Основные этапы формирования политической карты мира. Второй период колониализма Деление на этапы

торговый колониализм географический открытие

Первый этап промышленной революции и его влияние на мировую торговлю (вторая половина 18 в. - конец 19 в).

Второй период колониализма отличается от первого двумя основными чертами:

  • - переход к широким территориальным захватам;
  • - стремление освоить страны Азии как рынок сбыта европейских товаров.

Эти два направления политики связаны друг с другом, но не жестко. Территориальные приобретения, подчинение населенных мест - самый логичный способ обеспечить доступ на соответствующие рынки. Но борьба за территории началась с середины 18 в.: тогда еще не произошла промышленная революция (даже в Англии) => в распоряжении европейцев еще не было товаров, которые могли бы пробиться на азиатские рынки. Тогда территории были нужны главным образом для получения доходов внеэкономическими методами (при помощи взимания налогов) - с целью обеспечить прежний характер торговли с Востоком.

Судьба будущих колоний решалась в основном не в войнах с местными государствами, а в ходе соперничества между европейскими державами. Судьба Индии, например, решилась в войнах между Британией и Францией. Наиболее значимые этапы этой борьбы - война за Австрийское наследство (1740-1748) и Семилетняя война (1756-1763). В ходе последней Англия сломила сопротивление Франции и стала единственным серьезным претендентом на завоевание Индии. Но Францию все равно опасались: особенно в связи с революцией (1789) и Египетским походом (1798).

Затем пришло время войн с индийскими государствами. В 1849 г. пало последнее независимое индийское государство Панджаб. Хотя остались княжества-вассалы англичан; в 1857 г. население княжеств было 181 млн., а Британской Индии - 123 млн. Теоретически все князья были союзниками ОИК, связанными с ней субсидиарными договорами. При дворах князей жили британские резиденты, которые зорко следили за тем, чтобы князья вели себя хорошо. Непокорного князя можно было сместить.

В ходе Наполеоновских войн англичане захватили у голландцев Цейлон (1796), Капскую колонию (1798). Действовали англичане быстро, т.к. опасались, что со дня на день Наполеон аннексирует Голландию и получит все ее колонии. Торопились англичане не зря: в 1806-1813 гг. Франция оккупировала Голландию и прибрала к рукам все ее уцелевшие колонии =< сражаться англичанам пришлось с французско-голландскими войсками. В 1811 г. англичане сумели захватить Яву. Правда, Яву потом вернули Голландии (в 1814 г. по Парижскому договору.

Были сделаны и другие попытки расширить владения, выйдя за пределы Индии: удачная попытка в случае с Бирмой (войны 1824-1826, 1852-1853 и 1885 гг.), Сингапуром (1819), Малаккой (1824); неудачная в случае с Афганистаном (1838-1842, 1878-1880, 1919). Походы в Афганистан - часть Большой игры, попытка вывести его из-под влияния России и защитить Индию.

Начали создаваться и другие обширные по территории колониальные империи: в 1800 г. голландское правительство национализировало голландскую ОИК и ее владения составили Нидерландскую Ост-Индию. К 1862 г. Голландия прибрала к рукам почти все острова Индонезии (Суматру, Яву, часть Борнео и Молуккские острова, а к 1920 г. - всю современную Индонезию).

Франция, оправившись после наполеоновских войн, в 1830 г. вторглась Алжир, который был полностью оккупирован к 1847 г. Так начался колониальный раздел Африки. К началу 20 в. Франция контролировала всю северную, западную и центральную Африку. Активизировались французы и в ЮВА. В 1863 г. они установили протекторат над Камбоджей, в 1867-85 гг. захватили весь Вьетнам. В 1887 г. Камбоджа и Вьетнам были объединены во Французский Индокитай, к которому в 1893 г. добавился Лаос.

Повезло Тайланду - он стал буфером.

Процесс деколонизации, т.е. ликвидации колониального владычества и предоставление политической независимости народам, растянулся на несколько десятилетий и имел три этапа, отличавшихся по содержанию друг от друга.

