Пространство объект изучения географии концепция географического положения. Что такое географическое пространство. Контрольные вопросы и задания

Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

Тема

Географическое положение города

Класс

Место в учебном плане

Раздел № 3 «Население России»

Раздел № 2 «Районы России»

Раздел № 1 «География в современном мире»

Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

Тема № 14

«Где и как живут люди»

Тема № 3

«Европейская часть России»

Тема № 1

«География как наука»

Тема № 1

«Урбанизация»

Урок № 63 «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

Урок № 25 «Москва – столица России»

Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 64 «Города России, исторические особенности формирования»

Урок № 26 «Города Центрального района»

Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 65 «Города Ростовской области»

Урок № 30 «Города на старых водных путях»

Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

Урок № 50 «Города Урала»

Цели урока

образовательные:

1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

2. Изучить типологию и функции городов.

3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

4. Познакомиться с проблемами городов.

развивающие:

1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

образовательные:

1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

развивающие:

1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

образовательные:

1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

2. Изучение концепции географического положения.

развивающие:

1. Развитие умения:

Работать с различными источниками информации;

Сопоставления картографических материалов;

2. Развитие навыков чтения карты.

образовательные:

1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

развивающие:

1. Развитие навыков географического мышления.

2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

Практическая работа

№ 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

№ 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№ 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

№ 1 «Выбор места для строительства города»

Цели практической работы

1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

2. Выделение главной зоны расселения

1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

2. Развивать аналитические способности обучающихся.

Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

Учитель: Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

Цель работы:

Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

Развивать аналитические способности обучающихся.

Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

Ученики:

Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

Учитель: А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

Работа с интерактивом: Обучающиеся по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

Ученик 1: (1600 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

Учитель : И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

Ученик 2: (1830 год) читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

Учитель: к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

Ученик 3: (1860 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

Главный фактор: транспортная доступность.

Ученик 4: (1890 год) читает задание.

Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

Учитель: принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

Учитель:

Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

Выступления обучающихся…….

Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

Ученик и - экологический.

Учитель: Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.


Геодезия(в переводе с греч. «деление земли») - это наука, предметом познания которой является фигура Земли (форма ее поверхности в целом) и ее размеры, изображение земной по­верхности на планах и картах.

На сегодняшний день геодезисты достоверно определили размеры и фигуру Земли, создали государственную геодезическую сеть (см. 4.2), что позволяет, в свою очередь, иметь адекватно отражающие действительность карты, моделировать географическое пространство.

Геодезические измерения производятся специальными высоко­точными приборами (теодолитами, светодальномерами, нивелира­ми) на поверхности Земли, в ее недрах, атмосфере и космосе. Ре­зультаты геодезических измерений подвергаются обработке с помощью ЭВМ.

Можно сказать, что геодезия изучает уровенную поверхность Зем­ли, т. е. изучает целое. Но это целое состоит из частей - неболь­ших по площади участков физической поверхности, на которой жи 1 -ве"т и работает человек. Их изучение, изображение на планах и картах в результате специальных работ, которые называются съемками, яв­ляется предметом топографии («топо» - место, «графо» - пишу).

Топографией называется дисциплина, изучающая способы и методы изображения незначительных по площади участков мест­ности на топографических картах (планах). , 4 ,

Топографические съемки представляют собой комплекс работ по созданию оригинала топографической карты, плана.

Было время, когда топографию некоторые называли низшей ге­одезией. Это так же нелепо, как называть арифметику низшей ал­геброй. К нашему времени сложилось правильное представление о высшей геодезии как о научной дисциплине, призванной разраба­тывать методы и способы определения размеров Земли и ее фор­мы. В ее компетенцию входит также изучение горизонтальных и вертикальных движений земной коры.

Хорошо сказал о связи геодезии и топографии профессор В. В. Вит-ковский: «Обширность суши принуждает изучать ее по частям, а исследование частей требует знания целого: это целое, т. е. общий вид и размеры Земли, изучается в геодезии».

