Планы конспект по развитию речи. Конспект урока на тему "развитие речи". Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

Конспект урока русского языка, 1 класс

Тип урока: Урок изучения новых знаний
Павлова И.В. учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 2 города Олонца"
Применяемые технологии и приемы: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, проблемный диалог, продуктивное чтение, здоровьесберегающие технологии.
Тема: Развитие речи. Текст. В Сутеев «Три котёнка»
Цель: умение пересказывать текст
Задачи:
- обучать нормам речевого этикета
- формировать умение находить связь смысла содержания с пунктами составленного плана
- воспитывать культуру общения
- формировать умение ориентироваться и находить необходимую информацию в словаре
Оборудование и материалы: компьютер, Интерактивная доска, мультимедийная презентация «К уроку по Сутееву»
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок русского языка.
Урок развития речи. (Слайд 1 презентации)
Красиво говорить - нелегкое дело,
Мы за него возьмемся смело.
Чтобы в речи ошибок не допускать,
Будем говорить, слушать и размышлять.
Обучающиеся внимательно проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.
- Перед вами портреты известных людей(слайд 2) Посмотрите внимательно. Назовите их имена. Кто в этом ряду показался лишним? Почему?
-На портретах изображены детские поэты, они писали стихи для детей.
Дети называют имена и фамилии поэтов:
А.С. Пушкин
С.Я. Маршак
А.Л. Барто

Четвёртый портрет нам неизвестен.
- Перед вами на слайдах(3-6) изображён детский писатель Владимир Сутеев. Чтобы узнать его биографию, ученик нашего класса Георгий Суворов от имени самого писателя поведает о себе.

Ученик рассказывает биографию Сутеева.
с показом книжной выставки писателя и выполнением интерактивного задания на доске.
(Слайд 3)

Меня зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Родился я 5 июля в 1903 году в городе Москва. Мой отец работал врачом, очень хорошо рисовал, и его увлечение и знание искусства передалось и мне. Так, в 14 лет я уже подрабатывал, рисуя для различных выставок здравоохранения. Интересно, но я мог рисовать одной рукой и в то же самое время другой рукой писать какой-нибудь рассказ.
Мне нравилось писать для детей сказки, их у меня много, сценарии, по которым снимались советские мульфильмы. Вот некоторые из них: «Кто сказал мяу?», «Живые грибы», «Кораблик», «Мешок яблок», «Три собаки», «Страшный зверь», «Две сказки про карандаш и краски» Также я иллюстрировал не только свои книжки, но и книги Джанни Родари «Приключения Чипполино», английского писателя Муура « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», детские сказки советских писателей Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
Сейчас я хочу проверить, как вы вспомните те мои произведения, которые знаете с детства. Вот Вам задание: переставьте буквы в « перепутанных словах»:
1.«блояок» («Яблоко»)
2. «аёлк» (Ёлка»)
3 «отк – ловрбыл» (« Кот – рыболов»)
4. «абубкшин догоро» («Бабушкин огород»)
5. «ядяд ишам» («Дядя Миша»)
6. «нзарые олкёас» (Разные колёса»)
7. «лонкёцып и тёуокн» (Цыплёнок и утёнок»)
8. «ымошокн и арканадш» (Мышонок и карандаш»)
9. «емулеы ркиу» («Умелые руки»)
10. «арпизканя ошкак» («Капризная кошка»)

3. Целеполагание
Игра «Угадай-ка детёнышей зверей»
Работа в парах.
- У меня на карточках написаны звери, вы дописываете рядом их детёнышей.
Корова – …
Уж-…
Мышь- …
Еж-…
Овца – …
Лошадь - …

Перед вами текст, в котором главными героями являются те детёныши, которых вы сейчас назвали и они пропущены. Догадайтесь, о ком этот текст. (Слайд 11)
Сообщение темы.

