Военная реформа второй половины ХIХ века. Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века

С XIX века история постепенно становится всемирной, с этого же времени история России по-настоящему превращается в Европейскую. Ещё в начале XVII в. Пётр I «прорубил окно в Европу», при Екатерине II с Россией будут считаться, но только после наполеоновских войн (конца XVIIIначала XIX вв.), в результате её победы над Францией (1812-1814г.г.), она окончательно утвердилась в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.

Россия вступила в этот век, сохранив свой облик самодержавного государства с феодально-крепостной системой хозяйства. Она занимала огромную территорию в 18 млн. кв. км(Восточная Европа, Азия и Северная Америка (Аляска)). Численность населения составляла более 35 млн. человек, 9/10 из них занимались сельским хозяйством, которое по-прежнему развивалось экстенсивным путём. И если по численности населения, военной мощи Россия была первой державой Европы, то структура её экономики оставалась архаичной. Крепостная система тормозила рост производительных сил и мешала продвижению страны по пути модернизации.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. совершается последний дворцовый переворот. Павел I был убит, на высший престол взошёл его старший сын Александр. За его образованием и воспитанием лично следила Екатерина II. Так сложилось, что весь XIX век и до конца дней династии Романовых (март 1917 года) будут править Россией внуки и правнуки Екатерины Великой, за которыми закрепятся прозвища: Александр I (1801-1825г.г.) – «Благословенный», Николай I (1825-1855г.г.) – «Палкин», Александр II (1855-1881г.г) – «Освободитель», Александр III (1881-1894г.г.) – «Миротворец» и Николай II (1894-1917г.г.) – «Кровавый».

В центре внимания правительства страны в первой половине XIX века стояли три важнейшие проблемы: административная – совершенствование государственного управления; социальная – аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая – улучшение системы просвещения и образования.

Вступив на престол, Александр I был намерен провести реформы по самым насущным социально-политическим вопросам. Он начал с отмены наиболее одиозных указов отца, Павла I. Восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запреты на выезд за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле I.

В 1802г. устаревшие петровские коллегии были заменены министерствами, которые управлялись по принципу единоначалия, а министры подчинялись непосредственно императору. Для обсуждения совместных дел был учреждён комитет министров.

Одновременно реформируется и сенат, который стал высшим судебным органом, одновременно контролирующим законность в стране, деятельность административных структур.

В 1803 г. вышел Указ о вольных хлебопашцах, разрешающий помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. По этому указу за первую четверть XIX в. было освобождено 47 тысяч крестьян.

В 1810 г. был учреждён Государственный совет – совещательный орган при императоре, в который входили им же назначаемые министры и высшие чиновники.

По поручению Александра I М.М. Сперанский подготовил и представил проект политической реформы, стержнем которого являлось кординальное реформирование государственных органов, на принципе разделения властей. По сути дела, это привело бы к превращению самодержавной монархии в конституционную (с конституцией, выбранной Госдумой и т.д.).

Император одобрил этот проект, но осуществить его так и не решился.

В 1803 г. была реорганизована система учебных заведений. В основу были положены: преемственность и бессословность образования. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший им автономию, через 2 года в стране было уже 6 университетов, а в 1811 г. открываются лицеи. Все эти реформы носили прогрессивный характер.

Однако, реформаторские планы нарушила война с Францией. 12 июня 1812 года для России началась Отечественная война. Союзниками Франции выступали Австрия и Прессия. Численный перевес в людях был на стороне францезской армии(почти в 2 раза). Русские войска возглавлял воинский министр Барклай де Толли. С самого начала военных действий три русские армии, выдвинутых на встречу Наполеону, стали отступать в глубь страны и под Смоленском состоялось первое сражение. Город был захвачен врагом и продолжилось его наступление на Москву. Под воздействием общественного мнения главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. 26 августа 1812 г. на поступах к Москве состоялось Бородинское сражение. В целях сохранения армии Москву пришлось сдать, но затем под Малоярославцем и Красным дали решающие сражения, вынудили Наполеона отступать по им же опустошённой смоленской дороге. 25 декабря Александр I издал манифест об окончании войны. Затем освобождены Варшава, Гамбург, Берлин. Сокрушительное поражение Наполеону будет нанесено новой антифранцузской коалицией (Россия, Англия, Пруссия и Австрия) под Лейпцигом (4-7 октября 1813 года), в марте 1814 года союзники войдут в Париж.

После окончания Отечественной войны внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный оттенок. По его инициативе в 1815 году создаётся «Священный союз», объединивший европейских монархов (России, Австрии, Пруссии и др.) для борьбы с революционным движением. В самой России установился режим аракчеевщины, усиливается цензура, гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта – военные поселения. В некоторых из них произошли восстания (1819г. – в Чугуеве, в 1820г. – солдат Семёновского полка).

Таким образом, внутренняя политика Александра I, сначала – либеральная, затем – реакционная, была направлена на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения под названием «Движение декабристов». Пик его выступления был спланирован на 14 декабря (после смерти Александра I в ноябре 1825г.), день переприсяги новому императору. Напуганный восстанием декабристов Николай I, вступив на престол, жестоко подавил восстание, стремился насадить во все стороны жизни страны военную дисциплину, неукоснительно защищал самодержавие и крепостной строй. В этих целях издаётся свод законов, создаётся корпус жандармов и третье отделение собственной канцелярии (генерал А.Х. Бенкендорф). Это приводит к чрезмерному разростанию бюрократического аппарата, нагнетанию обстановки в стране.

По его приказу создаются более 10 секретных комитетов для решения крестьянского вопроса (не затрагивая основ крепостного строя и самодержавия), министерство госимущества. С одной стороны это упорядочило налогообложение государственных крестьян, одновременно увеличило количество чиновников, контролирующих и обкрадывающих народ, усилился их произвол, который сопровождался взяточничеством, вымогательствами и казнокрадством. Крепостное право всё больше представляло собой пороховой погреб, готовый взорваться в любое время.

Проводилась реакционная политика и в области просвещения, учебные заведения находились под жестоким контролем правительства. Высшее образование теперь могли получать только дворяне, повышалась плата за обучение.

Министр просвещения Уваров выступил основоположником «теории официальной народности», утверждавшей как основной политический девиз России: «православие, самодержавие, народность». Таким образом, внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение основ крепостничества. Нежелание проводить преобразования в стране, улучшать жизнь народа сказались трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

2.Начало промышленного переворота в России

и его последствия.

Главная особенность экономического развития России в 30-50е гг. XIX в.– начало промышленного переворота, т.е. определённый скачок в развитии производительных сил, вызванный переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, где используются машины. Промышленный переворот имеет две стороны: техническую (систематическое применение машин) и социальную (формирование промышленной буржуазии и пролетариата – наёмных рабочих). Происходит совершенствование материально-технической базы производства: сначала в текстильной промышленности, затем и горнодобывающей. За этот период производительность труда выросла в 3 раза, а на долю машинного производства уже приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.

