Связь между строением тканей и их функциями. Раскройте взаимосвязь строения и основных функций тканей человека

Эти ткани относятся к возбудимым тканям, т.е. они способны на раздражение отвечать возбуждением и проводить его на расстоянии.

Мышечные ткани

По происхождению и строению мышечные ткани значительно отличаются друг от друга, но их объединяет способность к сокращению, что обеспечивает двигательную функцию органов и организма в целом. Мышечные элементы вытянуты в длину и связаны либо с другими мышечными элементами, либо с опорными образованиями.

Различают гладкую, поперечнополосатую мышечные ткани и мышечную ткань сердца (рис.5).

Гладкая мышечная ткань.

Эта ткань образована из мезенхимы. Структурной единицей этой ткани является гладкомышечная клетка. Она имеет вытянутую веретенообразную форму и покрыта клеточной оболочкой. Эти клетки плотно прилегают друг к другу, образуя слои и группы, разделенные между собой рыхлой неоформленной соединительной тканью.

Ядро клетки имеет вытянутую форму и находится в центре. В цитоплазме расположены миофибриллы, они идут по периферии клетки вдоль ее оси. Состоят из тонких нитей и являются сократительным элементом мышцы.

Клетки располагаются в стенках сосудов и большинства внутренних полых органов (желудка, кишечника, матки, мочевого пузыря). Деятельность гладких мышц регулируется вегетативной нервной системой. Мышечные сокращения не подчиняются воле человека и поэтому гладкую мышечную ткань называют непроизвольной мускулатурой.

Поперечнополосатая мышечная ткань.

Эта ткань образовалась из миотом, производных мезодермы. Структурной единицей этой ткани является поперечнополосатое мышечное волокно. Это цилиндрическое тело, является симпластом. Оно покрыто оболочкой - сарколемой, а цитоплазма называется - саркоплазмой, в которой находятся многочисленные ядра и миофибриллы. Миофибриллы образуют пучок непрерывных волоконец идущих от одного конца волокна до другого параллельно его оси. Каждая миофибрилла состоит из дисков имеющих разный химический состав и под микроскопом кажущихся темными и светлыми. Однородные диски всех миофибрилл совпадают, и поэтому мышечное волокно представляется поперечнополосатым. Миофибриллы являются сократительным аппаратом мышечного волокна.

Из поперечнополосатой мышечной ткани построена вся скелетная мускулатура. Мускулатура является произвольной, т.к. ее сокращение может возникать под влиянием нейронов двигательной зоны коры больших полушарий.

Мышечная ткань сердца.

Миокард - средний слой сердца - построен из поперечнополосатых мышечных клеток (кардиомиоцитов). Имеются два вида клеток: типичные сократительные клетки и атипичные сердечные миоциты, составляющие проводящую систему сердца.

Типичные мышечные клетки выполняют сократительную функцию; они прямоугольной формы, в центре находятся 1-2 ядра, миофибриллы расположены по периферии. Между соседними миоцитами имеются вставочные диски. С их помощью миоциты собираются в мышечные волокна, разделенные между собой тонковолокнистой соединительной тканью. Между соседними мышечными волокнами проходят соединительные волокна, которые обеспечивают сокращение миокарда, как единого целого.

Проводящая система сердца образована мышечными волокнами, состоящими из атипичных мышечных клеток. Они более крупные, чем сократительные, богаче саркоплазмой, но беднее миофибриллами, которые часто перекрещиваются. Ядра крупнее и не всегда находятся в центре. Волокна проводящей системы окружены густым сплетением нервных волокон.

Нервная ткань.

Нервная ткань состоит из нервных клеток, обладающих специфической функцией, и нейроглии, выполняющей защитную, трофическую и опорную функции. Происходит из эктодермы.

Нервная клетка, или нейрон, характеризуется способностью воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения и передавать его другим клеткам организма. Благодаря этому осуществляется взаимосвязь органов и тканей, регуляции всех функций организма и приспособление его к окружающей среде.

Нервные клетки имеют различную форму и величину и состоят из тела и отростков (рис.6).

Отростки нервной клетки делятся на два типа:

· Нейриты , или аксоны, по которым возбуждение (импульс) передается от тела клетки на периферию. Аксон всегда один отходит от клетки и заканчивается концевым аппаратом в рабочем органе или на другом нейроне.

· Дендриты - отростки по которым с периферии к телу клетки передается импульс. Их много и они ветвятся.

По количеству отростков нервные клетки делятся на три типа (рис.7):

· Униполярные - клетки с одним отростком. У человека не обнаружены.

· Биполярные - имеют один нейрит в ЦНС и один дендрит, идущий на периферию. Находятся в спинальных нервных узлах.

· Мультиполярные - имеют один нейрит и много дендритов. Их у человека больше всего.

Ядро нервной клетки имеет округлую форму и находится в центре.

В цитоплазме нейронов имеются нейрофибриллы, представляющие собой тонкие нити. В теле нервной клетки они образуют густую сеть. В отростках нейрофибриллы располагаются параллельно друг другу.

Нейроглия представлена клетками различной формы с большим количеством отростков. Этих клеток больше, чем нервных.

Нервные волокна. Отростки нервных клеток с оболочками называются нервными волокнами. Различают миелиновые (мякотные) и безмиелиновые (безмякотные). Отростки находятся в центре нервного волокна и называются осевым цилиндром, который покрыт оболочкой, образованной клетками нейроглии (леммоцитами).

Безмиелиновые волокна представляют собой осевой цилиндр, покрытый только оболочкой из леммоцитов.

Миелиновые - значительно толще. Они тоже состоят из осевого цилиндра, но имеют два слоя оболочки: внутренний, более толстый - миелиновый, и наружный, тонкий, состоящий из леммоцитов. Снаружи миелиновое волокно покрыто тонкой соединительнотканной оболочкой - неврилеммой.

