Индо иранская теория. Основные теории происхождения русского государства. Повесть временных лет

История появления в языке, само происхождение слова "Русь" всегда были интересны ученым - филологам, историкам, лингвистам. Свое понимание термина давали многие русские писатели. Оно употребляется и в произведениях устного народного творчества. Первые попытки объяснения значения данного слова уходят своими корнями в глубокую древность. За прошедшие века сформировалось несколько версий его толкования, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.

Происхождение слова "Русь" и литературное наследие русского народа

В подтверждение мысли, высказанной выше, можно привести примеры литературных произведений, авторы которых представляют свое видение происхождения и толкования слова "Русь".

Версия, высказанная Нестором, как принято считать, является одной из самых древних. Автор оставил потомкам записи, заставляющие размышлять о многих вещах, в том числе и о происхождении русского народа, его исторической Родине. Иное толкование понятий предлагают другие известные литературные деятели прошлого. Особого внимания заслуживают исследовательские работы М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина ("История государства Российского"), Л. Н. Гумилева ("От Руси к России").

В романе В. Чивилихина "Память" автором выдвигается версия о существовании необъяснимых истоков, которые способны подпитывать энергией каждого человека, живущего на родной земле. Благодаря способности чтить историческую Родину, знать язык и обычаи предков, люди могут выстоять и преодолеть любые невзгоды. В произведении приводятся доказательства возникновения первых русских поселений на берегах многочисленных рек и озер.

Происхождение слова "Русь" рассматривается во многих школьных и вузовских учебниках. У одних авторов толкования понятия очень похожи. Другие ученые представляют на суд читателей свое видение, отличающееся от взглядов коллег. При этом надо учесть, что каждый из авторов проделал большую исследовательскую работу, прежде чем выдвигать свое предположение. И это заслуживает уважения.

Влияние иностранных и на рождение гипотез

Существует немало версий, в которых теория происхождения слова "Русь" связана с иностранными языками. Так, например, в западноевропейской группе употребляется корень "рус", значение которого сводится к слову медведь. В финно-угорских языках лексема подобного звучания также существовала. Все это послужило основанием для появления еще одной дополнительной версии, объясняющей происхождение слова "Русь".

Латинский язык тоже породил гипотезу, пытающуюся объяснить значение данного понятия. в этом языке означало сельскую местность.
Варианты происхождения имени собственного и названия народа имеются в шведском, иранском, древнерусском, многих славянских языках. Традиционно толкование понятия связано с древним государством, расположенным на территории Восточной и Северной Европы, а также народами, его населявшими. Большинство ученых-лингвистов все-таки склоняются к тому, что слово "Русь" по многим причинам не может иметь славянского происхождения - оно пришло из иностранного языка.

Версия первая

Существует большая группа ученых, языковедов, историков, которые связывают происхождение слова "Русь" с названием реки или именем существительным, обозначающим какой-либо водоем. Эта версия выглядит наиболее достоверной и имеет конкретные доказательства.

Известно, что большинство древних поселений славян появлялось именно на берегах рек и озер. Вода значительно облегчала быт людей, использовалась в хозяйственной деятельности, являлась естественной преградой на пути следования вражеского войска, по воде можно было легко передвигаться летом, прокладывать дороги зимой.
Вот и значение слова "Русь" находится в непосредственной связи с названием рек, на берегах которых еще в глубокой древности были основаны поселения, ставшие началом великих городов. Известно, что Рось - это правый приток могучего Днепра. Такое же название много веков назад носил Неман. Слово "Русь" имеет отношение к названию одного из рукавов реки в ее дельте. Залив, куда он впадал, именовался Русной.

Похожие названия носили и другие небольшие реки, являвшиеся притоками более крупных водоемов. В связи с этим не нужно забывать и о том, что великую Волгу в глубокой древности тоже называли Рас или Рось.

Версия вторая

По утверждению Б. А. Рыбакова и группы других ученых, происхождение слова "Русь", "русские" связано с наименованием племени, обитавшего в древности на обширных территориях современной Восточной Европы - до Киева на севере и степной зоны на юге. Позднее к племенам росов, или русов, как их называли, присоединились их соседи. Объединение племен послужило предпосылкой для рождения народа, который впоследствии стали называть русским, а территорию, где он проживал - Русью.

Версия третья

Другая группа ученых, пытающихся объяснить происхождение и значение слова "Русь", говорит о том, что его толкование тесно связано не с водой, а с лесом. Росы - это корчеватели леса, люди, поселившиеся на территориях, покрытых лесными массивами. Именно лес помог племенам выжить в суровых климатических условиях, давая тепло, пищу, позволяя смастерить столь необходимые в быту предметы.

К этой же группе версий можно отнести еще одну. Как говорилось выше, слово "медведь" в некоторых западноевропейских языках по своему звучанию очень похоже на корень "рус". Отсюда следует, что русами могли называть людей, поселившихся в лесу, ведущих скрытный образ жизни, но сильных и могущественных, как медведь. Это животное считалось самым сильным и грозным обитателем лесов.