Первый из них охватил 1945-1955 гг. Он открылся августовскими революциями 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии. Воспользовавшись поражением в войне оккупировавшей эти страны Японии, левые силы, организованно боровшиеся против японцев, провозгласили независимость. Их бывшие метрополии – Франция и Голландия, восстановив собственную государственность после германской оккупации, попытались вернуть господство над этими странами, но в многолетней кровопролитной войне потерпели поражение. Объявивший в октябре 1945 г. независимость Лаос был вновь оккупирован Францией и получил свободу лишь в 1953 г вместе с Камбоджей.

Иначе поступили со своими колониями в Азии, требовавшими независимости, англичане. Лейбористское правительство пошло им навстречу, передав всю полноту власти в руки национальных сил, уже подготовленных к этому. В 1947 г. были созданы независимые правительства в Индии и Пакистане в 1948 г. – в Бирме, Израиле и Шри-Ланке. Всего за первое послевоенное десятилетие независимость получили 11 государств в Азии и одно в Африке (Ливия).

Второй этап (середина 50-х – конец 60-х годов) отличался большей организованностью и даже некоторой планомерностью в предоставлении независимости колониям. Примирившись с неизбежностью утраты колоний, европейские страны, в первую очередь Англия, позаботились о дополнительной подготовке кадров управленцев, военных, учителей, врачей и др. чтобы не допускать хаоса в новых государствах и чтобы сохранить свое влияние в них. Вырабатывались принципы и порядок управления, Механизм передачи власти. Для этого колонизаторы нередко шли и на контакт с национально-освободительными движениями. За этот период независимость получили 7 стран в Азии и 37 – в Африке. Решающим был 1960 г., когда сразу 17 африканских стран стали самостоятельными. Он вошел в историю как «год Африки. Только в случае с Алжиром Франция использовала все силы и средства, чтобы воспрепятствовать независимости. 8 лет – с1954 по 1962 г. – она вела колониальную войну, что было связано и с большой интегрированностью двух экономик и с найденными в

Алжире огромными месторождениями нефти. Лишь в 1962 г Алжир стал независимым, чему способствовала поддержка мировой общественности и ООН, еще в 1960 г. принявшей «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам»

На третьем этапе, начавшемся в первой половине 70-х годов, ликвидировались остатки некогда могущественных колониальных империй. В 1975 г. пала последняя из них, португальская, предоставив независимость Анголе, Мозамбику, Сан-Томе и Принсипи. До середины 90-х годов 11 стран в Африке обрели свой государственный статус. Примечательно, что большинство африканских стран сохранили тесные связи с метрополиями. Многие из них входят соответственно в Британское и Французское содружество наций.

Под термином «политическая карта» обычно понимают два значения - в узком и широком смысле. В узком смысле - это картографическое издание, на котором показаны современные границы и принадлежащие им территории.

В широком смысле, политическая карта мира - это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию об истории формирования политических систем и государств, о соотношении государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие.

При этом политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

Изменения на политической карте могут быть:

  • количественными, в том случае, когда изменяются очертания границ страны в результате присоединения земель, территориальных потерь или завоеваний, уступки или обмена участками территории, «отвоевания» суши у моря, объединения или распада государств;
  • качественными, когда речь идет об изменениях политического устройства или характера международных отношений, например в ходе смены исторических формаций, приобретение страной суверенитета, образование международных союзов, изменение форм государственного устройства, появление или исчезновение очагов международной напряженности.

В своем развитии политическая прошла несколько исторических периодов:

  • Древний период (до V в. н.э.), характеризующийся развитием и крушением первых государств: Древнего , Карфагена, Древней , Древнего Рима.
  • Средневековый период (V-XV вв.), характеризующийся преодолением обособленности хозяйств и районов, стремлением феодальных государств к территориальным захватам, в связи с чем крупные части суши были поделены между государствами Киевская Русь, Византия, Московское государство, Священная Римская империя, Англия.
  • Новый период (XV-XVI вв.), характеризующийся началом европейской колониальной экспансии.
  • Новейший период (с начала XX в.), характеризующийся окончанием Первой мировой войны и практически завершенный к началу XX века переделом мира.

Наиболее значимые исторические события XX века позволяют выделить основные этапы формирования политической карты мира новейшего периода.

