Закрепощение крестьян связано с. Католическое и православное духовенство в великом княжестве литовском. «Этапы закрепощения крестьян в России»

Крепостное право – это зависимость крестьянина от помещика, землю которого он обрабатывал.

Зависимость крестьян от феодалов в разных формах существовала в России издавна. Процесс закрепощения крестьян можно разделить на 4 этапа:

  1. конец XV в. – конец XVI в.
  2. конец XVI в. – середина XVII в.
  3. середина XVII в. – конец XVIII в.
  4. конец XVIII в. – вторая половина XIX в.

Первый этап (конец XV в. – конец XVI в.)

Считается, что начало закрепощения крестьян произошло при Иване III Великом (1462-1505 гг.), который в 1497 г. выпускает Судебник – единый законодательный кодекс для всех русских земель. В Судебнике содержалась статья, разрешающая крестьянам переходить от одного хозяина к другому не в любое время, а только в определенный срок – неделю до и после Юрьева дня (26 ноября) – дня завершения пахотных работ. При этом крестьянин должен был выплатить старому хозяину пошлину - «пожилое». Этот закон, действовавший на всей территории России, значительно ограничил свободу крестьян.

Дальнейшее закрепощение происходит при Иване IV Грозном (1533-1584 гг.), который в 1581 г. вводит заповедные лета (заповедь – «повеление», «запрет») – это годы, во время которых переход от одного землевладельца к другому запрещался. Этот закон действовал только не некоторых территориях. Заповедные лета начали вводиться вместе с проведением всеобщей переписи земель, чтобы определить размеры хозяйственного разорения 1570-1580-х гг.

Замечание 1

Официального указа о заповедных летах, введенных Иваном IV, не существует. В грамотах 1580-1590-х гг. содержаться лишь краткие указания на них.

Общегосударственный же указ о заповедных летах был введен сыном Ивана Грозного, Федором Ивановичем (1584-1598 гг.), в 1592-1593 гг. Согласно его указу:

  • крестьянский переход был запрещен;
  • писцовые книги стали юридическим основанием крестьянского закрепощения, поскольку в них содержались сводные описания хозяйства земель; сведения в этих книгах фиксировали и принадлежность крестьян к определенному землевладельцу.

Позже, в 1597 г. были введены урочные лета – срок, в течение которого феодалы имели право обратиться в суд для сыска беглых крестьян. Сначала этот срок составлял 5 лет, позже его размер менялся.

Второй этап (конец XVI в. – середина XVII в.)

В правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.) страну потряс катастрофический голод. В 1601-1603 г. царь был вынужден частично вернуть право перехода в Юрьев день. Лжедмитрий I также планировал вернуть крестьянам возможность переходить от одного хозяина к другому.

В правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.) начались массовые восстания, в которых участвовали крестьяне, казаки, мелкопоместное дворянство. В этот же период, в марте 1607 г. был выпущен указ, который полностью отменил крестьянский выход, а урочные лета были увеличены до 15 лет. Данное уложение предписывало до сентября 1607 г. удовлетворить все просьбы о сыске крестьян, а в случае затягивания данного процесса, указом был предусмотрен штраф для исполнителей.

Окончательное закрепощение крестьян, как считается, было установлено в Соборном Уложении 1649 г. – сборника законов, изданном в правление Алексея Михайловича (1645-1682 гг.). В нем отменялись урочные лета, а вместо них вводился бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьянин теперь не мог изменить место жительства: он становился «прикрепленным» к тому поместью, на котором он был записан во время переписи 1620-х гг., что полностью прикрепляло крестьян к их помещикам; а статус крепостного становится наследственным: дети отца-крепостного и свободные люди, вступившие в брак с крепостным, становятся также зависимыми.

Соборное Уложение лишило большинство населения страны права свободного перемещения, распоряжения собой и имуществом. Хозяйство крестьянина все больше начинает признаваться собственностью феодала. Однако крестьянин не становился совсем бесправным: некоторые права крепостных еще были прописаны в Соборном Уложении. Например, крепостной не мог быть лишен земли по желанию хозяина и превращен в дворового; он мог обратиться в суд в случае несправедливых поборов; предусматривался штраф для помещика за нанесение тяжких телесных увечий крестьянину.

