Хан мамай годы жизни. Кто такой Мамай и что он сделал? Современный взгляд на жизнь хана великой Империи

Храбрый полководец, способный администратор, искусный политик, талантливый дипломат – все это смело можно сказать о темнике Золотой орды Мамае. По сути, он владел большей частью золотоордынской территории, на которой проживали потомки половцев, алан, ясов, касогов, крымцев. Его верными союзниками были литовцы и генуэзцы. Не секрет, что Мамай был прозападником, однако это ему не мешало принимать большое участие в выборе очередного хана из рода Чингизидов, и по своему усмотрению править через номинальных правителей государством.

Сам он никогда не предпринимал попыток занять престол, уважая исключительную прерогативу потомков великого кагана Чингиз-хана. Но, несмотря на это, с великим каганом его все же связывали общие корни, а именно, древний род Кият.

Женщина — глава рода

К сожалению, год, место и время рождения великого монгола до сих пор остаются спорными и размытыми. К примеру, судя по сохранившимся данным, родина Мамая была где-то между берегом Черного моря Крыма и Днепром. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Где-то в Причерноморье или в самой Кафе нашел он свое последнее пристанище, а позже был убит, оставив в памяти народной в южных землях топонимические названия — река Мамайка, поселение Мамайка (под современной Евпаторией, ныне окраина города), Мамаев курган и многочисленные тюркские фамилии. А вот год рождения так и остается неизвестным. Можно только предположить, что возможно он родился между 30-ми и 40-ми годами XIV столетия. Первые упоминания в летописях об этом человеке относятся к 1361 году, когда по просьбе московских бояр и митрополита Алексия он помог юному московскому князю Дмитрию, (в будущем Донскому) занять владимирский престол. Тогда Дмитрию было всего одиннадцать лет. Следовательно, Мамай был гораздо старше князя, уже имел влияние в Орде и располагал военной мощью.

Еще есть любопытные сведения о его вероисповедании. Безусловно, он был правоверным мусульманином, однако если верить ряду исследователей, то по своим религиозно-общественным взглядам Мамай принадлежал к ордену «исмаилитов», одной из сект шиитского течения ислама.

И если источники с сомнением говорят о месте его рождения и совершенно ничего не говорят, о дате его появления на свет и первых годах жизни, то все как один утверждают — Мамай происходил из знатного монгольского рода Кият. Старинный род был славен многими достойными сынами и потомками. Сам Чингиз-хан был из рода Кият-Борджигин. Возможно, узами родства Чингиз-хан и его потомки с Мамаем не были связаны, но происхождение вели от одной прародительницы — почтенной дамы, имя которой Алан-Гоа.

В переводе с монгольского Алан-Гоя означает пятнистая лань. Об этой женщине сегодня уже мало что известно. Предполагают, что жила она на рубеже X-XI веков, была женой некого Добун-Мергэна, от которого у нее было два сына, а овдовев, произвела на свет еще троих сыновей и вошла в историю как прародительница монгольского этноса.

Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого юноши, который приходил к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходил с рассветом, словно «желтый пес». Зачатие якобы происходило от света, исходившего от него и проникало в чрево вдовы. По ее утверждению, таинственный посетитель был сам бог Тенгри. Конечно, поверить женщине, утверждающей подобное явление, трудно, да и сами монголы X века относились к рассказу Алан-Гоа скептически. Но видимо, она пользовалась большим влиянием и смогла убедить, раз приняли ее рассказ на веру, и свято считали этих трех сыновей «отмеченными печатью небесного происхождения».
Род Чингиз-хана, так же как и род Мамая, происходил от младшего сына Алан-Гоа — Бодончара (Бочкин-Чалчи). Правда, есть некоторые предположения, что истинным отцом Бодончара был Ма-алих Баяудец, тюрк, единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, жившие в ее доме. По данным анонимной рукописи «Алтан Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 году. Он отличался рыжими волосами и светлыми глазами, передав эти характерные черты своим потомкам. К Бодончару возводили свою генеалогию многие монгольские роды, такие как Дуглат, Барулас, Урут, Мангут, Тайджиут, Чонос, Кият и другие. При внуках Бодончара начался процесс формообразования этноса. Монгольских родов становилось больше, росла и их численность. Появилось деление на новые родовые группы, стали выделяться имена вождей. Одним из таких стал Хайду, правнук Бодончара. Со временем вожди стали именоваться каганами (ханами). Первым верховным владыкой – ханом стал основатель рода Кият Хабул (ок. 1100 — 1148),– представитель восьмого поколения потомком Алан-Гоа и бога Тенгри. Он царствовал в 30-40 годы XII века. С ним закончился процесс формирования монгольского этногенеза, и началась монгольская история. У Хабула было семеро сыновей, давших миру Чингиз-хана, чей отец внук Хабула Есугей-багатур стал основателем рода Кият-Борджигин, и Мамая, род которого вел свою родословную от старших сыновей Хабула.
Эмир Причерноморья