Текст. Рассказ Сутеева В.Г.« Три котёнка» .
Сейчас прозвучит этот текст. Во время чтения попробуйте определить жанр текста. Читаем вместе. (Звучит аудиозапись).
- Какой жанр текста мы прочитали?
- Почему это не сказка и не стихотворение?
Попробуйте его пересказать. Трудно? Сможете ли вы, ребята, назвать цель нашей работы на уроке.
Цель урока – научиться пересказывать текст «Три котёнка»
Личностные:
- быть внимательным к окружающему миру
3. Организация освоения новых знаний
Работа по соответствию плана рассказа тексту.
- Перед вами план рассказа(Слайд №11)
1. Котята и серая мышь.
2. Вслед за лягушкой!
3.Видим рыбку в пруду.
4. Идём домой.

Работа в парах.
-Сейчас мы разделимся по парам.
Посмотрите на составленный план. Как бы вы, первоклассники разделили расположенный на доске текст?

Беседа по конкретному содержанию данного рассказа.

Работа по первой части. (Котята и мышь.)
- Опишите цвет котят, какими они были вначале.

Сейчас посмотрите на доску. Перед вами котята. (Слайд 13) Какие из них могли быть героями нашего рассказа?
-Кто на пути котят повстречался первым?
-Изменилось ли что во внешнем виде котят после совместной погони за мышкой? Почему?
- Перескажите первую часть.
Физминутка
Мы,как мышки, маленькие(приседаем)
Мы, как рыбки, плаваем(движение «волна»)
Мы как кошки, моемся,(движения руками)
Как лягушки, прыгаем.(прыжки)

Работа над второй частью «За лягушкой»

-Куда прыгнула лягушка?

А что такое самоварная труба? (Слайд 14)
Посмотрите на слайд, на нём изображена часть русской избы, найдите в ней самоварную трубу.
- Изменилось ли что во внешнем виде котят, когда они вылезали из самоварнойтрубы? Подумайте и скажите, а почему именно такого цвета стали наши герои?
- Перескажите вторую часть.
Работа над третьей частью.
- Какие водоёмы вы знаете?
- Перед вами различные водоёмы. Выберите тот, который подходит по смыслу к нашему рассказу.
- А что такое пруд? Посмотрим в словарь. Прочитайте определение такого водоёма, как пруд.
- Какими котята стали после того, как половили рыбу в пруду?
- Перескажите третью часть.

Работа над четвёртой частью.
-Какими котята станут, вернувшись после таких приключений домой?

Перескажите 4 часть
Физминутка «Кошечка»
На чердак залезла кошка, (показывают движения кошки)
Посмотрела кошка вниз (Движения головы вниз)
Посмотрела кошка вправо. (Смотрят вправо)
Посмотрела киска влево. (Смотрят влево)
Вверх голову подняла(Смотрят вверх)
Взглядом проводила мух.(Движения глаз от правого плеча к левому)
Изогнулась, потянулась, встала лапкой на карниз
И спустилась быстро вниз

5. Первичное закрепление.
-- В начале урока мы узнали, что Сутеев был писателем. Вспомните его биографию и скажите, кем ещё был Владимир Григорьевич?(МУЛЬТИПЛИКАТОРОМ)
Попробуем и мы поработать над мультфильмом « Три котёнка» по рассказу Сутеева.
Работа по группам.
1-я группа - «Корректоры»
- Вы должны откорректировать сценарий « Три котёнка». В нём пропущены слова, искажены некоторые факты.
2-я группа – « Монтажёры»
- Вам нужно расставить кадры из мультфильма по порядку.
3-я группа – «Художники»
- Вы должны раскрасить некоторые чёрно-белые снимки в цвете в соответствии с текстом.
- Вам поручено озвучить наш мультфильм.
- За работу.
Обучающиеся выполняют работу, предложенную учителем

6. Проверка усвоения
Полученных знаний
Группы представляют свою работу.

1-я группа - «Корректоры»
2-я группа – « Монтажёры»
3-я группа – «Художники»
4-я группа – «Звукооператоры»

«Лидер» 1-й группы читает исправленный текст.
Выходят все участники 2-й группы с кадрами, расставленными по порядку.
Показывают ребятам получившиеся кадры.
На доску включается мультфильм с выключенным звуком, участники 4-й группы озвучивают его.