Замечание 2

В конце XVII в. получают распространение скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, хотя Соборное Уложение запрещало торговлю крепостными.

Третий этап (середина XVII в. – конец XVIII в.)

Третий этап представляет собой самый сложный период для крепостных, так как различными указами они теряли все больше свободы. Крепостное право поменяло свою форму: изначально оно представляло форму государственных и общественных повинностей для крестьян, а в итоге крестьяне оказались лишены большинства гражданских и человеческих прав.

Правительство же полностью стояло на стороне помещиков и в угоду им проводило политику усиления крепостного гнета.

Петром I (1682-1725 гг.) была проведена реформа, которая вводила подушную подать. В результате этого юридические различия между помещичьими крестьянами и холопами фактически стерлись, так как последние, при прежней подворной системе налогообложения были свободны от государственных податей, теперь должны были наравне с крестьянами платить подушный налог. Так, институт холопства исчез, а холопы стали считаться крепостными, что поспособствовало превращению крестьян в собственность.

В 1746 г. вышел сенатский указ, который запрещал покупать крепостных всем, кроме дворян, а в 1764 г. Екатерина II, проведя полную секуляризацию церковных земель, перевела около 2 млн монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии. Таким образом, правом владения крепостными стало обладать только дворянское сословие.

Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма», особенностью которой было следование идеалам Просвещения и освобождение самодержавной власти от «примесов тиранства». Однако на деле императрица шла в разрез со своими словами. За все время правления Екатерина II передала помещикам сотни тысяч свободных крестьян, ставших крепостными. Полную зависимость крепостных от помещиков продемонстрировал указ 1765 г., позволявший помещикам отдавать своих крестьян на каторжные работы.

Именно при Екатерине II крепостничество предстало в самых грубых формах. Время ее правления даже называют «золотым веком российского дворянства», потому что при ней дворяне получили больше привилегий, чем когда-либо еще. Произвол же помещиков достиг своего пика: примером тому может служить история помещицы Дарьи Салтыковой, прозванной «Салтычиха», которая известна тем, что замучила до смерти множество своих крестьян.

Четвертый этап (конец XVIII в. – вторая половина XIX в.)

Павел I (1796-1801 гг.), по сути, продолжил политику своей матери. Он продолжал активную передачу крестьян помещикам: за годы его правления примерно 600 тыс. государственных крестьян были обращены в крепостничество.

При этом, с целью ослабления социальной напряженности, Павел сделал первый шаг к ослаблению крепостного права. Так, было запрещено продавать крестьян без земли, а в 1797 г. он выпускает указ «о трехдневной барщине», который ограничивал работу крестьян на помещика тремя днями в неделю. Однако этот указ носил рекомендательный, а не обязательный характер.

Замечание 3

При последующих императорах уже происходит поэтапное облегчение положение крестьян, а Александр II полностью отменяет крепостное право в 1861 г.

  • 3.Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
  • 4.Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
  • 5.Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое (пк) и Туровское (тк).
  • 6.Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
  • 8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
  • 9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.
  • 10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение вкл во второй половине XIV в.
  • 11. Место белорусских земель в политической системе вкл. Внешняя политика и внутриполитическое положение вкл в XIV в.
  • 12. Расцвет вкл при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в вкл в 1432-1436 гг.
  • 13.Вкл: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел вкл (XV – XVI вв.)
  • 14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в вкл в XIV – XVI вв.
  • 15. Вкл в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба вкл с Московским княжеством в конце XV - первой половине XVI в.
  • 16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
  • 17. Люблинская уния 1569 г. И образование Речи Посполитой. Место вкл в политической системе Речи Посполитой.
  • 18.Религиозные процессы на белорусских землях в XV-начале XVII
  • 19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
  • 20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в
  • 22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
  • 23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.
  • 24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
  • 25.Культура Беларуси во второй половине 17-18 вв. Эпоха Просвещения
  • 26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание т.Кастюшки и разделы Речи Посполитой
  • 27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах
  • 28. Беларусь в Отечественной войне 1812 года
  • 29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
  • 30. Реформа п. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
  • 31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.
  • 32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. В Беларуси
  • 33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX-начале XX в.
  • 34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси
  • 35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX-начале XX века в Беларуси: народники и формирование политических партий
  • 39. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива». Формирование белорусской нации.
  • 51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный ражим на территории Беларуси.
  • 14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в вкл в XIV – XVI вв.

    Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. – шляхтой. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей. Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации – волости. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права), данники (платили натуральную дань), дольники (отдавали часть собранного урожая), люди тяговые (отрабатывали барщину), осадные (платили оброк), огородники (работали у феодала, не имели своей земли).

    В середине XV в. помещики стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле своим инвентарем (барщина) или платить деньгами (чинш).

    1447г - Привилей Казимира - феодалы получают право на суд над крестьянами

    1529г. – Статут ВКЛ - вводится 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

    1557г. – Устава на волоки - крестьяне закреплялись за определенным земельным наделом, провозгласил её Сигизмунд Август, волока: 19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га

    1566г. – Второй Статут – подтверждён 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

    1588г. – Третий Статут – 20-тилетний срок поиска беглых крестьян. Крестьяне потеряли право перехода от одного феодала к другому.

    В XIV – первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа – местечек. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.

    С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси.

    Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами.

    Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья.

    В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

    Вывод Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.

    Изучая историю многих стран, в том числе и России, нельзя обойти стороной такое явление, как закрепощение крестьян. Данная статья кратко расскажет самые важные моменты этого процесса и его влияние.

    В первую очередь стоит определение самому понятию. Крепостное право – высшая степень неполной собственности феодала(либо другого субъекта, обладающим правом закрепощения) на крестьянина, основанная на прикреплении землепашца к земле(производству).

    Начало закрепощению крестьян было положено в 1497 г. в «Судебнике» Ивана третьего, введением ограничения права перехода крестьян от одного феодала к другому. А именно, право осуществить переход предоставлялось только в Юрьев день, 26 ноября, и только с уплатой «пожилого» феодалу, тем самым компенсируя ему убыток.

    Следующим этапом стало увеличение размера «пожилого», в 1550 г., «Судебником» Ивана Четвертого. По некоторым данным, этот указ увеличил выплачиваемую крестьянами сумму за переход к иному владельцу более, чем в два раза.

    Особенно часто крестьяне стали сбегать во времена опричнины, что побудило правительство того времени периодически издавать указ о заповедных летах, полностью запрещающий переход к другому помещику в течение нескольких лет. Это не остановило крестьян от побегов, в 1597 г. были введены урочные лета – период, в течение которого феодал мог потребовать возвращения крестьян.

    В 1649 г., после принятия Соборного уложения, предыдущие указы об урочных летах стали не нужны, так как было введено понятие «бессрочного сыска» беглых крепостных. Кроме того, уложением были предусмотрены введены штрафы для помещиков, укрывающих беглых крестьян, обязывающие заплатить за незаконное использование труда чужого крепостного.

    Еще одним решением, окончательно закрепившим за многочисленными людьми статус крепостных, стала податная реформа Петра Первого, проведенная в 1724 году и предваряющие ей подушные переписи, вызвавшие серьезные социальные последствия. В результате, многие люди, находящиеся в статусе холопов или вольных людей тоже стали крепостными, образовав сословие государственных крестьян. Но стоит отличать статус государственного крестьянина. Они, в отличие от помещичьих, считались лично свободными, пусть и прикрепленными к земле и составляли до половины крестьянского населения страны, населяя преимущественно русский Север, уральский регион, Сибирь.