С веками родство между Чингизидами и Киятами значительно отдалилось, однако эмиры из рода Кият по-прежнему оставались привилегированными и уважаемыми в Орде. Они брали в жены дочерей из ханской династии, стояли во главе мощной армии и управляли отдаленными улусами золотоордынской империи.

Исключением не стал и эмир Мамай Кият. Он женился на дочери Мухаммеда Бердибека, двенадцатого хана Золотой Орды (1357-1359), приданное которой принесло ему наместничество Крыма и всего Северного Причерноморья. Мамай проявил себя как хороший администратор и отличный стратег, за это спустя несколько лет, хан назначает его на высокую должность беклярбека – одну из двух главных должностей в администрации Золотой Орды, в чьи функции входило руководство армией, управление внешними делами и верховным судом. Эмир Мамай очень быстро завоевал симпатии среди местного населения Крыма и Причерноморья, сошелся с ближайшими соседями литовцами и генуэзцами. Благодаря своему таланту дипломата, он добился того, что крымский улус-юрт становился организованным государством, опиравшимся на местных аборигенов. Сама ставка Мамая находилась в городе Орда в низовьях Днепра (на территории современного Каховского водохранилища).
В 1359 году хана Бердибека убил чингизид Кульпа, который и занял ордынский престол. Мамай, в чьем подчинении была армия, воспользовавшись ситуацией, объявил ему войну. С этого момента, власть Мамая еще больше усилилась, теперь, сместив Кульпу, он сам стал выбирать кандидатов на место кагана, и в августе 1361 года он провозгласил ханом своего первого ставленника Абдуллу. Естественно, что другие претенденты-чингизиды, остались недовольны выбором всесильного эмира и отказались признавать власть нового хана. В Орде началась «Великая замятня». На протяжении одиннадцати лет Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды. И только к 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть Орды (от Крыма до правого берега Волги).

Эмир Мамай Кият потерпел поражение в столкновении на Куликовом поле с вассалом, или как принято называть, союзником хана Тохтамыша Дмитрием Донским, которому сам же выдавал ярлык на княжение. Так уж сложилось, что Дмитрий выступил на стороне Тохтамыша признав очередного чингизида ханом Большой Орды (см. статью «Фиаско Мамая и Триумф Тохтамыша», Авдет 2008 г. № …). Он ушел в Крым, но надежду на реванш не терял, пока случайность не изменила все его планы. В 1380 году, возвращаясь в родные степи после сражения, Мамай неожиданно встретился на берегах реки Калки со своим давним врагом — Тохтамышем. Для последнего эта встреча так же была неожиданностью. Бой был неизбежен. И в то время, когда и Мамай, и Тохтамыш собирались давать своим воинам команду к бою, случилось неожиданное. Воины Мамая сошли с коней и принесли присягу законному хану чингизиду Тохтамышу. Они не схватили и не выдали своего вождя, что было бы предательством, они позволили ему уехать в Крым.

Сын Мамая Мансур, чингизид по материнской линии, ушел в Литву, был там принят и жил на южной окраине, не теряя связи со Степью и со своими родственниками. По преданию, под деревней Глина Мансур спас от смерти великого князя Литовского Витовта, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, сыгравших одну из важных ролей в истории Московского княжества, от него же ведут свой род крымские мурзы Мансуры и многие другие.
Что касается самого всесильного эмира, то по некоторым данным, его убили союзники – генуэзцы, недовольные исходом битвы.

Похоронен Мамай Кият в Шейх-Мамае (ныне село Айвазовское, Кировского района Крыма), близ Кафы. Его могилу, точнее курган, нашел художник И. Айвазовский, занимавшийся археологией в южном Крыму.

