Проведите исследование одного из природно антропогенных комплексов. Антропогенный природный комплекс. Природно-территориальный комплекс. Группы ТПК

Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

- воспитательные : развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения : работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

Перечислите природные компоненты.

Что такое природный комплекс?

Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи : используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

-Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэтаН. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть -

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

(Н. Рыленков)

IV . Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.

Чурляев Ю. А

Оставьте свой комментарий, спасибо!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ульянова Валентина Владимировна. Изучение природно-антропогенных комплексов города в курсах географии основной школы (На примере г. Благовещенска) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2002 222 c. РГБ ОД, 61:02-13/980-4

Введение

Глава 1. Система знаний о природных комплексах города в науке и в школьной географии

1 Система знаний о ПТК города в науке 13

2. Преобразование природных компонентов в условиях существования большого города и отражение знаний о них в школьной географии 36

3 Структура и характеристика природных и измененных комплексов города Благовещенска

Глава 2. Методика изучения городских ландшафтов в школьных курсах географии 87

1. Образовательно-воспитательная роль знаний о городских ПТК 88

2. Совершенствование структуры и содержания знаний о городских ландшафтах в курсах географии основной школы 96

3. Опыт изучения ПТК города в практике работы основной школы... 108

4. Методические условия изучения городского ландшафта в школь ном курсе географии 117

4.1. Формирование понятия о городском ландшафте 118

4.2. Методы географических исследований антропогенных ландшафтов применительно к школьной географии 129

4.3. Подготовка учителя географии к изучению ПТК города в школе 140

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности методики ландшафтного изучения города 155

1. Условия организации эксперимента 156

2. Итоги констатирующего эксперимента 159

3. Результаты обучающего эксперимента 166

Заключение 167

Список литературы 170

Приложение 1

Введение к работе

Современные задачи в области образования и воспитания школьников направлены на его модернизацию: на значительное усиление внимания к развитию личности в процессе обучения, на активизацию творческих сил и способностей учащихся. Успех решения поставленных задач определяется многими факторами, важнейший среди них - содержание образования, характеризующееся повышенной требовательностью к совершенствованию материала с учетом современных научно-технических достижений, системно-структурного, страноведческого и экологического подходов.

Значительные перспективы в решении перечисленных задач открывают возможности совершенствования системы знаний о природных территориальных комплексах (ПТК), которые общепризнанно считаются фундаментальным теоретическим ядром географической науки и широко представлены в школьной географии. Обладая высоким научным потенциалом, эти знания играют важную роль в решении многих задач современности и в первую очередь задач, возникающих в системе «Общество - Природа».

В современных условиях, в связи с нарастающим антропогенным воздействием на природные комплексы, надо констатировать, что на Земле практически не осталось ландшафтов, которые не испытывали бы прямого или косвенного техногенного воздействия . Проблема интенсивности антропогенного воздействия на состояние ПТК, признана одной из основных в научных исследованиях и рассматривается с различных аспектов. Решение этой проблемы в географическом аспекте составляет социальный заказ географической науке: «... вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения, в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-техничес-ких геосистем выдвигается на передний план». Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке. Деятельность человека при этом рассматривается как воздействие территориально - организованного фактора, поэтому учет состояния территории, прогнозирование тенденций ее развития основывается на изучении природных комплексов.

Самым крупным из них является географическая оболочка Земли. Географическая оболочка делится на природно-территориальные комплексы разного ранга. Основной ступенью этого деления является ландшафт. В свою очередь, взаимодействие общества и природы в географии принято рассматривать на глобальном, региональном и местном (топологическом) уровнях. Несмотря на всю значимость крупных региональных и глобальных проблем человечества, мы считаем, что ключ к их пониманию лежит на топологическом уровне. Воздействие природной среды на общество трансформируется местными условиями, так что, человек взаимодействует не с природой вообще, а с природными условиями конкретных ландшафтов.

Однако сегодня изучаемая в школе система знаний о ПТК не полностью согласуется с представлениями современной географии о природном районировании, в котором учитывается специфика городских территорий.

Анализ нормативных документов, свидетельствует об усилении внимания к региональному компоненту базового географического образования . Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов не только является стимулом для изучения своей местности, но и придаёт ей государственное значение. Поэтому при дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний в школьной географии необходимо обратить внимание на локальный его уровень, то есть на город, село, в котором проживают школьники что, обусловлено современной экологической ситуацией, необходимостью учета и контроля антропогенной дифференциации территории.

Непрерывный рост городов и городских агломераций охвативший в настоящее время всю планету, способствует увеличению числа городских школьников. Однако в условиях большого города, организация учащихся для изучения природно-территориальных комплексов встречает большие трудности, так как непосредственная взаимосвязь с естественной природной средой затруднена. В результате строительного освоения местности, на которой располагается город, а также весьма сильно сконцентрированной хозяйственной деятельности, природно-географические условия подвергаются

значительным изменениям. Таким образом, городские школьники поставлены в особые условия изучения ПТК своей местности, что предусмотрено требованиями традиционной программой по географии для общеобразовательных учреждений .

Для подавляющего большинства городских школьников «природа» начинается за пределами города. В результате в сознании учащихся складывается ложное представление о том, что взаимосвязи между компонентами природы, экологические проблемы существуют где-то в отдалении от них, вне пределов города. Следовательно, большинство сложных геоэкологических понятий носит умозрительный, абстрактный характер.

Но города растут, занимая все большую площадь, осваивая разные высотные уровни, широтные зоны, типы рельефа, преобразуя природные компоненты. И, тем не менее, в городах имеются горные породы и рельеф, климат, текут реки, сохраняется растительный и животный мир, то есть присутствуют все компоненты природы. Поэтому, как показало проведенное исследование, для городских школьников так важно изучение ПТК города, их антропогенные изменения в процессе изучения своей местности. Ведь город, как правило, располагается в пределах нескольких природных комплексов, каждый из которых характеризуется не только своими природными свойствами, но и различной способностью к самоочищению и устойчивости к антропогенным нагрузкам. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о существовании противоречия между значимостью изучения городских ПТК и отсутствием их в системе ПТК в курсе географии основной школы.

В связи с этим актуальными являются вопросы разработки методики изучения природных комплексов города учащимися в курсе географии основной школы, что не нашло еще отражения в специальном исследовании.

