Особенности финансов непроизводственной сферы. Контрольные вопросы

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки


Особенности финансов непроизводственной сферы Республики Беларусь

Разграничение отраслей экономики на материальную и непроизводственную сферы исходит из классических определений материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и др. Сфера материальном производства - главная сфера человеческой деятельности, оставляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно определить методом исключения отрасли непроизводственной сферы. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности (в процессе которых материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.) .

В данном случае критерием разграничения отраслей экономики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере. Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них.

В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.

В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом - основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи, пример - картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.

Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта .

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом государственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических реформ .

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственную сферы, определяется как потребностями общества в их услугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечении производства бесплатных услуг является государственный бюджет .

В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений.

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования. В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства. Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные. К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет .

В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между:

Предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;

Распорядителями бюджетных средств - по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;

Вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями - по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

Организациями, учреждениями одного ведомства - по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства - по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы - по поводу оплаты оказываемых услуг;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников - по поводу оплаты их труда;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами - по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами - по поводу перечисления средств из этих фондов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами - по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством .

Таким образом, под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг .

Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы.

1. Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.

2. Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.

3. Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.

4. Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях - ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.

5. В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.

6. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы - его формирование, распределение и использование .

Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений.

Задача 1

Современное общество предъявляет всё возрастающий спрос на раз-личного рода услуги, к которым можно отнести самые разные виды дея-тельности: жилищно-коммунальное хозяйство , социальное обеспечение , торговля и общественное питание , бытовое обслуживание , наука , культу-ра , искусство , образование , здравоохранение , предоставление юридиче-ских , банковских , страховых и прочих услуг .

Основными закономерностями территориальной организации сферы услуг являются:

  1. Концентрация сферы услуг в общенациональных (Москва и Санкт-Петербург), региональных (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.) и специализированных центрах (Сочи, Анапа, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и др.);
  2. Ярко выраженная иерархия по разнообразию и качеству предостав-ляемых услуг от крупных центров к более мелким;
  3. Чрезвычайно слабое развитие отрасли в малых городах и сельской местности.

Переход экономики России к рыночным отношениям сопровождается опережающим развитием сферы услуг (особенно в банковской и страховой деятельности), и в настоящее время более половины ВВП России прихо-дится на непроизводственную сферу . В то же время в кризисном состоянии на-ходятся жилищно-коммунальное хозяйство, наука, образование, здраво-охранение, культура и искусство. За постсоветское время Россия потеряла свыше 1/2 своего научного потенциала. Огромной проблемой для России стала «утечка мозгов», выразившаяся в эмиграции из России большого ко-личества деятелей науки, культуры и искусства.

Среди субъектов Российской Федерации лишь только Москва и Санкт-Петербург имеют постиндустриальную структуру хозяйства, где ведущей сферой экономики является сфера услуг .

Банковская система России включает в себя Центральный Банк, банков-ский сектор, куда входят коммерческие, сберегательные и ипотечные банки, страховой сектор, включающий в себя страховые компании и пенсионные фонды, и специализированные небанковские кредитные институты.

Москва — крупнейший финансовый и банковский центр России. В Москве сконцентрировано более половины всех крупнейших банков Рос-сии, где «прокручивается» около 80% всех финансовых средств страны. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере страховых услуг: из 20 круп-нейших страховых компаний России 17 расположены в Москве.

В торговле и общественном питании занято около 15% экономически активного населения. Предприятия данной отрасли представлены практически повсеместно с приоритетной концентрацией в крупных городах, характеризуемых наибольшим платёжеспособным спросом.

Главными центрами науки, образования и культуры в России явля-ются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Только Москва концен-трирует почти треть всех учёных нашей страны. Материал с сайта

Бытовые услуги , широко представленные по всей стране и локализо-ванные преимущественно в крупных городах, включают в себя, прежде всего, ремонт жилья, ремонт и индивидуальный пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание личного автотранспорта, ремонт различной бытовой электротехники, обуви и т.д.