Нервные окончания. Все нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Различают три группы:

· Эфферентные . Могут быть двух типов: двигательные и секреторные. Двигательные окончания это концевые аппараты аксонов соматической и вегетативной нервной системы.

· Чувствительные (рецепторы) - это концевые аппараты дендритов чувствительных нейронов. Делятся на свободные, состоящие из разветвления осевого цилиндра, и несвободные, содержащие все компоненты нервного волокна, покрытые капсулой.

· Концевые отростки, образующие межнейронные синапсы, осуществляющие связь нейронов между собой.

Костная ткань - разновидность соединительной ткани, из которой построены кости - органы, составляющие костный скелет тела человека. Костная ткань иметт важное в точки зрения опорно-двигательного аппарата, так и других систем тела.

Костная ткань состоит из взаимодействующих структур:

Клеток кости,

Межклеточного органического матрикса кости (органического скелета кости),

Основного минерализованного межклеточного вещества.

Клетки занимают всего лишь 1-5% общего объёма костной ткани скелета взрослого человека. Различают четыре типа клеток костной ткани.

Остеобласты - ростковые клетки, выполняющие функцию создания кости. Они расположены в зонах костеобразования на внешних и внутренних поверхностях кости.

Остеокласты - клетки, выполняющие функцию рассасывания, разрушения кости. Совместная функция остеобластов и остеокластов лежит в основе непрерывного управляемого процесса разрушения и воссоздания кости. Этот процесс перестройки костной ткани лежит в основе адаптации организма к многообразным физическим нагрузкам за счет выбора наилучших сочетаний жесткости, упругости и эластичности костей и скелета.

Остеоциты - клетки, происходящие из остеобластов. Они полностью замурованы в межклеточном веществе и контактируют отростками друг с другом. Остеоциты обеспечивают метаболизм (белков, углеводов, жиров, воды, минеральных веществ) костной ткани. Недифференцированные мезенхимальные клетки кости (остеогенные клетки, контурные клетки). Они находятся главным образом на наружной поверхности кости (у надкостницы) и на поверхностях внутренних пространств кости. Из них образуются новые остеобласты и остеокласты.

Межклеточное вещество представлено органическим межклеточным матриксом, построенным из коллагеновых (оссеиновых) волокон (≈90-95%) и основным минерализованным веществом (≈5-10%).

Коллаген внеклеточного матрикса костной ткани отличается от коллагена других тканей большим содержанием специфических полиполипептидов. Коллагеновые волокна в основном расположены параллельно направлению уровня наиболее вероятных механических нагрузок на кость и обеспечивают упругость и эластичность кости.

Основное вещество состоит главным образом из экстрацеллюлярной жидкости, гликопротеидов и протеогликанов (хондроитинсульфаты, гиалуроновая кислота). Функция этих веществ пока не вполне ясна, но несомненно то, что они участвуют в управлении минерализацией основного вещества - перемещением минеральных компонентов кости.

Минеральные вещества , размещенные в составе основного вещества в органическом матриксе кости представлены кристаллами, построенными главным образом из кальция и фосфора. Отношение кальций/фосфор в норме составляет ≈1,3-2,0. Кроме того, в кости обнаружены ионы магния, натрия, калия, сульфата, карбоната, гидроксильные и другие ионы, которые могут принимать участие в образовании кристаллов. Каждое коллагеновое волокно компактной кости построено из периодически повторяющихся сегментов. Длина сегмента волокна составляет ≈64 нм (64 10-10 м). К каждому сегменту волокна примыкают кристаллы гидроксиапатита, плотно его опоясывая.

Помимо того, сегменты примыкающих коллагеновых волокон перекрывают друг друга. Соответственно, как кирпичи при кладке стены, перекрывают друг друга и кристаллы гидроксиапатита. Такое тесное прилегание коллагеновых волокон и кристаллов гидроксиапатита, а также их перекрытия, предотвращают «разрушение сдвига» кости при механических нагрузках. Коллагеновые волокна обеспечивают эластичность, упругость кости, ее сопротивление растяжению, в то время как кристаллы обеспечивают её прочность, жесткость, ее сопротивление сжатию. Минерализация кости связана с особенностями гликопротеидов костной ткани и с активностью остеобластов.

Различают грубоволокнистую и пластинчатую костную ткань .

В грубоволокнистой костной ткани (преобладает у зародышей; у взрослых организмов наблюдается только в области черепных швов и местах прикрепления сухожилий) волокна идут неупорядоченно. В пластинчатой костной ткани (кости взрослых организмов) волокна, сгруппированные в отдельные пластины, строго ориентированы и образуют структурные единицы, называемые остеонами.

Остеон - это трехмерная цилиндрическая система концентрически расположенных костных пластинок и остеоцитов, окружающих центральный канал остеона. В костных пластинках оссеиновые фибриллы плотно и параллельно прилежат друг к другу. Костно-пластинчатые цилиндры как бы вставлены один в другой. В соседних концентрических костных пластинках оссеи-новые фибриллы идут под другим углом. Благодаря этому достигается исключительная прочность остеонов. Сложная конструкция остеонов образуется в процессе гистогенеза костной ткани и ее постоянной перестройки. Часть остеонов разрушается. Остатки их составляют вставочные пластинки. Наряду с этим возникают новые остеоны. Источником их служат камбиальные клетки, расположенные в рыхлой соединительной ткани вокруг сосудов в каналах остеонов. Большую роль в процессе перестройки и особенно в механизмах рецепции физических нагрузок отводят пьезоэлектрическим эффектам. При сгибании костных пластинок на их поверхности возникают + и - заряды. Полагают, что положительный заряд вызывает дифференцировку остеокластов, а отри1 цательный заряд - остеобластов. Таким образом, в костной ткани гармонично протекают процессы созидания и разрушения, благодаря этому достигаются механическая прочность и физиологическая регенерация кости.