1. Первая половина XX века (до конца 40-х гг.) отмечена двумя важнейшими событиями - Первая мировая война и Октябрьская революция в России. В результате этих событий существенно изменилась .
2. 40-50-е годы ознаменовались прежде всего окончанием Второй мировой войны, что, в свою очередь, привело к образованию мировой системы социализма и объединению социалистических стран в Европе и , расколу на ГДР,
3. 60-80-е годы характеризуются:

  • крушением мировой колониальной системы и выбором ориентации стран «третьего мира»;
  • появление социалистического государства в западном полушарии - - Карибский кризис;
  • обострением борьбы мировых систем капитализма - усиление гонки ядерных вооружений и «холодной войны».

4. 90-е годы - современный этап международных отношений. Современный этап международных отношений характеризуется двумя главными особенностями:

1.Кризис мировой социалистической системы.

Этот кризис привел к большим территориальным изменениям на политической карте. Прежде всего, это распад СССР и образование 15 новых независимых государств (Россия, , Таджикистан). Большинство из них (кроме стран Балтии) объединились в Содружество Независимых Государств ().

Кроме того, произошли распад федеративного государства Чехословакия на два суверенных государства: и ; воссоединение двух германских государств; распад Федеративной Республики Югославии на независимые государства: , Югославию (в составе и ). Политическая обстановка на территории бывшей Югославии остается напряженной, что в последнее время обостряется национальным конфликтом в провинции Косово, населенной .

Кризис мировой системы социализма привел к глубоким социально-экономическим преобразованиям, качественно изменившим политическую карту мира. Большинство стран так называемого социалистического лагеря возвращаются к рыночной экономике. Это , . Лишь четыре государства по-прежнему считаются социалистическими - , Куба, и . Однако и в этих странах происходят существенные сдвиги и в экономике, и в политике. Распад мировой системы социализма привел к прекращению в 1991 году деятельности Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.

2. Переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству между странами - особенность современного этапа международных отношений. Это способствовало образованию новых и изменению роли существующих межгосударственных политических и политико-экономических организаций. Значительно возросла роль в разрядке международной напряженности Организации Объединенных Наций (). Совет Безопасности ООН принимает кардинальные решения по урегулированию международных конфликтов, направляя группы наблюдателей и силы ООН («голубые каски») для поддержания мира в районы конфликтов в случае, когда противоборствующие стороны не готовы к их мирному разрешению. Многие международные конфликты удается решать путем мирных переговоров.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в разрядке международной напряженности, остается немало региональных конфликтов. Еще со времен Второй мировой войны «горячей точкой» является и зона Персидского залива. Не решены региональные конфликты на (Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах), на границе и , и и многие другие.

По прогнозам специалистов, в ближайшее время политическая карта мира будет претерпевать крупные изменения. Тенденции к увеличению числа государств на основе этнических принципов сохраняется. При этом государственные границы, не соответствующие проживающим в их пределах нациям, будут терять свое значение. С другой стороны, еще более важную роль будут играть международные политические союзы.

На территории, которая ныне является Соединенными Штатами, англоязычные поселения появились в начале 17-го века. Эти поселения были разбросаны по всему Восточному побережью страны. Пуритане пустили корни на земле Новой Англии, квакеры обосновались в Пенсильвании, английские католики колонизировали Мэриленд. Наиболее ранние поселения возникли в местах, ныне именуемых Вирджиния и Каролина.

Англичане, конечно, не были единственной нацией, устраивающей колонии в Новом Свете. Испания и Португалия доминировали на территориях современной Латинской Америки и островах Карибского моря.

Испанский флаг когда-то развивался над территориями нынешней Флориды. Испания также владела территориями пустынь Запада и западным побережьем континента.

Голландцы, поселившиеся в Нью-Йорке, были вытеснены оттуда британцами еще до 1700 года. Голландский язык и отдельные фрагменты голландского права задержались в Нью-Йорке на достаточто длинный период.

Некоторые части голландского права, вероятно, распространились и за пределы Нью-Йорка. Институт прокурора, возможно, берет начало в голландскоязычной терминологии. Этот вопрос является в достаточной мере спорным. Но никто не оспаривает тот факт, что продолжают здравствовать довольно ощутимые следы испанского права, в особенности на территориях, когда-то управлявшихся Испанией. Еще одну сохранившуюся деталь необходимо упомянуть: местные законы туземных племен. Законы и обычаи аборигенов Америки иногда еще играют некоторую роль в их разбросанных резервациях.