Версия четвертая

Эта гипотеза появления слова связана с языками финно-угорской группы. В некоторых из них также существовало слово, похожее по своему звучанию, произношению с корнем "рос". В переводе оно звучит как "варяг", что означает "наемный воин". В основном варягами становились люди, явившиеся с территории Восточной Европы. Позднее места, откуда больше всего их приходило, стали называть Русью. Изначально слово "варяги" не являлось названием народа, а указывало на социальный статус группы людей.

Сейчас же существует предположение, что варяги и русские - это слова, близкие по своему значению. Они означают название одного и того же народа, обитавшего на территории древнего государства, расположенного на севере Европы.

Версия пятая

Одна из распространенных гипотез, объясняющих значение слова и его происхождение, указывает на то, что "русы" - это не название племени. По утверждению ученых, так называли тех, кто занимался сбором дани у людей, которые должны были ее платить.

Подтверждением этой версии является современный перевод "Повести временных лет", где названия славянских племен противопоставляются слову "рось".

Слова с одинаковым корнем, их толкование

Рассматривая значение слова Русь, нельзя на существование целой группы форм, которые близки с ним по своему значению. После небольшого исследования нетрудно заметить, что каждое из приведенных толкований тем или иным образом снова связано с водой, рекой, морем.

Вместо заключения

Версии происхождения слова "Русь", их огромное разнообразие указывают на большой интерес к этому вопросу не только ученых всего мира, но и простых людей. Внимание к теме не ослабевает уже на протяжении многих веков.

Большое количество существующих версий указывает на нерешенность проблемы. Но ясным становится следующее: образование могущественного Древнерусского государства стало основой для формирования единой народности и зарождения русского языка. Обстоятельства, связанные с феодальным дроблением Руси, нашествием монголо-татар, привели к тому, что культурное развитие отдельных территорий шло своим особым путем.

Но, несмотря на годы разрозненного существования, все-таки состоялось, что впоследствии привело к появлению независимого единого Российского государства.

Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

Норманнская теория

Норманская теория предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в "Повести временных лет" "Сказания о призвании варягов" в 862 году: "И сказали себе (чудь, словене и кривичи):"Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, - вот так и эти. "
Из перечисления варягов-руси в одном ряду со свеями (шведами), урманами (норвежцами), англами и жителями Готланда делается вывод, что "русь" - это название одного из скандинавских народов. С другой стороны, в Новгородской летописи, отразившей предшествующий Повести временных лет (ПВЛ) Начальный свод конца XI века, данный рассказ изложен несколько иначе: в нём отсутствует сопоставление руси со скандинавскими народами, а сама она напрямую не отождествляется с варягами: "И реша к себе: "князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву". Идоша за море к Варягомъ и ркоша: "земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами" ".
Происхождение этнонима "русь" возводится к древнеисландскому слову Ropsmenn или Ropskarlar - "гребцы, мореходы" и к слову "руотси/роотси" у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают некоторые лингвисты, должно было превратиться именно в "русь" при заимствовании этого слова в славянские языки.
Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
1. Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых современники идентифицировали русь как шведов или норманнов.
2. Скандинавские имена родоначальника русской княжеской династии - , его "братьев" Синеуса и Трувора, и всех первых русских князей до Святослава . В иностранных источниках их имена также приводятся в форме, приближенной к скандинавскому звучанию. Князь Олег именуются X-л-г (хазарское письмо), княгиня Ольга - Хелга, князь Игорь - Ингер (византийские источники).
3. Скандинавские имена большинства послов "Русского рода", перечисленных в русско-византийском договоре 912 года.
4. Сочинение Константина Багрянородного "Об управлении Империей" (ок. 949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: "росском" и славянском, где для большинства "росских" названий может быть предложена скандинавская этимология.
Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища , захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове. В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду "призвания варягов", в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.
В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером. Этой теории также придерживались Н.М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.
Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.