Источник: http://meduniver.com/Medical/gistologia/157.html MedUniver

Остео́н (синоним: Га́версова система ) - структурная единица компактного вещества кости, обеспечивающего её прочность. Между соседними остеонами имеются так называемые вставочные, или промежуточные, костные пластинки. Обычно остеон состоит из 5-20 костных пластинок. Диаметр остеона 0,3-0,4 мм. Компактная костная ткань представлена остеонами у многих позвоночных животных.

(от греч. osteon - кость), гаверсова система, структурная единица компактного вещества кости. Представлен системой вставленных один в другой 5-20 полых цилиндров, образованных пластинами костной ткани и ограничивающих центральный, или гаверсов, канал. Коллагеновые волокна каждой пластины ориентированы в одном направлении, но в смежных пластинах они расположены под углом друг к другу. Это обусловливает высокие механич. свойства кости. В лакунах по границе между пластинами лежат тела остеоцитов, их отростки, проходящие в канальцах, пронизывают вещество пластин. В канале О., выстланном соединительнотканной оболочкой - эндостом, проходят 1-2 кровеносных сосуда и нервы. Благодаря наличию радиальных питательных каналов, центр, каналы разных О. анастомозируют друг с другом, что обеспечивает анастомозирование кровеносных сосудов и связь их с сосудами надкостницы и костного мозга.

Химический состав и физические свойства костей

Костное вещество состоит из минеральных солей (около 70%) и органических веществ (около 30%). Больше половины всех минеральных веществ - это фосфорнокислый кальций. Главными органическими веществами кости являются белки коллаген и оссеин. Минеральные вещества придают костям твердость и хрупкость, органические - гибкость, упругость, эластичность. В целом сочетание органических и неорганических веществ придают костям большую прочность. Твердость и прочность костей сравнима с чугуном и кирпичом, поэтому кости могут выносить большие нагрузки. Например, большая берцовая кость выносит, не ломаясь нагрузку около 3 тонн. Соотношение органического и неорганического вещества с возрастом изменяется. У детей немного выше количество органических веществ, поэтому их кости более упруги, эластичны и гибки и реже ломаются. У пожилых и старых людей несколько возрастает количество неорганических веществ, их кости менее эластичны и более хрупки, поэтому чаще ломаются даже при небольших травмах.

    Главная

    Лопатка, ключица, плечевой сустав, плечевая кость

    Локтевой сустав, кости предплечья

    Таз, тазобедренный сустав

    Лучезапястный сустав, кисть

    Коленный сустав

    Голень, голеностопный сустав, стопа

    Атлас анатомии

    Скелет

    Протезирование суставов (эндопротезирование)

    Заболевания костей и суставов

    Мед-магазин

    Медицинские сайты

    Обратная связь

Влияние внутренних и внешних факторов на развитие кости.

Скелет, как и всякая система органов, является частью организма. На развитие костной системы влияет много факторов. Влияние внутренних факторов. Рентгенологическое исследование выявляет ряд морфологических изменений костей, зависящих от деятельности других органов. Особенно ясно при рентгенографии определяется связь между костной системой и эндокринными железами. Активное включение половых желез влечет за собой начало полового созревания - пубертатный период. Перед этим, в предпубертатный период, усиливается деятельность гипофиза. К началу предпубертатного периода появляются все основные точки окостенения, причем отмечается половое различие в сроках их появления: у девочек на 1 - 4 года раньше, чем у мальчиков. Наступление предпубертатного периода, связанного с функцией гипофиза, совпадает с появлением точки окостенения в гороховидной кости, относящейся к категории сесамовидных костей. Накануне пубертатного периода окостеневают и другие сесамовидные кости, а именно у пястно-фалангового сочленения I пальца. Начало пубертатного периода, когда, по выражению известного исследователя эндокринных желез Бидля, «половые железы начинают играть главную мелодию в эндокринном концерте», проявляется в костной системе наступлением синостозов между эпифизами и метафизами, причем самый первый такой синостоз наблюдается в I пястной кости. Поэтому на основании сопоставления его с другими данными о половом развитии (появление терминальной растительности, наступление менструаций и т. п.) синостоз I пястной кости считается показателем начинающегося полового созревания, т. е. показателем начала пубертатного периода; у ленинградских жителей синостоз 1 пястной кости наступает в возрасте 15 - 19 лет у юношей и в 13 - 18 лет у девушек, т. е. несколько раньше. Полная половая зрелость также получает известное отражение в скелете: в это время заканчиваются синостозы эпифизов с метафизами во всех трубчатых костях, что наблюдается у женщин в возрасте 17 - 21 года, а у мужчин - в 19 - 23 года. Так как с окончанием процесса синостозирования заканчивается рост костей в длину, становится понятным, почему мужчины, у "которых половое созревание завершается позже, чем у женщин, в массе имеют более высокий рост, чем женщины. » Учитывая эту связь костной системы с эндокринной и сопоставляя данные о возрастных особенностях скелета с данными о половом созревании и общем развитии организма, можно говорить о так называемом костном возрасте. Благодаря этому по рентгенологической картине некоторых отделов скелета, особенно кисти, можно определить возраст данного индивидуума или судить о правильности у него процесса окостенения, что имеет практическое значение для диагностики, судебной медицины и пр. При этом, если «паспортный» возраст указывает на число прожитых лет (т. е. на количественную сторону), то «костный» возраст до известной степени свидетельствует о качественной их стороне. При рентгенологическом исследовании выявляется также зависимость строения кости от состояния нервной системы, которая, регулируя все процессы в организме, осуществляет, в частности, трофическую функцию кости. При усиленной трофической функции нервной системы в кости откладывается больше костной ткани и она становится более плотной, компактной (остеосклероз). Наоборот, при ослаблении трофики наблюдается разрежение кости - остеопороз. Нервная система оказывает также влияние на кость через мускулатуру, сокращением которой она управляет (о чем будет сказано ниже). Наконец, различные части центральной и периферической нервной системы обусловливают форму окружающих и прилегающих костей. Так, все позвонки образуют позвоночный канал вокруг спинного мозга. Кости черепа образуют костную коробку вокруг головного мозга и приобретают форму последнего. Вообще костная ткань развивается вокруг элементов периферической нервной системы, в результате чего возникают костные каналы, борозды и ямки, служащие для прохождения нервов и других нервных образований (узлов). Развитие кости находится также в весьма тесной зависимости от кровеносной системы. Весь процесс окостенения от момента появления первой точки окостенения до окончания синостозирования проходит при непосредственном участии сосудов, которые, проникая в хрящ, способствуют его разрушению и замещению костной тканью. При этом костные пластинки откладываются в определенном порядке вокруг кровеносных сосудов, образуя остеоны с центральным каналом для соответствующего сосуда. Следовательно, кость при своем возникновении строится вокруг сосудов. Этим же объясняется образование сосудистых каналов и борозд в костях на месте прохождения и прилегания к ним артерий и вен.

