Голова профессора доуэля сюжетные линии. Смотреть что такое "Голова профессора Доуэля" в других словарях

Дорогие ребята!

Сегодня мы будем говорить о научно-фантастическом романе Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".

Вспомните, произведение «Голова профессора Доуэля» впервые опубликовано в виде рассказа в московской «Рабочей газете» летом 1925 года.

«Голова профессора Доуэля» – первое научно-фантастическое произведение А.Р. Беляева. Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще. Мисс Адамс (в романе – мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого учёного, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя. Мисс Адамс, проникнув в тайну Керна, сразу же пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения её спасает сын Доуэля. Вместе им удаётся довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому через двенадцать лет Беляев переработал его в роман. Роман впервые появился на страницах ленинградской газеты «Смена», а затем – в журнале «Вокруг света». Отдельным изданием роман был выпущен в 1938 году.

Посмотрим на название текста.

  • О ком пойдет речь?

Рассмотрите картинку, спрогнозируйте содержание.

Научные исследования .

Прочитайте две первые строчки на странице 110 в учебнике.

  • Какие имена вам встретились?

Мари Лоран, профессор Керн.

Речь в произведении пойдёт явно о науке.

  • Как Вы думаете, занимался ли наукой профессор Доуэль?
  • Занимался ли наукой профессор Керн?
  • Какая роль по-вашему отводится Мари Лоран?
  • Вы видели когда-нибудь изображение Правосудия?

  • Почему именно женщина?

Доуэль занимается наукой, Керн занимается наукой.

  • Что, как вы думаете, делает Мари?

Она судья по воле случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки зрения самого важного чувства.

  • Как вы думаете, что сильнее, логика или чувство?
  • Какое из чувств можно назвать и самым сильным и самым созидающим?

Конечно же, любовь.

  • Сформулируйте тему урока. Если два профессора по-разному занимаются наукой, а Мари Лоран их оценивает, какова может быть тема урока?

Цена научного открытия.

Из первых глав романа известно, что Мари Лоран получила диплом врача, но нигде не могла найти работу. Она должна была содержать себя и старую мать, и заработок был ей необходим. Предложение профессора Керна работать у него было в какой-то сте пени спасением для Мари. Мари соглашалась работать с Керном только в том случае, если в его делах нет преступления. Кроме того, её характер, прямой и честный, проявился и во фразе: «Я бы предпочла смерть такому воскресению», сказанной после того, как Мари впервые увидела голову профессора Доуэля. Все лучшие черты Мари – прямота, честность, независимость суждений – впоследствии развились под влиянием профессора Доуэля.

Прочитайте главы романа в учебнике на странице 110 (II часть).

  • Как изменилась жизнь головы профессора Доуэля с появлением в лаборатории Мари Лоран?
  • Что особенно поразило Мари в истории профессора Доуэля и в нем самом?
  • Как развивается характер Мари Лоран под влиянием профессора Доуэля?

Жизнь головы профессора Доуэля меняется с приходом Мари: Доуэль видит перед собой умную, красивую, сочувствующую ему девушку и один облик Мари вносит в его душу некоторое успокоение. Затем он понимает, что Мари всерьёз заинтересовалась трагедией, которую он пережил, что она приняла его историю близко к сердцу. Мари пошла ради него на риск: ослушалась Керна и открыла кран. Доуэль получил возможность говорить. Мари даже хочет открыто выступить против Керна. Словом, у Доуэля появился союзник и друг. Мари поразило прежде всего то, что Керн пользуется трудами своего учителя, присваивает себе его изобретения. А когда она узнаёт о причине смерти Доуэля, её возмущение не знает границ. Доуэль – великий учёный, мыслитель, он достойно и мужественно переносит своё несчастье, но как он смеет быть таким покорным, терпеливым, как смеет работать на «вора и убийцу»! Мари осуждает его смирение, не понимая пока, что наука для Доуэля важнее всего на свете.