7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Подведём итог нашего урока. Перед вами незаконченные предложения. (Слайд 16)
Выберите любое предложение и продолжите его.
1. На уроке я научился …
2. Оказывается, что Владимир Сутеев …
3. Сегодня мне удалось …
4. Мне было интересно, когда …
5. Меня удивило то, что …
6. Теперь я умею …
7. Я испытал трудность при …
8. Я думаю, что в будущем …
Дети дают оценку работе на уроке

Презентация на тему: Развитие речи. Сутеев «Три котёнка»

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

План серии занятий

с детьми среднего дошкольного возраста

Приоритетная задача речевого развития серии занятий:

п/п

Наименование занятий

Оборудование

Составление описания предмета с использованием игрушек диких животных

Игрушки: лиса, заяц, медведь, загадки про лесных животных

Составление описания предметов с использованием картинок «Домашние и дикие животные»

Набор картинок «Домашние животные» (кошка с котенком, собака с кутенком, корова с теленком), «Дикие животные»

Составление связного высказывания «В гостях у лесника»

Игрушка – Лесник, картинка лес, игрушка из кукольного театра белочка

Составление рассказа «Кто заблудился?»

Игрушка – зайчик, иллюстрации фруктов, овощей

Тема: «Дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием игрушек диких животных), развивающие игры «Найди первый звук», «Красный и зеленый», динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Кукла Лунтик, различные игрушки, зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Это сказочный зверек лилового цвета.

Он упал с Луны.

Этот зверек очень любознательный.

У него много друзей.

Дети: Лунтик.

Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.

На ширме появляется Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

    Проблема.

Воспитатель: Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка

Составление описательных рассказов.

Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.

Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

    Динамическая пауза « Ванька – Встанька».

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

Примеры:

Кукла

Вукла

Тукла

Нукла

Ташина

Дишина

Нашина

Машина

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Мубик

Субик

Кубик

Мубик

Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с"), з (з"), л л(л").

    Рефлексия.

Лунтик: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своему другу Кузе. Спасибо вам. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли с Лунтиком, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, а теперь нарисуйте свою любимую игрушку.

    Практическое задание «Моя любимая игрушка» на развитие мелкой моторики рук.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Домашние и дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Материал:

Картинки с животными, альбомные листы, карандаши

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет глаголов, качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в зоопарк. И поедим мы на волшебном паровозике, но сесть в паровозик можно лишь, когда правильно ответишь на вопросы. Начинаем!

Слон большой, а собачка….(маленькая).

Летом тепло, а зимой …(холодно).

Кресло мягкое, а стул…(жесткий).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Мама молодая, а дедушка…(старый).

Соль соленая, а сахар…(сладкий).

Лимон кислый, а лук…(горький).

Дерево высокое, а кустик…(низкий).

Веревка толстая, а нитка…(тонкая).

У коровы хвост длинный, а у козы…(короткий).

Береза белая, а черника…(черная).

Все заняли свои места?

    Игра на обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут в лесу. Как их называют, одним словом?

Дети перечисляют диких животных.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут рядом с людьми. Как их, называют одним словом?

Дети перечисляют домашних животных.

    Проблема.

Воспитатель: Станция «Зоопарк». Выходите и посмотрите по сторонам, вы кого-нибудь видите? Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Я буду описывать животное, а вы должны его угадать. Если вы правильно его угадаете, то оно непременно покажется.

Воспитатель описывает животное, дети угадывают. Если дети отгадали правильно, на мольберт выставляется картинка, на котором изображено описываемое животное. Потом воспитатель предлагает детям описать животное. (Ребенок выбирает картинку с животным, но не показывает другим детям, и описывает по схеме).

    Динамическая пауза.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, вместе с мишкой сделаем разминку.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Руки к плечам.

Головой медведь крутил. Вращение головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны.

Вот он по лесу идет. Ходьба на месте.

Ищет мишка корешки,

И малиновые кусты. Повороты туловища.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. Дети садятся на места.

    Игра на формирование грамматического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите, сколько животных в зоопарке. Один медведь – а если их много, как надо сказать..медведи.