Окостенение и рост кости после рождения также протекают в тесной зависимости от кровоснабжения. Как показали исследования М. Г. Привеса, можно наметить ряд этапов возрастной изменчивости кости, связанной с соответствующими изменениями кровеносного русла (рис. 1). 1. Неонатальный этап , свойственный плоду (последние месяцы внутриутробного развития) и новорожденному; сосудистое русло кости разделено на ряд сосудистых районов (эпифиз, диафиз, метафиз, апофиз), которые между собой не сообщаются (замкнутость, изолированность) и в пределах, которых сосуды не соединяются друг с другом, не анастомозируют (концевой характер сосудов, «конечность»). 2. Инфантильный этап, свойственный детям до начала наступления синостозов; сосудистые районы еще разобщены, но в пределах каждого из них сосуды анастомозируют друг с другом и концевой характер их исчезает («замкнутость»). 3. Ювенильный этап, свойственный юношам, начинается установлением связей между сосудами эпифиза и метафиза через эпифизарный хрящ, в силу чего начинает исчезать и «замкнутость» эпифизарных, метафизарных и диафизарных сосудов. 4. Зрелый этап, свойственный взрослым; наступают синостозы и все внутрикостные сосуды составляют единую систему: они не «замкнуты» и не «конечны». 5. Сенильный этап, свойственный старикам; сосуды становятся тоньше и вся сосудистая сеть беднее. На форму и положение костей влияют и внутренности, для которых они образуют костные вместилища, ложа, ямки и т. п. Формирование скелета и органов относится к началу эмбриональной жизни; при своем развитии они оказывают влияние друг на друга, почему и получается соответствие органов и их костных вместилищ, например грудной клетки и легких, таза и его органов, черепа и мозга и т. п. В свете этих взаимоотношений нужно рассматривать развитие всего скелета. Влияние внешних (социальных) факторов на строение и развитие скелета. Воздействуя на природу в процессе трудовой деятельности, человек приводит в движение свои естественные орудия: руки, ноги, пальцы и пр. В орудиях же труда он приобретает новые искусственные органы, которые дополняют и удлиняют естественные органы тела, изменяя их строение. И сам человек в то же время изменяет свою собственную природу. Следовательно, трудовые процессы оказывают значительные влияния на тело человека в целом, на его аппарат движения, включая и костную систему. Особенно ярко отражается на скелете работа мышц. В местах прикрепления сухожилий образуются выступы (бугры, отростки, шероховатости), а на местах прикрепления мышечных пучков - ровные или вогнутые поверхности (ямки). Чем сильнее развита мускулатура, тем лучше выражены на костях места прикрепления мышц. Вот почему рельеф кости, обусловленный прикреплением мускулатуры, у взрослого выражен сильнее, чем у ребенка, у мужчин - сильнее, чем у женщин. Длительные и систематические сокращения мускулатуры, как это имеет место при физических упражнениях и профессиональной работе, постепенно вызывают через рефлекторные механизмы нервной системы изменение обмена веществ в кости, в результате чего наблюдается увеличение костного вещества, названное рабочей гипертрофией

