Гео карта язык международного общения. Карта – второй язык географии


*** Задания для самостоятельной работы учащихся 1. Вспомните из курса географии 6 класса: Что называется географической картой? Чем она отличается от плана местности? Ответ запишите в рабочей тетради 2. Используя текст учебника, расскажите о роли (значении) географических карт в жизни людей. Ответ запишите в рабочей тетради 3** (задание для удовольствия, по желанию) Используя Интернет-ресурсы, выполните творческую работу на тему: Значение географической карты в моей жизни. Творческая работа 4** (задание усложненное) Известный картограф наших дней утверждает, что вскоре значение карты будет также важно, как знание грамматики и математики. Выразите свое отношение к этому утверждению. Ответ запишите в рабочей тетради


Свойства географических карт Вы уже знаете, что карта есть уменьшенное изображение земной поверхности, построенное по законам математики, для которого характерно свойство масштабности. При работе с картой есть возможность одновременно обозревать значительную площадь поверхности или всю поверхность Земли. Только карта позволяет видеть одновременно взаимное расположение и форму материков, океанов, определять чередование на них климатических поясов, природных зон и … С помощью карты можно делать выводы о многих процессах и закономерностях нашей планеты. Карта точно передает не только положение на земной поверхности отдельных территорий, но и их свойства (например, высоту гор, глубину океана, температуру воздуха), по ней можно производить точные измерения расстояний, площадей, высоту над уровнем моря и … Карта точно передает не только положение на земной поверхности отдельных территорий, но и их свойства (например, высоту гор, глубину океана, температуру воздуха), по ней можно производить точные измерения расстояний, площадей, высоту над уровнем моря и … Карте свойственна обобщенность изображения, а это, как известно, имеет большое значение для понимания особенностей поверхности Земли, а также происходящих на ней процессов. Карты, составленные в разное время для одной и той же территории, дают возможность прогнозировать многие природные явления: изменение погоды, растительности, землетрясения. Карты, используемые во всех странах мира, имеют одинаковые научные основы построения, поэтому являются специфическим международным языком общения. Карте свойственна обобщенность изображения, а это, как известно, имеет большое значение для понимания особенностей поверхности Земли, а также происходящих на ней процессов. Карты, составленные в разное время для одной и той же территории, дают возможность прогнозировать многие природные явления: изменение погоды, растительности, землетрясения. Карты, используемые во всех странах мира, имеют одинаковые научные основы построения, поэтому являются специфическим международным языком общения. Итак, КАРТА - не просто важнейший источник географических знаний, а особое средство информации, её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Итак, КАРТА - не просто важнейший источник географических знаний, а особое средство информации, её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.


*** Задания для самостоятельной работы учащихся 5. Используя текст слайда Свойства географических карт, выделите и назовите главные свойства карт. Ответ запишите в рабочей тетради Ответ запишите в рабочей тетради 6*** Ключевой вопрос Как вы думаете, что появилось раньше: письменность или карта? Обоснуйте свой ответ. Работа в ФОРУМЕ 7. Используя текст учебника, изучите схему Деление карт на группы (по 3 признакам: по охвату территории, по масштабу, по содержанию). Устная работа


Виды карт по охвату территории Виды карт 1 группа: мировые карты и карты полушарий 2 группа: карты материков, карты океанов, карты частей материков или океанов 3 группа: карты государств, карты частей государств Примеры карт Название карты (пояснения) Карта мира (на ней изображена вся земная поверхность) Карта Южной, ЮЗ, ЮВ Азии (на ней изображена часть материка) Карта Мексики (на ней изображена территория государства)


Виды карт по масштабу Виды карт 1 группа: мелко- масштабные 2 группа: средне- масштабные 3 группа: крупно- масштабные Определение карты Построены в масштабе (М) мельче 1: Построены в М от 1: до 1: включительно 1: включительно Построены в М 1: и крупнее Примеры карт Название карты (пояснения) Карта Евразии (карта мелко- масштабная, т.к. её М 1:) Топографическая карта Московской области


Виды карт по содержанию Виды карт 1 группа: общегеографические карты 2 группа: тематические карты Определение Отображают примерно с одинаковой подробностью основные элементы местности: рельеф, реки, населенные пункты, дороги, границы… К ним относят топографические и физические карты. Изображают один или два компонента природы: например, климат, почвы… (Иногда на картах изображают несколько взаимосвязанных компонентов природы, такие карты называются комплексными). Примеры карт Название карты Физическая карта полушарий Карта летних температур Евразии


