Идея поэмы медный всадник кратко. Идея поэмы «Медный всадник. Характеристика главных героев

« Медный всадник» — поэма философская, социальная и историческая. Поэма Пушкина поднимает проблемы взаимоотношений государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов.
Она стала итогом размышлений поэта о личности Петра I, о русской истории и государ­стве, о месте в нем человека.
В этом произведении органично сочетаются повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения,Евгения и историко-философские размышления о государстве, становле­ние которого связано с личностью и деятельностью Петра.

Основная мысль повести «Медный всадник» состоит в том, что обычный человек может сойти с ума от бури, от горя и беспокойства. Не найдя среди обломков и развалин, оставленных бурей, свою невесту-Парашу, герой поэмы Евгений сходит с ума.В коцне, увидев то самое место,где он наблюдал за всеми разрушениями, так потрясшими его,-каменные львы,а возле них величавый всадник на коне.С тез пор ему стало казаться, что за ним постояно гонится тот самый всадник, тяжело ступая, на своем медном коне.От отчаяния и страха он вскоре умер.

Главные герои Медный всадник

Медный всадник сюжет

В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

В 1833 году, находясь в Болдине, Пушкин написал поэму «Медный всадник». Какие вопросы поднял поэт в этом произведении? Вопросы о социальных противоречиях и будущем России. Но его современники, к сожалению, об этом не узнали. Поэма была запрещена Николаем Первым. Впервые ее опубликовали без цензурных правок только в 1904 году.

Ниже представлено краткое содержание и анализ «Медного всадника». Именно в этом произведении впервые появился «маленький человек» - образ, ставший самым популярным в русской литературе XIX века. Обиженный, угнетенный и одинокий - таков главный герой «Медного всадника». Проблема пушкинского персонажа - в его социальной незащищенности, неспособности устоять под ударами судьбы.

История создания

В 1812 году Александр I пожелал вывезти из столицы памятник Петру. Однако накануне одному из майоров приснился причудливый сон: монумент вдруг ожил и принялся скакать по петербургским улицам. При этом майор уверял, что бронзовый Петр I во сне, который в некотором роде был знаковым, произносил страшные слова. А именно: «До чего довели Россию! Покамест я здесь, городу моему нечего опасаться!». Императору доложили о сне майора, памятник оставили на прежнем месте.

Существует версия, что именно эта история и вдохновила Пушкина на написание знаменитой поэмы «Медный всадник». Правда, некоторые исследователи уверяют, что в основе произведения совершенно другая легенда. Впрочем, бронзовое изваяние в свое время породило множество мифов. С какого из них началось создание поэмы, неизвестно.

Произведение «Медный всадник» было завершено в 1833 году в Болдине. Незадолго до этого Пушкин ездил на Урал, дабы собрать материалы о пугачевском восстании. Согласно мнению пушкинистов, работа над произведением о памятнике Петру продолжалась недолго - около месяца. Хотя, несомненно, замысел возник еще до приезда в Болдино.

Несмотря на то, что поэма была написана за короткий срок, она стоила автору невероятных сил. Пушкин переписывал каждый стих многократно, и таким образом ему удалось добиться идеальной формы. «Медный всадник» - это небольшое произведение. Прочитать его можно за 15-20 минут. Состоит поэма из пятисот стихов, включает и размышления Великого Реформатора после знаменательной Полтавской битвы, и события XIX столетия. А главное, в этом произведении очень ярко и своеобразно переданы печальные события 1824 года.

В то время просто так опубликовать художественное произведение невозможно было. Тем более творение Пушкина, который не вызывал доверия у императора. Писатель отправил «Медного всадника» цензорам. Те в свою очередь внесли в поэму множество правок, что почти существенно исказило авторский замысел.

Поэт искренне верил, что император собственноручно внес в его произведения правки. Однако исследователи утверждают, что этим занимались служащие Третьего отделения. Официально поэма не была запрещена. Но при многочисленных замечаниях «высочайшей цензуры» ни о какой публикации и речи не могло идти.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора. В печать вышел только небольшой отрывок, а именно «Вступление», которое не имеет прямой связи с основным сюжетом. В 1837 году, уже после смерти Пушкина, произведение появилось в журнале «Современник». Но это была неполноценная публикация. Прежде чем попасть в печать, поэма подверглась переработке Жуковского, которому пришлось соблюсти все пожелания официальной критики. Так, в произведении была вырезана сцена, выражающая главную идею стихотворной поэмы.