Таким образом, все три науки - геодезия, топография и карто­графия - тесно связаны между собой. Из геодезии известно пред­ставление о целом - о фигуре Земли и ее размерах; топография позволяет создавать карты местности небольших по площади тер­риторий (отметим, что эти карты существуют для обширных про­странств страны); картография владеет методами графического изображения этого земного пространства во всем его разнообра­зии и любой размерности.

Карты позволяют одновременно увидеть пространство любой величины - от небольшого участка местности до земной поверх­ности в целом. Они содержат необходимые качественные и коли­чественные характеристики, позволяют получать различные карто-метрические параметры, т. е. картографическую информацию, пригодную для дальнейшего анализа. Только с помощью картогра­фической информации можно установить некоторые природные и социальные закономерности распространения явлений, дать нагляд­ное представление о размещении объектов и явлений, их сочетании, взаимодействии как в прошлом, так и в настоящее время. Карта «хранит» пространство и время в модельном графическом виде.



Карта на уроках географии, истории, биологии и др.- средст­во научного познания, активизации мышления. Изобразить явление на карте - значит понять его структуру и сущность.

Часто создание карт становится целью работы большого коллек­тива специалистов, задачей экспедиционных исследований (например, геологическое, почвенное, геоботаническое, ландшафтное картирова­ние). И наоборот, предварительно изучаются карты, если начинается исследование какого-то региона. Поэтому справедливо утверждение Н. Н. Баранского, что карта - «альфа и омега» географии.

Картографические знания необходимы специалисту для:

формирования пространственного мышления;

умения работать с картографическими моделями с целью полу­чения информации;

составления карт и изображения специальной информации в графическом виде в целях исследования закономерностей и особен­ностей пространственного распространения географических явлений;

использования картографического метода в обучении географии и другим наукам, связанным с познанием географического прост­ранства, с закономерностями распространения явлений и процессов.

О месте картографии в системе географических наук дает пред­ставление рисунок 1.

Рис. 1. Место картографии в системе наук (по Н. К- Мукшпанову, 1985)

Господство геометрии - языка пространственных форм - сто­летия было безусловным в географии. Развитие идеи о социальном пространстве предполагает разработку другой системы для описа­ния пространственных соотношений и структур.

Способом описания, изображения, накопления информации яв­ляется самый географичный способ - картографический.

Карта «написана» образно-географическим языком, который не знает барьеров. Однако он имеет свои черты в разных странах, от­ражая их особенности и уровень развития в разные эпохи. Доста­точно вспомнить китайские карты на шелке, монастырские средне­вековые схемы мироздания, навигационные карты эпохи Великих географических открытий (портоланы), богатые историческими све­дениями русские «чертежи», современные атласы, электронные карты, различные геоинформационные системы, чтобы убедиться в том, что каждая эпоха оставляет памятники, в том числе и карты. В этом неоценимое значение картографии.

Карты используются в научных исследованиях, но умение рабо­тать с графически выраженной информацией необходимо не только специалистам, но и весьма широкому кругу лиц как в сфере управ­ления, бизнеса, предпринимательства, так и в случае обеспечения, например, личной экологической безопасности, любой потребности человека. Карта представляет собой источник информации для лю­дей разных профессий - учителей, экологов, экономистов, инжене­ров, агрономов, военачальников, управленцев, путешественников.

При этом центральное место занимает знание языка карты, вы­работанного человечеством в процессе развития культуры как раз для анализа пространственного распределения информации о при­родных и общественных процессах. Приобретение умений работать с географической информацией, совершать с ней мысленные дей­ствия, решать конкретные задачи, преобразовывать и составлять географическое описание поля своих возможных действий - обя­зательное качество образованного человека.

Разработка методов использования карт как средства научного исследования - главная задача современной картографии.

Отметим еще одну важную черту картографии, состоящую в развитии ее познавательных функций как средства исследования объективного мира и приобретения новых знаний.