ТАРЕЛКА МЕДНАЯ
ТАРЕЛКА КУЗНЕЦОВА
ПЕПЕЛЬНИЦА ЧАШКА ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ ИКОНА
УТЮГ ЧЕРНИЛЬНИЦА ШКАТУЛКА ДУБОВАЯ КАДКА



Не совсем верное утверждение, что лишь с приходом определенного возраста нас буквально «накрывает волной ностальгии», когда мы слышим мелодию юности, либо видим какие-то атрибуты того времени. Даже совсем маленький ребенок начинает тосковать по любимой игрушке, если кто-то ее забрал, либо спрятал. Мы все в какой-то степени влюблены в старые вещи, потому что они хранят в себе дух целой эпохи. Нам мало прочитать об этом в книгах или на страницах интернета. Мы хотим обладать реальной антикварной вещью, которую можно потрогать, ощутить ее запах. Только вспомните ваши ощущения, когда вы брали в руки книгу советских времен со слегка пожелтевшими страницами, источающими сладковатый аромат, особенно при их перелистывании, либо когда вы смотрели на черно-белые фотографии ваших родителей или бабушек и дедушек, те самые с неровной белой каймой. Кстати, для многих такие кадры остаются самыми любимыми до сих пор, несмотря на низкое качество подобных снимков. Дело здесь не в изображении, а в том ощущении душевной теплоты, наполняющем нас, когда они попадаются нам на глаза.

Если же в нашей жизни не осталось «предметов из прошлого» в связи бесконечными переездами и сменой места жительства, то купить антиквариат можно в нашем антикварном интернет магазине . Особой популярность сейчас пользуются магазины антиквариата, ведь далеко не у всех есть возможность посещать подобные торговые точки, да и сосредоточены они преимущественно лишь в крупных городах.

У нас Вы сможете купить антиквариат самой различной тематики

Чтобы расставить все точки над «i», следует сказать, что магазин антиквариата представляет собой специальное заведение, которое осуществляет покупку, продажу, обмен, реставрацию и экспертизу антикварных вещей и оказывает ряд других услуг, связанных с продажей антиквариата.

Антиквариат - это некоторые старинные вещи, имеющие достаточно высокую ценность. Это могут быть: старинные украшения, техника, монеты, книги, предметы интерьера, статуэтки, посуда и прочее.

Однако, в ряде стран, антиквариатом считаются разные вещи: в России статус «старинной вещи» получает предмет, которому уже более 50 лет, а в США - предметы, изготовленные до 1830 года. С другой стороны, в каждой стране различные антикварные вещи имеют разную ценность. В Китае старинные фарфор представляет собой большую ценность, нежели в России, либо США.

Иными словами, при покупке антиквариата следует помнить, что его цена зависит от следующих характеристик: возраста, уникальности исполнения, способа изготовления (всем известно, что ручная работа ценится намного выше, чем массовое производство), исторической,художественной, либо культурной ценности и других причин.

Магазин интиквариата - достаточно рискованный бизнес. Дело не только в трудоемкости поиска необходимого товара и длительном периоде времени, в течение которого данный предмет будет продан, но и в умении отличить подделку от оригинала.

Кроме того, магазин по продаже антиквариата должен соответствовать ряду стандартов, чтобы завоевать должную репутацию на рынке. Если речь идет об антикварном интернет-магазине, то он должен иметь широкий ассортимент представленных товаров. Если же магазин антиквариата существует не только на просторах всемирной паутины, то он к тому же должен быть достаточно большим, чтобы клиенту было в нем удобно бродить между предметов старины, а, во-вторых, иметь красивый интерьер и приятную атмосферу.

В нашем магазине антиквариата есть очень редкие вещи, способные произвести впечатление даже на маститого коллекционера

Антиквариат имеет магическую силу: прикоснувшись к нему однажды, вы превратитесь в его большого поклонника, антикварные предметы займут достойное место в интерьере вашего дома.

В нашем антикварном интернет-магазине вы сможете купить антиквариат самой различной тематики по доступным ценам. Для облегчения поиска все товары разделены на специальные группы: живопись, иконы, сельский быт, предметы интерьера и проч. Также в каталоге вам удастся найти старинные книги, открытки,плакаты, столовое серебро, фарфоровую посуду и многое другое.

Кроме того, в нашем антикварном интернет магазине Вы сможете приобрести оригинальные подарки, мебель и кухонную утварь, способные оживить интерьер вашего дома, сделать его более изысканным.

Продажа антиквариата в России, как и во многих европейских городах, вроде Парижа, Лондона и Стокгольма имеет свои особенности. В первую очередь, это высокие затраты на покупку антиквариата, однако ответственность магазина по продаже антикварных вещей тоже достаточно высока, так как данные вещи представляют собой определенную материальную и культурно-историческую ценность.

Осуществляя покупку антиквариата в нашем магазине, Вы можете быть уверены в подлинности приобретаемых вещей

В нашем антикварном магазине работают только квалифицированные консультанты и специалисты-оценщики, которые без особого труда отличают оригинал от подделок.