    В последующие годы крепостное законодательство только ужесточалось. В 1747 году помещики получили право продавать крестьян в рекруты любому лицу, спустя тринадцать лет получено право ссылать крестьян в Сибирь, а еще спустя пять – на каторжные работы.
    Получило распространение барщина – принудительный труд крестьянина в пользу помещика, причем, до 1797 года, размеры барщины официально не определялись. Именно в этом году был издан манифест Павла первого о трехдневной барщине и запрете привлекать крестьян к работе во время праздников. Сама барщина представляла собой, не только определенный труд в пользу помещика, но часто совмещалась с денежным и продуктовым оброками. Частично барщина сохранилась после отмены крепостничества Александром Вторым в 1861 году, пусть и с законодательными ограничениями.

    Первый эта п (конец XV - конец XVI вв.) Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю на которой жили и переходить к другому землевладельцу.

    Судебники. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право владельческих крестьян после выплаты "пожилого" на возможность "выхода" в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после).

    В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой, об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г.

    Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел "заповедные годы", запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной, "вплоть до царева указа".

    Второй этап. (конец ХVI в. - 1649 г)

    Указ о повсеместном закрепощении. В 1592 (или в 1593 г.), т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг (т.е. провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам). В этом же году "обелялась" (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

    "Урочные годы". На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. "урочные годы" (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.

    Окончательное закрепощение. На втором этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило "урочные годы", ввело бессрочный сыск, объявило "вечную и потомственную крепость" крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права

    На третьем этапе (с середины XVII в. до конца XVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Например, по закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. Во многом под влиянием социокультурного раскола, вызванного реформами Петра 1, крестьяне стали терять остатки своих прав и по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним относились как к "говорящей скотине". От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу.

    На четвертом этапе (конец XVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.

    В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861 г.

    Правление Федора Иоанновича. Формирование предпосылок Смуты.

    Годы с 1598 по 1613 известны в исторической литературе под названием эпохи Смутного времени или времени нашествия самозванцев. Царь Федор Иоаннович, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер 7 января 1598 года бездетным. Его смертью закончилась династия Рюриковичей, правивших Русью более 700 лет. На российский престол 22 февраля 1598 года взошел представитель боярского рода, Борис Фёдорович Годунов, родной брат царицы Ирины Фёдоровны, жены царя Федора Иоанновича.

    Смута – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 – начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

    Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов.

    Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558 – 1583гг.: разорение экономики, рост социального напряжения.

    Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов. Церковная историография 19 – начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

    Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

    Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр.

    Принятый в дореволюционной историографии термин "Смутное время", относившийся к бурным событиям начала XVII в., был решительно отвергнут в советской науке как "дворянско-буржуазный" и заменен длинным и даже несколько бюрократическим названием: "Крестьянская война и иностранная интервенция в России". Сегодня термин "Смутное время" постепенно возвращается: видимо, потому, что он не только соответствует словоупотреблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.

    Среди значений слова "смута", приводимых В.И. Далем, мы встречаем "восстанье, мятеж... общее неповиновение, раздор меж народом и властью[источник 9]. Однако в современном языке в прилагательном "смутный" ощущается иное значение – неясный, неотчетливый. И в самом деле, начало XVII в. и впрямь Смутное время: все в движении, все колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: то вчерашние союзники расходятся по враждебным лагерям, то вчерашние враги действуют сообща… Смутное время – сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых… И хотя была и иностранная интервенция, невозможно свести лишь к ней все многообразие событий этого бурного и поистине Смутного времени.

    Естественно, такой динамичный период был на редкость богат не только яркими событиями, но и разнообразными альтернативами развития. В дни всенародных потрясений случайности могут сыграть существенную роль в направлении хода истории. Увы, Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий.

    Цель курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить сущность Смутного времени.

    1. Рассмотреть причины и предпосылки Смутного времени.

    2. Проанализировать правление претендентов на российский престол и возможные альтернативы развития России.

    3. Рассмотреть итоги и последствия Смуты.

    Становление феодализма было невозможно без превращения свободных крестьян в зависимых от крупных землевладельцев работников.

    Свободных общинников- смердов с 1391 г. начали называть крестьянами. Название это было синонимом слову «христиане»- так называли себя русичи в противовес «нехристям»- язычникам из Орды. Впервые термин «крестьяне» употребил митрополит Киприян в жалованной грамоте Константиновскому монастырю.

