Характерные черты родовой общины. Виды общин в догосударственный период

А в некоторых случаях допускалось и искусственное родство , кроме того, это был союз основанный на коллективном труде , коллективном потреблении , коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.

Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.

У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

См. также

В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Родовая община" в других словарях:

    См. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия

    - (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.

    ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия

    Форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия

    община - I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

    Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия

    ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история

    1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь

Книги

  • Община (традиционная) , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Общи?на - традиционная форма социальной организации.…

Первобытное общество – первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. (Бабаев В.К.)

История развития общества первобытного разделяется на два периода:

Первому периоду характерны родовые общины, присваивающая экономика, наличие матриархата.

Человеческий род – коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка.

Родовая община – форма социальной организации первобытного общества, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. (Л.А. Морозова)

Матриархат - ранняя форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующейся первенствующей (главенствующей) ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов).

Социальное управление в родовой общине:

1. Источник власти - вся родовая община в целом. Правила поведения их исполнение и обеспечение, устанавливались членами родовой общины самостоятельно, и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2. Высший орган власти - общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет принимал решения по поводу важнейших вопросов жизни родовой общины, (вопросы производственной деятельности, обрядов религиозных, разрешения споров между членами рода или между отдельными родами;

3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины, а также на уважении и обычаях;

4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который избирался на сходе всех взрослых членов рода;

5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины.

Второму периоду характерны родовые и племенные союзы, производящая экономика, патриархат.

Во время второго периода развития первобытного общества в силу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования – племена (фратрии), с другой, формировались патриархальные семьи.

Важными причинами объединения родовых общин в племена являлись:

1) установление запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения, поскольку в результате кровосмешения рождались неполноценные, больные люди и род был обречен на вымирание; запрет инцеста (кровосмешения);

2) необходимость коллективно и организованно отражать нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, с одной стороны, завоевать более плодородные земли, используемые иными родовыми общинами, с другой, поработить себе подобных с целью их эксплуатации;

3) общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.

Племя – форма объединения первобытных людей, основанное на единой территории, общности языка, религии, культуры и социальных норм, а также имеющее единые органы управления. Племя включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей.

Социальное управление в племени было следующим:

1. Источник власти - все взрослое население племени. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход, народное вече -) всех взрослых членов племени. На сходах населения племени решались все важнейшие вопросы, касающиеся установления правил поведения, производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами племени или между отдельными родами.
2. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллекте совета старейшин и вождя.
3. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени совет старейшин и в большей степени вождь.

Совет старейшин – орган социального управления первобытного общества состоял из представителей родовых общин и патриархальных семей.

Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин:

а) согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;

б) рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;

в) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.

4. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения либо всех взрослых членов племени, либо совета старейшин, либо в более поздние этапы развития вождем.

В этот период существовал патриархат, который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины.

ЧТО ТАКОЕ РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ

Люди разумные уже не жили человеческими стадами. Стада превратились в родовые общины , или, как их иначе называют, роды .





Чумы, восстановленные археологами на местах раскопок. Сибирь

Запомните: родовые общины намного больше прежних стад. По-прежнему орудия труда делали из камня. Каменный век продолжался. Но орудия труда людей разумных становились все лучше. При их помощи могли добывать пищу большие группы людей. В родовых общинах было 1ОO-I5O человек. Конечно, такой большой род не помещался в одном чуме или пещере. Поэтому общинники строили два или три жилища. Но эти жилища оставались общими для всех. Нередко они даже соединялись переходами, чтобы ничто не разделяло общину.
1

2
1.Чум, восстановленный археологами на месте раскопок. Украина 2."Длинный дом" североамериканских индейцев. Рисунок этнографа

Запомните: все сородичи трудятся сообща и без всякого принуждения. Мужчины брали на себя самую тяжелую и опасную работу. Они охотились, строили хижины, делали орудия труда, переносили тяжести. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, чинили одежду.



