Важнее понимать, чем быть понятым. Помощь людям Что нам помогает лучше понимать другого

Понимание - это главный ключ к успеху во взаимоотношении людей. Если распадается брак, происходят конфликты на работе, прекращается общение с друзьями или родственниками обычно мы говорим, что пропало понимание. Это значит, что два человека по какой-то причине отдалились друг от друга или между ними возникла неприязнь. Как избежать этого и научиться понимать близких?

Что значит понимать человека


Как понять другого человека

Чтобы научиться понимать других людей, возьмите за правило не воспринимать события и явления только лишь через призму собственных взглядов и убеждений. Порой это бывает очень сложно, если одного человека вы еще в состоянии понимать, то другой является для вас совершенной загадкой в силу различий во мнениях.


Как понять, что человек врет

Сходу понять, говорить человек правду или нет довольно сложно. Он может врать самозабвенно и довольно убедительно, но его жесты, мимика и манера речи рано или поздно выдадут его. Зная о некоторых психологических приемах и методах, вы сможете без труда разоблачить лжеца.

  • Внимательно присмотритесь к собеседнику, о его искренности могут сказать глаза. Психологи считают, что если человек в разговоре с вами поднимает глаза наверх, значит он что-то вспоминает, то есть обращается к зрительной памяти. А вот перемещение взгляда направо и вниз свидетельствует о внутреннем монологе и тщательном подборе слов. Здесь очень важен язык тела, подергивание плечом или ногой, отступ на шаг назад, задирание подбородка - все это также является тревожным сигналом.
  • Разоблачить обманщика возможно и наблюдая за его . Человек может заинтересованно что-то рассказывать и жестикулировать, пытаясь вас увлечь, а вместе с тем покачивать головой из стороны в сторону, как бы не соглашаясь с самим собой. Другими признаками лжи считаются регулярное затрагивание губ, шеи и носа, складывание пальцев в замок, поглаживание одной руки другой (жест самоуспокоения).
  • Пытаясь ввести в заблуждение, собеседник зачастую отходит от главной темы и говорит о всякой ерунде, растягивая время и раздумывая стоит ли сказать правду. Задайте ему прямой вопрос, скорее всего, он растеряется и признается в обмане.
  • Чтобы выяснить необходимую вам информацию, не предупреждайте человека о том, что состоится разговор. Выйдите за рамки стандартного сценария, задавайте одни и те же неожиданные вопросы, периодически меня их формулировку.
  • Никогда не выкладывайте сразу все то, что вам известно, используйте наводящие вопросы, когда информации будет достаточно, вы сможете сопоставить ее известными вам сведениями.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?

2. Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.

3. Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь, доброта, умение прощать обиды, умение выслушивать, желание делать подарки, делиться вещами, умение заступиться за друга, разделить радость или горе?

В КЛАССЕ И ДОМА

1*. Опиши случай из своей жизни или поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.

2. Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? к ребятам, которые хорошо учатся? к девочкам-одноклассницам? к мальчикам-одноклассникам?

Мне очень нравится общение с моими одноклассниками. Обидеть меня может одно - оскорбление. Мой сосед по парте очень дружелюбный, всегда готов помочь, если я чего-то не понимаю. Я тянусь к ребятам, которые хорошо учатся, ведь в будущем я хочу поступить в университет. К девочкам я отношусь очень хорошо, считаю, что их нужно уважать и любить. С мальчишками нужно поддерживать хорошие отношения, чтобы было кому помочь тебе в трудную минуту.

3. У маленький Кати большая радость - поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в "классики"

- Наш папа выздоровел, - сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу покатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Как ты думаешь, почему Катя заплакала? Хотели ли Катины одноклассники обидеть её? Что Кате хотелось услышать от ребят? Как бы ты поступил на месте Катиного одноклассника? Чему учит этот рассказ?

4. Присмотрись, кто из твоих одноклассников умеет спокойно обосновывать свое мнение и спокойно выслушать других. Что помогает понимать других и быть понятым?

Понимать других и быть понятым помогает широта мысли. А вообще, если тебе не понятно, то стоит уточнить, иначе есть шанс обидеть человека ненароком.

5. В этой игре играют все учащиеся класса. Каждый ряд - команда. Задание командам: по очереди хорошом пропеть или продекламировать куплет любой известной песни о дружбе. Проигрывает та команда, которая пропускает свою очередь.

“ Что помогает нам лучше понимать другого(представителя другой национальности,вероисповедания,иных мировоззренческих позиций)? ”




Вводная часть.