Мы стремимся сделать наш антикварный интернет-магазин интересным и для коллекционеров, и для поклонников старины и для самых обычных ценителей прекрасного, имеющих хороший вкус и знающих цену вещам. Таким образом, одним из наших приоритетных направлений является постоянное расширение ассортимента как за счет дилеров, так и благодаря сотрудничеству с другими компаниями, занимающимися продажами антиквариата.

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом». Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину - монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя - хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай. В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Мамай vs Тохтамыш

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю. Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша. Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения Тамерлана. Тот сказал: "Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником". Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая. Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев. Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.

Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье». Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

До Куликовской битвы

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно. Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь. Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками». Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем. На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным.

Потомками Мамая себя называли князья Глинские. По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком Иоанна IV Грозного по матери – Елене Глинской.

Гибель

В Куликовском сражении, о котором у нас написано много, Мамай потерял не только войско, но и легитимность: малолетний хан Мухаммед, который де юре правил в Сарае, был убит. Таким образом, Тохтамышу почти не пришлось воевать, чтобы добить на реке Калке остатки войска Мамая – люди сами переходили в к более законному повелителю. Мамай отправился к генуэзцам в Кафу (нынешнюю Феодосию), но совершенно очевидно, что им он больше не был интересен. Там он был и убит. То ли генуэзцами, то ли лазутчиками Тохтамыша: это не так важно, поскольку участь его была предрешена, а время его кончилось.

Мамай оставил значительный след в истории: именно при нем произошла известная Куликовская битва. Это была неоднозначная, но влиятельная личность своего времени. Рассмотрим, кто такой Мамай, что он сделал для своей страны, чем прославился.

Происхождение

Мамай родился примерно в 1335 году. Он происходил из рода Кият (древнетюркское племя, представителем которого являлся сам Чингисхан). Женился Мамай очень выгодно, взяв в супруги Тулунбек — дочь Мухаммеда Бердибека (восьмого правителя Орды).

Бердибек погиб в 1359 году. На этом правление династии Батуидов прекратилось. Мамай начал так называемый период «Великой замятни», длившийся почти до его смерти. Он пытался восстановить династию, делая ханами только представителей рода. Однако по закону Золотой Орды они являлись самозванцами.

Звания и должности

Отвечая на вопрос, кто такой Мамай, нельзя обойти вниманием его звания и должности. Он управлял войсками Золотой Орды с 1361 по 1380 годы, был военачальником. Русские называли его темником. Это воинское звание человека, который руководит самой большой группой своей армией (примерно 10 тысяч человек). У него не было звания хана, так как он не принадлежал к роду Чингизида. Он являлся также беклярбеком — управляющим золотоордынской государственной администрацией.

История событий до Куликовской битвы и политика Мамая

Когда Бердибека, отца Тулунбек, убил хан Кульпа, Мамай объявил ему войну и, как уже говорилось, начался период «Великой замятни». Целых 11 лет с 1359 г. Мамай воевал аж с девятью ханами, которые противились тому, что он поставил во главу хана Абдуллаха. В 1366 году Мамай отвоевал некоторые земли на западе владений Золотой Орды (близ Крыма) и начал там управлять. Это ослабило центральную власть. Временно он даже управлял столицей — Новым Сараем (когда удавалось ее отвоевывать).

Восточные государства не поддерживали Мамая, поэтому он в основном обращался за поддержкой к европейским государствам (чаще всего к Литовскому, к Генуе и к Венеции). Правление Мамая было очень неоднозначным. Историкам известно, что он первое время поддерживал Московское княжество, даже заключил договор с митрополитом Алексием, который, можно сказать, управлял Москвой, пока был маленьким князь Дмитрий. Для России выгода от такого союза заключалась в том, что Мамай уменьшил налоги, взимаемые с русских.

Спустя некоторое время Михайло Аланский с сам попросил темника (напомним, так на Руси называли Мамая) дать ярлык на княжество Дмитрию Донскому. Аланский сделал темнику множество подарков, и тот согласился. Так стал зависимым Дмитрий Донской, князь, от Мамая (Мамаевой Орды, точнее, самопровозглашенного государства в Золотой Орде), а не от тех правителей, которые правили в Сарае. Спустя семь лет Мамай отнял ярлык на княжество у князя, и дал его Михаилу Тверскому. Но уже повзрослевшему на тот момент князю Дмитрию удалось через год вернуть себе этот ярлык. Его вручил ему хан Мухаммед Булак, посаженный на трон Мамаем.