Сородичи. Рисунки современных художников

Старики воспитывали детей, поддерживали огонь. Дети помогали, чем могли. Никто не заставлял людей трудиться. Никто не пытался уклониться от работы. Каждый старался отдать общине как можно больше своего труда. Люди сознавали, что при плохой работе хотя бы нескольких, погибнет вся община. Ведь по-прежнему труд охотников и собирателей был тяжёлым, а результатов давал мало. Общины жили полуголодной жизнью.

Не путайте и никогда не говорите, что в первобытном обществе все добытое трудом рода делили поровну. Запомните: все добытое трудом рода делили не поровну, а по простейшей справедливости! До того в человеческих стадах не было строгих правил раздела охотничьей и собирательской добычи. Такие правила появились в родах людей разумных.




Опишите рисунки современных художников

Мужчины получали самую грубую пищу. Зато доля была больше. Ведь охотники тратили много сил. Женщинам доставалось меньше пищи, поскольку они расходовали меньше сил. Но пища была лучше. Детям с их маленькими желудками давали немного, но самое питательное и вкусное.

Запомните: все имущество рода было общим. В жилищах находились орудия труда, одежда. Ими пользовались сообща. Когда была нужна какая-то вещь, ее мог взять любой, а потом положить на место. Это называлось общинной собственностью. В родовых общинах даже не было слова “мое” только слово “наше”.
12 3
1.Древнейший житель Сибири. Рисунок современного ученого 2.Древнейший житель Европы. Рисунок современного ученого 3.Древнейший житель Поволжья. Рисунок современного ученого




Чум родовой общины, выстроенный из костей мамонта. Восстановлен археологами

ПОЯВЛЕНИЕ ВЛАСТИ

Власть - это право одних людей отдавать приказы другим людям и проверять, как эти приказы исполняются. За неповиновение власти полагаются наказания. В человеческих стадах власти не было. Она возникла в родовых общинах.




Придумайте название к рисункам современного художника




Объясните схему.

Власть в родах принадлежала всем сородичам поровну. Когда было нужно решить какой-либо важный вопрос, собирали общее собрание рода. На нем держали речь только взрослые мужчины и женщины. Детей туда не допускали. Потом сообща советовались, как поступить. И когда род принимал решение, каждый
общинник был обязан его выполнять.

Запомните все сородичи имели равные права. Ни один человек не мог навязать своей воли целому роду. Это было справедливо. Но в то же время на таких собраниях подавлялась воля и мнение отдельных людей, даже самых умных, и они полностью подчинялись воле рода.



Придумайте название к рисунку современного художника

На общем собрании рода выбирали старейшин . Это были пожилые, опытные люди. Они были обязаны выполнять все решения, которые приняло общее собрание рода. Старейшины хранили в памяти обычаи рода и правила жизни.

Они руководили всеми делами общины и трудились наравне со всеми. За то, что старейшины служили роду, они ничего не получали - ни дополнительной пиши, ни лучшей одежды. Но к ним относились с огромным уважением. В знак того, что общинники доверили им власть, старейшины гордо носили почетные украшения: орлиные перья в волосах или

ожерелья из клыков и когтей хищников.

Старейшины. Рисунок современного художника

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

У каждого человека в родовой общине было собственное имя. Вначале имена подбирали детям просто из того, что видели вокруг. У индейцев Америки были такие имена, как, например, Черный Ястреб, Быстроногая Лань, Меткая Стрела.

Имя было и у целого рода. Один род мог называться родом Волка, другой - родом Дуба, третий - родом Камня так далее. Поэтому любой человек называл свое личное имя вместе с родовым. К примеру: “Я Смелый Сокол из рода Медведя”. Запомните: род объединялся общим именем и родством . Все люди в общине были родственниками, дальними и близкими. Они приходились друг другу родителями и детьми, братьями и сестрами. Это еще больше укрепляло общину.