Важной отраслью непроизводственной сферы в России является гости-ничное и курортное хозяйство в главных рекреационных зонах России: в Москве, Подмосковье и в городах Золотого кольца, Санкт-Петербурге и его окрестностях, на Черноморском побережье Кавказа (Сочи, Анапа, Геленд-жик, Туапсе), Кавказских Минеральных Водах (Пятигорск, Кисловодск, Ес-сентуки, Железноводск). Постепенно возрождаются горные курорты Цен-трального (Приэльбрусье) и Западного (Архыз, Теберда и Домбай) Кавказа.

На этой странице материал по темам:

  • Развитие сфер услуг в мире презинтация

  • Характеристику непроизводственной сфере россии.

  • Характеристика непроизводственной сферы россии.

  • Сфера услуг в средневековье

  • Характеристика непроизводственной сферы европы

Вопросы по этому материалу:

В действующей классификации отраслей народного хозяйства к сфере материального производства относятся все виды деятельности создающие материальные блага. Виды деятельности, в которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. Иначе говоря, к сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят свое отражение в материальных благах, остальные виды деятельности в процессе которых материальные блага не создаются, принадлежат к непроизводственной сфере деятельности.

Непроизводственной сфере присущи свои специфические отношения, вытекающие из особенностей отраслей этой сферы, характера общественного труда в них. В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещества и силы природы. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не по поводу воздействия на вещества природы, а по поводу воздействия на человека и общество, труд не является непосредственно производственным и чаще всего носит характер услуги. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может выступать в виде вещи, например картинки художника. Спецификой непроизводственной сферы является и то, что результат труда выступая в виде услуги, потребляется в процессе самого производства, т. е. процесс производства и потребления совпадают во времени. Например, услуги певца, лектора.

Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом расходов государства на социально-культурные мероприятия.

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется потребностями общества в результатах их деятельности, а также произведенным национальным доходом. Однако в настоящее время он во многом зависит от состояния государственного бюджета, проводимой финансовой политики. Господствовавший десятилетия остаточный принцип финансирования социально-культурных мероприятий, давно уже доказавший свою несостоятельность, пока что действует и сегодня. Вместе с тем нельзя забывать, что непроизводственные отрасли оказывают активное влияние на материальное производство, обеспечивая воспроизводство рабочей силы.


Поэтому государством принимаются меры направленные на развитие непроизводственной сфере, усиливается социальная направленность принимаемых государственных бюджетов Республики Беларусь.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством преимущественно бесплатны. Источником обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.

Однако в условиях нехватки государственных средств в связи с бюджетным дефицитом все большее развитие получают платные услуги, определяющие и специфические методы ведения хозяйства, формы финансовых отношений.

Для выявления особенностей финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования.

К первой группе могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они осуществляют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь законом «О предприятии». Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т. е. денежные средства потребителей. Финансы в них организуются, как на предприятиях материального производства.

Во вторую группу учреждений включаются отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, т. е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные.

К третьей группе учреждений принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги - бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.

Таким образом, производство услуг в учреждениях непроизводственной сферы сопровождается формированием, распределением и использованием денежных фондов, специфическими финансовыми отношениями. А под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

Выделяются следующие группы финансовых отношений в непроизводственной сфере:

между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У отраслей, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета, эти отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль имеет доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, они приобретают двусторонний характер: появляются финансовые отношения, связанные уплатой в бюджет обязательных платежей;

между распорядителями бюджетных кредитов по поводу распределения бюджетных ресурсов. Эти отношения многоступенчатые и определяются системой управления финансами отрасли;

между вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения; между организациями, учреждениями отрасли и их структурными подразделениями по поводу формирования финансовых ресурсов, их распределения и использования;

между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей; между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;

между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений; между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и потребителями услуг: населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;

между организациями, учреждениями непроизводственной сферы различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов;

между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.

