Образование Московского государства. Аптекарский приказ, школа лекарей. Функции Аптекарского приказа, его роль в подготовке медицинских кадров. Российские лекари и доктора медицины Школа русских лекарей была открыта в городе

Рябиков Олег Евгеньевич родился 7 сентября 1965 года в старейшем городе России, г. Дербент, имеющим зафиксированную в летописях историю развития более 5 000 лет. Воспитывался дедом и бабушкой, после смерти которых в возрасте 11 лет был перевезен родителями в Башкирию, где и закончил и школу и медицинское училище. Первый массаж сделал в возрасте 8 лет, ногами, соседу по просьбе бабушки после смерти деда, когда получил похвалу и 300 грамм «золотого ключика» решил стать врачом. Окончательное решение лечить людей пришло во время тяжелой болезни бабушки и осознания собственного бессилия и невозможности ей помочь. Лекарем впервые «обозвали» на о.Кунашир в 1986 году во время оказания экстренной помощи при крушении вертолета. Первичную школу массажа прошел на о. Шикотан у доброго доктора Сергеева, в те же времена получил и первые навыки банного дела на о. Танфильева у старшего прапорщика на пограничной заставе. Решил стать массажистом во время реабилитации после ранения в центральном госпитале ВМФ г. Владивостока, ощутив на себе его целительные и восстановительные возможности. Профессиональную массажную подготовку начал в 1987 году на базе Кисловодского медицинского училища, дальнейшее самообучение продолжает и по сегодняшний день.

…Веник дубовой, Хозяин Лесовой, с Добром сложен да мне в руку вложен. Веником да жаром охожу тело умело, что б оно пропотело, да ни в жисть не болело, огнем охвачу, водой окачу, листы к телу приложу, присказ расскажу, о том, что быть телу молодым, здоровым, да к доброй баньке всегда готовым…

Семь веников Лекаря

Рождению интегрированной технологии «7 веников» я обязан старой методике банного ремесла, называемого «многорукий банщик». Методика была увидена и опробована в бане предуралья.

Сколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения. Всяк веник в разную руку по разному ложиться да по разному ходит. Коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ЛАДный чёс в баньке надобен, то таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь…..
(Уездный лекаръ Сава. Фельдшер 1-го ранга.)

Шаг 1.
Прогрев.

Постепенный, предварительный нагрев и начальные механические воздействия, имеющие осознанную направленность, снижают напряженность тканей любой локализации, любого происхождения. Организм «отказывается» от напряжения, дрожи, тканевой неподвижности, появляется чувство расслабленности и это влечет необходимость дальнейших действий, углубленного механического воздействия, дополнительного растяжения мышц, связок, суставов.

Комфортность процедуры обеспечивается именно медленным, постепенным нагревом, при подавленной стадии спастики и выраженной фазой расширении сосудов. Человек ощущает «благостное» проникающее тепло. Внешним признаком расширения сосудов (правильной реакции) является кожная гиперемия (покраснение), пульс усиливается, артериальное давление понижается! (происходит перераспределение крови). Нам нужна именно эта реакция, она есть наше стремление приносящее наибольшую пользу организму. Мы повышаем обмен и ускоряем кровоток.

Задачи подготовительного этапа:

А. Открытие пор и получение первичного выпота.
Б. Стартовое усиление крово- и лимфотока.
В. Подготовительная активация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Видов исполнения большое количество, мы рассмотрим технику «неделя» (семь).

Атрибуты:

- 7 веников (подготовленные по технологии «легкий веник»);
- травяная шапка;
- применение 3-х пихтовых веников;
- травяной отвар 500-600 мл.

Все движения выполняются от легкого касания до отведения веника на 15-20 см от тела. Гость сидит на полке на двух вениках уложенных ручками в стороны. Руки на коленях. Ноги в горячем травяном отваре на веничном ложе, прикрыты веником.
- Парильщик лицом к гостю, хват веника «открытой» рукой. После 7-ми кратного окружного смешивания воздуха руки над головой.
- ГОРЯЧИЙ ДОЖДЬ: Веники окунаются в травяной отвар и мягко стряхиваются на тело гостя с легкими касаниями, с верху вниз 7 раз, как бы прессуя воздух вокруг тела.

- УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА (УСИЛЕНИЕ ЖАРА): 7 точек внимания, 7 точек фиксации по 7 раз. (плечи, печень, почки, колени) при выполнении этого приема веник производит захватывающее круговое движение нагнетая разогретый воздух вглубь, с последующим прижиманием горячего веника к точкам фиксации.
- СВЕЧЕНИЕ (ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТА): Скольжение в низ и в верх по боковым и передне-задней поверхностям тела 7 раз.
- КРЕП ХРЕБРА (УСИЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА): 7 движений от крестца до шеи, 7 сближений веника горизонтальных и 7 вертикальных с легким массажем - поглаживанием вениками вдоль и поперек в стороны от позвоночника. С легкими похлопываниями и короткими компрессами.
- СВЕЧЕНИЕ (С ПОТИРАНИЕМ И ФИКСАЦИЕЙ): При ощущении незавершенности возможно проведение мощного приема нагнетания горячего воздуха, веники захватывают горячий воздух и нагнетают его в нами определенное место (живот, плечевые суставы, почки, тазобедренные суставы, пах, колени).
- БАЛАНСИРОВКА: Парильщик за ручки веников на которых сидит гость, производит встречно-колебательные движения малой амплитуды, балансируя и восстанавливая миофасциальные структуры тела.
- ОРОШЕНИЕ и РАСТИРАНИЕ: Производится травяным настоем (отваром или напаром).