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из "Вступления" и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь - сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

Вступление

На стоит Великий Реформатор и мечтает о новом городе, который вскоре здесь будет построен «назло надменному соседу», то есть шведу. Как известно, мечту свою Петр I осуществил. Проходит сто лет, на берегу реки возвышается прекрасный город, построенный, как позже скажут, на человеческих костях.

Москва померкла перед Петербургом, «как перед новой царицей порфироносная вдова» - такую метафору использует Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник». Автор восхищается красотами города Петра. А после предупреждает читателя: рассказ его будет печален.

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут так же, как и Онегина. Неслучайно: это имя звучит приятно, к тому же авторское перо «к нему дружно». События происходят в ноябре. Волны Невы шумно хлещут. Погода беспокойная, ветреная, словом, типичная для осеннего Петербурга.

Евгений направляется к своему дому. Живет он в Коломне, где-то служит - наверняка работает в одном из безликих петербургских департаментов. Так уж повелось, что в русской литературе самые трогательные персонажи - мелкие чиновники. Главный герой поэмы «Медный всадник» Пушкина - «маленький человек», скромная, социально незащищенная личность. Литературоведы сравнивают Евгения с Башмачкиным из гоголевской «Шинели».

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Мечты

Евгений грустит, но в то же время полон надежд. Он молод, здоров, будет много работать и когда-нибудь непременно женится на Параше. Евгений не мечтает о чем-либо недостижимым. Всего-навсего о скромном доме, о службе, которая будет приносить ему небольшой доход. Он женится на Параше. Она будет заниматься хозяйством и детьми. Так они будут жить до самой смерти, и похоронят их внуки. Мечты героя поэмы «Медный всадник» Пушкина вполне земные. Но им не суждено сбыться.

Потоп

Евгений мечтает, ветер за окном тем временем уныло воет. Молодой чиновник засыпает, а на следующий день происходит ужасное. Нева выходит из берегов. Утром народ любуется брызгами, «пеной разъяренных вод». Пушкин сравнивает реку со зверем, который, остервенясь, кинулся на город. Нева все сметает на своем пути: обломки хижин, кровлю, бревна, товар запасного торговца, скромные пожитки жителей, гробы с кладбища.

Царь

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

Впрочем, в поэме «Медный всадник» образ правителя российского государства воплощен в огромном монументе, возвышающемся в центре Петербурга. Ведь именно Петр в начала XVIII века дерзнул построить город на Неве. Немалой кровью обошлась его задумка. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось неслучайно. По прошествии более ста лет с основания Петербурга происходит наводнение, которое губит простых людей. Предшественник же Великого Реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Наводнение, изображенное в поэме Пушкина «Медный всадник», - не художественный вымысел. Событие имело место в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

7 января лил дождь, дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это поначалу привлекло зевак, о чем упоминает и автор «Медного всадника». Но очень быстро под водой оказался почти весь город. Не пострадала лишь незначительная часть Петербурга. На следующий день ударил сильный мороз. Утонуло несколько сотен петербуржцев, точное количество погибших более поздние исследователи установить не смогли.

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

Содержание «Медного всадника» можно пересказать в двух словах. Но мы не будем этого делать, потому как, во-первых, эта поэма одно из величайших творений русской литературы, во-вторых, здесь много интересных эпизодов, связанных в историей Санкт-Петербурга. Итак, что же это за сторожевые львы, которые, как сказал автор произведения «Медный всадник», стоят как живые?

К поэме Пушкина создано немало иллюстраций. Автор одной из самых известных - художница Остроумова-Лебедева. Однако в этой работе допущена фактическая ошибка. На иллюстрации изображен лев с Дворцовой пристани. Этот монумент был установлен спустя несколько лет после наводнения. На самом деле герой поэмы «Медный всадник», в содержании которой изображены трагические дни в истории Северной столицы, сидел верхом на льве у дома Лобанова-Ростовского. Это здание возведено в 1817 году. В обиходе его называет «домом со львами». На фото ниже можно видеть, как эта постройка выглядит сегодня. Конечно же, «дом со львами» подвергался неоднократной реставрации.