Познавательное свойство карт объяснимо, если понимать их как графические модели, с помощью которых изучается реально су­ществующий мир.

В наше время значение картографии усиливается еще тем, что меняется информационная база управления социальным и экономи­ческим развитием общества на всех уровнях - от федерального до местного.

Пространственно распределенная географическая информация в виде тематических карт, электронных карт, различных геоинформа­ционных систем начинает и будет занимать ведущее место в инфор­мационном обеспечении управления развитием общества.

Картография тесно сотрудничает с математикой, вычислитель­ной техникой, автоматикой, с космической съемкой, науками о Земле и обществе, с философской теорией познания.

Особое значение имеют связи картографии с информатикой. Много усилий приложили картографы, особенно ученые Москов­ского государственного университета, чтобы исследовать отноше­ния между картографией и теорией передачи информации.

1.2. Представление о географическом пространстве и картография

Пространство - время, как известно, всеобщая форма бытия, форма существования материи. Пространственная протяженность присуща всем материальным объектам. Пространство обладает несколькими измерениями. Координаты объекта характеризуют его положение по отношению к соседним сосуществующим объ­ектам.

На картах можно отразить все многообразие природных и со­циальных явлений, имеющих пространственное распространение. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие о географическом пространстве, которое опирается на представления геометрии, фи­зики, а также философии.

Изначально, практически, понятие пространства опирается на человеческий опыт. В наиболее элементарной форме это опыт зрения и осязания. Считалось, что география начинается с ощу­щения расстояния, со сравнения мест, разделенных этим рассто­янием. Простое описание места древние греки называли топогра­фией.

Сравнение двух местностей может быть произведено двумя пу­тями: в виде «образа» (так называемый художественно-страновед­ческий подход, который ближе к искусству, чем к науке) и в виде логической схемы, например карты.

Со страноведческим подходом мы встречаемся в произведениях Гомера, Страбона; пример логического подхода - карты Эратосфе-на, Птолемея.

Можно сказать, что человечеством пройден путь от первона­чального чувственного восприятия пространства до его точного изображения средствами картографии.

1.2.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА 1

Как известно, геометрию называют языком пространственных форм, и присутствие частички «ге» - свидетельство того, что в древности изучались формы и поверхности Земли.

1 Этот раздел интересен для знакомства с ходом научной мысли в связи с формированием пространственных представлений. Подробнее см.: Харвей Д. Научное объяснение в географии.- М., 1974,

Представления о пространстве можно отобразить с помощью различных (но отвечающих своему назначению) формализованных систем геометрии.

Первая попытка Евклида подвести основу под эмпирические на­блюдения и частные теории, которые накопились в Древнем Вави­лоне, Египте, Греции, завершилась созданием модели аксиоматиче­ского подхода - геометрической системы, имеющей чрезвычайно широкое применение. «Начала», написанные Эвклидом около 300 г. до н. э., направляли и активизировали геометрическую мысль более 2000 лет.

Геометрия Евклида с достаточной точностью отражает свойства реального физического пространства. Однако в космических мас­штабах Евклидова геометрия может рассматриваться лишь как первое приближение к описанию реального устройства географиче­ского пространства. Евклидово трехмерное пространство представ­ляет приближенный абстрактный образ реального пространства.

Само понятие пространства в математике сложилось в резуль­тате постепенного, все более широкого обобщения и видоизмене­ния понятий геометрии, которые появлялись в связи с развитием математики, физики, механики.

В конце XV столетия большое значение стала занимать разра­ботка проективной геометрии, и лишь в конце XIX в. она стала по­ниматься как неэвклидова.

