Критическое мышление младших школьников. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике. Правила написания синквейна

Развитие критического мышления младших школьников на уроках в начальной школе.

Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)

С точки зрения психологии, критическое мышление – это такое мышление, которое имеет следующие характеристики: глубина (умение проникать в суть, видеть неясное там, где другим всё кажется ясным и понятным), последовательность (умение придерживаться логических правил, не перечить самому себе, обосновывать выводы), самостоятельность (умение ставить вопросы, находить новые подходы к их пониманию), гибкость (умение изменять способ решения проблемы, находить новые пути), скорость (умение быстро справиться с заданием).

С точки зрения педагогической теории развивающего обучения, в которой у ученика как субъекта познавательной деятельности развивается и формируется механизм мышления, а не эксплуатируется память, КМ имеет признаки: аналитичность (отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений);ассоциативность (установление ассоциаций с ранее изученными фактами; самостоятельность; логичность (последовательность действий); систематичность.

Развитие КМ позволяет объективно воспринимать разнообразную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания.

Наблюдения показывают, что учащиеся: часто пассивны при ответах товарищей; не могут помочь отвечающему через вопрос; их вопросы однообразны; не умеют воспринимать критику и учиться на ней.

Развитие КМ возможно разными средствами и методами. Его особенностью, в отличие от других видов мышления, является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения. С первого класса следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть.

Условия, которые учителю необходимо учитывать, чтобы стимулировать критическое мышление:

Выделить время и обеспечить возможности для использования КМ;

Позволить ученикам свободно размышлять;

Принимать разнообразные идеи и мысли;

Способствовать активному привлечению учеников к процессу учения;

Обеспечить для учеников обстановку, свободную от отрицательной оценки;

Ценить критические рассуждения учеников.

Методическая система КМ даст учителям возможность:

Активизировать мышление;

Привлекать учеников к учебному процессу;

Мотивировать обучение учеников;

Стимулировать размышления о проделанной работе;

Раскрыть разные точки зрения;

Помогать ученикам составлять собственные вопросы;

Поощрять самовыражение;

Обеспечить обработку информации;

Поощрять проявления критического мышления.

Приёмы развития КМ на уроках в начальной школе.

Наилучшими видами учебной деятельности, в которой формируются навыки КМ, является письменная работа и работа над текстом. В письме процесс мышления становится видимым. Тот, кто пишет, всегда активный. Он высказывает свои мысли.

«Критическое чтение» - это такой способ работы над текстом, когда ученики не читают текст механически, а применяют во время чтения умственные операции, которые позволяют сформировать собственное мнение относительно полученной информации.

Рассмотрим некоторые стратегии и приёмы КМ, которые можно применять на уроках в начальной школе.

Методика «Предусмотрение »

Можно предлагать предусмотрение: по пословицам, по загадкам, по ключевым словам, и т.п.

Методика « Двойных заметок»

    Провести вертикальную линию посредине листа бумаги.

    Слева надо записать эпизод или какой-либо образ из текста, или слово, которое поразило больше, возможно, напомнило что-то из собственного опыта, может привело в удивление.

    По правую сторону от линии нужно прокомментировать эту запись: что принудило его выписать? Какие вопросы возникли? На какие мысли натолкнуло?

    После чтения следует предложить ученикам сделать комментарии.

    Постановка нескольких « общих» вопросов:

Что запомнили?

О чём думали во время чтения?

Если бы это писали вы, чтобы изменили?

Методика «Взаимные вопросы»

Текст разделить на логически завершённые части. Дети читают вслух, ставят вопросы один другому в группе, одна пара (группа) другой, друг другу в паре.

Методика «Взаимного обучения»

1 Ученики выступают в роли учителя.

2 Руководят процессом обучения.

3 Работают в группах.

4 Читают текст частями.

5 Выполняют пять основных задач (учитель- ученик предлагает товарищу или товарищам) :

Сделать вывод из прочитанного;

Поставить 2-3 вопроса и выслушать ответы на них;

Объяснить непонятное;

Составить предвидение к следующей части;

Методика «Интервью»

    Чтение текста и фронтальная работа над ним.

Тема интервью может быть разнообразной. Она может буквально повторять содержание текста или привносить собственное восприятие каждого ребёнка прочитанного материала.

« Ассоциативный куст»

Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова. Сначала возникают стойкие ассоциации, потом второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается». Этот метод универсальный, потому что может использоваться во время преподавания любой учебной дисциплины и на всех этапах урока: на этапе актуализации, в основной части, как средство проверки знаний.