В родовых общинах появился строгий закон: могли жениться только юноши и девушки из разных родов. При этом муж приходил в род жены и жил там. Это уменьшало вражду между общинами.

Женщин в общинах очень уважали. Ведь они оберегали и воспитывали детей, хранили уют в жилище. Их называли родоначальницами . Когда мужчины возвращались с неудачной охоты с пустыми руками, женщины-собирательницы кормили общину. В наше время у каждого человека есть отчество, которое указывает на его отца. А в родовой общине называли не отцов, а матерей: “Я
Смелый Сокол из рода Медведя, сын Белой Голубки”. Ученые называют такие общины материнскими родами.

Пришедшие на смену человеческому стаду более сплоченные коллективы людей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Больные и старики содержались за счет общины.


Смотреть значение Родовая Община в других словарях

Община — и (реже) , общины, ж. (книжн.). 1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-н. территориальной единицы (селения, города; право). Средневековые городские общины (коммуны).........
Толковый словарь Ушакова

Община Ж. — 1. Форма организации общества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным........
Толковый словарь Ефремовой

Община И Община Ж. — 1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-л. территориальной единицы. 2. Добровольное объединение, общность людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной,........
Толковый словарь Ефремовой

Община — - естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного........
Политический словарь

Русская Община В Эстонии — - большая часть неэстонского населения, объединенная этническим происхождением, русским языком, русской культурой и русской историей.
Политический словарь

Община — , ОБЩИ́НА, -ы; ж.
1. В доклассовом (и пережиточно - в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства,........
Толковый словарь Кузнецова

Община — одна из исторических форм экономического объединения группы людей, характеризуемая общим
владением средствами производства, полным или частичным
самоуправлением.
Экономический словарь

Казачья Община — - территориальное объединение казаков, образуемое в местах их проживания с целью организации казачьего самоуправления, сохранения и развития традиционных быта, хозяйствования,........
Юридический словарь

Община — - 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная,........
Юридический словарь

Родовая Вотчина — - см. вотчина.
Юридический словарь

Территориальная Община — - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома........
Юридический словарь

Гематома Родовая — (h. ad partum) Г., возникающая между стенкой матки и плацентой в последовом периоде неосложненных родов.
Большой медицинский словарь

Опухоль Родовая — отек предлежащей части плода с мелкоточечными кровоизлияниями, обусловленный застоем лимфы и крови в подкожной клетчатке.
Большой медицинский словарь

Родовая Горячка — см. Сепсис послеродовой.
Большой медицинский словарь

Родовая Деятельность — (син. родовые силы) сочетанные сокращения матки и (позже) брюшного пресса во время родов.
Большой медицинский словарь

Родовая Деятельность Дискоординированная — Р. д., характеризующаяся расстройством координации и симметричности сокращений разных частей матки.
Большой медицинский словарь

Травма Родовая — (t. obstetricium) 1) Т. органов и тканей новорожденного, возникшая во время родов; 2) Т. родовых путей матери, возникшая во время родов.
Большой медицинский словарь

Община — народнический журнал, 1870, Лондон, 1 номер. Редакторы - С.Г. Нечаев, В. И. Серебренников.2) Народнический журнал, издание редакции"Работника" и бывших членов кружка "чайковцев",........

Родовая Опухоль — возникающий во время родов отек наиболее низкорасположенной части плода (обычно на головке). Исчезает через 2-3 сутокпосле рождения и не требует специального лечения.
Большой энциклопедический словарь

Родовая Травма Новорожденных — повреждения органов и тканей плода,возникающие во время родов. Наиболее опасны и требуют специального лечениявнутричерепные родовые травмы новорожденных с кровоизлияниями в мозг.
Большой энциклопедический словарь

Семейная Община — см. Семья, Община.
Большой энциклопедический словарь

Соседская (сельская) Община — см. в ст. Община.
Большой энциклопедический словарь

община — журнал революц. народников, изд. в Женеве с января по декабрь 1878. Вышло 9 номеров (три номера - двойные). Журн. редактировали: Д. А. Клеменц, П. Б. Аксельрод, Н. И. Жуковский,........