Все это исключения. В основном американское право происходит из одного источника - английского права. Никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США, так же как и никакой иной язык, кроме английского.

Возникшая в Англии система общего права - ее традиции, способы и приемы - пересекла Атлантику и пустила корни в этой стране.


Книги по истории права часто повествуют о «колониальном периоде», рассматривая воздействия различных эпох на американское право, и может сложиться не вполне обоснованное впечатление о доминанте этого периода. Прежде всего между высадкой на землю континента первых поселенцев в Плимут-Роке и началом Революции прошло более 150 лет. Это столь же большой промежуток времени, как и между 1834 и 1984 годами - интервал, полный значительных социальных коллизий. Колониальный период не был столь непостоянным и быстро изменяющимся, но он был достаточно длительным и достаточно сложным. По крайней мере существовало много различных колоний, разнесенных по стране от НьюГемпшира до Джорджии. Поселения выстраивались как бусины ожерелья вдоль узкого побережья. Связь с ними была крайне затруднена. Связь с родиной была еще хуже; необъятное и неспокойное водное пространство отделяло колонии от Англии.



Это являлось очень важным фактором.

Теоретически Британия полностью контролировала жизнь колоний - жители колоний были подданными британской короны. В действительности же она могла лишь в очень малой степени влиять на своего отдаленного ребенка. Британцы были слишком далеки, чтобы осуществлять эффективный диктат, даже когда они этого очень хотели. -Также, по крайней мере в начале освоения новых земель, они не имели ни согласованной политической программы действий империи, ни понятия о том, как управлять отдаленными землями.

Большую часть своей истории, следовательно, колонии (по крайней мере большинство из них) росли и развивались вне зависимости от Британии.

Колонии могут быть условно разбиты на три более или менее различные группы. Северные колонии - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Коннектикут - были наименее послушны английскому праву.

Вторая группа колоний - Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавер - встали посередине между Севером и Югом как с точки зрения права, так и географически.

Южные колонии были наиболее последовательными в отношении как права, так и всей правовой культуры. Они более точно придерживались английских традиций.

Такие различия между колониями, естественно, не были случайными.

Пуританская Новая Англия или Пенсильвания квакеров сознательно выбрала свой путь, отличный от пути, выбранного Вирджинией или Каролиной. Климат и качество почвы также оказали свое влияние. На Юге мягкие зимы позволяли развиваться различным направлениям сельского хозяйства, создавать систему плантаторства. Черные рабы были еще одним исключительным аспектом жизни Юга. Первые американские рабы прибыли в Вирджинию и другие южные колонии еще до середины 17 века. К моменту начала Революции рабы составляли 40 % населения Вирджинии.

В Англии не было черных и не существовало раздела права, законодательно запрещающего рабство. Закон о рабовладении был чисто американским изобретением, основанным на различных источниках, и находился под сильным влиянием чувства расового превосходства, будучи замешанным на традициях Вест-Индии и южных колоний. В северных колониях тоже существовало рабство, в Нью-Йорке 10% населения составляли рабы. Рабы были даже в Массачусетсе и Нью-Гемпшире. Но рабство никогда не доминировало в северной производительной системе, как это было наЮге.

Рабы Нью-Йорка, например, в основном работали не в сфере производства, а в качестве домашних слуг.

Действительно, Север имел тысячи «договорных слуг». Служба по договорам являлась одной из разновидностей временного рабства. Договора представляли собой письменный документ, в некотором роде трудовой контракт, в котором были огово-


рены сроки и условия рабства. Договорные слуги предназначались для службы у своих хозяев на определенный период: семь лет были самым обычным сроком. В течение действия договора слуга не получал жалованья. В течение означенного срока хозяин имел право продать слугу, или, если выражаться более точно, имел право продать право на труд слуги, на оставшийся до окончания договора срок, Слуга не мог контролировать эти действия по передаче (продаже) его другому хозяину, хотя некоторые колонии и пытались предотвратить злоупотребления владельцев договорных слуг. Когда срок действия договора истекал, слуга в отличие от раба становился полностью свободным. Согласно обычаю или закону, слуге не полагалось покидать хозяина с пустыми руками: он имел право на «отпускные». Первоначально в Мэриленде, например, они состояли из верхней одежды, головного убора, топора, мотыги, трех баррелей зерна и (до 1663 года) 50 акров земли. Позднее одежда, пища и деньги стали более типичными вещами («зерно, одежда и плата»).

