Конспект урока вычитание десятичных дробей. Конспект урока по математике "сложение десятичных дробей". Скорость течения реки

ФИО (полностью)

Рашевская Инна Мухадиновна

Место работы

МКОУ «СОШ а.Апсуа « Социокультурный центр им. Тлисова Н.Н.»»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок).

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012

  1. Цель урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.
  1. Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД ) :

Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) :

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД )

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока: усвоение новых знаний .

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная , групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

Самостоятельно выходят на проблему и решают её;

Самостоятельно определяют тему, цели урока;

Работают с текстом учебника;

- работают с технологической картой при выполнении заданий;

Отвечают на вопросы;

Решают самостоятельно задачи;

Оценивают себя и друг друга;

Рефлектируют .

15. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

16.Структура и ход урока

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по математике в 5 классе.

Составила: Рашевская Инна Мухадиновна.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей .

Цель: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;

3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания ; инструктаж по работе с технологической картой.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

Регулятивные:

- Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

- Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2 минуты

II. Повторение пройденного материала.

1.Устная работа (слайд 1)

1.1.Прочитайте дроби:

3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы ?

- Во время урока вами была написана такая картина. Что она означает?

(слайд 2)

1.4. восстановите запись:(слайд 3)

2,*1

6,413> 6,4*8;

1,892

50,683

1.5. сравните числа: (слайд 4)

4,3** и 4,788; **,512 и *,9*;

0,342 и 0,341**; *,*** и **,*

2.Самостоятельная работа (слайд 5)

2.1. выполните действия:

5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13

5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15

2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9

Взаимопроверка.

- Правило сравнения десятичных дробей.

Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

15 минут . На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос.

Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел.

Развитие самостоятельности.

III.Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.

IV.Постановка темы и цели урока.

1.Историческая справка.

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение)

Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины- Египет. Она необычна для непосвященного зрителя. (слайд 6) Что здесь изображено? (В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби)

Как можно еще записать дробь 1/10?

Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать?

Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

0,1. Это десятичная дробь.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Изучение нового материала.

Решение задачи (слайд 7)

Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

Что необходимо найти по условию задачи?

Как же это сделать?

Давайте вместе сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Запись задачи, пояснения, ответ.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

Сравнять количество знаков после запятой;

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

Выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую;

Поставить в ответе запятую.

Регулятивные:

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

Находить и выбирать способ решения.

Прогнозировать результат вычисления.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.

VI. Первичное закрепление.

1.Историческая справка

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?»

(слайд 8)

3 0 81 2

(3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера)

2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. (слайд 9) Выполните задание и расшифруйте фамилию голландского математика.

0,5+12,38=12,88 С

12,88-7,62=5,26 Т

3,875+10,35=14,225 И

4,99-0.535=4,455 В

26,3+24,7=51 Е

0,7-0,04=0,66 Н

Дети записывают решение и ответ

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли полно и точно .

10 минут.

На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока.

VIII. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок.

Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

Оценивать свою работу .

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность .

IX.Домашнее задание.

X. Итог урока.

№№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257

2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.

Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!


Терновых Светлана Владимировна, учитель математики
МКОУ Березовская средняя общеобразовательная школа, с. Березовка
Описание материала: Предлагаю конспект урока математики в 5 классе.
Конспект урока предназначен для учителей математики, молодых специалистов. Помогает развивать у учащихся познавательный интерес, проверить знания по пройденному материалу, обучающихся по учебнику Математика 5, учебник для общеобразовательных школ, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (обобщения и систематизация знаний)
Класс 5
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Обогатить знания, установить связи между теорией и практикой.
2.Развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент .
Добрый день, ребята!
Учитель: Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными принадлежностями; аккуратно положите все на край стола.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Настроимся на работу. Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Повторяйте за мной:
Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!
Учитель: Девизом нашего урока являются следующие слова: Слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.
Учитель: Как понимаете слова? Что будем развивать? Что для этого нужно?
III. Постановка целей урока.
Учитель: О каком математическом понятии шла речь на наших предыдущих уроках?
Учащиеся: О десятичной дроби.
Учитель: Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся: Обобщить знания по теме «Десятичная дробь», повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Откройте тетради, напишите число и тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
IV. Устный счет.
Математический футбол.