Славянская теория

Славянская теория была сформулирована В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента "Повести временных лет": "Поэтому учитель славян - Павел, из тех же славян - и мы, русь... А славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. "
С точки зрения сторонников норманской теории из цитаты лишь следует, что слово "русь" есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов.
Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он определял как славян, привлекая в "сообщники" Претория и Гельмонда, полагавшим "прусский и литовский язык за отрасль славенского ", а также личное мнение о сходстве "их (пруссов) языка со славенским ". При этом в бывшей Пруссии и приморской Литве действительно обнаруживаются топонимы с корнем "рус", а ранние средневековые источники фиксируют там деятельность некой руси.
Другой источник славянской гипотезы - сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы), который считал, что русы это славянский народ. Ибн Хордадбех единственный восточный автор отнесший русь к ас-Сакалиба, остальные арабские авторы описывают их обособленно.
Поздняя литературная традиция соотносит русов с братом по имени Рус из легенды о трех славянских братьях - Чехе, Лехе и Русе. Согласно этой легенде братья-князья вышли из Хорватии около 644 года. В законченном виде легенда появилась в "Великой Польской хронике" XIV века.
В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С.А. Гедеонов и Д.И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами - ободритами, второй - подчёркивал их южное происхождение, а этноним русь выводил от русого цвета волос. (ср. славянское слово roud-s-is, родственного словам русый (roud-s-os), рудый (roudh-os), рыжий (rudh-os).
В советское время, начиная с 1930-х годов, славянская принадлежность руси активно отстаивалась, будучи тесно увязана с критикой норманизма. В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами в Киевской земле. Эта оценка имела официальный статус. Противопоставление славян и руси в Повести временных лет объяснялось подчинением большинства славянских племен киевским князьям, домен которых и назывался "Русью" на первоначальной стадии образования государства. Этноним русь выводился из местной топонимики (названий рек и поселений), например из названия реки Рось на Киевщине (впрочем, это слово имело в корне не о и не у , а ъ - Ръсь (как и Българи), косвенные падежи Рси, поэтому в настоящее время такая этимология признана сомнительной).
Из современных концепций получили известность теории о "Русском каганате" В.В. Седова и руси-ругах А.Г. Кузьмина. Первый на археологическом материале помещает русь в междуречье Днепра и Дона (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя. Второй связывает русь с руянами - славянскими жителями острова Рюген. Руян в поздних Магдебургских анналах (XII век) возможно назвали русскими (Rusci), как сообщает А.Г. Кузьмин со ссылкой на работу 1859-го года "В Магдебургских анналах жители о. Рюген обозначены под 969 г. как Rusci ". Согласно польским исследователям Магдебургские анналы были составлены в XII веке на основе Пражских и Краковских анналов, а также списка деяний магдебургских архиепископов. Следует отметить, что в синхронных источниках слово rusci к жителям Рюгена не применяется. Автор X века, совместно с руянами участвовавший в военном походе 955 года, называет их вполне по-славянски ruani. Дополнительно о Руси и ругах можно узнать в статье .
Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т.д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси со славянским южным берегом Балтики - с поморскими и полабскими славянами. По мнению многих ученых, в период раннего средневековья, южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли соответствующие северу будущей Киевской Руси. Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования. При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов. ("Новгородцы от рода варяжского " и т.д.) В Киеве её не обнаружено.

Индо-иранская теория

Существует мнение, что этноним "рос" имеет иное чем "рус" происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М.В. Ломоносова, отмечают, что народ "рос" впервые упомянут ещё в VI веке в "Церковной Истории" Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами "людей-псов" и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.
Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована О.Н. Трубачёвым (ruksi "белый, светлый" > rutsi > russi > русь; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) "светлый").
Георгий Вернадский так же развивал теорию об происхождении названия Руси от азовских племен асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов, тем не менее считал, что русь является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами.
В 60-е гг. XX века украинский археолог Д.Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е.С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX веке. Она считает, что после разгрома этого объединения кочевыми племенами венгров в кон. IX века, имя "Русь" от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина приводит этимологию М.Ю. Брайчевского, который предложил для всех "русских" названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного аланскую интерепретацию (на основе осетинского языка).

материал из Википедии

«Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал ее истории», сказал когда-то академик О. Н. Трубачев – величайший исследователь в области славистики – бóльшую часть своей жизни посвятивший решению именно этой проблемы. Какова этимология слова Русь? Является ли однокоренными словами Русь и русый?

Этимология (от греч. ετυμος (настоящее значение слова) и λόγος (наука) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова. Наука об истинном (или первоначальном) значении слов. Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет наше естественное влечение к познанию истины.

Кто такие мы, русские? Почему-то люди мало задумываются о своем национальном имени. А между тем когда-то каждый народ выбирает себе имя. Выбор национального имени - важнейший момент самоопределения народа в его историческом бытии. В национальном имени народ выражает нечто главное для себя и в самом себе. Это имя рождается в глубине народного сознания и определяет некую новую общность людей, часто еще пребывающую в недрах прежнего родового, или племенного, или даже государственного бытия.

Почему у некоторых племен когда-то появилось имя славяне, а затем одни из них назвались русскими, а другие, например, поляками? Назвав себя тем или иным именем, каждый народ, в сущности, уже определяет свои будущие исторические возможности и перспективы.

Так, оказывается, славяне в древности определялись как словене; это именование наука связывает с понятием «слово». Очевидно, определение себя через понятие «слово» свидетельствует о глубоких запросах народной души, выбравшей себе такое значимое имя. Когда-то некоторые западные ученые пытались связать этноним «славяне» с древнеримским «sclavi», что значит «рабы». Такое явно несостоятельное, ненаучное мнение выражено очевидным желанием унизить славян, представить их людьми «второго сорта». Это показывает, как важно правильно понимать собственное народное имя.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. От этих славян ведут начало сербы и болгары.

