Камергерский ключ (знак придворного звания камергера), Россия. Международная военно-историческая ассоциация Что камергер носил

Камергерский ключ периода правления Николая II. Бронза, частично сохранилось золочение. Орел ремонтировался, отсутствует заколка; вместо нее припаяно ушко. Отсутствует также Императорская корона.
Редкий.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова "Kammerherr". Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили.
Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили «камериры» или «камерариусы», позже переименованные в «камергеров» и ставшие «комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.
Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.
В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.
Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.
Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.
С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
По материалам сайта transantique.ru

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Камерге́р (средневековой латыни: Cambellanus или Cambrerius , французский: Chambellan , английский: Chamberlain ; нем. Kammerherr - дворянин комнаты ) - придворный чин и придворное звание высокого ранга.

Имеет принципиальное отличие от хозяйственника - ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством - камерарий (лат. camerarius ). Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 года . Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко - чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 году папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат , затем епископ , а впоследствии - кардинал .

В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс. В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера .

Многочисленные попытки строго регламентировать присвоение и сохранение звания камергера, даже в виде высочайших указов и повелений, не принесли желаемого результата, поскольку противоречили честолюбивым интересам дворянства и практике использования личных связей в деятельности Министерства императорского двора .

В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих внешний вид камергера. Так, указом от 30 марта (11 апреля ) года лицам, имеющим придворные звания, было запрещено носить усы и бороду. Запрет мотивировался тем, «что многие из состоящих в званиях камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских» .

Камергерский ключ

Отрывок, характеризующий Камергер

– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ПРИДВОРНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ.

Лица, состоявшие при дворе российских императоров, назывались придворными . Они составляли самую малочисленную, но самую элитарную часть чиновничества. Если в первой половине XVIII века число придворных составляло несколько десятков человек, то в 1914 году их насчитывалось уже 1600.

Что же представляли из себя российские императорские придворные? Их было три группы: придворные чины, придворные кавалеры и придворные дамы.

Ещё в 1711 году придворных жаловали в камергеры и камер-юнкеры , которые в то время были главными фигурами при дворе. После введения «Табели о рангах» появились чины обер-гофмейстера императорского двора, обер-шенка, обер-шталмейстера, обер-церемониймейстера, обер-маршала и гофмаршала, обер-камергера и гофмейстера. Почти все придворные чины оказались в генеральских рангах, где право производства в следующий чин целиком зависело от усмотрения императора.

При Екатерине II наиболее важным чином двора становится обер-камергер. Он руководил придворными кавалерами; он же представлял членам императорской семьи тех, кто получал право на аудиенцию.

Обер-гофмейстер заведовал придворным штатом и финансами двора.

Обер-гофмаршал ведал всем хозяйством двора и придворными служителями.

Обер-шенк заведовал винными погребами и снабжением двора вином.

Обер-шталмейстер возглавлял придворную конюшенную часть.

Обер-егермейстер заведовал императорской охотой.

Обер-церемониймейстер ведал организацией разного рода придворных церемоний.

Чиновники различных рангов изо всех сил старались выслужиться. Например, железнодорожники устраивали различного рода удобства в вагонах для придворных. А в благодарность за то сами получали в качестве награды придворные звания.

Историческая мозаика

Придворный чин давал его обладателю возможность постоянно и тесно общаться с представителями царской фамилии. Современник так и говорил императору Александру III: «У нас в России всегда будет сильно слово того человека, который имеет к вам личный доступ». А канцлер Германской империи О. Бисмарк прямо заявлял: «То, чего я достиг, я достиг скорее как камергер, чем как министр».

В середине XIX века придворные чины носили человек 30 - 40. Зато в 1914 году - уже 213.

ОСОБЫЕ ПРИДВОРНЫЕ ЗВАНИЯ

Мундир парадный камергерский

Первыми придворными званиями в России стали звания «камергер» и «камер-юнкер». Обязанности обладателей этих чинов заключались в «дежурстве при Её Императорском Величестве».

В конце XVIII века всё чаще эти звания присваивались представителям знатных дворянских родов без выслуги в предыдущих классах. И так получалось, что молодые люди без серьёзного образования оказывались на высоких степенях. Хотя по штату 1801 года комплект камергеров и камер-юнкеров был установлен по 12 человек, но к 1809 году камергеров числилось 76, а камер-юнкеров - 70. И потому в начале XIX века придворные звания перестали давать право на класс. Наоборот, они жаловались лицам, уже имеющим гражданские чины. Такой оборот событий вызвал ропот, поскольку отнимал надежду на быструю карьеру и близость ко двору.

Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868) - сын Алексея Григорьевича Бобринского, внук Екатерины II, граф, гвардейский офицер, камер-юнкер.

С 1824 года камергерам и камер-юнкерам перестали выплачивать жалованье. Однако число их неуклонно росло. Звания эти постепенно превратились в почётную награду, давая право на доступ во дворец. В 1914 году камергеров и камер-юнкеров было уже 771 человек.