Экономика России начала приобретать многоукладный характер. В промышленности появляются кустарная (мелкотоварная) промышленность, крепостные и вольнонаёмные мануфактуры, первые фабрики и заводы. Растёт новый класс – буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов мануфактур, купечество. Постепенно складываются новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы. На другом полюсе формируется слой вольнонаёмных рабочих. Поскольку крепостной труд в промышленном производстве с самого начала был малоэффективен, на мануфактуры стали нанимать жителей городов, государственных крестьян, крепостных, уходивших на заработок с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаёмные. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа ненаселённой земли. В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп.

Однако, развитию экономики препятствовало плохое состояние путей сообщения. Первый пароход «Елизавета» появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, - в 1837 г. Перед реформой 1861 г. в России было только 1500 вёрст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигало 400, что при гигантских масштабах страны было крайне мало.

Тем не менее даже в этих условиях в первой половине XIX в. мануфактурное производство возросло в 14 раз. Формируются новые промышленные районы в России – Центральный (Московский), Северо-Западный (Петербургский) и Харьковский.

Получила новый импульс развития внутренняя и внешняя торговля, постепенно формируется всероссийский рынок. Внутренняя торговля расширялась за счёт экономических связей с национальными окраинами империи. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и среднюю Азию. Наиболее динамично развивалась внешняя торговля сырьём и сельскохозяйственной продукцией. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине века около 70 млн пудов. Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства в предметах роскоши и лишь небольшую часть импорта составляли машины, инструменты, необходимые для развития страны. Всё это привело к изменению социального состава российского общества. Городское население за первую половину XIX в. Выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек (более чем вдвое), число городов увеличилось с 630 до 1032. Крупнейшими из них оставались Петербург (540 тыс. человек) и Москва (462 тыс.). Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно за счёт расширения посевных площадей; с 40-х годов в центральных губерниях, Прибалтике и Белоруссии увеличивались посевы картофеля, с этого времени ставшего для крестьянина «вторым хлебом».

Таким образом в России в первой половине XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, но в целом она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и всё возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту её международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем.

3.Великие реформы Александра II и их значение.

Старший сын Николая I - Александра II вступил на престол 19 февраля 1855 г. По словам умиравшего отца его сын получал «команду не в добром порядке». Поэтому реформы в стране становились не только необходимы, но и неизбежны. В конце 1857 г. по его указанию в губерниях были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г.

19 февраля 1861 г. Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положения» о крестьянах. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия. Однако освобождение от помещиков крестьяне оплатили высокой ценой. Крестьян освобождали с землёй, но его размер должен был согласован с помещиком. Если до реформы у крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек («отрезки») отдавался помещикам. Крестьянам отдавали землю худшего качества. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны были заплатить выкуп значительно превышающий её рыночную стоимость. Поскольку у крестьян небыло денег, в роли посредника выступило государство. Оно выдало помещикам до 80% выкупной суммы. Этот долг с процентами крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет. Его отменили лишь после революции 1905-1907 гг. Однако и 20% выкупной суммы оказались для многих крестьян не под силу, поэтому они считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности – барщину или оброк. Такое их состояние было ликвидировано только в 1881 г.

Историческое значение реформы в том, что крестьяне получили личную свободу (около 30 млн. человек), гражданские и имущественные права. Она расчистила путь для развития капитализма в России, обеспечила значительный приток крестьян в города, дала толчок развитию промышленного производства. В последующие годы возросло производство на металлургических, горнодобывающих, машиностроительных заводах и других предприятиях.

В 1862 г. правительством была проведена финансовая реформа . Её проведение было обусловлено осуществлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Была также проведена денежная реформа, которая заключалась в том, что государственные кредитные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк , начали создаваться частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономики.

Следующим шагом стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом (1864 г.) на губернском и уездном уровне вводились органы местного самоуправления – земства. Состав земства определялся по имущественному цензу от трёх категорий граждан – помещиков, горожан и крестьян, со сроком их полномочий 3 года. Исполнительными органами земств стали управы, которые должны были решать вопросы местного характера, связанные с образованием, медицинским обслуживанием и т.д., но под строгим контролем губернаторов. В этом году была проведена и судебная реформа. Появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен строиться на состязательной основе, сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, рассмотрению отдельных судов подлежали дела, касающиеся военных и духовенства.

В 1870 г. проведена городская реформа . По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах – дума, исполнительным органом которой объявлялась управа, которую возглавлял городской голова. Решения думы контролировались со стороны губернатора и министра внутренних дел. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий граждан (курий). В их ведении находились вопросы медицины, образования, местной налоговой системы, торговых отношений и т.д.

В 1862 году началась и военная реформа. Вся страна была поделена на военные округа, что делало управление более эффективным. Численность армии была сокращена, разработана программа производства и внедрения нового вооружения. Создавались специальные военные образовательные учреждения (гимназии и училища, а также академии). C 1874 г. отменялся рекрутский набор, вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали мужчины с 21 года.

1864 г. началась реформа образования. Ещё в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впоследствии стали появляться и высшие женские курсы на базе университетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведениям относительную свободу в решении образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет. Кроме того, появились земские и воскресные училища.

Проведённые Александром II преобразования имели прогрессивный характер, закладывали основу для эволюционного пути развития России. Логическим их продолжением могло бы стать принятие умеренной конституции, разработанной в конце 1870-х гг. министром внутренних дел генералом М. Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II (1 марта 1881 г.) изменило общее направление правительственного курса.

4.Особенности модернизации пореформенной России.

Приход к власти Александра III Миротворца (1881-1894 гг.) обозначал новый поворот от либерального реформизма к реакции. Считая реформы своего отца слишком либеральными, начал эпоху так называемых «контрреформ»:

В апреле 1881 г. обнародовал манифест «о незыблемости самодержавия», который позволял закрывать учебные заведения, органы печати, приостанавливать деятельность земств и городских дум;

В 1882 г. восстановил цензуру, строгий надзор за газетами и журналами, а все радикальные и многие либеральные из них были закрыты;

В 1884 г. вводится новый университетский устав, ликвидируется их автономия, усиливается надзор за преподавателями и студентами. В пять раз увеличивается плата за обучение;

Указом 1887 г. «О кухарских детях» запрещается приём в гимназию детей низших сословий;

В 1880-1890х гг. издаются законы, которыми закреплялась община, как податная единица, что затрудняло выход из неё крестьян;

В 1889 г. учреждаются должности земских начальников (из дворян), которые контролировали деятельность органов самоуправления, ограничивая их полномочия и др.

Однако, процесс развития капитализма в России, запущенный Великими реформами Александра II, набирал силу. В конце XIX в. наблюдается подъём промышленного производства, оформляется система капитализма.

Процесс перехода к капиталистическому, индустриальному обществу называется модернизацией. Российской модернизации характерны ряд особенностей. Она, в отличие от запада, имела догоняющий характер и проводилась сверху, а это вело к возрастанию роли государства в экономике, централизации и бюрократизации, к укреплению авторитарных начал верховной власти.