Характер Мари развивается под влиянием профессора Доуэля и его истории. Девушка становится серьёзней, начинает острее воспринимать чужую боль, глубже задумывается над тем, каковы должны быть пути развития науки, всегда ли цель оправдывает средства. Она и раньше считала, что преступление недопустимо, но теперь, когда она видит жертву такового, её неприятие преступления переходит в гневный протест. Она готова активно вмешаться в ход окружающей её жизни и восстановить справедливость.

Мари видит, что Доуэль может быть сильным, мужественным, принципиальным человеком, его не могут сломить пытки, но он не в силах устоять против интереса к науке, не в силах видеть неверно поставленный опыт. Наука, работа – для него самое главное в жизни. Ради них Доуэль готов забыть обо всем. Этому и учит Доуэль свою молодую помощницу. Она же делится с ним любовью, доказывая, что ради близкого человека можно пожертвовать свободой и даже жизнью. В Мари есть главное – внутреннее ощущение справедливости и любовь, которые помогают ей выжить в самых критических ситуацих.

Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с 1916 по 1922 годы. Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена, и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка, они во многом выстраданы. Не случайна и фигура Мари.

Итак, мы проанализировали эпизоды текста «Голова профессора Доуэля», ответили на вопрос, какова цена научных открытий.

Задание.

  • П о материалам урока напишите в тетради по литературе характеристику Мари.
  • Устно ответьте на вопросы 3,7, помещённые в учебнике на странице 122-123.

В романе «Голова профессора Доуэля» операции по оживлению человеческих голов ведутся руками гениального хирурга, но одновременно очень алчного и тщеславного человека, профессора Керна. «Воскрешённые» люди не стали счастливыми, благодарными, а также полноценными членами человеческого общества. Так, например, сам профессор Доуэль мечтает о смерти, но его одержимость идеями научных открытий заставляют его продолжить своё земное существование. Сам Керн во время подготовки к операции по сращению оживленной головы с телом «свежего» трупа своей ассистентке произносит такие слова: «Сейчас не время заниматься этическими проблемами, - сухо ответил Керн. - Она потом сама нас благодарить будет». Но благодарности не последовало.

Величайшие научные эксперименты ни одного из персонажей не сделали счастливым. Вопросы этики остаются в стороне. Не оказанное внимание и уважение к личности, привели к безоговорочному концу всей работы и профессора Доуэля, и его помощника Керна.

Следует отметить, что Беляев словами своего героя прямо говорит об этической ответственности, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные открытия необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае ничего не получится.

Выводы

Во второй главе курсовой работы был проведён сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, в результате которого выявлены следующие особенности:

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку,.

Помимо произведения «Цветы для Элджернона» в наиболее краткой форме была рассмотрена проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате были сформулированы следующие выводы:


Заключение

Глобальной целью моей работы было разобраться в причинах и основаниях изменений в жизни умственно отсталого главного героя и нём самом после операции. Для её достижения я выполнила ряд задач:

1) Вывела собственное универсальное определение гуманизма, которое звучит так: исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

2) Ознакомилась со статистикой относительно людей с инвалидностью в мире и выяснила, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив.

3) Выявила особенности адаптации людей с инвалидностью в обществе – наличие таких социальных барьеров как:

a) незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

b) страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся физически или морально ранить, огорчить);

c) агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

4) Провела сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, выявив следующие особенности:

a) Мужчина осознаёт, что раньше в любой компании он был лишь мальчиком для битья, клоуном, легкой целью для постоянных издёвок окружающих. И хотя он чувствовал себя частью общества, на самом деле это было всё то же отчуждение, только не осознаваемое умственно отсталым человеком.

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку.

c) В то же время, коммуникативные навыки героя остались на уровне развития ребёнка, отчего он страдает в своих попытках общения с противоположным полом. В результате мы можем сделать вывод, что интеллектуальная односторонность развития человека не столь пагубна, как односторонность чувственная (когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений), но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению личности.