В это же время шла борьба с Тохтамышем (законный хан Орды). Он был чингизидом и с 1377 года пытался стать полноправным правителем. Его главная цель состояла в том, чтобы убрать Мамая. Год спустя он и его войска вторглись во владения темника. К 1380 году Тохтамыш вернул свои земли, а Мамаю остался только Север Причерноморья и Крым. Тохтамыш победил и установил законную власть, а «Великая Замятня» закончилась. Это было почти в одно и то же время, что и Куликовская битва, о которой мы поговорим ниже.

Куликовская битва

Чтобы знать, кто такой Мамай, нужно понимать, какую роль он сыграл в столкновении на Это сражение шло между войсками Мамая и Дмитрия Донского. Есть несколько причин, которые привели к этой битве.

Отношения Мамаевой Орды с Москвой ухудшились, когда темник отнял у Донского уже данный ему ярлык на Московское княжество. За это князь Дмитрий прекратил выплачивать дань. Темник решил отправить своих послов, но их всех по приказу князя, у которого было много сторонников, убили. После этого были небольшие столкновения враждующих сторон, но сам Мамай еще не наступал. Пока только Арапша (служащий у Мамая хан Синей Орды) разорял некоторые крупные русские княжества.

В 1378-м темник отправил свои войска на сражение с Дмитрием, но ордынцы потерпели поражение. Примерно в это же время Мамай начинал терять часть своей территории, так как Тохтамыш со своими людьми атаковал его с другой стороны. В 1380 году началась подготовка к битве. Московские войска во главе с Дмитрием собирались направиться к Дону через Коломну. Главный полк возглавлял сам Донской, вторым полком командовал Владимир Храбрый, а третьим — Глеб Брянский. Очень многие русские города также оказали большую военную поддержку князю Дмитрию, отправляя свои войска на помощь.

Интересно также отметить численность войск. В разных источниках упоминается количество русских воинов от 40 тыс. до 400 тыс. Но многие историки полагают, что эти числа преувеличены и что количество воинов не превышало 60 тысяч. А вот в войсках Мамая насчитывалось от 100 до 150 тысяч человек.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на берегу Дона на Куликовом поле. Известно, что русские наступали со знаменами, изображавшими Иисуса Христа. Сначала были небольшие столкновения передовых войск, в которых погиб татаро-монгол Челубей и русский инок Пересвет.

Так как по численности войска Мамая превосходили войска Донского, то и шансов на победу у русских изначально было мало. Но у них была определенная тактика. Они припрятали засадные отряды князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, которые под конец сражения очень помогли. Таким образом, сторона Мамая начала проигрывать. Почти всех ордынских воинов перебили. Сражение закончилось бегством татаро-монгол.

Эта битва имела большое значение. Хоть Русь еще продолжала находиться под гнетом Золотой Орды, но стала более независимой, Московское княжество сильно укрепилось. Спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды.

Смерть

После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. По дороге его на него напали люди Тохтамыша. К этому времени все сторонники Мамая перешли на сторону законного правителя, поэтому у темника не было надежной защиты. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский.

Род Мамая

Согласно историческим родословным, потомками Мамая были князья, живущие в Литовском княжестве. Великий род всем известных Глинских, предполагается, велся от Мансура Киятовича — сына Мамая. Князь например, известен своим мятежом в Литве, после которого он и его семья переехали в Москву. Также потомками Мамая являются рода Ружинских, Вишневецких, Острожских и Дашкевичей. Князья этих фамилий очень известны в истории Запорожья как люди, многое сделавшие для Украины в военном плане.

О темнике Мамае известно несколько познавательных фактов:

  • Есть такая поговорка «как Мамай прошел», что означает беспорядок, разруху. Также это говорят про человека, который оставил после себя бардак. Это выражение произошло после того, как отряды Мамая с успехом опустошали города Руси.
  • Помимо многочисленных исторических книг и источников, имя темника упоминается в песне «Мамай» (исполнитель: украинская группа "Вопли Видоплясова"). Но тут стоит отметить тот факт, что существует такое понятие «Казак Мамай» — что обозначает собирательный образ героя-казака Украины. Но название произошло не от имени темника, а от старинного слова «мамаювати» (путешествовать, вести вольный образ жизни). Так что ничего общего с темником это не имеет.

Заключение

Мы выяснили, кто такой Мамай. беклярбек и военачальник Золотой Орды, неофициальный правитель самопровозглашенного государства Мамаева Орда. Ему удалось завоевать доверие многих татаро-монгол, совершить много побед.