Другой особенностью было появление в стране крупных предприятий с тысячами рабочих. По степени концентрации рабочего класса на предприятиях к началу XX в. Россия занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире (после США). Этот процесс поощрялся правительством, заинтересованным в создании крупных предприятий для крупных госзаказов (прежде всего, военных). Их владельцы получали крупные кредиты и налоговые льготы.

Большая степень такой концентрации приводила к образованию монополий «Продмет», «Продуголь», «Продвагон» и др., которые устанавливали контроль над рынком для получения максимальной прибыли.

Параллельно с этим шла и концентрация банковского капитала. Пять крупных банков контролировали основную массу денег, которые вкладывали в промышленность, подчиняя её своему контролю. В результате происходило сращивание банковского и промышленного капитала, то есть появлялась финансовая олигархия, прибиравшая к своим рукам громадные средства и основные промышленные мощности.

Образование монополий, концентрация банковского капитала, появление финансовой олигархии свидетельствуют о том, что капитализм в России в конце XIX в. вступил в стадию империализма, но также со своими особенностями:

Новая сила – финансовая олигархия – тесно была связанна с государственной властью, что вело к складыванию государственно-монополистического капитализма. Буржуазия, набиравшая свою экономическую мощь, стремилась к власти, но оказывалась в оппозиции к самодержавию;

Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах и займах;

Российский рабочий класс был самым угнетённым и нищим в Европе. Прослойка рабочей аристократии была весьма незначительной. Высокая концентрация производства создавала благоприятные условия для революционной агитации. Всё это лишало буржуазию свободы манёвра, был велик страх возможности революционных выступлений рабочего класса;

Особо следует подчеркнуть и такую особенность российского капитализма – катастрофическое отставание социально-экономического развития деревни. Причиной тому пережитки крепостного права. Отсталое крестьянское хозяйство по-прежнему душили непосильные налоги и платежи.

Таким образом, в конце XIX в. Россия, с одной стороны, вступила, вслед за ведущими странами мира, в эпоху буржуазной модернизации. Но при этом в стране сложился сложный пучок противоречий, как по вертикали между властными структурами, так и горизонтали. Незрелость средних слоёв, слабость буржуазии, разрыв «верхов» и «низов» обусловливали нестабильное и неустойчивое состояние общества.

Введение

Тема военных реформ выбрана неслучайно, так как сейчас в нашей стране происходит реформа армии. В связи с этим изучение опыта военных реформ середины XIX века представляет практический и научный интерес.

Тема военных реформ 60-70х гг. освещена в общей литературе по отечественной истории: в многотомной истории СССР с древнейших времен до наших дней том 5, в общей историко-правовой литературе Лепихов М.И. История государства и права России. 1996, Исаев И.А. История государства и права России. 1996, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998, Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.,2004., в общих трудах по военной истории Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX-начало XX): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,1994. , в монографиях посвященных истории царствования царя-реформатора Александра II Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ столетия. М.: Мысль,1970. Гл. 5-8, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998. . Военным реформам посвящена отдельная монография Зайончковского - Военные реформы 1860-1870 годов в России.

Основным историческим компонентом изучаемой темы стали законодательные акты, по осуществлению военных реформ, опубликованные в сборниках законодательных материалов. Полное собрание законов Российской империи, 1874. Собрание 2-е.Т. 49. Отд. № 52983, 1874.

Цель: раскрыть причины, содержание, последствия и значение военных реформ.

Для достижения этой цели ставятся задачи: рассмотреть суть нового порядка комплектования армии, изменения в её организации и управлении, охарактеризовать меры по перевооружению войск и изменения в подготовке и обучении войск.

военная реформа россия войско

Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Военные реформы в России в 60-70-х годах ХIХ века

1. Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Значение Юстинианова права

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия...

Кодификация законодательства первой половины XIX века

Главное противоречие в развитие российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм...

Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы

В истории Российского государства насчитывается пять конституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. и действующая Конституция РФ 1993 г...

Крестьянская реформа и отмена крепостного права в России

В первой половине XIX в. сформировалась социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те...

Министерство внутренних дел в первой половине XIX века

Областная реформа Петра I

На исходе XVII века отчетливо определились те черты исторического развития России, с которыми связаны последующие прогрессивные явления в экономическом, культурном и международном положении страны...

Модернизация государственного управления охватила многие страны в конце XX века. Соединенные Штаты Америки не стали исключением. Страна относилась к числу тех государств, где реформы были вызваны давлением со стороны общества на государство...

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

Опыт становления местного управления в Росии

1) Место земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины ХIХ века...

Планы и проекты государственного преобразования России М.М. Сперанского и причины их неудач

План государственного преобразования, представленный Сперанским, очерчивал устройство, скорее, не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. Противоречивость (и, скажем...

Реформа государственной службы в Российской Федерации: основные направления современного развития и проблемы

В ходе преобразований, начатых в 1992 г., на смену прежнему партийно-государственному аппарату (хотя в значительной мере на основе его структур и кадров) пришла государственная служба...

Реформы Петра Великого

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа...

Управление городами от Древней Руси до периода реформ Александра II

Экономическая основа конституционного строя

Пришло время совсем новых приоритетов. И это отразилось на конституционном уровне. Из Конституции СССР в 1990г. исключается положение о том...

Аннотация: В статье анализируются отдельные стороны военной реформы, проведенной в России во второй половине ХIХ века. Ключевые слова: армия, реформа, война, государство, император, закон, общество, льготы, поражение, результат, министерство, конфликт, критика.

В начале пятидесятых годов ХIХ века в очередной раз обострились русско-турецкие отношения. Исторически сложившихся причин для конфликтов было достаточно, о чем говорили многочисленные войны прошедших столетий. Одним из поводов, послужившим для открытия боевых действий, явилось то, что Россия добивалась от султанского правительства права защищать своих единоверцев на территории Османской империи и особенно в Палестине. Когда из Стамбула (Константинополя) последовал категорический отказ, русские войска заняли Молдавию и Валахию. В свою очередь, турецкий султан предъявил правительству Николая I ультиматум с требованием об очищении дунайских княжеств в 15-дневный срок, но, не дождавшись его окончания, начал наступление в Закавказье. Вследствие этого, 20 октября 1853 г. (по старому стилю) император Николай I издал манифест о войне с Турцией, и уже в скором времени в Синопской бухте черноморская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова полностью уничтожила турецкое военно-морское соединение, обладавшее существенным численным перевесом. Сражение явилось «лебединой песней» отечественного парусного флота, ибо уже фактически наступила эпоха судов с паровыми двигателями, при производстве которых широко применялись сталь, чугун и другие металлы.

Возможное усиление русского влияния на Востоке сильно обеспокоили европейские державы и, прежде всего, Англию, опасавшуюся, что Российская империя, не только завладеет Стамбулом, установив контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, но затем своим черноморским флотом вытеснит британское присутствие из Средиземного моря. «Враждебную къ России политику Англии поддерживала и Франция, где императоръ Наполеон III, достигший престола путемъ государственного переворота, искалъ случая вмешаться в европейские дела и принять участие въ какой-либо сериозной войне, чтобы поддержать свою власть блеском и славой победъ французскаго оружия» .