5) Помимо произведения «Цветы для Элджернона» я в наиболее краткой форме рассмотрела проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате я пришла к следующим выводам:

a) Братья Стругацкие, рассматривая в своём творчестве достижения научно-технического прогресса, уделяют огромное внимание человеку и взаимоотношению человека и общества. Особо важной оказывается проблема выбора, прежде всего нравственного.

b) Беляев же словами своего героя прямо говорит об этической ответственности учёных за их открытия, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные свершения необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае от них будет один вред, ведь и в данном произведении, «Голова профессора Доуэля», в финале книги никто из персонажей не остался счастлив.

Таким образом, я пошагово выполнила все поставленные задачи, прибегнув к таким методам научного исследования как анализ, синтез, квалификация, аналогия и другие. Основная цель моей курсовой работы была успешно достигнута.

Список использованной литературы

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд - М: Педагогика, 1991.

2. Алейник, T.A. Институциональные барьеры и стратегии социальной мобильности людей с инвалидностью: дисс. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Алейник Лидия Анатольевна. Ставрополь, 2008.

3. Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1992.

4. Добровольская, Т.А. Социальные проблемы инвалидов / Т.А. Добровольская, Н.А Демидов, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1988.

5. Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993.

6. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социологические исследования. 1991.

7. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества / И.А. Дворянчикова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Самара, 2003.

8. Калинычева, Т. И. Инвалиды в зеркале общественного сознания //Вестник благотворительности. - 1995.

9. Куликов, А.Н. Гуманизм в современном мире./ А.Н. Куликов // Дис. канд. философ. наук. - 2012.

10. Раецкая, И.Е. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности. / И.Е. Раецкая // Дис. канд. психол. наук. - 2005.

11. Черничкина, В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения. / В.А.Черничкина // Дис. канд. психол. наук. - 2003.

12. Blackham H.J. Humanism. - 2nd rev. ed. - N.Y., 1976. – 132 p.

Многие из нас стремятся прочитать не само произведение, а именно его краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» - это, безусловно, книга, которую стоит прочесть целиком. Однако постараемся изложить кратко этот приключенческий роман русского писателя Александра Беляева.

Знакомство с Мари Ломарн

Эта девушка - молодой врач, именно со знакомства с ней начинает свою повесть Беляев. «Голова профессора Доуэля» в начале повествования отправляет нас в кабинет профессора Керна. С ним девушке предстоит работать. Кабинет производит на нее мрачное впечатление. Однако попав в лабораторию, девушка видит ужасную картину: на стеклянной доске укреплена человеческая голова, к которой подсоединено множество трубок. Лицо головы напоминает ей известного профессора Доуэля, ученого-хирурга, который не так давно умер.

Воскрешение

От Керна девушка узнает, что это действительно голова этого ученого, которому удалось ее воскресить. Девушка в шоке, смерть кажется ей гораздо лучше, чем подобное воскрешение.

Однако продолжаем читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля - объект трудов Мари. Обязанность девушки - следить за ее состоянием. Надо сказать, что благодаря воскрешению, голова способна слышать, понимать и даже мимикой отвечать на вопросы.

Общение с головой

Мари ежедневно приносит голове медицинские журналы, которые они вместе просматривают. Так продолжает повествование Беляев. Голова профессора Доуэля и девушка общаются между собой. Мари понимает ее по знакам. В один из дней голова попросила ее отвернуть кран, подведенный к горлу. Именно его профессор Керн строго запретил ей трогать. Неосторожное движение может привести к смерти головы.

Говорящая голова

Однако голова профессора объясняет Мари, что этого не произойдет. Так продолжает свое повествование Александр Беляев. Девушка волнуется, но исполняет просьбу Доуэля. То, что происходит дальше, шокирует Мари: оказывается, голова может разговаривать!

Подробности оживления

Вот о чем рассказывает девушке голова профессора Доуэля. Книга, конечно, способна передать это более эмоционально, чем краткое содержание.

Профессор Керн был ассистентом Доуэля. Он, безусловно, талантливый хирург. Когда они работали вместе, с Доуэлем случился приступ астмы. Очнувшись, профессор обнаружил, что он лишен своего тела. Керн сохранил его мозг, чтобы продолжить исследования.

