Сравнение особей разных видов одного рода. Вид. Критерии вида. Структура вида

  • Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
  • Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

  • Ход работы:
  • 1.Изучить особенности внешнего строения растений
  • 2. Прочесть описание разновидностей растений
  • одного вида
  • 3. Указать отличительные черты
  • 4. На основе изученного материала сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида

  • ХОД РАБОТЫ.
  • Параметры
  • Растение № 1
  • Растение № 2
  • Название
  • ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ
  • ЛИСТЬЯ:
  • простые – сложные
  • тип жилкования
  • прикрепление на стебле
  • листорасположение
  • СТЕБЕЛЬ:
  • травянистый или одревесневший
  • прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся
  • ЦВЕТОК
  • СОЦВЕТИЕ
  • Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

  • Фиалка (Viola), род растений семейства фиалковых. Многолетние, реже однолетние травы, иногда полукустарники.
  • Листья очередные или в прикорневой розетке, обычно с прилистниками.
  • Цветки фиолетовые, жёлтые, белые или разноцветные, одиночные. Венчик неправильный – нижний лепесток со шпорцем, в который входят нектарники двух нижних тычинок.
  • Для Ф. характерно образование клейстогамных (см. Клейстогамия) цветков. Плод – коробочка, вскрывающаяся тремя створками.
  • около 500 видов, по всему земному шару, но большинство в умеренном поясе Сев. полушария и в Андах.
  • В СНГ около 100 видов.

  • Фиалка душистая

  • Ф. душистая (V. odorata), встречающаяся преимущественно в широколиственных лесах Европейской части СНГ, в Крыму и на Кавказе, с древности разводится как декоративное, иногда как эфирномасличное растение; Ф. трёхцветная (V. tricolor), сорняк, в Европейской части СНГ и на Ю. Западной Сибири;
  • Вместе с горной Ф. алтайской (V. altaica) и некоторыми др. Ф. она послужила одним из исходных видов для создания садовой Ф. Витрокка, или садовых анютиных глазок (V. ? wittrockiana), многочисленные сорта которой распространены в цветоводстве.

  • Фиалка ползучая Viola epipsiloides A. et D.Love - Фиалка ползучая.
  • Листья снизу (особенно по жилкам) с редкими волосками, сверху голые.

  • Viola hultenii W.Becker - Фиалка Хультена.
  • Морфологически близка к V. epipsiloides A. et D.Love, от которой отличается более крупными листьями (до 5 см в диаметре), черешком длиннее 10 см и цветоносами до 10-15 (20) см длины, но листья часто бывают приостренные наряду с округлыми.

  • Заключительный этап работы:
  • Все наблюдения по материалам работы оформите в таблицу.
  • Сделайте выводы
  • Д\З –повторить по учебнику изученный материал

Первую из указанных в усовершенствованной программе по общей биологии лабораторных работ - «Изучение морфологического критерия вида» (тема «Эволюционное учение») можно провести на хвойных или лиственных породах, используя умения учащихся определять их родовую и видовую принадлежность. К уроку нужно подготовить побеги хвойных и лиственных пород различных видов, их плоды или шишки, семена. Это позволит организовать работу по вариантам. Например, одной группе учащихся можно предложить сравнить морфологические признаки представителей рода сосна - сосны обыкновенной и сосны сибирской (кедр), другой - рода ель - ели обыкновенной (европейской) и ели сибирской, третьей - рода тополь - тополя дрожащего (осины) и тополя черного и т. д.

В целях более четкой организации занятия и экономии учебного времени на уроке целесообразно использовать инструктивные карточки. Примерные инструктивные карточки № 1 и 2 для выполнения рассматриваемой лабораторной работы приведены ниже. Они, как и письменные инструкции к другим описываемым в данной статье лабораторным занятиям, содержат перечень необходимых материалов и оборудования, указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации по записи и обработке полученных учащимися данных, формулированию выводов.

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида на хвойных породах»

Оборудование: побеги с хвоей и шишки различных видов хвойных пород (сосны - обыкновенная, сибирская, Веймутева; ели - обыкновенная, сибирская, пихты - сибирская, белая; лиственницы - сибирская, европейская и др.); линейки, лупы, лезвия, пинцеты; рабочие тетради.