    Первый этап закрепощения крестьян проходил в XI- XII вв., это было время появления первых на Руси сводов законов при Ярославе Мудром)1019 – 1054 гг.) под названием «Русская Правда». Документы ее свидетельствуют о наличии нескольких социальных групп среди населения: смердов, холопов, рядовичей, закупов и т.д. Жизнь смерда оценивалась в 5 гривен, так же, как жизнь холопа и рядовича; штраф (вира) за убийство свободного «мужа» была выше в 8 раз, за знатного человека- в 16 раз.

    Холопы (позднее- дворовые) были подневольными людьми, работавшими за своих господ вплоть до отмены крепостничества. Как правило, они не имели своего хозяйства и семьи, по положению напоминали рабов, особенно в первые века становления государственности.

    Рядовичи попадали в экономическую кабалу к землевладельцу, заключив особый договор – «ряд».

    В одной из статей «Русской Правды» говорится о закупах, которых считают разновидностью рядовичей. Термин «закуп» (взять «купу» от хозяина в виде бороны, сохи) впервые встречается в начале XII в. Закупничество являлось этапом на пути закрепощения крестьянства. Любому рядовичу, в том числе закупу, так много усилий приходилось прилагать для раскорчевки леса и превращения делянки в пашню, обработку ее и т.д. что они почти никогда не уходили через год от хозяина, даже выплатив долг. Тянущееся годами и десятилетиями закупничество приводило постепенно к полному закабалению землевладельцем крестьянина и его семьи.

    Были еще «наймиты», их положение историками не уточняется. По- видимому, они были прообразом появившихся много позже батраков.

    Второй этап закрепощения крестьян во времени совпадает с татаро-монгольским нашествием. Как это уже отмечалось, в XIII – XIV вв. процесс феодализации не проходил активно, за исключением каких- то отдельных случаев, в том числе закрепощение крестьян на Руси.

    Третий этап на пути становления крепостнических отношений приходится на XV – XVI вв. Русь полностью освобождается от влияния Орды, начинается заметный экономический подъем. Правовой статус крестьянина был определен общегосударственными документами: Судебниками 1497 и 1550 гг., другими официальными актами.

    Судебник 1497 г. царя Ивана III зафиксировал время перехода крестьян к другому землевладельцу: за неделю до и в течение недели после одного из православных праздников- Юрьева дня 26 ноября (по старому стилю). Нововведением была необходимость уплаты «пожилого» налога для всех разрядов крестьян. Прежде чем покинуть насиженное место, крестьянин должен был рассчитаться с казной и собственником земли по установленным ранее выплатам. Юридическое право перехода крестьян от одного к другому землевладельцу в Юрьев день было подтверждено Судебником 1550 г., вышедшим во времена Ивана IV.

    С хозяйственным освоением новых земель государство проявляло все большую заинтересованность в полном закрепощении крестьян- основных кормильцев страны. Колонизация продолжалась в восточных районах, все более утверждался экстенсивный метод хозяйствования. На Руси не было традиции аренды земли, и не воплощались в жизнь идеи частной собственности на землю для работающих на ней. Для закрепления крестьян за обрабатываемыми ими земельными участками с 1581 г. вводятся «заповедные года», в которые запрещается свободный переход земледельцев в Юрьев день. Это правило касалось всего населения Русского централизованного государства. Уже годы с 1581 по 1586 были объявлены «заповедными». В некоторых регионах страны и 1590, 1592, 1594, 1595 гг. тоже были «заповедными».

    Ограничение прав крестьян в выборе места проживания и хозяйствования дополнилось известным правительственным указом от 24 ноября 1597 г. По нему объявлялись «урочные» годы для «сыска» бежавших от хозяина крестьян, не уплативших предварительно всех долгов и податей. Для беглых устанавливалась пятилетняя давность исков, и если землевладельцы успели подать челобитные о сыске крестьян, сбежавших за пять лет до 1597 г., то государственная власть обязывалась помочь им в возврате крестьян и их семей.