Шаг 2.
Пиллинг-пеленание (пролангированный пиллинг) производится вне парной (процедурный кабинет массажа, предбанник).

На рабочем столе льняная ткань, пропитанная травяным настоем или пластиковая простыня для обертывания, поверх выложенные веники. О силе воздействия травяных пеленаний–обертываний можно говорить бесконечно, так как по силе и глубине воздействия масел и травяных композиций нанесенных на предварительно разогретое тело с очищенными выпотом порами, процедура не имеет аналогов.

Выкладка веников:

- Один под головой;
- Два в области поясницы;
- Два в районе голени.

Парильщик производит активное растирание заранее приготовленным травяным составом.

Подбор состава для растирания, очищения, питания и тонизации подбирается с учетом:

- ДОШИ (используются теплые или холодные свойства растений и масел);
- Состояния кожи и здоровья клиента (учитываются увлажняющие, релаксирующие или тонизирующие свойства применяемых средств);
- Пожеланий гостя (учитываются индивидуальные особенности организма клиента, способность к тепловой переносимости, болевой порог чувствительности.);
- Поставленных целей и задач;
- Тематики предусмотренной процедуры: детокс, релакс, антистресс.

Растирания-пиллинг и нанесения состава производим по схеме:
- спина (с учетом массажных линий рекомендованных школой русского классического массажа);
- ноги (от бедра к стопе) (по принципу дренажных технологий);
- руки (от плеч к кисти).

Активным инструментом является веник и рука парильщика. Используем только продольные скольжения веника для избегания нанесения травмы кожного покрова.

После поворота гостя на спину используем схему: грудная клетка, живот, ноги (по массажным линиям классического массажа). Перед пеленанием один из веников выкладываем на грудь другой на живот ручками друг к другу. Длительность обертывания 20-25 минут.

Во время обертывания возможно проведения массажных действ на волосистой части головы и лице. Показан аурикуло-массаж, и мягкие техники освобождения С0-С1.

Шаг 3.
«Парение» проводится в парной. Проводиться без предварительного ополаскивания тела гостя после пеленания.

Под действием банного жара расширяются сосуды (просвет увеличивается почти вдвое), соответственно ускоряется крово-лимфообращение. Хорошо разогретая кровь приливает к коже, орошает ее и питает (к коже приходит около 40% резервной крови). Такой отток крови к перефирии облегчает работу сердца, тренируя сердечнососудистую систему, понижается артериальное давление, минутный объем сердца возрастает до 150%, а пульс до 120-140 ударов в минуту.

Нередко в процессе процедуры возникает озноб. Это не патологическая, а вполне нормальная реакция, кровь нагревается, нагревает внутренние органы, организм включает третью очередь рефлексов, через нервные окончания кровеносных сосудов мозга.

Парение проводится «поверх пеленания», т.е. состав применяемый для пиллинг-пеленания не смывается, а дополнительно как бы «вклепывается» в тело, усиливая его активность повышением температурного режима и физических воздействий.

Выкладка веников:
- Два веника «укутывают» голову: один под головой, второй на голове.
- Три веника под пояснично-крестцовым отделом: первый веник под крестцом, ручка вниз, два веника под ягодицами, ручки в стороны.
- Два веника «активные» находятся в руках парильщика.

Исходное положение гостя: лежа на спине. Обрабатываем вениками все части тела. Используем классические приемы парения - поглаживания, стягания, припарка похлопывание с вытяжением. Акцентируем парение на животе: в области печени. Далее переходим к технике специального парения:

«7 прихлопов»
Суть техники в сегментировании тела на условные зоны и квадранты с соблюдением основных точек тепловой фиксации. Парильщик производит 6 активных движений вениками, а на седьмом движении делает кратковременный компресс на точку фиксации.
Перед поворотом гостя на живот, парильщик за ручки веников выкладки проводит балансировку таза за счет приемов сепарации на мио-фасциальных структурах.
После переворачиваем гостя на живот.

Выкладка веников:
- Два веника на голове (термозащитная функция);
- Два веника под животом (баланс-успокоение);
- Один веник на промежности (термозащита).

Проводим приемы классического парения или ЛАДного парения (банный чес) греем по схеме – от правой ноги до левого плеча, от левой ноги до правого плеча. Акцентируя парения на стопы, икроножные мышцы и позвоночник.

По окончании прогрева, травяным настоем или водой необходимо охладить затылок, кисти и стопы гостя, затем помочь ему присесть и медленно вывести из парной.

Шаг 4.
Восстановление. Выполняется вне парной.

На тело гостя, после предварительного, теплого или прохладного окупывания (в зависимости от выраженности доши и самочувствия) наносится масляная композиция. Как общее продолжение и усиление действия травяного пиллинг-пеленания, композиция определяется до начала процедуры, учитывая индивидуальные особенности организма гостя, типа кожи и поставленных задач.

Положение для отдыха гость выбирает сам. Положение должно быть удобным для релаксации и полноценного отдыха гостя и работы парильщика.

В классическом исполнении техники, на ноги гостя надеваются «колючие валенки». В валенки укладывается сено и надевается на ноги на 15-20 минут. Ноги предварительно натираются масляно-скипидарно-керосиновой смесью.

В условиях СПА производиться массаж ног. Массаж может иметь несколько вариантов, но предпочтительными остаются азиатские техники рефлекс-массажа ног. До начала массажа гостю предлагается выпить 100-150 мл горячего напитка. Могут быть использованы классический чаи, сбитни или свежеприготовленные взвары, с учетом направленности программы, вкусов клиента и определенными показаниями.

