Экспедиция на марс официальный. Миссия выполнима: России отвели ключевую роль в экспедиции на Марс. Космический туризм от частных перевозчиков


Экспедиция на Марс не раз захватывала внимание человечества, еще со времен космической гонки в 1960-х годах. Сейчас это уже не фантазии, а вопрос времени и ресурсов. В 2020 году стартуют миссии нескольких организаций, которые продолжают подготовку к освоению новой планеты и приближают реализацию главной цели – колонизации Марса.

Миссия NASA «Марс-2020»

Проект «Марс-2020» (Mars 2020 rover mission) является частью продолжительной программы NASA по изучению «Красной планеты». Основной целью проекта является разведывательная миссия поверхности планеты, что позволит ответить на множество фундаментальных вопросов. Например, была ли жизнь на Марсе, остались ли на его поверхности следы обитаемых условий в прошлом, или признаки существования бактерий и других микроорганизмов.

Кроме того, в задачи Марс-2020 входит сбор информации и апробация технологий, которые в будущем будут использоваться колонизаторами. В рамках программы будет выполнено тестирование получения кислорода из местной атмосферы, поиск полезных ископаемых и ресурсов (например, подземных вод), урегулирование процессов посадки, определение погоды, концентрации пыли и пр.

Проект Марс-2020 представляет собой марсоход, который будет отправлен с Земли в июле/августе 2020 (о чем сообщалось на официальном сайте проекта). Марсоход будет передвигаться по поверхности необычным способом: с помощью встроенных вертолетных лопастей. Таки образом, он будет как бы «прыгать», поднимаясь вверх, пролитая определенное расстояние и приземляясь на грунт. Однако, вертолет может летать только 3-4 раза в сутки, поскольку марсоход оборудован небольшой солнечной батареей. Такое решение было принято для сохранения минимального веса устройства. В противном случае он не смог бы летать в условиях местной плотности воздуха.

Экспедиция на поверхности планеты будет длиться не менее одного марсианского года (687 дней). В этот период будет проводиться сбор необходимой информации, включая образцы грунта, которые в последующем планируется переправить на Землю для дальнейшего изучения в специализированной лаборатории.

ЭкзоМарс

Еще одной программой по изучению Красной планеты является EXOMARS 2016-2020. Она разрабатывается и контролируется Европейским космическим агентством и Российской государственной организацией Роскосмос. В рамках программы предусмотрены две миссии:

  1. Запуск орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) в 2016 году.
  2. Полет на Марс марсохода в 2020 году.

Программа ExoMars направлена на разведку поверхности и демонстрацию новых технологий, которые будут использованы будущей экспедицией. Ее задачи включают:

  • вход в атмосферу, спуск и посадка полезной нагрузки;
  • тестирование мобильности на поверхности Марса;
  • доступ к недрам и получение образцов.

Интересно: Одной из приоритетных целей ExoMars является участие в международной миссии по возвращению образцов обратно на Землю.

Орбитальный аппарат TGO был отправлен на еще в 2016 году. Он успешно прибыл на орбиту Марса и сейчас уже выполняет требуемые исследования. В задачи TGO входит изучение составляющих атмосферы: в частности, метана и других газов, водяного пара. Кроме того, он будет работать в качестве спутника-ретранслятора для осуществления связи с марсоходом, который будет запущен в 2020.

На марсоходе установлено оборудование для сбора грунта и других образцов планеты. В его задачи входит исследование экзобиологии и геохимии. Роскосмос предоставляет пусковую установку «Протон» для обеих миссий.

SpaceX

«Человеческую» экспедицию на Марс в 2024 году планирует Илон Маск. В данный момент ведется постройка космического корабля и ракеты, которая доставит корабль до орбиты. Эта задача будет возложена на ракету Falcon 9. Она представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, который предназначен для многоразового использования.

Возможность возвращать первую ступень обратно и использовать ее повторно значительно сократило расходы космических полетов. Например, запуск Falcon Heavy обошелся SpaceX примерно в 90 млн долларов, а запуск подобной ракеты от компании ULA (предприятие Boeing) стоил бы не менее 400 млн долларов. Если ученым удастся возвращать и вторую ступень, то это еще больше сэкономит средств для освоения космических просторов.