Лиса…лисы.

Заяц…зайцы.

Волк…волки.

Корова…. коровы.

Белка…белки.

Собака..собаки.

Кошка…кошки.

    Игра на обогащение словаря.

У животных тоже есть мамы, папы и детки.

У тигра…тигренок.

У лисы…лисенок.

У медведя…медвежонок.

У белки…бельчонок.

У зайца…зайчонок.

А у домашних животный: у коровы…теленок.

У лошади…жеребенок.

У кошки..котенок.

У собаки…щенок.

У свиньи…поросенок.

Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра: «Кто как разговаривает».

Я буду показывать картинки с животными, а должны правильно назвать голос.

Корова…мычит.

Лошадь…ржет.

Коза…блеет.

Свинья…хрюкает.

Собака…лает.

Кошка…мяукает.

Тигр…рычит.

Волк…воет.

Медведь…ревет.

    Игра на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: Мы отправляемся в детский сад, а чтоб нам не скучно было ехать, мы с вами поиграем. Покажите мне рисунок с животным в названии, которого есть звук с, с", з, з", ц, ш, ж, ч, щ, л, л", р, р".

    Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке? Каких животных мы встретили? Какие животные вам нравятся? Почему?

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать животных, вы можете поиграть в игры, в которые мы с вами играли сегодня.

    Практическое задание «Мое любимое животное» на развитие мелкой моторики рук. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «В гостях у лесника»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; упражнять детей в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, различные предметы посуды, альбомные листы, карандаши, трафареты «Посуда»

Словарная работа:

Расширить активный словарь за качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? На ширме появляется кукла –дедушка Лесник. Здравствуйте, вы кто?

Лесник. Я, дедушка Лесник. Я слежу за порядком в лесу и охраняю его. Ребята,у меня случилось горе. Я не могу дойти до своего дома в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Леснику разобраться по картинке, где находится его домик и как до него дойти. А пока мы будем искать нужную тропинку, назовите какой дом у дедушки Лесника, если он находится в лесу?

Дети называют домик «лесной».

Воспитатель: К дому Лесника ведет тропинка узкая, а дорога…. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ….(низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий). Как много тропинок в лесу! По какой нам пойти? У кого спросить? А вот, белочка! Как найти дорогу к Леснику?

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый устанавливает декорацию ветки; белка прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белочку для Лесника.

Лесник благодарит детей за помощь и приглашает детей в гости в свой лесной домик.

    Игра «Подскажи словечко» на обогащение словаря, развитие внимания.

У стола стоит Алешка,

Он раскладывает…ложки.

Помогает Милочка –

Всем кладет по …вилочке.

Маленькая Эллочка

Принесла…тарелочки.

А теперь с Наташкой

Ставит к блюдцам…чашки.

Возле них Аленка

Сыплет соль в …солонку.

В кухне варит Юля

Вкусный суп в..кастрюле.

Жарит ловко на огне

Блинчики в …сковороде.

Помогает ей Иришка –

От кастрюли держит…крышку.

Старший брат Егорка

Трет морковь на…терке.

Ну, а бабушка варвара

Села рядом с …самоваром,

Говорит: - Как рада я!

Хороша у нас семья!

Лесник. Ребята, я всегда угощаю гостей вкусным ягодным чаем. А вот мой любимый чайник.

Воспитатель: А мы знаем стихотворение о чайнике. Мы его расскажем и покажем:

    Динамическая пауза. «Чайник»

Привет, я чайник Руки вверх, помахать ими.

Большой и толстый. Руки на пояс, наклоны вправо-влево.

Вот моя ручка, Правую руку на пояс.

А вот мой носик. Левую руку вверх – рывки руками.

Если буду кипеть, Повороты кругом.

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь, Наклоны вперед.

Чаю себе нальешь. Дети садятся на свои места.

    Игра на расширение словаря.

Лесник: Вот какая у меня красивая посуда.

Если стакан из стекла, какой он…стеклянный.

Тазик из меди…медный.