Встревоженные победоносным Синопским сражением Англия и Франция ввели объединенный флот в Черное море, явно обнаруживая враждебные намерения против России. В ответ император Николай I отозвал послов из Лондона и Парижа и манифестом от 9 февраля 1854 г. объявил этим странам войну. Позднее к образовавшейся европейской коалиции примкнуло королевство Пьемонт, состоявшее на тот момент из северных итальянских областей и острова Сардиния. Одновременно, российский самодержец искренне надеялся, если не на прямую поддержку, то хотя бы на дружественный нейтралитет Австрии и Пруссии, но его ждало глубокое разочарование. Австрийские войска стали прямо угрожать ударом во фланг нашей Балканской армии, а прусское правительство отказалось даже дипломатически содействовать своему давнему союзнику. В последней декаде августа 1854 г. англичане и французы высадили на Крымском полуострове около Евпатории десант первоначальной численностью в 62000 военнослужащих и 207 орудий. Это высококлассная операция была осуществлена благодаря наличию у них современного скоростного, парового флота и почти полной неподготовленности русской стороны. Ни в Севастополе, ни тем более в столице не верили в возможность осуществления такого масштабного маневра многочисленными силами и в крайне сжатый срок. В Крыму 11 месяцев продолжалась героическая оборона Севастополя, но наиболее крупное сражение сухопутных войск произошло в сентябре 1854 г. на реке Альма, где VI корпус русской армии был разбит, в результате чего из общего количества в 33 тысячи военнослужащих погибли 4 генерала, 193 офицера и 5511 рядовых.

Считается, что лишь отсутствие у союзников кавалерийских частей не позволило отступлению превратиться в катастрофу. Через месяц в жестоком Инкерманском сражении русскую армию постигла очередная серьезная неудача. Действия командования отличались разобщенностью и непоследовательностью, а офицеры даже не имели карт местности, пересеченной глубокими и крутыми оврагами, что крайне затрудняло возможность быстрого передвижения. Поэтому вполне закономерно, что безвозвратные русские потери превысили 10000 человек. Наиболее точно состояние дел в русской армии характеризует фраза, произнесенная французским маршалом Сент-Арно после сражения на реке Альма: «их тактика отстала на полстолетия». Его слова подтверждает то, что наши колонны, как и десятилетия назад, ходили в атаку сомкнутым строем, в ногу, соблюдая, как на параде, равнение на середину. Ружейный огонь проводился побатальонно и не причинял сколь значительного ущерба противнику.

Солдаты умели героически умирать, но не побеждать. Бессмысленная суровая муштра прошедших десятилетий в корне подорвали энергию и способность российской армии к самостоятельным боевым действиям, где навыки парадного строя оказались совершенно неприемлемыми. Кроме того, вскрылись широкое казнокрадство, полная дезорганизация системы тылового снабжения войск, явный недостаток инженерных частей, низкое качество медицинского обеспечения больных и раненых. Весьма отрицательно на боеспособности войск отразилось плачевное состояние путей сообщения, поскольку из центральной части страны на юг не были проложены не только железные, но и шоссейные дороги. Оружие, боеприпасы, снаряжение и продовольствие доставлялись гужевым транспортом. При этом масса лошадей и волов погибала из-за отсутствия кормов и недостатка питьевой воды. В свою очередь, военнослужащим также приходилось проделывать тысячеверстные пешие марши, что, безусловно, негативно отражалось на их физическом и моральном состоянии, приводило к болезням и значительному числу не боевых, безвозвратных потерь. В тоже время французские соединения, участвовавшие в Крымской войне, прошли тяжелые африканские походы, покоряли Алжир, Марокко и Тунис, закалились в горах и пустынях.

В войсках императора Наполеона III не только генералы, но и все офицеры обладали широкой инициативой, отличались активным стремлением к поиску выхода из сложной ситуации и принятием неординарных решений. Через несколько лет 24 июня 1859 г. в битве при деревне Сольферино, на итальянских полях, именно эти французские дивизии, поддержанные союзной армией королевства Пьемонта и Сардинии, наголову разгромили австрийские войска, законсервировавшиеся в рутине муштры и плацпарадов. Между тем, в Российской империи совершенно не признавалось, что у нее есть пехотные и кавалерийские части, владевшие соответствующим для того времени передовыми и бесценными знаниями ведения боевых действий. Это Кавказская армия, за плечами которой остались пятьдесят лет суровой и кровопролитной войны. С одной стороны, она хорошо знала горечь потерь и отступлений; с другой, ее знаменовали победы над персидскими и турецкими войсками, а также выигранные бесчисленные жестокие схватки с воинственными горцами в дагестанских горах и чеченских лесах. «Ее не коснулись гатчинские вахтпарадные эспантоны, ее не осквернили шпицрутены военных поселений, ее бессмертный дух не стремились угасить плацпарадной фикцией «линейного учения». Горсть русских и русских солдат, не стесняемая тлетворным рационализмом доморощенной пруссачины, показала здесь, на что способен русский офицер, что может сделать русский солдат», подчеркивал историк-эмигрант первой волны А.А. Керсновский .

Однако, в петербургских министерских кабинетах, в академии Генерального штаба и военных учебных заведениях этот опыт не учитывался, не подвергался анализу и какому-либо глубокому изучению. Как правило, различные столичные ревизоры, приезжавшие на Кавказ, в своих докладах подвергали критике несоблюдение армейцами формы одежды, плохой строевой шаг, неумение солдатами выдерживать интервал и дистанцию. В военную науку ничего не внесли любимцы и выдвиженцы императора Николая I: военный министр генерал от кавалерии князь А.И. Чернышов, генерал-фельдмаршал князь М.С. Воронцов, генерал-фельдмаршал князь И.Ф. Паскевич, адмирал князь А.С. Меньшиков, генерал от артиллерии князь М.Д. Горчаков. В молодые годы они отличались личной храбростью и мужеством, но с годами закостенели по достижению высоких званий, почестей и должностей. В сущности, самые высшие армейские чины николаевской эпохи стали тормозом на пути военного прогресса. Крымская война или, как ее называли в Европе, Восточная закончилась для России крайне неудачно. Она вскрыла перед обществом и государством многочисленные проблемы, характеризующие отсталость империи во всех сферах социальной жизни и, прежде всего, показала реальное состояние вооруженных сил и экономики.

Так, архаичные военные заводы, основанные на примитивной технике и ручном труде, при практически полном отсутствии паровых машин в среднем производили в год для сухопутных и военно-морских сил 100-120 орудий при втрое большей надобности и 50-70 тыс. винтовок и пистолетов, хотя их потребность во время войны возросла многократно. Техническую отсталость нашей страны характеризует и тот факт, что весь российский флот на Балтийском и Черном морях состоял из 115 судов, из них только 24 представляли собой пароходы, а объединенный англо-французский флот насчитывал 454 боевых корабля, включая 258 пароходов. Известный либеральный историк и публицист второй половины ХIХ века Г.А. Джаншиев отмечал, что «богатая отдельными примерами военной доблести эта кровавая и бесплодная эпопея обнаружила в печальном свете, как бесчисленные недостатки военной организации, так и всей старой системы управления, основанной на чиновничьей опеке, на полном порабощении общественной самостоятельности, гласности и свободы слова, на самодовольном охранении всего существующего, начиная от народных суеверий и кончая таким краеугольным камнем старого государственного строя, как крепостное право» .