Достаточно большое количество исследований уже проведено по вопросам колониальной правовой системы. Большинство из них касалось северных колоний, особенно Массачусетса. Действительно, правовая система Массачусетса необычайно интересна. Она сильно отличалась от английского права, используемого в королевских судах Лондона. Право Массачусетса в действительности выглядело столь разительно отличным от английского, что ученые даже спорили между собой, должно ли оно вообще рассматриваться как одна из разновидностей общего семейства английского права.

Сегодня эта идея выглядит достаточно глупой. Несмотря на некоторые странности в практике и языке, можно с абсолютной уверенностью заявить, что право этой колонии уходит корнями в английское право и английскую практику. При ближайшем рассмотрении некоторые из его особенностей исчезают, особенно если мы вспомним, что первые колонисты не были юристами. Закон, который они привезли с собой, не был законом королевского суда, а лишь местным законом - обычаем их сообщества. Мы можем назвать его «народным законом». Естественно, он отличался от старого официального закона. Ключевыми в нем все же были английские элементы: ведь что еще поселенцы могли знать? Другими словами, их право было разновидностью креольского диалекта или пиджин-инглиш общего английского права.

Детали колониального права сложны и трудны для понимания, но их основная сущность легка для восприятия. Вообразите себе группу студентов американского колледжа, потерпевшую кораблекрушение и высадившуюся на необитаемом острове. Им необходимо построить новое общество. Они формируют некий грубый суррогат правительства и создают некоторое подобие правовой системы, отличные от тех, которые они оставили на большой земле. Ведь на острове в большей части старой правовой системы совершенно отпадет необходимость.

Например, дорожные правила будут ни к чему. С другой стороны, колонисты должны будут создать массу новых законов - правил об установке поста часового на горе, который пытался бы сигнализировать проходящим мимо острова кораблям, закон о том, как делить рыбу и как организовывать сбор моллюсков в прибрежных водах, и так далее. Люди на острове будут воспроизводить те части американского права, которые они смогут восстановить в памяти и которые будут отвечать новым условиям их жизни и жизни их нового сообщества. Идеология также играла бы свою роль. Многое зависело бы от того, кем были студенты, высадившиеся на берег, по своим политическим взглядам, из какой части страны они прибыли, каково их вероисповедание,

Колониальное право было достаточно похоже на правовую систему, созданную людьми, потерпевшими кораблекрушение. Она состояла из трех частей: пришедших на память элементов старого закона, новых законов, созданных в результате настоятельных потребностей жизни в новой стране, и правовых элементов, оформленных


под воздействием религиозных взглядов поселенцев (например, пуританизм в Массачусетсе). Если мы возьмем «Право и свободы Массачусетса», одно из наиболее ранних колониальных изданий по вопросам права (1648), то мы найдем десятки примеров применения этих трех характерных частей. Для начала мы обнаружим все виды ссылок на судей и институт присяжных, на документы типа завещаний, на систему частной собственности - все то, что было привезено из Англии в качестве части багажа памяти и обычаев колонистов и было принято почти без изменений.

С другой стороны, жизнь в данной пустынной местности требовала порядков, далеких от тех, которые были в Англии Стюартов. Здесь, например, действовало правило, запрещавшее продажу, а также дарение «любому индейцу... любого... оружия или пороха, пуль или свинца... или любого военного оружия и снаряжения», - правило, которое, естественно, не имело своего аналога в Англии. Вероисповедание также играло не последнюю роль. Это было сообщество, созданное сугубо религиозными людьми. Существовало правовое преследование иезуитов, анабаптистов, ведьм («любой мужчина или женщина... которые... имеют контакт с подобными духами, должны быть сурово наказаны»). Были законы, преследующие также и еретиков («те, кто намеревается подрывать или разрушать христианскую Веру и Религию, принимая или поддерживая любую ересь»).