В мае 2018 года Илон Маск презентовал дизайн пилотированного космического корабля Crew Dragon, который и доставит людей на Марс. В начале он пройдет тестовые полеты, среди которых перевозка полезной нагрузки на МКС. А в дальнейшем его испытают пилоты, которые также отправятся на МКС.

Inspiration Mars Foundation

О своем намерении организовать полет на Марс в 2018 году заявляла некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation (фонд), основанная Деннисом Тито в 2013 году. Компания планировала воспользоваться особым орбитальным периодом в январе 2018, который позволяет добраться до орбиты Марса с минимальным расходом топлива. Дополнительное окно запланировано на 2021 год, если миссию не удастся реализовать в 2018.

Предложение было основано на траектории свободного возвращения. Пилотируемый корабль должен был выйти на орбиту Марса через орбиту Венеры и Земли, и вернуться обратно на Землю через 501 день. Данная кампания подвергалась значительной критике со стороны государственных и независимых организаций.

На данный момент актуальной информации о деятельности фонда нет, так как их официальный сайт заблокирован.

Mars One

– это частный проект голландской организации Mars One and Interplanetary Media Group под руководством Баса Лансдорпа. Программа предполагает экспедицию на Марс в один конец. Компания позиционирует себя как некоммерческая организация. Однако, она предлагает способ получения дохода от экспедиции в виде съемок и дальнейшей продажи документальных фильмов о подготовке и осуществлении миссии.

Реализация проекта предполагает поэтапное осуществление. С 2020 года на поверхность планеты будет запущен первый посадочный модуль, для сбора информации для экспедиции. До 2026 года на Марсе с помощью робототехники будут выстроены жилые модули, перевезено оборудование и другие полезные грузы. Полет первого корабля с людьми запланирован на 2026 год. Следующие корабли с людьми будут отправлены в 2028 и 2029 годах. До 2035 года организация рассчитывает построить колонию для 20 человек.

Тем не менее, организация Mars One неоднократно подвергалась жесткой критике и обвинялась в неправомерных действиях с целью получения материальной выгоды. В российском документальном фильме «Обретение Марса» ее руководители прямолинейно были названы мошенниками.

Илон Маск мечтает колонизировать Марс: видео

По материалам: 2020-god.com


Не пропустите интересные новости в фотографиях:



  • Новогодние поделки из бумаги своими руками

  • Лучшие идеи подарков на день Святого Валентина девушке

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Насколько далеко человечество сможет продвинуться в освоении космоса в ближайшие 10 лет? Станут ли возможны туристические полеты, колонизация Луны и путешествия на Марс? Постоянный автор опросил трех экспертов космической отрасли.

Такого количества захватывающих событий в области изучения космического пространства не было с 1960-х годов.

Американское агентство НАСА недавно совершило пробный запуск корабля "Орион" - первого пилотируемого космического аппарата после закрытия программы "Спейс Шаттл". НАСА также разрабатывает мощный носитель SLS, который по своим характеристикам может сравниться лишь с американским "Сатурном-5" - самой грузоподъемной космической ракетой в истории. Европейское космическое агентство спустило аппарат на поверхность кометы в 510 млн километров от Земли. Китай работает над созданием "Тяньгун-2" - второй по счету орбитальной станции.

Кроме того, на экономику космической отрасли влияют частные компании, которые разрабатывают суборбитальные и орбитальные пилотируемые полеты и даже экспедиции на Марс.

В ближайшие несколько лет завершится строительство телескопа имени Джеймса Уэбба - орбитальной обсерватории размером с теннисный корт. Устройство разместят в одной из точек либрации системы Земля-Солнце.

Возможно ли создание лунных баз и колонизация Марса к 2020-м годам?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, в ближайшие годы на Луне обустроят космическую базу

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к нескольким экспертам в области исследований космоса: Скотту Пейсу , директору американского Института космической политики в Вашингтоне; редактору журнала Spaceflight, в прошлом - сотруднику НАСА Дэвиду Бейкеру и профессору планетологии в британском Открытом университете Монике Грейди .