Приём «Да- нет»

Учитель задумывает какой- либо предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, ставя вопрос учителю (Учитель отвечает либо да, либо нет). Этот приём связывает разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, слушать и слышать товарищей.

Коммуникативная деятельность

Используется для того, чтобы:

Физически объединить учеников;

Способствовать их общению друг с другом;

Установить доверительные отношения между детьми.

Ученики по желанию садятся в кресло и рассказывают что-то интересное о себе, о своих родных или о домашних животных, историю о своём имени.

« Поднять расположение духа»

Ученик рассказывает о своём настроении, какое оно сегодня и почему. Если у кого-то в классе настроение печальное, невесёлое, все дети «поднимают» настроение товарищу:

с помощью позы, жестов, мимики, ласковых слов, стихотворения или песни.

«Кому и за что»

Дети поочерёдно передают игрушку и говорят, кому и за что дарят её.

« Логическая цепочка»

Первый, кто начинает цепочку, называет любое слово, второй прибавляет слово и объясняет, как оно связано с первым.

«Снежный ком»

Ученики поочерёдно (по кругу) создают общий сюжет рассказа. Первый ученик начинает, второй повторяет то, что сказал первый, и продолжает, третий пересказывает услышанное и также продолжает рассказ. Важно, чтобы «снежный ком»- рассказ- не распался, «был крепким» и содержал интересные события.

«Верите ли вы, что...»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

«Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения

« Кластер»

Помогает отрабатывать умение выделять главное, анализировать, синтезировать, переводить информацию из одного плана в другой (из текстовой в графическую), определять максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Применяется в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делать какие-то записи, зарисовки для памяти, компоновать по категориям.

«Синквейн»

Развивает умение выделять главное, обобщать, синтезировать; активизировать лексику. Приём целесообразно применять на этапе рефлексии. Помогает выявить общее впечатление от литературного героя, явления, события, качества и т. п.; подвести итоги. Этот приём уместен и при проверке домашнего задания.

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы - основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Использование технологии критического мышления позволяет достичь следующих результатов:

1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира;
2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы (они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру);
6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс» выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Список использованных источников:

1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102 с.
5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net. net/ru/ct_tcp_ru
6. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september. ru/2004_2005/index. php? subject=9

Доклад

«Развитие

критического мышления младших школьников, как инновационный ресурс для повышения качества работы с текстовой информацией»

Учитель начальных классов

Карасева Марина Михайловна

2018-2019 учебный год

Слайд №1

Уважаемые коллеги, свой доклад хочу начать со слов Джона Дьюи:

Слайд №2

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем

у детей завтра».

Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания,

а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее знание о том,

как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать.

Слайд №3

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Работая с детьми младшего школьного возраста, мы находимся в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Слайд №4

Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является Слайд №5 Технология развития критического мышления .

если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

* умение ставить вопросы;

* умение выделить главное;

* умение делать сравнение;

* умение устанавливать причинно – следственные связи и делать

умозаключения;

* умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

* способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Слайд №6

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Слайд №7

Что же такое критическое мышление?

    способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

    вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

    принимать независимые продуманные решения .

Слайд №8

Задачи:

    помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;

    вызвать их мотивацию;

    научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего

развития.

Слайд №9

Основные направления:

Распространение накопленного педагогического опыта

Теоретическое изучение основ технологии

Использование моделей уроков в учебно-воспитательном процессе

Слайд №10

Роль учителя в ТКМ :

    направляет усилия учеников в определенное русло

    сталкивает различные суждения

создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

    дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

    подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Слайд №11

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии .

Слайд №12

1 этап - «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний интереса

к получению новой информации)

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (получение новой информации)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания)

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Слайд №13

Слайд №14-16

Вроде бы всё уже нам знакомо. Так что же принципиально нового несёт технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности: опыт работы показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Кластер» или «Фишбоун»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»? и другие. И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

Я не буду останавливаться на каждом из приёмов. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

В наше время очень важно развивать критическое мышление у детей, чтобы ребёнок стал получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Важно отметить, что ТРКМ помогает обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить «по-настоящему».

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. За такими технологиями будущее.

Свой доклад я хотела закончить словами Лессинга: «СПОРЬТЕ, ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ОШИБАЙТЕСЬ, НО, РАДИ БОГА, РАЗМЫШЛЯЙТЕ, ХОТЯ И КРИВО ДА САМИ»

Литература:

    Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

    Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

    Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

    Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.

    Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

    Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»

Светлана Шмойлова
Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике

Сегодня общеобразовательная школа является общественным учреждением, которое отвечает за качество человеческой истории. Центральное место в системе образования занимает развитие личности в рамках индивидуальных ресурсов обучающихся . Именно это положение ориентирует нас именно на внутренний мир ребенка, источник различных возможностей и способностей.

В настоящее время образование на всех ступенях находится на стадии модернизации, что порождает ряд проблем, но при этом являясь преимуществом. Во-первых, стоит отметить, что новые тенденции имеют цель актуализировать запросы современного общества, при этом сохранив тот положительный опыт, накопленный годами. Во-вторых, педагогам и родителям необходимо четко осознавать и понимать, что такие реформы имеют конечной целью и с помощью каких методик.

Рассмотрим новые стандарты образования с точки зрения результативности. Сегодня для школы важно не обучение знаниям как таковым , а личностный результат ребенка, то есть то, что с ним происходит в процессе обучения . Педагогу необходимо сформировать универсальные учебные действия, то есть умение применять полученный опыт на практике. Это качественное изменение предполагает переориентацию самого процесса обучения , акцентируясь не на прямой передачи информации, а создании условий для ее принятия, превалирование позиции ученика.

Для решения поставленных задач реализуется компетентностный подход, который предполагает именно личностную ориентированность, условия для формирования практических навыков. Реализация данного подхода возможна через технологию критического мышления , возникшей в конце прошлого века в США. Однако, прежде чем перейти непосредственно к раскрытию понятия критического мышления , давайте проанализируем понятие мышления в общем .

Мышление является формой отражения действительности, которая предполагает установление связи между познаваемыми объектами. Мыслить - это значит воспроизводить операции, опираясь на формальную логику. Познание окружающего мира опирается на восприятие и ощущения, а затем уже переходит к мышлению . Отсюда вытекает основная функция мышления - расширение кругозора, познание не только через чувственное восприятие, но и раскрытие содержания через умозаключения.

С помощью мышления мы отсеиваем различные случайные факторы, оставляя истинное содержание вещей, оперируем доступными понятиями, обобщаем и планируем.

С психологической точки зрения мышление рассматривается , как активное познание на основе совокупности умственных операций. Мышление - это умозаключения посредством синтеза и анализа.

Если говорить о критическом мышление , то здесь нет однозначных определений. Это понятие состоит из двух полюсов, составляющих единое целое. С одной стороны, критическое мышление предполагает конфликтность, несогласие, негативную оценку. Хотя, с другой стороны, включает в себя творческое мышление , позволяющее додумывать и создавать. Критическое мышление является открытой системой, которая образуется путем соединения прошлого опыта на новую информацию. Это универсальный способ получения новых, отличительных знаний и умений обоснованно высказывать мнения, строить логические цепочки и, что самое главное, применять все это в различных жизненных ситуациях. Благодаря критическому мышлению мы легко можем найти то оптимальное решение задачи, привлекая не только уже известные алгоритмы, но и находить упущенное звено, восполнить его и реализовать.

Использование в педагогической практике технологии критического мышления раскрывает множество ресурсов. Так, основываясь на гибкости, конструктивности, избирательности, критическое мышление становится надстройкой над творческим мышлением . Позволяет осознать продукт мыслительной деятельности, доказать его значимость и апробировать. Все это является мощным подспорьем для будущей реализации ребенка, его успешности.

Однако, критическое мышление не является данностью во всем его содержании, с ним необходимо работать и развивать . Именно с этой целью был выстроен целый ряд методического инструментария. Как и любая технология, ТКМ имеет четкую структуру, звенья которой логически связанны между собой и закономерны.

Критическое мышление - это один из способов думать и ему необходимо обучать . В основу такого обучение входит как раз создание условий, постановка задач для самостоятельного раскрытия возможностей ребенка, для поиска необходимых сведений. Ведь доказано, что проблемное обучение является одним из эффективных, так как решая проблему ребенок расширяет границы своего знания, привлекает дополнительные ресурсы. Он является инициатором своего собственного, уникального пути решения. В этом процессе как раз происходит проживания алгоритма, его подстройка под себя и осознание. Поэтому дальнейшее использование найденного решения в других ситуациях будет облегчать обучение .

Как уже говорилось выше, технология критического мышления пришла к нам из западной педагогики и психологии. Так, американский ученый М. Скривен, настаивает на том, что в современных условиях критическое мышления является ценностью , так как содержательно является навыком.