Право Массачусетса неизбежно было проще общего права Англии. Оно в основном было лишено старых технических деталей. Эти изменения были произведены с целью упрощения применения права на практике. Английское право 1600-х годов было обременено большим количеством технических уловок. Медленная эволюция этого права позволила ему принять форму плотной монолитной структуры иррациональных, перекрывающих друг друга элементов - безумная связь, которая развивалась в течение веков. Даже сотня юристов не могла бы претендовать на полное понимание всех элементов этого права. Даже если бы поселенцы и захотели, они вряд ли смогли бы продублировать такую систему в полном объеме. Колонии в этом смысле всегда начинают с чистого листа.

Следовательно, по существу, Массачусетс и другие колонии встали на свой собственный путь. Для примера рассмотрим королевский закон Англии о первородстве. По нему, если землевладелец умирал, не оставив завещания, его земли переходили в собственность старшего сына. Массачусетс отказался от такой практики. Все дети обладали правом наследования, хотя старший сын получал двойную долю против остальных наследников. Большинство других северных колоний (Род-Айленд и Нью-Йорк были исключениями) просто отменили закон о первородстве, и довольно скоро. Значительно дольше этот закон действовал в южных колониях: в Джорджии он был упразднен в 1777 году, в Северной Каролине - в 1784-м, в Вирджинии - в 1785 году. Невозможно отвергнуть мысль о том, что различия в землевладении существенно зависели от судьбы закона о первородстве. Только на Юге были крупные поместья и плантации, а в Новой Англии «топография и земли обусловливали небольшой надел и компактное поселение». Это отдалило момент отмены закона о первородстве, то есть по сути - раздел этой собственности между всеми детьми.

Судебная система в Англии была столь же сложна, как и правовая, если не сложнее. Лорду Коуку, который описал судебную систему, какой она была в 17 веке, понадобился целый том только для того, чтобы перечислить и объяснить отличия десятков королевских, местных, обычных, специальных судов - лабиринт юрисдикции, в который истец и ответчик (и их адвокаты) должны были как-то вступить.

Такая иррациональная система была бы просто смешна в маленьких, бедных, постоянно борющихся за свое существование поселениях американского побережья. Массачусетс создал ясную и простую систему судов, то же сделали и другие колонии.

Структуры судов были похожи, хотя никогда они не были полностью идентичны в различных группах колоний. Отличия даже иногда бывали разительными. Массачусетс, например, не имел судов «права справедливости», которые являлись важ-


нейшей (и ставившей в тупик) особенностью права в Англии. Южная Каролина, наоборот, имела хорошо развитые суды подобного типа.

В 18 веке правовая система как Севера, так и Юга, казалось, как-то приблизилась к английскому праву, то есть она становилась более похожей на английскую модель. Это происходило естественным путем и в большей степени неосознанно, частично это объясняется воздействием Британии на свои колонии, которая начала с некоторым удивлением осознавать, сто поставлена во главе империи и что она могла бы ей управлять. Как известно, попытки управлять колониями закончились полным провалом. Британия начала осуществлять попытку имперского давления слишком поздно. Колонисты научились управляться сами, и, когда Англия попробовала ввести новые налоги, создать новые суды и соответственно повела себя как империалист, она вызвала революцию. В результате Англия потеряла бриллиантовый кусок своей империи.

Но стремление более соответствовать традициям Англии также имело естественные источники. Прежде всего, несмотря на политические различия, колонии приобретали все более тесные торговые связи с родиной. Численность населения значительно выросла, выросли новые города, и колонисты нуждались в более разработанном праве, исходя из своих потребностей. Это особенно относилось к торговому праву: купцы, чьи корабли ходили к Англии, Ямайке и портам всего мира, все настоятельнее требовали современного торгового права, какое практиковалось в Англии и в остальном, европейской мире.

Сохранялись также и культурные связи с Англией. Юристы, проживавшие в колониях, были англичанами, некоторые в действительности получили свою профессию в Англии. Правовые материалы, которые они использовали, были английскими. Кроме сборников местных законов, в колониях не публиковалось никаких книг по вопросам права, о которых можно было бы упомянуть.Все определения и терминология были английскими. Все сборники прецедентов были английскими. Любой, кто хотел бы что-нибудь узнать о праве, должен был изучать английские издания, и эти книги, конечно, рассказывали об английском понимании права, а не об американском.