    Представители государственных структур при этом заботились не только о подъеме сельского хозяйства, экономическом укреплении боярских вотчин и дворянских поместий, их беспокоила нарастающая социальная нестабильность в стране. Бегство крестьян от господ было формой пассивного сопротивления гнету бояр и помещиков, усилению экономического и юридического давления с их стороны.

    У беглых было два пути: в ближайший город, в поисках пропитания путем случайных заработков; побег за окраины Русского государства и превращение в «казаков» (с тюркского- вольный, свободный). В период Северо- Восточной и даже Московской Руси окраинами считались Рязанские земли, там сооружались широкие засечные полосы для предохранения от внезапных набегов степняков. Именно о казаках на Рязанщине как особой социальной группе населения С.М. Соловьев впервые упомянул применительно к середине XV в. А с конца XVI – в XVII в. большие массы казаков скапливаются на Дону и Днепре (Запорожская Сечь), в XVIII в. широко известным станет Оренбургское казачество и т.д. С освоением Сибири последним сформируется Забайкальское казачество.

    Четвертый этап закрепощения крестьян охватывает XVII – XVIII вв. При Алексее Михайловиче Романове в 1649 г. «Соборным Уложением» навсегда запрещается переход крестьянина от одного хозяина к другому, даже в Юрьев день, 26 ноября. В главе XII под названием «Суд о крестьянах», в статьях 2, 3, 22, предусматривали сыск беглых крестьян уже без установления особых «урочных» лет. Крестьян закрепляли за землевладельцами, если они ранее были записаны за ними в «писцовых» или иных книгах.

    Петр I в период своей реформаторской деятельности с 1698 по 1725 г. большое внимание уделил социально-экономическим отношениям в деревне. В разряд крепостных попали новые группы крестьян: однодворцы, бобыли, ясачные люди северных районов страны и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в правление Екатерины II шел процесс распространения крепостничества в присоединенные районы, в том числе Таврии.

    Сельское хозяйство продолжало развиваться и в условиях постепенного закрепощения крестьян. Некоторое усовершенствование техники земледелия привело к сокращению ареала использования подсечно- огневой и переложной систем земледелия. Они сохранились более длительное время в северных, лесистых и частично заболоченных районах. В «ополье», то есть на открытых местностях Русской равнины, особенно на черноземных землях, стали переходить к пашенному, двух-, трехпольному севообороту. Так зародилась и сохранилась вплоть до XX в. практика поочередного превращения одного из полей в «чистый», или «черный», пар. Земля, «отдохнув» год, давала больший урожай и без применения удобрений.

    Производительность труда в сельском хозяйстве значительно возросла с применением тягловой силы: волов, лошадей, быков. Но хозяйства смердов- общинников редко имели лошадь, на Руси в первые века существования государства их еще не разводили.

    Свободному смерду- общиннику все труднее становилось выжить в борьбе за существование. Отсутствие не только лошадей, но иногда и вообще тяглового скота, приводила смерда к боярину, с которым он заключал «ряд» или брал купу. Так «конский» вопрос и решение его с помощью боярина- землевладельца, а позднее помещика из числа служивых дворян содействовал закрепощению крестьян на Руси.

    Если сравнивать структуру использования сельскохозяйственных орудий, набор высеваемых и высаживаемых агрокультур с западноевропейскими странами этого времени, то мы не увидим особых различий. Они наблюдались лишь в странах с иными агро-климатическими условиями. С IX по XV – XVI вв. на Руси высевали: рожь (в северных районах), яровую и озимую пшеницу ближе к югу; повсеместно овес и ячмень, просо и чечевицу, горох, вику, бобы. В северных и северо- западных районах вплоть до конца XX в. высевали лен, коноплю (издавна из нее «давили» конопляное масло или использовали как волокно). Из огородных растений широко распространены были, особенно вблизи городов: лук и чеснок, капуста, огурцы, свекла, мак и хмель. В домохозяйствах смердов, закупов и т.д. еще не занимались садоводством, однако в великокняжеских и боярских усадьбах выращивали яблони, груши, вишни.