Способы изображения компонентов природы, географических объектов и явлений на карте По картам вы будете определять размещение, очертания и взаимное положение материков, океанов, горных массивов, производить необходимые измерения. Карты помогут вам составлять характеристики природных комплексов. Чтобы уметь пользоваться различными картами, важно знать способы изображения компонентов природы, географических объектов и явлений на карте. ЧИТАТЬ КАРТУ - это значит, хорошо зная её условные знаки, находить на ней моря, горы, реки, определять климаты, почвы и другие географические объекты и явления и, связав эти сведениядруг с другом, понимать географические особенности территории в целом. Способ изображения Пример карты Что показано данным способом? Как показано? 1. Способ качественного фона Почвенная карта мира (смотрите карту в атласе) Типы почв Цветом


Способ изображения Пример карты Что показано данным способом? Как показано? 2. Способ изолиний Климатическая карта Евразии (смотрите карту в атласе) Температура воздуха летом и зимой Изотермы разного цвета 3. Способ ареалов (ареал - область распространения какого-либо объекта или явленияна земной поверхности) Карта строения земной коры (смотрите карту в атласе) Зоны землетрясений; вулканы Штриховка красного цвета; звездочки 4. Линии движения Климатическая карта Евразии (смотрите карту в атласе) Преобладающее направление ветра Стрелки разного цвета Карта является как бы «вторым языком» географии, подобно чертежу в геометрии». Карта является как бы «вторым языком» географии, подобно чертежу в геометрии». Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста».

Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу всь мир и более детально изучить его чсти. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. В процессе работы с картой на уроке мы используем ее как источник новых знаний - это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта – живой язык географии

Меняется все! Времена, нравы, даже ход светил.

Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека.

Н.Н. Баранский

География традиционно считается одним из классических школьных предметов. «Хотя зенит ее славы давно прошел, она привыкла довольствоваться положением "золотой середины" школьных предметов, отвечая за свою нишу в среднем образовании. Ведь никто не может отрицать того, что это единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное и системное представление о Земле как о планете людей. Географическая культура служит важной составной частью общей культуры человека. Язык географических названий, в отличие от языка формул и уравнений, давно уже стал языком общекультурного общения людей» (5). Именно на уроках географии важно формирование этнокультурного компонента. Составляющей является работа с географическими картами. А вновь возникающие потребности общества выдвигают необходимость создания методики работы с картой. «География» в переводе означает «землеописание», что остается до сих пор ее основной целью. Среди множества задач географии - выявить особенности взаимодействия разных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места, то есть решить задачу описания территории. Многие учителя географии (и я в том числе) считают, что наибольшее практическое значение во всем разнообразии школьной географии имеет картографическое направление. Только карта может дать человеку представление о положении в пространстве. Как известно, без географической карты нет географии. «И человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету, и дающим детальную картину ее отдельных частей, природы, населения, хозяйства. Это средство – географическая карта» (2). Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. Почему же так велика роль карты в географии? Это определяется спецификой нашего предмета. «Земля столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико» (2). На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу весь мир и более детально изучить его части. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты. « И уже в каменном веке создавались предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ, схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека - наскальная живопись» (4).

Что дает карта в преподавании географии? Мы с учениками можем по карте определять географическое положение какого-либо объекта. Посредством определения географических координат, можем точно определить местоположение этого объекта. Карта показывает нам размещение интересующих объектов на поверхности Земли. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов. Можно изучать не только положение, но также размеры и форму географических объектов. При помощи карты мы на уроках изучаем географическую номенклатуру. Географическая карта – это не только инструмент познания и наглядное пособие, она – как увлекательная книга. Поэтому задача любого учителя – это, прежде всего, научить школьника работать с географической картой – сформировать навыки чтения карты. «Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает устную речь» (3). В процессе работы с картой на уроке мы используем её, как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике, как источник знаний об изображённом объекте или явлении, как источник новых знаний, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых. Это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

« Быстрое развитие компьютерных технологий в современном мире, внедрение их во все сферы человеческой деятельности делают проблему компьютеризации современного образования одной из наиболее актуальных. Компьютерная грамотность становится сегодня не только характерной чертой специалиста – профессионала, но и является важным показателем общей культуры человека» (7). Поэтому, одно из направлений совершенствования работы современного учителя географии связано с активным применением компьютера на уроках географии. Выполнение функции управления учебной деятельностью – существенный признак применения компьютера, как обучающего средства.