Ваза из хрусталя…хрустальная.

Ложка из метала…металлическая.

Кастрюля из алюминия…алюминиевая.

Тарелка из фарфора…фарфоровая.

    Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Лесник: ах, какие вы молодцы, помогли мне добраться домой, а какие вы умные… Повторяйте за мной:

Громко: Ар-ар-ар – вот закипел самовар.

Тихо: Ку-ку-ку - я заварку принесу.

Громко: Щу-щу-щу – И вас чаем угощу.

    Рефлексия.

Лесник: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы описывать умеете, и помогли мне найти дорогу. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать. А теперь вы можете взять трафаретки и нарисовать тропинку к домику Лесника.

    Практическое задание «Дорога к домику Лесника» на развитие мелкой моторики рук с использованием трафареток. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Кто заблудился?»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобные слова в связное высказывание.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Материал:

Игрушка зайчика, иллюстрации с изображением овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы, карандаши.

Словарная работа:

Расширить активный словарь качественными прилагательными.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

На ширме появляется кукла Зайчик

Воспитатель: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц)

Воспитатель: Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька)

Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. Чем ты так озабочен, что у тебя случилось?

Зайчик: Здравствуйте, ребята.

Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал.

Воспитатель: Почему зайчик заплакал? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный)

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».

«Если зайчик уколол лапку, мы…. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

Воспитатель: давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

Ребята составляют коллективное связное высказывание, каждый ребенок продолжает предложение, начатое взрослым или ребенком.

Зайчик: Ребята, я хочу кушать.

Воспитатель: Что кушает зайчик? (дети отвечают)

    Лексико-грамматические упражнения:

«Овощ или фрукт?» - дифференциация овощей и фруктов. Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?»

Дети: Яблоко – это фрукт или Помидор – это овощ.

«Что у кого?» - составление сложных предложений с союзом а.

Воспитатель: Таня, что у тебя, а что у Коли?

Дети: У меня яблоко, а Коли огурец. И так далее.

    Проблема.

Зайка: Я люблю кушать морковку, капусту – овощи, только как я их узнаю?

Воспитатель: Мы тебе поможем. Мы опишем овощи и фрукты и придя на базар ты сразу их узнаешь.

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Зайка: Я все понял, спасибо вам, ребята. Я побежал скорее на рынок.

Воспитатель: А мы пока отдохнем.

    Динамическая пауза «Овощи».

Перед каждым упражнением воспитатель показывает муляжи овощей.

На огород мы побежим, что растет там поглядим. Бег по кругу.

Под листочками на грядке

Огурцы играют в прятки. Наклоны туловище вправо – влево.

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок: Руки на поясе, повороты вправо-влево

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке. Ладошки сложить вместе, приложить к щеке, наклоны головы

А зеленая стрела

Очень быстро подросла. Встать на носки, поднимая руки вверх.

Жаль, нельзя взлететь стреле –

Крепко держит лук в земле. Приседания.

Смотрит с грядки грустно – грустно

Белоснежная капуста. Ходьба на мете.

Целый месяц солнце грело,

А она не загорела. Подскоки.

    Упражнение «Назови по образцу» - образование качественных прилагательных.

Зайка: Я все купил и теперь приготовлю вкусный обед: поджарю картошку, подварю свеклу…

Воспитатель: зайка, ты не правильно говоришь.

Зайка: А как надо правильно?

Воспитатель: Жарить картофель – значит, он какой?...жаренный.

Варить свеклу – значит, она какая?..вареная.

Парить репу – значит, она какая?..пареная.

Солить капусту - …соленая.

    Упражнение «Исправь Зайкины ошибки» - поиск грамматических ошибок.

Зайка: Ой как весело получается, я делаю ошибки, а вы исправляете. Давайте еще поиграем:

Маша приготовила картошка пюре….картофельное пюре.

Папа принес кабачок икру…кабачковую икру.

Бабушка испекла яблоко пирог…яблочный пирог.

В магазине яблоко сок…яблочный сок.

Мама сварила груша компот…грушевый компот.

    Упражнение «Угадай слово» - работа над звуковой стороной речи.