Наши эксперты сходятся во мнении, что в краткосрочной перспективе направления развития космических исследований предсказать довольно непросто, не в последнюю очередь из-за влияния факторов внутренней и внешней политики. При этом нашлось целых шесть тем, прогнозы по которым у опрошенных экспертов не совпали.

Человечество вернется на Луну

Бейкер: Это произойдет хотя бы потому, что Луна - вот она, висит у нас над головой, достаточно только взглянуть на небо. Полет до нашего спутника занимает всего три дня, и задача отправки туда астронавтов в относительно краткосрочные экспедиции технически вполне осуществима. Китай очень серьезно настроен по поводу запуска пилотируемого корабля к Луне.

Грейди: Я думаю, на Луне будет создана полупостоянная база. О колонизации речь не идет, но Луну можно было бы использовать для запуска экспедиций на Марс и к другим объектам Солнечной системы.

Пейс: Проблема нынешней политики США в области космических исследований заключается не только в том, что мы сняли Луну с повестки дня и предпочли ей довольно туманные перспективы полетов к Марсу и астероидам. Мы еще и подвели большое количество международных партнеров, заинтересованных в изучении Луны. Необходимо возобновить работы по лунной программе, поскольку она имеет геополитическую, технологическую и экономическую ценность как для США, так и для наших основных партнеров.

Но на Марс мы пока не полетим

Грейди: Сейчас Марс является приоритетной целью пилотируемых экспедиций. Тем не менее, я не вполне понимаю, что именно должно произойти после того, как мы на него слетаем и водрузим там флаг. Сейчас идут споры по поводу возможного превращения всего Марса в охраняемую зону наподобие заповедников на Земле.

Пейс: Когда НАСА заявило, что собирается отправить пилотируемую экспедицию на Марс, многие иностранные космические агентства дали понять, что им участие в подобной программе не по зубам. В стратегическом смысле США выбрали направление исследований, исключающее возможность международного сотрудничества - наиболее важного ресурса в современном мире.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, из "красной планеты" нужно сделать заповедник

Бейкер: По сути НАСА попало в зависимость от имиджа, который ему навязали в Белом доме. Представления общества о том, какими возможностями располагает НАСА, весьма отличаются от реального положения дел. Новый пилотируемый корабль "Орион" рассчитан максимум на трехнедельный автономный полет. Он не сможет поддерживать жизнедеятельность астронавтов при многомесячном перелете к Марсу. Нынешние планы марсианской экспедиции опасны своей непродуманностью и несвоевременностью.

Китай и Индия - крупные космические державы

Бейкер: Индия и Китай участвуют в космической гонке. Я полагаю, что конкуренция между этими двумя странами в ближайшие несколько лет будет постепенно усиливаться.

Пейс: Вряд ли стоит говорить в этом случае о космической гонке. Для Китая национальная космическая программа является средством усиления патриотических чувств населения и, как следствие, повышения рейтинга популярности Коммунистической партии. Кроме того, это и возможность развивать космическую отрасль, а также прививать молодому поколению китайцев интерес к науке и технике.

Бейкер: В странах Запада космические программы пересматриваются при каждой смене правительства. Из-за отсутствия последовательности в политике исследования космоса впустую тратится слишком много времени и финансовых ресурсов. У Китая в этом смысле есть преимущество – его недемократическая политическая система способна составлять планы на несколько лет вперед и добиваться выполнения поставленных задач.

Будущее МКС

Пейс: НАСА намерено сохранить свое присутствие на Международной космической станции до 2024 г. Вопрос в том, останутся ли к этому времени на станции наши российские партнеры. Это зависит от дальнейших отношений между Вашингтоном и Москвой. И американская, и российская космические программы в очень большой степени завязаны на МКС, в этом смысле мы сильно зависим друг от друга. Сейчас делается все возможное для того, чтобы проблемы во взаимоотношениях между двумя странами не повлияли на программу совместной эксплуатации МКС.

Бейкер: Россияне не смогут эксплуатировать МКС в одиночку, поскольку вся она им не принадлежит. Думаю, станцию просто сведут с орбиты. К 2020 г. срок службы ее первоначальных модулей перевалит за 20 лет.