В период между появлением «Начал» и разработкой неевкли­довых геометрий успехом геометрии было изложение ее задач в ал­гебраическом виде. В Древнем Египте и Вавилоне, видимо, поль­зовались для решения пространственных задач системой координат, но только в XVII в. Декарт убедительно показал, что каждый гео­метрический результат может быть приведен к алгебраическому. (Так, любая точка плоскости может быть представлена двумя ко­ординатами, указывающими на расстояние от этой точки до двух осей.)

На концепции Декарта опираются и разработанные позднее аналитическая и дифференциальная геометрия.

В большей части геометрических систем исходная поверхность плоская, а изменяются соотношения между объектами, помещен­ными на этой поверхности. Отсюда открывается подход к построе­нию систем посредством геодезических линий. В системе Евклида прямая определяется как кратчайший путь между двумя точками. (Все подобные пути называются геодезическими линиями.) В нача­ле XIX в. математик К- Ф. Гаусс изучал свойства таких кратчайших путей на искривленных поверхностях (проекция Гаусса - Крюгера для топографических карт). Г. Ф. Риман обобщил идеи Гаусса о гео­дезических линиях и убедительно показал, что различные системы геометрии есть частные случаи того, что впоследствии было назва­но геометрией Римановых пространств. Особенность подхода Рима-на состоит в том, что нужный тип геометрии пространства обус­ловлен правилами, принятыми (или неявно используемыми) для проведения пространственных измерений. Теория, намеченная Ри-маном, оказалась столь общей, что может быть распространена бо­лее чем на три измерения. Исходя из нее, можно рассматривать и л-мерное пространство.

Русский математик Н. И. Лобачевский - основоположник не­эвклидовой геометрии - понимал пространство как протяжен­ность, присущую всем материальным объектам.

По Лобачевскому, прийти к понятию пространства можно, рас­сматривая мир как бесконечную последовательность граничащих друг с другом материальных тел и отвлекаясь от всех других их свойств. В этом случае свойства пространства - геометрические свойства материальных тел.

Далее с развитием науки было осознано, что вопрос о матема­тическом пространстве отличается от вопроса о физическом прост­ранстве. Геометрия Римана не имела очевидного приложения к фи­зике, однако А. Эйнштейн доказал, что структура Вселенной близка к Евклидовой.

Анализ различных систем геодезических линий, их связи с раз­личными системами координат и теми разнообразными формами поверхностей, к которым эти формы привязаны, представляет не­посредственный путь к созданию новых систем геометрии. В конце XIX в. Ф. Клейн избрал путь построения геометрической системы, исходя из топологических характеристик объектов. Его система по сути неметрическая, что само по себе знаменательно как указание на качественную природу многих математических представлений.

Топология опирается на некоторые существенные свойства. На­пример, существенное отличие сферы от плоскости состоит в том, что сфера замкнута и конечна, тогда как плоскость незамкнута и бесконечна. Отсюда представления о характере изображения сфе­ры на плоскости, т. е. традиционная методическая задача о карто­графических проекциях - изображение параллелей и меридианов на плоскости. Возможны различные пути ее решения. Птолемей и Меркатор искали конкретное решение, выводя его из геометрии. Современный взгляд на картографические проекции опирается на понятия проективной и аналитической геометрии.

Фундаментальным оказался вклад Гаусса. Он не стал просто ре­шать задачу об отображении сферы на плоскости, а рассмотрел бо­лее общий вопрос о таком отображении любой произвольной по­верхности на другую произвольную поверхность, при котором сохраняются отношения подобия. В развитие этих работ он создал дифференциальную геометрию, которая лежит в основе современ­ных работ по картографическим проекциям.

Географический аспект этого вопроса заключается в том, что историю географии частично можно рассматривать как историю развития пространственных представлений, поскольку методологически пространство является основным организующим понятием в географии. В эмпирических работах географы часто прибегают к формализованным пространственным языкам при рассмотрении конкретных географических задач.