Зайка: Поиграем в загадки? Что в корзине у меня – сли…ва, яб..локо, гру..ша, капу..ста, кааба…чок, поми..дор, огу..рец.

    Рефлексия.

Зайка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы мне помогли разобраться. Я теперь знаю, как узнать овощи и фрукты. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы не только помогли Зайке, но и сами повторили, что называется овощами, а что фруктами. Описали фрукты и овощи.

    Практическое задание (по выбору детей): рисование, штрихование овощей и фруктов с помощью трафареток, настольные игры « Разложи фрукты и овощи», «В суп – в компот», «Собери картинку» и т.п.

Горбань Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Конспект занятия по развитию речи и обучению и обучению грамоте в старшей группе .

«Путешествие в страну слов » .

Составила :О. П. Горбань.

Предварительная работа :

Цели :

Дидактические : Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово » , различие слов . Расширить словарный запас , формировать грамматический строй речи , развивать слуховое внимание .

Развивающие : Развивать слуховое внимание , вербальную и зрительную память.

Воспитательные : Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова , соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх .

Предварительная работа : 1. Игра «Я знаю 5 названий» , 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки» .

Материал : демонстрационный : конверт с письмом от Незнайки (задания) .

Раздаточный : карандаши, картинки из серии – «мебель» , «посуда»

Планируемые результаты : Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что) .

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я» ) с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные , грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель : ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов . Весь мир слов , которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Скажем вместе.

Девиз нашего занятия :

Дети : «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками) .

Воспитатель : Где живут наши звуки?

Дети : В ротике.

Воспитатель : Что помогает правильно произносить звуки и слова ?

Дети : Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели : Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как жжужит жук?

Как воет волк?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Как шипит змея?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом) :

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель : «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка) .

Воспитатель достает портфель и говорит : «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

Игра : «Доктор звуков» .

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра : «Слова родственники » .

Я назову слова , а вы слова , которые могут быть похожими :

Лес – лесной,

Дерево – деревянный,

Стекло – стеклянный,

Железо – железный,

Пластмасса – пластмассовый.

Слова – превращения .

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар , и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра : «Кто знает, пусть продолжает» .

Мебель –

Посуда –

Одежда –

Фрукты –

А сейчас отдохнем :

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Игра : «Скажи наоборот» .

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Сильный – слабый.

Сладкий – горький.

Злой – добрый.

Белый – черный.

Аккуратный – грязный.

Составление рассказа по схеме «о себе» .

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается) .

Составление рассказа детьми.

Воспитатель : «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель : Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

Конспект НОД для старшей группы «Вежливые слова»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись. Вы добрые дети. И мне сегодня было очень приятно с вами беседовать.

Конспект

занятие по развитию речи в средней группе №7 по теме:

«Мама милая моя»

Составила воспитатель

Серебрякова Н.А.

г.Нижнекамск.

Республика Татарстан.

Тема: "Мама милая моя».

Цель: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу; продолжать учить отвечать четко на вопросы; составлять описательный рассказ по фотографии; активизация в речи детей прилагательные и глаголы.

Материал: фотографии с изображением мам, ватман, листы (лепестки) бумаги для составления коллажа.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая, обращаясь к детям:

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!
Кто сказал: “Вставать пора? Мамочка!
Кашу кто успел сварить?....
Чаю в чашку кто налил?...
Кто косички мне заплел?...
Дома все убрал, подмел?....
Кто ребячий любит смех?...
Кто на свете лучше всех?....Мамочка!

О ком это стихотворение?

Как зовут ваших мам? (назвать имя, отчество).

Какие красивые имена у ваших мам.

Основная часть.

Ребята, а вы своих мам любите? (да). Хотите сделать подарок мамам? (да). Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Записывает слова на листок в виде лепестка).

Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).

Когда мама улыбается, смеется? Какая? (веселая).

Когда дети шалят, а мама не ругает? Какая? (добрая).

А если вы маму любите, то она какая? (ласковая).