Камер-паж и паж. Пажеского Его Императорского Величества корпуса

Среди придворных кавалеров числились также камер-пажи и пажи . Под руководством обер-камергера находились 12 камер-пажей и 48 пажей. Пажами могли стать сыновья и внуки сановников первых трёх классов. Обычно молодые люди воспитывались в Пажеском Его Величества корпусе . Это было элитное учебное заведение, основанное ещё в середине XVIII века. Пажей последнего года обучения привлекали к службе при дворе. Лучшие из них получали звание камер-пажей и постоянно дежурили при императоре или одном из членов императорской семьи. Обязанности пажей состояли в участии разного рода церемониях. Пажи сопровождали членов императорской фамилии, несли шлейфы, держали накидки дам и тому подобное. Естественно, что знакомство с членами императорской семьи помогало пажам в последующей карьере.

Статс-дама Мавра Шувалова с портретом императрицы Елизаветы Петровны на муаровой ленте.

Фрейлина Прасковья Николаевна Репнина. С фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте.

Существовало несколько почётных придворных званий для дам и девиц. Для дам - статс-дама . Девицам особенно часто жаловалось звание фрейлины . Фрейлинами могли быть лишь незамужние. Звание фрейлины давало девице возможность, выходя замуж, составить «блестящую партию». При этом она получала приданное от двора. А в некоторых случаях и сама свадьба праздновалась во дворце.

Историческая мозаика

Александр Пушкин портрет работы О. А. Кипренского

Известно, что 31 декабря 1833 года почётное звание камер-юнкера получил А. С. Пушкин. Двор хотел видеть его супругу, и звание камер-юнкера открывало Пушкину дорогу во дворец. Однако поэт счёл это звание незначительным и обиделся. Друзья поэта также сочли звание недостойным Александра Сергеевича. Они полагали, что Пушкину надлежало быть камергером. Посмотрим с формальной точки зрения. Пушкин в то время имел чин «титулярного советника», или ранг IX класса. И по правилам на звание камергера претендовать не мог.

Однако среди камер-юнкеров того времени были значительно моложе Пушкина, что, конечно, очень задевало поэта. К тому же звание камер-юнкера, было низшим из придворных чинов. И хоть открывало поэту путь ко двору, но в его возрасте считалось унизительным.

ЦАРСКИЕ ВЫХОДЫ

Большой царский выход. Коронация Николая II

Почётной наградой для российских подданных считалось присутствие при царских выходах . Выходом называлось торжественное шествие членов императорской фамилии из внутренних апартаментов в дворцовую церковь или Тронный зал.

Выходы подразделялись на большие и малые . Большие выходы назначались по случаю «больших церковных праздников и в торжественные дни». Малые - «в обыкновенные праздники и воскресные дни». К числу праздников относились и именины членов императорской фамилии.

В Зимнем дворце перед началом шествия члены императорской фамилии собирались в Малахитовом зале. Затем в порядке старшинства шли в церковь. В Зимнем дворце процессия следовала через парадные залы: Концертный, Николаевский, Аванзал, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Пикетный.

В этих выходах, помимо императорской фамилии, принимали участие придворные чины, кавалеры и дамы.

На выходы приглашался точно установленный круг лиц. На малых выходах присутствовали придворные дамы, первые чины двора, генералы и офицеры свиты и несколько вторых чинов двора.

На большие выходы людей приглашалось гораздо больше. В залах по пути шествования собирались по особым повесткам лица, имевшие высшие гражданские звания, генералы и офицеры свиты, гвардии, армии и флота, а также гражданские сановники первых четырёх классов. Их жёны и дочери могли присутствовать на выходе, если были представлены императрице.

Иногда на выходы приглашались городские головы и купцы 1-й гильдии. В особо торжественных случаях приглашались высшее духовенство и дипломатический корпус.

Во времена больших выходов возле зала, ближайшего к внутренним апартаментам, выстраивался пикет от Кавалергардского полка. Находиться в зале «за кавалергардами» (то есть ближе к императорской фамилии) считалось большой честью. Кстати, этим правом пользовались награждённые высшими российскими орденами - святого Андрея Первозванного и святого Георгия 1-й и 2-й степеней.

При этом современники сравнивали приёмы при дворе с биржей. На них можно было встретить сразу много нужных людей, переговорить с ними, устроить свои дела.

Историческая мозаика

Не все считали право присутствовать на царском выходе большой честью. Те, кто должен был присутствовать на таких приёмах по долгу службы, считали свою обязанность, тяжёлой, скучной и изнурительной. Некоторые просто пытались уклониться от её исполнения. Так в 1834 году Николай I вынужден был сделать замечание по поводу того, что некоторые камергеры и камер-юнкеры не явились 14 апреля на выход в связи со всенощным бдением.