Физическая география – школьный предмет, призванный сформировать образное представление у детей о нашей планете. Считаю, что необходимо вместе с изучением учебника и устным изложением материала обязательно использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, а так же современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета. «Использование Интернета в учебном процессе имеет позитивные характеристики - у школьников формируются мыслительные навыки, развиваются навыки выбора нужной информации, возрастает информационная грамотность» (6). Применение в школе современных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурса, – это мощный стимул в обучении географии. Информационные технологии с правильно используемыми педагогическими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности и дифференциации обучения. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию.

Материал, который мы даем на уроке - объемный и разноплановый. Интернет-ресурсы помогают дополнить урок необходимыми картами, восполняют недостаток необходимых карт. Ресурсы Интернет, электронные учебники, презентации применяются мною на уроках в различных целях: для обеспечения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

Например, шестиклассники только начинают познавать мир, им сложно усваивать большой объем информации. Поэтому на уроке им можно увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике, а познакомиться с вулканами Коровина, Павлова, Вельяминова, названными в честь русских исследователей северо-западной Америки (http:// www.ecosystema.ru .). Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие. Все рассматриваемые объекты обязательно во время занятий находить на карте и в атласе.

Используемая литература:

6. Заяц Д.В. Интернет- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г.

7. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. Научно-методический журнал « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001 г.


География – одна из древнейших наук, возникших в помощь человеку. В современной интерпретации именно применение географических знаний и умений используется:

  • для сохранения окружающей среды и социально ответственного проведения в ней
  • для адаптации к условиям проживания на определенной территории
  • для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности

Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок.

Четко сформулировал основные принципы обучения Ян Амос Коменский в «великой дидактике» почти 400 лет назад (в основе – принцип сенсуализма – чувство восприятия, познание, в противоположность – рационализму)

Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников.

«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке» (М.Н. Скаткин)

Даже, если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?

«Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» - этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения.

В современном мире нет обособленных уголков. Расширяются международные экономические и культурные связи. Авиатранспорт поразительно сблизил между собой континенты. Но даже космонавту необходимо около полутора часов для облета Земли. Между тем, человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету или дающим детальную картин у ее отдельных частей, их природы, населения, хозяйства и культуры. Это средство – географическая карта. Поэтому совершенно логично, что среди целей изучения географии в современной школе на базовом уровне есть эта:

  • овладение умениями ориентироваться на местности;

Использовать один из «языков» международного общения – географическую карту и современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

А среди общеучебных умений, навыков и способов деятельности на базовом уровне выделяется умение работать с картами различной тематики.

В старшей школе планируется преподавание географии и на профильном уровне. Особое внимание в процессе профильного изучения географии должно быть обращено на методы географических исследований и в первую очередь – картографический.

Из всего вышесказанного очевидно, что работа с картой в современной школе занимает особое место для географа-профессионала это очевидно.

Но как убедить современного воспитанника в том, что карта – источник информации и объект исследований?

Современный ученик должен быть с картой на «ты». В помощь предлагаю эффективный курс, рассчитанный на 8 часов.

Итак,

«Карта – второй язык географии».

Занятие №1 «Краткий очерк истории картографии»

Занятие №2 «Картография и географические карты»

  • определение картографии

(картография – наука о географических картах, как особом способе отображения действительности, включающая в свои задачи всестороннее изучение географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования.)

Определение, принятое международной картографической ассоциацией: «картография – совокупность исследований и работ – научных, художественных и технических (начиная с обработки полученных источников), выполняемых при проектировании и создании карт и других форм изображения, а также при их использовании».

  • основеые свойства карты (издавна принято считать географическую карту, как уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Однако три черты определяют специфику картографических изображений:

  • математическое определенное построение
  • использование картографических знаков
  • отбор и обобщение изображаемых явлений
  • значение карт в науке и практике
  • элементы карты

Занятие №3 «Математическая основа карт»

  • понятие о картографических проекциях
  • классификация проекций
  • искажения в картографических проекциях
  • координатные сетки
  • масштабы

Занятие №4 «Картографические знаки и способы картографического изображения. Надписи на картах.»

  • картографические знаки
  • способы картографического изображения
  • картограммы, картодиаграммы, рельефные модели, блок-диаграммы
  • надписи

Занятие №5 «Картографическая генерализация»

Занятие №6 «Классификация, виды и типы географических карт. Атласы.»