Другая часть славян пошла дальше на север. От них произошли чехи, моравы, словаки и поляки. А те славяне, которые поселились по реке Эльбе да по берегу Балтийского моря, со временем затерялись среди сильных немецких племен, слились с ними в один народ - онемечились.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием. Был у них город Киев. Те, что расселились в лесах по реке Припяти - древляне, - жили разбросано, небольшими поселками, промышляли больше охотой. Был у них город Искоростень. Между Припятью и Двиной жили дреговичи. На Двине - полочане, от имени речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян называлась северянами. Они жили к северо-востоку от полян, по Десне. Были у них города Любеч и Чернигов. Кривичи жили к северу от полян по верховьям Днепра и Западной Двины. Стояли в Кривской земле города Изборск и Смоленск. Радимичи и вятичи жили к востоку от кривичей. Занимались они и земледелием, и охотою, и рыболовством. Вблизи озера Ильмень жили славяне ильменские, у них город - Новгород.

Начиная с IХ века, многочисленные восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, дулебы, северяне, словене и другие, - стали пользоваться новым именем, объединившим их, - «русь».

Выяснение вопроса этимологии названия «русь» осложняется отсутствием письменных источников VIII-Х вв. на Руси. А так же крайней скудностью сведений, заимствованных из письменных источников других народов, иногда имеющих различную интерпретацию. В связи с чем все существующие этимологии основываются на привлечении сведений более поздних (вплоть до XII в.) источников, а также - косвенно - материалов археологических исследований.

1. Славянские версии происхождения этнонима «Русь»

За многие десятилетия изучения этимологии слова «русь» было сформулировано множество гипотез. Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские и прочие варианты. В моей работе представлено несколько исторически обоснованных и лингвистически исследованных теорий.

1. 1. Происхождение от названия конкретной реки

Существуют исследования, выводящие наименование «русь» от имени реки Рось. Например, так описывает это Б. А. Рыбаков в своей книге «Откуда есть пошла земля Русская»:

«В старом земледельческом районе лесостепи на берегах р. Роси существовало (II-IV вв.) племя рос, или рус, племя это было славянским. Центром племени был город Родень в устье Роси

В VI в. , когда степях появился грозный враг-обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднепровского племени росов, или русов. Союз племен VI - VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племен Приднепровья перешло к северному соседу русов - к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы Но Поляне не передали своего имени другим племенам; союз племен, перераставший в феодальное государство, по-прежнему носил имя Руси».

Профессор Ф. И. Кнауэр в своей работе «О происхождении имени народа Русь» отмечает, что в древиндийских гимнах «Ригведы» (X в. до н. э.) упоминается мифическая река «Rasa», «великая матерь», текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. В «Авесте» (VII–VIII вв. до н. э.) , священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре (Заратуштре), говорится о реке «Ranha», где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река «Raha», отделяющая Европу от Азии.

Ф. И. Кнауэр доказывает этимологичское тождество этих названий с древним именем Волги – «Ра», которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, и Рось, Русь, Роса, Руса - у славян. Автор считает, что «. имя народа русь чисто славяно-русского происхождения и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ».

1. 2. Происхождение по месту поселения

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын ("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль ("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов").

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных. Летописец Нестор тоже писал, что в языческую эпоху славяне помимо богов почитали также и реки, озера, источники.

Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860): «В праславянском языке река называлась «руса» (rusa). Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».

Владимир Чивилихин («Память», Книга 2-я, глава 28): «Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах».

Таким образом, если: «руса» - это река - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования (например, Рус – было именем, теперь уже полузабытого, мифического днепровского божества), то: обобщенный этноним «русы» или «руссы» - издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».

1. 3. Происхождение согласно легендам и первые письменные упоминания

Первые упоминания о «русах» и «ругах» уводит нас вглубь веков - за многие годы до нашей эры.

Исследуя Влесову (Велесову) книгу, С. Парамонов («История руссов согласно Влесовой книге») прочитал на её дощечках легенду про Богумира, его жену Славуню, дочерей – Древа, Скрева, Полева и сыновей – Сев и Рус: «Легенда рассказывает, что Бугомир не имел мужей для своих дочерей. По совету жены он отправился на поиски женихов. К вечеру он стал в поле у дуба и разложил костер. Затем он увидел трех всадников, устремившихся к нему. Те подъехали и сказали: «Здрави буди! Что ищешь?». Богумир рассказал о своей нужде. Те отвечали, что они в поисках за женами. Богумир вернулся в свои степи, ведя трех мужей своим дочерям. Далее несколько строк уничтожено. Затем сказано, что отсюда произошли три славных рода - древляне, кривичи и поляне. От сыновей же произошли северяне и русы. Легенда о Богумире привлекает еще и тем, что в конце ее имеются интересные подробности о месте и времени - обстоятельство также весьма оригинальное в отношении легенды» Согласно этим подробностям получается, что эти рода создавались за 1000 лет до н. э.

Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси с легенды о построении Киева: в земле «мудрых и смысленных» полян князь Кий и его два брата - Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. В некоторых областях России, где найдены древние берестяные грамоты, легендарные братья Кий, Щек и Хорив названы другими именами, которые звучат как Чех (Щек), Лех (Хорив) и Русс (Кий). Возможно, слово «Кий» означало не имя одного из братьев, а его профессию - кузнец, а имя звучало именно как Русс.

Само название племен «Русь» упоминается в письменных источниках задолго до IX века, а слово «русь» было распространено далеко за пределами русских равнин.

Мавро Орбини рассказывает в “Историографии народа славянского” (1606 г.) (далматинский историк, был монахом бенедиктинского монастыря на о. Млет, затем аббатом, автор книги "Славянское царство", в которой попытался дать историю всех славянских народов): «Древние писатели называли их по-разному. Элий Спартиан и Капитолии в «Жизнеописании Пия» и Флавий Вописк в «Жизнеописании Аврелиана» называли их роксоланы (IV век н. э.), Плиний (I век н. э.) называл их токсоланы, Птолемей (II век н. э.) - троксоланы, Страбон (I век до н. э.) - расналы и роксаны, Рафаэль Волатеранский и многие другие называли их рутенами.

Сейчас же их принято называть русскими, т. е. рассеянными, так как по-русски или по-славянски Россея означает не что иное, как рассеяние. И не без основания прозвали их руссами или рассеянными, ведь их колонии рассеяны от Ледовитого океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до Балтийского Океана. По этой же причине и греческие писатели, как сообщает Прокопий Кесарийский, называли их споры, т. е. рассеянный народ».

Исторические свидетельства фиксируют этноним росов как минимум с VI века, причем именно этноним, поскольку почти во всех приведенных сообщениях речь идет не о стране или государстве, а лишь о народе, именуемом как hros (hrus), росы (русы), роди. Народ этот, живущий где-то у Крыма (Кавказа), а также в Северном Причерноморье, награждается следующими характеристиками: варварский, жестокий и кочующий; отважный и победоносный, совершающий свои набеги только на кораблях; купеческий, не брезгующий работорговлей; не именитый, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства. Иногда характеристики выглядят противоречиво, например, у росов нет селений и недвижимого имущества, но при этом есть много городов. Неужели этот народ, награжденный столь яркими, хотя и противоречивыми характеристиками, не имел своего государства? Оказывается, имел, но в далеком прошлом. Более того, государство сего необычного народа могло в период расцвета считаться великой державой, с которой считался сам заносчивый Рим. Но никто из свидетелей, чьи труды сохранились, включая самого раннего из них, этого государства уже не застал.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое государство в низовьях рек Волги и Дона. В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном.

1. 4. Происхождение корневой основы «рус»

Коренная основа слова «русь» звучит на нашей земле с незапамятных времен. «Рус» - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке.

Традиции понимания значения Русь «светлая сторона» сохранялась очень долго, например, в словаре Даля Руси - «(белый) свет» (Даль IV, 114).

В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень – приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина – быстрина, стрежень; руст – «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус – «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме

От того же праславянского корня «рус» образовано слово «русалка», с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.

По книге А. И. Асова «Русские веды»: «РОСЬ – русалка, дочь Днепра, по мифологии славян родила Дажь-бога от Перуна. Прародительница русских людей. Русские – то есть потомки Руси. Была богиней реки Ра (Волги)».

Корень слова «рус» восходит к санскритскому «рос», что означает «род», «родитель». Вообще, в землях, заселенных славянами, собственных имен от древней основы «рос», «рус» - великое множество. В районе Чудского озера есть река Росонь. Возле Нарвы – остров – Русиний. У Ильмень-озера протекает река Русская, у Новгорода – река Порусь, далее – город Старая Русса, а между Окой и Доном – Рясское поле. Нетрудно добавить известные всем города Рясно и Ростов.

Главным путеводным словом для лингвистов, придерживающихся данной версии, остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус».

Итак, слово «Руси» пошло от корня «рос» - «род». Связывалось оно первоначально с водой, с магией воды, с её животворящей силой. Отсюда и легенда о русалке – богине воды, родившей русский народ от Перуна – бога грома, бога неба.

2. Версии происхождения этнонима «Русь» от иностранных слов

Существует много гипотез, выводящих наименование «Руси» из иностранных источников.

Лингвисты отмечают, что словообразовательная структура этнонима «Руси» тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный (графически передается конечным –Ь): корсь, либь, чудь, весь, Руси, ямь, сумь, и др. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами, что является доказательством неславянское происхождение «Руси».

2. 1. Скандинавская этимология

Славяне находились в постоянном общении с варягами, которых на Западе звали норманнами. Это были воинственные выходцы из Скандинавии, которые совершали бесконечные завоевательные походы и набеги по всей Европе. Нередко они служили наемниками, в частности, в Византии. «Варяги» - греческое слово, обозначающее наемных воинов. «Норманны» - западный термин, переводимый как «северные люди». Но было еще одно наименование этих северных воинов. Финны, жившие по соседству и вперемежку с восточными славянами, употребляли на своем языке слово «ruotsi», означавшее «войско», звучавшее у славян как «русь». В смысловой основе этого термина лежали понятия «весельные люди», «гребные воины».