В 1756 году книга Уильяма Блэкстоуна «Комментарии к законам Англии» впервые увидела свет в Англии. Она стала бестселлером, но приобрела, пожалуй, еще больший успех по другую сторону океана. Блэкстоун обладал ясным и сжатым стилем изложения. Он писал книгу для английских джентльменов, обывателей, которые хотели бы узнать кое-что о своих законах. Американцы, как обыватели, так и юристы, с жаром ухватились за эту книгу, поскольку они была вполне доступным ключом к праву прародины. Американское издание было опубликовано в Филадельфии в 1771-1772 годах. Блэкстоун никогда не стал бы столь популярным в этой стране, если бы существовало хотя бы нечто - подобно его книге, - описывавшее американское право.

j Колониальный период, во-первых, интересен сам по себе, а во-вторых, он илшюстрирует одну из важных тем этой книги: как^социальные условия формируют (правовую систему страны. Этот принцип действует и сегодня; он является также «.лючом к~"пониманию правового прошлого.

После окончания Второй мировой войны в жизни народов Азии и Африки начинается новый этап. В странах, которые все еще находились в колониальной зависимости, поднялась мощная волна освободительного движения.

События Второй мировой войны способствовали ослаблению политического господства европейских государств в их колониях. Они уже не могли серьезно влиять на обстановку там складывалась. Изменились и колонии за годы войны. У многих из них окрепла национальная экономика, которая работала на военные нужды метрополии, усилились позиции национальной буржуазии, увеличилась численность рабочего класса, возникли новые патриотические организации.

В ряде стран Юго-Восточной Азии были созданы национальные вооруженные силы, которые боролись против японских оккупантов и приобрели опыт вооруженной борьбы. Все это создало условия для краха колониализма. Деколонизации ускорило и противостояние, начавшееся двух «сверхдержав» — СССР и США, поскольку каждая из них стремилась укрепить свой лагерь за счет привлечения народов периферии.

Процесс деколонизации условно разделяют на три этапа (три волны). Первый этап продолжался с 1945 до середины 50-х годов ХХ века. На протяжении этого этапа освободившихся от колониальной зависимости страны Азии. Первыми провозгласили независимость страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

В условиях распада колониальной системы, начавшийся государства-метрополии вели по-разному. Англия проводила более гибкую политику в колониальном вопросе. Поэтому она сумела избежать военной конфронтации со странами, освобождались. Даже больше — она сумела на длительное время сохранить контроль над своими бывшими колониями, образовав Британское Содружество наций.

Колониальная же политика Франции характеризовалась отсутствием гибкости. Французское правительство стремился к восстановлению довоенного порядка вещей, не останавливаясь при этом перед использованием силовых мер, откровенного диктата. Такие действия привели к конфронтации со своими бывшими колониями. В результате Франция была вовлечь в колониальные войны. Так, в 1946-1954 гг она вела колониальную войну в Индокитае. Эта война завершилась поражением Франции.

Второй этап деколонизации продолжался с середины 50-х годов до середины 60-х годов ХХ века. В эти годы происходила деколонизация Северной и Тропической Африки. От колониальной зависимости освободились 34 страны. Завершается распад английских, французских и бельгийских колониальных империй. 1960 г., в течение которого независимость получили 17 африканских государств, вошел в историю как «год Африки».

Третий этап продолжался с 1975 г. по 1990 г. и характеризовался завершением деколонизации Южной Африки. Главным событием этого этапа стал распад старейшей португальской колониальной империи. Ее «живучесть» объяснялась тем, что Португалия, которая не имела собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов своих колоний, допустила туда иностранный капитал. Как итог — португальский колониальная империя превратилась в «коллективную колонию» Запада.

Западные страны были заинтересованы в сохранении португальского колониального режима в Африке. Но в 1974 г. в Португалии произошла демократическая революция, которая покончила с бывшим авторитарным режимом. Португальский колониальная империя была свергнута, а на политической карте мира появились новые государства (Ангола, Мозамбик и др..). В 1990 г. независимость получила последняя колония в Африке — Намибия. Это событие завершает глобальный процесс ликвидации колониализма.