Он прославился своими успешными походами на Русь, однако под самый конец жизни проиграл в великой Куликовской битве, а чуть позже и хану Тохтамышу, с которым долгое время боролся за власть. Его ошибки привели к ослаблению влияния Золотой Орды, а его самого к смерти.


В наше время имеется еще немало сведений в различных летописях и другой исторической литературе по поводу личности татарского темника (полководца) Мамая. Его биографию пытались исследовать многие наши современники, но, натолкнувшись на весьма скудные, но емкие сведения, начинали сникать и скромно повторять заезженные слова про татарина-захватчика. Лев Гумилев считал, что на стороне темника Мамая сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, а вот волжских татар в его войске было немного.

Сто пятьдесят лет назад самый русский немец Е.И.Классен обратил внимание ученых на общие ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию народов и национальностей ученые собирают все мыслимые и немыслимые признаки - религиозные, профессиональные, территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий местностей, рек, морей и гор (топонимики).

Таким образом, современный житель Краснодарского края может иметь не одну «национальность», руководствуясь научными классификациями.

Приведу пример: житель Таманского полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем (черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота), азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком (жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином (от полководца и священника Мосула), магометанином (последователем Магомета), исламистом (последователем учения Исмаила, близкого магометанству), анапчанином, синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем, лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом (стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником (изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом и т.д., не считая фамилии, имени и отчества.

Что же мы видим у историков древности? Здесь по их версии проживают, практически все из перечисленных народов. Та же болезнь преследует современных ученых. При этом ни один из ученых (за редким исключением в отношении малых народов) не говорит, как сами себя эти народы называют.

Придерживаясь этих правил, можно уяснить одно, что любая малочисленная семья - многонациональное государство. Что и требовалось политикам и их наемникам-историкам! Раз здесь эти народы жили, значит, имеют право на современное проживание.

Возвращаясь к нашему герою, можно найти все те же признаки. Потому по сей день, гадают наши ученые, какой был национальности Мамай.

Первым из современных ученых, заявившим во весь голос о происхождении Мамая, был Ю.А.Шилов, теперь уже украинский ученый. Он напомнил читателям о думах (сказаниях) о казаке Мамае, раскрывающих его славное прошлое в борьбе за единую Русь и сохранение древних традиций. Вот только не всем это пришлось по душе: столько лет лелеяли идею раскола двух арийских ветвей: тюркской и славянской, и вот появился человек, который рушит идеологический прием «Разделяй и властвуй!».

Напомню читателю некоторые моменты в истории за несколько столетий до наступления пресловутого монголо-татарского ига.

В 965 году киевский кнез-князь Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии (именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти земли станут стараниями поздних историков) и разрушил несколько городов в самой Козарии. Летописцы указывают путь следования дружины Святослава: Киев - Верхнее Поволжье - Дон - Нижнее Поволжье - Самкерц (Тамань) - Киев. Чтобы решиться на такое предприятие, нужно было обладать огромными средствами и запасами продуктов питания и фуража, чтобы прокормить армию во время похода такой длительности, но суть не в этом. После разгрома Козарии часть его населения, исповедовавшая ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством под именем караимов переселилась в Готфию или Тавриду (так в те времена назывался Крым) и некоторая часть этого населения ушла в Прибалтику, где успешно проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное население Козарии исповедовало язычество в форме поклонения солнцу и величались они татара (тата Ра - отец Бог). Они также двинулись в Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления христианами. В этих местах проживали родственные по языку народы, но имело место другая ветвь христианства, не столь радикальная по своей сути как, шедшее из Европы (в то время еще Венедии).

Судя по сохранившимся данным, родиной Мамая было Лукоморье - то самое Лукоморье русских сказок, берег Русского (Черного) моря, территория (терра Тора) легендарной Черной Руси, участок берега от Крыма до Днепра. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи) нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной топонимические названия в реках (Мамайка), возвышенностях (Мамаев курган) и многочисленных русских фамилиях и народных приданиях в южнорусских землях. Только в одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к роду Кыйан (что позволяет считать украинским ученым Мамая своим земляком).

Первые упоминания о Мамае в отечественных летописях относятся к 1361 году по новому летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (Золотой Руси, после правки глобализаторами - Золотой Орды) поддержал юного князя Дмитрия, сына умершего Ивана II Ивановича в борьбе за Владимирский престол. В то время (1359) власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому, имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего не мог противопоставить наследник покойного московского князя 9-летний Дмитрий Иванович. Вот тогда и появился посланник Орды, талантливый полководец и разумный политик Мамай. В то время он еще не мог предположить, чем может обернуться для него подобная поддержка.