Саму технологию критического мышления разработали западные педагоги К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, которые говорили, что прежде чем с ней работать, необходимо диагностировать начальный уровень развития критичности ребенка , а затем уже систематически и целенаправленно обучать .

Процесс обучения посредством данной технологии представляет собой создание различных ситуаций, позволяющих активировать когнитивные процессы : мышление , внимание, память, восприятие. Через активный и открытый поиск решения, младший школьник не только обучается , приобретает новые навыки, но и самоутверждается, раскрывается.

Исходя из определения критического мышления , данная технология развивает мыслительные процессы , которые являются фундаментом для интеллектуального развития ребенка и в целом позволяет в дальнейшем формировать умения работы с информацией. Это и ее самостоятельный поиск, обработка, трансформация и применение.

Урок, построенный в ключе данной технологии, состоит из 3 основных фаз : вызов, осмысление (содержание, рефлексия.

На первой фазе учитель должен заинтересовать ученика, сформировать мотивацию, узнать уже имеющиеся знания по данной проблеме. В процессе работы над этим этапом у ребенка возникают и свои собственные вопросы, происходит осознание цели и результативности, желание найти ответы.

На второй фазе происходит работа и обработка информации. Ее сбор, анализ, структурирование, вычленение главного и второстепенного, оценка эффективности выбранных методов решения.

На последней фазе учеником производится самоанализ и подведение итогов, интерпретация.

Для повышения эффективности технологии критического мышления разработаны специальные приемы, такие как кластер, инсерт (чтение с пометками, верные и неверные утверждения, понятийное колесо, «Шесть шляп мышления » , синквейн, таблица толстых и тонких вопросов и другие.

В современных социальных, культурных, политических и экономических условиях модернизация образования необходима. В новой системе стоят цели и задачи, отвечающие запросам современного общества, формирование личности ребенка, которая будет разностороннее развита . Выпускник начальной школы должен иметь не только определенный объем знаний, а умения пользоваться информацией, творить и сотрудничать.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.

Литература :

1. Баракина, Т. В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе [Текст] /Т . В. баракина // Начальная школа плюс до и после . - 2009. - №4. С. -33 – 37.

2. Иванова, Е. В. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст]/Е . В. Иванова// Начальная школа плюс до и после . - 2006. - №6. C- 59 – 60

3. Конева, С. А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики[Текст] /С . А. Конева// Начальная школа плюс до и после . - 2006. - №10.C - 36 – 40

4. Тихомирова, Л. Ф., Развитие логического мышления детей [Текст] ./Л. Ф. Тихомирова,А. В. Басов// - Ярославль : ТОО Академия развития , 1996. - 240с

5. Шамис, В. А. Критичность мышления как объект исследования :[Текст] /В. А. Шамис // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования : Материалы II Международной научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 5. / Отв. Ред. Н. Н. Болдырев. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. - 287-289с

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1 Особенности развития мышления 6

детей младшего школьного возраста 6

1.2 Роль развития критического мышления у младшего школьника 15

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20

ГЛАВА 2. ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22

2.1. Основные положения ТРИЗ технологии 22

2.2. Приемы ТРИЗ технологии на уроках литературного чтения как средство развития критического мышления младших школьников 26

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

ГЛОССАРИЙ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Приложения 42

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей современной школы является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения, а не только овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков.

Эффективным способом решения данной задачи служит развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление подразумевает умение видеть проблему, готовность находить нестандартные решения, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать собственные действия и признавать допущенные ошибки .

Над проблемой развития критического мышления работало много педагогов и психологов. Большое влияние оказали труды Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, а так же идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина .

Школьник, умеющий критически мыслить, овладевает разными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать собственную точку зрения, опираясь при этом не только на логику, но и на представления собеседника.

В Концепции развития образования РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость развития у ребенка умения критически мыслить, решать сложные проблемы, анализировать, взвешивать и учитывать различные мнения, принимать решения, дискутировать, общаться с другими людьми. Все эти условия успешно развиваются на уроках литературного чтения .

Внедрение разнообразных образовательных технологий обучения на уроках литературного чтения, по мнению педагогов, это предпосылка активной познавательной деятельности учащихся: нестандартная, интересная, творческая работа, которая пробуждает у детей интерес к знаниям, а так же путь развития критического мышления .

Одной из технологий, которая помогает учащимся не только усвоить определенный объем знаний, но и способствует развитию его личностных качеств, являются ТРИЗ технологии (теория решения изобретательских задач по Г. С. Альтшуллер) . Это одна из инновационных технологий, способная повысить эффективность образования младших школьников.