Шаг 5.
В парной.

Основная часть процедуры. Этот шаг нацелен на работу с мышцами, глубокими связками и сочленениями, используемые приемы и манипуляции выполняются на глубоко прогретых и расслабленных тканях, что делает их атравматичными, а поэтапное воздействие на ткани позволяет достичь наибольшего лечебно-оздоровительного воздействия.

Исходное положение гостя: лежа на животе.

Выкладка веников:
- два под животом в его верхней части, ручки в стороны;
- два под нижней третью бедра;
- один веник, из числа активных в нанесении травяного состава, под головой.

Техника.
Растирание. Активное поглаживание и растирание вениками от стоп до шеи, по срединным линиям вверх и по латеральным поверхностям тела вниз. Прогрев веники в верхних слоях парной комнаты, парильщик с прихлестом и прессом прикладывает веники к точкам фиксации.

Точки фиксации:
- крестцово-подвздошные сочленения и ягодицы;
- область почек;
- область нижнего отдела грудной клетки;
- область нисходящей порции трапециевидной мышцы;
- уши.

Также, на этом этапе проводится растяжения-вытяжения. Манипуляции проводятся пошагово на фасциях, мышцах и суставах. Количество манипуляций зависит от опыта мастера, тренированности гостя, необходимости применения и температурного режима парной. Гармонизация или балансировка проводиться поэтапно, за ручки выложенных веников, не меняя вектора и без смещения веника, по принципу мио-фасциальных сепарационных техник.

После поворота гостя на спину проводим активацию-компресс на область:
- колени;
- живот в трех точках: середина между пупочным кольцом и лоном, пупочное кольцо, середина между пупочным кольцом и мечевидным отростком;
- область большой грудной мышцы и плечевого сустава;
- лицо и уши.

Подготовка лекарей в Московском го­сударстве долгое время носила ремеслен­ный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лека­рей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иног­да Аптекарский приказ назначал прове­рочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдава­ли набор хирургических инструментов.

В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекар­ ская школа. Существовала она на сред­ства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали ла­тинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немо­чей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела.

Преподавание в Лекарской школе бы­ло наглядным и велось у постели больно­го. Анатомию изучали по костным пре­паратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заме­няли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории бо­лезней).

Е.Славинецкий (1609-1675) был весь­ма образованным и одаренным челове­ком. Он окончил Краковский универси­тет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем - в Лекар­ской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России науч­ной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хра­нилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обеща­ли: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикреп­ленные к иноземным специалистам, учи­лись от 3 до 12 лет. В разные годы коли­чество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функциони­ровала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Си­стематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в.

Лекари, которые оказывали врачеб­ную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооруже­ны двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Де­вичьего, Кирилло-Белозерского и дру­гих монастырей. В Московском государ­стве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена враже­ских нашествий на базе больничных па­лат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской ме­дициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во вре­менных военных госпиталях на террито­рии монастырей осуществлялось за счет государства.

XVII в. явился также временем созда­ния на Руси первых гражданских боль­ниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые счи­таются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Мо­скве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначен­ных для лечения больных и обучения ле­карскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латин­ская академия.)

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Гер­мании и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уваже­нием и почетом в Московском государст­ве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, глав­ным образом немцев.

Первые доктора медицины из россий­ских людей появились в XV в. Среди них Геогрий Дорогобыча (ок. 1450-1494), получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476). Впоследствии он был ректором Болонского университета (1481-1482), работал в Венгрии (1482-1485), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.). Его труд "Прогностическое суж­дение текущего 1483 г. Георгия Дрогобы-час Руси, доктора медицины Болонского университета", изданный в Риме на ла­тинском языке, является первой печат­ной книгой российского автора за рубе­жом.

В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил Франциск Ско рина из Полоцка (выдающийся белорус­ский первопечатник и просветитель). Впоследствии он работал в Праге, Виль­но, Кенигсберге.

Таким образом, XVI-XVII вв. на Руси были временем становления аптек и ап­течного дела, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, создания пер­вых больниц в городах - временем за­рождения государственной организации медицинского дела на Руси.

Рис.: Главная аптека с медицинской
канцелярией в Китай-городе.
Рисунок XVIII века


В старину
в европейской медицине существовала строгая специализация. Выше всех стояли получившие университетское образование доктора. Они ставили общий диагноз и лечили внутренние болезни. Наружными болезнями и хирургическими операциями занимались лекари. Аптекари подбирали и изготовляли лекарства. Русские, познакомившись с этой системой, дали ей меткую характеристику: «Дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому неискусен; а лекарь прикладывает и лекарством лечит и сам ненаучен; а аптекарь у них у обоих повар ».


В
свою очередь иностранцы, приезжая в Россию, принебрежительно отзывались о состоянии медицины у московитов. Так, итальянские послы, побывавшие в Москве в середине XVI века, сообщали: «У русских нет философских, астрологических и медицинских книг, нет ни врачей, ни аптекарей, а лечат они по опыту испытанными лечебными травами». На самом деле иностранцы подразумевали под врачами людей, изучивших медицинскую теорию, ознакомившихся с трудами классиков античной и средневековой медицины. Таких врачей в России тогда действительно не было, поскольку не было учебных заведений, подобных западным университетам. Но практическая медицина в России находилась на достаточно высоком уровне.