Цель исследования: Разработка методики изучения городских ландшафтов в курсах географии основной школы (6-8 классов).

Анализ научных публикаций о ландшафтах города, школьных программ, учебников, методических руководств и знакомство с учебным процессом позволило выдвинуть следующую рабочую гипотезу: уровень знаний

учащихся городов о природных комплексах, их антропогенном преобразовании, а также их воспитательная роль будут выше, если; в систему знаний о ПТК ввести понятие «городской ландшафт»; знания о городских ландшафтах будут представлены в системе и будут определены методические условия их формирования. Достижение поставленных целей и проверка гипотезы выдвигает необходимость решения ряда задач:

1.Определить содержание знаний о городских ландшафтах в современной науке и их отражение в школьной географии.

    Выявить объем необходимых для школьников знаний о городских ландшафтах на примере г. Благовещенска.

    Разработать систему усложнения знаний о городских ландшафтах применительно к географии в основной школе.

4. Установить наиболее эффективные методические условия форми
рования у школьников знаний о городских ландшафтах и экспериментально
их проверить.

Объект исследованиях процесс формирования знаний о природных комплексах, и их антропогенном изменении (на примере г. Благовещенска).

Предмет исследования: система знаний о городских ландшафтах.

Методологическую основу исследования составляют: диалектическая теория познания; дидактика общего образования; педагогическая и возрастная психология; концепция географического образования.

Теоретической основой исследования стали работы: по изучению сущности педагогического процесса: В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.; исследования, посвященные географическому краеведению: А. В. Даринского, К. Ф. Строева, М. А Никоновой, К. В. Пашканга, А. 3, Сафиуллина, и др., труды, раскрывающие вопросы теории и методики преподавания географии: Т. П. Герасимовой, И.С. Матрусова, Н. Г.Павлюк, Л. М. Панчешниковой.

Для решения поставленных в исследовании задач, на различных этапах работы использовались методы теоретического и эмпирического уровней, Теоретические методы включали анализ географической (труды по

физической географии, городскому ландшафтоведению), психолого-педагогической и методической литературы по проблемам исследования: содержания образования, краеведения и методики преподавания, анализ нормативных документов по проблеме исследования с целью обоснования ее актуальности, определении исходных оснований и выделения основных направлений экспериментальной работы. Эмпирические методы включали целенаправленное наблюдение за процессом обучения, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных работ. Проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента. На эмпирическом уровне проводились полевые наблюдения в городе Благовещенске и его окрестностях.

Этапы исследования: исследование проводилось с 1998 по 2001 годы и включало три этапа. Стартовой, а в дальнейшем и корректирующей, позицией для исследования явились результаты анализа собственного педагогического опыта автора (работа: с 1995г. - в общеобразовательной школе - учитель географии, с 1997 - в лицее - учитель краеведения, руководитель краеведческого кружка, одновременно работа на кафедре географии в Благовещенском государственном педагогическом университете.)

На первом этапе (1998 -1999) - констатирующем, были определены цели и задачи исследования, разработаны экспериментальные материалы. Изучалось состояние проблемы в практике преподавания учителей: путем посещения уроков, анализа статей в журнале «География в школе». С этой целью было проведено анкетирование учителей и учащихся школ гг. Благовещенска, Белагорска, Зеи, Сковородино, Свободного, Тынды, Шимановска. Была подтверждена актуальность, проблема, гипотеза исследования и его направление, а также сформулированы основные положения гипотезы исследования, представленной выше. Проводился сбор информационных данных по географии г. Благовещенска.

Второй этап (1999 - 2000гг) имел поисковый характер. В ходе эксперимента проверялись наиболее эффективные методические условия изучения приро дно-антропогенных комплексов города и городских ландшафтов в

школьном курсе географии. Уточнялась гипотеза исследования и сформулированы основные теоретические положения, представленные в диссертации.

Третий этап (2000 - 200 1гг). Проведение обучающего эксперимента, в ходе которого была выявлена эффективность методики изучения природно-антропогенных комплексов города на основе широкой апробации в практике массовой школы. Результаты исследований обобщались в публикациях и тексте диссертации. В эксперименте приняли участие автор исследования, учащиеся и учителя следующих школ (см. таблицу 1).

Таблица 1

На этом этапе проведен анализ результатов эксперимента и коррекция теоретических положений исследования. Сделаны выводы о необходимости изучения городских ландшафтов в системе знаний о ПТК в курсе географии основной школы и условия методики их изучения.

Всего в эксперименте за три года приняло участие одинадцать учителей и 2051 учащийся из школ городов: Благовещенска, Белагорска, Зеи, Сво-

бодного, Сковородино, Тынды, Шимановска. Это позволило судить о достоверности полученных выводов с точки зрения репрезентативности выборки экспериментальных классов.

Информационной базой исследования ландшафтной характеристики города Благовещенска послужили данные АМУРКНИИ, Государственного геологического предприятия «Амургеология», гидрометеообсерватории, комитета по земельным ресурсам г. Благовещенска, комитета по охране природы Амурской области, работы Г.В. Коротаева, а также личные наблюдения автора со школьниками и со студентами во время полевых практик

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые в методике географии дано обоснование и проведено усовершенствование структуры и содержания системы знаний о ПТК посредством включения в эту систему нового понятия «городской ландшафт». Выявлено оптимальное сочетание методов, приемов и средств обучения, используемое при формировании знаний о городских ландшафтах в каждом курсе. При этом особая роль в учебном процессе принадлежит: конкретно - образному мышлению, сравнению, обобщению, работе с комплексными планами и приро дно-техно генным и профилями, опоре на краеведческие знания и смежные предметы, различные виды наглядных пособий, обеспечивающие систематизацию знаний и более полное раскрытие сущности «комплексности природы», «взаимосвязи природы и общества».

Практическая значимость и внедрение исследования. В систему знаний о ПТК введено новое понятие, которое необходимо включить в программы и учебники; применение разработанной методики изучения городских ландшафтов в практике обучения позволит наиболее успешно формировать у школьников экологическое мышление, понять суть взаимосвязи «Природа - Общество»; разработана система практических заданий по изучению природно-антропогенных комплексов города; на основе результатов исследования разработана программа, предназначенная для изучения городского ландшафта в 8 классе. Материалы исследования могут быть использованы в процессе работы по повышению квалификации учителей го-

родских школ, а также в подготовке студентов- географов педагогических вузов.