Николай I скончался 18 февраля 1855 г. до завершения войны, приказав отправить в Москву, Киев и Варшаву телеграммы следующего содержания: «Император умирает и прощается со всеми». Наследнику престола цесаревичу Александру он сказал: «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот». Фактически, уходящий монарх признал печальные итоги своего правления, дипломатическую изоляцию России на международной арене и крах химерических идей Священного союза, приведших нашу страну в политический, экономический и социальный тупик. Для нового императора Александра II и его окружения первоочередная задача состояла в том, чтобы выйти из неудачного и затянувшегося военного противостояния с наименьшими потерями. В этот период главным начальником Третьего отделения, шефом жандармов и командующим императорской главной квартирой являлся герой Отечественной войны 1812 г., участник заграничных походов и других сражений, блестящий дипломат, генерал от кавалерии граф А.Ф. Орлов.

Представляя отчет о положении дел в стране и на международной арене за 1855 г., он твердо советовал Александру II заключить мир. В своем докладе граф подчеркивал, что «война чрезвычайно тягостна для России: рекрутские наборы, ополчение, остановившаяся торговля умножают нужды и бедность, и хотя русские готовы переносить и дальнейшие бедствия, но если бы правительство, сохраняя твердость и свое достоинство, достигло мира на условиях честных, то это было бы общею радостью в империи». Именно этот государственный деятель в феврале-марте 1856 г. возглавлял российскую делегацию на Парижском конгрессе. Умело используя противоречия между членами англо-франко-турецкой коалиции, А.Ф. Орлов сумел добиться смягчения для России мирных условий. На родине за выполнение столь важной дипломатической миссии его возвели в княжеское достоинство, а французское правительство наградило орденом Почетного легиона. 18 марта 1856 г. в столице Франции был подписан Парижский мирный договор. По нему Россия получила обратно Севастополь, но возвратила Османской империи крепость Карс, взятую на Кавказе. Черное море объявлялось нейтральным, наша страна лишилась права держать на нем военный флот и обязалась не возводить укреплений на побережье.

Восточные христиане перешли под покровительство всех европейских держав. Теперь перед Российской империей, самодержцем и правительством в полном объеме встали грандиозные задачи по решению копившихся десятилетиями проблем и кардинальному изменению общества. Поэтому военную реформу необходимо рассматривать в комплексе с иными мероприятиями подобного рода во всех социально значимых сферах: перестройка судебной системы, земского и городского самоуправления, цензуры, университетского образования, но вершиной преобразований явился Манифест от 19 февраля 1861 г., ставший эпохальным актом исторического значения. С момента его обнародования миллионы крестьян обрели возможность выйти из крепостного положения, поскольку объявлялись лично свободными гражданами, получившими многие права, предоставленные имперскими законами, в том числе и право собственности. Однако, как справедливо отмечал В.О. Ключевский, «Имп. Александр II совершил великую, но запоздалую реформу России: в величии реформы – великая историческая заслуга императора; в запоздалости реформы – великое историческое затруднение русского народа» . Несмотря на различные противоречия и проблемы, реформы второй половины ХIХ века открыли простор для бурного развития капитализма, способствовали выдвижению на политическую, экономическую, военную и общественную сцену инициативных, одаренных людей, способных без страха и оглядки назад брать на себя ответственность за состояние вверенных им дел. Позитивным фактом явилось то, что с 1862 г. впервые за всю отечественную в газетах стал публиковаться государственный бюджет, содержащий полные сведения о составе и суммах государственных доходов и расходов.

Это дало возможность не только отдельным специалистам, но и всем заинтересованным лицам в стране знать реальное состояние дел в сфере финансов, в том числе связанными с содержанием военной инфраструктуры. В области военной политики соответствующие преобразования не были одномоментным мероприятием, а представляли собой ряд последовательных и целенаправленных действий, длившихся многие годы, поэтому их, весьма условно, можно разделить на два этапа. Первый представлял собой лишь частичные изменения, вносимые в организационную структуру прежней армии николаевской эпохи, объективно уходящей в . Второй – создание вооруженных сил современного образца, призванных в перспективе качественно и эффективно решать встающие перед ними задачи по защите интересов Российской империи на различных театрах военных действий. На первом этапе еще осенью 1855 г., после падения Севастополя, была учреждена «Комиссия для улучшений по воинской части». Ее возглавил генерал граф Ф.В. Ридигер. Цели, поставленные перед комиссией, фактически определялись настоятельными требованиями текущего дня: а) снижение бремени огромных военных расходов, поглощавших больше половины государственного бюджета; б) количественное уменьшение армейских формирований, штабов и тыловых служб; в) вместе с тем, сохранение боевых качеств сокращаемой армии. Так, на 1 января 1856 г. сухопутные вооруженные силы насчитывали 37 тысяч и 2266000 нижних чинов. Кроме того, во время Крымской войны армию пополнили 866000 рекрутов и 215000 призванных из запаса бессрочно отпускных, что позволило сформировать 11 резервных пехотных дивизий и два корпуса – Гвардейский резервный и Балтийский. На основании положений коронационного Манифеста 1856 г. император Александр II отменил рекрутские наборы на три года, а срок действительной военной службы для нижних чинов сократил с 19 лет до 15 лет .

Затем в бессрочный отпуск и в отставку из армии были отправлены 490000 военнослужащих и расформированы 4 резервные дивизии. В последующие годы очередные рекрутские наборы не возобновлялись, а солдаты, выслужившие свой срок службы, сразу подлежали увольнению. Второй период военных реформ и все последующие армейские преобразования неразрывно связаны с именем генерала Д.А. Милютина. Исследователями его личность оценивается неоднозначно, но в качестве руководителя военного ведомства он прошел с императором Александром II почти весь путь его правления. Собственную позицию о необходимых переменах министр изложил императору в ежегодном докладе, представленном 15 января 1862 г. Прежде всего, требовалось реорганизовать слишком дорогостоящий и неэффективный высший армейский аппарат управления, уменьшить его состав и значительно сократить общий срок службы. Последнее позволяло иметь в запасе большое число подготовленных резервистов. Значительное место в докладе уделялось необходимости создания территориальных органов армейского управления – военных округов. Среди других наиболее существенных проблем министр назвал вопросы реорганизации системы военного образования, строительства казарм и укрепления государственных границ. Безусловно, самое пристальное внимание уделялось ускоренному перевооружению пехоты нарезным оружием и оснащение артиллерии новыми видами орудий. По мнению Д.А. Милютина, в комплексе это позволило бы решить две, на первый взгляд, прямо противоположные задачи: сократить военные расходы и увеличить боевую мощь вооруженных сил страны. Действительно, уже к концу 1862 г. армия насчитывала лишь 800 тыс. человек, а материальные и финансовые расходы на ее содержание значительно снизились. Следует подчеркнуть, что, несмотря на безусловную поддержку со стороны монарха, деятельность министра постоянно подвергалась и серьезной, и далеко не всегда обоснованной критике.