Эта рабочая гипертрофия обусловливает изменения величины, формы и строения костей, легко определяемые рентгенологически на живых людях. У лиц, занимающихся физкультурой, скелет развит значительно лучше, чем у лиц, не занимающихся. У детей более крепкого телосложения костная система дифференцируется гораздо лучше, чем у детей слабого телосложения. Благодаря рациональным физическим мероприятиям скелет детей развивается лучше во всех отделах, включая и грудную клетку, что благотворно отражается на развитии заключенных в ней жизненно важных органов (сердце, легкие). Следовательно, данные о развитии скелета важны для школьной гигиены. Изменения костей под воздействием физической нагрузки являются результатом функциональных условий. Об этом свидетельствуют следующие факты. Если симметричные конечности нагружаются одинаково, то и кости с обеих сторон утолщаются одинаково. Если же нагружается больше правая или левая рука или нога, то более утолщаются соответствующие кости правой или левой конечности. Следовательно, не только врожденные факторы (право- или леворукость) являются решающими в степени развития костного вещества, но также и характер физической нагрузки после рождения в течение всей жизни человека. Эта закономерность позволяет путем физических упражнений направленно воздействовать на рост костей и способствует гармоничному развитию тела человека. В этом, в частности, заключается действенность анатомии. На этой же закономерности основана лечебная физкультура, помогающая заживлению костных повреждений. Яркой иллюстрацией роли функции в формообразовании кости может служить образование патологического сустава после перелома. В случае несрастания костных отломков концы их благодаря длительному трению друг о друга под влиянием сокращения мускулатуры приобретают форму гладких суставных поверхностей и на месте бывшего перелома образуется так называемый ложный сустав (псевдоартроз). Или другой пример. Если пересадить кусок большеберцовой кости взамен резецированного участка другой, плечевой или бедренной, то пересаженный кусок кости (трансплантат) постепенно приобретет строение той кости (плечевой или бедренной), в которую он пересажен. Архитектоника пересаженного участка подвергается перестройке соответственно новым функциональным требованиям, предъявляемым к трансплантату. Индивидуальная изменчивость костной системы обусловлена как биологическими,так и социальными факторами. Раздражители внешней среды воспринимаются организмом биологически и приводят к перестройке скелета. Способность костной ткани приспосабливаться к меняющимся функциональным потребностям путем перестройки есть биологическая причина изменчивости костей, а характер нагрузки, интенсивность труда, образ жизни данного человека и другие социальные моменты есть социальные причины этой изменчивости. Таким образом, кость - это один из весьма пластичных органов нашего тела, который под влиянием внутренних и внешних факторов претерпевает значительные изменения. Многие из этих изменений выявляются рентгенографически, и поэтому рентгенологическая картина скелета становится зеркалом, отражающим до известной степени жизнь организма. Глубокое изучение нормальной структуры костей с учетом условий труда и быта имеет большое значение для решения вопроса о переходе нормы в патологию вследствие усиленной нагрузки, выходящей за пределы нормы. Такое направление анатомической науки называется анатомией людей различных профессий (М. Г. Привес)

Ткань - это группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее происхождение, строение и выполняющие сходные функции. В организме человека выделяют четыре основные группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.

Эпителиальные ткани образуют покровы тела и слизистые оболочки внутренних органов и полостей. Эпителий образует большинство желез.

Различают несколько видов эпителия. Многослойный эпителий кожи и его производные: ногти и волосы, - выполняют защитную функцию. Эпителиальные ткани состоят из тесно прилегающих друг к другу клеток. Межклеточного вещества мало. Таким образом создается препятствие для проникновения микробов и вредных веществ. Клетки эпителия погибают в больших количествах и заменяются новыми благодаря их способности к быстрому размножению.

Однослойный эпителий кишечника обеспечивает всасывание продуктов переваривания пищи, в легких - поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

Мерцательный эпителий в дыхательных путях имеет подвижные реснички. С их помощью из дыхательных путей удаляются пылинки.

Соединительная ткань содержит большое количество межклеточного вещества.

Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и клеток крови - связывают все органы, перенося различные вещества (соединительная функция); участвуют в питании организма (трофическая функция); клетки вырабатывают антитела и осуществляют фагоцитоз (защитная функция). Плоская форма эритроцитов и отсутствие ядра обеспечивают большую площадь поверхности, что важно для кислородного обмена. Фагоциты имеют на поверхности рецепторы, распознающие чужеродные тела и запускающие процесс фагоцитоза.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки - обладает высокой твердостью, образует кости скелета.

В хрящевой ткани межклеточное вещество упругое, плотное - содержится в суставах, между телами позвонков.

Межклеточное вещество в виде волокон у плотной соединительной ткани - образует связки и сухожилия (механическая функция).

Жировая ткань богата клетками, наполненными жиром - запасающая и защитная функция (защищает от холода и смягчает удары).

Мышечная ткань состоит из мышечных волокон, обеспечивающих сокращения мышц (двигательная функция). Клетки сердечной мышечной ткани соединены особыми контактами, обеспечивающими одновременное сокращение всей мышцы; содержат много митохондрий, что связано с большой нагрузкой.

Нервная ткань образована нейронами, имеющими отростки, что позволяет проводить возбуждение, и нейрогли́ей, обеспечивающей защиту, опору и питание нейронов. Длинный отросток нейрона - аксон, - достигает длины 1,5 м и входит в состав нервных волокон. Миелиновая оболочка аксона обеспечивает большую скорость передачи нервного импульса.

Нервной тканью образованы головной и спинной мозг, нервные узлы и нервы. Снабжает организм информацией о внешней среде, объединяет органы в целостный организм.

3. Как предупредить заболевания зубов?

  1. Важнейшую роль для здоровья зубов играет правильный обмен веществ. Полноценное питание, содержащее достаточное количество кальция, витаминов, без излишка углеводов, особенно сахара. Овощи, фрукты в рационе. Отказ от курения.
  2. Пережевывание пищи, которая не должна быть слишком мягкой, создает нагрузку на жевательный аппарат, улучшает кровоснабжение и питание зубов.
  3. Необходимо полоскать рот водой после каждой еды. Также полезно заканчивать прием пищи сырой морковью, твердым яблоком. Застрявшие остатки пищи удалять зубочисткой или зубной нитью.

Есть сведения, что черный чай способствует профилактике кариеса.

  1. Регулярная чистка зубов, использование не слишком жестких зубных щеток, вычищающих пищевые остатки, не травмируя десны и не стирая эмаль зубов. Профилактике кариеса способствует применение фторосодержащих зубных паст.
  2. Регулярно, каждые полгода, посещать зубного врача для раннего выявления и лечения кариеса.
  3. Во время еды нельзя чередовать горячую и охлажденную пищу, что может привести к появлению трещин на эмали.
  4. Не рекомендуется разгрызать твердые орехи, кости, открывать зубами бутылки и т. п., откусывать нитку при шитье, зажимать в зубах мелкие гвозди и пр.
  5. Неправильный при́кус может развиваться вследствие привычки держать в зубах ручку, карандаш.
  6. Нарушения эмали зубов могут возникать в результате употребления некоторых лекарств, например, тетрациклина. В том числе матерью во время беременности.