Апробация работы и публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических и научно-методических конференциях Благовещенского государственного педагогического университета (1998-2001 гг.). Межвузовской научно- практической конференции «Профессиональная направленность в обучении и воспитании студентов» (г.Благовещенск, февраль, 1999), межвузовской научно- практической конференции «Молодежь ХХЇ века: шаг в будущеее» (г. Благовещенск, апрель, 2001г.), а также на методической секции XIV молодежной Всероссийской научной конференции «Географические идеи и концепции как инструмент познания окружающего мира» (г.Иркутск, 17-19 апреля, 2001г.), международной конференции по краеведению, посвященной 150 - летию краеведческого музея им. Г.С.Новикова -Даурского в г. Благовещенске, на курсах усовершенствования учителей школ Амурской области. По материалам исследования в течение четырех лет для студентов БГПУ проводились практические занятия в курсе краеведения. Различные аспекты проблемы исследования отражены в 9 публикациях.

На защиту выносится методика изучения городских ландшафтов, которая состоит в усовершенствовании системы знаний о ПТК посредством формирования понятия «городские ландшафты» в ходе выполнения наблюдений и практических работ на местности.

Структура диссертации отражает логику исследования и включает: введение, три главы, заключение, список литературы, включающий 246 источников и 2 приложений. Изложение материала проиллюстрировано таблицами, схемами, рисунками и диаграммами. Объем текста без списка литературы и приложений составляет 169 страниц. Объем приложения 2 составляет 125 страниц.

Система знаний о ПТК города в науке

Еще пол века назад ученые географы призывали «подняться от анализа отдельных компонентов к закономерностям развития городского природного ландшафта как целого». Как утверждал, ВВ. Покшишевский : - "ландшафты городов не исчезают, они сильно преобразованы, но все равно не перестают развиваться по законам природы, следовательно, необходимо физико-географическое изучение городов" [с. 177- 191]. В его трудах предлагался план изучения природных условий городов, не утративший своего значения и в настоящее время. Природный комплекс города оценивался им не только как «материнский» естественный ландшафт, но как комплекс природных компонентов, сильно измененных в результате деятельности человека. Однако, в начале они не получили развития, так как в 30-е, 40-е годы бытовало мнение некоторых экономико - географов о городе, как точке на карте. Толчок работам по физической географии города дали труды Н.Н. Баранского о географическом положении, в которых излагается мысль, что мало сказать, где расположен город, нужно еще показать, как он расположен относительно объектов природы. Большую роль в постановочном плане сыграла статья Н.И. Ляликова , в которой он ставит вопрос о взаимовлиянии городских и природных факторов и призывает ученых к изучению этого особого вида взаимодействия природы и общества. Он считал» «городские ландшафты» - ((внешними материальными формами жизни города».

Эти идеи нашли своих последователей, благодаря которым городское ландшафтоведение к середине 60-х г.г. оформилось как одна из ветвей ланд-шафтоведения, изучающая города, как особые природно-территориальные комплексы, которые являются продуктами социально - исторической обстановки, возникают и развиваются в конкретных физико-географических условиях. Разрабатывается теория городского ланд шафтоведения, физико-географическая классификация городов, о чем свидетельствуют труды ученых . Изучением городов среди физи-ко-географов занимались: А.И.Климов , А.И.Крюков , Ф.И. Мильков , ФВ. Тарасов , и другие.

На необходимость изучения природы городов указывал и Д.Л.Арманд : «нас окружают не только естественные предметы, но и произведения рук человеческих: технические сооружения и химические материалы... нельзя не признать, что технические сооружения во многих отношениях влияют на окружаюгцую природу и людей..., если мы не признаем технические сооружения частью природы, то придем к абсурдному выводу, что все городское население живет вне природы и она на него никак не влияет» [с.6].

Отдельные статьи первых исследователей городских ландшафтов А.С. Крюкова , Я.Р. Дорфмана , Ф.Н. Милькова , А.Г. Исаченко , Ф.В. Тарасова , предлагали городские ландшафты считать культурными и порожденными технической цивилизацией. Первая попытка комплексной характеристики города была предпринята в диссертации А.С. Крюкова и его статье , в них же прослежены изменения природного комплекса под влиянием человека. Появляется целый ряд работ прикладного характера в характеристике отдельных компонентов: в области инженерной геологии - Ф. В. Котлова , В. Р, Крогиус , Р.Леггет городской климатологии - Б. П. Алисов , И. И. Коваленко, Л. Н.Орлова , И.А.Шевчук , Л.А. Раменского , Г.Е. Ландсберга . Изучению городских почв, и их эрозии в зависимости от типа земельно-хозяйственного освоения территории посвящены работы А.Д.Джерралд , Е.Т. Мамаевой , М.Н.Строго-новой и других.

В семидесятых годах, появляется все больше работ рассматривающих город как тип ландшафта, в котором наиболее ярко выражено взаимодействие природы и человека. Например, в работе Ф.Н. Милькова «Человек и ландшафт» , B.C. Преображенского «Современные ландшафты как при-родно-антропогенные системы» . В эти годы определилась общегеографическая концепция изучения города (А. В. Лепин, 1970; Р. Леггет, 1976; Ф. В. Котлов, 1977), позднее - эколого-географическая (И. П. Герасимов, 1976; В. Б. Сочава, 1978; И. П. Герасимов, А. Г.Доскач, 1987), Последняя концепция предусматривает не только аналитическое изучение городских ландшафтов, но и их картографирование с применением космической съемки. Эти направления составили теоретическую основу учения о ландшафтах городов, определив городской ландшафт как «крайнее выражение» культурного ландшафта , под которым понимается любой природный ландшафт, где взаимные связи между его компонентами изменены человеческой деятельностью .

Иными словами, это ландшафт, утративший первоначальный облик природного комплекса. Природа городов настолько изменяется что, некоторые географы говорят об исчезновении, уничтожении в городах ландшафтов . Но это ошибочная точка зрения. В этом не трудно убедиться при рассмотрении ландшафтной карты г. Черновцы составленной Я.Р.Дорфманом , для архитектурно - планировочных работ. На карте четко видны в пределах города четыре различных ландшафта, которые вовсе не «исчезли» в результате строительства города. Они даже подчеркиваются размещением определенных функциональных частей города, типами застройки, которые различны в разных ландшафтах. Следовательно, прав В.В. Покшишевский, который утверждает что ландшафты городов не исчезают, они сильно преобразованы, но все равно не перестают развиваться по законам природы, а следовательно необходимо физико-географическое изучение городов.

