Почему бородинское сражение – кульминация произведения. Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир

Почему бородинское сражение – кульминация произведения, по мысли Толстого? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года», - писал Л.Н. Тол­стой. Любимая мысль писателя, «мысль народная», реализу­ется При создании сцен Бородинского сражения.

Бородинское сражение показано Л.Н. Толстым в романе- эпопее «Война и мир» как главное событие войны народной. Именно это сражение, по мысли автора и его героев, явилось решающим в ходе Отечественной войны 1812 года. Оно стало моральной победой русских войск, своеобразным перелом­ным моментом в ходе боев. Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Ра­евского. Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поня­ли нравственное превосходство своего противника, как по­няли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию францу­зов. Таким образом, эта сцена является кульминационной в развитии темы войны и мира в романе.

Этот день был необычайно важен для всех, и к нему готови­лись торжественно, основательно. Русские солдаты понима­ли всю значимость этого сражения для судьбы России. Нака­нуне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь «не такой день», а в самый разгар боя, «как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .мол­нии скрытого, разгорающегося огня». В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.

Бородинское сражение мы можем считать называть куль­минационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сраже­нии участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Анд­рей Болконский. Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во вре­мя сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишен­ными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного. Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», обрести, наконец, истинный смысл жизни. «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проник­нуться тем, что делает их такими». Только теперь он понял «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящих­ся к бою солдат осветились «новым светом». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти». И Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впер­вые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, - страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе. Для этого писателя характерна деромантизация понятия «героизм». Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блест­ками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и кро­ви. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на уби­тых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на со­мневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, до­вольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете?”» Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.

Все эти качества присущи в произведении Наполеону и «ма­леньким наполеонам» - Курагиным, Борису Друбецкому, Бер­гу. Вместе с тем позиция Толстого в «Войне и мире» - позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, за­блуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий. И автор уподобляет его ребенку, который «держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, Бородинское сражение - это главное со­бытие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.

Здесь искали:

  • почему бородинское сражение является кульминацией романа война и мир
  • докажите что бородинское сражение является кульминационным эпизодом
  • почему бородинское сражение является кульминацией романа

Цель урока. Доказать, что Бородинское сражение является кульминацией романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Воспитательная цель. Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости за историю Отечества.

Девиз урока. “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” (девиз урока на доске).

Оборудование. Текст романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, эпизоды из кинофильма С.Ф.Бондарчука “Война и мир”, раздаточный материал (Сравнительная таблица № 1. Сравнительная таблица №2).

Индивидуальное обучение. Сообщение учащихся о победоносных войнах Наполеона в Европе. Сообщение учащихся об истории иконы Смоленской Божией Матери.

Ход урока

1. Приветствие

2. Организационный момент

3. Проверка домашнего задания и повторение.

4. Изучение нового материала.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание с разъяснением.

7. Выставление оценок.

I. Объявление цели урока. Девиз урока записывается в тетрадь.

Слово учителя. Бородинское сражение – это кульминация всего романа, т.к. русские войска одержали нравственную победу, наступление французских войск фактически захлебнулось, в ходе сражение пересеклись судьбы большинства героев романа.

Сообщение учащегося о победоносных войнах Наполеона в Европе.

Беседа по вопросам (повторение пройденного материала):

Характер войны 1805-1807 годов;

Поведение русских солдат и офицеров во время этой войны;

Кутузов перед Аустерлицем;

Князь Андрей перед сражением, во время сражения и после него;

Вывод Л.Н.Толстого о характере войны 1805-1807 годов;

Начало войны 1812 года.

П. Чтение и анализ отрывка из романа (т.3, ч.1, гл.9).

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили - они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.

Вопросы к отрывку.

1. Сознается армией и народом война как Отечественная?

2. Совпадает ли описание начала войны 1812 года с описанием войны 1805-1807 годов?

III. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.6).

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.

С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, как они были один семь лет, другой пять лет тому назад.

Вопросы к отрывку.

1. Проявляется ли патриотизм в высшем свете?

2. Как оценивает патриотизм высшего света Л.Н.Толстой?

Слово учителя. Ребята! Мы дали характеристику началу войны 1812 года. С какого момента война становится народной? Почему армия с воодушевление воспринимает назначение Кутузова?

Ответы учащихся.

IV. Просмотр и анализ сцены молебна перед Бородинским сражением.

Сообщение учащегося об истории иконы Смоленской Божией Матери.

Вопросы по эпизоду.

1. Как изображен Кутузов?

2. Каков моральный дух войска?

3. Каковы отношения армии и народа?

Слово учителя. Теперь посмотрим, как готовился Наполеон к предстоящему сражению.

V. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.27).

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам. Наполеон ездил по полю, глубокомысленно или недоверчиво вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружающим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньям, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний.

Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен, и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Вопросы к отрывку.

1. Существовало ли единство армии и Наполеона?

2. Оказал ли Наполеон, по мнению Толстого, влияние на ход сражения?