Xод работы 1. Сравните два вида одной из хвойных пород по следующим особенностям хвои:

1) размещение хвоинок на побеге (одиночно или в пучках);

2)количество хвоинок в пучке;

3)длина (в мм);

4)форма поперечного разреза;

5)степень жесткости;

2. Установите сходство и отличив изучаемых видов по особенностям шишек и семян:

1)длина шишки (в см);

4)форме семенной чешуйки;

5) особенности семени (с крылышком или бескрылое, форма крылышек, форма и размер семян (в мм).

3. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 1 и рис. 1) .

Инструктивная карточка № 2

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида на лиственных породах»

Оборудование: облиственные побеги; плоды и семена различных видов лиственных пород (клены - остролистный, полевой, ясенелистный, татарский; дубы - летний, зимний, красный; тополи - черный, белый, осина; ольха - черная, серая и др.); линейки, лупы, ножи; рабочие тетради;

Xод работы

1. Сравните два вида одной из лиственных пород по следующим особенностям побега и почек:

1) расположение почек по побегу (супротивное или спиральное);

2).размер (в мм), форма, цвет, опушенность почек;

3) окраска и наличие опушения побегов;

4) форма сердцевины на поперечном срезе побега.

1. Верхушечные почки сравнительно небольшие - длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками

2. Побег» буроватые с сероватыми продольными трещинками

3.Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках

4.Листовые пластинки длиной 4-9 см, шириной 6-11 см

5. Крылатки развернуты по прямой липни, общей длиной до 70 мм

2. Рассмотрите листья изучаемых видов и выявите различия:

1)формы пластинок листа;

2)расчленения листовой пластинки;

3)формы края листа;

4)размер листа (в см).

3. Установите сходство и отличие изучаемых видов лиственных пород по особенностям плодов и семян: форма и размер (в мм) плода; . 2) форма и размер (в мм) семени.

4. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 2 и рис. 2).

Для выполнения, лабораторной работы № 2 - «Выявление изменчивости организмов на лиственных и хвойных породах» школьникам раздаются облиственные побеги или наборы листьев и шишек деревьев и кустарников: При этом каждый ученик выполняет работу на примере одного из видов древесных или кустарниковых пород.

Инструктивная карточка № 3

Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере хвойных пород)»

Оборудование: шишки хвойных пород одного вида (ель обыкновенная, ель сибирская, сосна, обыкновенная и др.); линейки, полоски миллиметровой бумаги, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.

Ход работы

I. Установите черты сходства у шишек изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:

Верхушечные почки довольно большие - длиной до 10 мм, боковые - 5-7 мм, покрытые буро-красноватыми блестящими чешуйками

2. Побеги красно-бурые или желтовато-зеленые

3. Лопасти листьев с выемчато-зубчатой формой края, тонко заострённые на верхушках

4. Листовые пластинки длиной до 18 см, шириной до 22 см

5. Крылатки расходятся под тупым углом, достигают в размахе до 60 мм

6. Семена длиной до 15 мм, округло-угловатые

1.Верхушечные почки сравнительно небольшие длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками

2.Побеги буроватые с сероватыми продольными трещинками.

3.Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках.

4. Листовые пластинки длиной 4-9 см, шириной 6-11 см.

5. Крылатки развернуты по прямой линии, общей длиной до 70 мм

6. Семена длиной около 10 мм, овальные

II. Выявите черты различия изучаемых шишек тем измерения их Длины и наибольшего диаметра. Данные измерений запишите в таблицу (см. табл. 3 и рис. 3).

Сделайте выводы о наличии постоянных и варьирующих признаков у шишек растений данного вида.

IV. Составьте график изменчивости размеров шишек изученной породы, отмечая на оси абсцисс номера шишек, а на оси ординат - Числовые значения длины и наибольшего диаметра.

Инструктивная карточка № 4

Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере лиственных пород)»

Оборудование: облиственные побеги или листья древесных или кустарниковых пород одного вида (ясень обыкновенный, клен ясенелистный, рябина обыкновенная, акация желтая, шиповник, малина обыкновенная, каштан конский и др.); линейки, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.

Ход работы

I. Установите черты сходства в строении листьев изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:

1.Листья дерева (кустарника) черешковые или сидячие?

2.К какой группе относятся листья по своему строению, (простые или сложные)?

3.Какую форму имеют листья (тройчатые, пальчатосложные, перистосложные)? Перисто-сложные листья растений парно- или непарноперистые?

Задачи. Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса. Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Определить понятие о популяции как структурной единице вида. Определить понятие о популяции как структурной единице вида.