  • классификация карт
  • типы карт
  • атласы

Занятие №7 «Обзор основных карт и атласов. Анализ карт»

  • карты и атласы общегеографические, топографические, тематические и комплексные
  • морские карты
  • анализ и оценка карт. Методы анализа

Занятие №8 «Использование географических карт как средства исследования

  • способы анализа
  • использование карт в целях прогноза

Вновь возникающие потребности общества порождают необходимость создания методики работы с картой с учетом проблем, выдвигаемых реальной жизнью. А удачная, прогрессивная разработка этих проблем создает необходимые условия для решения задачи формирования базовых компетентностей современного воспитанника.

Во всем мире насчитывается около 3000 языков, точное количество подсчитать еще никому не удавалось. Хотя по имеющимся данным ЮНЕСКО в мире насчитывается 2796 языков. Увидев точную цифру, любой лингвист улыбнется, не того, что точное количество языков в мире было подсчитано, а с того, что считали. Во всем мире существует много смешанных языков и языков, которые вымерли или языки малых племен, которые официально нигде не числятся. В связи с этим подсчитать точное количество языков практически не возможно. Но лингвистам удалось распределить все языки мира по группам или семьям.

Много различных языков похожи между собой, например, гражданин России может общаться с гражданином Белоруссии и Украины или наоборот и все смогут друг друга понять. В основном языки похожи тех народов, чьи земли граничат друг с другом либо по этническому происхождению стран. Как нам известно, 1000 лет назад на территории где сейчас находится Белоруссия, Украина и Россия находились земли Киевской Руси. И предки вышеуказанных стран общались на одном языке старославянском. До нашего времени границы изменились, и на месте Киевской Руси выросло три новых государства Россия, Украина и Белоруссия.

Карта распространения языков Украины

Карта диалектов китайского языка

Коренные языки Южной Америки

Диалекты арабского языка

Диалекты русского языка

Карта языков Африки

Карта диалектов немецкого языка

Карта финно-угорских языков

Карта славянских языков

Карта языков Индии

Семьи и группы языков

В настоящее время лингвисты выделяют следующие семьи и группы языков:

- Индийская группа . Это самая большая группа по количеству говорящих людей, так как на индийских языках говорят более 1-го миллиарда людей. К данной группе относятся языки Центральной и Северной Индии, а также Пакистана. Еще можно отнести к этой группе цыганей переселившихся в Европу из Индии 5 - 10 вв. н. э. Из вымерших языков данной группе относится древнеиндийский язык - санскрит. На данном языке была написана знаменитая эпическая поэма древней индии "Махабхарата"

- Иранская группа . На языках данной группы говорят в Иране (персидский язык) и в Афганистане (афганский язык). В этой группе существует мертвый язык Скифов.

- Славянская группа . Сюда входит большое количество различных языков, которые обычно разделяют еще на подгруппы.

  • восточная подгруппа; русский, украинский и белорусский язык
  • западная подгруппа; польский, словацкий, чешский, кашубский, лужицкий и полабский который является мертвым языком
  • южная подгруппа; болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский, старославянский или древнецерковнославянский который также является мертвым языком

- Балтийская группа . В этой группе говорят на латышском и литовском языке.

- Германская группа . К данной группе относятся почти все языки Западной Европы; скандинавские (норвежский, датский, шведский, исландский), английский, немецкий, голландский и современный еврейский язык идиш. Среди всех вышеперечисленных языков в этой группе наиболее распространен английский язык на нем говорят более 400 миллионов людей. США - 215 миллионов, Великобритания 58 миллионов, Канаде 33,5 миллионов, Австралии - 20 миллионов, Ирландии - 4 миллиона, ЮАР - 4 миллиона, Новая Зеландия 3,6 миллиона. На немецком разговаривают в Германии, Австрии и Швейцарии. Касательно языка идиш можно сказать, что на нем говорят почти все евреи. Один из языков германской группы бурский распространен в Южной Африки благодаря переселенцам из Голландии.

- Романская группа . Французский, румынский, испанский, итальянский, португальский языки. Также к этой группе относятся провансальский, сардинский (остров Сардиния), каталонский (Восточная Испания) и молдавский.

- Кельтская группа . На языках данной группы говорят в Ирландии и на ближайших островах, а также на полуострове Бретань Франция (бретонский язык), в Уэльсе (валлийский язык). К мертвым языкам этой группы относится язык древних галлов, которые проживали на территории современной Франции.

Кроме вышеперечисленных групп отдельно выделяют греческий, албанский и армянский языки которые относят к индоевропейским языкам. Также к указанной группе относят такие мертвые языки как хеттский (Малая Азия) и тохарские (территория центральной Азии).