В географии, картографии, как и во многих других науках, гос­подство геометрии Евклида было безусловным многие столетия; считалось, что этот язык единственно возможный для обсуждения пространственных проблем. Развитие новых идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовало поиска другой системы для описания пространственных структур. Такие языки в ряде случаев нашлись, и возникла необходимость уметь перехо­дить от одного пространственного языка к другому. Поэтому об­суждение развития природы пространственных представлений не­обходимо прежде, чем изучение собственно графикации геопространства.

Простой пример применения формализованного языка в геогра­фии - применение системы координат. Так, пункты на поверхнос­ти Земли называют собственными именами, но можно заменить их названия соответствующими географическими координатами и ус­тановить общие соотношения между ними на этом пространствен­ном языке широт и долгот.

В общем виде положение объекта или явления в пространстве и во времени можно описать исходя из системы четырех координат (х, у, z, t).

Несомненно то, что понятие «геопространство» является мно­гозначным, и его можно рассматривать по-разному, многомерно.

Понятие о географическом пространстве, его структуре необхо­димо для понимания сущности картографического моделирования - адекватного и полного отображения явлений и объектов природно­го и социально-экономического характера графическими способами.

В пределах земной оболочки основная форма пространства - географическое пространство, геопространство (ГП).

Землеведческое представление о геопространстве разработано М. М. Ермолаевым в 60-х гг. Он выделил географическое прост­ранство, воздействующее на географическую оболочку извне и из­нутри. Пределом геопространства извне считалась граница геофи­зического поля Земли (до 60 тыс. км от земной поверхности). Внутри Земли геопространство простирается до основания земной коры (менее 100 км -до границы Мохоровичича 1).

Данное представление лишь интерпретирует общенаучное фи­лософское понятие пространства и времени, выполняя преимуще­ственно методологические функции применительно к специфике изучаемого географией материального мира, будь то географичес­кая оболочка, географическая среда, ландшафт, геосистема и т. п.

Для географа геопространство всегда есть среда, форма, нераз­рывно связанные с содержанием. Можно сказать, что географическое пространство в самом общем понимании - это форма существования материальных систем в пределах географической оболочки.

См.: Введение в физическую географию.- М., 1973. .

Рис. 2. Схема географического прост­ранства как единства геосистем (по У. И. Мересте и С. Я- Ныммику)

Все, что имеется в мире, принадлежит к какой-либо гео­системе: формы рельефа - к геоморфологической, озера, мо­ря - к гидрологической, насе­ление - к демографической и т. д. Следовательно, геопрост­ранство - отношение между геосистемными компонентами в пределах конкретной террито­рии. Различие между террито­рией и геопространством в том, что территория, как таковая (поверхность Земли, точнее, су­ши является суммой отдельных территорий), служит общим фо­ном (ареной) расположения различных природных и общест­венных геосистем. Территории присуща площадь, конфигура­ция - место расположения.

Принято считать, что гео­пространство - это сложный, постоянно развивающийся при-родно-социальный комплекс, «взаимосвязь основных обще­ственных процессов и естест­венных обстоятельств, на кото­рых строится планетная цивилизация» 1 . В географии широко используется идея множества пространств для описания самых раз­личных явлений - социальных, политических, природных.

Можно уточнить, что геопространство - это порядок взаимно­го размещения объективно существующих геосистем. Этот порядок может быть описан определенными параметрами, координатами, различными характеристиками. Приставка «re» уточняет принад­лежность систем к земному пространству, к географической обо­лочке, определяет возможность изобразить их в пределах какой-ли­бо "территории (рис. 2).

Географическое пространство чаще всего трактуется как философская концептуальная категория, как объективная, всеобщая и познаваемая форма существования материальных географических образований и объектов в пределах геосферной оболочки. Более конкретно -- под географическим пространством понимается «совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» (Э.Б. Алаев, 1983). Можно выразиться еще проще: тот вид пространства, изучением которого занимается география, -- это земное пространство (R.M. Downs, 1970). При этом не следует забывать о том, что географическое пространство -- трехмерно, а территория с точки зрения геометрии -- всего лишь двумерное. (А по Эйнштейну, геометрическое пространство искривлено, что требует модификации отдельных аспектов Евклидовой геометрии.)