Трансформисты. Виды не были созданы Богом, а возникли под влиянием внешних условий: Виды не были созданы Богом, а возникли под влиянием внешних условий: а) у больших групп животных и растений есть общие признаки; а) у больших групп животных и растений есть общие признаки; б) существуют переходные формы. б) существуют переходные формы.


Карл Линней. Виды реально существуют, но развития нет. Между видами строгие границы, так как каждый из них создан отдельным творческим актом. Виды реально существуют, но развития нет. Между видами строгие границы, так как каждый из них создан отдельным творческим актом.


Жан-Батист Ламарк. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: а) упражнение и неупражнение органов; а) упражнение и неупражнение органов; б) наследование благоприобретённых признаков. б) наследование благоприобретённых признаков. Есть непрерывный ряд особей, а виды – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации Есть непрерывный ряд особей, а виды – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации


Чарльз Дарвин. Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития. Есть виды отличающиеся, есть близкие, но все они связанны эволюционно. Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития. Есть виды отличающиеся, есть близкие, но все они связанны эволюционно.





Вид-совокупность особей, характеризующиеся следующими признаками: 1.Происхождением от общего предка; 2.Единым генетическим аппаратом; 3.Сходством морфологических, физиологических, биохимических, этологических признаков; 4.Сходным скрещиванием в природных условиях и наличием плодовитого потомства; 5.Распространением на определенном участке земли (ареале), сходных экологических условиях; 6.Общими типами взаимоотношений с биологическими и абиотическими факторами среды; 7.Изоляцией от других форм особей, почти полным отсутствием гибридных форм.





1. Морфологический. Суть: Совокупность внешних и внутренних признаков организма. Суть: Совокупность внешних и внутренних признаков организма. Плюсы: Быстрый, наглядный, удобный. Плюсы: Быстрый, наглядный, удобный. Минусы: Минусы: 1.Существуют виды двойники: среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб; у птиц 5% видов двойников; 1.Существуют виды двойники: среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб; у птиц 5% видов двойников; 2.Явление полового диморфизма; 2.Явление полового диморфизма; 3.Личиночная стадия и взрослая у многих видов отличается по внутренним и внешним признакам. 3.Личиночная стадия и взрослая у многих видов отличается по внутренним и внешним признакам.


2.Физиологический. Суть: особенности процессов жизнедеятельности. Суть: особенности процессов жизнедеятельности. Плюсы: часто является фактором, обеспечивающим генетическую состоятельность вида; наглядный. Плюсы: часто является фактором, обеспечивающим генетическую состоятельность вида; наглядный. Минусы: физиологические процессы слишком изменчивы даже у представителей одного вида. Минусы: физиологические процессы слишком изменчивы даже у представителей одного вида.


3.Биохимический. Суть: анализ характерных, специфических для вида веществ (ферменты, гормоны и т. д.). Суть: анализ характерных, специфических для вида веществ (ферменты, гормоны и т. д.). Плюсы: для двух двойников видов: бабочек рода Омата, диагностически является два фермента. Плюсы: для двух двойников видов: бабочек рода Омата, диагностически является два фермента. Минусы: очень трудоёмкий, нет специфических веществ, характерных только для одного вида у близкородственных видов. Минусы: очень трудоёмкий, нет специфических веществ, характерных только для одного вида у близкородственных видов.


4.Генетический. Суть: анализ числа хромосом, состава хромосом и отдельных генов. Суть: анализ числа хромосом, состава хромосом и отдельных генов. Плюсы: у разных видов характерен собственный набор хромосом - кариотип. Плюсы: у разных видов характерен собственный набор хромосом - кариотип. Минусы: Минусы: 1. У разных видов число и форма хромосом может быть сходно; 1. У разных видов число и форма хромосом может быть сходно; 2. В пределах вида особи могут иметь разное количество хромосом; 2. В пределах вида особи могут иметь разное количество хромосом; 3. Генный полиморфизм. 3. Генный полиморфизм.


5.Этологический. Суть: особенность поведения, препятствующая скрещиванию. Суть: особенность поведения, препятствующая скрещиванию. Плюсы: морфологически сходные виды могут различаться поведением, повадками. Плюсы: морфологически сходные виды могут различаться поведением, повадками. Минусы: особи одного вида могут сильно отличаться поведением. Минусы: особи одного вида могут сильно отличаться поведением.










ВЫВОД: Все критерии направлены на обеспечение генетической изоляции вида; Все критерии направлены на обеспечение генетической изоляции вида; Критерии относительны, поэтому определяется вид по совокупности всех критериев. Критерии относительны, поэтому определяется вид по совокупности всех критериев.