Исторически сложилось несколько концепций при изучении городского ландшафта, описание которого определяется развитием научного географического знания в целом и взглядами самих ученых на объект исследования. Среди этих концепций Э.Г. Коломыц предлагает выделить четыре основные, природную; природно-социальную; экологическую и ланд-шафтно-геохимическую. Вопрос раскрытия содержания понятия «городской ландшафт» в них рассматривается с разных сторон.

Образовательно-воспитательная роль знаний о городских ПТК

Обучение в современную эпоху призвано формировать личность, оно должно не только обучать, но еще воспитывать и развивать, то есть, должно быть, единство взаимообусловленных функций образования, развития и воспитания. Поэтому, одной из задач нашего исследования было определить образовательно-воспитательную роль изучения городских ландшафтов.

Обновление содержания образования на современном этапе связывается во многом с такого рода изменениями, которые позволяют превратить его из механизма трансляции знаний и формирования умений и навыков в средство развития личности, обладающей эвристическим, географическим (комплексным), экологическим мышлением, оперативностью, целеустремленностью, инициативностью и креативностью в решении проблем и нестандартных задач как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, сопровождаемое овладением новыми мыслительными техниками, выработкой собственного мировоззрения.

Личностное развитие неразрывно связано с его взаимодействием с окружающим миром. Не случайно, поэтому в последнее время теоретики и практики образования усилили внимание к специфике локальных территорий, а одной из ведущих целей образования на современном этапе, по мнению многих исследователей, является включение и практическая подготовка подрастающего поколения к жизни в определенном пространстве своей местности.

Как отмечают исследователи, региональность в учебно-воспитательном процессе выступает как результат и как средство достижения целей географического образования. Являясь средством обучения, городской ландшафт обладает рядом дидактических (обучающих, развивающих и воспитательных) функций в учебно-воспитательном процессе школы. Под функциями ("функция" от лат. - исполнение, осуществление) в дидактике понимают назначение, возможности того или иного средства, компонента учебного процесса в достижении целей обучения. Выявление дидактических функций городских ландшафтов определяет, таким образом, последующее содержание данного параграфа.

Необходимо отметить, что в педагогических исследованиях доказана дидактическая ценность изучения ПТК своей местности в целом, но она не преломлена на предмет городских ландшафтов. В этой связи необходимо определить: 1) какую роль играют городские ландшафты в учебно-воспитательном процессе школы вообще и изучении ПТК, в частности; 2) какую особую, присущую только ему роль выполняет национально - региональный компонент (НРК) в изучении городских ландшафтов.

Анализ деятельности учителей, результаты анкетирования, собственный педагогический опыт показывают, что многие учителя географии имеют достаточно одностороннее представление о функциях изучения городов. Современные исследователи проблемы методики изучения природы городов (Н.И. Родзевич, И.Б. Шилина и другие) указывают на геоэкологическую функцию городов, как одного из важнейших путей воспитания школьников. Однако развивающие, обучающие и воспитательные возможности городских ландшафтов значительно шире.

С образовательной точки зрения изучение ПТК города помогает конкретизировать знания учащихся о природно-территориальных комплексах, об их изменениях, дает возможность учащимся глубже осознать взаимообусловленность отношений между компонентами природного комплекса, а так же природой и обществом. Формирование представлений о территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия общества и природы, на основе конкретного географического материала формируют систему принципов и взглядов, учащихся по отношению к Земле как естественной среде обитания . На примере городского ландшафта школьники наглядно определяют роль человека в формировании современных ландшафтов.

Традиционная образовательная система основана на разделении учебного процесса на отдельные предметы, в результате чего мир в воображении школьника оказывается разорванным на факты, гипотезы, теории, законы, концепции, "зачастую плохо связанные между собой и не имеющие для ребенка никакого значения". В этих условиях изучение ПТК в условиях города способно интегрировать предметные поля и формировать новое мышление учащегося на основе целостного представления о мире, природе и человеке . "Полипредметность" в изучении городских ландшафтов позволяет осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения составленню ландшафтной характеристики городских ПТК. Школьники учатся системно использовать знания разных учебных предметов при выполнении заданий комплексного, антропогенного характера. Несомненно, хорошее знание своей местности - это составной элемент целостной географической картины мира, формирование которой, является одной из главных образовательных задач современной школы. В процессе изучения городских ПТК на стыке предметов естественно научного и гуманитарного цикла формируются представления о научной картине мира (природы и общества), о законах их развития.

Формирование научного миропонимания следует рассматривать, как составную часть интеллектуального и нравственного развития учащихся.

В связи с этим необходимо отметить, что специфика города в качестве объекта изучения определяет особенности его познания и оценивания школьниками. Человек познает окружающий мир с самого раннего детства. Это познание осуществляется стихийно, не в логике науки, а в логике жизни человека через личное повседневное наблюдение и коммуникативную деятельность, дополняясь школьным обучением. Поэтому знакомство с природой города часто ограничивается уровнем эмоционального восприятия, фрагментарным, бессистемным знанием. Необходим комплексный, интегрированный подход, нацеленный на то, чтобы привести в систему личностных ориентации сумму тех разрозненных сведений обо всем многообразии воз-можных форм и способов взаимодействия человека с природной средой, которыми уже располагает школьник. Именно городские ландшафты, в силу своей специфики, обладают особой способностью интегрировать самые разнообразные региональные сведения, полученные на различных уроках в течение предыдущих лет обучения, а также добытые новые, что позволяет ему стать организующим предметом изучения ПТК, в котором возможно слияние нескольких дисциплин в одну на региональной основе: "Город является своеобразным интегратором, в котором запечатлены все результаты изменения природных ландшафтов".

Условия организации эксперимента

С целью проверки эффективности разработанной методики был организован педагогический эксперимент, проводившийся в 1998-2002 гг. в несколько этапов и охватывающий около 2051 учащихся. Это наиболее эффективный способ внедрения новаций в педагогике, который представляет собой "наблюдение педагогического явления в созданных и контролируемых условиях" .