    Кроме сохи и рало (деревянный плуг) все чаще применяли железный плуг. Главным сдерживающим фактором для развития сельского хозяйства, особенно земледелия, была сравнительно небольшая в те времена территория государства. Территория Древней (Киевской Руси) составляла в XIII в. 1,1 млн кв. км, а численность населения- 4,5 млн человек. Вплоть до начала XVI в., т.е. до присоединения Поволжья и первых походов на Урал и в Зауралье, несовместимыми были понятия «Россия» и «бескрайность просторов и многолюдность населения». При Великом князе Василии Васильевиче Темном (XV в.) подвластная ему территория Московской Руси была скромных размеров. Западная и южная границы отстояли от Москвы не более чем на 200 км, немного дальше находились северные рубежи, лишь к востоку и юго-востоку открывался простор для мирной колонизации земель.

    Экономический потенциал дворов земледельцев определялся величиной крестьянского семейного надела и демографическим составом семьи.

    80- 100 лет – между 1450- 1480 гг. и 1550-е гг. – считаются «золотым веком» российской пашни. Были проведены наиболее масштабные вырубки лесов (в том числе вокруг Москвы) и распашка земель. Соответственно выросли сборы зерновых и иных культур. В XV в. из нагайских степей стали пригонять на Русь тысячные табуны лошадей и первых высокопородных овец. Но по-прежнему мелким оставался крупный рогатый скот: коровы XV- XVI вв., по данным археологов, были меньше самой малорослой мещерской породы XIX в.!

    Средний крестьянский надел в Новгородских землях достигал от 7 до 17 десятин с трехпольным севооборотом, а в светских и церковных вотчинах и дворцовых владениях- до 20 десятин. Это было почти вдвое больше средних размеров крестьянского двора XIX – XX вв. Такая картина объяснялась еще малой населенностью земли Русской. Кроме пахотной имелась в хозяйствах крестьян еще и приусадебная земля, в том числе огороды: капустники и репища. Неплохими были и сенокосные угодья, поскольку соотношение пашни и покосов достигало 5:1.

    По Новгородчине есть сведения о составе семей: на один двор приходилось (в среднем) 1,3- 1,6 женатых мужчин. Это свидетельсьвует о неразделенных семьях 3- возрастного состава. Но все же чаще встречалась сравнительно небольшая семья в 5- 9 человек, включая детей.

    Местом проживания крестьян было: дворище -> починок -> слобода -> деревня -> сельцо -> село.

    При выделении семьи из общины появлялось «дворище» или «печище» (дом с печью). Если одна- две семьи расчищали лесную чащобу для устройства жилья и занятий «земледелием», появлялся «починок» (от слова «почать», т.е. начать). Но если земледельцы переходили в другое место, прежнее превращалось в «пустошь». Несколько семей, чаще до пяти, составляли «слободу» и имели в первые годы льготы (слободу) от поборов (налогов). Более крупные поселения- от восьми семей- назывались уже «деревней» (от слова «дерть»- разодрать до дерна, распахать землю для пашни). В дальнейшем деревни перерастали до «сельца. Внизу этой своеобразной пирамиды находилось «село». Село как минимум насчитывало несколько десятков дворов, чаще 30- 40. Но были и очень большие села- до 150 дворов.

    Характеристика поселений, история их образования помогают лучше понять, насколько широко было распространено на Руси земледелие, с какими трудностями приходилось сталкиваться при обработке пашни.

    «Великая расчистка» лесов в XV – XVI вв. не только расширила хозяйственный оборот земель и привела к подъему в целом сельского хозяйства, но и создала условия для количественного роста дворянских поместий; благоприятствовала появлению новых городов. И избыток сельхозпродуктов, и развитие ремесла оживили торговлю, постепенно начали складываться условия для формирования внутреннего рынка, активизации товарно- денежных, рыночных отношений. Общий экономический подъем помог залечить раны, нанесенные Ордой.