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Игра “Расскажи о маме”

Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографию и рассказывает о своей маме. Например: “Мою маму зовут Валентина Анатольевна. Она работает в больнице, врачом. Моя мама лечит людей. Она добрая, веселая, ласковая, красивая, любимая….”Затем дети показывают фотографию мамы и рассказывают о ней.

Физминутка “Мама”.

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.

Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А какие мамы бывают у животных? (Игра с иллюстрациями).

У зайчат мама – зайчиха.

У лисят мама – лиса.

У медвежат мама – медведица.

У волчат мама – волчица.

У бельчат мама - белка.

Игра “Найди пару”.

Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображение домашних и диких животных и их детенышей, так чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картине, но никому не показывать. Как только зазвучит музыка, “животные-мамы” и “детеныши” начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы, белки… Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками.

Мамы зверей так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.

Ребята, покажите, как вас мамы всему учили (дети показывают движения, повторяют глаголы).

  • Ходить
  • Прыгать
  • Умываться
  • Причесываться
  • Ложкой есть
  • Топать ножками
  • Хлопать ручками

Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научили “Мамочка, спасибо!”.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

Занятие

по развитию речи в средней группе

«Лесные обитатели- звери»

Составила воспитатель

Серебрякова Н.А.

г. Нижнекамск.

Республика Татарстан.

Программное содержание:

  • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются.
  • Учить детей различать и выделять в словосочетаниях прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Учить детей составлять небольшое описание рассказов о диких животных по предложенному плану.

Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, золотистый, зубастый, ловкая, проворная, косолапый, мохнатый.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, сюжетные картинки с изображением жилищ диких животных.

Ход занятия.

Послушайте рассказ «Кто, где спит»

Воспитатель: Дети: . Воспитатель: Дети: Ловкая,проворная, .

Дети: Воспитатель: Дети: М . .

Дети: дь. Воспитатель: , ч Дети: .

Дети: Заяц . Воспитатель: Дети: Б . Дети: Дети: .

Воспитатель:

Дети: О . (Рассказы детей)

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи во второй младшей группе.

Путешествие по сказке «Теремок»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

Развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

Воспитательные: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.

Образовательные: ввести в активный словарь имена прилагательные (русская народная, серая, юркая, зеленая, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый), обогатить представления детей о диких животных, отмечать их характерные признаки.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы: игрушка белка, корзина с орешками, экран, оборудование для показа слайдов (ноутбук), листки с изображением морды волка (по количеству детей), карандаши.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать сказку «Теремок».

Появляется игрушка белка.

Белка : Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с орешками, чтобы вы помогли мне их посчитать (показывает корзинку с орешками).

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель : Сколько орешков продала белка? (ответы детей)

Белка : Ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Артикуляционная гимнастика «Оближем губки», «Вкусное варенье».

Белка : Ребята, а еще я принесла вам загадку. Попробуйте ее отгадать.

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Для мышонка и синицы,

Зайца, волка и лисицы.

Воспитатель : Угадали, про какую сказку загадка?

Дети : Про сказку «Теремок».

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка – русская народная или нет?

Белка : Русская народная.

Воспитатель : Ребята, а почему русская народная?

Дети : Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель : Ребята как начинается сказка «Теремок»?

Дети : «Стоит в поле теремок».

Воспитатель : Ребята, а что такое теремок?

Дети : Домик.

Воспитатель : Правильно, это такой маленький нарядный домик.

Отгадайте загадку и узнаете, кто же первый обнаружил этот домик.

Живет в норке,

Грызет корки.
Короткие ножки;

боится кошки.

Дети : Мышка. Мышка-норушка.

Воспитатель : Правильно. Сначала теремок нашла мышка. Опишите мышку, какая она?

Дети : Маленькая, серая, юркая.

Воспитатель : Что любит мышка кушать?

Дети : Корочки, сыр.

Воспитатель : Как мышка бегает? Покажите.

Дети изображают бег мышки – на носочках, поджав передние лапки, мелкими шажками.

Воспитатель : Мышка постучалась в теремок и что спросила?