Свойства и структура вида: 1.Генетическое единство (особи вида скрещиваются, дают плодовитое жизнеспособное потомство, имеют ряд общих признаков, определяющих принадлежность к виду). 1.Генетическое единство (особи вида скрещиваются, дают плодовитое жизнеспособное потомство, имеют ряд общих признаков, определяющих принадлежность к виду). 2.Генетическая самостоятельность (невозможность скрещивания особей разных видов). 2.Генетическая самостоятельность (невозможность скрещивания особей разных видов). 3.Дискретность (существование вида в виде популяции). 3.Дискретность (существование вида в виде популяции).


ПОПУЛЯЦИЯ - совокупность особей одного вида, занимающих определённую территорию в пределах ареала, свободно скрещивающихся друг с другом, и в той или иной степени изолированных от других популяций этого вида. ПОПУЛЯЦИЯ - совокупность особей одного вида, занимающих определённую территорию в пределах ареала, свободно скрещивающихся друг с другом, и в той или иной степени изолированных от других популяций этого вида. Популяция - элементарная единица эволюции. Популяция - элементарная единица эволюции. 1.обмен информацией между популяциями обеспечивает единство вида; 1.обмен информацией между популяциями обеспечивает единство вида; 2.если обмен генами между популяциями прекращается, то разные направления отбора могут привести к образованию нового или новых видов. 2.если обмен генами между популяциями прекращается, то разные направления отбора могут привести к образованию нового или новых видов.


ВЫВОД: ВЫВОД: ВИД - СОВОКУПНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ СХОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, СПОСОБНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ СКРЕЩИВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЩИМИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ, БИОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ. ВИД - СОВОКУПНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ СХОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, СПОСОБНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ СКРЕЩИВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЩИМИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ, БИОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ.


Практическая работа «Изучение морфологического критерия вида на примере растительных и животных организмов» Практическая работа «Изучение морфологического критерия вида на примере растительных и животных организмов» Ход работы. Ход работы. 1.рассмотреть растения 2-х видов. Записать их названия, составить морфологическую характеристику каждого растения: описать особенности их внешнего строения (листьев, стеблей, корней, плодов, цветков); выявить черты подобия и отличия между ними. 1.рассмотреть растения 2-х видов. Записать их названия, составить морфологическую характеристику каждого растения: описать особенности их внешнего строения (листьев, стеблей, корней, плодов, цветков); выявить черты подобия и отличия между ними. 2.рассмотреть чучела (изображение) животных 2-х видов. Записать названия, составить морфологическую характеристику каждого животного; описать особенности их внешнего строения; используя влажные препараты (таблицы), описать особенности внутреннего строения; выявить черты подобия и отличия. 2.рассмотреть чучела (изображение) животных 2-х видов. Записать названия, составить морфологическую характеристику каждого животного; описать особенности их внешнего строения; используя влажные препараты (таблицы), описать особенности внутреннего строения; выявить черты подобия и отличия.


1.Морфологическая характеристика растений Особенности строения Растение 1 Растение 2 Листья: Листья: а) черешковые б) сидячие Жилкование: а) дуговое б) сетчатое а) дуговое б) сетчатое в) параллельное Стебель: а) укороченный б) прямостоящий в) вьющийся г) цепляющийся Стебель: а) укороченный б) прямостоящий в) вьющийся г) цепляющийся Цветы: Цветы:1.цвет2.формула 3.Одиночный 4.соцветие Корень:1.мочковатая корн. система 2.стержневая корн. система Корень:1.мочковатая корн. система 2.стержневая корн. система Плоды: Плоды: 1.а) сухой б) сочный 2.а)односемянный б)многосемянный 3.вид плода


2. Аналогично составить морфологическую характеристику двух животных. 3. Сформулировать вывод. 1.Какие критерии вы использовали при описании растений и животных? 1.Какие критерии вы использовали при описании растений и животных? 2.Чем объясняется подобие рассмотренных вами растений? 2.Чем объясняется подобие рассмотренных вами растений? 3.Чем объясняется различие рассмотренных вами растений? 3.Чем объясняется различие рассмотренных вами растений? 4. Чем объясняется подобие рассмотренных вами животных? 4. Чем объясняется подобие рассмотренных вами животных? 5. Чем объясняется различие рассмотренных вами животных? 5. Чем объясняется различие рассмотренных вами животных?