Целью педагогического эксперимента диссертационной работы является проверка гипотезы, о том, что изучение "городских ландшафтов" в системе знаний о ПТК повышает уровень знаний учащихся городов о природных комплексах, их антропогенном преобразовании, а также их воспитательную роль. При разработке общих и частных вопросов организации педагогического эксперимента нами использовались, требования, предъявляемые к нему, обоснованные в работах СИ.. Архангельского, Ю.Г. Бабанского и других . С целью получения достоверных данных в организации эксперимента были учтены ряд требований:

1. Предварительная постановка целей наблюдения для определения исходных данных с целью уточнения гипотезы исследования;

2. Создание оптимальных условий и организации для экспериментальной работы;

3. Разработка самой процедуры эксперимента;

4. Учет и точное фиксирование фактов в ходе наблюдения за экспериментом;

5. Организация систематической регистрации полученных данных известными науке способами: таблицы, анкеты и др.

7. Обработка полученного материала путем теоретического анализа и методов математической статистики, с целью получения объективных результатов;

8. Учащиеся экспериментальных классов имели примерно одинаковый уровень обученности и обучаемости, в эксперименте участвовало не менее 2000 школьников, учителя географии имели длительный опыт работы.

В эксперименте участвовали учителя школ г. г. Благовещенска, Бела-горска лСвободного, Тынды, Зеи, Шимановска. Одновременно эксперимент проводился диссертантом в школах № 5, 15 и педагогическом лицеи при БГПУ (см. таблицу 1).Это позволило судить о достоверности полученных выводов с точки зрения репрезентативности выборки экспериментальных классов.

Для проведения педагогического эксперимента в экспериментальных классах была специально разработана методика типичных уроков, практических работ на местности, зимний (1 день) и летний (7 дней) краеведческие практикумы в соответствии с целями и задачами исследования. В контрольных классах уроки проводились по обычной методике.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа: констатирующий и обучающий эксперименты.

Констатирующий эксперимент.

Цель: отбор содержания и формирования системы изучения городских ландшафтов в курсе географии основной школы.

Своеобразие констатирующего эксперимента состоит в анализе недостатков в процессе передачи учащимся теоретических знаний, реализация которых призвана способствовать усовершенствованию структуры и содержания системы знаний о ПТК.

В процессе эксперимента решались следующие задачи:

Определить содержание материала для изучения "городских ландшафтов", а также методические условия их изучения. Выявить уровень знаний учащихся о ПТК своей местности в условиях большого города, обучающихся по традиционной программе и по предлагаемой экспериментальной программе.

Для решения поставленных задач на этом этапе эксперимента использовались следующие методики диагностики: педагогическое наблюдение автора исследования; беседа, интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся; анализ диагностирующих контрольных работ на выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, обучавшихся у разных педагогов, обобщение педагогического опыта; статистические методы обработки данных.

Участникам эксперимента были подготовлены разнообразные учебно-методические материалы: анкеты, задания для проведения диагностирующих контрольных работ, методические разработки, рекомендации по проведению практических работ на местности в условиях города. Важным для обеспечения работы участников эксперимента стали предложенные диссертантом: программа изучения городских ландшафтов и система практических работ на местности в курсе географии основной школы..

Геоэкологические исследования опираются на понятийную базу комплексных и отраслевых физико-географических дисциплин при активном использовании экологического подхода. Объектом физико-геоэкологических исследований выступают природные и природно-антропогенные геосистемы, свойства которых изучают с позиций оценки качества окружающей среды как среды обитания и жизнедея­тельности человека,

В комплексных физико-географических исследованиях опериру­ют терминами «геосистема», «природно-территориальный комплекс» (ПТК), «ландшафт». Все они трактуются как закономерные сочетания географических компонентов или комплексов низшего ранга, обра­зующих систему различных уровней от географической оболочки до фации.

Термин «ПТК» - общее, внеранговое понятие, он акцентирует внимание на закономерности сочетания всех географических компо­нентов: масс твердой земной коры, гидросферы (поверхностных и подземных вод), воздушных масс атмосферы, биоты (сообществ рас­тений, животных и микроорганизмов), почв. В качестве особых гео­графических компонентов выделяют рельеф и климат.

ПТК - пространственно-временная система географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развиваю­щихся как единое целое.

Термин «геосистема» отражает системные свойства (целостность, взаимосвязь) элементов и компонентов. Это понятие шире понятия «ПТК», так как всякий комплекс является системой, но не всякая сис­тема является природно-территориальным комплексом.

В ландшафтоведении базовым является термин «ландшафт». При его общей трактовке термин относится к системе общих понятий и обозначает географические системы, состоящие из взаимодействую­щих природных или природных и антропогенных комплексов более низкого таксономического ранга. В региональной трактовке ландшафт рассматривается как ПТК определенной пространственной размерно­сти (ранга), характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих компонентов. Специфика регионального подхода хорошо видна при сравнении понятий фация - урочище - ландшафт.

Фация - это ПТК, на всем протяжении которого одинаковы ли­тология поверхностных отложений, характер рельефа, увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность, один биоценоз.

Урочище - ПТК, состоящий из генетически связанных между со­бой фаций и занимающих обычно целиком всю форму мезорельефа.

Ландшафт - генетически однородный ПТК, имеющий одинако­вый геологический фундамент, один тип рельефа, климат, состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся урочищ.

Типологическая трактовка акцентирует внимание на однотипно­сти ПТК, разобщенных в пространстве, и может рассматриваться как их классификация.

При изучении ПТК, преобразованных хозяйственной деятель­ностью, вводятся понятия антропогенного комплекса (АК), как це­ленаправленно создаваемого человеком и не имеющего аналогов в природе, и природно-антропогенного комплекса (ПАК), структура и функционирование которого во многом предопределены природны­ми предпосылками. Перенеся региональную трактовку ландшафта на антропогенный ландшафт (АЛ), по А. Г. Исаченко, под ним нуж­но понимать антропогенные комплексы региональной размерности. Общая трактовка ландшафта позволяет рассматривать антропоген­ные ландшафты как внеранговое понятие. Антропогенный ланд­шафт представляет, по мнению Ф. Н. Милькова, единый комплекс равнозначных компонентов, характерной чертой которого является наличие признаков саморазвития в соответствии с природными за­кономерностями.