Жизнь - сон пустой

Именно эта мысль приходит в голову Евгению, когда на следующий день он видит страшные разрушения. Прочтение краткого содержания «Медного всадника», возможно, вдохновит на знакомство с первоисточником. Это замечательное произведение, наполненное яркими метафорами и образами. Пушкин сравнивает Неву со свирепой бандитской шайкой, которая ворвалась в село, долго крушила все и грабила, а после в спешке скрылась. Река насытилась разрушениями, устроенными ею в Петербурге, а затем «обратно повлеклась».

Вода ушла с мостовой. Евгений в тревоге спешит в берегу: он хочет увидеть Парашу. Видит лодку, находит перевозчика. Тот за гривенник переправляет его на ту сторону к возлюбленной. Наконец, Евгений достиг берега. Он идет по знакомым улицам и ужасается. Вокруг все разрушено, снесено, кругом тела, словно «в поле боевом». Стремглав он, не помня ничего и изнемогая от мучений, спешит туда, где ждет его невеста. Но вдруг останавливается. Нет больше ни ворот, ни дома, в котором жила вдова и дочь ее Параша. Только одинокая ива...

Несчастье невских берегов

Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».

Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во "Вступлении". Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.

Кумир на бронзовом коне

Центральный образ в поэме «Медный всадник» - знаменитый памятник Петру. Его Пушкин называет «Кумиром на бронзовом коне». Памятники Петру установлен в 1782 году. Название «медный» закрепилось за этим моментом потому как до XIX столетия в русском языке медью нередко называли бронзу.

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе - французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится "Медный всадник".

Стоит сказать, что скульптура, изображающая Петра I, получила свое название именно благодаря произведению Пушкина. Позже мотив ожившего памятника передал и Достоевский в своем романе «Подросток». Упоминается он и в произведениях более поздних авторов. Однако вернемся к пушкинскому герою. Что стало с ним после того, как он узнал о гибели возлюбленной?

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Однажды воспаленное сознание Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что в его трагедии виновен «кумир с простертой рукою» - то есть Петр. Страшный и гениальный правитель когда-то основал город на Неве. А значит, именно он, этот «строитель чудотворный», виновен в смерти Параши.

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Безумец подошел к памятнику. Остановился у подножия и посмотрел в лицо бронзовому царю и принялся угрожать «горделивому истукану». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь ожил. Безумец пустился бежать, а всадник, как ему казалось, настигал его на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Евгения обнаружили рыбаки на маленьком пустынном острове. Таково краткое содержание «Медного всадника».

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема личности, обиженной, ущемленной в правах, не раз поднималось в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она была довольно злободневной в его время, не утратила актуальности и сегодня. Какова основная мысль поэмы «Медный всадник»? Главная идея этого произведения заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег и неспособные к хитрости и подлости, нередко становятся жертвами страшного стечения обстоятельств. О таких, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из поэмы, о которой речь идет в сегодняшней статье, позаботиться некому. Тема «Медного всадника» - преступное равнодушие окружающих.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул его безликость. Подобных Евгению в Петербурге XIX столетия много было. Его положение, характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из поэмы «Медный всадник» не личность, а отражение петербургского общества. Того общества, которое находилось далеко от роскошных дворцов и поместий.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Конечно, нет. Амбиции и честолюбие власть имущих нередко приводят к трагическим последствиям. Это и показал Пушкин в поэме «Медный всадник».. Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которого не волнует страдание простых людей. Их жизнями власть имущие всегда распоряжались небрежно, жестоко. Ведь в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не побеспокоился о жителях бедных районов Петербурга, никто не спасал их.

Образ Петра I

Пушкин и прежде обращался к образу царя-реформатора. Эта историческая личность присутствует в произведениях «Полтава» и «Арап Петра Великого». Стоит сказать, что отношение писателя к императору был неоднозначным. В поэме «Полтава», например, царь изображен романтическим героем. И этот образ кардинально отличается от созданного в последней поэме.

На раннем этапе своего творчества Пушкин видел в нем деятельного государя, знающего точно, что необходимо для его державы. Реформы, которые проводил Петр I, по мнению Пушкина, направлены были на благо России. Ведь победа над шведами укрепила положение страны в глазах европейцев. В то же время автор поэмы «Медный всадник» критически относился к деспотизму основатели Петербурга.

Пушкин многие годы собирал материалы о Петре. В одном из своих произведений сказал: «Этот царь презирал человечество более, чем Наполеон». Но такое видение характера и деятельности Петра появилось позже. Более реалистично, нежели в «Полтаве», царь изображен в повести «Арап Петра Великого». А в «Медном всаднике». черты неограниченной власти Великого Реформатора доведены до предела.