Родовая Теория — или теория родового быта, - теория (возникла в 1-й пол. 19 в.), согласно к-рой гос-во вырастает непосредственно из родовой организации, свойственной народам на ранних стадиях........
Советская историческая энциклопедия

Сельская Община
Советская историческая энциклопедия

Соседская Община — СОСЕДСКАЯ (СЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА см. в ст. Община.
Советская историческая энциклопедия

Родовая Опухоль — , возникающий во время родов отек наиболее низко расположенной части плода (обычно на голове). Исчезает через 2-3 суток после рождения и не требует специального лечения.
Сексологическая энциклопедия

Община Братская — - согласно З. Фрейду - вторая первобытная форма человеческого общества - совокупность родственных особей, возглавляемая одним из сыновей предшествующего вожака, который........
Психологическая энциклопедия

Опухоль Родовая — (caput succedaneum) - временная припухлость, отечность мягких тканей головы новорожденного ребенка, возникающая во время родов вследствие сдавления его головы во время затяжных........
Психологическая энциклопедия

Родовая Травма — 1. Любая травма, полученная младенцем во время родов. 2. Как впервые определил Отто Ранк, получаемая при рождении и распространяющаяся психическая травма в результате........
Психологическая энциклопедия

Родовая община - это община, в которой люди связанны между собой родственными связями.

В большинстве случаев браки внутри общины были запрещены, и чтобы продлить род, необходимо было заключать браки с соседними родовыми общинами.

Это приводило к хорошим или напряженным отношениям с родовыми соседями и в результате развивало внешние связи. Например, соседствующие роды могли объединяться ради охоты, это и многое другое, со временем привело к появлению соседских общин.

Виды

В те времена был ярко выраженный матриархат и патриархат. Зарождению родовой общины способствовал именно матриархат - это более древняя форма общинного строя. В ней передача родства передавалась от матери к дочери, причем кем был отец, особого значения не имело и часто это даже не уточнялось.

Вскоре появился и патриархат - полная противоположность матриархату. Родство начало передаваться по мужской линии. Женщины все еще имели определенные права, и заботились о хозяйстве и детях. Наибольшие изменения стали касаться лишь браков. Отныне не муж шел в общину жены, а наоборот.

Жизнь в родовой общине

В родовой общине были определенные правила. Не было частной собственности, все, существующие внутри рода было общим. Общим считался и труд. Работали все, кто мог, без исключения, различались разве что сферы работы. Например, слабые могли заниматься более лояльным трудом, в то время как сильные женщины и мужчины ходили на охоту, защищали от врагов и так далее.

Все продукты, добытые во время труда, делились поровну, при этом, хоть деление и производилось, существовали определенные нормы, так женщины и дети ели немного меньше чем мужчины. Но это было лишь в силу физиологических причин и потребностей, а не из-за какого-то ущемления. Браки внутри рода не заключались.

Из оружия и орудий труда в этом трое присутствовали простейшие дубинки, пики, каменное оружие. Люди охотились и занимались собирательством, оседлый способ жизни с земледелием и скотоводчеством только зарождались. Слова семья в то время не было, но люди, которые, по сути, являлись родственниками, не отделялись, а жили вместе.

Со временем их становилось все больше, так и возникали общины. Количество людей в них зависело от количества детей. Что до браков, то чаще всего супруга уходила в общину мужа, а не на оборот, но были и исключения.

Власть

В родах не было главы или вождя. Все необходимые вопросы решались на сборах, куда не пускали разве что детей. Общая толпа решала любые вопросы насчет жилищного хозяйства, каких-то проблем, опасностях, сотрудничестве с другими общинами, браками и так далее. Наиболее важные вопросы решал совет старейшин, куда входили лишь самые мудрые и старшие члены рода.