В частности, организация военных округов, существующих и поныне, встретило жесткое противодействие. Конфликт возник между людьми не только давно знавшими друг друга, но в предшествующие годы успешно и плодотворно служившими вместе в рядах Кавказского отдельного корпуса, переименованного затем в Кавказскую армию. Во второй половине 50-х годов ее возглавлял наместник на Кавказе, фельдмаршал князь А.И. Барятинский, давний личный друг императора, а начальником штаба армии являлся генерал Д.А. Милютин. При наместнике, в качестве офицера «для особых поручений», состоял Р.А. Фадеев, сочетавший в себе качества храброго солдата, серьезного исследователя и публициста. Именно ему главнокомандующий доверил работу над официальной историей взаимоотношений Российской империи с народами Кавказа. В 1860 г. книга «Шестьдесят лет Кавказской войны» вышла в свет и получила широкую известность в стране и за рубежом. Об этом говорит тот факт, что автора избрали действительным членом Русского географического общества. Затем Р.А. Фадеев издал в 1868 г. труд «Вооруженные силы России», где подверг критике многие направления проводимых реформ и, особенно, систему военных округов, считая ее крайне рискованной .

В дальнейшем он подготовил такое исследование как: «Мнение о восточном вопросе»; опубликовал в периодических изданиях статьи: «Переустройство русских сил», «Сомнения насчет нынешнего военного устройства» . Реформы военного министра казались Р.А. Фадееву механическим, некритичным перенесением западной специфики на отечественную почву. Он активно выступал за всесторонний учет национальных особенностей и широкое использование предыдущего российского опыта. Оппонент Д. А. Милютина отстаивал идеи, что в перспективе наша страна должна готовиться не к оборонительной, а к наступательной войне, где ей будут противостоять превосходящие силы коалиции различных государств. Поэтому основное внимание необходимо уделять подготовке резерва, ополчения и не забывать о морально-нравственных началах в деле воспитания солдат. Р.А. Фадеев излагал не только свои взгляды, но фактически озвучивал позицию князя А.И. Барятинского, ибо по различным вопросам реформ готовил для него тексты докладных записок. Последние, оспаривая почти каждый поступок военного министра, князь регулярно направлял императору. О.В. Кузнецов считает, что «Барятинского волновали вопросы боевой мощи русской армии, но он имел также и личный интерес. В новых условиях, созданных «Положением 17 апреля 1868 г.», в армии не оставалось должности соответствующей его положению, во всяком случае, как он себе представлял. Данное обстоятельство имело далеко не последнее значение и наложило отпечаток на многолетнее противостояние Барятинского (и его сотрудников, к числу которых принадлежал и Фадеев) и Военного Министерства. Фельдмаршал считал себя обойденным, если не обманутым, и не кем-нибудь, а человеком, который стал министром, благодаря его протекции» . Кроме того, в высших кругах петербургского общества против Д.А. Милютина активно интриговали шеф жандармов граф П.А. Шувалов, граф И.И. ВоронцовДашков и другие лица.

Однако, несмотря на всестороннее давление, император не изменил своего отношения к министру и его реформам, поскольку лично хорошо знал военное дело и его проблемы. По оценке ряда исследователей отдельные предложения Р.А. Фадеева заслуживали серьезной поддержки, но мысли о наступательном характере будущей войны на европейском театре военных действий вызывали споры и сомнения. Уже в советское время известный специалист в области военной истории П.А. Зайончковский положительно оценивал создание округов. По его мнению, позитивный момент нововведения заключался в том, что «военный округ сосредоточивал в своих руках все нити как командного, так и военноадминистративного управления, представляя собой как бы «своеобразное военное министерство» в миниатюре» . Таким образом, складывалась достаточно стройная система местного военного управления, устранялась излишняя бюрократизация и централизация. Безусловно, не все из задуманного Д.А. Милютиным выдержало испытание практикой и временем, имелись ошибки и заблуждения. Многие начинания не удалось претворить в жизнь по причине общей экономической отсталости народного хозяйства и не способности государства поднять на должный уровень собственное оборонное производство.

Поэтому империя была вынуждена проводить закупки вооружения за рубежом. В те годы во всех промышленно развитых странах оружейники трудились над созданием различных вариантов винтовок, револьверов и пистолетов. Шел активный поиск оптимальных видов оружия, по своим техническим и баллистическим характеристикам отвечавшим условиям современного боя: идея многозарядной винтовки витала в воздухе. Так или иначе, в течение двадцати лет, в России проводилось переоснащение сухопутных войск оружием европейских конструкторов: Минье, Карле, Крнка, а затем американским изделием, имевшим скользящий затвор: «скорострельная малокалиберная винтовка Бердана № 2». Хотя к началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. требуемая работа не завершилась, но при Д.А. Милютине русская армия стала качественно иной, по сравнению со своей предшественницей. Существенным образом коренные преобразования коснулись военно-учебных заведений. В частности, изменились программы подготовки высшего офицерского звена в уже существовавших академии Генерального штаба, в Артиллерийской, Инженерной и Медико-хирургической академиях. Учитывая объективные запросы армии, в 1867 г. была образована Военноюридическая академия. Поскольку потребность в хорошо подготовленных офицерских кадрах постоянно возрастала, кроме военных училищ, возникла сеть юнкерских училищ. К началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. в стране насчитывалось 11 пехотных, 2 кавалерийских и 4 казачьих юнкерских училищ, выпустивших к этому времени 11536 человек. Другим важным направлением в своей деятельности Д.А. Милютин и его единомышленники считали кардинальное изменение законодательной базы, связанной со всеми направлениями военной реформы, что также находило реальную поддержку со стороны Александра II.

29 марта 1867 г. именным высочайшим указом Правительствующему сенату Военно-кодификационная комиссия, созданная еще прежним императором, переименовывалась в Главный военно-кодификационный комитет как высший центральный орган Военного министерства, «главное назначение которого – содействовать Военному совету в усовершенствовании военного законодательства» . Благодаря плодотворной работе данной организации, своевременно вышли в свет необходимые нормативно-правовые акты: «Строевой устав» (1860 г.), «Положение о военно-окружных управлениях» (1864 г.), «Сборник штатов» (1864 г.), «Положение о полевом управлении войск в военное время (1868 г.), «Свод штатов» (1870 г.)» и др. Отдельное место среди направлений военной реформы являлись преобразования в военно-судебной сфере. В течение короткого времени были разработаны и вступили в действие: «Военно-судебный устав» (1867 г.), «Устав воинский о наказаниях (1868 г.), «Дисциплинарный устав (1869 г.). На основании положений Военно-судебного устава закреплялись три вида военно-судебных инстанций: полковые суды, военноокружные суды и главный военный суд. Полковые суды образовывались в каждом соответствующем подразделении и состояли из трех человек: председателя в чине штаб-офицера и двух членов – обер . По представлению командира полка они рассматривали дела о проступках нижних чинов, по своей общественной вредности аналогичных тем, что в гражданской жизни подлежали юрисдикции мировых судов. Военно-окружные суды создавались при военных округах и предусматривали состязательность процесса судопроизводства. К их компетенции относились все дела о противоправных деяниях, совершенных генералами, офицерами и гражданскими чиновниками военного ведомства.