Перечисленные финансовые отношения опосредуют образование, распределение и использование следующих денежных фондов: фонда финансовых ресурсов отрасли, фонда капитальных вложений, единого фонда финансовых средств учреждения, фонда возмещения материальных затрат, фонда производственного и социального развития учреждения, фонда материального поощрения.

Общим для этих отношений является их отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендии и т. п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов в непроизводственных отраслях:

Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;

Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере, как правило, является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фонда финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины национального дохода, созданного в отраслях материального производства, и в частности той его долей, которая направляется на потребление;

Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями непроизводственной сферы;

Большинство предприятий, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях: ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и в местных бюджетах;

В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;

В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80 %), так как работникам непроизводственной сферы низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы зависят, главным образом, от объемов расходов государства на цели этой сферы народного хозяйства.

Предприятия, учреждения и организации непроизводственной сферы оказывают разнообразные услуги - управленческие, социального характера, по обороне страны, охране общественного порядка и т. д.

Раньше почти все расходы этих предприятий, учреждений и организаций финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. А в последние годы в условиях переходной экономики в связи с необходимостью повышения качества предоставления услуг населению республики начался переход на новые финансовые отношения между гражданами и вышеназванными предприятиями и организациями. Все большее место в них стали занимать платные услуги. Расширился перечень их источников финансовых ресурсов.

Источники формирования финансовых ресурсов этих субъектов хозяйствования зависят от: вида оказываемых услуг, характера (платного, частично платного или бесплатного) их предоставления.

Бесплатно предоставляются услуги в сферах государственного управления и обороны страны. Эти услуги оказываются обществу в целом. Единственным источником финансирования этих секторов народного хозяйства являются средства государственного бюджета. Государство определяет размеры финансирования этих затрат, уровень оплаты труда государственных служащих и военнослужащих. Для того, чтобы они профессионально выполняли свои обязанности по службе государство обязано обеспечить достойные условия жизни работников этих секторов общества

Основное место в затратах на оборону занимают: обеспечение оборонных структур военной техникой; текущее содержание армии; финансирование военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; строительство военных объектов; выплаты пенсий военнослужащим и прочие расходы.

Услуги же в области культуры, искусства, юриспруденции ныне в Республике Беларусь предоставляются их потребителям только на платной основе. Так, например, к ним относятся: услуги зрелищных организаций (театры, кинотеатры, киноконцертные залы); работа выставок, нотариуса, адвокатуры и др. Государство предоставляет им средства лишь эпизодически в виде дотаций.

Как на платной основе, так и бесплатно предоставляются услуги социально-культурного характера. Эта услуги занимают преобладающее место в системе некоммерческой деятельности (образование, здравоохранение, дошкольные учреждения). В бывшем СССР вся система образования была практически государственной.

В настоящее время в республике внедряется многоуровневая система финансирования: высшей школы, которая сочетает в себе средства бюджета, внебюджетных фондов и населения. Медицинское обслуживание граждан также все больше становится платным.

Конкретный состав финансовых ресурсов, которые направляются на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит от характера самих потребностей. Их можно объединить в три группы:

Потребности, удовлетворение которых гарантируется Конституцией республики, имеют огромное значение для всего общества и не зависят от уровня получаемого каждым гражданином дохода (примером таких потребностей может быть потребность граждан в получении начального и среднего образования). Расходы по финансированию этих потребностей покрываются за счет общегосударственных финансовых ресурсов, выделяемых из бюджетных и внебюджетных фондов.

Потребности, которые имеют общественно-значимый характер (минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и др.) но которые в силу ограниченности государственных ресурсов покрываются государством лишь частично в пределах необходимого лимита. Кроме государственного бюджета источниками их удовлетворения являются средства государственного бюджета, населения и др. источников.

Индивидуальные потребности граждан, которые связаны с их отдыхом и охраной здоровья, обеспеченностью жильем и др. источниками удовлетворения этих потребностей являются финансовые ресурсы предприятий, организаций и населения.

Услуги социально-культурного характера оказываемые соответствующими учреждениями и организациями финансируются в условиях переходный экономики за счет разнообразных источников.

Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь.

2. Особенности сметного планирования и финансирования в непроизводственной сфере

Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном финансировании. Сметно-бюджетное финансирование - это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.

В целом формирование и использование финансовых ресурсов на предприятиях, в учреждениях непроизводственной сферы в зависимости от методов хозяйствования осуществляется двумя способами:

1. На базе сметного финансирования;

2. На основе самоокупаемости и самофинансирования.

При сметном финансировании услуги потребителям предоставляются бесплатно. Основным источников формирования финансовых ресурсов таких предприятий выступают бюджетные средства. Наряду бюджетными средствами эти субъекты хозяйствования используют и другие виды денежных поступлений, которые отражаются в смете доходов и расходов.

Полная самоокупаемость и самофинансирование осуществляется на тех предприятиях, которые возмещают свои расходы из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. Это могут быть некоторые учебные заведения, отдельные медицинские учреждения, временные предприятия и др.

Основание для бюджетного финансирования является смета. При чем учреждения и организации, финансируемые только за счет бюджетных средств, составляют сметы расходов. А организации и учреждения, которые кроме бюджетных ассигнований обеспечивают свои потребности и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают сметы доходов и расходов.

Главное отличие сметы от финансовых планов предприятий материального производства, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, а доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.

Поскольку в современных условиях предприятия непроизводственной сферы активно используют платные услуги, то в большинстве этих хозяйств составляют сметы доходов и расходов. В них в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы.

Контрольные цифры не носят директивного характера и отражают конечные результаты деятельности учреждений по оказанию различного рода услуг. Они доводятся до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить движение соответствующего уровня обслуживания населения, предоставление гражданам социально гарантированных благ. Контрольные цифры могут включать различные показатели:

Численность и состав обслуживаемого учреждением населения.

Объем и качество выполняемых учреждением услуг (например, число принятых в поликлиниках больных, число выпускников школ и т. д.).

Показатели технического оснащения учреждений и организаций и обеспеченность их транспортом.

Показатели социального развития трудовых коллективов соответствующих учреждений.

Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав нормативы: бюджетного финансирования действующего учреждения; образования фонда заработной платы; образования фонда производственного и социального развития; образования фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных социальных нормативов и норм, увеличения потребностей населения в соответствующем виде социального обслуживания и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат: формирование средств на выплату заработной платы; создать необходимой материально-технической базы; социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.

Нормативы бюджетного финансирования затрат служат основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения тон деятельности учреждения, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Кроме контрольных цифр и экономических нормативов, учреждения и организации непроизводственной сферы, могут получать государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и объектов за счет централизованных капитальных вложений.

Основываясь на контрольных цифрах, экономических нормативах и государственном заказе, учреждения и организации непроизводственной сферы делают все необходимые расчеты и составляют смету расходов и доходов. Смета подлежит рассмотрению и утверждению трудовым коллективом.

В первом разделе сметы указываются:

а) по расходам, материальные и приравненные к ним затраты; фонд заработной платы; фонд производственного и социального развития; фонд материального поощрения; другие фонды и резервы;

б) по доходам: финансирование из бюджета; оказание услуг по договорам с организациями и предприятиями; прочие поступления; выручка от сдачи в аренду помещений и оборудования.

Свод расходов и доходов в смете дается в годовом исчислении с поквартальной разбивкой. По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, позволяющие сопоставить их с показателями планируемого года.

Таким образом, перестройка финансового механизма непроизводственной сферы в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования является объективной необходимостью. Активное внедрение товарно-денежных отношений в эту сферу способствует более полному и качественному удовлетворению населения в услугах учреждений и организаций непроизводственного сектора, повышению материального благосостояния коллективов, предоставляющих услуги.