Главный итог деколонизации — возникновение около 100 независимых государств на бывшей колониальной периферии. Новые государства стали важным фактором мировой политики. Народы освободившихся стран, получили возможность выбора путей развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

Особенности развития стран Востока в 40-90-е гг

Перед молодыми освободившимися странами, появились серьезные задачи: укрепление их политической независимости, завоевания экономической самостоятельности, проведения социальных преобразований и развитие культуры. По вопросам о пути, методы и сроки решения этих задач во многих развивающихся государствах, развернулось острое противоборство между различными политическими силами.

Многие страны, освободившиеся и в которых буржуазные отношения укоренились глубоко и прочно, пошли по странам Запада и выбрали путь капиталистического развития (Индия, Пакистан, Южная Корея, Нигерия и др.).. В этих странах сделали ставку на параллельное существование различных форм собственности, развитие рыночных отношений, политический и идеологический плюрализм, укрепления всесторонних связей с передовыми капиталистическими странами.

Особенность развития капитализма в странах Азии и особенно Африки заключается в неразвитости частного сектора, слабости крупного и среднего капитала. Поэтому нередко большую активность в сфере экономики проявляла государство: она создавала ключевые отрасли и предприятия в рамках госсектора, регулировала и направляла в нужное русло развитие частного сектора, способствовала национальному предпринимательству в его борьбе с иностранным капиталом и т.д.

Ряд стран Азии и Африки выбрали некапиталистический путь развития (или «социалистическую ориентацию»). Как правило, для этих стран была присуща наличие значительного (порой господствующего) государственного сектора, централизованное регулирование экономики, проведения аграрных преобразований, в результате которых возникал сильный кооперативный сектор, откровенно авторитарный характер политических структур, существенное ограничение гражданских свобод, ориентация на Советский Союз и другие социалистические страны.

Идея некапиталистического пути была особенно популярна в 6070-е годы. В 80-е годы почти все развивающиеся страны этим путем, оказались в глубоком экономическом и политическом кризисе. По мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе и после его распада многие страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.). Изменили свой курс и вступили на путь экономической и политической либерализации.

Трудности экономического развития молодых государств

Большинство независимых государств вследствие социально-экономической и культурной отсталости находятся в тяжелом положении. Для подавляющей части африканских стран, например, характерна тенденция к снижению темпов экономического развития в последние десятилетия. Проблема отсталости этих стран увеличивается в связи с повышением темпов роста их населения. Поскольку рост производства не успевает за приростом населения, то доход на душу населения падает. К началу XXI века экономическая отсталость стала главной проблемой африканских стран.

Экономическая ситуация в отдельных странах Азии и Африки ухудшается стремлением существующих там режимов к обогащению за счет собственных народов. В Африке, например, политика «африканизации» органов власти и управления, осуществляют все независимые страны, дает неоднозначные результаты.

С одной стороны, она имеет очевидные положительные последствия, поскольку все руководящие посты в политике и экономике переходят в руки африканцев. Но с другой стороны, эта политика открыла путь к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность.

Важной экономической проблемой, которая встает перед многими молодыми государствами, есть сложившаяся в колониальный период и трудно преодолим своеобразная экспортная специализация этих стран (хлопок, цитрусовые, кофе и т.д.). Подобный одностороннее развитие сузил их экономические возможности, поставил в прямую зависимость от меняющейся ситуации на мировых рынках, от изменений мировых цен.

Острой проблемой для большинства государств Азии и Африки была и остается огромная внешняя задолженность.

В ряде регионов Востока быстрый прирост населения («демографический взрыв») вызвал аграрное перенаселение. В некоторых районах это привело к настоящей катастрофе. Примером тому является зона Африки к северу от Сахары, где из-за нарушения экологического равновесия (вырубка лесов, вспашка всех пригодных земель, истощение источников питьевой воды и т.д.) с 70-х годов возникла постоянная угроза голода.

Высокие темпы прироста населения, характерные для большинства стран Азии и Африки, усложняют решение проблемы преодоления отсталости. Огромное безработицы — следствие быстрого роста населения — влечет сохранение низкой зарплаты и замедляет технический прогресс.

Низкий уровень экономики многих государств привел к резкому снижению государственных ассигнований на образование, здравоохранение, профессиональную подготовку. А это, в свою очередь, надолго законсервировало существующие проблемы.