Отличие территории от географического пространства состоит в том, что территория служит лишь общим фоном расположения материально-вещественных объектов и, строго говоря, «пуста» с точки зрения модельных построений (хотя на практике -- даже в научной литературе -- территория часто отождествляется с пространством, и в этом большой беды нет). Все материально-вещественные объекты и явления представляют собой составные части геопространства как трехмерного образования.

Его специфическая особенность связана с одновременным наличием качеств прерывности и непрерывности. Обладая своим собственным физическим пространством, каждый географический объект выполняет определенные функции в формировании географического ландшафта (или поля) и воздействует на окружающие его географические объекты. Именно в этом проявляется «географизм» материально-вещественных объектов и явлений.

Более широкое толкование «географического пространства» дано в брошюре К.В.Пашканга. Он считает, что географическая оболочка тесно связана с окружающим ее космическим пространством и с внутренними частями Земли. Солнечная энергия, поступающая от Солнца к Земле, является источником всех географических процессов. Сила притяжения Солнца удерживает Землю на околосолнечной орбите, сил притяжения луны обуславливает образование приливов. На поверхность Земли падают метеориты. Из недр Земли поступает эндогенная энергия, определяющая формирование наиболее крупных форм земной поверхности. Верхняя граница географического пространства располагается на высоте 10 градусов Земли, на верхней границе магнитосферы; нижняя - на поверхности Мохо. Географическое пространство подразделяется на четыре части.

  • 1. Ближний Космос. Нижняя граница проходит по верхней границе атмосферы на высоте 2000 км над Землей. Здесь происходит взаимодействие космических факторов с магнитным и гравитационным полями. В магнитосфере задерживается корпускулярное излучение Солнца.
  • 2. Высокая атмосфера. Снизу она ограничивается стратопаузой. Здесь происходит торможение космических лучей, их преобразование, образование озона.
  • 3. Географическая оболочка.
  • 4. Подстилающая кора. Нижняя граница - поверхность Мохо. Это область проявления эндогенных процессов, формирующих геотекстуры и морфоструктуры планеты.

Понятие «географическое положение» (ГП) является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Умение охарактеризовать во всех существенных отношениях положение изучаемого объекта необходимо для географа-исследователя. ГП обычно трактуется как положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. ГП рассматривается как своеобразное внешнее условие существования, функционирования и развития объектов, характеристика данного объекта, выражающая его отношение к каким-либо географическим объектам вне его.

Часто термин «положение» понимают как внутреннее состояние объекта (по аналогии с международным положением, экономическим положением и т. п.). Но ГП - это всегда отношение к внешним обстоятельствам. И это положение в двухмерном пространстве, поскольку оно определяется на основе географической карты. На ней все объекты представляются либо точечными (как бы не имеющими размерности в данном масштабе), либо линейными, имеющими только одно измерение, либо площадными (ареальными) - с двумя измерениями. На карте мелкого масштаба точечным объектом выступает город, линейным - река, железная дорога. Следовательно, можно говорить о положении объекта относительно точек, линий и ареалов.

Понятие «географическое положение» использовалось в XIX в., значение его анализировалось в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов - Ф. Ратцелем. Категория ГП была предложена в СССР на рубеже 20-30-х годов XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Н.Н. Баранским, И.М. Маергойзом и рядом других авторов. Н.Н. Баранский , выделяя существо ГП, подчеркивал, что положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. И.М. Маергойз писал о том, что вопрос не столько в том, где находится объект (это само собой предполагается), сколько в том, как он лежит относительно того, что находится за его пределами. Эти идеи имеют непреходящую ценность и спустя много лет после того, как были высказаны.

