В вопросе о субстанции рене декарт придерживался. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? Научный метод Декарта – дедукция

Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами: Истины

Английский исследователь XVIII – XIX вв., сформулировавший закон динамики народонаселени+: Т. Мальтус

Античность была источником творческого вдохновения философов эпохи #+: Возрождение

Антропогенез – это процесс ### человек+: становление

Аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий деятельность в интересах господствующих #+: государство

Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира: Волю к власти

Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул: : Демокрит

Американский социолог, предложивший систему классификации общества на традиционное и современное (индустриальное) #+: Парсонс

«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал: Т. Гоббс

В марксизме материя трактуется как:Объективная реальность

Высшая форма движения материи – это: Социальное движение

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для: Объяснения

В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался: Дуализма

В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия? Флоренции

В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути: Абстрагирования от личностных качеств человека

В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это: То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

В структуре личности З.Фрейд выделяет: Оно, Сверх- Я, Я

В философии И. Канта «вещь в себе» - это: То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о: мире «вещей самих по себе»

Важнейшее специфическое свойство биологического времени: Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства: Однородность

Важнейшее философское произведение Иммануила Канта: «Критика практического разума»

Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является: антропоцентризм

Вербальная форма мышления #+: язык+: слова

Вероятностные связи характерны для ### закономерности+: статистическая

Виновник экологических проблем на планете #+: человечество

Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал: А. Шопенгауэр

Восточная философия, для которой характерна практическая направленность, ориентация на #+: китайская философия

Восточная философия, для которой характерно устремление к внутреннему самоуглублению #+: индийская философия

Время, когда в Китае, Индии, Древней Греции формируются центры культуры, в концепции К. Ясперса #+: осевое время

Выдвижение гипотез, формулирование законов и принципов осуществляется на ### уровне научного исследования+: теоретический

Высказывание «Свобода – осознанная необходимость» принадлежит #+: Спиноза

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается: Опровержение

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности: Теория

Гносеология рассматривает: Границы и возможности человеческого познания

Господство над природой, машинные технологии характерно для культуры ### общества+: индустриальная

Греческое слово «технэ» первоначально имело значение: искусство, мастерство

Главная задача христианских апологетов состояла в: В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к: эксперименту

Два полюса в китайской философии на которые распадается Ци #+: инь ян

Движущей силой развития общества в концепции А. Тойнби является ### меньшинство+: творческое

Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на: Эмпирическое и теоретическое

Деятельность людей, включающая в себя материальное производство, преобразование 232. природы и общества #+: практика

Диалектика – это: Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

Диалектика отличается от метафизики: Пониманием развития

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:Противоречие

Диалектический материализм - учение: Марксизма

Для философии эпохи Возрождения характерна: ностальгия по античной культуре

Достоверное знание о мире невозможно, утверждает: Скептицизм

Древнегреческий философ, который смыслом жизни считал удовольствие #+: Эпикур

Дуалистическая философия характерна для: Р.Декарта

Духовная общность людей, объединенных географическими рамками и культурной традицией по А.Тойнби #+: цивилизация

Единица исторического развития в концепции А.Тойнби #+: локальная цивилизация

Единица исторического развития в концепции К. Маркса #+: формация

Единица исторического развития в концепции О. Шпенглера #+: культура

Ежедневная пятикратная молитва в исламе носит название #+: намаз

Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о: Фальсификации знания

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития: Единство и борьба противоположностей

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания, : Единство и борьба противоположностей

Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял. Пра-Мы

Закон диалектики, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности #+: единства и борьбы противоположностей

Закон диалектики, количественные изменения приводят к качественным преобразованиям #+: закон перехода колич. изменений в кач.