Главный военный суд состоял при министерстве и выполнял роль высшей кассационной инстанции. Его председатель и члены назначались лично императором из числа авторитетных и заслуженных генералов. Кроме того, суд был наделен полномочиями по обсуждению различных законодательных проектов и внесению необходимых корректировок и дополнений в военные нормативно-правовые акты. По сравнению с ранее действовавшими требованиями содержание Устава воинского о наказаниях отличалось более совершенной законодательной техникой и четким изложением правовых норм. Закон закреплял два вида наказаний: уголовные и исправительные. К числу первых относились: заключение в крепости, ссылка на каторжные работы, поселение с лишением всех прав состояния, смертная казнь. Сурово каралось неповиновение, за что в мирное время полагалось тюремное заключение на срок от 4 до 12 лет, а в военное – расстрел.

Тяжкими противоправными деяниями признавались нарушения обязанностей при несении караульной службы, нарушения обязанностей в военное время, дезертирство, должностные преступления. Наказаниям второго вида подвергались военнослужащие, совершившие менее тяжкие деяния. В отношении могли применяться такие меры как: временное заключение в тюрьме или крепости с последующим увольнением из армии, содержание на гауптвахте, денежные взыскания, ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав. Для нижних чинов (рядовой и унтер-офицерский состав) предусматривались следующие меры ответственности: направление в военно-исправительные роты на определенный срок, заключение в военную тюрьму, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафников. Однако наиболее значимым, поистине фундаментальным шагом вперед явилось введение в действие с 1 января 1874 г. Устава о воинской повинности . Он формулировал положение, что главным способом комплектования рядового и унтер-офицерского состава являлся призыв по жребию на военную службу молодых людей, достигших двадцатилетнего возраста. Кроме того, разрешалось добровольное поступление на военную службу в качестве вольноопределяющихся и охотников.

Согласно ст. 17 гл. II «О сроках службы в постоянных войсках и о запасе», общий срок службы в сухопутных войсках определялся в 15 лет, из них 6 лет состояла действительная служба и 9 лет пребывания в запасе. В свою очередь, общий срок службы на флоте определялся в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и три года в запасе. Исключение из правила допускалось только для лиц, направляемых в воинские части, расположенные в Туркестанском военном округе, а также в Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморских областях. Для них вводился общий 10-летний срок службы, из коих 7 лет приходилось на действительную службу и 3 года в запасе. Это объяснялось значительными трудностями, связанными с доставкой призывников в отдаленные края империи, где отсутствовали какие-либо удовлетворительные пути сообщения. Российское общество и армейская среда восприняли долгожданный закон спорно и критически. С одной стороны, не вызывала сомнения необходимость сокращения срока несения военной службы. С другой стороны, формально Устав обязывал служить в армии представителей всех классов, социальных слоев и национальностей, ибо в ст. 1 гл. I подчеркивалось: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское сословие без различия состояний подлежит воинской повинности». Однако в реальности закон не обеспечивал введения фактической всеобщей воинской повинности, поскольку его нормы предоставляли очень широкие льготы, связанные с семейным или имущественным положением призывника, а также его образованием. Посредством использования льгот огромное количество подданных империи вообще не подлежали призыву в мирное время, или служили заведомо недостаточный срок, чтобы считаться качественно подготовленным резервистом. Так, на основании ст. 45 Устава закреплялись три разряда льгот по семейному положению.

К первому разряду относились единственно способные к труду сын, брат, внук. Условия второго разряда касались единственно способного к труду сына, при отце, также способном к труду, и братьях моложе 18 лет. Третий разряд составляли лица, у которых старший брат находился по призыву на действительной военной службе или погиб (скончался) при ее исполнении. В свою очередь, обширную систему льгот по образованию нельзя было сравнить ни с какой-либо европейской страной. Например, по правилам ст. 63 Устава призыву на действительную службу в мирное время не подлежали и сразу зачислялись в запас на 15 лет работники здравоохранения со степенью доктора медицины, магистра ветеринарных наук или фармации, преподаватели государственных средних и высших учебных заведений и лица некоторых других профессий, требующих наличия специального образования. Для представителей учащийся молодежи соответствующие льготы заключались в получении отсрочки от призыва лицам, обучавшимся в средних и высших учебных заведениях до достижения возраста – от 22 до 28 лет. Затем, в зависимости от уровня полученного образования и профессии для призывников сокращались сроки службы; они вправе были поступать на службу, в том числе вольноопределяющимися. «Исследователя этого Устава не может не поразить огромный размер льгот по образованию. Введя эти льготы, Д.А. Милютин преследовал благую цель содействовать народному образованию.

Однако при этой системе наиболее ценный в интеллектуальном отношении элемент хуже всего был использован (вольноопределяющиеся первого разряда служили всего 6 месяцев – ясно, что из них могли получиться лишь посредственные прапорщики запаса)», подчеркивал А.А. Керсновский . Как принципиальный критик военного министра, исследователь отмечал, что в Германии (а затем и во Франции) никто не имел права занимать казенной должности, и даже выборной, не имея чина или звания офицера или унтер-офицера запаса. Через ряды армии там пропускалось все наиболее ценное, что было в стране, и связь общества с армией была действительной и действенной. По мнению оппонентов, наиболее серьезным недостатком Устава являлось то, что на службу в российскую армию не призывалось население Средней Азии и Туркестанского края, Приморской и Амурской областей, ряда округов Архангельской, Томской, Тобольской и Якутской губерний. Кроме того, положения закона не распространялись на коренное население Северного Кавказа и Закавказья. В свою очередь, отдельный порядок исполнения воинской повинности предусматривался для коренного населения Великого княжества Финляндского, обладавшего в пределах Российской империи особым статусом. В течение двух десятилетий сохранялись льготы менонитам, переселившимся на территорию России и принявшим русское подданство в 50-60-х гг. девятнадцатого века.

У многих аналитиков не вызывал сомнения тот факт, что совместное прохождение военной службы, так или иначе, выступало бы в качестве действенного средства по сближению и взаимопониманию представителей различных наций и народностей, населявших страну; ознакомлению с обычаями и нравами, элементами истории и культуры. К сожалению, эти справедливые и обоснованные доводы не были приняты во внимание разработчиками Устава. Выводы: при Д.А. Милютине благополучно завершилась более чем полувековые военные действия на Кавказе. За сравнительно короткий срок и без серьезных потерь была присоединена Средняя Азия и подавлено польское восстание. Успехом увенчалась не потребовавшая всеобщей мобилизации русско-турецкая война 1877-78 гг. за освобождение Болгарии; отличительный аспект, характеризующий все направления военной реформы, состоял в том, что она осуществлялась гласно, доводилась до широкой общественности, обсуждалась в печати и корректировалась в процессе проведения; основным законодательным актом военной реформы явился Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г.; создание сети военных и юнкерских училищ, куда могли поступать юноши вне зависимости от сословия и происхождения, в известной степени служило позитивному изменению социального состава офицерского корпуса; вне зависимости от наличия действительно серьезных недостатков в ходе проведения реформы Российская империя получила мобильную и в достаточной мере боеспособную массовую армию; Д.А. Милютин стал последним военнослужащим дореволюционной армии, которому в 1898 г. императором Николаем II было присвоено звание генерал-фельдмаршала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трехсотлетие дома Романовых. 1613-1913: репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. М. : Современник, 1990. С. 276.