Более ужасающие подробности вы узнаете, если продолжите читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля рассказывает изумленной девушке, как он отказывался сотрудничать с Керном, а тот, желая получить ценную информацию, пропускал через нее электрический ток и присоединял к питательным растворам раздражающие реактивы.

Новые «оживления»

Тем не менее Доуэль был вынужден согласиться работать с Керном, когда увидел, что тот, проводя опыты, совершил ошибки, которые могли погубить плоды их совместного труда. Вот о чем рассказывает краткое содержание.

Голова профессора Доуэля помогает Керну сделать и другие оживления. Появляются еще две головы. Одна из них - Том Буш - мужская, принадлежащая попавшему под автомобиль рабочему. Другая - Брике - женская, голова певицы из бара.

Эти двое не привыкли к тому, чтобы жить интеллектуальной жизнью, им тягостно без тела. Мари включает им музыку и фильмы, но они только расстраиваются: все напоминает им то, как они жили раньше. Брике сумела убедить Керна дать ей другое тело.

Арест Мари

Керн, узнав, что Мари беседует с головой профессора, запрещает ей покидать лабораторию. Девушка пытается протестовать, но Керн лишает голову профессора воздуха, перекрыв один из кранов. Теперь лаборатория становится для Мари настоящей тюрьмой, так пишет Александр Беляев.

Новое тело Брике

Керн находит тело для Брике и похищает его с места железнодорожной катастрофы. Тело приживляют к голове певицы. Брике начинает петь: в нижнем регистре ее голос звучит превосходно. Это изящное тело, как выяснилось, досталось Брике от Анжелики Гай, известной итальянской артистки. В жестах певицы обнаруживается необыкновенная грация.

Брике пытается отвоевать себе свободу. Ее желание - вернуться домой, однако Керн не хочет ее отпускать.

Это лишь краткий пересказ. «Голова профессора Доуэля», если читать это удивительное произведение полностью, откроет вам множество интересных эпизодов.

Бегство Брике

Поняв, что упрашивать Керна безнадежно, Брике бежит. Она спускается из окна по связанным простыням. Брике бежит от со своей подругой и ее мужем, который был взломщиком сейфов, от возможных преследований со стороны полиции. Она не рассказывает друзьям о тайне, связанной с ее возвращением.

Неожиданная встреча

Продолжим чтение книги «Голова профессора Доуэля». Герои этого произведения: Брике, Рыжая Марта (ее подруга), муж подруги Жан - отправляются на Средиземное море. Там они встречают неожиданно художника Армана Ларе и Артура Доуэля, сына того самого профессора.

Арман Ларе скорбит по Анжелике Гай, ведь он был не просто поклонником таланта этой девушки, но и ее другом. Его острый взгляд смог уловить поразительное сходство фигуры незнакомой женщины с телом певицы. Он также подмечает, что у Брике те же самые жесты, та же родинка на плече.

Арман Ларе и сын профессора Доуэля решают непременно раскрыть эту тайну. Ларе приглашает Брике с друзьями на морскую прогулку. На яхте Арман, оставшись один на один с Брике, заставляет ее рассказать обо всем. Молодая женщина честно отвечает на все вопросы Ларе и Доуэля.

При упоминании о третьей голове, находящейся в лаборатории, Артур понимает, что речь идет о его отце. Он достает фото и показывает его Брике. Она подтверждает, что это тот самый человек.

Обратно в Париж

Молодые люди вместе с Брике едут в Париж, чтобы разыскать голову профессора. Арман Ларе чувствует симпатию к молодой женщине, но не понимает, что привлекает его в ней: сама Брике или тело покойной певицы.

Брике осознает, что её жизнь круто переменилась. Певичка из бара, обретя новое прекрасное тело, не только преображается и молодеет внешне, но и начинает мыслить по-другому.

Однако небольшая ранка, которая была на ступне тела Анжелики, приводит к тому, что у Брике начинает болеть и опухать нога.

Молодые люди решают показать ее докторам. Однако она против этого, так как боится, что ее история станет известной.

Брике тайно едет в лабораторию к Керну.

Артуру Доуэлю становится известно, что Мари Лоран находится в больнице для душевнобольных. Друзья с большими усилиями добиваются освобождения Мари.