    История образования феодальных абсолютистских монархий в Европе показывает, что к централизации шли через политический сепаратизм и разъединение. Иначе не смогла бы сформироваться крупная земельная собственность. В борьбе за нее, за новые земли и личное обогащение удельных князей (на Руси), графов, баронов и т.д. (во Франции) повсеместно наблюдалась децентрализация. На Руси процесс социально- политической раздробленности начался с XII в., с завещания Владимира Мономаха, который впервые разделил Древнюю Русь на удельные княжества между своими сыновьями. Век этот был знаменательным и появлением второй столицы Руси – Владимира- на- Клязьме. Водораздел между Окой и Волгой начал заселяться русичами. И хотя Андрей Боголюбский официально объявил Владимир столицей Руси, Великий стол еще неоднократно перемещался из Киева во Владимир и обратно. Стихийная миграция русских людей на северо- восток помогла сохранить государственность после падения в 1240 г. Киева. Северо- Восточная или Владимиро- Суздальская Русь продолжила историю Будущей России. Сохранен был генофонд народа, самобытная культура, национальная идея. С подъемом Москвы, основанной тоже в XII в., страна стала называться Московская Русь.

    Раздробленность- непременный признак феодализации страны, объективный процесс. Трагедия Руси состояла в том, что как раз в этот период, в 1230-е гг., на нее обрушилась Орда. И удельные князья не смогли объединиться, чтобы противостоять ордынцам.

    Русь, не ассимилированная Ордой, сохранившая политическую структуру отдельных княжеств во главе с национальными представителями- князьями, должна была рано или поздно создать централизованное государство (что и произошло в XVI в.). Тем более что линия династии Рюриковичей не была прервана ордынцами.

    И, наконец, четвертым признаком феодализма является наличие вассалитета, иерархической лестницы соподчинения между земельными собственниками. Этот признак менее отчетливо, чем другие, проявился на Руси не только в домонгольский период, но и после. Ордынское иго и в этом негативно повлияло на социально- экономическую историю страны.

    Лишь в XVIII в. предстает перед нами полная иерархическая лестница в лице дворян, графов, князей. Бароны в России появляются в более широком масштабе с присоединением в начале XIX в. Прибалтики. На несколько веков страна отстала в процессе феодализации от Западной Европы. Позднейшее закрепощение крестьян привело к тому, что Россия самой последней из стран Европы провела аграрную реформу и стала на путь активного развития рыночной экономики.

    Запоздалое становление феодализма изначально вело к усилению государственной (княжеской, царской) формы собственности, что наложило отпечаток на все последующее экономическое и социально- политическое развитие страны. Не только Византия, передавшая вместе с христианством Руси идею примата светской власти над духовной, государственной собственности над частной, повлияла на последующее экономическое развитие страны. Колонизация ордынцами «вызывала» потребность в «сильной» руке: Великого князя –> царя –> императора.

    Таким образом, иго Орды не явилось первопричиной отставания в экономике Руси. Но оно стало многолетним сдерживающим фактором ее продвижения по пути феодализации общества, активизации товарно- денежных отношений, тенденций развития рыночной экономики. Именно в конце XIII – XIV – начале XV в. в Западной Европе происходит «коммутация» ренты, которая означала не только переход к оброку, но и начало процесса личного освобождения крестьян. А в России крепостничество окончательно утвердится в XVII – XVIII вв.

    Но при этом положительным стал тот факт, что Россия не стала Аграрным придатком Западной Европы.

      Заключение

    Таким образом в данном реферате раскрыта тема закрепощения крестьян, и роли сословий в России в эпоху феодализма.

    Говоря о замедлении процесса феодализации в России, нужно иметь ввиду такой важнейший фактор, как более позднее, на 300- 400 лет по сравнению с Западной Европой, появление на мировой арене Российской цивилизации и русского этноса. Земли Восточной Европы находились на периферии Древней Римской, затем Западной Римской империи. И греческая мирная колонизация включала лишь Крымский полуостров. На земле будущей Руси не распространялось ее влияние, не проявлялись традиции античной цивилизации, в том числе в градостроительстве, раннем принятии христианства. С принятием православного христианства из Византии на Руси утверждаются идеи сильной в экономическом и политическом значении государственной власти.

    Список использованной литературы

    «История мировой экономики» под редакцией Поляка

    «Экономическая история» Толмачева