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития: Закон единства и борьбы противоположностей

Закон диалектики, согласно которому каждое новое возникает на основе прежнего #+: отрицания отрицания

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития: Переход количественных изменений в качественные

Законы диалектики впервые сформулировал: Г. В.Ф. Гегель

Зарождающуюся культура по О.Шпенглеру #+: русско-сибирская

Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним #+: заблуждение+: ложь

Знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним #+: истина

Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность: Истина

И.Кант считает, что пространство и время: есть врожденные, доопытные формы чувственности

Идеи, организации и учреждения, формы общественного сознания, идеологические отношения в философии марксизма #+: надстройка

Измерение человека, представляющее собой совокупность черт, образующих своеобразие индивида, отличие от других #+: индивидуальность

Изучение объекта посредством наблюдения и эксперимента осуществляется на ### уровне научного исследования +: эмпирический

Информация, имеющая социальное значение которая, воспроизводит объективные связи реального мира, результатом познания #+: знание

Искусственный язык, созданный для международного общения #+: эсперанто

Искусство вести эффективный спор, направленный на достижение истины через противоборство мнений в Античности #+: диалектика

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья: Экзегетика

Источник творчества в концепции Н. Бердяева #+: свобода

Исходная, простейшая форма чувственного познания: Ощущение

Исходной посылкой любых дальнейших рассуждений о мире является констатация его #+: существования +: бытия

Идея правового государства включает в себя положение о: Разделении властей

Иррационалистическое направление в философии XX века: Экзистенциализм

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях: Эксперимент

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип: Противоречия

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей? Чижевский

К атрибутам материи не относится: Покой

К важнейшим функциям научной теории можно отнести: Систематизирующую

К идеальным явлениям относится: Совесть

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится: Анализ убеждений

К представителям «философии жизни» относится: Ф. Ницше

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести: Идею равенства всех людей

К. из ниже перечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли? Сциентизм

Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы? : первозданная и рукотворная

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»? : Динамическая

Когерентность – это: Самосогласованность знания

Конечная цель, спасение от перерождений в индийской философии #+: нирвана

Концепция «вызов - ответ» в истории принадлежит #+: Тойнби

Концепция исторического развития, по которой Божий промысел управляет исторической судьбой #+: провиденциализм

Концепция сотворения человека Богом #+: божественная

Концепция, где пространство, время и материя находятся в особых отношениях и вне этих отношений не существуют #+: реляционная

Критерий истины в диалектическом материализме #+: практика

Критерий истины в марксистской философии: Практика

Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии? :Ф. Ницше

Культурные универсалии в психоанализе К.Г. Юнга +: архетипы сознания

Логический вывод частных следствий из общего положения: Дедукция

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется: Креационизм

Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с чевидностью» принадлежит: Р.Декарту

«Матрица» культуры, содержащая в себе образ жизни, особенность миропонимания #+: ментальность

Материя есть первоисточник бытия, утверждает: Материализм

Метафизика – это: Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

Метод науки, который характеризуется активным и целенаправленным вмешательством в протекание изучаемого процесса #+: экспиремент

Метод научного познания, характер целенаправленным пассивным изучением предметов, опирающееся на органы чувств #+: наблюдение

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в: Гуманитарных науках

Метод философии, в котором вещи и явления рассматриваются всесторонне, с учетом противоречий и изменений: диалектика

Метод, не применяющийся в научно-техническом познании: Герменевтический

Механизм психологической защиты, трансформация инстинктивных форм энергии в более приемлемые, в концепции З. Фрейда #+: сублимация

Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: патристика

Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт: Сенсуализм

Не является законом диалектики: Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Не является характерной особенностью немецкой классической философии: Отрицание трансцендентного, божественного бытия

Непротиворечивость относится к следующему критерию научности: Логическому

Название философской эпохи, когда возникла идея энциклопедизма и впервые была осознана противоречивость прогресса #+: просвещение

Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики: Гераклит

Наиболее общие представления человека о мире и месте человека в нем #+: Мировоззрение

Наиболее общие фундаментальные понятия: Категории

Наиболее сложной формой отражения являетс: Сознание

Направление в русской философии, ориентированное на выявление самобытности России #+: славянофилы

Направление в русской философии, сторонники которого отстаивали необходимость развития России западной цивилизацией #+: западники