Во «Вступлении» изображен дальновидный политический деятель. Автор приводит рассуждение Петра о роли будущей столицы в судьбе России. В строительстве нового города царь преследовал и торговые, и военные, и прочее цели. Царь, любуясь красотой Невы, не обращает внимания на плывущего по ней челнока, на чернеющие бедные избы. Он увлечен своей мечтой, и ему нет дела до простых людей.

В первой части, где рассказано о последствиях стихийного бедствия, автор называет Медного всадника «горделивым истуканом». Петр здесь существо высшее. Его потомок, Александр I, смиренно заявляет о том, что ему не совладеть с природной стихией. Петр тем временем гордо возвышается над бушующими волнами.

Во второй части автор использует еще более эмоциональное выражение по отношению к Петру - «Властитель судьбы». Император своей роковой волей изменил когда-то жизнь целого народа. Прекрасный Петербург построен «под морем». Петр, выбирая место для новой столицы, думал о величии, богатстве страны, но не о простых людям, которые будут здесь жить. На фоне великодержавных планов Петра I счастье Евгения и подобных ему представляется, конечно же, мелочью.

В поэме «Медный всадник» в форме иносказания автор высказал еще одно важную для него мысль. Евгений, обезумев от горя, некоторое время скитается по городу. Вдруг обращает свой взор на памятник и понимает, что во всех его бедах виновен этот «горделивый истукан». Несчастный чиновник набирается смелости, подходит к монументу и произносит гневные речи.

Но запала Евгения хватает ненадолго. Вдруг он с ужасом видит, точнее, ему мерещится, что бронзовый Петр оживает. Это лишает пушкинского героя остатков рассудка. Вскоре он погибает. О чем говорит этот эпизод?

Не случайно произведение Пушкина было запрещено Николаем Первым. В последних строках поэмы в завуалированной форме речь идет о народном восстании, которое всегда заканчивается трагически. Власть самодержца победить невозможно. По крайней мере, так полагал Пушкин, умерший за восемьдесят лет до революции.

>Сочинения по произведению Медный всадник

Основная мысль

Поэма «Медный всадник» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за присутствия темы взаимоотношений личности с властью. Однако в 1837 году с некоторыми цензурными изменениями поэма была напечатана в «Современнике». Это последнее произведение Пушкина на тему грозного царя Петра I и его преобразований. В нем монументальной фигуре царя противопоставляется суровая природа. Несмотря на то, что Петр I смог покорить стихию и возвести на берегах Невы царственный город, природа осталась непреклонной. Она все также время от времени бунтовала, а с каждой новой бурей погибали сотни мирных жителей.

В основу своей поэмы А. С. Пушкин положил взаимоотношения личности с властью и взаимоотношения человека с природой. Обычный человек рискует своей жизнью и благосостоянием, выполняя волю власти. Такая же ситуация просматривается в поэме «Медный всадник». Пока бедный молодой чиновник по имени Евгений строит планы на будущее, в городе, построенном на берегах взбалмошной реки по воле Петра I, разыгрывается разрушительная буря. Во время этой стихии погибает девушка главного героя - его единственная надежда на мирное существование. Только с ней он связывал все свои мечты и надежды на будущее. С ней хотел построить семью, завести детишек и дальше жить.

Однако судьба неумолима. Она лишает Евгения смысла жизни, а вместе с этим он лишается и рассудка. На время происходящих событий Пётр I уже стал достоянием истории. Он изображен исполинским истуканом на бронзовом коне. Несмотря на это он остается объектом поклонения и символом самодержавия. Обычные люди кланяются, проходя мимо, и боятся поднять на него глаза. Только умалишенный Евгений решился во время очередной бури пойти и посмотреть гневно всаднику в глаза, о чем впоследствии очень пожалел. Всю ночь после этого ему казалось, что всадник его преследует на своем бронзовом коне.

Таким образом, бедный петербуржский чиновник стал жертвой «исторической необходимости». С одной стороны, он жертва власти, по приказу которой когда-то возвели город на берегах взбалмошной реки. С другой стороны, он - жертва стихийной природы, на фоне которой даже фигура царя меркнет и становится безотрадной. Примечательно то, что через всю поэму автор пронес двойственность персонажей и образов. Так, в ней встречаются два Петра (живой и горделивый истукан), два Евгения (бедный чиновник и умалишенный), две Невы (украшение города и его угроза) и два Петербурга (величественный город Петра творенье и город-убийца). В этом композиционном раздвоении и заключается основная философская мысль поэмы - мысль о человеке и его ценности.

