Презентация по чтению стрекоза и муравей. Презентация к уроку « Произведения русских баснописцев» И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей», И. И. Хемницер « Стрекоза», Л. Н. Толстой « Стрекоза и Муравей». В мягких муравах у нас

Делу время - потехе час.


Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Небольшой объём

Герои-животные или растения

О животных говорится, как о людях

Часто стихотворная форма

Поучительность


Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _ ________ ______,

их __________________.

В баснях высмеиваются _____________ _____ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит нравоучение –

Цель басен -

животные, растения

поступки, поведение

недостатки

зависть, жадность, лень

назвать порок, воспитать на отрицательном примере.


Отгадай загадку и реши ребус

Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.



Иван Андреевич Крылов

(1769 - 1844гг.)

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841г.). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789г.) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 г.- 1843г. создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".






Помертвело чисто поле -

на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались. В поле стоит мертвая тишина.


Объясни лексическое значение слов и выражений

зима наступила стремительно

Зима катит в глаза -


расстроена, обижена,

Злой тоской удручена -

Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.

Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)


МОРАЛЬ

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Гулять гуляй, да не загуливайся!


ТАНЦ-МИНУТКА

Утром Стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз- росой умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре- полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.


Работа в группах.

1 группа- охарактеризовать Муравья

2 группа- охарактеризовать Стрекозу


Дайте характеристику персонажам басни

легкомысленн…

Муравей справедлив…

предусмотрительн…

беззаботн…

трудолюбив…

несерьезн…

Стрекоза правдив…

беспечн…



  • Выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей"
  • Нарисуйте одного из героев.
  • Кто ещё написал басню «Стрекоза и Муравей»? (интернет)

СПАСИБО!

УСПЕХОВ!


Памятник Крылову в Летнем саду

Во время работы над памятником Крылову в доме скульптора Клодта разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.


Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться.


К каким произведениям эти иллюстрации ?



« Люблю, где случай есть

пороки пощипать»

И.А. Крылов


Басня

  • это литературный жанр с краткой формой повествования,
  • где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.
  • В басне обязательно есть мораль,

которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.


Разминка

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают стрекозы.


Красавица

ветреная

беззаботная

веселая

Заботливый

Умный

Труженик



ВОПРОС УРОКА :

Мораль басни

И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».


Макет обложки

И. А. Крылов

Стрекоза и

муравей


Не страшно

не знать чего-то.

Главное понимать,

как найти нужную информацию,

из каких источников.


Как работать в парах.

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

  • 1. Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
  • 2 . Кто является главными героями в басне?
  • 3. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
  • 4. Что осуждается в басне?
  • 5.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соотнеси.

Голову вскружило.

Зима катит в глаза.

В поле стоит мёртвая тишина

Забыла обо всем.

В мягких муравах у нас.

Оглянуться не успела.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

В ум пойдет.

Быстро прошло.

Помертвело чисто поле.

Тоскует.

Злой тоской удручена.

В мягкой траве у нас.



Это важно знать

  • Ирония – тонкая, скрытая насмешка
  • Аллегория – иносказание.

Мораль басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»


Соберите пословицы

  • Поспешишь, потехе час.
  • Делу время, последнее потеряешь.
  • Много захочешь, людей насмешишь.
  • Кому из героев басни вы сочувствовали?


И . И. Хемницер, Л. Н. Толстой


Сравнение басен.

Форма записи текста. (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Аллегория(трудолюбие. легкомыслие, жадность, милосердие)


Домашнее задание

  • Выразительное чтение басни по ролям.
  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
  • Выразительное чтение басни наизусть.

Считаю, что сегодня на уроке…

У меня всё получилось, я доволен своей работой.

У меня не всё получилось, но я доволен своей работой.

Я хорошо знаю теоретический материал, но в практической работе у меня получилось не всё.

Мне было сложно и малопонятно.





Басня – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи. – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи.




«Путник и гадюка» Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля. Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.






ЗАПИШИТЕ. ЗАПОМНИТЕ. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Мораль – поучение, вывод в начале Мораль – поучение, вывод в начале или в конце басни. или в конце басни.















С оотношение морали басни с пословицами. Выпиши близкие к морали басни посл-цы. 1. Своя земля и в горсти мила. 2. Уменье и труд всё перетрут. 3. Баловством хлеба не добудешь. 4. Доброе братство милее богатства. 5. Без наук как без рук. 6. Готовь сани летом, а телегу зимой. 7. Один в поле не воин. 8. Землю красит солнце, а человека –труд.




Словарная работа. Нужда – зәрулік, мұқтаждық Нужда – зәрулік, мұқтаждық удручена – огорчена, подавлена удручена – огорчена, подавлена вешние дни – весенние дни вешние дни – весенние дни мурава – молодая трава мурава – молодая трава голубчик – көкетай голубчик – көкетай кум,кумушка – тамыр кум,кумушка – тамыр поплясать – потанцевать поплясать – потанцевать






Домашнее задание 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью начинается словами: «Здравствуй, кум, начинается словами: «Здравствуй, кум, вот прошло уже ползимы…» вот прошло уже ползимы…» 2. Прочитать следующую басню, найти 2. Прочитать следующую басню, найти мораль. мораль.