«Соединительные ткани животных»

ЦЕЛЬ: познакомить с особенностями строения и функций соединительных тканей животных.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

· выяснить расположение, строение, значение соединительных тканей;

установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;

· сформулировать умения анализировать.

Развивающие:

· развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

· продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;

· развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

· продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: называть и определять клетки соединительной ткани растений, уметь их описывать.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: волокнистая соединительная ткань, костная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, тканевая жидкость, жировая ткань

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Клетки механической ткани.

2. Клетки проводящих тканей - древесины и луба. Их расположение, строение, функции.

Оборудование : УМК “Сферы” по биологии; карточки с определениями, микрофотографии препаратов, плакаты по теме урока.

Структура урока:

Организационный момент – 3 мин.

Изучение нового материала – 23 мин.

Закрепление – 10мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 5 мин.

Итог урока – 2 мин.

Ход урока:

время

Методы и средства обучения

I. Организационный момент – 3 мин.

Приветствие, формулировка темы урока, психологический настрой на работу.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

Как вы понимаете данное высказывание?

Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные стикеры красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите тот, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Прикрепите его на край стола.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число.

Обратите внимание на слайд из презентации к уроку (сустав, кровь, хрящ)

Тема нашего урока может звучать ….

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Вступительное слово учителя

Вопрос к классу

Учитель делает вывод о психологическом состоянии учащихся.

Создание проблемной ситуации.

20 – 23 мин.

Изучение нового материала

Тема урока: «Соединительная ткань животных»

Откройте свои учебники и найдите основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:

1Для чего служат соединительные ткани животных.

2. Какие типы соединительной ткани существуют.

3. Какие функции выполняет соединительная ткань?

Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:

1. Что такое ткань?

2. Какие ткани растений и животных вы знаете?

3. Взаимосвязано ли строение и функция ткани?

4.Как вы думаете а у животных строение ткани будет определять их функции?

Огромное значение в жизни животных играют соединительные ткани. медиаобъекты

    Найдите примеры соединительных тканей.

    Почему такие разные ткани объединены в один тип?


В ывод: Общая особенность строения в том, что клетки словно разбросаны в массе межклеточного вещества. Строение одинаковое, а функции разные.

Соединительная ткань

Разновидности ткани

Особенности строения

Место нахождения

Волокнистая

Хрящевая

Жировая ткань

·1. Волокнистая соединительная ткань :

Строение клетки окружены густой сетью волокон.

Место нахождения –повсюду

Функции - связывает кожу с мышцами, удерживают, соединяют между собой органы.

2.Костная ткань .

Из чего состоит костная ткань?

Какое сочетание позволяет костной ткани выполнять опорную функцию?

Особенности строения - выделяющееся всю жизнь твердое и прочное межклеточное вещество. Клетки между собой связаны отростками.

Место нахождение - кости.

Функции - внутренняя опора


3. Хрящевая ткань

Чем хрящевая ткань отличается от костной?

Особенности строения клетки ткани погруженный в упругое межклеточное вещество.

Место нахождение Скелет в местах соединения костей, головка кости, органы дыхания (трахея), ушная раковина, кончик носа.

Функции: придание гибкости скелету


Костная, хрящевая и мышечная ткань (мышечную ткань мы изучим на следующем уроке) обеспечивают организму подвижность.

Давайте сделаем небольшую паузу в уроке и немного подвигаемся.

Встанем, обследуем крышки парт, заглянем под сиденья стульев. Вам необходимо найти составные части высказывания Вольтера, собрать его и прикрепить на доску. Вперед.

Спасибо. Мы собрали знаменитое высказывание Вольтера -

«Движение – это жизнь».

4. Кровь.

Особенности строения межклеточное вещество жидкое – плазма.

В плазме находятся клетки крови (Тромбоциты, лейкоциты, эритроциты)

Место нахождение Организм животного, кровь движется по сосудам.

Функции связывание различных частей тела в единый организм. Передвигаясь по капиллярам питательные вещества и кислород проникают в межклеточное пространство.

КРОВЬ---- ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ ------ ЛИМФА



5 . Жировая ткань.

Особенности строения большое количество жировых клеток.

Место нахождение в подкожном жировом слое

Функции отложение про запас жира, сохранение тепла и защита от внешних ударов, запас воды.

Работа с тестом учебника стр. 64.

Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 64

Рассказ учителя

Вопрос к классу

Работа с ключевыми словами.

Рассказ учителя

Вопрос к классу

Работа с ключевыми словами.

Работа с учебником, мультимедийным приложением, заполнение таблицы в ходе обсуждения полученного материала.

Работа с учебником на стр. 64-65

Рассказ учителя

Вопрос к классу и заполнение таблицы

Характеристика каждого вида соединительной ткани

Рассказ учителя с поэтапным заполнением таблицы в

Физкультминутка (расслабляющая пауза): в целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки.

Работа с ключевыми словами

Работа с рисунком 3.18

Работа с ключевыми словами.

Работа с рисунком Рисунок 3.19 стр 65 учебника

10 – 13 мин

III. Закрепление:

1) Выполнение Лабораторной работы №7

«Строение соединительных тканей животных »


Функции соединительной ткани

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная,

источник воды

Полости сердца и кровеносных сосудов

Дыхательная, транспортная, защитная

2) В рабочих листах выполните тестовые задания

Будьте внимательны и каждое задание выполняйте самостоятельно. Желаю Вам успеха!