О бычно русские предпочитали лечиться домашними средствами. У иностранцев вызывал изумление самый распространенный способ самолечения русских: «Чувствуя себя нездоровыми, они обыкновенно выпивают хорошую чарку вина, всыпав в нее заряд ружейного пороха, или смешав напиток с толченым чесноком, и немедленно идут в баню, где в нетерпимом жару потеют часа два или три». Если болезнь не отступала, обращались к лекарям. Профессия лекарей - «лечцов» - передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Лекари специализировались по различным видам болезней и способам их лечения: костоправы, рудометы, помясы, чепучинные, чечуйные, кильные и очные мастера.

П о наблюдениям иностранцев, простое население не верило иностранным врачам и считало их пилюли «нечистыми». Куда более гостеприимный прием был оказан заграничным докторам в царском дворце. При дворе Ивана Грозного милостиво принимали многих европейских докторов. Особым доверием пользовался ученый врач и математик Арнольд Линдсей. Князь Курбский ревниво отмечал, что Грозный к Линдсею «великую любовь всегда показывавше, кроме него лекарства ни от кого не приймаше». Царь Иван Васильевич считал доктора почти чудотворцем. Однажды Грозный сгоряча убил одного своего боярина, но потом раскаялся и позвал Линдсея: «Исцели слугу моего доброго, я поиграл с ним неосторожно». Но тут даже знаменитый врач только руками развел.

Н а Руси заморских докторов принимали за колдунов-чернокнижников, способных отвести порчу, предвидеть будущее. Надо сказать, что астрология действительно играла в тогдашней западной медицине немаловажную роль. Один из докторов - Елисей Бомелий - специально выдавал себя за кудесника, используя суеверие Грозного.

Л етописец записал: «К царю немцы прислали немчина лютого волхва, нарицаемого Елисей, и быть ему любим и в приближении». По заданию грозного царя Бомелий изготавливал яды, от которых потом в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре. В конце концов царь сам испугался козней своего придворного колдуна, и к немалой радости народа Бомелий был подвернут жестокой казни - сожжен заживо.

В конце правления царь Иван Васильевич все же подошел к организации врачебного дела всерьез. По царскому указу был образован Аптекарский приказ - специальное ведомство, занимавшееся, прежде всего, здоровьем самого самодержца и его семьи. Первоначально Аптекарский приказ располагался в Кремле, в каменном здании напротив Чудского монастыря, здесь же находилась и дворцовая аптека. На территории Кремля между Боровицкими и Троицкими воротами был устроен Аптекарский сад, где выращивались лекарственные растения.

И з Англии для работы в новом приказе была выписана целая группа опытных специалистов - докторов, хирургов, аптекарей. Руководитель Аптекарского приказа - аптечный боярин - играл важную роль при царском дворе, ведь в его ведении было «остерегательство великих государей здоровья», защита царской семьи от злых чар и «лихого зелья» (яда). Борис Годунов, фактический правитель страны при немощном царе Федоре Ивановиче, помимо прочих важных государственных дел, лично руководил Аптекарским приказом.

К огда Борис Годунов сам стал царем, то увеличил штат Аптекарского приказа, привлек на службу большое число иностранных специалистов. Годунов задумал дать высшее медицинское образование и русским людям. Группа молодых дворян впервые была послана для обучения в Западную Европу. К сожалению, из-за начавшейся Смуты эти первые студенты так и не вернулись на родину.

Ц арская аптека уже располагала значительным количеством медикаментов. Когда весной 1605 г. в войсках, посланных против самозванца Лжедмитрия, вспыхнула эпидемия дизентерии, Борис Годунов «прислал всякого питья и всякого зелия, кои пригодны к болезням, и оттого учинити им помощь великую».

П осле смерти Годунова в Москве вспыхнуло восстание. В толпе распространились слухи, будто иноземные лекари получили от Годунова несметные богатства и наполнили свои погреба всякими винами. Лекарства в ту пору действительно изготовляли, как правило, на основе спирта. Имущество аптекарей было разграблено, а запасы лекарственных спиртовых настоек полностью опустошены. В результате, как передавали очевидцы, после бунта пятьдесят человек отравились насмерть и еще столько же от выпитого повредились в уме.

А птекарский приказ был возрожден только после Смуты в 1620 г. Теперь он стал не придворным, а общегосударственным учреждением, призванным оказывать медицинскую помощь «всяким чинов людям». Новые задачи потребовали расширения штатов докторов, лекарей и аптекарей. Подавляющее большинство специалистов составляли, как и раньше, иностранцы. Русские власти стремились подготовить для страны собственных врачей. Но пока за границу посылались хотя и уроженцы России, но не коренные россияне, а дети иностранных специалистов.

З а счет русской казны был отправлен в Лейденский университет «для обучения докторской науке» Валентин Бильс, сын личного врача царя Михаила Федоровича. Бильс-младший вернулся в Россию и поступил на службу в Аптекарский приказ, хотя и был потом отчислен «за малое искусство». Были посланы за государственный счет «в научение дохтурству за море» два сына другого иностранного доктора - Артура Дия. Получил медицинское образование в Кембридже сын переводчика Посольского приказа Иоган Эльмстон.

П ервый русский доктор медицины появился только в конце XVII века. Им стал выпускник Московской славяно-греко-латинской академии Петр Постников. Он блестяще окончил в Италии Падуанский университет, объехал ведущие научные центры Европы для «большего совершения в медицине». Постников всерьез увлекся исследованиями и хотел уже отправиться в Неаполь, где проводились опыты на животных. Однако на это последовал запрет. «Поехал ты в Неаполь, как в твоем письме писано, живых собак мертвить а мертвых живить, - писал Постникову посольский дьяк. - Сие дело не гораздо нам нужно».