Вывод по просмотренному эпизоду и по отрывку (запись в тетради).

Моральный дух русской армии был чрезвычайно высок, армия, народ и командиры были едины в своем стремлении одержать победу. Единства французской армии и Наполеона не существовало.

VI. Просмотр и анализ эпизодов Бородинского сражения.

После просмотра предлагается таблица, по которой учащиеся дают ответы на вопросы:

1. Кто является самым активным участником сражения?

2. Кому доверено описание этих событий?

3. Какие события изображены подробно?

Сравнительная таблица № 1

Содержание главы Участники событий
1. Гл.30 Пьер со штабом Кутузова на кургане. Панорама начала сражения Пьер, Кутузов
2. Гл. 31 Пьер на батарее Раевского Пьер, расчет батареи
3. Гл.32 Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля боя Пьер, расчет батареи
4. Гл.33 Наполеон на поле Бородина Наполеон
5. Гл.34 Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, русские не отступают Наполеон, свита
6. Гл. 35 Кутузов, управление “духом армии” Кутузов, его окружение
7. Гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея Князь Андрей и его полк
8. Гл. 37 Князь Андрей, Анатоль в палатке для раненых. Примирение князя Андрея с окружающими Князь Андрей, раненые
9. Гл. 38 Толстой о Наполеоне
10. Гл. 39 Финал кульминации – “пламя сражения догорало”

Вывод по таблице (запись в тетрадь).

1. Пережить события и передать читателю мысли и чувства автор доверил Пьеру, гражданскому лицу.

2. Активными участниками событий являются русские солдаты и полководец Кутузов.

VП. Кутузов и Наполеон во время Бородинского сражения.

Сравнительная таблица № 2

VШ. Чтение отрывка романа (т.3, ч.2, гл.39).

Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. (…) Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Вывод (запись в тетради).

Бородинское сражение завершилось нравственной победой русской армии и всего народа. Композиционная роль Бородинского сражения по своей масштабности и значимости является кульминационной точкой романа.

Слово учителя. Позже, находясь в ссылке, Наполеон писал: “Самое страшное из всех моих сражений, которые я когда-либо давал, было сражение, данное мной под Москвой. При Бородине французы стяжали славу быть победителями, а русские – непобежденными”.

Домашнее задание. Подготовить цитатные характеристики Кутузова и Наполеона.

Выставление оценок. Урок окончен.

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.Когда начинается действие романа «Война и мир»?

А) в январе 1812 года

б) в апреле 1801 года

в) в мае 1807 года

г) в июле 1805 года

2.Как определил сам Л.Н. Толстой жанр произведения «Война и мир»?

А) историческая хроника

б) роман

в) летопись

г) эпопея

3.В исторических трудах Наполеон нередко противопоставляется

Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе «Война и мир»?

а) Александр I

б) М.И. Кутузов

в) А. Болконский

Г) Николай I

4.Сколько времени длится действие романа (в целом)?

А) 10 лет

б) 25 лет

в) около 7 лет

г) 15 лет

5.В ком Л.Н. Толстой видит решающую силу истории?

А) царь

б) военачальники

в) аристократия

г) народ

6. С какого события начинается роман «Война и мир»?

А) описания встречи отца и сына Болконских

б) описания Шенграбенского сражения

в) описания именин в доме Ростовых

г) описания вечера у А. П. Шерер

7. Возраст Наташи Ростовой в начале романа?

а) 10 лет

б) 13 лет

в) 16 лет

г) 18 лет

8. Сколько детей было у графа и графини Ростовых?

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

9. Определите кульминацию 1-го тома романа «Война и мир».

а) именины в доме Ростовых

б) история с Теляниным

в) встреча императоров в Тильзите

г) Аустерлицкое сражение

10. Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (1-й том)?

а) так он понимает офицерский долг

б) хочет продвинуться по служебной лестнице

в) стремится к славе

г) мечтает защищать родину

11. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве?

А) увлечение мистикой

б) возможность отречься от несчастливого брака

в) идея единения и братства людей

г) связи с влиятельными людьми

12. После Шенграбенского сражения «князю Андрею было грустно и тяжело», потому что

а ) его смелое поведение во время сражения не было замечено Багратионом

б) в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось

в) после посещения батареи капитана Тушина начали разрушать его идеальные представления о подвиге

г) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться

13. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу?

А) служебные взыскания

б) смерть жены

в) недовольство Сперанского

Г) любовь к Наташе

14. Почему расстроился брак князя Андрея и Наташи Ростовой?

А) из-за тайных отношений Наташи и Бориса Друбецкого

б) из-за отказа старого князя Болконского благословить этот брак

в) из-за мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным

г) из-за отказа графа и графини Ростовых выдать дочь замуж за вдовца

15. Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец?

А) Лысые горы

б) Отрадное

в) Богучарово

г) Марьино

16. По какому поводу граф Илья Андреевич Ростов устраивает обед в Английском клубе?

а) победа в Бородинском сражении

б) именины Наташи

в) приезд императора в Москву

г) победа князя Багратиона в Шенграбенском сражении

17. какую сумму проиграл Николай Ростов Долохову?