Совершенствование финансово-хозяйственного механизма непроизводственной сферы началось с учреждений здравоохранения, культуры, некоторых типов учреждений образования. Реализовать одновременно поставленные задачи во всех отраслях непроизводственной сферы невозможно по ряду объективных причин. Однако был сделан первый шаг к развитию товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, расширилась сфера финансовых отношений, предоставлена возможность учреждениям формировать собственные, внебюджетные средства. Таким образом, появилась возможность в отраслях социально-культурной сферы сочетать бюджетное финансирование с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями, организациями на платной основе.

В настоящее время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета и внебюджетных средств.

За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).

Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), т. е. размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.

Внебюджетные ресурсы учреждения, организации непроизводственной сферы формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выполнения работ по договорам с предприятиями, организациями, выполнения социальных заказов, выручка от реализации продукции, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами организации и др.

Подводя итог можно сказать, что в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования идет процесс совершенствования финансовых отношений предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Во-первых, расширяется их самостоятельность по использованию находившихся в их распоряжении материальных, трудовых и значительной части финансовых ресурсов. Например, эти предприятия получили право обменивать, сдавать в аренду или продавать другим предприятиям и организациям здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности.

Во-вторых, осуществляется перевод многих этих субъектов хозяйствования на платные начала финансирования.

В-третьих, пересматриваются тарифы на оказываемые услуги с тем расчетом, чтобы они в большей мере обеспечивали свою самоокупаемость и самофинансирование.

В-четвертых, происходит разумное сочетание в деятельности непроизводственного сектора бюджетного финансирования и платных услуг.

В-пятых, коренным образом перестраивается система бюджетного финансирования предприятий, учреждений и организаций этого сектора экономики - происходит замена планирования и финансирования расходов на их содержание в зависимости от достигнутого уровня на переход на нормативный метод покрытия затрат. Государство вводит такой механизм финансирования, когда потребности вышеназванных предприятий и организаций финансируются из бюджета на основе нормативов, определяемых из расчета на одного жителя или других показателей. Сами размеры бюджетного финансирования становятся в зависимость от результативности работы соответствующих учреждений и организаций.

В-шестых, применение на этих предприятиях разнообразных систем материального стимулирования. Все они призваны установить зависимость размеров материального поощрения от конечных результатов деятельности трудовых коллективов.

В последние годы были значительно расширены права предприятий, организаций и учреждений непроизводственного профиля в области оплаты труда своих работников.

Они получили право самостоятельно устанавливать должностные оклады.

Им предоставлено право, устанавливать своим работникам дифференцированные надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы. Надбавки можно уменьшать или полностью отменять при ухудшении качества работы.

Им было разрешено устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема работ.

4. Вузы получили право оставлять себе всю валютную выручку.

Таким образом, знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в республике.

1.Какое место занимают финансы предприятий сферы материального производства в системе рыночных отношений?

2.В чем заключается содержание и функции финансов хозяйствующих субъектов?

3.На каких принципах осуществляется организация финансов предприятий?

4.Определите факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.

5.Что представляют собой финансовые ресурсы предприятий, каков их состав и источники формирования?

6.Дайте определение понятиям "основные фонды" и "основные средства" предприятия и опишите механизм их кругооборота.

7.В чем заключается экономическое назначение амортизационных отчислений? Опишите методы начисления амортизации.

8.Раскройте экономическую сущность оборотных средств и охарактеризуйте источники их формирования на предприятии.

9.Каким образом можно оценить эффективность использования на предприятии оборотных средств?

10.На основании каких показателей можно судить о финансовых результатах деятельности предприятия?

11. Какие принципы лежат в основе процесса распределения и использования прибыли предприятия?

Тема 15. Финансы непроизводственной сферы

1. Содержание и значение непроизводственной сферы для национальной экономики

2. Специфика финансов непроизводственной сферы

Значительная часть создаваемого обществом национального дохода направляется государством на развитие непроизводственной сферы. Эффективное, рациональное использование этих средств, их целевое расходование во многом зависят от организации финансов в непроизводственной сфере.

Разграничение отраслей народного хозяйства на две сферы (материальную и непроизводственную) исходит из классических определений материального производства, производительности и непроизводительности труда. Сфера материального производства - главная сфера человеческой деятельности составляет основу существования человеческого общества.