В своей поэме «Медный всадник» Пушкин подходит к одной из величайших проблем, к проблеме отношений личности и общества, к вопросу о том, как быть, когда интересы целого общества, государства сталкиваются с интересами отдельных личностей. Имеет ли право личность отстаивать свои права, или она обязана подчиниться безропотно железной воле судьбы?

Было сделано немало попыток разгадать смысл «Медного Всадника». Белинский, пытаясь выяснить, как разрешил Пушкин эту проблему, истолковал «Медного Всадника» таким образом: перед нами столкновение общего и частного, государства и личности; Петр, или, точнее, его памятник, «кумир на бронзовом коне», является олицетворением государства, общественной необходимости.

Для блага целого, для блага России, Петр должен был построить Петербург. И если от неудобного положения столицы, расположенной на низком берегу залива, подверженной наводнениям, страдают отдельные личности, то они, эти личности, не имеют права даже протестовать. Отдельная личность должна перенести всё, должна идти на страдания и смерть, не ропща, раз того требуют интересы целого.

Евгений осмелился протестовать, и за то был страшно наказан. «И смиренным сердцем, — говорит Белинский, — признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного …

При взгляде на Великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, — мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаемся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства; что за него историческая необходимость, и что его взгляд на нас есть уже оправдание … Да, эта поэма — апофеоз Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России».

Итак, по Белинскому, Пушкин всецело на стороне Петра и осуждает осмелившегося протестовать Евгения. Но невольна возникает вопрос, неужели Пушкин пришёл к такому жестокому миросозерцанию? Неужели, по его мнению, личность действительно не имеет никакого права протестовать, когда её давит общее? И что такое это «общее», как не сумма отдельных личностей? Да и разве это «общее» или хоть
«большинство» что-нибудь потеряло, если бы и Евгений и Параша не погибли? Разве их смерть была кому-нибудь нужна?

По этому вопросу были высказаны и другие мнения; полагали (например, Мережковский), что поэма вовсе не даёт права думать об «апофеозе Петра». Наоборот, «Медный Всадник» — протест против жестокого дела «кумира»; симпатии Пушкина на стороне Евгения, и
если Пушкин не выразил их яснее, то только из-за цензурных условий. Однако стоит только прочесть вступление к повести, чтобы стало ясно, что Пушкин благоговеет перед Петром и поет гимн его созданию.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

Так торжественно начинается поэма. «Он — Петр — пишется даже с большой буквы. Он — гений, он предвидит будущее.

Так неужели действительно Пушкин вынес такой жестокий приговор отдельным личностям, что они должны гибнуть и не имеют права даже
безнаказанно роптать, хотя бы гибель их была абсолютно бесцельна?

Разгадку смысла «Медного Всадника» надо видеть в заключительных словах вступления:

Красуйся, град Петров, и стой Вражду и плен старинный свой
Неколебимо, как Россия. Пусть волны финские забудут,
Да умирится же с тобой И тщетной злобою не будут
И побеждённая стихия; Тревожить вечный сон Петра.

Стало быть, бессмысленную гибель людей Пушкин считает ненормальным и несправедливым явлением. Это несправедливое тревожит «вечный сон Петра», но с этим, к сожалению, приходится мириться, так как без этого невозможен прогресс. Но будет такая эпоха, когда наступит гармония, и тогда отдельные личности не будут страдать от требований общего.

Есть в «Медном Всаднике» ещё одна очень важная, вскользь высказанная мысль,- намёк социального характера. Гибнуть чаще всего приходится бедноте, представителям социальных низов; целое, государство, особенно безжалостно давит именно бедные классы. То, что Евгений и Параша погибли во время наводнения, конечно, случайность, но не случайность, что пострадавшие принадлежали к бедному классу. Из богатых и власть имущих не погиб никто. Они живут не в лачужках на берегу залива, а в роскошных каменных домах и дворцах, которым не страшны никакие волны.

