Тема и идея "певцы" тургенева. Сочинение по рассказу Тургенева «Певцы Тургенев певцы идея произведения

Десятиклассники анализируют текст И.Тургенева

Анализ рассказа «Певцы»

Рассказ «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника», в которых повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием «Певцов» является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки: «Небольшое сельцо Колотовка <...> лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя, как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы». Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям «хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто». Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч. Казалось бы, если Николай Иваныч привлекает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное. Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки! С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (а впоследствии оказывается, что Н.И. почти совсем не принимает участия в действии!), с другой стороны – подробный портрет Н.И., «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение. Само слово напряжение появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание» (это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею»).

Характерно, что повествователь описывает пение рядчика объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих. А рассказывая о песне Якова, повествователь описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей: «У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; <...> я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну». Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».

Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого». После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение. Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».

Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь». Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова. Интересно, что рядчика рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger» (что само по себе довольно противоречиво), а в голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа». Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя совсем другой образ – образ чайки на морском берегу.

Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.

Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.

Рассказчик, спускаясь по холму, слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!». В его голосе звучит «радостное озлобление», на этой ноте рассказ кончается.

Весь рассказ «Певцы» построен на звуках, располагающихся симметрично по настроению около песни Якова: «злобный лай собаки» – «плясовая песня рядчика с несколько осиплым голосом» – песня Якова – плясовая песня осипшего Якова – крик мальчика, в котором звучит «радостное озлобление». Звук не пропадает, у рассказчика сначала «долго звучал в ушах неотразимый голос Якова», а затем крик мальчика еще долго «чудился ему в воздухе».

«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.

Ольга ВАХРУШЕВА
10-й класс,
школа № 57, г. Москва

Анализ рассказа «Певцы»
(фрагмент)

Рассказ «Певцы» входит в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Особенность этих рассказов в том, что нас увлекают яркие описания: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.

В «Певцах» он рассказывает незатейливую историю, однако, приглядевшись, замечаешь, что история эта несет в себе живую картину мира. Пение Яшки Турка – это тот самый момент, когда рассказ выходит за свои узкие рамки. Описания до и после песни резко контрастируют друг с другом.

Пейзаж в первой части, до пения, выражает тоску и уныние: «Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, парило и пекло неотступно, воздух был весь почти пропитан душной пылью». Все звуки и человеческие голоса приглушены: Моргач «залепетал,… с усилием поднимая густые брови…», «раздался дребезжащий голос». Все действия замедлены: «Экой ты, братец, ползешь, право слово». Цвета локальные, скучные, выражающие мертвенность всего окружающего: «…на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».

Во второй части все резко меняется, появляются поэзия, движение, поэтические образы, такие, как чайка, пловец, степь. Цвета становятся ярче, описания – детальнее: «на темно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти черную пыль». Всё преобразилось: «Когда я проснулся, вокруг разбросанная трава чуть-чуть отсырела, сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. Я вышел, заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне последний след…». Если вначале «воздух весь был пропитан душной пылью», то теперь след от зари «едва белел», звездочки «слабо мигали», а оставшаяся от ночного зноя теплота «чувствовалась сквозь ночную свежесть».

В описании дневной, знойной природы взгляд рассказчика движется сверху вниз, словно подражая овцам, которые «с унылым терпеньем наклоняют голову как можно ниже, как будто выжидая, когда же пройдет этот невыносимый зной». После пения Яшки Турка взгляд не только поднимается вверх, к небу, но и расширяется его диапазон: «она (равнина) казалась еще необъятней и как будто сливалась с потемневшим небом». ………………

Анастасия СОРОТОКИНА
10-й класс,
школа № 57, г. Москва

Сочинение по рассказу Тургенева «Певцы»

Как пел рядчик и как пел Яшка

По рассказу И.С.Тургенева «Певцы»

В рассказе «Певцы» идет речь о соревновании между лучшими певцами в околотке: Якове Турке и рядчике.
Рядчик пел веселую, плясовую песню. Я думаю, что он неслучайно выбрал такую песню: певец знал перед какой публикой ему придется выступать. Это были люди сведущие, разбирающиеся в музыкальном творчестве. Он старался показать все свое мастерство. Использовал сложные приемы. То пел на очень высоких нотах, то резко падал вниз. Рядчик добился своего, и слушатели пели вместе с ним.
Яшка же наоборот, пел заунывную песню. Я считаю, в этой песне было что-то связанное с ним, с его детством. Это была простая русская песня. Яшка пел ее от души, он не стремился кому-то что-то доказать. У него был дрожащий голос, но в тоже время задушевный. Зрители не могли думать ни о чем, кроме его пения. Когда закончил петь Яков, даже сам рядчик встал, согласился с его победой и ушел.
Пение Якова Турка было душевным, а пение рядчика – профессиональным. Но публику больше задела песня Яшки.

От администрации сайта

Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним. Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей. Почитайте, подумайте и напишите

(10 )

В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.

Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала». Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »

Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.

Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.

Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко … Песня его росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил. Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность».

В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.

Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.

Соперник Якова, рядчик, первый признал себя побежденным. Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил автор народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.

Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет - с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.

Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла - в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.

Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.

Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе - рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.

Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.

Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.

Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
  6. Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

    Главные герои и их характеристика

    Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

    Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

    Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

    Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

    О другом певце рассказчик сообщает следующее:

    Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе - художник во всех смыслах этого слова, а по званию - черпальщик на бумажной фабрике у купца.

    Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

    Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

    Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

    Темы и проблемы

    Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
  • Главная мысль

    Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

    Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

    Средства художественной выразительности

    Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

    Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

    Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!