Пейс: Будущее станции зависит от будущего международного партнерства. Если у нас не будет четкого понимания того, чем мы собираемся заниматься после закрытия программы МКС, мы просто останемся не у дел. Разумеется, пилотируемая космонавтика на этом не закончится, но лидером в этой области Запад быть перестанет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Полеты к астероидам менее оправданны, чем полеты на Луну, считает эксперт

Бейкер: Существуют серьезные опасения по поводу технического состояния МКС. За последний год количество человеко-часов, затраченных на поддержание ее работоспособности, заметно выросло.

Пейс: К середине 2020-х гг. Китай выведет на орбиту собственную станцию, и европейцы обсуждают с Пекином возможность запускать к ней своих астронавтов.

Космический туризм от частных перевозчиков

Бейкер: Думаю, что XCOR Aerospace (американская компания, разработавшая суборбитальный космоплан горизонтального взлета и посадки. - Би-би-си) и Virgin Galactic (фирма, планирующая организовывать суборбитальные космические полеты. - Би-би-си) начнут возить людей в космос. Разумеется, их клиентура в основном будет состоять из туристов-толстосумов, но, на мой взгляд, у этих проектов имеется и потенциал в смысле проведения суборбитальных научных экспериментов.

Грейди: Первыми в космос отправятся миллионеры и люди, помешанные на современных технологиях (возможно и сочетание этих качеств) - точно так же, как сверхбогачи стали первыми пассажирами самолетов. Не будем забывать, что на заре пассажирской авиации многие авиакомпании - например, British Airways - являлись государственными предприятиями. Та же история произойдет с полетами на Луну. На данный момент такие программы по силам лишь государственным космическим агентствам, но постепенно ими начнут заниматься и частные компании наподобие SpaceX и Virgin Galactic - или те, что придут вслед за ними.

Пейс: Отсутствие у американского правительства конкретных планов в области освоения космоса после окончания эксплуатации МКС таит в себе довольно серьезную угрозу нарождающемуся коммерческому сектору. В отсутствие четко выраженного государственного спроса на развитие космических технологий частным компаниям будет очень непросто выжить. SpaceX и Orbital обязаны нынешним развитием своих возможностей миллиардам долларов целевых инвестиций со стороны НАСА.

Бейкер: Будущее - не за мегаконцепциями эпохи Вернера фон Брауна (немецкий пионер ракетостроения, принимавший непосредственное участие в лунной программе США. – Би-би-си) , а за консолидацией частных корпораций и обретения ими независимости от государства. В этом случае, я думаю, результаты не заставят себя ждать.

Человечество продолжит покорять космос

Пейс: Чтобы понять, что представляет собой человечество, необходимо отдавать себе отчет в том, куда мы способны полететь, что мы там увидим, что нового можем узнать и какой опыт привезем на Землю. Мы хотим (и должны) увидеть как можно больше уголков космоса: в одних случаях - своими глазами, в других - при помощи автоматических станций.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, такие виды за окном однажды станут доступны всем

Грейди: Несомненно, автоматика в будущем по функциональности сравняется со способностями человека, так что больше не будет нужды привлекать астронавтов к выполнению научных или технических задач. Но человечеству присуща любознательность - мы хотим принимать непосредственное участие в событиях и присутствовать при новых открытиях. Люди все равно продолжат летать в космос, но путь нам будут прокладывать роботы.

Бейкер: Хотя работа над крупными исследовательскими программами продолжится (и, надеюсь, завершится их реализацией), вряд ли подобные проекты станут основой развития исследований космоса. Скорее всего, отраслью будут двигать рынок и отдельные личности - уже сейчас происходит демократизация космической программы.

Грейди: Безусловно, космические исследования помогают развитию технологий и способствуют созданию новых рабочих мест. Например, британская космическая отрасль является один из крупнейших источников поступлений в госбюджет. Я смотрю в будущее с оптимизмом - космос продолжает вдохновлять и манить нас.