1)Актуальность темы.

Данная тема актуальна так как:

    во первых работа над данной темой поможет мне развить мои способности и навыки к такому типу проектов;

    во вторых,последние 2 года я размышляла над темой данного рода, и когда появился шанс поработать над такой темой,я решила не упускать эту возможность.


2) Проблема в моей теме.
В данной теме берется обхват человечества и всего мира.Я считаю,что любые конфликты,войны,разногласия и т.п. происходят из-за отсутствия понимания друг друга, и друг к другу.Люди не умеют и не хотят понимать других людей.Для этого же я думаю нам стоит рассмотреть причины нашего недопонимания друг к другу,а уже потом думать,что нам может помочь в этом.



Основная часть.

1) Определение цели и задач исследования.

    Целью данного исследования является получение правильного ответа и решения на поставленный вопрос:” Что помогает нам лучше понимать другого(представителя другой национальности,вероисповедания,иных мировоззренческих позиций)?”

    Задачей данного исследования является насколько можно больше сбора информации как в теоретическом,так и практическом плане.

2) Теоретическая часть.

" Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности,вероисповедания,иных мировоззренческих позиций)?"?.Я думаю,что таким вопросом задаются те люди,которые думают о настоящем и о будущем людей(ну в крайнем случае о своем).Скажите,что я слишком все преувеличиваю,и то,что не надо все так глобализировать,но я вам скажу:"нет",т.к. я подхожу к данному вопросу,теме по своему.
Итак, прежде чем задавать вопрос:"Что нам помогает лучше понимать другого...?",я считаю,нужно задать вопрос:"А нужно ли нам вообще понимать другого..?".Я считаю,что это необходимо.Необходимо,т.к. если у тебя отсутствует понимание к другому человеку,следовательно,у тебя присутствует непонимание к нему.Если же у тебя есть непонимание к человеку,то между вами будет ссора,потом разногласие,потом конфликт,потом вражда,ну и в итоге война.Думаю понятно к чему я виду.. Опять же,не каждый задается таким вопросом.Почему? Я считаю из-за того,что люди в мире становятся безразличными ко всему и ко всем.
Мне кажется одной и з причин непонимания между разными людьми является их безразличность к окружающим,она же ведет к эгоистическим предпочтениям.Второй же причиной я бы назвала,то что люди всегда обращают внимание на такие "мелочи" как вера,национальность,раса и т.д.С одной стороны это важные вещи,т.к являются составляющей человека,но это не является объектом из-за которого бы люди не понимали друг друга. Как я уже говорила людям необходимо понимать друг друга,но для этого нужно делать некие шаги (уступки),возможно,для некоторых, сложные шаги.Я считаю что этими уступками являются: проявление уважения к другому,умение выслушать другого,ну и в конце концов представление себя на месте другого человека, и все это ведет к правильному общению.
Мне хотелось бы узнать,есть ли личности,деятели и т.п.,которые хоть как-то затрагивали данную тему?
«Понимание — начало согласия» (Бенедикт Спиноза) (https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/61503/) Пожалуй, более всего многим не хватает толерантности и умения понимать другого человека. Если собеседник имеет взгляды или намерения, отличные от наших, то автоматически, неосознанно мы настраиваемся агрессивно по отношению к нему. Наверное, все мы знаем, как это бывает, когда вдруг обнаруживаешь себя посреди разъяренного спора, даже если тема несерьезна, а оппонент — чужой человек. Очень важно не отрицать сразу взгляды, отличные от ваших. Ведь сколько людей — столько и мнений. И сложно утверждать, что какое-то из них более правильно, чем другое. Просто попробуйте понять другого человека. Почему он так считает, почему он не согласен с вашей точкой зрения. Подумайте, как показать ему свою точку зрения, объяснить ему, почему вы ее придерживаетесь. Скажите человеку это прямо. Поговорите об этом. Ведь зачастую во время разговора люди говорят одно, а чувствуют и думают они совсем другое.




.

Практическая часть.


Я решила провести небольшой опрос (https://www.testograf.ru/ru/oprosi/aktualnie/4c0431ef74015a543.html ) , который помог бы мне рассмотреть точку зрения разных людей(разной национальности,конфессии,мировоззренческой позиции) с помощью соц-сетей,таких как Facebook,Instagram,Вконтакте по поводу главного вопроса моего проекта.