1 К функциям жировой ткани НЕ относится:

А) запасание веществ;

Б) сохранение тепла;

В) обеспечение гибкости тела;

Защита от повреждений

2. Дополните фразу
«В крови содержится жидкое межклеточное вещество-- _________-

3. Выберите наиболее полный и верный ответ. Внутреннюю среду живого составляют:

Б) кровь и лимфа;

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость;

Г) кровь, лимфа, тканевая жидкость и вода.

4. Выберите верное утверждение:

А) ткань –это группа клеток, имеющих общее строение

Б) ткань –это группа клеток, имеющих сходное строение.

В) ткань –это группа клеток, выполняющих определенную функцию.

Г) ткань –это группа клеток одинаковых размеров.

5. Общая особенность строения соединительной ткани животных:

А) образование клеток;

Б) защита от повреждений

В) клетки разбросаны в массе межклеточного вещества

Г)образование новых клеток.

Ответы: 1 – А,Б. 2- плазма. 3-В. 4- В.

Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания друг у друга Проверили?

Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

«5» - все правильно (100%)

«4» ошибки (80 – 60%)

«3» - 3 ошибки (50 – 30%)

«2» - 4 и более ошибок (менее 20%)

3) Работа в тетради – тренажере .

Тетрадь- практикум Стр. 20-23

Пошагово выполните лабораторную работу №7

Заполните итоговую таблицу используя слайд или таблиц в тетради.

Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями разных видов соединительной ткани

Проверти правильность заполнения таблицы

Выполнение теста на листах (один остается у ученика для самооценки, второй затем проверяется учителем для проверки объективности оценки)

Работа в парах «взаимопроверка»

Выполнение задания в тетради – тренажере с. 24.№ №17,18,19,с. 29 №4

IV. Домашнее задание (дифференцированное)

- § 24 стр. 64-65; устно, выучить термины

- § 24, ответить на вопросы стр. 65;в тетради-тренажере

Стр. 30 №2, Стр. 31 № 4.

Подготовить сообщение по теме «Кровь ее роль в организме» и «Значение жировой ткани в жизни животных» (см. «Хрестоматия» на электронном приложении), задание по желанию.

Запись домашнего задания на доске и в дневнике.

V. Итог урока

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Мы ответили на них?

Учитель подводит учащихся к выводу по уроку:

В живых организмах прослеживается связь строения и их функции.

Выставление оценки всем учащимся, учитывая индивидуальную работу, фронтальную работу во время беседы, оценки по тесту.

Вопрос к классу.

Формулировка вывода по уроку.

VI. Рефлексия –

Вопросы рефлексии:

Необходимы ли были для объяснения материала электронного приложения, или можно было изучить данную тему, пользуясь только учебником?

Понравился ли вам сегодняшний урок? Проанализируете урок и заполните таблицу максимально честно.

Узнал на уроке

Хочу узнать

Выберите из стикеров тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Приклейте его на край парты.

В завершении предложить ребятам поблагодарить друг друга за успешное сотрудничество торжественным рукопожатием.

Всем спасибо за урок. Урок закончен.

Вывод об эмоциональном состоянии учеников после урока

1 Раскройте взаимосвязь строения и основных функций тканей человека?

Ответ:

cовокупность клеток и межклеточного вещества, схожих по происхождению, строению и приспособленных к выполнению определенных функций, называется ткань. В организме человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.Эпителиальная ткань образует слой клеток, из которых состоят слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма. Через эпителий происходит обмен веществ между организмом и внешней средой. В эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество, как правило, неразвито.Благодаря этому создается преграда для проникновения в организм микроорганизмов, вредных веществ; обеспечивается надежная защита тканей, расположенных под эпителием. Существуют различные типы эпителия в зависимости от строения клеток: плоскоклеточный эпителий, кубический, цилиндрический, железистый и реснитчатый. Каждый тип эпителия выстилает определенные органы и выполняет характерную функцию. Например, железистый эпителий заполняет секреторные органы, реснитчатый эпителий выстилает носовую полость, тем самым предотвращая движением ресничек проникновение пыли и других объектов во внутренние дыхательные органы.Особенностью соединительной ткани является сильное развитие межклеточного вещества. К соединительной ткани относят кровь, лимфу, хрящевую, костную и жировую ткани. Основными функциями соединительной ткани является трофическая (пищевая) и опорная. Кровь и лимфа – это жидкие соединительные ткани, которые, осуществляя перенос веществ по всему телу, обеспечивают питание, дыхание, иммунитет тканей, органов и взаимосвязь между органами. Волокнистая соединительная ткань состоит из клеток, соединенных между собой межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань есть во всех органах. На рыхлую соединительную ткань похожа и жировая ткань, содержащая много наполненных жиром клеток. В хрящевой ткани клетки большие, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластичные и другие волокна. Ее много в суставах, между телами позвонков. Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки, соединенные друг с другом многими тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.Мышечная ткань образована отдельными клетками – мышечными волокнами, в которых расположены тончайшие сократительные волокна – миофибриллы. Последняя имеет такое название потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность благодаря правильному чередованию светлых и темных дисков.Поперечно-полосатую мышечную ткань часто разделяют на скелетную и сердечную. Скелетная состоит из волокон вытянутой формы, длиной до 10-12 см и обеспечивает функцию движения. Сердечная мышечная ткань, как и скелетная, имеет поперечную исчерченность, но в отличие от скелетной, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается другим, обеспечивая одновременное сокращение большого участка мышцы.Из гладкой мышечной ткани построены стенки внутренних органов – желудка, кишечника, мочевого пузыря, кровеносных сосудов. Гладкие мышцы регулируют их сокращения и изменения диаметра кровеносных сосудов.Нервная ткань выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации, поступающей как из окружающей среды, так и изнутри организма. Деятельность нервной системы обеспечивает реакцию организма на различные раздражения и координацию работы разных органов животных и человека.Нервные клетки – нейроны обычно имеют звездчатую или веретеновидную форму и состоят из тела и отростков (аксон и дендриты). Покрытые оболочкой отростки нервных клеток называются нервными волокнами. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и проводить импульсы по нервным волокнам. Разветвленные отростки (дендриты) проводят возбуждение к телу нейрона, а один длинный отросток (аксон) – от тела нейрона. В большинстве случаев нейроны располагаются в нервных центрах – мозге, ганглиях и нервных узлах.Нервная ткань входит в состав организма как его часть и обеспечивает соединение функций все других частей организма.Каждая ткань состоит из клеток с определенной формой, размерами, функциями. Морфофункциональная целостность всего организма достигается только при взаимодействии всех тканей.