Керн пытается спасти ногу Брике, но его попытки тщетны. Он снова отделяет голову Брике от тела.

Во время демонстрации Мари Лоран обличает Керна, который совершил убийство и присвоил чужое открытие. Чтобы скрыть свое преступление, Керн меняет вид головы Доуэля.

Артур просит полицию произвести обыск Керна, при котором он присутствует вместе с Мари и Арманом. Молодые люди видят окончание жизни головы профессора Доуэля. Готовится допрос Керна. Керн отправляется в кабинет, откуда вскоре слышится выстрел.

Мы только что закончили излагать гениальное произведение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Отзывы об этой книге подтверждают, что она занимает достойное место в душах многих людей. Есть читатели, которые не просто были потрясены замыслом автора, но и готовы возвращаться к произведению снова и снова. Даже люди, которые не особенно любят литературу жанра научной фантастики, именно эту книгу считают той, которую стоит перечитать.

То, насколько ярко автор изображает возможность подобных экспериментов, заставляет содрогнуться. Ведь если такие опыты станут возможны, человек будет абсолютно бессилен перед наукой, а если эти знания окажутся в руках людей, подобных Керну, то мы рискуем жестоко пострадать от злодеяний.

90 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНУ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ» , 1925 Г.

Читайте книгу!!!

Александр Романович Беляев (4 марта 1884 - 6 января 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Автор более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».
«Голова профессора Доуэля» - фантастический научный роман, одно из наиболее известных произведений писателя.
Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт».

Краткое содержание
Франция. Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.
Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций - оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей в железнодорожной катастрофе артистки Анжелики, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере, в компании своих друзей - Жана и его жены Марты - она сталкивается с художником Арманом Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей подруги Анжелики с головой другой женщины. Более того, Арман и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.
В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.
Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.

Цитаты из книги
«… здесь, на земле, да будет вам известно, наивное создание, торжествует порок и только порок! А добродетель… Добродетель стоит с протянутой рукой, вымаливая у порока гроши…»
Красивая женщина - женщина вдвойне. Значит, вдвойне обладает и женскими недостатками.
Если добродетель не может торжествовать, то, по крайней мере, порок должен быть наказан.
Правдивость - плохой объект для иронии.

Факты

Считается, что основой сюжета романа Беляев обязан опытам С. С. Брюхоненко (русский советский физиолог, доктор медицинских наук, создал первый в мире аппарат искусственного кровообращения) по оживлению организма после физической смерти. Однако Брюхоненко представил результаты эксперимента только через несколько лет после того, как был опубликован роман.

Сама идея, где голова (мозг) живет без тела, поддерживаемая наукообразным способом, не являлась принципиально новой для литературы - фельетон Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877), роман Мориса Ренара "Доктор Лерн" ("Новый зверь") (1908) и роман Гастона Леру «Кровавая » (1923) затрагивали эту проблематику. Неизвестно, был ли знаком с этими произведениями сам Беляев.
Как биография, так и творчество Беляева после нескольких десятилетий советской «канонизации» (и достаточно слабой освещённости) стали предметами противоречивых суждений. Так, известный российский критик и историк фантастики Всеволод Ревич давал творчеству Беляева резко отрицательную оценку. Он упрекал автора в слабой проработанности фантастических элементов и в конъюнктурной безжалостности к «классовым врагам» и «садизме» по отношению к героям, над которыми производились физиологические эксперименты.
Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин, где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-фантастические произведения. В этом же году премия была вручена Аркадию и Борису Стругацким за фантастический роман «Град обреченный».

Экранизации романа

В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля» режиссера Леонида Менакера.

«Голова́ профе́ссора До́уэля» - научно-фантастический роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева , одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт ». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1923-1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле . В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей », «Последний человек из Атлантиды », «Человек-амфибия », «Борьба в эфире» и серию рассказов.

    Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16-21, 24-26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6-10; отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1938)

    Сюжет

    Франция. Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

    Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций - оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей в железнодорожной катастрофе артистки Анжелики, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере , в компании своих друзей - Жана и его жены Марты - она сталкивается с художником Арманом Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей подруги Анжелики с головой другой женщины. Более того, Арман и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.

    В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.

    Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.

    Персонажи

    Люди

    • Керн - профессор, хирург-злодей
    • Мари Лоран - врач, ассистентка Керна
    • Джон - слуга-негр
    • Анжелика Гай - погибшая певица, тело которой было использовано Керном
    • Рыжая Марта - подруга Брике
    • Жан - муж Марты
    • Мадам Лоран - мать Мари
    • Арман Ларе - художник
    • Артур Доуэль - сын профессора Доуэля
    • Шауб - художник из Австралии, приятель Ларе
    • Равино - врач-преступник, владелец психиатрической больницы

    Головы

    • Доуэль - профессор, учёный-хирург
    • Тома Буш - погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном
    • Брике - погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном

    Критика

    В 1939 году с рецензией на роман «Голова профессора Доуэля» на страницах журнала «Детская литература» выступил критик и прозаик Я. С. Рыкачёв. Назвав роман цельным и увлекательным повествованием и отметив культуру письма и несомненную одарённость автора , Рыкачёв тем не менее подверг жёсткой критике работу Беляева, посчитав её неудачей писателя и определив книгу как «досадный анахронизм» . Критик высказал мнение, что роман отличает не только отсутствие какой-либо социальной идеи, но слабость с точки зрения научной мысли, выражающаяся в неспособности автора ни сообщить существенные научные сведения, ни ознакомить читателя с реальными перспективами науки. В своей рецензии Рыкачёв сделал предположение, что Беляев отталкивался от опытов доктора Брюхоненко , сумевшего сохранить жизнедеятельность головы собаки, отделённой от тела .

    На страницах того же журнала Беляев ответил, что роман был написан ещё до опытов С. С. Брюхоненко . Беляев заметил, что роман является отчасти автобиографическим - его идея пришла в голову писателю, когда у него парализовало ноги и он был 3 года прикован к постели, фактически ощущая себя «головой без тела» . К моменту написания книги идея, где голова (мозг) живёт без тела, поддерживаемая наукообразным способом, не являлась принципиально новой для литературы - фельетон Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877), рассказ Густава Майринка «Экспонат», роман Мориса Ренара «Доктор Лерн» («Новый зверь») (1908), роман Гастона Леру «Кровавая кукла» (1923), новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» (Mr. Vivacius Style ) - затрагивали эту проблематику. Сам Беляев назвал вдохновителем своей книги Шарля Броун-Секара .

    Относительно социальной темы, Беляев выразил уверенность, что создать занимательный и острый сюжет в книге на тему классовой борьбы куда проще, чем в произведении, описывающем будущее бесклассовое общество. Писатель подчеркнул, что показать такое общество и его научные, технические, культурные, бытовые перспективы не менее важно, чем классовую борьбу .

    В то время как советский критик Рыкачёв дал роману низкую оценку, заявив, что роман носит «явственный след влияния западной развлекательно-фантастической литературы», английский фантаст Герберт Уэллс во время встречи с Беляевым в 1934 году в Ленинграде высказал противоположное мнение : «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы „Голова профессора Доуэля“ и „Человек-амфибия“. О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

    Экранизации

    Примечания

    Литература

    • Б. В. Ляпунов . Александр Беляев. - Критико-биографический очерк. - М. : «Советский писатель », 1967. - 27 с.
    • Я. С. Рыкачёв. «Голова профессора Доуэля» А. Беляева // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 1 . - С. 50-53 .
    • А. Р. Беляев . О моих работах // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 5 . - С. 23-25 .

    Ссылки

    • Александр Беляев. Голова профессора Доуэля (текст романа на сайте Lib.Ru).
    • Светлана Беляева «Звезда мерцает за окном…» (Александр Романович Беляев Романы. Повести. Рассказы /Библиотека всемирной литературы. М., Эксмо, 2008.)
    • Иллюстрации Александра Довгаля к изданию романа «Голова профессора Доуэля» 1957 года.