Вот что получилось:

Исходя из выше представленных данных можно сказать,что большинство считает,что важно понимать других людей,но все же есть и те кто не согласен с таким утверждением.



Вывод.

Смотря на практическую часть моей работы,можно сказать что люди хотят понимать разных людей,возможно знают причины непонимания между собой,и знают то,что бы им помогло понять других,но в то же время люди берут в счет те самые "мелочи"(выше сказано).Знаете, все мы разные.Данный опрос был "не живым" ,и поэтому мы не можем узнать,искренне ответили люди или нет.Но хотелось бы верить,что искренне.Даже если это были искренние ответы,задается вопрос:"А пользуетесь ли вы всем этим в вашей жизни?".На мой взгляд,возможно единицы..

Для этого же в "Теоретической части" моей работы я высказала свою точку зрения по поводу данного вопроса.Возможно это будет для кого-то полезным.

Подытожив свою работу,хотелось бы еще раз сказать,а точнее сделать призыв к тому,чтобы люди понимали друг друга, ибо это есть одна из важных составляющих в нашей жизни.

Источники:
Основным источником всей информации является личный архив и жизненный опыт.


При длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. Что помогает понять собеседника? Опыт, знания… Что еще?

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф Ларошфуко

Опыт - сын ошибок трудных…

При длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. И хотя влияние настолько сильно, что продолжает действовать и тогда, когда люди общаются довольно долго, постепенно оно ослабевает.

Мы получаем много информации о человеке, его переживаниях и состояниях не только и не столько из вербальных (словесных) источников. При этом не всегда понимаем, как нам удалось извлечь ту или иную информацию.

Многие уверены, что помогает в общении опыт. Но так ли это?

Множество людей дожили до седин, а так и не научились понимать, что происходит с собеседником. Между тем, есть молодые люди, которые будто интуитивно чувствуют того, с кем общаются. А самые тонкие «антеннки», пожалуй у детей: они не только верно улавливают сигналы, которые посылают им взрослые, но и тут же подстраиваются под них.

Опыт же часто «подставляет» нас, вытягивая из подсознания устаревшие установки, догмы и субъективные предположения.

Получается, опыт не всегда становится лучшим помощником во время общения. А что тогда помогает?

Всегда ли выручают знания?

Психологические исследования показывают: информацию об эмоциональных состояниях человека, об отношении к окружающим, а также об отношении к себе несут почти все детали внешнего облика. Важны жесты, мимика, общий стиль поведения. манера одеваться, походка, привычные позы, пространственная ориентация по отношению к партнерам…

Основным источником информации о человеке является лицо. Не зря говорят: «на лице всё написано».

Угрюмое, смешное, одухотворённое, просветлённое… Все эмоции в первую очередь отражаются именно на лице. Известно семь основных эмоций: счастье, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение (или презрение), страх. Их мы считываем очень быстро и точно.

Важную роль при чтении информации «с лица» играет направление взгляда. Неприятно общаться с тем, кто часто отводит глаза, не смотрит на собеседника. Что прячет от нас человек? Но и слишком пристальный взгляд не назовешь комфортным: ощущаешь себя под следствием.

А что выражает направление взгляда?

Зарубежные психологи считают, что взгляд напрямую связан с процессом формирования высказывания. Когда человек только формулирует мысль, то чаще смотрит в сторону («в пространство»). Если мысль уже сформулирована, человек смотрит на собеседника. В разговоре о сложных вещах на собеседника смотрят меньше, но как только трудность преодолевается, длительность контакта глазами увеличивается.

Обычно тот, кто говорит, на партнера смотрит меньше: взглядывает только для того, чтобы проверить реакцию и заинтересованность собеседника. Слушающая сторона больше смотрит в сторону говорящего и «посылает » ему сигналы обратной связи.

Но бывают ситуации, когда лицо становится не слишком информативным: когда человек контролирует свою мимику. Например, во время соблюдения ритуалов, правил этикета, когда сознательно стараемся не показать собеседнику истинные чувства.

Тогда главным источником информации становится тело . Его контролировать сложнее, и оно становится «местом утечки информации» об истинных душевных состояниях.

Например, походка. Она узнаваема, индивидуальна и выдаёт эмоциональное состояние. «Тяжелая» походка, как правило, выдаёт гнев. Наибольшая длина шага тогда, когда человек горд. В страдании человек почти не размахивает руками, они «висят». В состоянии счастья человек будто «летит»: шаги у него легкие, частые.