Через систему отношений данного объекта (ареала) с другими объектами (ареалами) ГП предметно выявляет индивидуальные черты и свойства любой территории. Оно определяет многие наиболее важные особенности стран, районов, городов, высвечивает свойства их неповторимости и индивидуальности .

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение - абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечный, и линейный объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;
  • б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • в) точка относительно ареала - столица в государстве;
  • г) линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • д) линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • е) ареал относительно другого ареала: Республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и другие варианты положения:

  • 1. Точка налинии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва-Санкт-Петербург, Нвгород - вне ее.
  • 2. Точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар - вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест на французском берегу Атлантического океана.
  • 3. Линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной.
  • 4. Линия находится в пределах ареала полностью (как р. Яна) или частично (р. Лена) в Якутии, или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны).
  • 5. Ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, к юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего

ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение. Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в ней г. Риу-Гран- ди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо- востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) - глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение (Украина, Крайна в бывшей Югославии).

Исследуя ГП, необходимо определить главное и в его сущности, и в его воздействии на наиболее важные стороны развития территории.

И прежде всего следует выявить и понять его наиболее характерные черты.

Во-первых, ГП - это сложная система понятий , включающая:

  • а) математико-географическое положение (положение в системе географических координат);
  • б) физико-географическое положение (положение относительно природных объектов, влияющих на особенности природы данного места, - морей, рек, лесных массивов, природных зон и др.; при этом сам объект может находиться как в составе ареала, так и вне его);
  • в) экономико-географическое положение (ЭГП) - положение: 1) относительно элементов общественного производства;
  • 2) по отношению к району, области, стране; ЭГП является одним из важнейших факторов, определяющих размещение, характер, динамику развития производительных сил;
  • г) политико-географическое положение (положение на политической карте - относительно центров и районов сосредоточения социальных, классовых и политических сил);
  • д) военно-географическое положение (положение любой точки или какого-либо ареала относительно центров и стран военной мощи или создающих опасность военных конфликтов, а также по отношению территорий различных военных блоков);
  • е) геополитическое положение : тесно связанное с двумя вышеназванными видами ГП, оно отражает положение относительно «центров силы», очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических и военных союзов, религиозных объединений;
  • ж) эколого-географическое положение (положение той или иной территории относительно регионов экологически неблагополучных или даже экологических бедствий, относительно движения воздушных масс и других потоков, несущих массированные объемы загрязнений;
  • з) культурно географическое положение - относительно важнейших центров и регионов развития духовной культуры, культурно-географических образований разного территориального ранга и значения.

Каждый из названных видов ГП - явление многоплановое, синтетическое, и поэтому необходим анализ не только этих видов «в отдельности», но, особенно их сочетаний в сложном взаимодействии и «взаимопереплетении» различных сторон ГП. Так, в системе ЭГП выделяются транспортно-географическое, промышленно-географическое, демогеографическое, рыночное (или сбыто-географическое) положение и другие его составляющие, и каждая из них, в свою очередь, также имеет определенную структуру.

Особо важную роль играет транспортно-географическое положение, качество которого определяется следующими обстоятельствами: 1) экономическим потенциалом соседних территорий; 2) плотностью хозяйственной освоенности окружения;

3) наличием (количеством и качеством) прямых транспортных выходов к соседям, их частотой.

Во-вторых, ГП - категория историческая. Следует иметь в виду, что, если физико-географическое положение меняется относительно медленно, с развитием географической среды, а также в результате деятельности человека, то все остальные виды ГП - весьма динамичны, изменчивы и их значение (и последствия влияния) в различных исторических условиях неоднозначно.