И до наводнения у Евгения были характерные мысли. Он думал о том,
… Что был он беден, что трудом Ума и денег. что ведь есть
Он должен был себе доставить Такие праздные счастливцы,
И независимость, и честь; Ума недальнего, ленивцы,
Что мог бы Бог ему прибавить Которым жизнь куда легка!

Тут Пушкин подходит к не менее важному вопросу, к огромной социальной проблеме — к мысли о том, что есть богатые и бедные, что их
судьба неодинакова, и что в этом величайшая несправедливость современного общественного строя …

«Медный Всадник» — своего рода поэтическая философия петербургского периода русской истории: могучий рост государства; стихийное, губящее тысячи жизней движение, о котором можно сказать, что оно идёт в направлении к западу, а не к востоку; права личности, попираемые «историческим ходом вещей», олицетворённым в мощном образе Петра; законность и безумие протеста против этой «силы вещей» и, конце концов, нравственная и поэтическая необходимость внесения сюда чувства гуманности, жалости и человечности, иначе остаётся либо извергать безумные проклятия, либо бежать в паническом страхе.

ТЕМА:

Поэма «Медный всадник». Петербургская повесть.

Цель:

    Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы.

    Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;

    Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом,

    умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;

    Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России

Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного ха­рактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.

В этом произведении, жанр которого Пушкин опреде­лил как петербургскую повесть , продолжается ос­мысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодер­жавной власти . Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу» . Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной воли властителя, который всю Россию «поднял на дыбы».

Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне ост­рых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в уско­рении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петер­бург был возведен. К таким природным условиям отно­сили заболоченность, а также склонность Невы к навод­нениям. Петербургу противопоставляли первопрестоль­ную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и по­влекшее большие человеческие жертвы, рассматрива­лось как месть природных стихийных сил за совершен­ное насилие. Такова была одна точка зрения.

Композиция поэмы . В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основ­ных частях раскрывается основной конфликт поэмы : ес­тественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.

Пушкин любит Петербург, любуется его красотами и гением зодчих, но тем не менее на городе на протяже­нии столетий лежит божья кара за то изначальное само­властье , которое было выражено Петром в основании го­рода на месте, непригодном для этого. И наводнения - это лишь наказание, своего рода «проклятие», тяготеющее над жителями столицы, напоминание обитателям Вави­лона о том преступлении, которое в свое время они совер­шили против бога.

Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы обыкновенного, рядового человека - Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихий­ного бедствия.

Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петер­бурга - Медным всадником. Именно его, «строителя чу­дотворного», как он со злобной иронией величает «куми­ра на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.

Образ Евгения - это образ того самого «человека толпы», который не готов еще воспринять свободу, кото­рый не выстрадал ее в своем сердце, т. е. образ обычного обывателя. «Медный всадник» - это часть души человека, его «второе я», которое само по себе не исчезает. Выражаясь словами Чехова, человек должен каждый день «по капле выдавливать из себя раба», производить неустанно духов­ную работу (ср. с идеей, развитой Гоголем в «Шинели», о том, что человек создан для высокого предназначения и не может жить мечтой о приобретении шинели, только в этом случае он и заслуживает высокого имени Человек). Именно эти идеи впоследствии воплотятся в творчестве Достоевского, который «изнутри» опишет бунт «маленького человека» - бесплодный бунт «нищих духом».

Идея : «С Божией стихией царям не совладеть ». Власть по­давляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. Взбунтовавшаяся стихия вернула часть города - «остров малый» - в первоначальное со­стояние. Природная стихия - страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потом­кам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.

ВОПРОСЫ для самопроверки .

Авторская позиция в поэме «Медный всадник» вызвала различные толкования в критике и литературоведе­нии. Одни, ссылаясь на В. Г. Белинского, считали, что А. С. Пушкин образом Петра I обосновывает трагическое право государства распоряжаться частной жизнью челове­ка (Б. М. Энгельгардт, Г. А. Гуковский, JI. П. Гроссман). Другие (В. Я. Брюсов, А. В. Македонов, М. П. Еремин и др.), находя в поэме гуманистическую концепцию, полага­ют, что поэт полностью находится на стороне бедного Евге­ния. И наконец, С. М. Бонди, Е. А. Маймин усматривают в «Медном всаднике» «трагическую неразрешимость конфликта», согласно которой А. С. Пушкин представляет самой истории сделать выбор между «правдами» Всадника и Евгения. Какая из названных интерпретаций вам ближе и почему? Определите свою точку зрения на позицию автора.