Но, опять-таки, знания невербалики хоть и помогают, но могут подвести в нужный момент. Что же не подведёт?

Кстати, о невербальном поведении человека можно больше узнать здесь:

В помощниках - эмпатия

Помочь глубоко понять человека способна эмпатия - особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими умудренными опытом и знаниями мы бы ни были, чтобы понять человека, нужно этого очень хотеть.

Важно именно хотеть понять, почему человек переживает, о чем думает, его точку зрения и образ мыслей.

Замечали? В отношениях с близкими людьми, с друзьями всё будто происходит само собой, без особых усилий и трудов. Это потому, что мы очень хотим понять другого, боимся обидеть или сделать что-то не так.

Эмпатия основана на стремлении и умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние, учесть всё это в своем поведении. Более подробно об эмпатии можно прочесть здесь:

P.S. Что, на ваш взгляд, больше всего помогает понять собеседника? Что способно сделать общение успешным?

ФОТО Getty Images

«Не представляю, почему он так поступил»... «Мне непонятны твои чувства!» Многие из нас, даже если не произносили этих слов вслух, чувствовали нечто подобное. Иногда нам очень не хватает умения читать мысли и чувства других людей. Некоторым повезло - и они одарены эмпатией чуть ли не с рождения. А как быть остальным? Неужели они обречены оставаться в неведении? Вовсе нет.

Способность к пониманию других людей можно развивать. В этом помогут два простых и увлекательных упражнения. Оба они представляют собой вариации базовой техники, которая в психодраме называется «Дублированием». Когда есть желание или необходимость лучше понять состояние человека, вы на некоторое время входите в роль собеседника, пытаетесь думать его головой, чувствовать его телом, проговаривать его состояние.

Способ 1. С незнакомцами

Вы можете, например, в общественном транспорте выбрать для тренировки кого-нибудь из пассажиров. Теперь мысленно представьте, что вы - это он. Станьте им. О чем вы думаете, когда вы - это он? Что чувствуете? Какие эмоции переживаете? Следите за тем, чтобы говорить от первого лица (не «он радуется», а «я радуюсь»), как бы ставя себя на его место.

Не факт, что вы угадаете параметры состояния пассажира. И даже если угадаете, проверить это не всегда возможно. Но задача здесь в другом - привыкнуть входить в роль другого человека, примеривать его состояние на себя. Так же тренироваться можно в парке или в кафе. По окончании упражнения не забудьте «прийти в себя», то есть напомнить себе, кто вы.

Способ 2. С друзьями

Поиграйте с другом в «Угадайку».

1. Предложите другу поучаствовать в эксперименте.

2. Поставьте стул рядом с его стулом так, чтобы вы смотрели в одну сторону. Лавка или диван тоже подойдут.

3. Попросите друга посидеть некоторое время в тишине (15–20 секунд достаточно).

4. Представьте, что вы - это он. Можно воспроизвести его позу, постараться синхронизировать ритм вашего дыхания.

5. Теперь как бы из его роли проговаривайте состояние от первого лица. Например: «Я спокоен, и мне нравится эта игра» или «Я испытываю легкое раздражение, так как ты пристал с этой игрой, а я не допил кофе».

6. Задача человека, которого дублируют, повторять только ту часть сообщения, которая была угадана. Нельзя говорить «нет», «неправильно». Если ни одно слово «дублера» не подходит, то его собеседник просто описывает свое состояние своими словами.

Диалог может выглядеть следующим образом:

Дублер (Д): Я немного устал, столько работы накопилось.

Испытуемый (И): Я устал, так как не выспался сегодня.

Д: Если бы я больше высыпался, то чувствовал себя бодрее.

И: Я чувствовал бы себя бодрее, если бы этот выматывающий ремонт закончился.

Д: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение.

И: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение

Упражнение длится в среднем 2-3 минуты. При желании вы можете поменяться ролями.

Как использовать

В чистом виде техника не используется в общении. Но если регулярно ее практиковать, вы сможете гораздо лучше, чем раньше, приблизиться к пониманию чувств и мыслей других людей. Это поможет вам легче выстраивать хорошие отношения и разрешать возникающие конфликты.

Антон Воробьев - клинический психолог, бизнес-тренер, специалист по психодраме. 10 и 11 июня проводит масстер-классы «Работа в радость или игра в работу» и «Гитарный огонек» на Московской психодраматической конференции. Подробности см. на сайте http://pd-conf.ru/.