Педагогика и психология имеет достаточное представление о формировании теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся, существуют различные целостные концепции проблемного обучения как средства развития творческого, проблемного мышления в процессе усвоения знаний . Однако среди всех видов мышления, широко изученных психологами и педагогами, критическое мышление остается недостаточно описанным. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления на уроках литературного чтения по средствам ТРИЗ технологии.

Психология и педагогика

Как развить критическое мышление у школьников

Практически повсеместно участники системы образования подчеркивают необходимость развивать критическое мышление у школьников. Характерные навыки формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. Методики реализации такого подхода представил в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» заместитель директора по административной работе НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Значение критического мышления

Критическое мышление - это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.

К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:

    наблюдение,

    интерпретация,

    абстрагирование,

    анализ и синтез,

    индукция и дедукция,

Критическое мышление на уроке и вне его

Стадии развития критического мышления:

    Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.

    Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.

    Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Формы и средства развития критического мышления:

    сбор данных,

    анализ текстов,

    сопоставление альтернативных точек зрения,

    коллективное обсуждение,

    разные виды парной и групповой работы,

  • дискуссии,

    публикации письменных работ.

Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года...», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.

Эта книга для детей, которые любят разгадывать головоломки. Специально для них команда профессиональных авторов разработала эту книгу, которая представляет собой сборник разнообразных задач. Решая их, ребенок развивает внимательность, память, логическое и творческое мышление.

Урочные приемы для развития критического мышления

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Ромашка Блума

Объединяет:

    Простые фактические вопросы , которые требуют знания материала и ориентированы на работу памяти.

    Уточняющие вопросы : «насколько я понял....», «правильно ли я вас поняла, что...».

    Интерпретирующие, объясняющие вопросы , через которые школьники учатся осознавать причины тех или иных поступков или мнений.

    Оценочные, сравнительные вопросы , которые подходят, например, для ситуации, когда один ученик выражает другому недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

    Творческие вопросы, прогноз : «Как вы думаете, что произойдет дальше...?».

    Практические вопросы : «Как мы можем...?», «Как поступили бы вы...?».

Кластеры (гроздья)

Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами.

Прием «Выглядит, как...», «Звучит, как...»

Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры:

Изображение «Дерева предсказаний»

    Ствол - это тема.

    Листья - это прогноз.

    Ветки - это аргументы, обоснования прогнозов.

Схема Fishbone («Скелет рыбы» )

    Голова рыбы - это проблема.

    Верхние ребра рыбы - это причины.

    Нижние ребра рыбы - это факты.

    Хвост рыбы - это вывод.

Оценочное окно

Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно - Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить - Сразу смогу применить».

«Плюс - Минус - Интересно» (ПМИ)

    «Плюс» (+) - записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

    «Минус» (-)- записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

    «Интересно» (?)- записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?».

«Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа.


«Бортовые журналы»

Широко используются при смысловом чтении. Информация фиксируется в форме таблицы:

«Двухчастный дневник»

Информация представляется на основе ключевых вопросов.

«Концептуальная таблица»

Ученики сравнивают информацию (желательно – на основе самостоятельно составленных линий). Пример:

Сюжетные таблицы

Стратегия «Отсюда - сюда»

На уроке чередуются индивидуальная и групповая работы: Группа получает общее задание → Каждый член группы получает «свой» объект исследования → Сбор информации об объекте → Обмен информацией в группе → Выделение общего для запоминания основной части таблицы → Заполнение таблицы → Написание совместного исследования по теме → Презентация исследования

Развитие навыков ведения дискуссии

    Ролевая игра.

    Перекрестная дискуссия.

    Спор-диалог.

    Метод углов (Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы - контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе).

    6 шляп (В соответствии с цветом шляпы ученик доказывает ту или иную точку зрения).

    Аквариум (Ведущий задает тон дискуссии «аквариуму», где плавают «рыбки». В углах находятся эксперты, чьи мнения могут быть диаметрально противоположны. «Рыбки» «плавают» между экспертами, оценивая валидность и аргументированность их суждений, а также обращаются к ведущему и к наблюдателям, формируя собственную точку зрения).

Так школьники учатся делать собственные выводы, устанавливать приоритеты, чувствовать ответственность за выбор, прогнозировать последствия своих действий, вести культурный диалог - что напрямую относится к критическому мышлению.

#ADVERTISING_INSERT#