Направление в философии, предполагающее изначальное предопределение всей жизни, отсутствие свободного выбора #+: фатализм

Направление в философии, придающее главную роль опытному познанию #+: эмпиризм

Направление в философии, признающие разум основой познания #+: рационализм

Направление современной западной философии: Томизм

Направление современной философии, являющееся материалистическим: Марксизм

Направление средневековой философии, в котором предпринималась связать античную мудрость с вероучением христианства #+: схоластика

Направление средневековой философии, в котором разрабатывались основные догматы христианской церкви #+: патристика

Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо: Экзистенциализм

Направление философии, которое считает ее проблемы бессмысленными #+: позитивизм

Направление, считающее, что обострение глобальных проблем это результат научно-технического прогресса #+: технопессимистическое

Направленное, качественное изменение: Развитие

Наука о способах доказательства и опровержения #+: логика

Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей средой #+: экология

Наука, изучающая сценарии развития будущего+: футурология

Наука, которая обосновывает классическую картину мира #+: механика

Наука, которая обосновывает постнеклассическую картину мира #+: синергетика

Научная гипотеза относится к: Концептуальным средствам познания

Научная картина мира, которую обосновывает механика #+: классическая

Научная картина мира, которую обосновывает синергетика #+: постнеклассическая

Научная картина мира, которую обосновывает теория относительности #+: неклассическая

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании: Гипотеза

Начальная форма рационального познания #+: понятие

Начальная форма чувственного познания #+: ощущение

Не относятся к видам средствам познания: Технические

Невозможно фальсифицировать: существование Бога

Немецкий философ, выделявший восточный, античный, германский этапы исторического развития #+: Гегель

Неотвратимое наступление создаваемой искусственной среды, на естественную условием формирования #проблемы соврем+: экологическая

Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется: Атрибутом

Носитель познавательной деятельности #+: субъект+: человек

Носитель преднамеренной, целенаправленной активности: Субъект

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества: аскетизм

Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности: Оно

Область разумной деятельности, в которой человек преобразует природу, включая в нее новые планетарные, космические явления #+: ноосфера

Область философского знания, которая является одновременно синтезом и интерпретацией истории #+: философия истории

Область философского знания, направленная на постижение феномена человека - #+: антропология

Область философского знания, посвященная синтезу и интерпретации истории #+: философия истории

Обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление #+: познание

Общественное ### представляет собой осознание обществом всех сторон своей жизни в их связи и развитии+: самосознание

Один из основных принципов диалектики: Принцип развития

Один из основоположников философии техники: П. Энгельмейер

Одно из основных направлений ислама #+: суннизм +: шиизм +: хариджизм +: вахаббизм

Однозначные связи характерны для ### закономерности+: динамическая

Оно в психоанализе Фрейда относится к: сфере бессознательного

Ориентация на борьбу с природой, натуральное хозяйство характерно для культуры ### общества+: традиционная

Ориентированность на сохранение среды обитания, интеллектуализация производства характерно для культуры # +: постиндустриальное

Освобождение от церковного влияния: Секуляризация

Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого, : Субстанция

Основатель Римского клуба+: Печчеи

Основная движущая сила истории с точки зрения формационного подхода #+: классовая борьба

Основная идея философии французского Просвещения:Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

Основное утверждение рационализма заключается в том, что: Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Основное утверждение эмпиризма: Всё знание человека основывается на опыте

Основной атрибут материи, характеризующий ее изменчивость #+: движение

Основной метод получения истинного знания с точки зрения Р. Декарта #+: дедукция

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения: человек

Основной труд О.Шпенглера #+: Закат Европы

Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать: Индукция

Основоположник конвенциональной концепции истины #+: Пуанкаре

Основоположник скептицизма #+:Пиррон

Основоположник философии объективного духа #+: Гегель

Основоположник философии революционной деятельности #+: Маркс

Основоположник философии становления в Античности #+: Гераклит

Особенности рационализма XVII в. Обусловила: Математика

Поддается фальсификации гипотеза о: существовании жизни на Марсе

Представитель философии Французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо

Представитель философии эпохи Возрождения: Дж.Бруно

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека: Провиденциализм

Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал: Собственность

Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу: Монада

Паломничество в Мекку, обязательное для верующего в исламе носит название #+: хадж

Первая мировая религия по времени возникновения #+: буддизм

Первичный, решающий критерий истинности знания #+: практика+ эксперимент

Первооснова всего сущего с точки зрения Фалеса #+: Вода

Первооснова всего сущего у Гераклита #+: огонь

Первым историком, отцом истории считается #+: Геродот

Период философии, когда сознание отождествлялось с душой и противопоставлялось телу #+: средневековье

По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно: быть всеобщим и необходимым

По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет: Нравственный долг

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на: Фундаментальные и прикладные

Подход, согласно которому исторический процесс мыслится как результат предопределенности и неотвратимости судьбы #+: фатализм

Позиция в философии, утверждающая, что в основе мироздания лежат две субстанции: материальная и духовная #+: дуализм

Познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта #+: сравнение

Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента #+: описание

Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя? : Цель познания

Познание направлено на #+: объект+: предмет

Познание себя, отношение к себе, своим духовным качествам и состояниям, 209. физическим и духовным силам #+: самосознание

Положение, принимаемое без доказательства #+: аксиома

Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал: Дж.Бруно

Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии: Экзистенциализма

Понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана #+: провиденциализм

Понятие в марксизме, отношения между людьми по поводу производства и потребления материальных благ #+: производственные отношения

Понятие в марксизме, обозначающее людей с их знаниями и навыками к труду и средства производства #+: производственные отношения

Понятие в марксизме, обозначающее людей с их знаниями, умениями и навыками к труду и средства производства #+: производительные силы

Понятие в марксизме, обозначающее отношения между людьми на базе сложившегося разделения труда #+: производственные отношения

Понятие в марксизме, обозначающее процесс коренного преобразования всех общественных отношений #+: революция

Понятие означающее соответствие знания своему предмету #+: истина

Понятие христианской догматики, обозначающее учение о конце мира #+: эсхатология

Понятие, выражающее состояние ожидания конца истории в христианстве #+: эсхатология

Понятие, используемое в аксиологии, для обозначения значимости предмета или явления #+: ценность

Понятие, используемое для обозначения единичного представителя человеческого рода #+: индивид

Понятие, используемое для обозначения социальных признаков и свойств человека #+: личность

Понятие, которое Г.В.Ф.Гегель определял как «познанная необходимость» #+: свобода

Понятие, которым в Греции обозначался процесс возделывания почвы #+: культура

Понятие, которым обозначалось определенное состояние общественного устройства, отличное от варварства #+: цивилизация

Понятие, обозначающее оболочку планеты, состав которой определяется деятельностью организмов от простейших до человека #+: биосфера

Понятие, обозначающее систему взаимодействий людей #+: общество

Понятие, означающее процесс интернационализации общественной деятельности на Земле в условиях современности #+: глобализация

Понятие, означающее сферу разума в философии В. Вернадского #+: ноосфера

Практическая ориентированность, личностный способ передачи норм и ценностей характерно для ### культуры+: западная

Предмет изучения праксиологии #+: деятельность

Предмет исследования философии культуры #+: культура

Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование: законов разума и его границ

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения: Наблюдение

Представителей патристики по-другому называли #+: отцы церкви

Представителем материализма является: Л. Фейербах

Представителем субъективного идеализма является: Дж.Беркли

Представитель немецкой классической философии, разработчик диалектического подхода к истории #+: Гегель

Представитель немецкой классической философии: Л.Фейербах

Представитель патристики, создавший учение о Граде Божьем #+: Августин

Представитель средневековой западноевропейской философии: Ф.Аквинский

Представитель средневековой философии: Фома Аквинский

Преувеличение значения устойчивого момента в истине #+: догматизм

Принцип человеческой жизни в философии Л. Толстого+: непротивление злу насилием

Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Античности #+: космоцентризм

Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Возрождения #+: антропоцентризм

Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Нового времени #+: антропоцентризм

Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Средневековья #+: теоцентризм

Проблема неудержимого прироста населения земли #+: демографическая

Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для: Фомы Аквинского

Проблема загрязнения окружающей среды #+: экологическая

Проблема обеспечения мира топливом и сырьем #+: энергосырьевая

Проблемы, касающиеся системы «мир – человек» в целом имеющие всеохватывающий, планетарный характер #+: глобальные

Прогноз грядущего перенаселения планеты в философии английского исследователя Т. Мальтуса+: гибель человечества

Продолжатель теории З. Фрейда #+: К.Г. Юнг

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок; Индукция

Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»: Апологии

Простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира #+: раздражимость

Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и .

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

— это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии,- совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

  • с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
  • с объективной — разумность, логический порядок вещей.

Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция .

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

  • движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
  • явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

  • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
  • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
  • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

  • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
  • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

То, что в основе бытия и познания лежит разум , Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Учение Рене Декарта о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек , по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Рассуждение о методе Рене Декарта

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе .

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует) и т. д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма . Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно .

Рационализм Эмпиризм └──────────┬────────────────────────────────────┤ │ │ Кантианство Позитивизм ┌─────────────┴──────────────────┬─────────────────┤ │ │ │ Гегельянство Философия жизни Эмпириокритицизм │ Марксизм

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания . Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть с помощью индукции . Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» - в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») - в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» - в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

Томас Гоббс

В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя.Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

Материальные (вещи);

Духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

Протяжение - для материальных;

Мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сле­дующей схемой:

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной во­прос философии": спор о том, что первично - материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле - от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

Последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;

Строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

Понятия;

Суждения.

Примером могут служить следующие:

Врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существу­ет), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;

Врожденных суждений - "целое больше своей части", "из ни­чего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

Изобретение новых технических средств;

Усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

Вопросы к лекции:

1.Что такое эмпиризм?

2.Что является главным методом познания по Ф. Бэкону? Что такое индукция?

3.Какие пути познания выделял Ф.Бэкон?

4. Какие препятствия на путик познанию выделял Ф.Бэкон?

5. Какие базовые понятия ввел Рене Декарт?

6. В чем заключается учение Декарта о субстанциях?

7. Какой метод Декарт выделял в качестве основополаающего?

Рене Декарт (1596-1650), французский философ, математик, физик, физиолог, психолог. Его латинизированное имя - Карте-зий, название учения - картезианство. 20 лет прожил в Голландии. Важнейшие философские произведения - «Рассуждение о методе», «Начата философии», «Страсти души».

В творчестве Декарта были заданы образцы философской деятельности Нового времени - органичное соединение труда ученого-естествоиспытателя и философа, создавшего новую рационалистическую онтологию, антропологию и гносеологию. В философии Декарта отчетливо воплощается намеченный протестантизмом дуализм духа и материи, Бога и мира. Внешний мир десакрализируется, «обезбоживается». Декарт утверждает мировоззренческий рационалистический оптимизм, веру в созидательную силу индивидуального разума и науки. Фи ю-соф стремится свести все многообразие действительности к ограниченному числу простых элементов и принципов их сочетания. Таким образом задается исследовательская программа редукционизма. В то же время в философии Декарта явствен но ощутимо влияние стоицизма и августинианства.

Онтологии Декарта дуалистична в том смысле, что он усматривает в основе всего сотворенного две субстанции протяженную (материальную) и мыслящую (духовную). Правда, обе они созданы абсолютно-духовным начатом - Богом. Поэтому Декарта нельзя считать безусловным дуалистом.

