Общие признаки человека и млекопитающих. Общие признаки человека и млекопитающих Систематическое положение человека в системе органического мира

Появление человека как биологического вида - это результат длительного эволюционного процесса и связано с историческим развитием животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Но в отличие от них он обладает значительными особенностями, в том числе высокоразвитым мышлением, сознанием, творческой активностью, членораздельной речью, которые возникли в результате трудовой деятельности человека и его социальных отношений. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens).

Кроме признаков общих с животными человек обладает присущими только ему особенностями строения:

  • прямохождение;
  • позвоночник с четырьмя изгибами;
  • сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем;
  • очень подвижный скелет руки, и особенно кисти;
  • очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 1800 ;
  • расположение таза под углом 600 к горизонтальной плоскости;
  • сильно развитая мускулатура нижних конечностей;
  • большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;
  • мощно развитые большие полушария головного мозга с большой площадью коры (около 2400см2);
  • бинокулярное зрение;
  • ограниченная плодовитость;

44. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей.

Обычно выделяют следующие этапы эволюции человека:

1. Древнейшие стадии гоминизации - происхождение рода Homo.

2. Эволюция рода Homo до возникновения современного человека.

3. Эволюция современного человека.

Первый этап антропогенеза есть чисто биологическая эволюция. На втором этапе к элементарным факторам биологической эволюции подключается действие социального фактора, который на третьем этапе является доминирующим.

Стадия антропогенеза

1. Человек умелый – Homo habilis высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.

Первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ - он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все быликварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов Homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали их. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. При этом самый древний из представителей нового рода, Australopithecus anamensis, произошёл непосредственно от Ardipithecus ramidus 4,4-4,1 миллиона лет назад, а 3,6 миллиона лет назад дал начало Australopithecus afarensis, к которому принадлежит знаменитая Люси.

2.Архантропы (древнейшие люди): Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и 160 см у мужчин. Рука была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейший человек и получил свое название - человек прямоходящий.

3. Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) - ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего и непосредственным предшественником неандертальца. Представитель архантропов. Обнаружена ниж. челюсть (массивная, без подбородочного выступа, в целом сходная с обезьяньей) с полным наборов зубов, к-рые как по размерам, так и по форме и строению близки к человеческим. Обычно Г. ч. объединяют с питекантропами, синантропами и др. древнейшими людьми в один вид - человек прямоходящий (Homo erectus).

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Н. habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы. в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление укрытий, орудий труда и использование огня.

4.Палеоантропы (древние люди) Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Рассматривают как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis)

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня. Для них были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Эти признаки могли быть результатом отбора, действовавшего в направлении энергетически более выгодного теплообмена и увеличения физической силы. Неандертальцы имели крупный, хотя еще и примитивный мозг (1400-1600 см3 и выше), длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым «шиньонообразным» затылком; очень своеобразно «неандертальское лицо» - со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком.

5.Неоантропы (новые люди) Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь, мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди. Древние люди создали богатую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге). Необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что может быть доказательством «взрывного», скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции.

Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах , закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.

В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Место человека в системе органического мира

Человек — это общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

Человек появился на Земле в итоге длительного процесса развития (антропогенеза).

Все ныне живущие представители человечества относятся к одному виду — Человек разумный (Homo sapiens) , который принадлежит к типу хордовых , подтипу позвоночных , классу млекопитающих , отряду приматов исемейству гоминид .

Отличительными особенностями человека являются:

  • очень крупный (абсолютно и относительно) головной мозг с развитыми областями, отвечающими за членораздельную речь и мышление;
  • изменение пропорций конечностей — удлинение ног по сравнению с руками;
  • S-образная форма позвоночного столба с выраженными шейным и поясничным изгибами;
  • расширенная форма таза;
  • уплощённая в переднезаднем направлении грудная клетка;
  • сводчатая стопа с массивным и приведённым большим пальцем и относительной редукцией (недоразвитием) остальных;
  • полное противопоставление большого пальца кисти остальным;
  • редукция (недоразвитие) волосяного покрова;
  • сильное развитие папиллярных узоров на коже подушечек пальцев кисти;
  • увеличение периода детства.

Хордовые — это тип вторичноротых животных.

Для хордовых характерны следующие признаки:

  • осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды, которая у высших хордовых (позвоночных) замещается позвоночником;
  • спинная нервная трубка, лежащая над хордой (трубчатая центральная нервная система), из которой развиваются головной и спинной мозг;
  • парные метамерные (сегментарные) жаберные щели в стенке глотки, имеющиеся в течение всей жизни (у первичноводных хордовых) или на определённой стадии развития (у наземных хордовых).