Е сли высшие должности докторов в XVII веке занимали иностранцы, то низший медицинский персонал пополнялся уже русскими. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта первая в России медицинская школа, готовившая лекарей и аптекарей. Обучение было в основном теоретическое, только на последнем пятом году учебы ученики работали как помощники лекарей. Школа имела военно-медицинское направление, ее выпускники распределялись по стрелецким полкам для «лечбы ратных раненых людей» - шла тяжелая русско-польская война за освобождение Украины.

В ыросшему Аптекарскому приказу уже было тесно в Кремле. В 1657 г. царь Алексей Михайлович распорядился: «Государев Аптекарский двор и огород перенести от Кремля города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». В 1672 г. по указу Алексея Михайловича вблизи торговых рядов у Красной площади была открыта новая общедоступная аптека, где следовало «продавать водки и спирты и всякие лекарства всяких чинов людям». Торговля лекарствами разрешалась только аптекарям, всех других предупредили, чтобы они под угрозой наказания «в рядах москательном, овощном, зелейном аптекарских лекарств не держали и не продавали».

В се лекарства отпускались по рецепту с обязательной печатью назначившего его доктора. Лекарства стоили дорого и расходились плохо, хотя даже европейские дипломаты отмечали хорошее качество продававшихся в Москве медикаментов. Основной доход московской аптеки давал содержавшийся при ней кабак. Продававшиеся там целебные спиртовые настойки далеко не всегда покупались с лечебными целями.

Ч асть медикаментов - опий, камфора, хина - доставлялись в Россию из-за границы. Другие лекарства изготовляли на месте, широко используя богатый опыт, накопленный русской народной медициной. В XVII веке в Москве существовало уже несколько аптекарских садов и огородов - у Мясницких ворот, у Каменного моста, в Немецкой слободе и других местах. Помимо целебных растений, там устраивались пасеки. Мед считался важнейшим лекарственным средством. Поиск лечебных растений в окрестностях Москвы был частью практики учащихся лекарской школы.

А птекарский приказ выяснил места произрастания редких целебных растений по всей стране, направляемые туда «травники» обеспечивали в нужное время сбор, хранение и доставку растений в Москву. Кое-где на крестьян была возложена особая «ягодная повинность» - заготовлять лекарственные растения. В столицу везли зверобой, чернобыльник, валериану, медвежье ухо, дикую гречу и землянику, можжевеловые ягоды, солодовый корень. В московских аптеках при изготовлении лекарств смешивались растения, мед, медвежий и даже вороний жир, различные металлы и минералы.

П ри царе Федоре Алексеевиче во время войны с Турцией Москва оказалась наводнена ранеными ратниками. Аптекарскому приказу пришлось срочно устроить «палатку для дохтурского сидения по осмотру болящих» - так в России зародилась амбулатория. Для тяжелых и «бездомовных» раненых на Рязанском, Вологодском и Казанском подворьях были впервые устроены большие временные госпитали.

В 1682 г. Федор Алексеевич издал указ об учреждении в Москве постоянных госпиталей («шпиталей») - на Гранатном дворе, у Никитских ворот и в Знаменском монастыре. При «шпиталях» предполагалась организация особой аптеки, где «лекарства можно прочих держати недорогия, однакож пользу будут чинити». Госпитали должны были стать центрами практического медицинского обучения. Царский указ гласил: «Больных и увечных лечить можно, и у того дела молодым дохтурам немалая польза, и в науке своей изощрение, и вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечбе познати».

Р анняя смерть царя Федора Алексеевича не позволила реализовать его указ о создании в Москве первых гражданских больниц. Выводить российскую медицину на качественно новый уровень пришлось уже Петру Алексеевичу. Юный царь застал в медицинской сфере серьезное растройство дел. Внутри Аптекарского приказа между докторами и лекарями вместо доброго согласия царила «вражда, ссора, клевета и нелюбовь»... Младшие чины проявляли к докторам «непослушание», а в делах - «нерадение».

Н астоящей причиной конфликта в Аптекарском приказе было противоречие между двумя направлениями в медицине - высокоученой теорией иноземных докторов и практикой русских лекарей. Русские врачи - лекари и аптекари - не были намерены терпеть над собой докторское начальство. К тому же лекари, бессонно трудившиеся рядом с больными, оказывавшие помощь раненым на поле брани, получали жалованье во много раз меньшее, чем иностранные специалисты, которые нередко выписывали рецепты, не видя пациента в глаза.

В ажнейшая заслуга Петра I в развитии врачебного дела в России состоит в том, что ему, наконец, удалось объединить западную медицинскую теорию с практикой русского лечебного дела, соединить в одном квалифицированном враче изжившие себя средневековые специализации - доктора, лекаря и аптекаря (терапевта, хирурга и фармаколога).

М едицина была одним из увлечений царя Петра I, быть может, самым неприятным для его приближенных. Петр постоянно носил с собой два набора инструментов - измерительных и хирургических. Считая себя опытным хирургом, царь был рад прийти на помощь, заметив у кого-то какой-нибудь недуг. К концу жизни у Петра скопился целый мешок лично вырванных им зубов.

Г лавное же, Петр I видел в современной эффективной медицине непременный атрибут цивилизованного передового государства. В 1701 г. был издан указ, разрешавший любому, русскому и иностранцу, открыть вольную аптеку. Вскоре в Москве появилось восемь новых аптек. Однако главной оставалась казенная аптека, получившая новое здание у Воскресенских ворот Китай-города (на месте нынешнего Исторического музея).