Великая (Большая) Орда того периода уже испытывала сложные внутренние процессы. В том же 1361 году происходит отделение (отпад) мусульманского Хорезма от Большой Орды. В Поволжье ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть Орды приняла христианство, но еще большая часть принимает мусульманство (учение полководца азиатских торков или гузов Мосула о едином Боге). Подобные брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный культ, но уже сильны позиции мусульманства, магометанства и христианства.

Внутренние религиозные противоречия в Орде привели к началу ее распада и возвышению темника Мамая. Нам неизвестно, когда родился этот человек, но мы можем предположить что он был гораздо старше мальчишки Дмитрия, которого Мамай посадил на престол великого князя по просьбе московских бояр и митрополита Алексия. В 1364-65 годах Мамаю приходится силой оружия доказывать Суздальскому князю право малолетнего князя Дмитрия на великокняжеский престол во Владимире. Война Москвы с Суздалем завершилась полной победой Москвы, поддержанной татарами. Князь Дмитрий Константинович Суздальский признал право на престол московского князя и в 1366 году выдал за него свою дочь Евдокию в знак примирения.

В этом же году отделяется от Орды мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество Русское, Литвинское и Жемайтское (в позднее время, когда из Московии сотворили Русь, то указом царя в 1840 году заменили это название на Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с ВКЛ и объявляет войну Москве в 1367 году в борьбе за Владимирский престол (тесть Ольгерда, Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания быть великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами и оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.

Начало 1371 года знаменательно для московского князя тем, что в борьбу за большую власть вмешивается соседнее государство - великое княжество Рязанское. В Москву прибывает Мамай со своими людьми и торжественно вручает очередной ярлык на княжение Дмитрию Ивановичу, подтверждая свои симпатии московскому князю. После этого объединенные войска идут на Рязань и заставляют ее принять «руку московского князя» - стать данником Москвы, а Олега Рязанского - «подручником Дмитрия Ивановича».

В 1372 году Золотая Орда распадается окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром; Новый Сарай; бывшая Болгария на Каме; Мордовия; Ас Тархан (позднее Астрахань); Сарайчик; Крым. В Заволжских землях мы продолжаем встречать название Большая (Великая) Орда.

В этом же году встречаются московская и литовские рати под Любутском. После долгого стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.

В 1374 году нижегородцы перебили послов Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В это время Ольгерд вторгся с крестовым походом в земли Мамая с запада. Вторжение Ольгерда было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свой отряд в нижегородские земли и на город Новосиль.

Следующий год отряды Мамая проводят в ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому. В ответ на эти действия, на Тверь отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского князя Дмитрия, отказ от претензий на великое княжение и возможности вести внешнюю политику и торговлю. В том же году происходит набег новгородских ушкуйников на ордынские земли от Костромы до Астрахани (1375) и поход Дмитрия Ивановича на земли волжских татар. Таким образом, стало неизбежным столкновение Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским.

В 1376 году литвины (белоруссы) захватывают Галицию (Червоную Русь) и при их участии происходит назначение Киприана на митрополичий престол в Киеве. В это же время происходит захват власти в части земель Золотой Орды (Поволжье, Сев. Кавказ, Сев. Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. После захвата земель, входивших в земли царства Мамая, Тохтамыш становится злейшим врагом царя Мамая. Этот фактор и решили использовать в своем сценарии глобализаторы.

В следующем году в великом княжестве Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий Иванович одержал победу над золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379 году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.

В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский.

Далее приведу несколько выдержек из летописи «Сказание о Мамаевом побоище», более похожую на поэтическое произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором среди восхвалений христианским ценностям иногда проскальзывают реальные факты. Иногда сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется рука позднего правщика (В те времена существовало четкое разграничение, где русские земли, где словенские, а где - московские. На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской землей, продолжали ездить из «Москвы на Русь», когда нужно было попасть в Поднепровье).

Не всем фактам можно верить, но постараюсь их прокомментировать. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет, как умер, но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовские войска и пришедшими на помощь москвичам. Здесь все понятно: власть им не досталась по наследству в ВКЛ после отца-христианина, в бывшем тогда еще языческом государстве, а по закону был избран лучший из князей - Ягайло. О самом Мамае летопись говорит, что «... имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». В словах Дмитрия Московского десятки раз звучит желание «пострадать или умереть за веру христианскую против татар-безбожников». Святой Сергий, благославляя князя, «...окропил его священной водой и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».