Похожие вопросы

  • Прямоугольный участок, ширина которого 60 м. , а длина на 30 м. больше, обнесен металлической сеткой высотой 1,6 м. Найдите площадь металлической сетки. Сколько заплатили за забор, если 1 м.кв. забора стоит 800 рублей?

Билет № 1

  1. Сравните строение растительной и животной клеток, о чем свидетельствует их сходство?

Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма. Общие признаки:
1. Единство структурных систем - цитоплазмы и ядра.
2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.
3. Единство принципа наследственного кода.
4. Универсальное мембранное строение.
5. Единство химического состава.
6. Сходство процесса деления клеток.

Растительная клетка Животная клетка
Размер (ширина) 10 – 100 мкм 10 – 30 мкм
Форма Однообразная – кубическая или плазматическая. Форма разнообразная
Клеточная стенка Характерно наличие толстой целлюлозной клеточной стенки, углеводный компонент клеточной оболочки сильно выражен и представлен целлюлозной клеточной оболочной. Имеют, как правило тонкую клеточную стенку, углеводный компонент относительно тонок (толщина 10 – 20 нм), представлен олигосахаридными группами гликопротеинов и гликолипидов и называется гликокаликсом.
Клеточный центр У низших растений. Во всех клетках
Положение ядра Ядра у высокодифференцированных растительных клеток, как правило, оттеснены клеточным соком к периферии и лежат пристеночно. У животных клеток они чаще всего занимают центральное положение.
Пластиды Характерны для клеток фотосинтезирующих организмов (растения фотосинтезирующие – организмы). В зависимости от окраски различают три основных типа: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. нет
Вакуоли Крупные полости, заполненные клеточным соком - водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие
Включения Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген); конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты
Способ деления Цитокинез путем образования посередине клетки фрагмопласта. Деление путем образования перетяжки.
Способ питания Автотрофный (фототрофный, хемотрофный) Гетеротрофный
Способность к фотосинтезу есть нет

2.Объясните необходимость защиты окружающей среды.

В результате загрязнения окружающей среды возникают глобальные экологические проблемы, их наличие и есть примеры того, что среду нужно защищать:

1. кислотные дожди

2. озоновые "дыры"

3. ухудшение здоровья человека, возникновение наследственных заболеваний

4. гибель животных и растений, уменьшение числа их видов на Земле, изменение биоразнообразия

5. изменение среды обитания организмов и смена экосистем

6. уменьшение запасов пресной воды на планете

7. проблема утилизации мусора (бытового и промышленного)

8. возникновение "парникового эффекта”.

3. Что вызывает искривление позвоночника и плоскостопие, как их предупредить?

Искривления позвоночника - изменения нормальной конфигурации позвоночника.Позвоночник взрослого правильно сложенного человека имеет характерные изгибы:в шейном отделе позвоночник отклонен выпуклостью вперед (шейный лордоз), вгрудном отделе - вперед (поясничный лордоз) и в крестцовом отделе - назад.Изгибы позвоночника формируются в детском возрасте. Боковых изгибов

нормальный позвоночник не имеет.Искривления позвоночника могут возникать при нарушениях внутриутробногоразвития скелета - образование клиновидных и добавочных позвонков,

неправильное формирование 5 –го поясничного позвонка и ребер и т. п. Это т.наз. врожденное искривление. Иногда же оно возникает вследствие какого-нибудь заболевания (рахит, полиомиелит, туберкулез и др.), травм (переломы позвоночника), при нарушениях правильного стояния, при разной длине нижних конечностей и пр. В более позднем возрасте, уже после окончания формирования

скелета, искривления позвоночника развиваются у лиц канцелярского труда, скрипачей, сапожников и др., труд которых связан с длительным пребыванием в одной позе. Большую роль в их образовании играет мышечная система. При развитии деформации позвоночника нарушается равномерная тяга мышц, окружающих позвоночник, что в свою очередь усугубляет уже имеющееся искривление.

Под плоскостопием понимают уплощение сводов стопы. Из-за возникающей деформации слабеют мышцы, а затем и связки ног. При ходьбе ощущаются боли в ступне, голеностопном суставе, пояснице. У 10% пациентов патология обнаруживается при рождении. В остальных случаях заболевание приобретается в течение жизни.

Причины искривления позвоночника и плоскостопие:

1.слишком широкая или узкая обувь без каблука;

2.излишние нагрузки на стопу;

3.чрезмерная гибкость суставов;

Главный принцип сохранения правильной осанки – профилактика. Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям. Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы: Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте. Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста. Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса. Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.
Предупреждение плоскостопия:

· Нужно уделять особое внимание обуви у детей, нужно выполнять

· Специальные упражнения, также старайтесь больше гулять босиком.

Билет № 2

Раскройте взаимосвязь строения и основных функций тканей человека.

Ткань - система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. В организме человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.