а) 31000 рублей

б) 40000 рублей

в) 43000 рублей

г) 45000 рублей

18. Чьими глазами читатель видит Бородинское сражение?

а) Николая Ростова

б) Пьера Безухова

в) Андрея Болконского

г) Анатоля Курагина

19.Тихон Щербатый является символом:

А) смирения

б) народного гнева

в) аристократизма

г) карьеризма

20. Завершите фразу Л.Н. Толстого: « Нет и не может быть величия там, где нет…».

А) стремления к славе

б) простоты, добра и правды

в) великих поступков

г) самолюбия

Вариант 1

В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто-то

с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки.

Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. “Это одна

из компаньонок”, – подумал он, взглянув на даму в черном платье.

Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.

Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как

он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время

часто говорил про вас, - сказала она, переводя свои глаза с Пьера на

компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.

Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное

радостное известие, которое мы получили с давнего времени. - Опять еще

беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что-то сказать; но

Пьер перебил ее.

Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он.

Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи

руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!

Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки,

увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как

это часто бывает во время разговора, он почему-то почувствовал, что эта

компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не

помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.

Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице

княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица

Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:

Вы не узнаете разве?

Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным

ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое

смотрело на него из этих внимательных глаз.

“Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное,

постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того”. Но в

это время княжна Марья сказала: “______”. И лицо, с внимательными глазами, с

трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой

растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием,

о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило

его всего.

Какое имя должно стоять на месте пропуска?_____________________________

Как называется описание внешности человека в художественном произведении?______________________________________________________ Найдите в приведенном описании деталь, характерную для данного персонажа

_________________________________________________________

В последнем абзаце найдите сравнение.__________________________________

Какой троп использован в последнем предложении отрывка?________________

Выпишите 1 пример эпитета с определяемым словом.______________________

Проверочная работа по роману-эпопее «Война и мир»

Вариант 2

В практических делах _______1) неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде. Прежде каждый денежный вопрос, в особенности просьбы о деньгах, которым он, как очень богатый человек, подвергался очень часто, приводили его в безвыходные волнения и недоуменья. «Дать или не дать?» – спрашивал он себя. «У меня есть, а ему нужно. Но другому еще нужнее. Кому нужнее? А может быть, оба обманщики?» И из всех этих предположений он прежде не находил никакого выхода и давал всем, пока было что давать. Точно в таком же недоуменье он находился прежде при каждом вопросе, касающемся его состояния, когда один говорил, что надо поступить так, а другой – иначе.

Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким-то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать.

Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. Первым приложением этого нового судьи была для него просьба пленного французского полковника, пришедшего к нему, много рассказывавшего о своих подвигах и под конец заявившего почти требование о том, чтобы ________1) дал ему четыре тысячи франков для отсылки жене и детям. _______1) без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным. Вместе с тем тут же, отказывая полковнику, он решил, что необходимо употребить хитрость для того, чтобы, уезжая из Орла, заставить итальянского офицера взять денег, в которых он, видимо, нуждался. ...

В Орел приезжал к нему его главный управляющий, и с ним ______1) сделал общий счет своих изменявшихся доходов. ___________2) стоил ______1) , по учету главно-управляющего, около двух миллионов.

Какое имя должно стоять вместо пропуска 1)?___________________________

Какое событие должно быть указано на месте пропуска 2)?__________________

Как называется используемый в художественном произведении предмет, характеризующий героя, или портретная черта, отличающая его от других?____________________________________________________________

Какая портретная черта отличает этого героя в начале произведения?

__________________________________________________________________

Какие изменения произошли во внешности героя и в связи с чем? _________

__________________________________________________________________

Какой прием лежит в основе построения данного отрывка?__________________

Нужна срочная помощь с тестом по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
3)эпоха Александра I 2)с описания вечера у А. П. Шерер А3 Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым? «Воскресение» «Севастопольские рассказы» «Юность» А4 Какой общей идее, по утверждению Л. Н. Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир» ? «мысли семейной» «мысли народной» А5 Какое сражение помогло Андрею Болконскому прийти к мысли, что нужно жить по-другому? Аустерлицкое А6 Кто из перечисленных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России? 3)Анатоль Курагин А7 Кому из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика: «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталыми, скучающим взглядом» ? 2)Андрею Болконскому А8 Под мелодию какой песни танцевала героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова - в доме дядюшки после охоты? «По улице мостовой… » А9 Назвать кульминацию романа. Отечественная война 1812 года А10. Какую позицию занимает в романе автор? человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события Часть 2 (В) В1 Назвать имение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни. Богучарово В2 Что привлекло Андрея Болконского в Наташе? её непосредственность, простота, одухотворенность сердца В3 Л. Н. Толстой делил героев на « любимых» и « нелюбимых» . Кто не является «любимым» героем Толстого Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова В4 В романе есть герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Назовите их. Болконский достиг высшего уровня развития личности.