Ровно 59 лет назад советские ученые и инженеры отправили в космос первый искусственный спутник Земли. С тех пор было сделано немало шагов по освоению космического пространства. Однако, по словам экспертов, на околоземной орбите уже многое освоено, и нужно двигаться дальше. Следующим этапом станет освоение Марса. О российско-европейском проекте «ЭкзоМарс» и его российской составляющей взлетно-посадочном модуле читайте в материале телеканала «Звезда». О том, что Россия разрабатывает взлетно-посадочный модуль проекта «ЭкзоМарс» для полета в 2020 году на минувшей неделе президенту страны Владимиру Путину доложил глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.По словам Комарова, запуск первой миссии «ЭкзоМарса», который прошел в марте, является знаковым событием, и в ближайшее время ожидается начало исследования поверхности планеты. В ходе нее будет отработана посадка на Красную планету, аппаратура, которая обследует поверхность Марса.«Следующим этапом мы в 2020 году планируем уже взлетно-посадочный модуль. Это как этап программы освоения Марса, который обеспечит и посадку, и забор материалов, и отработку технологий взлета, возврата полезной нагрузки и образцов проб грунта с Марса», – рассказал Комаров. По словам экспертов, успешное завершение этого проекта станет серьезным шагом в освоении космоса за пределами орбиты Земли.«Основная трудность в программе создания автоматического аппарата, который садился бы на Марс и взлетал оттуда, состоит в том, что современная Россия не сделала ни одного успешного межпланетного проекта. Много накопленного в советское время опыта потеряно, и его предстоит восстанавливать», – прокомментировал основатель компании «Селеноход», создававшей луноход для участия в международном конкурсе Google Lunar X PRIZE Николай Дзись-Войнаровский.Достигнуть Красной планеты межпланетная станция российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» должна в середине октября.Первые шаги к освоению Марса Первые попытки по созданию проекта доставки марсианского грунта были сделаны еще в 70-х годах прошлого века. Тогда лететь к Марсу предлагалось на сверхтяжелой ракете-носителе Н-1. По этому варианту миссии, которая получила название «Марс-5НМ», был защищен эскизный проект, однако из-за неудач с запуском Н-1 в 1973 году закрыли и проект полета на Марс.Однако мысли о доставке грунта с Красной планеты ученые и инженеры не оставили. В том же году был предложен новый проект – «Марс-5М». Он использовал двухпусковую схему, которую, кстати, недавно показал Илон Маск в своем ролике о колонизации Марса. Согласно задумке, тяжелая ракета «Протон» должна вывести орбитальный и посадочный модули, которые стыковались бы на орбите Земли и летели к Марсу.На орбите Красной планеты каждый модуль выполнял бы свою функцию. Орбитальный – снимал поверхность и выбирал место посадки, а посадочный – брал пробы грунта и возвращался на орбиту Марса. Там схема повторялась: стыковка с орбитальным модулем, полет к Земле и возвращение. Полный цикл этого проекта составлял три года.Проект вполне мог состояться, если бы не подвела стыковочная система «Игла», которая использовалась не только в этом проекте, но и на станции «Салют-6». К ней не смог пристыковаться космический корабль «Союз-79». Доверие ко всему проекту было подорвано, он был объявлен ненадежным и закрыт в 1977 году.«ЭкзоМарс-2020» Сегодня НПО имени С. А. Лавочкина реализует новый проект полета на Марс и исследования поверхности и подповерхностного слоя в непосредственной близости к месту посадки. Однако стоит отметить, что «ЭкзоМарс-2020» – международный проект, предусматривающий разработку российской стороной десантного модуля с посадочной платформой, европейской стороной – перелетного модуля и марсохода.Как сообщили сайту телеканала «Звезда» в Роскосмосе, программа ставит перед собой несколько ключевых целей: вход в атмосферу, спуск и посадку полезной нагрузки на поверхность Марса; движение марсохода на поверхности, доступ к подпочвенному слою для забора образцов, подготовку, размещение и анализ образцов. Также одной из целей является квалификация российских наземных средств связи для связи в дальнем космосе в сотрудничестве с Европейским космическим агентством.Примечательно, что концепция создания космического аппарата похожа на концепцию «Марс-5М». Он также будет состоять из перелетного и десантного модулей. Выводить на орбиту космический аппарат предполагается на ракете-носителе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».Согласно проекту, перелетный модуль будет корректировать траектории на этапе перелета Земля – Марс, а также обеспечит электроснабжением системы десантного модуля при помощи солнечных панелей, однако после разделения перелетный модуль войдет в атмосферу Марса и сгорит. В свою очередь, десантный модуль должен совершить в течение 30 минут перелет до входа в атмосферу Марса, спуск в атмосфере и мягкую посадку на поверхность.По словам экспертов, для посадки на Красную планету необходимы как парашютные системы, так и специальные устройства мягкого «приземления». Ведь именно посадка, а не перелет является ключевым этапом в жизни космических аппаратов. Этим как раз и занимается НПО им. С. А. Лавочкина. Уникальность этого проекта заключается в том, что и марсоход, и научная аппаратура будут размещены одновременно на посадочной платформе, которая будет снижать скорость посадки от гиперзвуковой до нормальной посадочной. Для этого предполагается задействовать аэродинамическое торможение в условиях сильной разреженности атмосферы Марса.Как отмечают эксперты, посадочный модуль является следующим поколением модифицированного служебного модуля космического аппарата проекта «Фобос-Грунт», который пришел на замену устаревших аппаратов проектов «Фобос» и «Марс-96» в конце 90-х годов.Современный модуль построен по схеме, которая позволяет совершенствовать его отдельные системы и узлы без серьезных доработок основной конструкции. Этот аппарат несет на себе до 45 килограммов полезной нагрузки, которая включает приборы для геофизических исследований, приборы для мониторинга метеообстановки, приборы для анализа состава и структуры поверхности.«Эти инструменты необходимы для изучения геологии планеты, а также поиска признаков жизни путем отбора и анализа проб грунта, как с поверхности Марса, так и с глубины до двух метров», – сообщил сайту телеканала «Звезда» сотрудник департамента коммуникаций госкорпорации «Роскосмос» Михаил Фадеев.Человек на Марсе Однако это все первые шаги в освоении Марса, которые делает человечество. Конечной же целью является высадка человека на поверхность и колонизация Красной планеты. Как отметил Дзись-Войнаровский, некоторые документы NASA по их текущей космической программе обещают посадку человека на Марс через десять лет после первого полета сверхтяжелой ракеты SLS к Луне, который намечен на ноябрь 2018 года.«Если же говорить об оптимистичном сроке пилотируемой миссии с посадкой и возвратом, то это 2028– 2032 годы», – спрогнозировал эксперт. При этом основные трудности носят тот же характер: земляне этого еще никогда не делали. Максимум – это посадка человека на Луну. Однако чтобы в общих чертах представить, насколько это сложнее, достаточно вспомнить расстояние до Марса. Красная планета находится от Земли на расстоянии минимум 56 миллионов километров, в то время как от Луны – 0,4 миллиона километров.Человечеству предстоит решить еще множество сложных задач: собрать межпланетный корабль на орбите Земли, сделать челнок, который сядет на Марс, а потом взлетит с людьми на борту. На фоне этих задач остальные проблемы кажутся уже не такими сложными.