Н.Н. Баранский приводит пример характеристики исторической изменчивости ГП США. Их зародышем были английские колонии, расположенные на восточном побережье Северной Америки между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами. Все то, что лежало к западу от этих колоний, европейцам не было известно, и когда английские короли давали какому-нибудь лорду или какой-нибудь акционерной компании кусок побережья, то называли только южную и северную границы по параллелям, а на запад появлялась возможность идти, куда угодно. Таким образом, эти колонии находились «на краю света». В дальнейшем области, лежащие к западу от Аппалачей, были исследованы, заселены и вообще освоены, и из положения «на краю света» создалось положение «между двумя океанами». Вот как резко изменилось положение США. Я.Г. Машбиц, рассматривая пример Древней

Руси, подчеркивает, что татаро-монгольское иго, феодальная разобщенность и перемещение центра тяжести мирового развития в Западную Европу во многом свели на нет исключительную благоприятность географического положения Древней Руси. Средневековая Россия оказалась на периферии европейского социально-экономического развития.

В-третьих, ГП присущ потенциальный характер. Те или иные благоприятные стороны ГП далеко не во всех случаях реализуются. Лишь при сочетании соответствующих факторов исторического и социально-экономического развития данной территории (страны) эти благоприятные стороны воплощаются в жизнь. Так, известно, что многие особенности развития Японии обусловлены ее океаническим положением. Но это ГП могло реализоваться только благодаря наращиванию промышленного и финансового потенциала Японии.

В-четвертых, как географическая категория, ГП обладает определенным механизмом влияния, исследование которого требует перехода от «простых», качественных, субъективных характеристик к количественным оценкам. Отмечая необходимость теоретического углубления понимания ЭГП, И.М. Ма- ергойз подчеркивал, что ЭГП всегда конкретно и в той или иной степени противоречиво, что необходим анализ вероятностного характера ГП, фактора дистанционности (исследование расстояния, или дистанции, между географическими объектами как одного из свойств пространства), а также взаимодействия объектов, их определенной соподчиненности.

В связи с этим важно различать макро-, мезо- и микроположения. Первое из них соответствует более или менее обширной территории; мезоположение - линии, ее рассекающей в важных направлениях, а микроположение -точка на этой линии. Эти виды ГП взаимодействуют друг с другом, но их отражение на развитии тех или иных объектов может быть весьма различным. В редких случаях все они бывают одинаково благоприятными. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро- и мезоположе- нием, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории, в центрах быстроразвивающихся промышленных и сельскохозяйственных ареалов... в точках контактов различных зон, перепадов экономических потенциалов, в опорных узлах районов нового освоения.

Для Санкт-Петербурга, например, макроположение описывается как нахождение на Северо-Западе европейской части Российской

Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива; мезоположение - примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение - на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. По аналогии можно определить ранг положения объекта внутри городской территории путем его детализации. Красная площадь находится в Москве у стен Кремля (микроположение), в центре города - в пределах Садового кольца (мезоположение).

Для одних объектов существеннее всего микро-, для других мезо- или макроположение. Например, размер дифференциальной ренты в сельском хозяйстве очень чувствителен к микро- и мезоположению участка. То же можно сказать и о положении магазина, пункта бытового обслуживания в городе по отношению к остановкам общественного транспорта и пунктам пересадки. При решении вопроса о развитии топливно-энергетических, металлургических баз на первый план выходит оценка макроположения.

В-пятых, ГП имеет тесные связи с конфигурацией территории и ее границами , что оказывает большое влияние на многие стороны развития данной территории (страны) в целом и отдельных ее частей. Так, конфигурация территории России оказала большое воздействие на ее историко-географическое развитие. Широтное простирание обширной территории России в Восточной Европе и Азии сочетается с ее континенталь- ностью и глубинностью. В этом причина отдаленности большей части территорий от морских побережий и границ. Данные факторы затрудняли хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала, внешние экономические связи большинства регионов России.

Большую роль играет пограничное положение регионов страны, взаимосвязи между их конфигурацией и границами страны. Так, в современной России это нередко создает для них (пограничных регионов) сложные проблемы (например, этнические конфликты, приток беженцев, влияние социально-политической напряженности в соседних государствах и т. д.).

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.