Согласно преданию, полудегендарный предводитель новогородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новогородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новогородских земель одного из вождей варяжских.

Вот как рассказывает об этом А. Ишимова («Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей»): «Слыхали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят правдиво, и хорошие воины, так что и подданных сумеют заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут. Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходити княжить и владеть нами». Эти князья согласились на их просьбу и пришли к ним со всем своим родом и дружиною Рюрик с братьями пришел в славянскую землю и привел с собой весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью».

2. 3. От имени племени руты

Во II-III веках н. э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руты (руги). Руги зафиксированы на Среднем Дунае (примерно в 450 г), ещё Тацит называл их «reudignii», возможно этот этноним означает «корчеватели леса», значит руги занимались земледелием. Есть гипотезы, что от этнонима руги образован этноним - РУСЬ, руты, рутены. Возможно руги это славяне с острова Рюген (Ругин/Руян) . Возможно, что руги обобщающее имя славян (оно образовало позднелатинское наименование средневековой Руси - Ruthenia) и готов (2 век н. э.), недавно покинувших Скандинавию.

2. 4. От западноевропейского слова «медведь»

Есть предложения об другом исходном понятии, образовавшим этноним «русь» - слове «медведь» (например, лат. «ursus»), которое во многих западноевропейских языках имеет общий корень «urs». Миф о Медведе – хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Довольно долго медведя чтили как священного зверя. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух. Греческое и латинское название медведя – арктос и урсус – прижились в языках многих народов. Наших же предков не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – часть человека, зверя, предмета; притом, может быть, самая важная их часть. Поэтому нельзя называть всуе имени существа – ты призовешь его самого. Ну а как же быть? А надо вместо настоящего имени создать условное. Страшное имя арктос они заменили псевдонимом медоед (мед-у-едь, медведь).

В восточнославянских языках сохранилась первоначальная близость самоназвания русов и имен некоторых особо почитавшихся ими животных и растений. Все они считались родственными, священными, в первую очередь, потому что имели золотисто-рыжую или розово-бурую окраску - были «русыми»: таковы названия «рысь», «россомаха», «барс», «барсук», а также «медведь», запретное имя которого можно определить на основе латинского имени медведя «ursus» в виде основы «rus».

Недаром на Западе Россию до сих пор называют «Медвежьей страной».

2. 5. От латинского слова «rus»

Некоторые исследователи выводят имя «русь» от латинского слова «rus», означающего сельскую местность, пашню.

В более древние времена рассыпанные по Европе предки русских упоминались как русы, русины, русняки, росы, расены, рутены, руги. Так расены, населялявшие северную половину Италии еще «до основания Рима», называли свои сельские общины «rus» - рус. От этого корневого слова латиняне прозвали расенов «этрусками».

3. Версия происхождения слова «Русь» от термина, определяющего социальную группу

Слово «русь» не рассматривалось авторами некоторых древнерусских источников как этноним. Этот аргумент лег в основу гипотезы о том, что «русь» - термин, относящийся не к этнической, а к социальной группе восточных славян. Если он обозначал какую-то социальную группу, то мог относиться к представителям различных этнических групп: датчанам, шведам, норвежцам, финнам, восточным славянам и славянам Восточной Прибалтики. Но какие социальные функции могли объединять этих людей?

Термин «полюдье» обозначает сбор дани, по этой гипотезе «люди» - те, кто вынужден был платить дань, а «русь» - те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, был перенесен и на этническое название скандинавов.

Действительно, финно-угорские народы еще долгое время названия, восходящие к корню «рус-», использовали для обозначения разных народов, бравших с них дань, тогда как слово «люди» стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi).

Тогда «русь» может в одних текстах связываться с варягами (если они входят в состав социальной верхушки, собирающей дань), а в других отличаться от них (если речь идет о наемных отрядах скандинавов, приглашенных на время).

Заключение

Тема возникновения русского государства и происхождения самого слова «Русь» насчитывает не одно столетие.

Слово «русский» стало использоваться значительно позднее. Оно появилось в IX веке и распространилось в Х-XII веках от «племенного» слова «русь», вероятно по указу 882 года Вещего Олега – «великого князя русского». Сделано это было для одинакового обозначения 12 племен восточных словян, вошедших в состав огромной федеративной державы - великой «Русской земли». Логика указа - проста: на Руси все словяне должны называться «русскими», поскольку «словенский язык и русский - одно есть» (Нестор-летописец).

Этимология многим обязана данным других областей знания. Однако эта связь обратима: этимологические исследования слов, ведущих свою историю с глубокой древности, дают возможность восстановить многие моменты быта, культуры, экономики древних народов, обогащая историю, этнографию и другие науки.