Преобразованные человеком ПТК вместе с их антропогенными объектами называют геотехническими системами. Геотехсистемы (ландшафтно-технические, по Ф. Н. Милькову) рассматриваются как блоковые системы. Они образованы природными и техническими блоками (подсистемами), развитие которых подчинено и природным, и социально-экономическим закономерностям при ведущей роли тех­нического блока.

Природно-хозяйственные геосистемы рассматривают с позиции триады: «природа - хозяйство - общество» (рис. 2). В зависимости от вида и интенсивности антропогенного воздействия формируются вто­ричные по отношению к ландшафтам природно-хозяйственные гео­системы различного ранга.

Лекция № 3.

Тема: Классификация методов физико-географических исследований.

1. Классификация по критерию универсальности.

2. Классификация методов по способу изучения.

3. Классификация по положению в системе этапов познания.

4. Классификация по классам решаемых задач.

5. Классификация по критерию научной новизны

Тип проекта: по содержанию: физико-географический; по уровню интеграции: монопредметный; по количеству участников: индивидуальный; по способу преобладающей деятельности: исследовательский; по включению проектов в тематический план: итоговый (по результатам выполнения оценивается определенная часть учебного материала).

  • изучение ПТК в системе комплексной физической географии;
  • выработка научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, оценивание и прогнозирование последствия загрязнения окружающей среды на изменение ПТК и ландшафтов;
  • продолжение формирования умений проведения исследовательской работы с дополнительными источниками информации, формулирование на основе их анализа обобщений и выводов;
  • развитие самостоятельности, творческого отношения к делу.

План урока:

  1. Введение.
  2. Учение о природно-территориальном комплексе, ландшафте.
  3. Природно-территориальный комплекс. Группы ТПК. 4. Систематика ПТК. 5. Географический прогноз. Классификация. 6. Природно-антропогенные комплексы. 7. Природные комплексы Кемеровской области. 8. Вывод. 9. Литература. 10. Этапы работы над проектом.

ХОД УРОКА

1. Введение

Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте, считается узловым центром комплексной физической географии.

Последние 20 лет ознаменовались выходом в свет значительного числа работ, в которых прослежена история становления развития ландшафтоведения, охарактеризованы его задачи, методы исследования, теоретические положения и результаты. Среди географов нет единого мнения о трактовке термина “ландшафт”. В данном проекте ПТК рассматривается в соответствии с государственным стандартом образования.

Саморазвитие – закономерный необратимый переход ПТК из одного состояния в другое в относительно стабильных условиях внешней среды, поэтому к важнейшим направлениям ландшафтоведения относится антропогенное. Данный проект составлен на основе литературы, взятой из различных источников. Список литературы прилагается.

2.Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.

Александр Гумбольт указывал, что “природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого”.

А.Н. Краснов в 1895 г. сформировал идею о “географических сочетаниях явлений” или “географических комплексах”, которыми должно заниматься частное землеведение.

Общепризнанными родоначальниками отечественного ландшафтоведения являются В.В. Докучаев и Л.С. Берг.

Особенно бурно ландшафтоведение стало развиваться в 1960-х годах в связи с запросами практики, развитием земледелия и лесоводства, инвентаризацией земель. вопросам ландшафтоведения посвящали свои статьи и книги академики С.В. Калесник, В.Б. Сочава, И.П. Герасимов, а также физико-географы и ландшафтоведы Н.А. Солнцев, А.Г. Исаченко, Д.Л. Ардманд, и другие.

В работах К.Г. Рамана, Э.Г. Коломыйца, В.Н. Солнцева была разработана концепция полиструктурности ландшафтного пространства.

К важнейшим направлениям современного ландшафтоведения относится антропогенное, в котором человек и результаты его хозяйственной деятельности рассматривают не только как внешний фактор, нарушающий ландшафт, а как равноправный компонент ПТК или природно-антропогенного ландшафта.

На теоретической базе ландшафтоведения формируются новые междисциплинарные направления, имеющие существенное интеграционное значение для всей географии (экологическая география, историческая география ландшафтов и др.)

3. Природно-территориальный комплекс. Группы ТПК.

Природно-территориальный комплекс (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации); одно из основных понятий физической географии.

Между отдельными природными территориальными комплексами и их компонентами осуществляется обмен веществами и энергией.

Группы природно-территориальных комплексов:

1) глобальные;

2) региональные;

3) локальные.

К глобальным ПТК относится географическая оболочка (некоторые географы относят материки, океаны и физико-географические пояса).

К региональным – физико-географические страны, области и другие азональные образования, а также зональные – физико-географические пояса, зоны и подзоны.

Локальные ПТК, как, правило, приурочены к мезо- и микроформам рельефа (оврагам, балкам, речным долинам и др.) или к их элементам (склонам, вершинам и др.).

4. Систематика природно-территориальных комплексов.

1 вариант:

а) физико-географическое районирование.

б) физико-географическая страна.

в) физико-географическаая область.

г) физико-географический район.

Результатом работ по физико-географическому районированию является карта СССР в масштабе 1:8000000, а затем ландшафтная в масштабе 1:4000000.

Под физико-географической страной понимается часть материка, сформировавшаяся на основе крупной тектонической структуры (шита, плиты, платформы, складчатой области) и общности тектонического режима в неоген-четвертичное время, отличающаяся определенным единством рельефа (равнины, плато плит, возвышенности щитов, горы и нагорья), микроклимата и своей структурой горизонтальной зональности и высотной поясности. Примеры: Русская равнина, Уральская горная страна, Сахара, Фенноскандия. На картах физико-географического районирования материков обычно выделяют 65-75, иногда и больше природных комплексов.

Физико-географическая область – часть физико-географической страны, обособившаяся главным образом, за неоген-четвертичное время под влиянием тектонических движений, морских трансгрессий, материковых оледенений, с однотипным рельефом, климатом и своеобразным проявлением горизонтальной зональности и высотной поясности. Примеры: Мещерская низменность, Среднерусская возвышенность.

2 вариант:

Типологическая классификация. Определение ПТК по сходству.

а) Классы природных комплексов (горные и равнинные).

б) Типы (по зональному критерию)

в) Роды и виды (по характеру растительности и некоторым другим признакам).

Вывод.