V. Актуализация знаний.
Учитель: Проведем небольшой опрос, вспомним необходимые знания для урока.
1. Какие дроби можно записать в виде десятичных?
2. Прочитать десятичные дроби: 131,5; 0,126; 17,29; 1269, 567; 13, 3791.
3. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
4. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
5. Как сложить десятичные дроби?
VI. Формирование умений и навыков.
Учитель: Разминка показала, что класс готов к путешествию по «Стране десятичных дробей» Итак, начинаем наше путешествие.
Учитель: Первая остановка «Порт посчитай-ка»
Учитель: Выполняем по цепочке у доски, а остальные в тетрадях. Найдем значения данных выражений.
А) 5,1 + 3,687
Б) 7,5 + 82,157
В) 8 + 2,6
Г) 4,7 + 1620,7
Д) 7,9 – 5,623
Е) 8,4 – 8,103
Учитель: Вторая наша остановка «Порт исторический»
Учитель: (имя) подготовила сообщение из истории возникновения десятичных дробей. Послушаем.
Сообщение учащегося: « В науке, промышленности и сельском хозяйстве значительно чаще используются десятичные дроби, нежели обыкновенные. Это связано с тем, что действия с этими дробями проще и напоминают правила действий с натуральными числами. Правила действий с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши – Джемшид Ибн Масуд в начале 5 века.
В записи десятичных чисел он целую часть выделял красными чернилами или отделял от дробной вертикальной чертой.
В Европе десятичные дроби были изобретены заново через 150 лет фламандским инженером Симоном Стевином. Однако их запись отличалась сложностью.Запятая в записи десятичных чисел стала использоваться с 17 века.
Учитель: Спасибо. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка (музыкальная)
Учитель: Третья остановка «Порт загадочный»
Учитель: Обсудите в парах план решения этой задачи. Кто желает выйти к доске и показать решение данной задачи.
Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 руб. У Коли и Вити было по 37,3 рубля, а у Миши – 24,6 руб. Будут ли они вечером играть в хоккей?
Решение:
1) 37,3 +37,3 = 74,6 руб. было у Вити и Миши
2)74,6 + 24,6 = 99,2 руб. было у трех мальчиков вместе.
Ответ: Не будут играть в хоккей.
Учитель: Четвертая остановка «Порт Мыслительный»
Откройте учебники № 1238 (г, е). Решить уравнение.
Учитель: Пятая остановка «Порт надежды»
Чтобы закрепить знания, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа. Самостоятельна работа.
1 вариант. 2 вариант.
1. Вычислить: 1. Вычислить:
2,83+(8,7-7,35) 2,31+ (8,93-1.212)
2. Решить уравнение: 2. Решить уравнение:
а) 17 – х = 0,87 а) 11 – х =7,39
б) 45,6 – р = 13 б) 65,3 – р =27
в) у + 4,837 = 6,5 в) у + 2,109 = 5,9
VII. Подведение итогов.
Учитель: Шестая остановка «Конечная»
Учитель: Подведем итог урока.
- И так чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли своей цели?
VIII. Рефлексия.
Учитель: На партах лежат геометрические фигуры, соответствующие вашей оценке (треугольник- 3, четырехугольник-4, пятиугольник-5).
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок, с комментированием каждой.
Домашнее задание: п.32 № 1262, № 1265
Спасибо за урок!!!

Следующая картина называется «Устный счет» (Слайд 7)

1. (Слайд 8) Поставьте вместо звездочек цифры, чтобы получились верные неравенства:

2. (Слайд 9) Какой кошке поклонялись древние индейцы?

На картине (Слайд 10) мы видим самую большую кошку. Ягуар вызывал восхищение и уважение американских индейцев. Ацтеки, ольмеки, инки и майя поклонялись ягуару, видя в нем воплощение божественной мощи и энергии. Шкуры ягуаров носили вожди племен, когти и зубы этого хищника служили талисманами; считалось, что выпивший кровь ягуара получал силу и ловкость этого зверя.

3. (Слайд 11) Какую птицу называли птицей–легендой?

Венценосный журавль-12,

священный ибис-11,

белый и черный аисты-10

(Слайд 12) Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он - символ доброты и счастья. …Одна из легенд рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.

4. Продолжаем экскурсию. Что изображено на этой картине? (Слайд 13)

Королевская мантия-часть торжественного облачения монарха .

(Слайд 14) Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

Ребята, вы видите картины (Слайд 15), которые надо подготовить к выставке, но денег у организаторов хватит только на реставрацию одной картины. Давайте узнаем, какую картину планирует подготовить к вернисажу руководство. Для этого надо выполнить задание.

Доктора советуют употреблять в пищу как можно больше витаминов, особенно витамина С, который содержится в ягодах и фруктах. Установите, где витамина С больше. (Слайд 16)

Апельсины – 0,055 г

Мандарины – 0,04 г

Клюква – 0,015 г

Урок математики в 5 классе по теме

Подготовила: учитель математики

Большакова Е.А

Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;

2) продолжить формирование вычислительных навыков;

3) привить интерес к предмету математики.

Ход урока.

I . Устные упражнения:

1) Угадай, какая дробь!

1. Пять целых две десятых =

а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002

2. Ноль целых восемь тысячных =

а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8

3. Три целых двадцать пять десятитысячных =

а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025

4. Шестнадцать целых пять сотых =

а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05

2
) Выполни действия:



3,07 – 1,06 = 2,01

=


II . Изучение нового материала.

1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.

2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».

3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).

Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой

Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

+ 9,138

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+ 9,138

Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

III . Закрепление.

1. №1186 (б, в, г, д):

б) 16,78 – 5,48 = 11,3

в) 95,381 + 3,219 = 98,600

+ 3,219

г) 8,9021 + 0,68 =9,5821

+ 0,6800

д) 88,252 – 4,69 =83,562

2. Тесты с сигнальными карточками.

3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».

1) 2,31 + (7,65 + 8,69)

2) 14,537 – (2,237 + 5,9)

3) (24,302 + 17,879) – 1,302

4. Решить задачу.

Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?

IV . Итог урока.

Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.

- 6,8 _

- 6,8 _

V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.