17:17 09/03/2017

0 👁 961

НАСА, Европа, Индия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты и SpaceX планируют марсианские миссии, чтобы воспользоваться возможностью запуска через три года.

Июль 2020 года будет знаменательным. Так как полдюжины ракет со всего мира будут готовиться к запуску армады роверов, посадочных и орбитальных аппаратов, чтобы узнать, есть ли или была у земного соседа жизнь, а также протестировать технологии для последующего человеческого прибытия.

Суматоха запусков происходит из-за необходимости попасть в оптимальное 20-дневное окно запуска, которое открывается каждые 26 месяцев (Земля и Марс находятся в выгодном положении).

Участие принимают давние планетарные исследователи НАСА и Европейское космическое агентство, отправляющие изощренные роверы для исследования жизни. Марсоход НАСА Марс 2020 продолжит работу Curiosity, который с августа 2012 года изучал среду обитания в кратере Гейл.

Как и Curiosity Марс 2020 будет напоминать маленький автомобиль. Он будет заниматься поиском доказательств жизни и собирать образцы для возможной отправки на Землю. Ровер должен стартовать в июле 2020 года и достигнуть Марса в феврале 2021.

«Пропуск окна в 2020 году вызовет значительные дополнительные расходы, связанные с резервной рабочей силой, заменой деградированных частей и компонентов и хранением до следующего запуска», – написано в отчете НАСА, выпущенном в январе.