Сравнивая физико-географическое районирование и типологическую классификацию ПТК, можно заметить, что в системе физико-географического районирования, чем выше ранг ПТК, тем он уникальнее, при типологической же классификации наоборот, чем выше ранг, тем меньше выражена его индивидуальность

5. Географический прогноз.

Под географическим прогнозом понимается научное предвидение изменений или тенденций развития природы того или иного региона.

Различают отраслевое и комплексное физико-географическое прогнозирование, предусматривающее научное обоснование изменений ряда взаимосвязанных и отдельных компонентов или всего природного комплекса в целом.

Классификация географических прогнозов по заблаговременности:

а) краткосрочные;

б) среднесрочные;

в) долгосрочные.

Классификация по охвату территории:

а) глобальные;

б) региональные;

в) локальные.

Прогнозирование предусматривает вначале анализ современного состояния ПТК, истории и тенденций его развития, на основе которого и составляется прогноз.

ПТК подвержены изменениям в результате их естественного развития.

Изменение ПТК регионального и локального уровня, прежде всего, происходит в результате саморазвития. Этот процесс обусловлен внутренними противоречиями, которые существуют между отдельными компонентами природных комплексов и, в первую очередь, между живой и неживой природой. В качестве примера можно привести процесс превращения болота в озеро.

Есть точка зрения, согласно которой все изменения природных комплексов подразделяются на три вида: функционирование, динамику и эволюцию.

Функционирование рассматривают как устойчивые, часто повторяющиеся изменения, например, суточные и годовые. Динамика выражается в существенных сменах состояния ПТК, связанных, например, с естественными колебаниями климата. Однако природные комплексы при этом не меняются. Эволюция же предполагает, такое изменение, которое ведет к смене одного комплекса другим, такие ПТК называются пространственно-временными.

6. Природно-антропогенные комплексы.

Воздействие человека на природу. Дискуссионным остается вопрос о классификации ПТК, измененных человеком:

  • к антропогенным ПТК следует относить лишь те, которые созданы человеком (оазисы в пустыне, водохранилища и др.);
  • антропогенными являются как вновь созданные, так и измененные человеком ПТК.

Экологическая реставрация- это процесс восстановления нарушенных человеком ПТК.

Моделирование – познание явлений, процессов или объектов путем построения и дальнейшего анализа их моделей, в том числе и компьютерных.

Культурный ландшафт. Это природный комплекс, рационально измененный на научной основе в интересах человека и постоянно им регулируемый, в котором достигается получение максимального экономического эффекта, и улучшаются условия жизни людей.

7. Природные комплексы Кемеровской области.

Кемеровская область – это Кузнецко-Салаирская географическая провинция, в пределах Алтае-Саянской горной системы.

Основные ПТК: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина.

Кузнецкий Алатау - горная страна на юге Сибири, между Кузнецкой и Минусинской котловинами. Высота до 2178 м. На водораздельном хребте – линия, увенчанная снегами гор. Самый высокий горный кряж Тегир-Тыз или Поднебесные Зубья. Самая высокая точка гора Амзас-Таскыл, Верхний Зуб – 2178 м. От него на север тянутся несколько десятков гранитных гор высотой до 1800 метров с вечными снегами на северных склонах, с участками субальпийской луговой растительности и горной тундры. Самая крупная из них - Большой Каным. Здесь рождаются и разбегаются в разные стороны горные реки, формирующие гидрографию Кузбасса. Выше 1300–1500 метров – мохово-лишайниковые, кустарничковые и каменистые горные тундры. Ниже – горная тайга (пихта, ель, кедр).

Горная Шория – южная часть Кемеровской области. Преобладают средневысотные горы (отроги Салаирского кряжа, Абаканского хребта и Кузнецкого Алатау); Встречаются гранитные останцы. Преобладает черневая тайга, среди которой сохранились представители древнейшей растительности широколиственных лесов Сибири: липа сибирская и более 20 видов травянистых растений.

Горная Шория - рудничный район, с месторождениями железных руд и других полезных ископаемых.

Салаирский кряж, платообразная возвышенность на юго-западе Сибири. Ограничивает с юго-запада Кузнецкую котловину. Длина около 300 метро., высота до 621 метра. Салаирский кряж – это древние разрушенные горы с цепью невысоких холмов,

возвышенностей, поднимающихся до высоты 500 метров. Они покрыты лиственными лесами и сосновыми борами, прорезаны широкими речными долинами. Но стекающие с Салаира реки невелики, поэтому прилегающие к нему промышленные центры испытывают дефицит воды. Салаирский кряж богат полиметаллическими рудами.

Кузнецкая котловина лежит между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау. Впадина между двумя горными стенами, имеющая форму неправильного треугольника, вытянутая с юго-востока на северо-запад на 110–120 км. Высота до 500 метров над уровнем моря. Межгорная котловина расчленена долинами рек Томь, Иня и их притоками. В долине среднего течения реки Томь происходит чередование горных территорий и равнинных ландшафтов, резко выражена пересеченность местности и развитая гидрографическая сеть. Наблюдается чередование изверженных и осадочных пород, донных отложений в виде ила и песка, лесостепных, горнотаежных, светлохвойных, озерно-речных ландшафтов. Значительную территорию области на севере и в пределах Кузнецкой котловины занимают лесостепи. Они состоят из березовых, березово- осиновых колков и участков луговых степей. Большая часть Кузнецкой котловины распахана и занята под выращиванием различных сельскохозяйственных культур. В пределах Кузнецкой котловины – Кузнецкий угольный бассейн. Добыча угля привела к нарушению природных и появлению антропогенных ландшафтов.

Вывод. Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Кузнецкая котловина – основные природные ландшафты Кемеровской области, а, следовательно, и важнейшие в экономическом отношении территории.

Изучение природных комплексов необходимо не только для научного познания, но и имеет важное практическое значение для различных отраслей хозяйства и, в первую очередь для сельского хозяйства. Например: деятельность метеорологической службы, почвенная служба (почвенные и агроклиматические карты).

Созданы ландшафтные карты и кадастры ландшафтов всех субъектов России.

Учение о природных комплексах отвечает на три вопроса: что, где, и почему. В результате НТР происходит изменение ПТК в основном в отрицательную сторону. Перед географией встал четвертый вопрос – что произойдет, если…, поэтому был разработан географический прогноз. Каждая территория в настоящее время имеет свой географический прогноз, в основном это комплексные прогнозы.

9. Литература.