В действующей классификации отраслей народного хозяйства к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности (в процессе которых материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

Также критерием деления отраслей народного хозяйства на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. Поэтому к сфере материального производства относятся те отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере.

Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и, чаще всего, носит характер услуг. в этом - основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере.

Результат труда, выступая в виде услуги, потребляется в процессе самого производства, или же процессы производства и потребления совпадают во времени.

Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом расходов государства на социально - культурные мероприятия.

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется потребностями общества в результатах их деятельности, а также произведенным национальным доходом. Также в настоящее время он во многом зависит от состояния государственного бюджета и проводимой финансовой политики. Но, несмотря на значительное сокращение финансирования непроизводительных отраслей на данном этапе развития национальной экономики, нельзя забывать, что они оказывают активное влияние на материальное производство, обеспечивая воспроизводство рабочей силы.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть либо бесплатными, либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.

Однако в условиях нехватки государственных средств в связи с бюджетным дефицитом все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений.

С учетом характера деятельности, методов организации управления и финансирования предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы, они классифицируются на три группы:

1. Непроизводительные отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они осуществляют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, услуги их предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, то есть денежные средства потребителей. Финансы в них организуются, как на предприятиях материального производства.

2. Отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, то есть имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично платные.

3. Отрасли, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги - бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.

Таки образом, производство услуг в учреждениях непроизводственной сферы сопровождается формированием, распределением и использованием денежных фондов и специфическими финансовыми отношениями.

Финансы непроизводственной сферы - совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

В непроизводственных отраслях существуют следующие особенности организации финансов :

1. Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения НД. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;

2. Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является НД, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, поэтому от его размера зависит возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом.

3. Так как основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями непроизводственной сферы;

4. Большинство предприятий и учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях: ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и в местных бюджетах;

5. В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых предприятиями непроизводственной сферы, также привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;

6. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес (по ряду отраслей он достигает 60-80%) занимает заработная плата, так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы, его формирование, распределение и использование.

План:

1. Особенности непроизводственной сферы, ее функция, сравнение с сферой мат.производства

2. История изучения сферы услуг (Фурастье, Белл, Гартнер, Ризман, Баумоль, Гершини)

3. Три модели сферы услуг: америк., шведская и немецкая.

4. Варианты управления НС

Полный ответ:

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.

В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу - непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми. Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.

Функция непроизводственной сферы – обеспечение распространения, обмена, потребления, производство дух продукта и особый аспект в воспроизводстве самого человека (здравоохранение, образование, соц.обеспечение, транспорт, искусство, наука, управление и т.п.). Как видно, непроизводственную сферу можно связать и с развитием сферы производства, так как прогресс (в виде теории) обеспечивается не в рабочее время (в процессе производства мат.продукта), а в свободное время (общественный фонд свободного времени).

Можно сравнить материальное и нематериальное производство по ряду параметров:

Специфика непроизводственной сферы состоит в том, что занятые в ней работники оказывают населению услуги. По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.

Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк. Это - способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), обще-национальных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.). Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание - они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна, направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства.