П о описанию современников, аптека представляла «прекрасное здание, высокое, с красивой башней на передней стороне». В аптеке имелись кладовая лекарственных трав, аптечная лаборатория, научная библиотека. Иностранцы признавали, что главная московская аптека «может считаться одной из лучшей аптек в мире как в смысле обширности комнат, так и в отношении разнообразия снадобий, царствующего в ней порядка и изящества кувшинов для лекарств». В здании аптеки также располагалась заменившая Аптекарский приказ Медицинская канцелярия.

В 1706 г. по указу Петра I в Москве за Яузой, напротив Немецкой слободы, был основан «гофшпиталь для лечения болящих людей». Первоначально госпиталь располагался в нескольких деревянных двухэтажных флигелях со светлицами, окруженными садом с лекарственными растениями. Помимо своей прямой задачи, госпиталь выполнял роль учебного заведения, в котором впервые готовили не ученых докторов и не ремесленников-лекарей, а врачей, одинаково компетентных как в теоретических, так и в практических вопросах.

У же в 1707 г. при Московском госпитале начала действовать медико-хирургическая школа европейского уровня. Учеба велась на латыни, поскольку ученикам надлежало пройти полный университетский курс. Первыми студентами госпитальной школы стали выпускники Московской славяно-греко-латинской академии. Руководил обучением лейб-медик Петра I Николай Бидлоо, отказавшийся от школярской зубрежки в пользу обучения непосредственно у постели больного. Программа Московской госпитальной школы ни в чем не уступала, а в практической части превосходила тогдашние программы медицинских факультетов западных университетов.

В 1712 г. состоялся первый выпуск Московской госпитальной школы. Иностранные доктора настороженно приняли своих русских коллег, предлагая считать их простыми лекарями. На это Петр I наложил свою резолюцию: «Чтоб никто из иностранных дохторов никакой обиды в чести или в повышении чина российского народа от него изученным хирургам являть не дерзал!».

Д. Никитин, кандидат исторических наук, na-warshavke.narod.ru

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме аптечного дела, ученики изучали фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «...никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...» Обучение длилось 5--7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в. После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, короста, «каменная», «чечуйная» (геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавались временные госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и врачебное обслуживание во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было важной отличительной особенностью русской медицины XVII в. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Георгий из Дрогобыча, получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (современная Италия) и преподававший впоследствии в Болонье и Кракове. Его труд «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», изданный в Риме, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (современная Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка. В 1696 г. также в Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен П.В. Постников; будучи весьма образованным человеком, он впоследствии служил российским послом в Голландии. 3. Горелова Л.Е. Первая медицинская школа России // Русский медицинский журнал.- 2011. - №16.

11.6. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ

Он существовал около полувека ив 1714 г. был преобразован Петром в медицинскую канцелярию. Приказ ведал всеми медиками: докторами, лекарями, аптекарями, окулистами, алхимистами, костоправами и другими. Высшее место в иерархии медицинских профессий занимали доктора, которые лечили внутренние болезни; за ними следовали лекари, они занимались в основном хирургией и лечением наружных болезней. Среди докторов было много иностранцев, получивших высшее медицинское образование в университетах Европы (до начала XVIII в. сделать это в России было невозможно) и обязанных «учеников русских учить со всяким прилежанием, чему сами горазды». Среди лекарей было больше русских врачей, которые могли обучаться в медицинской («лекарской») школе, открывшейся в Москве при Аптекарском приказе в 1654 г. Создание школы было связано с потребностью в полковых врачах (это было время войны с Польшей) и необходимостью борьбы с эпидемиями. Учебными пособиями в школе служили травники, лечебники и многочисленные «дохтурские сказки» - истории болезни.

В середине XVII в. в русской армии появляются костоправы, часто в прошлом молодые стрельцы, которые «вымали пулки» и осколки пушечных ядер из солдатских тел, умели «оттирать» (ампутировать) конечности. Однако хирургия развивалась слабо, поскольку не было преподавания анатомии. Даже в медицинской школе Москвы уровень обучения анатомии был невысоким: часто скелет изучали тайком, дома у педагога.

Исторические параллели: Курс лекций по анатомии с препарированием трупов был введен лишь в 1699 г. Петром Великим после возвращения его из заграничного путешествия, во время которого царь посещал анатомические театры и медицинские кафедры университетов, познакомился с А. Левенгуком (1632-1723) и увидел его микроскоп в действии.

Со второй половины XVII в. на Руси становится известным учение А.Везалия. Его сочинение «Эпитоме» перевел на русский язык Епифаний Славинецкий (1609-1675). Он окончил Краковский университет и преподавал в Киево-Могилянской академии, затем - в медицинской школе при Аптекарском приказе в Москве.

Исторические параллели:

Епифаний Славинецкий был автором переводов многих сочинений византийских и западноевропейских авторов, в том числе «Космографии» И.Блеу (1670), в которой содержалось изложение учения Н.Коперника, а также - множество медицинских сведений, в том числе - о лекарственных растениях Нового света. Вот фрагмент перевода, рассказывающий о кустарнике кока, произрастающем в Перу: «В стране перувия есть трава, тамошние жители кокам называют, возрастом невелика... та трава такову силу имеет, егда воустех кто держит, глад и жажду на многие дни утолит».

Ученик Епифания инок Евфимий подтверждает в своих записках, что его учитель «преведе (перевел) книгу врачевску анатомию, с латинска, от книги Андреа Весса-лиа». Это письменное свидетельство весьма важно, поскольку рукопись перевода так и не была обнаружена. Считают, что она сгорела во время пожара 1812 г. в Москве.