Духовная субстанция универсума сосредоточена в душе человека, определяет его способность мыслить. Тело человека, как и все остальное в пределах сотворенного, материально. Это не просто дуализм души и тела, а дуализм души и мира, своего рода рационалистический индивидуализм. Полагая, что во Вселенной реальным существованием обладает только единичное, Декарт в вопросе об универсалиях придерживается концептуализма, близкого к номинализму. В философии Декарта идея Бога трактуется с позиций деизма. Бог построил универсум - сложнейший механизм, дач ему начальный импульс - первотолчок. Растения, животные, человеческое тело, по Декарту, суть механизмы. Искусно сделанное животное-автомат в принципе нельзя отличить от настоящего животного. В целом Декарт создает механистически-геометрическую картину мира. В понимании природы он отказывается от господствовавшего с античности телеоли изма в пользу принципа причинности. В самой природе цели нет, поэтому вопрос «для чего?» надо заменить вопросом «почему?».

Антропология Декарта дуалистична. Человек состоит из не материальной непротяженной души - мыслящей, бессмертной, обладающей свободой воли, и тела - материального, протяженного, действующего рефлекторно, как механизм, обусловливающий тягу человека к удовольствию и пользе. Душа составляет сущность человека, «если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем. что она есть». Человека можно отпичить от автомата по целенаправленной деятельности и речи. Декарт формулирует «психофизическую проблему» («психофизиологическая» проблема, или «проблема психофи-зи(ологи)ческого параллелизма»): как возможно согласование в деятельности и вообще взаимодействие души и тела, если их субстанции ра штчны? Ученый даже ишет телесное «седалище» мысли, души, одно время полагая, что это так называемая шишковидная железа в мозге. Однако научного решения этой проблемы Декарту найти не удалось, и вслед за Платоном и Августином ему приходится объявить Божественным чудом слаженность в деятельности души и тела.

Гносеология Декарта рационалистична в обоих значениях Познание есть отыскание разумом истины. Путь к истине открывает научный метод. Истина - всеобща и необходима, т е абсолютна. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта, основание для него находится в самом разуме. Позднее Лейбниц, возражая эмпирикам-сенсуалистам, поддержал эту мысль так: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах, кроме самого разума». Согласно Декарту, есть врожденные суждения и понятия, но это не готовые идеи, а зачатки мыслей. Они еще смутны, для их прояснения нужен «естественный свет разума», который появляется у взрослых. В самом разуме заключается высший критерий истинности - очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией. Декарт предлагает великий мысленный эксперимент, открывающий в индивидуальном уме прочные основания познания. Это ею знаменитое методологическое сомнение: cogito ergo sum - мыслю, следовательно, существую. Суть его в следующем. Можно усомниться во всем, но несомненен акт сомнения, который есть акт мысли. Мыслит субъект - «Я мыслящее», т. е., мыслящая пуша - непространственная, неразложимая на составные части, а значит - бессмертная. Вывод: я сомневаюсь, следовательно, мыслю, следовательно, существую как бессмертная душа. Дальнейшее рассуждение восстанавливает онтологический аргумент в пользу бытия Бога. Акт сомнения - свидетельство несовершенства человеческой мысли, а несовершенство существует только в отношении к совершенству. Так в разуме отчетливо проступает идея Абсолютно совершенного, благого духовного существа - Бога. Благой Бог не может быть обманщиком, поэтому заложенные им в душу идеи достоверны Несовершенный человек, найдя верный метод познания, может, с помощью разума, подчинить себе мир. В «Рассуждении о методе» Декарт выдвигает четыре основных правила своего метода истинной дедукции. 1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной интуицией несомненно, ясно и отчетливо. 2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы. 3. Постепенно восходить от простого к сложному. 4. Последовательно перечислять все звенья дедукции, составлять их энумерацию (подробный перечень), не пропускать ни одного звена r выводе.

Фундаментальные идеи рационализма Нового времени выдвигаются Декартом также в этике, эстетике, философии языка и в других направлениях теоретической мысли. Непосредственными продолжателями Декарта становятся «континенталь ные рационалисты», выдающиеся философы эпохи Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)