Изучение сферы услуг началось в 50-ые годы прошлого (ХХ) века. У истоков новой области социологического знания стоит Жан Фурастье Он изучал трехсекторное деление производства, дал свое видение роли и содержания общества сферы услуг. Вслед за ним сформировалось два направления, по-разному оценивающие роль и перспективы услуг в обществе: оптимистичное и пессимистичное.
К первому можно отнести Даниелла Белла, А.Гартнера и Ф.Ризмана. Д.Белл дополнил теорию Фурастье о трех стадиях развития общества описанием характерных для каждой из них профессии и статусных видах деятельности. Так, первую - доиндустриальное общество - характеризует носитель мускульной энергии, а воины и работники составляют главные профессии. Вторая - индустриальное общество - связана с использованием механической энергии. Рабочие и инженеры составляют основу его кадрового потенциала. Третью - постиндустриальный этап цивилизации - отличает превращение науки и информации в основной продукт труда и главную производительную силу. Ученые и менеджеры становятся его главными действующими лицами. Информация означает все, а организация общества превращается во внутренний источник его силы (прогресса), на чем и основывается оптимизм Белла. Другие представители оптимистического направления - А. Гартнер и Ф. Ризман - основывают свое позитивное отношение к услугам через сложившуюся потребность личности в самореализации, а общества в демократизации. Оптимистичные выводы авторов вытекают из трех предпосылок. Во-первых, общество услуг принципиально особенно по своим характеристикам и внутренним законам. Во-вторых, отражая возросший жизненный стандарт населения, оно создает бескризисное капиталистическое производство. В-третьих, оно характеризуется как ненормальное с позиций роста производительности труда, но обоснованное с точки зрения развития коммуникаций.

Однако не все исследователи разделяют оптимистичные взгляды. Ряд ученых, например В. Баумоль и Дж. Гершини, выражает серьезное опасение по поводу перспектив развития общества. Так, поводом для пессимизма Баумоля является мысль о повышенных издержках в сфере услуг, равно как и о том, что рост заработной платы здесь отстает от темпов потребления услуг. Тезис об опасности нарастания издержек производства получил название в мировой науке “Kostenkrankheit” или “болезнь издержками”.
Описанные выше работы можно отнести к классическим теориям.

Исследователи 90-х годов углубляют изучение услуг сбором структурной и страноведческой статистической информации. В качестве обобщающей работы, характеризующей исследования 90-х годов, можно привести монографию Х.Хоуссермана и В.Зибеля. В ней, помимо других вопросов, предлагаются три модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая. По мнению авторов, особенности развития сферы услуг по странам можно свести к типовым моделям.
Немецкая модель характеризуется:

1. Высоким уровнем заработной платы, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает их относительную дороговизну.
2. Склонностью населения к самообслуживанию, вследствие и традиционной привлекательности для населения домашнего труда, большой доли неработающих женщин, дороговизны услуг.
3. Большой долей производственных услуг, которые включаются статистикой в сферу производства, уменьшая этим количество занятых в сфере “чистых” потребительных услуг

Шведская модель отличается:

1. Высокой долей государственных услуг (финансы, социальная политика).

2. Преобладанием бесплатных услуг над частными: бесплатное образование, здравоохранение.

3. Большими налогами, сокращающими семейные доходы и создающими этим дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую занятость.

Американская модель имеет следующие особенности:

1. Высокую склонность населения к услугам, объясняемую большой загруженностью на работе, необходимостью экономить время, психологической предрасположенностью к потреблению.

2. Развитость и чрезвычайное многообразие сферы услуг.

3. Индивидуальный характер производства услуг.

СУ сложна и многообразна, соответственно методы управления ею также сложны и многообразны. Их можно условно объединить в три группы:

· свободный рынок (рынок как регулятор): торговля, бытовое обслуживание туризм; закон спроса и предложения действует и на услуги, как на товары, цена устанавливатся рынком

· жесткий гос.контроль (финансы - институциональные инвесторы, банки, страховые компании, пенсионные фонды): регулируются государством, большинство параметров (типа размера уставного капитала для банка) устанавливаются государством и жестко им контролируются на всех этапах,

· прямое гос. управление (общественный сектор): необходимо контролировать кач-во услуг (гос стандарты)

Закономерностью развития СУ является усиление значения и увеличение в ней доли предприятий общественного сектора. Их деятельность в отличие от предприятий государственного и частного секторов строится на принципах добровольности, неприбыльности и самоуправления. Что касается предприятий общественного сектора, то их деятельность, также как и частного, не является непосредственным объектом гос. планирования. Вместе с тем они могут включаться в процесс разработки и реализации государственного плана. Государство регулирует деятельность этого сектора на плановой основе в той мере, в какой оно осуществляет его финансовую поддержку.