1. Акимова Л.В. Методика формирования эколого-ориентированного прогностического умения у школьников. Ж. “География в школе” № 1, 2006 год стр. 36.

2. Атлас для школьников Кемеровская область. 2002 год.

3. Дьяконов К.Н., Низовцев В.А. Комплексная физическая география на современном этапе. Журнал “География в школе” № 7, 2005 год стр. 23.

4. Пашканг К.В., Васильева И.В. Комплексная полевая практика по физической географии. 1969 год. издательство Высшая школа. Москва.

5. Сергеев В.Е. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Учебное пособие. Кемерово. 1993 год.

6. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа. “СКИФ” “Кузбасс”. 2008 год

Этапы работы над проектом:

Этапы План
1. Организационно-подготовительный Тема: Природно-территориальные комплексы, ландшафты. Составление плана. Терминология.
2. Поисково-исследовательский 1. Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте. Александр Гумбольдт, А.Н. Краснов (1895 г.), В.В Докучаев, Л.С. Берг и др..

2. Определение понятия “природно-территориальный комплекс”.

3. Группы природных комплексов: глобальные, региональные, локальные.

4.Систематика природных комплексов

Первый вариант:

а) Физико-географическое районирование:

б) Физико-географическая страна,

в) Физико-географическая область,

Второй вариант:

Типологическая классификация

а) классы природных комплексов (горные или равнинные);

б) типы (по зональному критерию);

в) роды и виды (по характеру рельефа, растительности и некоторым другим признакам)

Сравнить первый и второй варианты, найти сходства и различия. Сделать вывод:

5. Географический прогноз.

Определение.

Отраслевое физико-географическое прогнозирование.

Комплексное физико-географическое прогнозирование.

Классификация прогнозов по следующим критериям:

По заблаговременности:

а) краткосрочные;

б) среднесрочные;

в) долгосрочные.

По охвату территории:

а) глобальные;

б) региональные; в) локальные.

Привести примеры по каждому пункту плана, используя все источники знаний.

6. Природно-антропогенные комплексы. Культурный ландшафт

Анализ изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.

7. Конструктивные направления реализации ландшафтоведения: оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, экологическая экспертиза. (На примере Кемеровской области)

3. Отчетно-оформительский Оформление работы.
4. Информационно-презентативный Защита проекта в классе.

Геоэкологические исследования опираются на понятийную базу комплексных и отраслевых физико-географических дисциплин при активном использовании экологического подхода. Объектом физико-геоэкологических исследований выступают природные и природно-антропогенные геосистемы, свойства которых изучают с позиций оценки качества окружающей среды как среды обитания и жизнедея­тельности человека,

В комплексных физико-географических исследованиях опериру­ют терминами «геосистема», «природно-территориальный комплекс» (ПТК), «ландшафт». Все они трактуются как закономерные сочетания географических компонентов или комплексов низшего ранга, обра­зующих систему различных уровней от географической оболочки до фации.

Термин «ПТК» - общее, внеранговое понятие, он акцентирует внимание на закономерности сочетания всех географических компо­нентов: масс твердой земной коры, гидросферы (поверхностных и подземных вод), воздушных масс атмосферы, биоты (сообществ рас­тений, животных и микроорганизмов), почв. В качестве особых гео­графических компонентов выделяют рельеф и климат.

ПТК - пространственно-временная система географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развиваю­щихся как единое целое.

Термин «геосистема» отражает системные свойства (целостность, взаимосвязь) элементов и компонентов. Это понятие шире понятия «ПТК», так как всякий комплекс является системой, но не всякая сис­тема является природно-территориальным комплексом.

В ландшафтоведении базовым является термин «ландшафт». При его общей трактовке термин относится к системе общих понятий и обозначает географические системы, состоящие из взаимодействую­щих природных или природных и антропогенных комплексов более низкого таксономического ранга. В региональной трактовке ландшафт рассматривается как ПТК определенной пространственной размерно­сти (ранга), характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих компонентов. Специфика регионального подхода хорошо видна при сравнении понятий фация - урочище - ландшафт.

Фация - это ПТК, на всем протяжении которого одинаковы ли­тология поверхностных отложений, характер рельефа, увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность, один биоценоз.

Урочище - ПТК, состоящий из генетически связанных между со­бой фаций и занимающих обычно целиком всю форму мезорельефа.

Ландшафт - генетически однородный ПТК, имеющий одинако­вый геологический фундамент, один тип рельефа, климат, состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся урочищ.



Типологическая трактовка акцентирует внимание на однотипно­сти ПТК, разобщенных в пространстве, и может рассматриваться как их классификация.

При изучении ПТК, преобразованных хозяйственной деятель­ностью, вводятся понятия антропогенного комплекса (АК), как це­ленаправленно создаваемого человеком и не имеющего аналогов в природе, и природно-антропогенного комплекса (ПАК), структура и функционирование которого во многом предопределены природны­ми предпосылками. Перенеся региональную трактовку ландшафта на антропогенный ландшафт (АЛ), по А. Г. Исаченко, под ним нуж­но понимать антропогенные комплексы региональной размерности. Общая трактовка ландшафта позволяет рассматривать антропоген­ные ландшафты как внеранговое понятие. Антропогенный ланд­шафт представляет, по мнению Ф. Н. Милькова, единый комплекс равнозначных компонентов, характерной чертой которого является наличие признаков саморазвития в соответствии с природными за­кономерностями.

Преобразованные человеком ПТК вместе с их антропогенными объектами называют геотехническими системами. Геотехсистемы (ландшафтно-технические, по Ф. Н. Милькову) рассматриваются как блоковые системы. Они образованы природными и техническими блоками (подсистемами), развитие которых подчинено и природным, и социально-экономическим закономерностям при ведущей роли тех­нического блока.

Природно-хозяйственные геосистемы рассматривают с позиции триады: «природа - хозяйство - общество» (рис. 2). В зависимости от вида и интенсивности антропогенного воздействия формируются вто­ричные по отношению к ландшафтам природно-хозяйственные гео­системы различного ранга.


Лекция № 3.

Тема: Классификация методов физико-географических исследований.

1. Классификация по критерию универсальности.

2. Классификация методов по способу изучения.

3. Классификация по положению в системе этапов познания.

4. Классификация по классам решаемых задач.

5. Классификация по критерию научной новизны