2. Керсновский А. А. История русской армии: в 4 т. Т. 2. М. : Голос, 1993. С. 115.

3. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008. С. 98.

4. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. : Правда, 1990. С. 554.

5. О всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений по случаю Коронации Его императорского Величества: Манифест. Августа 26 // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ХХХI. Отделение первое. 1856. СПб., 1857. С. 785-798.

6. Фадеев Р. Вооруженные силы России. М., 1868. С. 244.

7. Биржевые ведомости. 1871. № 1, 2, 5, 9, 12, 14.

8. Кузнецов О. В. Р.А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград, 1998. С. 37.

9. Зайончковский П. А. Военные реформы 18601870 годов в России. М., Изд-во Моск. ун-та, 1952. С. 95, 118-119.

10. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. XLII. № 44412.

11. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 49. Огд. 1. № 52983.

12. Керсновский А. А. История русской армии. М., 1993. С. 186.

А.А. Гогин, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и трудового права Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)


Военное управление подверглось также реорганизациям. Все военные реформы возникли после назначения в 1861 г. на должность военного министра Д. А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, потом руководителя штаба Кавказской армии, владевшего выдающимися военными и персональными дарованиями, который был либерального воззрения.

Уже в начале правления убраны были военные поселения. Были упразднены унизительные физические наказания.

В середине 60-х годов была произведена реформа военно-учебных учреждений. В 1863 г. кадетские корпуса были перестроены в военные гимназии, тесные по программе общеобразовательных предметов (помимо общих военных) к настоящим училищам. В 1864 г. были созданы военные училища, в которые зачислялись воспитанники военных гимназий. Военные училища каждый год выпускали до 600 офицеров. Для особой подготовки военных инженеров, кавалеристов, артиллеристов были построены 16 юнкерских учебных заведений с сроком обучения три года. В практику включали увеличение квалификации офицерского состава во время постижения военной службы. Увеличивалась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Инженерной, Артиллерийской, Военно-медицинской и во вновь созданной Военно-юридической.

В январе 1874 года была объявлена всесословная воинская повинность. В Высочайшем документе по этому поводу сообщалось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По закону 1874 г. все воинские подразделения Российской империи разделялись на 4 вида: иррегулярные войска (казачество), регулярные армия и флот, ополчение и запасные войска. Воинская повинность распределялась на все мужское население, достигшее двадцати лет, без разницы сословий, т.е. она стала всесословной. Правительство ежегодно устанавливает нужное число новобранцев, и по жребию выбирает из призывников только это количество (как правило, на службу бралось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали один-единственный сын у родителей, один-единственный кормилец в семье, и кроме этого, если старший брат призывника проходит или прошел службу. По закону 1874 г. от воинской повинности избавлялись духовные лица любых вероисповеданий, представители отдельных религиозных сект и объединений (в связи с их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, отдельные народности Кавказа и Крайнего Севера. Призванные на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет реальной службы и 3 года в запасе. Для приобретших начальное образование срок реальной службы сокращается до четырех лет, закончивших городскую школу - до трех лет, гимназию - до полутора лет, а обладавших высшим образованием - до полугода.

От сюда следует что, результатом реформы явилось создание малой армии мирного времени с высоким обученным резервом в случае войны.

Подверглась большим изменениям система военного правления, чтобы усилить правление по местам местоположения войск. Следствием этого пересмотра стало утверждение 6 августа 1864 г. «Положения о военно-окружных управлениях». На основе этого «Положения» создано сначала 9 военных округов, а потом (6 августа 1865 г.) еще 4. В каждом округе назначен, определяемый по прямому высочайшему усмотрению, главный начальник, имевший наименование командующего войсками военного округа. Эта должность может быть поручена и на местного генерал-губернатора. В отдельных округах определяется еще помощник командующего войсками.

Военно-окружная система обладала рядом преимуществ: устранялась ненужная централизация управления и основывались более подходящие условия для оперативного руководства войсками, укорачивались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее немалыми пространствами это стало первостепенным значением. По «Положению» 1867 г. было реформировано и центральное военное управление. В повиновение Военному министерству переходили инженерные войска, артиллерия, гвардия, военно-учебные учреждения (до этого они обладали своими отдельными управлениями), а на время ведения военных действий - действующая армия.

В 1867 г. был создан и подписан новый военно-судебный устав, возведенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились 3 судебные инстанции - полковой, главный военный суды и военно-окружной. На время войны создавался Главный военный полевой суд. Постановления военных судов подлежали ратификации соответственно полкового и окружного руководителей, а в конечной инстанции - военного министра.

К концу XIX века количество русской армии собирала (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – сорок семь тысяч, нижних чинов – один миллион сто тысяч. Потом эти цифры уменьшались и составили 742 000 человек, причем военные возможности сохранялись.

В 60-х годах началось перевооружение армии: смена гладкоствольного оружия на нарезное, введение на вооружение системы стальных артиллерийских орудий, совершенствование конного парка. Особый смысл имело ускоренное формирование военного парового флота. По приказу военного министерства были выстроены железные дороги к западным и южным границам Российской территории, а в 1870 году впервые возникли железнодорожные войска. На протяжении 70-х годов в большей своей части закончилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины выражалась во всем, даже в мельчайших нюансах. Скажем, более 100 лет (до 80-х годов XIX века) сапоги делались без отличия правой и левой ноги. Правительство считало, что при боевой тревоге солдату нет времени думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Необычное отношение было к пленным. Военные, взятые в плен и не находившиеся на службе у противника, после возвращения домой получали от государства деньги за все время, когда они находились в плену. Пленный был лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, награждали медалями и очередными званиями. Ордена России ценились особенно сильно. Они доставляли такие привилегии, что даже переменяли положение человека в обществе.

В конце XIX в. в русской армии были сделаны следующие перемены. По новому воинскому уставу 1888 г. определялся пятилетний срок реальной службы и тринадцатилетний срок - пребывания в запасе для любых родов войск, с последующим приемом в ополчение. С 20 лет до 21 года увеличивался призывной возраст на реальную службу. Предельный возраст для ополченца повышался с сорока до сорока трех лет. Сохранялись все льготы по семейному состоянию, однако в два - четыре раза увеличивались сроки службы для лиц, завершивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. исполнить важную роль в увеличении боеспособности русской армии. Однако итоги этих реформ отразились не сразу. Военно-учебные учреждения еще не могли покрыть острый дефицит офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.