Европейский ровер ExoMars использует более прямой подход к поиску жизни. Он сможет просверлить до 6.5 футов (2 метра) в поверхности для обнаружения микробной активности. Ожидается, что ровер запустят на российской ракете «Протон» в августе 2020 года и прибудет на Красную планету через 8 месяцев.

К ним присоединится и индийский космический корабль, чтобы продолжить демонстрировать текущую технологию Мангальян. Франция сотрудничает с Индийской организацией космических исследований (ISRO) для миссии, которая может включать в себя и ровер.

Кроме того, в гонке поучаствует частная компания. SpaceX Илона Маска, которая уже взбудоражила аэрокосмическую промышленность дешевыми ценами и ракетами многоразового использования, планировала запустить беспилотную капсулу на Марс во время запуска в 2018 году. Однако, возобновив полеты в январе после аварии и проведя большую работу по космическому такси для НАСА (модернизированный ракетный двигатель и дебютный рейс ракеты-носителя с тяжелой грузоподъемностью), президент компании Гвинн Шотвелл в прошлом месяце заявил, что сроки сместились на 2020 год.

Миссия SpaceX Red Dragon присоединится к новичкам из Китая, разрабатывающим орбитальный аппарат, посадочный аппарат и маленький ровер, а также ОАЭ, создающие марсианский метеорологический спутник Hope.

НАСА надеется, что такой ажиотаж принесет выгодное партнерство. Но время идет.

Текущие версии марсианских аппаратов стареют. Когда новый космический аппарат прибудет в 2021 году у Curiosity уже не будет достаточного количеств энергии, чтобы передвигаться, а две орбитальный станции НАСА и орбитальные станции связи, скорее всего, выйдут из строя. Так считает директор программы исследований Марса НАСА Джим Ватзин.

«Большой успех в марсианских исследованиях омрачает тот факт, что у всего есть лимит жизнедеятельности», – сказал он. – «Очевидно, что привычная эпоха изучения заканчивается в конце десятилетия».

Хотя, нас ждет и новое начало.

Программа Mars 2020, над которой работает NASA, имеет несколько задач, решение которых важно для ответа на многие вопросы о Марсе.

Миссия нового планетохода запланирована на лето 2020 года. Марсоход должен опуститься на в феврале 2021 года.

Суть программы «Марс 2020»

Первая ключевая задача программы Mars 2020 – поиски признаков того, что в прошлом на планете существовала жизнь хотя бы на уровне микробов. По данным проведенных исследований марсианского грунта и горных пород, сделаны положительные выводы о том, что среда планеты могла быть достаточно благоприятной для зарождения жизни микроорганизмов.

Вторая задача программы Mars 2020 состоит в том, чтобы охарактеризовать климат планеты, понять, каким он был в далеком прошлом и почему изменился. Возможно, часть этой задачи вскоре решится на основе сделанных до этого исследований марсоходами Spirit и Curiosity. Во время программы Mars 2020 начнутся поиски свидетельства древних обитаемых сред, в которых могли жить микроорганизмы.

Еще одна цель программы Mars 2020 – разобраться в природе пыльных бурь на планете, которые перемещают огромное количество пыли. Эти бури могут быть не только локальными, но и охватывать всю планету. Понимание того, как они рождаются и растут, очень важно для дальнейших исследований Марса. Также важно ответить на вопрос, как влияет на современный марсианский климат прошлое планеты. Для этого будет проведён мониторинг планеты за один полный марсианский год, который равен 687 земным дням. Это поможет понять, как меняется климат в течение всего года, появится возможность создать подробную карту погоды Красной планеты и вычислить количество пыли и водяных паров в атмосфере Марса.

Подготовка к миссии

Для исследований уже собрано нужное количество приборов, которое будет размещено на борту марсианского планетохода, основой которого является конструкция марсохода Curiosity. В NASA поступило более 58 предложений от известных исследователей на размещение приборов на борту планетохода. После дискуссий и анализов NASA объявило, что отобрано семь приборов, которые установят на планетоходе. С их помощью будут начаты одни из самых важных исследований на Марсе.

Новейшие технологии делают выполнение миссии Mars 2020 реальными. Все предыдущие исследования планеты марсоходами стали частями одной программы, которая позволит NASA провести полную разведку самой загадочной планеты.