В качестве учебных пособий в лекарской школе XVII в. применялись переводные врачебные книги - анатомия А.Везалия, травник Диоскорида, «Прохладный вертоград» и многие другие. Обучение продолжалось от 4 до 6 лет, заканчивалось экзаменами, и выпускники получали звание лекаря. Часто они занимались только лечением наружных болезней и хирургией.

Исторические параллели:

История сохранила имена славян - уроженцев Червонной Руси (Западной Украины), которые уже в XV в. обучались медицинскому искусству в европейских университетах. Наиболее известный из них - Георгий из Дрогобыча (ок. 1450-1494). Он получил степень доктора философии и медицины в 1476 г. в университете Болоньи, позже был ректором этого университета, профессором в Братиславе, преподавателем анатомии и хирургии в Краковском университете, студентом которого в 1493 г. стал 18-летний Николай Коперник. Сочинение «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Драгобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета» было издано в Риме на латинском языке.

Младшим современником и соотечественником Георгия Дрогобыча был известный белорусский просветитель Георгий (Франциск) Скорина (1486-540). В 1505 г. он поступил в Краковский университет, затем учился в Германии, а в 1512 г. получил диплом доктора медицины в Италии, в университете Падуи. Предисловие к своей знаменитой славянской Псалтыри, вышедшей в Праге в 1517 г., Скорина начинает словами: «Я, Францишек Скоринин, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами...»

Первым доктором медицины из подданных Московского государства был П. В. Посников. Сын московского дьяка, после окончания славяно-греко-латинской академии в Москве он был отправлен в 1692 г. «по имянному великого государя Петра Алексеевича указу в Венецию для совершения свободных наук, в Потавинскую академию». Так в русских хрониках называли знаменитый университет в Падуе, где юноша получил диплом доктора философии и медицины. После продолжения обучения медицине в Париже и Лейдене он состоял в свите Петра во время путешествия царя в Голландию в 1697-98 гг. Был в 1701 г. зачислен в Москве в Аптекарский приказ, однако по настоянию Петра Г оставил медицину и занялся дипломатией.

Среди хирургов-«резальников» были костоправы, кровопуски, зубоволоки. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации конечностей. Усыпляли больного с помощью мандрагоры, мака или вина. Инструменты обеззараживали на огне. Раны обрабатывали березовой водой, вином или золой, зашивали волокнами льна, конопли. Умели делать тонкие нити из кишок животных.

Исторические параллели:

В ХГ-XIVвв. к полостным операциям («чревосечению») «резалъники» относились как к

«резанию великому», приступали к этой операции после долгой «молитвы богови». Для больного такая операция была «пугало», «страховитее страха». Обычно после нее больной оставался в больнице полгода. Выздоровление в более короткий срок считалось чудом. В летописи XI в. упоминается о том, что князь великий Киевский Святослав, сын Ярослава Мудрого, погиб от «резания желве» - разрезания лимфатического узла.

В XV в. слово «резалъники» вытеснилось словом «цирюльники». Оно происходит от латинского «cirugia»: так называли хирургию в университетах Франции, Италии и Польши. На Руси, как и в странах Западной Европы, хирургия считалась ремеслом в отличие от медицины, изучающей внутренние болезни. «Железная хитрость» (хирургическое искусство) лекарей и хирургов противопоставлялась «хитрости зелейной» докторов, лечивших в основном корнями и травами.

Докторов и лекарей обслуживали аптекари. «Дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лсчпг и сам не научен, а обтекарь у них у обоих повар», - учит лечебник XVII в.

Близким к аптекарскому было ремесло алхимиста. Считают, что эти должности были учреждены впервые Иваном Грозным, хотя письменных свидетельств об этом не сохранилось. Алхимисты готовили лекарственные водки, экстракты и настойки, применяя такие операции, как перегонка, прокаливание, фильтрация, дистилляция и т.д. После «пропускания» (перегонки) водок над травами и пряностями получались водки коричная, гвоздичная, померанцевая, лимонная и многие другие. Их рецепты содержатся в лечебниках XVII в. Вот фрагмент рукописи, содержаще]] перечень обязанностей алхимистов: «по дохтурскому приказу лекарство всякое составливать про здоровье всяких людей...водок из надобных трав и цветов перепускать и варить и порошки всякие делать, и из кореньев всякие силы и остракты делать... и от трав и от вин, и с пряными зельями духи перепускать и масла всякие делать... иные перепускать на огне, иные над жаром, иные в пепеле, иные в песку, иные в котлах с водою, иные жаром поверх, иные жаром сисподни (снизу) и скляницами долгими, словут (называются) реторти».

Вместе с аптекарями алхимисты испытывали поступавшие в Аптекарский приказ лекарства, готовили «спуски» (сплавы, смеси) различных продуктов, мази и препараты на основе винной плесени. В лабораториях существовали весы («вески»), на которых можно было взвесить количество вещества, равное ячменному зерну. Объем жидкости измерялся при помощи яичной скорлупы - «скорляпки».

Врачи и лекари Аптекарского приказа и обслуживали только царский двор. Это нашло отражение в текстах «клятвенных записей» - своего рода присяги, которую приносили врачи, поступающие на службу в это учреждение.