Дети : «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель : Оказалось, что в домике никого нет. Что потом случилось?

Дети : Мышка поселилась в теремке.

Воспитатель : Кто же следующий нашел теремок? Отгадайте!

Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка,
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Дети : Лягушка.

Воспитатель : Лягушка какая? Что кушает?

Дети: Зеленая, ест комаров и мошек.

Воспитатель: покажите нашей гостье Белке, как прыгают лягушки.

Дети прыгают на коврике. Затем снова рассаживаются полукругом на ковре.

Воспитатель : Что спросила лягушка-квакушка, когда пришла к теремку?

Дети: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: А мышка ответила «Я, мышка-норушка» и пригласила лягушку жить с ней. Стали жить вдвоем: мышка-норушка и лягушка-квакушка.

Воспитатель : После лягушки кто к теремку пришел?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Зайчик-побегайчик.

Белка : Ребята, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(сесть на место)

Воспитатель: Вот и зайчик-побегайчик поселился в теремке. Живут втроем: мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик.

Воспитатель: Кто следующий пришел к теремку?

Дети: Лисичка-сестричка.

Воспитатель : Опишите лису. Какая лиса?

Дети : Хитрая, рыжая, игривая.

Пальчиковая игра: “Про лисичку”.

Бежит лиса по мостику.

Метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики,

Маленькие пальчики.
“Не боимся мы лису,

Быстро спрячемся в лесу!”

Воспитатель: стали жить вчетвером: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. А следующим к теремку пришел…

Дети : Волчок-серый бочок.

Воспитатель : Какой волк на экране?

Дети : Серый, злой.

Воспитатель : Как рычит волк?

Дети : Р-р-р.

Воспитатель : Ребята, а в этой сказке волк злой?

Дети : Нет.

Белка: Ребята, правда, в этой сказке волк совсем не злой. У меня есть картинки с изображением волка, давайте нарисуем ему улыбку. (работа с карандашами, дорисовать на морде волка улыбку)

Воспитатель : Стали они впятером жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок.

Воспитатель: Ну и самым последним кто пришел к теремку?

Дети : Медведь косолапый.

Воспитатель: А почему медведя называют косолапым? Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку) .

Белка : Кто, ребята, знает стихотворение про мишку?

Чтение стихов А. Барто

«Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый
по лесу идёт,
Шишки собирает,
песенки поёт.
Вдруг упала шишка
прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
и ногою - топ!

« Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Воспитатель: Позвали звери и медведя к себе жить. А медведь ведь большой – лез-лез в Теремок, никак не поместится. И решил он тогда на крышу забраться. Что же из этого вышло?

Дети : Теремок развалился

Воспитатель: Сначала звери расстроились, а потом что сделали?

Дети: Решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Белка : Ребята, чему учит эта сказка?

Дети : Эта сказка учит тому, что нужно дружить, помогать друг другу.

Белка : Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.

Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)

Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть? Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Вы сейчас прыгали, играли, помогли мне вспомнить сказку «Теремок», за вашу помощь я дарю вам эту корзину с орехами.

Воспитатель : Спасибо, белка. До свидания.

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в старшей группе.

« В стране сказок».

Программное содержание : Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Демонстрационный материал: Панно для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, зайца,медведя,лисы,петуха.

Ход занятия .

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.

Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь?

Дети: Сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).

Воспитатель: Для чего они вам? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну. А вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.

Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)

Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

Дети: Да, поможем.

Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или

Вторая сказка под цифрой 2

Отгадайте сказку по загадке:

«Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Следующая сказка под цифрой 3

Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)

Ну молодцы.

А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:

«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование):

Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.

Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?

Дети: «Заюшкина избушка».

А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)

Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?

Дети: У зайчика была лубяная избушка.

А, что значит лубяная? (деревянная)

А у лисы какая избушка?

Ледяная.

А, что случилось с зайчиком в этой сказке?

(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

А кто помог зайке в его беде?

(собака, медведь и петушок)

Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)

Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)

А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)

А теперь давайте с вами поиграем

Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать?

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Сказочница:

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.

Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки-раскраски со сказками. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.