Володя, когда разбился графин?

Отчего Володя расплакался ночью?

Почему Володя, спустя время, решил признаться маме в совершенном проступке?

Как, вы, думаете, что Володя почувствовал, когда признался в своем проступке?

Как бы вы поступили на месте мальчика?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Самостоятельное чтение детей. Выбор ключевых слов или фраз.

Пересказ рассказа детьми.

5. Подведение итога:

Сегодня мы говорили с вами о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. В заключение я хочу прочитать стихотворение:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Программные задачи:

  • ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;
  • помочь выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизни;
  • опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;
  • развивать навыки произвольной регуляции поведения;
  • развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  • формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
  • создать условия для осознания детьми неэффективных способов поведения и их изменение.

Приветствие «Доброе утро»
Психолог: «Закройте, пожалуйста, глаза (дети сидят на стульчиках), кто услышит своё имя, открывает глаза и садится на любое место в кругу. А теперь возьмёмся за руки и скажем: «Доброе утро!».

Ребята, знаете ли вы, кто такие Феи? Ответы детей. Феи бывают разные. Есть Феи огня, ночи, воды, любви, танца, радости, песка.
В старые времена Феи наделяли родившихся детей чудесными дарами: Фея любви дарила ребёнку доброе сердце, Фея ночи прекрасные сны, Фея радости хорошее настроение, а вот Фея песка или Песочная Фея могла подарить путешествие по сказке.

Ритуал вхождения в сказку.
Сегодня нам с вами и предстоит такое сказочное путешествие. Но для этого понадобится много сил. А подарит волшебную силу наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьётся ваше горячее доброе сердце. Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя. Получилось? Молодцы. А вот и Фея, она приглашает вас к себе в гости, в песочницу. Звучит тихая, спокойная музыка, дети рассаживаются вокруг песочницы, внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал из которого сделана песочница), указывается на символическое обозначение неба, воды и земли.

Так же дети с помощью Песочной Феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры в песке надо помыть ручки.

Психолог от имени Феи просит «нежно, ласково поздороваться с песком» т.е. различными способами дотронуться до песка.

Упражнение «Здравствуй, песок!» (снижение психофизического напряжения)
Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Молодцы ребята! А сейчас настало время нашей сказки.

Слушайте внимательно, запоминайте старательно, ушки открываются, сказка начинается.

Сказка «Задача для лисёнка»
(показ сказки в педагогической песочнице)

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Их причиной было воспитание маленького Лисёнка.

Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложно. Лис должен уметь ловко обмануть даже родных.

Папа Лис был противником таких хитростей. Он считал, что так делать нельзя, потому что все будут называть Лисёнка врунишкой, и никто не будет с ним дружить.

Лисёнок прислушивался к этим спорам и размышлял:

Кто же прав, дедушка или папа?

В школе Лисёнок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У

Лисёнка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

Что с тобой случилось, не заболел ли ты? - поинтересовался учитель Еж.

Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисёнка.

Твой дедушка болен? - спросили ребята.

Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.

Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, - предложил учитель. - Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории.

Домой Лисенок пришел веселым и беззаботным.

Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис.

Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

Наш учитель заболел! - прошептал он.

Как заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.

Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей выдумкой. А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: как можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.
Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал, что происходит.

Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то учитель.

А вам? - спросил удивленный дедушка.

Сейчас что-то будет, - шептал Лисенок. - Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь - и все будет как прежде.

Но это был не сон. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.

Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка. Ему было и стыдно, и страшно.

Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? - спрашивал сам себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

Сам виноват, это я учил его обманывать.

Что отвечал на это Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Он мог только догадываться. Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что до него кто-то дотронулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.

Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес учитель. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом лгун начинает понимать, что запутался. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он понял, что ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. И Лисенок сделал свой выбор...

Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он учителю.

Я верю в тебя! - ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор Лисенок, если хочет сказать неправду, представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.
Обсуждение сказки :

  • Как родные хотели воспитывать Лисёнка?
  • Что сделал Лисёнок в школе?
  • Как вы думаете обманывать – это хорошо, или плохо?
  • Что чувствовал Лисёнок, когда все узнали правду?
  • Как вы думаете, как будут относиться окружающие к обманщику?
  • На что похожа ложь?
  • Чему учит нас эта сказка?

Упражнение «Паук»
Дети передают по кругу паука и говорят: «Уходи паук, я никогда не буду обманывать»

Упражнение «Правда или нет?»
Дети встают в круг и берутся за руки, психолог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит психолог, дети поднимают руки вверх и кричат:

«Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!».

В поле есть светлячки, правда?

В море плавают рыбки, правда?

Есть крылья у телёнка, правда?

Есть клюв у поросёнка, правда?

Есть вершина у горы, правда?

Есть двери у норы, правда?

Есть чешуя у петуха, правда?

Есть листики у ёлки, правда?

Есть книги на полке, правда?

Есть у бабы Яги метёлка, правда?

Упражнение «Нарисуй ложь»
Дети рисуют на листках свою ложь, а потом рвут их на кусочки.

Упражнение «Фея правды»
Фея Правды дотрагивается до каждого ребёнка волшебной палочкой и дарит каждому бусинку правды, которую нужно держать при себе, чтобы она помогала говорить только правду.

Ритуал выхода из сказки
«Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, всю волшебную силу мы истратили, но получили бесценный опыт. Давайте зачерпнём этого опыта в ладошки, приложим к своему сердцу и унесём из сказки в реальную жизнь».

Упражнение «Всем, всем до свидания».
Дети берутся за руки, становятся в круг, улыбаются друг другу и громко хором говорят: «Мы здоровые, мы красивые, мы счастливые, всем, всем до свидания».

Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Петрова Вера Ивановна

Правда – неправда

Правда – неправда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Воспитатель на примерах старается показать детям, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чем не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь», «обман».

Доброе дело – правду говорить смело (4–5 лет)

Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.

Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело – правду говорить смело», поясняет детям ее смысл. Затем читает рассказ С. Баруздина «За обедом».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 2 Какая правда скрывается за детской ложью? Начнем с себя Давайте с вами немного пофантазируем. Представим на минуту, что наша мечта сбылась и любимое чадо не только не опускается до откровенной лжи, но и не позволяет себе и малейшей нечестности. И…«Малыш, подойди,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Глава 1 Дитя, которое принес вам аист, оказалось интровертом? Интроверсия: правда и вымысел В душе десятилетнего Мэтью мирно уживаются два разных ребенка. Он любит свой дом, своих собак, интересуется массой вещей, особенно ему нравится все, что связано с природой и

Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил Саввич

Правда анкеты и правда человека Да, шли годы, а Макаренко оставался внутри «системы». Это, заметьте, через годы возбудило подозрительность некоторых потомков, которые уже в наше время стали допытываться: почему? Допытываются как раз те, которые ищут «всю правду» о

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Что делать, когда говорят или пишут в газетах, что скоро будет конец света?! Подруги говорят, что это правда, папа и мама говорят, что это глупости, а у меня из головы не выходит! Как мне быть? Для того, чтобы понять, как относиться к газетным «страшилкам» (и не только газетным)

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Правда «Это тебя не касается. Дай взрослым спокойно поговорить». Французская система воспитания настаивает, что дети должны знать только то, что напрямую их касается. Франсуаза Дольто, известный психоаналитик, считает, что даже новорожденные понимают все, что происходит

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Задачи:
1. Учить детей говорить правду.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.
Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь
обходить стороной.

1.Орг. момент - Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами. - Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу. 2. Сообщение темы

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

- Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (примерные ответы детей)

- О том, что врать - это плохо;

О том, что надо стараться говорить правду;

Правильно, ребята. Тема нашего занятия «Правда и ложь».

    Изучение нового материала

1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

Ребята, как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)

- А когда человек лжет? Зачем он это делает?

2. Чтение басни

Ребята, на Земле с давних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться очень трудно. Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Лгун». Ребята, сейчас я зачитаю вам басню, а вы внимательно послушайте, и ответьте, кто же такой лгун?.

Педагог зачитывает басню Л.Н. Толстого «Лгун» и просит ребят ответить на вопросы:

«Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: – Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: – Сюда, сюда скорее, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо». Л. Н. Толстой - Кто же такой лгун?
– Почему не прибежали на помощь люди?
– А вы попадали в подобные ситуации?
- А вам приходилось говорить неправду? Если да, приведите примеры.

- К чему приводит ложь?

- А что необходимо сделать для того, что бы тебе доверяли, рядом были верные и добрые друзья.

Послушайте сказку «Две сестры».

«За высокими горами, за зелеными лесами жили - были две сестры. Одну звали Правда, а другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь - изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и трудиться. Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.

Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя ото лжи?

Какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет)

Игра «Правда» и «Ложь».

Учитель называет детей, которые выходят к доске (3-5 человек). Одна группа называется «Правда», а другая «Ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» - славными, веселыми... «Ложь» - злобными, жадными...

4. Обсуждение пословиц.

Демонстрация карточки с пословицей (педагог прикрепляет ее на магнитную доску или на интерактивную доску).

«Правда в огне не горит и в воде не тонет».

- Ребята, а теперь обратите внимание на пословицу на доске. Давайте прочитаем ее вслух.

Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

Демонстрация карточки с пословицей

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

- Давайте прочитаем ее вслух. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому? (Работа с пословицами) - О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали. - Предлагаю вам составить три пословицы и объяснить их смысл. (Каждому ряду даются слова из пословиц нужно их составить) Красива ложь, да от правды не уйдёшь. В каждой шутке всего лишь доля шутки, а остальное, правда. Где добра нет, там не ищи правды. - Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

5. Чтение рассказа.

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Что легче». Послушайте его и подумайте, какая из предложенных пословиц больше подходит к содержанию.

"Что легче?" В.А. Осеева

Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

- Итак, какая пословица подходит к этому рассказу?

Правильно, ребята. За сказанную правду, пусть даже горькую, можно всегда понять и простить.

Ребята, давайте вспомним русские народные сказки.

Какие сказочные герои часто прибегают ко лжи и обману?

Правильно ли они поступают, когда лгут? Что им за это бывает?

Знаете ли вы, какое наказание за ложь получили герои в сказках К. Коллоди «Приключения Пиноккио», и Н. Носова «Приключения Незнайки…»?

(У Пиноккио - растет нос; а в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки…» - мальчики превращались в ослов)

- Ребята, какой мы можем сделать вывод? Лгать – это хороший поступок?

А бывают ли такие ситуации, когда приходится говорить неправду?

Слышали ли вы такую фразу: «Ложь во спасение». Как вы ее понимаете?

(Ситуации из школьной жизни.)

Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

Получили двойку;

Потеряли сменную обувь;

Опоздали на урок;

Гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

Разбили красивую вазу?

А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

9. Итог работы. (Составление правил честного поведения.) - Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения. 1) Сказал – сделай. 2) Не уверен – не обещай. 3) Ошибся – признайся. 4) Говори только то, что думаешь. 5) Не можешь сказать правду – объясни почему. 6) Поступай только честно. -Если вы будете соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами. - Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны. - Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

Но помните, ребята, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.