Млекопитающие , или звери, — это класс животных, относящихся к подтипу позвоночных типа хордовых. Человек, являясь представителем млекопитающих, имеет все основные признаки, характерные для этого класса:

  • молочные железы ;
  • волосяной покров ;
  • кожные железы (сальные и потовые);
  • четырёхкамерное сердце с левой дугой аорты ;
  • семь шейных позвонков с видоизменёнными первым (атлант) и вторым (эпистрофей) позвонками;

  • гетеродонтные (разные по строению) зубы , среди которых можно выделить резцы, клыки и коренные зубы;
  • три слуховые косточки в полости среднего уха и развитое наружное ухо ;
  • губы , в толще которых расположены мышцы;
  • слюну, содержащую ферменты ;
  • диафрагму , разделяющую грудную и брюшную полости;
  • лёгкие , построенные из альвеол ;
  • эритроциты, лишённые ядер ;
  • гортань с голосовыми связками ;
  • веки с ресницами.

Приматы — это отряд высших плацентарных млекопитающих. С большинством приматов человека сближает ряд общих признаков:

Пятипалая конечность — это принцип строения конечностей наземных позвоночных, в том числе общий план строения конечностей млекопитающих и человека. В процессе эволюции отдельные детали строения конечностей могут изменяться, но общий принцип остаётся неизменным.

  • плоские ногти на пальцах кистей и стоп;
  • наличие папиллярных узоров на ладонях и подошвах;
  • слабое развитие органов обоняния, хорошее — органов слуха и зрения ;
  • сходство ДНК (у человека и шимпанзе около 90% сходных генов);
  • строение мимической мускулатуры.
  • низкая плодовитость, компенсируемая развитой заботой о потомстве ;

Человекообразные обезьяны (гоминоиды, антропоиды) — это надсемейство узконосых обезьян , в которое входят семейства гиббоновых (гиббоны), понгид (орангутаны, гориллы, шимпанзе) и гоминид (представители рода Человек и единственного ныне живущего вида Человек разумный).

Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые и позволяют отнести к этому надсемейству человека. Это следующие признаки:

  • крупные размеры тела;
  • отсутствие длинного хвоста;
  • сходная форма ушной раковины;
  • крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами;
  • сходное строение зубов, особенно жевательной поверхности («узор дриопитека»);
  • строение внутренних органов;
  • наличие аппендикса;
  • сходные группы крови;
  • сходство в течении болезней, особенно инфекционных.

Наибольшее сходство с человеком обнаруживают представители семейства понгид, особенно шимпанзе (процент сходных генов у человека и шимпанзе достигает 91).

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова), или рудиментарные органы , — это сравнительно упрощённые и недоразвитые структуры, утратившие своё основное значение в процессе исторического развития (филогенеза).

У человека к рудиментам относят:

  • хвостовые позвонки;
  • аппендикс как орган пищеварения;
  • мышцы ушной раковины;
  • волосяной покров туловища;Аппендикс является рудиментом только как часть кишечника, утратившая пищеварительную функцию, хотя в организме он играет важную роль — является частью иммунной системы
  • третье веко.

Рудименты закладываются во время зародышевого развития, но полностью не развиваются. В отличие от атавизмов рудименты встречаются у всех особей вида.

Атавизмы (лат. atavus — предок) — признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у отдалённых предков, но исчезли в процессе эволюции.

У человека к атавизмам относят:

  • наличие хвоста;
  • обильный волосяной покров на теле и лице (гипертрихоз);
  • многососковость;
  • сильно развитые клыки.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

Человек – биологический вид:

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные (черепные)

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды (Люди)

Род Человек

Вид Человек разумный разумный

Общие признаки человека и хордовых животных:

Наличие хорды у зародыша;

Внутренний скелет;

Трубчатое строение центральной нервной системы, состоящей из головного мозга, спинного мозга и нервов;

Кровеносная система замкнутая, имеет сердце.

Общие признаки человека и млекопитающих :

Вынашивание плода в специальном органе – матке;

Живорождение и вскармливание молоком;

Наличие молочных желез с сосками;

Кровеносная система имеет два круга кровообращения и четырехкамерное сердце;

Постоянная температура тела;

Тело имеет волосяной покров;

В шейном отделе 7 позвонков;

Два поколения дифференцированных зубов;

Наличие ушных раковин и др.

Сходство с человекообразной обезьяной :

Пятипалая конечность с плоскими ногтями;

Большой палец руки противопоставлен остальным;

Бинокулярное объемное цветное зрение;

Хорошо развита мимика лица;

Одинаковые группы крови;

Уникальные особенности человека :

Более развитый головной мозг (1200-2000 см³, у обезьян 500-550 см³): речь, логическое и абстрактное мышление;

Вертикальный скелет: 4 изгиба позвоночника, свод стопы;

Подвижные суставы пальцев, способные к сложным движениям;

Умение изготавливать и использовать сложные орудия труда.

Доказательства общности происхождения человека и животных:

Рудименты – органы, утратившие свое значение: третье веко, копчиковые позвонки, ушные мышцы, волосяной покров на теле.

Атавизмы – характерные признаки животных, которые иногда проявляются у людей: многососковость, хвост, сильный волосяной покров.

Клеточное строение организма человека .