Как написал в своей книге «Слово о словах» Л. Успенский: «Слово живет потому, что живет народ, его создавший; живет – изменяется, растет, развивается язык, которому оно принадлежит. Никто – ни один отдельный человек, как бы ни были велики его таланты, ум, и могущество, – не может без согласия и утверждения всего народа дать жизнь даже самому маленькому словечку, хотя каждый из нас способен за полчаса изобрести сотни превосходных звучных слов».

Преамбула
Гипотезы по теме - откуда есть пошла земля русская?

Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и имени «Русь», то можно выделить из множества восемь.

Первая гипотеза: Норманская или варяжская

Ее «крестными отцами» были немецкие ученые Г.3. Байер (1694–1738) и Г.Ф. Миллер (1705–1783), находившиеся на академической службе в Российской империи. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии – норманны, которых на Руси называли варягами. Пришли они вначале к словенам, и поставили город Ладогу. И сел в Ладоге самый старший Рюрик, а второй, Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов получила название Русская земля.

Основной аргумент норманистов следующий: Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым финны в середине IX века называли шведов. И называют до сих пор. Финское «Ruotsi» обозначает «Швеция». Эстонцы называют Швецию – Rootsi.

Вторая гипотеза: Славянская

Родоначальником славянской (антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. В. Ломоносов (1711–1762). В варяжской версии он усмотрел кощунственный намек на «ущербность» славян, на их неспособность самостоятельно организовать на своих северо-восточных европейских землях государство.

Третья гипотеза: Ирано-славянская

Согласно этой гипотезе существовали два вида русов – русы-ободриты или руги, жители острова Рюгена (их называют прибалтийскими славянами), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены княжить русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство – Русь, произошло сближение двух видов русов.

Четвертая гипотеза: Кельто-славянская

По мнению академика Национальной Академии Наук Украины В.Г. Скляренко, новгородцы обратились за помощью к варягам-славянам (прибалтийским славянам), которые назывались рутенами или русами. Название рутены (русы) происходит от одного из кельтских племен, так как кельты-рутены взяли участие в этническом формировании славян острова Рюген.

Пятая гипотеза: Компромиссная или славяно-варяжская

Одним из первых попытку связать норманнскую теорию с представлениями антинорманнистов о местных, славянских корнях Древнерусской державы предпринял известный русский историк В. Ключевский. Наиболее ранней местной политической формой, образовавшейся на Руси около середины IX века, он считал «городовую область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным (ремесленным) средоточием для этого округа». Второй местной политической формой, по его мнению, стали «варяжские княжества». Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма – первоначальная форма «Русского государства».

Впоследствии эта теория была развита российско-советским академиком М.Н. Покровским под названием «торгово-купеческий капитализм».

Шестая гипотеза: Индо-иранская

Эта гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним – сарматским. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М.В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемыми античными авторами.

Седьмая гипотеза: Хазарская

Русско-американский историк Г. В. Вернадский выдвинул гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. Согласно этой гипотезе, три брата Кий, Щек и Хорив были хазарами. Имя «Кий», возможно, происходило от тюркского слова kiy («берег реки»), поскольку правящий иудейский клан Хазарского государства был тюркского происхождения.

Идею Г.В. Вернадского развил профессор Гарвардского университета (США) Е. И. Прицак, автор исторического шеститомного исследования «Происхождение Руси».

По его мнению, Древнерусское государство не было основано ни варягами, ни славянами. Оно представляло собой полиэтничный и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийским морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием Русь. Иными словами, «Русью» изначально именовалась не этническая общность (не племя или народ), а особая подвижная социальная группа (корпорация), состоявшая из профессиональных воинов-купцов. Синтез корпорации морских и речных кочевников (викингов, варягов) со степными кочевниками (хазарами) способствовал, по мнению Прицака, появлению в IX–X вв. Волжско-Русского каганата.

Восьмая гипотеза была сочинена австро-венгерско-украинским историком М.С. Грушевским (в конце жизни советским академиком). Ей и закончим свое историческое путешествие.

Как в эти гипотезы вписываются возникновение Киева и Великого Новгорода и зарождение Руси? Об этом пойдет речь в следующих главах этой книги .

Существует несколько гипотез о происхождении и этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

Норманнская гипотеза

Славянская гипотеза

Славянская гипотеза была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым . Она исходит, во-первых, из фрагмента «Повести временных лет» :

… из тех же славян - и мы, русь… А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.

А во-вторых, из сообщения арабского географа Ибн Хордадбеха , чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (сер. IX в), и который считал, что русы - славянский народ.

История народа русь по письменным источникам

Письменные источники, относящиеся к времени появления этнонима русь , разнообразны, но скупы в деталях и разрозненны. Помимо древнерусских летописей, которые были составлены в более позднее время, упоминания о руси содержатся в современных ей западно-европейских, византийских и восточных (арабо-персидских и хазарских) источниках хроникального и мемуарного характера.