Александр II в январе 1863 года выразил неудовольствие по поводу того, что «при совершении бракосочетания Её Императорского высочества княжны Марии Максимилиановны с Его Великогерцогским высочеством присутствовавшие в церкви дозволяли себе разговаривать между собой, отчего происходил такой шум, что едва было слышно богослужение».

ЦАРСКИЕ БАЛЫ

Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца

Не менее почётным считалось и приглашение на бал во дворец. На большие балы в Зимнем дворце приглашалось по две тысячи человек. Круг приглашённых определялся их чинами. Кроме придворных чинов, кавалеров и дам присутствовали высшие офицеры и чиновники, георгиевские кавалеры, губернаторы, предводители дворянства и председатели земных управ. Из дам присутствовали супруги и дочери тех лиц, которые имели чин не ниже IV класса, супруги полковников и бывшие фрейлины (с мужьями).

Мужчина приглашался на придворный бал только в том случае, если у него было право быть представленным императору. Дама приглашалась только в случае предварительного представления императрице. Такое право в первую очередь получали придворные чины, кавалеры и дамы, а также военные и гражданские чины первых четырёх классов и некоторые другие лица.

Историческая мозаика

Камергерский ключ

О каком же ключе идёт речь, когда говорят «камергерский ключ»?

Дело в том, что придворные мундиры были одинаковы. А чины и звания необходимо было отличать. И такими знаками отличия, например, у министра императорского двора, обер-гофмаршала и обер-церемониймейстера были специальные жезлы или трости.

Ключ обер-камергера

Камергеры же в качестве своего знака и чина с 1762 года имели золотые ключи. Обер-камергерский ключ был осыпан бриллиантами и носился на бедре с правой стороны на золотом шнуре с двумя массивными кистями. В обычные дни такой ключ мог заменяться золотым же, но с эмалью. Камергеры носили ключ на голубой ленте, завязанной бантом, на левой стороне, возле карманного клапана.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова «Kammerherr ». Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили. Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили « камериры» или « камерариусы», позже переименованные в « камергеров» и ставшие « комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.

Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.

В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.

Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.

Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.

С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.

| ]

При папском дворе [ | ]

Заведующий хозяйственными делами римских пап традиционно именуется камерленго . Это должность римской курии . В документах термин «Domini Papae camerarius» встречается с 1159 года. Ранее и теперь имеет право входа в покои папы, для чего имеет свой ключ. При некоторых понтификах камерарий выступал как секретарь и доверенное лицо, при других - как чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола.

Во Франции [ | ]

В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс. В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера .

Многочисленные попытки строго регламентировать присвоение и сохранение звания камергера, даже в виде высочайших указов и повелений, не принесли желаемого результата, поскольку противоречили честолюбивым интересам дворянства и практике использования личных связей в деятельности Министерства императорского двора . Вследствие этого со временем звание стало терять былую значимость . Во второй половине XIX века звания камергера удостаивались многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе (например, поэты Тютчев и Фет , композитор Римский-Корсаков). Камергерство было упразднено вместе с императорским двором в ходе Февральской революции .

В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих мундир и внешний вид камергера. Так, указом от 11 (23 ) марта года камергерам наряду с не первыми чинами двора предписывалось «…иметь парадный мундир темно-зеленого сукна с красным суконным воротником и таковыми же обшлагами . Шитье золотое по узору, ныне существующему: на воротнике, обшлагах, карманных клапанах, под оными и на полах широкое, а по… фалдам узкое; по борту же на груди шитые бранденбуры; пуговицы золоченые с изображением Государственного герба» . Указом от 30 марта (11 апреля ) года лицам, имеющим придворные звания, было запрещено носить усы и бороду. Запрет мотивировался тем, «что многие из состоящих в званиях камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских» .

Примечания [ | ]

  1. Евреинов В. А. Чины придворные // Показание древних российских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого // Гражданское чинопроизводство в России . - СПб. : Типография А. С. Суворина , 1887. - С. 73. - , VI, X, 246 с.
  2. О должности придворных кавалеров // , 1830. - Т. XVI. С 28 июня 1762 по 1764. № 11645 . - С. 54 .
  3. Александр I . О неприсвоении званиям камергера и камер-юнкера никакого чина ни военного, ни гражданского, и об обязанности лиц, в сих званиях состоящих, вступить в действительную службу и продолжать оную по установленному порядку с первоначальных чинов // Полное собрание законов Российской империи , с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXX. 1808-1809. № 23559 . - С. 899-900 .
  4. О увольнении от службы камергеров и каммер-юнкеров // Полное собрание законов Российской империи , с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXXIII. 1815-1816. № 26510 . - С. 1084 .
  5. , с. 31-32.
  6. , с. 32.
  7. Действительные тайные советники // Список гражданским чинам первых шести классов по старшинству. 1850. Состояние чинов по 20-е декабря 1849 г. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1850. - С. 16.