Организм человека, как и любой другой состоит из клеток.

Клетки различаются по форме ; размерам: яйцеклетка – самая крупная клетка нашего организма – 0,2 мм, лейкоцит – несколько микрометров; продолжительности жизни: клетки кишечного эпителия – 1-2 дня, эритроциты – 3-4 месяца, костные – 10-30 лет, нервные всю жизнь.

Строение клетки человека:

Цитоплазматическая мембрана (плазмалемма) – важнейшее свойство – полупроницаемость.

Отграничивает содержимое клетки от окружающей среды,

Регулирует поступление веществ,

Воспринимает раздражения,

Осуществляет связь с другими клетками.

Ядро – несет наследственную информацию, регулирует процессы жизнедеятельности клетки.

Строение: ядерная оболочка из двух мембран, хромосомы (46) – наследственный материал клетки, в основе которого молекулы ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты, ядрышко – место образования рибосом, кариоплазма – внутренняя среда ядра.

Цитоплазма – внутреннее содержимое клетки без ядра. Состоит из гиалоплазмы (жидкая среда), органоидов и включений.

Органоиды – постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции.

Мембранные органоиды клетки: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы.

Эндоплазматическая сеть – система мембранных канальцев и цистерн. Шероховатая ЭПС несет рибосомы, здесь идет синтез белков. В гладкой образуются жиры и углеводы.

Митохондрии - энергетические станции клетки.

Функция: окисление органических веществ и запасание энергии в молекулах АТФ.

Комплекс Гольджи- система мембранных канальцев, цистерн, трубочек.

Функция: синтез углеводов, накопление и транспортировка веществ, образованных в других органоидах.

Лизосомы – небольшие округлые тельца, имеющие одну мембрану. Содержат ферменты.

Функции: разрушение утративших значение органоидов, частей клетки и даже органов, внутриклеточное пищеварение.

Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр (2 центриоли), цитоскелет, клеточные включения (гранулы), жгутики, реснички.

Рибосомы – самые мелкие органоиды.

Функция: синтез белка.

Клеточный центр – 2 центриоли с отходящими микротрубочками.

Функция: участвуют в делении клетки.

Ткани и органы

Ткань – группа сходных клеток и межклеточного вещества, выполняющих определенную функцию в организме.

Эпителиальная ткань – клетки плотно прилегают друг к другу, образуя 1 или несколько слоев; межклеточное вещество развито слабо.

Функции: защитная - покровный эпителий (поверхностные слои кожи, слизистые оболочки внутренних органов, сосудов, протоков); выделительная, регуляторная - железистый эпителий (потовые железы, железы внутренней и внешней секреции).

Соединительная ткань – имеет хорошо развитое межклеточное вещество (хрящевая, костная, жировая, кровь и лимфа). Функции различны: опорная, механическая, транспортная, защитная.

Мышечная ткань – способна сокращаться и укорачиваться.

Гладкая мышечная ткань – одноядерные веретеновидные клетки, способные к автоматическому, но медленному сокращению. Образуют стенки внутренних органов, сосудов, протоков желез.

Поперечно-полосатая мышечная ткань – многоядерное волокно от1мм до 12 см. Способна к быстрому сокращению, подчиняется сознанию человека.

Сердечная мышца – поперечно-полосатая особого строения, 1-2- ядерные клетки, образующие комплексы. Работа сердца не контролируется сознанием человека.

Нервная ткань – клетки (нейроны) способны воспринимать раздражение и передавать нервные импульсы.

Строение клетки : тело , короткие отростки – дендриты , длинный отросток – аксон .

Нейроглия – межклеточное вещество и вспомогательные клетки, выполняющие защитную, питательную, опорную функции.

Синапс – место контактов отростков нейронов, по которым передается нервный импульс.

Орган – часть тела определенной формы и строения, выполняющий определенную функцию.

В образовании органа участвуют разные ткани, но одна является ведущей: мозг – нервная ткань, сердце – мышечная ткань и т.д.

Органы объединены в системы органов . Система – это группа органов, выполняющая общую функцию.

Выделяют системы: скелетную, мышечную, мочевыделительную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, половую, эндокринную, нервную.

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция – форма регуляции с помощью биологически активных веществ – гормонов , которые вырабатываются эндокринными железами (внутренней секреции). Гормоны очень активны, действуют избирательно и быстро разрушаются.

Все железы организма делятся на 3 группы:

1. Железы внешней секреции – имеют протоки. Выделяемые вещества, секреты , по протокам попадают во внешнюю среду (потовые, сальные, молочные) или в орган (слезные, слюнные, печень).

2. Железы внутренней секреции – не имеют протоков. Выделяемые вещества, гормоны , выделяются в кровь, лимфу. К железам внутренней секреции, или эндокринным, относятся: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, вилочковая железа.

3. Железы смешанной секреции – вырабатывают и секреты (имеют протоки) и гормоны (выделяют непосредственно в кровь) - поджелудочная железа, половые железы.


Похожая информация.