Повесть временных лет

Самым ранним древнерусским источником, дошедшим до нашего времени, является «Повесть временных лет », написанная монахом Нестором в начале XII века на основе летописного свода XI века . Согласно Нестору территорию, подвластную в его время русским князьям, населяли в древности

  • славянские племена: поляне , древляне , новгородцы (словене), полочане , дреговичи , северяне , бужане (волыняне), радимичи , вятичи , уличи , тиверцы ;
  • неславянские племена: чудь , меря , весь , мурома , черемисы , мордва , пермь , печера, емь , литва, зимигола , корсь, нарова, ливы , ятвяги ;

В списке нет народа-племени русь . Нестор нашёл в доступной ему византийской хронике первое упоминание о руси :

Откуда пришли варяги-русь - летопись не уточняет, сообщает только, что «из-за моря ».

Большинство событий летописи датированы, однако эта хронология (для IX-X вв.), как доказывают сравнения с независимыми источниками, далеко не всегда точна и поэтому носит условный характер.

Византийские источники

Византийцы называли народ не только русами (Ρουσιος), а и росами (Ρος), предположительно, по аналогии с названием демонического библейского народа рош .

Первое упоминание в византийских источниках, возможно, относится к описанию набега на византийский город Амастриду (на южном побережье Чёрного моря) в «Житии Георгия Амастридского» (по некоторым оценкам - начало 830-х годов, но не позднее 842 г.). В «Житие Георгия» росы названы «народом, как все знают, в высшей степени диким и грубым ». Нападению вначале подверглась Пропонтида, находившаяся недалеко от Константинополя, что может быть указанием на предварительно состоявшийся торг в византийской столице . Обычай переходить к военным действиям по завершении торговых операций был свойствен средневековым викингам . Возможно именно после этой войны в Константинополь для переговоров прибыли послы росов, по происхождению шведы, которых император Феофил отправил назад через Империю франков (см. ниже), где их прибытие датируют 839 г. Ряд современных исследователей не поддерживает датировку этих событий 830-ми годами и считает, что поход имел место при набегах руси в 860 или даже 941 годах . Действительно, те же византийцы и франки спорили (см. Русский каганат) о происхождении этого народа и титуле его вождя, прежде чем основательно познакомились с русами уже в эпоху князя Олега и его преемников.

Другой источник о русах - русская редакция «Жития св. Стефана Сурожского », составленная в XV веке , возможно на основе не дошедшего до нас раннего византийского оригинала. В житие некий русский князь Бравлин совершает набег на Крым, но после чуда при гробе Стефана Сурожского крестится и отпускает всех пленных христиан. Если событие действительно имело место, то оно датируется рубежом VIII-IX веков.

В популярной литературе встречаются упоминания о набеге руси на греческий остров Эгину (недалеко от Афин) в 813 году . Данный факт происходит от ошибочного перевода имени арабского (берберского) пирата Maurousioi как «русский» в «Житии преподобной Афанасии Эгинской» .

Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси :

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира . Как предполагают современные историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году , византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. » К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким » . В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию - варвары с северных берегов Чёрного моря.

Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей», написанном около 950 года , византийский император Константин Багрянородный .

«…Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.»

В июне русы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски ». В устье Днепра, на острове, русы отдыхают перед выходом в море:

«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.»

Западно-европейские источники

Первое датируемое известие о руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году , то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях.

В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года . С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»

Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник - список племён «Баварского Географа» . В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь-хазары. Согласно списку обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые не перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков.

Арабо-персидские источники

«Прежде того они были здесь [в Абаскуне] при Хасане ибн-Зайде , когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил.»

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного…
Дирхемы русов [деньги] - серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…
И собирается [их] в одном доме [в торговом поселении] десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своей потребности…
Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа…
В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда.»

Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компилляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах:

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды.
Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.
Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом “. Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений], ни пашен; единственный промысел их - торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…
Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…
Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаравары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым затем и привязывают.»

Багдадский путешественник Аль-Масуди в 940-х годах оставил заметки о русах, основанные на рассказах жителей Табаристана и других прикаспийских стран. Он достаточно подробно рассказал о неудачном походе русов на Каспий в 913 году , но собственно о русах написал немного:

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай […] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[…]
Русы - громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. […]
Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана , которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»

«И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. […] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. […] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают ее желтой (или черной) краской.»

«Это обширная страна, и жители ее злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Рус-каган […] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им […] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи […] Куйяба - это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. С.лаба - приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб - город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.»

Хазарские источники

Источники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси - Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.

«Роман [византийский император][злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника […] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху […] И оттуда он пошел войною на Х-л-га и воевал… месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он… добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: „Роман подбил меня на это“. И сказал ему Песах: „Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя“. И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его.»

В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне.

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду скандинавов (см. Русь). На севере (Новгородские земли) скандинавское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году , однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства.

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость на месте стоянки финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога . В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до