Каждый из них обещал «... ему, государю, служить... до своей смерти безо всякие хитрости, а лиха мне ему, государю моему, не хотеть никакова». Ратные люди, пострадавшие на войне или в плену, могли подать челобитную царю с просьбой о лечении. Приведем несколько фрагментов из этих документов, сохранившихся в архиве Аптекарского приказа. Стрелец Андрей в 1648 г. подал челобитную о лечении сына: «И едучи, государь, в Арзамас, грехом моим санишка опрокинулась и у сыночка моего спинкз" изломало...а кроме твоих, государь, дохтуров и лекарей лечить некому. Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович... пожалуй меня...вели, государь тово моего сынишку лечить твоим государевым лекарям. Царь, государь, смилуйся, пожалуй». В 1661 г. вернувшийся из плена Иван Васильевич Самарин просит о лечении ран, полученных в бою: «Бьет челом холоп твой раненый полоняник Ивашка Васильев сын Самарин... пожалуй меня, холопа своего за мою службишку и за полонное терпение, вели, государь, мою рану лечить своим государевым лекарем... Царь, государь, смилуйся»

В 1670 г. приказу было разрешено отпускать лекарства больным боярам и стрельцам и предписано «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан и о воспрепятствовании распространению прилипчивых болезней». Однако и после этого царю поступали челобитные о лечении, часто с просьбой о том, чтобы лечил не просто «государев лекарь», но иноземный придворный врач, авторитет и мастерство которого обычно были очень высокими. Так, в челобитной архимандрита Иверского монастыря Дионисия (1681) содержится просьба о лечении у доктора Андрея Немчина, сына знакомого нам «ученого доктора» Николая Немчина (Николая Булева) - первого переводчика «Вертограда» 1534 г.: «... пожалуй меня, богомольца своего, ради своего царского многолетнего здравия, вели, государь, дохтуру Андрею Немчину, чтоб он у меня побывал дважды или трижды и болезни мои досмотрел... Царь, государь, смилуйся, пожалуй».

Исторические параллели:

О высоком престиже иностранных врачей говорят многочисленные указания в летописях. Так, при отправке в 1474 г. венецианского посла в Астрахань на русском корабле матросы стали спрашивать, что это за человек. Переводчик посоветовал ему назваться врачом, после чего экипаж корабля оберегал путешественника и оказывал ему всяческую помощь.

Правительство было заинтересовано в приезде иноземных врачей в Россию, где они занимали привилегированное положение. Об этом говорят многочисленные челобитные от русских лекарей о прибавке жалования, например, полкового лекаря Федора Васильева «с товарыщи» 1662 г.: «Служили мы, холопи твои, тебе, великому государю, в Обтекарском приказе многое время...векую нужу и бедность и голод терпели. И твоих государевых ратных раненых людей лечили; и теми твоими государевыми дальними службами лекарей иноземцев ослуживаем; а им, лекарем иноземцом, идет твое государево жалование годовое и корм большой, а нам бедным твоего государева жалованья только на год по пяти рублев, да корму на месяц по два рубли... И мы, бедные, перед всеми чинами оскорблены... з женишками и з детишками помираем голодной смертью... запасу купить и приготовить не на что, в конец погибли...»

Врачи Аптекарского приказа обязаны были письменно отчитываться о своей работе, и отчеты эти говорят об их высокой квалификации. Вот фрагменты отчета «лекаря и окулиста, очного мастера Ягана Тириха Шартмана (1677): «... приехав де он в Московское государство излечил на Москве: боярина князя Якова Никитича Одоевского дочь: не видела очми, а ныне видит; боярина ж князь Юрия Алексеевича Долгоруково у жены ево... глаза вылечил, а испорчены де были от нашатырю, что пускали ей преж незнающие люди нашатырь в глаза... стольника у Ивана Иванова сына Лепукова - у жены его с очей снял туск: была вода темная, а ныне видит»

В 40-70-х годах XVII в., в период борьбы с ведовством и «наведением порчи», неоднократно издавались царские указы о жестоком наказании лекарей, из-за которых «многие люди мучатся разными болезнями и помирают». «... Таких злых людей, - предписывает указ 1653 г., - и врагов Божиих велено в струбах сжечь безо всякия пощады и домы их велено разорить до основания».

Исторические параллели:

Доносы, сохранившиеся в архивах Аптекарского приказа, напоминают о борьбе с ведьмами и отравителями в Западной Европе XV-XVII столетий. Процессы о ведьмах российские суды проводили с той жестокостью, которая была свойственна суду инквизиции, разница заключалась лишь в меньших масштабах «охоты на ведьм» (к началу XVIII в. число погибших по приговору суда инквизиции в странах Западной Европы достигло 100тыс. человек) и в отсутствии на Руси демонологии -религиозно-философского учения о ведьмах, которое возникло и получило развитие в недрах западной средневековой схоластики.

Многие жестоко поплатились за свой интерес к лекарственным кореньям и

травам: в случае неудачного лечения или просто по оговору их могли «жечь в срубе

с кореньями и травы». Архивы Аптекарского приказа хранят ходатайства родствен

ников тех несчастных, которых пытали по подозрению в чародействе и ворожбе.

Так, отставной стрелец в 1668 г. просил об освобождении из тюрьмы своей жены,

которая по доносу враждовавших с ними соседей «без государева указу и без

розыска пытана... и кнутом смертно изувечена, выломанными с плеч руки не

владеет, по сю пору лежит на смертной постели». Дела о колдовстве часто возника

ли на почве отношений между соседями, знакомыми, господами и дворовыми

людьми. Простое наличие корней и трав уже могло считаться доказательством вины,

в которой обвиняемый признавался после пыток, «... с первой стряски да десяти

ударов». Изредка комиссия лекарей оправдывала подсудимого: «дохтуры Валентин

с товарищи смотрев корень сказали, что тот корень... к лекарств}7 пригождается, а

лихого в нем ничего нет».