Здесь впервые названы настоящим именем воины Мамая - «половцы». Напомню, что в официальной истории половцы (кипчаки - по-арабски) канули в вечность два столетия назад. Представление о вероисповедывании воинства Мамая говорят такие слова: «сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам...». (Прим. авт.)

Все повествование посвящено длительной подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставление сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство прибыло к месту битвы, выбранное его полководцами две недели назад. «Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому подобает стоять.»

Как видит читатель, «литовцы» носят русские имена, точнее, - христианские и пришли с Брянска, Полоцка и Волыни - современных белорусских земель. Это еще раз говорит в пользу того, что «Литва» - искусственное название, заменившее «Литвинию». В современной России, Украине и Белоруссии одной из самых распространенных являются фамилии Литвин, Литвинов, Литвиненко, подтверждая происхождение носителей этой фамилии. (Прим. авт.)

После расстановки полков, спрятавшихся за построенными укреплениями и оставившими узкую полоску земли перед рекой, князь пожелал осмотреть расстановку полков и признал ее очень хорошей: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки нашего господа нашего Иисуса Христа.» На следующий день великий князь, сменив коня, вновь устроил смотр своим полкам и обратился к ним с речью: «Отцы и братья мои, господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, а жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос-бог и спаситель душ наших».

«Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».

Здесь и были встречены полки татарские или языческие. «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликовом: было то поле тесное между Доном и Мечею... И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был.»


Как говорилось выше, московские полки оставили неширокую полоску суши вдоль берега, чтобы форсирующие реку полки Мамаевы не могли развернуться в боевой порядок. Маневр удался, и начальную часть битвы полки половцев провели в сильно стесненных условиях. С трудом выровняв ситуацию, войско Мамая стало теснить христиан. В это время был нанесен решающий удар засадного полка: «Соратники же, друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем; и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно».

«Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, Ираклия (это в переводе, в древнерусском тексте: Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего пособника Магомета.»

В тексте точно указывается, каким богам поклонялся сам Мамай. Кроме этого видно, что в его армии были и магометане. Этот вопрос мы уже рассматривали ранее. (Прим. авт.)

После удара засадного полка началось отступление войска Мамая, переросшее в бегство. Бежал и сам царь Мамай.

Дмитрий Иванович, объезжая поле брани, обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вас господь такою смертию умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство».

Обращаю ваше внимание еще на такой факт: ни разу летопись не сообщает о монголах или о монголо-татарском иге, против которого могли бороться московские воины. Здесь не чувствуется и одним словом защита. Весь сюжет повести пронизан атакующим духом! Сплошные цитаты из Библии и полная уверенность в своей правоте в борьбе за «христианские ценности». Кстати сказать, отсутствуют в ней и поздние фантазии насчет стрелковых полков генуэзцев и иных представителей зарубежных государств - союзников «иностранца» Мамая. (Прим. авт.)

Вскоре Мамай был разбит в своих землях Тохтамышем, а потом и убит. На этом можно было бы и остановить наше повествование, подведя итог не в пользу славян-староверов, потерпевших жестокое поражение на поле Куликовом. Отметим еще одну деталь: союз Москвы с мусульманином Тохтамышем был более приемлем, чем со славянами. В те времена различие между христианством и исламом было незначительным, что позволяло им «сотрудничать» против язычества. На московских монетах еще два столетия спустя будут штамповаться арабские тексты и хваления Аллаху.

В год смерти Дмитрия Ивановича Московского в 1389 году один из сыновей Мамая спас от смерти великого князя Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского под деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса или Алексей, которого в христианской хронологии принято считать родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой род, имеющий царские корни. В те годы в Европе было почетно иметь родство с этой фамилией. Породнились с нею и великие князья Московские: в 1526 году состоялось венчание Василия III с Еленой Васильевной Глинской. В 1530 году родился у них сын Иван IV Васильевич, прозванный Грозным за наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей от самого царя Золотой Руси Мамая.

С прискорбием сообщаю, что поражение славян на Куликовом поле привело почти к полному «охвату» земель чуждой религией. Потому эта глава помещена в книгу «Славяне» как подводящая некоторый итог и опровергающая «разовое» крещение Руси в 988 году. Разбив своих религиозных противников - староверов (но не уничтожив окончательно), иудо-христиане стали готовиться к новым битвам со своими братьями во Христе, имеющими некоторые религиозные отличия в обрядах и называемые старообрядцами. Но это уже особая глава в истории...

Евгений Гладилин (Светлаяръ)